Викторина по сказкам К.И. Чуковского
план-конспект урока (2 класс)
Недалеко от Москвы, в посёлке Переделкино, в небольшом доме много лет жил высокий седой человек, которого знали все дети страны. Это он придумал множество сказочных героев: Муху-Цокотуху, Бармалея, Мойдодыра. Звали этого замечательного человека Корней Иванович Чуковский.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
viktorina-po-skazkam-k-i-chukovskogo.docx | 36.22 КБ |
Предварительный просмотр:
ВИКТОРИНА «СКАЗКИ К.И. ЧУКОВСКОГО»
План викторины:
Вступительное слово учителя.
I тур – «Вспомни сказку».
II тур - «Кто есть кто».
III тур. «Конкурс знатоков».
Аукцион
IV тур. «Корзинка с потерянными вещами».
V тур. «Звуковая страничка»
VI тур. «Расшифруйте имена сказочных героев».
VII тур. «Героический поступок».
VIII тур. « Найди связь».
Подведение итогов.
Ход мероприятия.
- Недалеко от Москвы, в посёлке Переделкино, в небольшом доме много лет жил высокий седой человек, которого знали все дети страны. Это он придумал множество сказочных героев: Муху-Цокотуху, Бармалея, Мойдодыра. Звали этого замечательного человека Корней Иванович Чуковский.
31 марта 2014 г., если бы он был жив, ему исполнилось бы 132 года.
Корней Чуковский – это литературный псевдоним писателя. Настоящее его имя - Николай Васильевич Корнейчуков.
– Высокий рост, длинные руки с большими кистями, крупные черты лица, большой любопытный нос, щёточка усов, непослушная прядь волос, свисающая на лоб, смеющиеся светлые глаза и удивительно лёгкая походка. Такова внешность Корнея Ивановича Чуковского.
- Вставал он очень рано, как только всходило солнце, и сразу же принимался за работу. Весной и летом копался в огороде или в цветнике перед домом, зимой расчищал дорожки от выпавшего за ночь снега. Проработав несколько часов, он отправлялся гулять. Ходил он удивительно легко и быстро, иногда он даже пускался наперегонки с малышами, которых встречал во время прогулки. Именно таким малышам он посвятил свои книги.
Учёный, писатель, переводчик, литературовед, К.Чуковский написал для детей много стихов и сказок.
Сегодня мы совершим с вами необычное путешествие, встретимся с героями сказок Корнея Чуковского.
I тур. «Вспомни сказку».
- Вспомни, какими словами оканчивается строчка, и назови сказку.
Веселится народ- | Нет – нет! Соловей | И мне не надо |
И рыщут по дороге Слоны и носороги И говорят сердито: - Что ж нету … (Айболита) | Только вдруг из – за кусточка | А посуда вперёд и вперёд |
А за ним – то народ | Солнце по небу гуляло |
II тур. «Кто есть кто».
- Каким персонажам принадлежат эти сказочные имена?
Айболит - (доктор)
Бармалей - (разбойник)
Федора - (бабушка)
Каракула - (акула)
Мойдодыр - (умывальник)
Тотошка, Кокошка - (крокодильчики)
Цокотуха - (муха)
Барабек - (обжора)
Рыжий, усатый великан - (таракан)
- Корней Иванович Чуковский отличался большим трудолюбием: “Всегда, – писал он, – где бы я ни был: в трамвае, в очереди за хлебом, в приёмной зубного врача, – я, чтобы не тратилось попусту время, сочинял загадки для детей. Это спасало меня от умственной праздности!”
III тур. «Конкурс знатоков».
- Разгадайте кроссворд по произведениям К. Чуковского и узнаете, как называется первая сказка писателя.
По горизонтали:
- Имя акулы в сказках Чуковского.
И акула Каракула
Правым глазом подмигнула
И хохочет, и хохочет,
Будто кто её щекочет. (Айболит)
- Чудовище из сказки, пожирающее детёнышей животных.
Вот и стал Таракан победителем,
И лесов и полей повелителем.
Покорилися звери усатому.
(Чтоб ему провалиться, проклятому!)
А он между ними похаживает,
Золоченое брюхо поглаживает:
"Принесите-ка мне, звери, ваших детушек,
Я сегодня их за ужином скушаю!" (тараканище)
- Имя мухи – именинницы.
Муха, Муха-Цокотуха,
Позолоченное брюхо!
Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла.
- Имя одного из крокодильчиков, встретивших грязнулю.
Вдруг навстречу мой хороший,
Мой любимый Крокодил.
Он с Тотошей и Кокошей
По аллее проходил
- Умывальников начальник и мочалок командир.
