Методическая разработка «Навыки оперирования формальными понятиями и объектами на уроках технологии»
методическая разработка по технологии (3 класс) по теме

В настоящее время уже в начальной школе предлагается изучать отдельные понятия из разделов теоретической и прикладной информатики без компьютера для развития логического мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izo_algoritm.docx22.92 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

«Навыки оперирования формальными понятиями и объектами

 на уроках технологии»

В настоящее время уже в начальной школе предлагается изучать отдельные понятия из разделов теоретической и прикладной информатики без компьютера для развития логического мышления. Настоящий цикл из 11-ти уроков  для 3 класса предусматривает интеграцию с ИЗО и технологией и формирует общеучебные умения и навыки  в соответствии с новым Федеральным стандартом образования.

Приложение 1

Тема: «Алгоритм. Объединение множеств. Изготовление салфетки»

Цель занятия: Дать представление об использовании выразительных возможностях   в декоративно- прикладном искусстве, через знакомство с информатикой.

Задачи:

1. Образовательные:

-  Совершенствовать композиционные навыки;

- Учить видеть закономерности в окружающем мире, использовать знания в практической деятельности и при работе с компьютером;

2. Развивающие:

-  Формировать духовно-нравственную и эстетическую отзывчивость на изделия народных промыслов;

-   Укреплять межпредметные связи (изо, информатика).

3. Воспитательные.

-  Воспитывать в детях умение работать в команде, коммуникабельность, креативность.

-  Воспитывать интерес к изобразительному творчеству и вычислительным технологиям.

3. Здоровьесберегающие.

-  Формировать навыки ЗОЖ через использование здоровьесберегающих технологий.

Оборудование кабинета:

Салфетки х/б белого и яркого цветов, раздаточный материал, рисунки педагога, репродукции платков Павловского Посада, классная доска, игровое лото, бумага, художественные принадлежности.

Ход занятия.

1. Организационный момент

2. Актуализация имеющихся знаний

  На предыдущем уроке мы узнали, что такое последовательность событий. Возвращаясь к этой теме, поговорим о том, в каком порядке происходят действия, что сначала, а что потом. Давайте вспомним, как развивается цветок. (Сначала в землю попадает семя, потом появляется росток, затем бутон, и, наконец, распускается цветок.)

 Итак, мы познакомились с таким понятием, как последовательность событий. Наше наблюдение за процессом развития цветка состоит из четырёх событий, которые следуют одно за другим. Первое - в землю попадает семя, второе - появляется росток. Третье - набухает бутон, четвёртое - распускается цветок. А теперь возьмем карточки с цифрами. Смешаем карточки и разложим как придется.   Ой, что-то не так. Как вы считаете, что произошло?   Как вы уже догадались, мы имеем дело с нарушением последовательности событий.  

 Расставим нужные цифры в лото:

-сначала в землю попадает семя. Ставим цифру 1.

- потом появляется росток – цифра 2.

- затем бутон – 3

-распускается цветок – 4.

 Мы с вами обсудили, как правильно расставлять последовательность событий. И если последовательность нарушается, то получается путаница и неразбериха.  

3. Объяснение нового материала

  На предыдущем уроке мы узнали, что такое последовательность событий. Мы помним, что действия, которые приводят нас к какому-то результату, должны идти строго одно за другим.  На прошлом уроке вам было дано задание выполнить множество отпечатков на ткани. Давайте вспомним, как вы это делали (Сначала надо • приготовить клише. Это 1-е действие, • затем открыть гуашь, • открыть клей ПВА, • смешать гуашь с клеем, • нанести на поверхность клише,• сделать отпечаток на ткани.)

 Действия эти, как мы видим, шли в строгом порядке, т.е. по определённому плану. Такой порядок действий (или план) называется словом  АЛГОРИТМ.

Каждый алгоритм имеет своё название. Давайте назовём этот алгоритм  – «Изготовление салфетки». В названии объясняется цель и задача данного алгоритма. В конце алгоритма нужно поставить команду «Стоп», которая скажет, что алгоритм закончился. Опишем ваши действия.