Я - Великий Умывальник,
Знаменитый Мойдодыр,
Умывальников Начальник
И мочалок Командир!
- Кто вернул краденое солнце?
Не стерпел Медведь,
Заревел Медведь,
И на злого врага налетел Медведь.
Уж он мял его и ломал его:
"Подавай сюда наше солнышко!"
Испугался Крокодил,
Завопил, заголосил, а из пасти
Из зубастой солнце вывалилось,
В небо выкатилось!
Побежало по кустам,
По берёзовым листам.
- Какое слово повторял Айболит по пути в Африку?
И встал Айболит, побежал Айболит.
По полям, но лесам, по лугам он бежит.
И одно только слово твердит Айболит:
"Лимпопо, Лимпопо, Лимпопо!" (Айболит)
- Название стихотворения, в котором звери тащили из болота бегемота.
Наш бегемот провалился в болото...
- Провалился в болото?
- Да!
И ни туда, ни сюда!
О, если вы не придете -
Он утонет, утонет в болоте,
Умрет, пропадет
Бегемот!!! (Телефон)
По вертикали:
Первая сказка Чуковского. КРОКОДИЛ
- Сказка «Крокодил» появилась случайно. А вышло это так.
Заболел маленький сынишка К. И. Чуковского. Корней Иванович вёз его в ночном поезде. Мальчик капризничал, стонал, плакал. Чтобы хоть как-нибудь развлечь его, отец стал рассказывать ему сказку: «Жил да был крокодил, он по улицам ходил». Мальчик неожиданно затих и стал слушать. Наутро, проснувшись, он попросил, чтобы отец снова рассказал ему вчерашнюю сказку. Оказалось, что он запомнил её всю, слово в слово. Произошло это в 1916 году. А в 1919 году эта сказка вышла отдельным изданием. В этом году исполняется 95 лет со времени публикации сказки К.И.Чуковского «Крокодил».
- Послушайте фрагмент сказки «Крокодил» в исполнении учащихся 2 «А» класса.
Аукцион.
- Перед вами – варианты ответов. Сейчас будут появляться вопросы, нужно быстро дать на них ответ. В аукционе побеждает команда, давшая быстрее правильный ответ.
1.В каком произведении посуда перевоспитала свою хозяйку? («Федорино горе»)
2.Какой герой был страшным злодеем, а потом перевоспитался? («Бармалей»)
3.В какой сказке прославляют воробья? («Тараканище»)
4.Назовите сказку, главную мысль которой можно выразить словами: «Чистота – залог здоровья!» («Мойдодыр», «Федорино горе»)
5.Назовите сказку, в которой происходит страшное преступление – попытка убийства? («Муха – Цокотуха»).
6. Что просили животные в стихотворении – сказке «Телефон»: (Слон – шоколад, Газели – карусели, Мартышки – книжки, Крокодил – калоши)
7.На ком совершали путешествие в Африку Айболит и его друзья? (Волки, кит, орлы)
8. Какого «рогатого зверя» испугались портные из стихотворения «Храбрецы»? (Улитку)
9. В каких сказках героем является крокодил? («Путаница», «Тараканище», «Мойдодыр», «Телефон», «Бармалей», «Краденое солнце», «Крокодил»)
10.Как звали мальчика, который победил Крокодила? (Ваня Васильчиков)
IV тур. «Корзинка с потерянными вещами».
- В корзинке находятся разные вещи. Их кто-то потерял. Помогите найти их владельца, вспомните сказку и строчки, в которых говорится об этом предмете.
Телефон (У меня зазвонил телефон)
Воздушный шарик (Ехали медведи на велосипеде,…а за ним комарики на воздушном шарике)
Мыло (Вот и мыло подскочило)
Блюдце (А за ними блюдца)
Калоша (Пришли мне дюжину новых калош)
Термометр (И ставит им градусник)
Сито (Скачет сито по полям)
Перчатки (А потом позвонили зайчатки: «Нельзя ли прислать перчатки?»)
Монета (Муха по полю пошла, муха денежку нашла)
Шоколадка (И всем по порядку даёт шоколадку)
Ошейник (Оглянулся крокодил и Барбоса проглотил, проглотил его вместе с ошейником)
Мочалка (И мочалку словно галку, словно галку проглотил)
- Стихи Чуковского очень музыкальны. Например, к сказке “Мойдодыр” композитор Ю. Левитин написал оперу. (Опера – это музыкальное произведение, в котором все поют в сопровождении оркестра.) Вначале звучит “Увертюра” – вступление к опере. Звучат фанфары, привлекая внимание слушателей. Далее звучит лучезарный солнечный марш: “Рано утром, на рассвете умываются мышата”. Финал оперы радостный. Звучит гимн воде. Послушайте небольшой отрывок из оперы.
(Под увертюру ученики выполняют физминутку).
V тур. «Звуковая страничка»
(участники викторины слушают отрывок из произведения К. И. Чуковского и называют его)
- Бармалей
- Муха –Цокотуха
- Крокодил
- Айболит
- Федорино горе
- Мойдодыр
- Тараканище
- Телефон
- К.И.Чуковский рассказывал: “ У меня часто бывали приливы радости и веселья. Идёшь по улице и бессмысленно радуешься всему, что ты видишь: трамваям, воробьям. Готов расцеловаться с каждым встречным. Один такой день К.И.Чуковский особенно запомнил – 29 августа 1923 г. «Чувствуя себя человеком, который может творить чудеса, я не вбежал, а взлетел, как на крыльях, в нашу квартиру. Схватив какой-то запылённый бумажный клочок, с трудом отыскав карандаш, стал писать весёлую поэму о Мухиной свадьбе, причём чувствовал себя на этой свадьбе женихом. В этой сказке два праздника: именины и свадьба. Я всей душой отпраздновал оба». В этом году знаменитая сказка – юбиляр. Ей исполнилось 90 лет. Сначала сказка называлась «Мухина свадьба» (1924), а с 1927 г. издавалась под привычным нам названием «Муха Цокотуха».
Ученики 2 «Б» класса подготовили для вас чтение фрагментов из сказки «Муха – Цокотуха»
VI тур.« Расшифруйте имена сказочных героев».
- Вставьте в зашифрованные слова гласные буквы, получатся имена сказочных героев.
БРМЛЙ | ЦКТХ |
МЙДДР | ФДР |
ЙБЛТ | ТРКНЩ |
КРКДЛ | КРКЛ |
(Бармалей, Мойдодыр, Айболит, Каракула, Цокотуха, Федора, Тараканище, Крокодил)
VII тур «Героический поступок»
- Соедини героя сказки с поступком, который он совершил.
Айболит | Зажгли море. |
Воробей | Проглотил солнце. |
Крокодил | Помыла свою посуду. |
Комар | Вернул солнце в небо. |
Федора | Потушила море. |
Медведь | Спас Муху – Цокотуху. |
Бабочка | Съел таракана. |
Лисички | Вылечил зверей. |
- Этот тур назывался «Героические поступки». Но все ли поступки были героическими?
- В этом году ещё одна сказка Корнея Ивановича Чуковского - юбиляр. В 2014 году исполняется 85 лет со времени публикации сказки К.И.Чуковского «Айболит» (1929).
«Доктор Айболит» К.И.Чуковского написан на основе сюжета сказок английского писателя Хью Лофтинга про доктора Дулитла («История Доктора Дулитла», «Приключения Доктора Дулитла», «Доктор Дулитл и его звери»).
Корней Иванович Чуковский, будучи переводчиком с английского, прочитал книги Хью Лофтинга, перевел, переработал и написал свою книгу, которую назвал «Доктор Айболит». Пересказывая «Доктора Дулитла», Чуковский многие эпизоды опустил, а многие написал по-своему. Так, у Чуковского появляется новый персонаж – Бармалей.
Но, кроме литературного, у сказочного персонажа Айболита был и реально существующий прототип – детский врач Цемах Шабад, с которым К.Чуковский познакомился ещё в 1912 году.
Тимофей Осипович Шабад родился в 1864 году в городе Вильно. С детства его привлекала профессия врача. Первыми пациентами маленького Тимоши стали животные: он постоянно возился с больными котятами, щенятами, лечил кур, гусей и даже пытался помогать аистам. Закончив гимназию, он нисколько не сомневался и не колебался в выборе жизненного пути и поступил на медицинский факультет Московского университета. Окончив университет в 1889 году, он лечил бедняков и бездомных. Позже поехал в Поволжье, где рискуя жизнью, боролся с эпидемией холеры. Вернувшись в Вильнюс бесплатно лечил детей бедняков, организовывал детские приюты и больницы, не отказывал в помощи, когда к нему приносили домашних животных, лечил даже раненных уличных птиц. Чуковский вспоминал: «Был это самый добрый человек, которого я знал в жизни. Придёт, бывало к нему худенькая девочка, он говорит ей: «Ты хочешь, чтобы я выписал тебе рецепт? Нет, тебе поможет молоко. Приходи ко мне каждое утро и получишь два стакана молока». Вот я и подумал, как было бы чудно написать сказку про такого доброго доктора».
Благодарные жители поставили в городе Вильнюсе памятник удивительному доктору Айболиту, врачу с большой буквы - Тимофею Осиповичу Шабаду. Место для памятника горожане выбрали на территории детского приюта, открытого добрейшим доктором ещё при жизни.
Сюжет о докторе Айболите был воплощён в детских мультфильмах, а также в художественных фильмах:
- художественном фильме «Доктор Айболит» (1938 г);
- художественном фильме «Айболит-66» (реж.Р.Быков, в гл.роли О.Ефремов; 1966 г.);.
- мультфильме «Лимпопо» (1939 г.);
- мультфильме «Айболит и Бармалей» (1973 г.);
- мультсериале «Доктор Айболит» (1985 г.);
- мультфильме «Доктор Айболит и его звери» (1984 г.);
- мультфильме «Варвара – злая сестра Айболита» (1984 г.).
VIII тур «Найди связь»
- Объясните, какая связь существует между названиями сказок и фотографиями?
«Путаница»
«Тараканище»
«Телефон»
«Доктор Айболит»
«Мойдодыр»
«Муха – цокотуха»
спички
паук
гоголь-моголь
лягушка
Трамвай
полотенце
(В сказке «Путаница» лисички подожгли море с помощью спичек. В сказке «Тараканище» зайчики ехали на трамвае. В сказке «Телефон» у цапель болели животы от того, что они объелись лягушками. В сказке «Доктор Айболит» потчевал больных зверят гоголем-моголем. В сказке «Мойдодыр» есть строки “ Да здравствует мыло душистое и полотенце пушистое”. В сказке «Муха – цокотуха» паук напал на муху).
1) А лисички взяли спички,
К морю синему пошли,
Море синее зажгли.
2) Ехали медведи
На велосипеде.
А за ними кот
Задом наперёд.
А за ним комарики
На воздушном шарике.
А за ними раки
На хромой собаке.
Волки на кобыле.
Львы в автомобиле.
Зайчики
В трамвайчике.
Жаба на метле...
3) А потом позвонили цапли:
— Пришлите, пожалуйста, капли:
Мы лягушками нынче объелись,
И у нас животы разболелись!
4) И к полосатым
Бежит он тигрятам,
И к бедным горбатым
Больным верблюжатам,
И каждого гоголем,
Каждого моголем,
Гоголем-моголем,
Гоголем-моголем,
Гоголем-моголем потчует.
5) Да здравствует мыло душистое,
И полотенце пушистое,
И зубной порошок,
И густой гребешок!
6) Вдруг какой-то старичок
Паучок
Нашу Муху в уголок
Поволок —
Хочет бедную убить,
Цокотуху погубить!
- Сказки К. Чуковского помогают всем детям ориентироваться в окружающем мире, заставляют чувствовать себя бесстрашным участником воображаемых битв за справедливость, за добро и свободу. Стихи К. Чуковского воспитывают способность сопереживать, сострадать, сорадоваться.
- Вот какое шутливое стихотворение посвятил Корнею Ивановичу Чуковскому поэт Валентин Берестов:
Нам жалко дедушку Корнея:
В сравненье с нами он отстал,
Поскольку в детстве “ Бармалея ”
И “ Крокодила” не читал,
Не восхищался “Телефоном”
И в “Тараканище” не вник.
Как вырос он таким учёным,
Не зная самых главных книг?
Подведение итогов викторины.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Викторина по сказкам К.И.Чуковского
Вступительное слово о К.И.Чуковском, 1тур: Вспомни сказку, 2тур: Кто есть кто,3тур:Конкурс знатаков,4 тур:Корзина с потерянными вещами,5 тур:Музыкальная страничка,6 тур:Расшифруй имена сказочных герое...
Викторина по сказкам К.И.Чуковского "Чукоша"
Викторина по сказкам К.И.Чуковского...
Викторина по сказкам К.И. Чуковского
Знакомство с творчеством К.И. Чуковского....
Викторина по сказкам К.И. Чуковского
Викторина по сказкам познакомит учащихся с жизнью и творчеством К.И.Чуковского, поможет понять удивительный мир сказок, их мудрость и красоту....
Урок внеклассного чтения "Викторина по сказкам К. И. Чуковского"
ВИКТОРИНА ПО СКАЗКАМ К.И. ЧУКОВСКОГОЦели:1. Познакомить учащихся с жизнью и творчеством К.И.Чуковского, выявить читательский интерес.2. Показать детям удивительный мир сказок, их мудрость и красоту.2....
Викторина по сказкам К.И. Чуковского
Викторина по сказкам К.И. Чуковского для учеников 3 класса...
ВИКТОРИНА ПО СКАЗКАМ К.И. ЧУКОВСКОГО
Викторина по сказкам...