 Итак, используем  лото:

 1. Приготовить ткань 20х20 (ставим эту картинку первой)

2. Изготовить клише  (переставляем картинку)

 3. Приготовить красящий состав (находим и переставляем эту картинку)

4. Нанести краску на клише (ставим в нужное место)

 5. Сделать оттиски на ткани (ставим эту картинку последней)

 6. Стоп (Алгоритм закончился).    

  Как вы думаете, может компьютер сам рисовать, писать, играть? Конечно, нет! Компьютер – это изобретение человека, человек придумал это «чудо техники», и он же придумал компьютерные программы, благодаря которым, компьютер умеет так много делать. Для того, чтобы компьютер выполнял требуемую операцию (к примеру, печать текста), необходимо сначала задать последовательность команд, которые приводят к нужному результату. Как называется такая последовательность команд или действий? (АЛГОРИТМ).

Например, чтобы построить космическую ракету, необходимо произвести много расчётов, сделать огромное количество больших и маленьких приборов, различных схем и механизмов. Всё это большая кропотливая работа. Но прежде, чем приступить к отдельным этапам выпуска ракеты, необходимо сначала всё описать, продумать последовательность действий. Иначе говорят, описать АЛГОРИТМ действий.

Конечно, построить ракету нам с вами  не под силу. Но описать последовательность действий  мы вполне можем. Иными словами, мы должны  задать последовательность команд, которые  вы будете выполнять, т.е. составить АЛГОРИТМ действия Ученика.   Когда мы даём команды, мы должны чётко описывать все действия.   Каждый шаг в алгоритме мы будем называть КОМАНДОЙ. В начале алгоритма принято записывать команду «НАЧАЛО», а в конце – команду «КОНЕЦ».  

Расставим действия Ученика по порядку. Опять  используем лото:

1 –е действие –НАЧАЛО. Поставим рядом с командой «Начало» кружочек с цифрой 1.

«Взять кисточку» - это второе действие. Поставим цифру 2.

 «Смочить кисточку водой» - 3 действие, ставим цифру три.

«Обмакнуть кисточку в красную краску» – 4.

«Нанести по краю салфетки красные точки» - ставим цифру 5.

 «Вымыть кисточку водой» -6 шаг.

«Высушить кисточку при помощи тряпочки» - цифра 7.

«Положить кисточку» - 8 шаг.

 «Конец» - последняя  9-я команда.

У нас получился алгоритм, состоящий из 9 шагов. Мы каждому шагу мы присвоили свой порядковый номер.

4. Выполнение творческого задания

Сейчас вы закончите по этому алгоритму роспись салфетки, и мы увидим результат – законченная салфетка.  

5.Объяснение нового материала

 Мы с вами разобрали, что такое алгоритм. Выяснили, что алгоритм – это последовательность действий, которая приводит к определённому результату. Вы знаете, что существует огромное множество самых разных компьютерных программ. Бывают программы учебные, игровые, серьёзные большие программы, с помощью которых можно наблюдать за различными явлениями в космосе, природе. Все программы, как вы, наверное, знаете, пишут люди. Их называют программистами. Каждый программист перед тем, как написать программу должен обязательно составить или получить готовый АЛГОРИТМ. Без чёткого и правильного алгоритма программист не сможет написать хорошую грамотную программу. Мы с вами нумеровали команды алгоритма по порядку, а ещё это можно сделать с помощью стрелок. На такой схеме алгоритма каждая команда записывается в прямоугольники, а между ними ставятся стрелки, которые показывают, в каком порядке нужно выполнять команды. На схеме алгоритма номера команд можно не ставить. Слова НАЧАЛО и КОНЕЦ пишутся в прямоугольниках с закруглёнными углами.  

  Сегодня мы продолжаем знакомиться с множествами. Мы уже знаем, что множества могут пересекаться, могут быть вложенными друг в друга. А теперь мы узнаем, что множества могут объединяться.   Вы изготовили салфетки по мотивам павловских платков. На одних столах лежат салфетки с цветным фоном, на других с белым фоном. Мы можем сложить две стопки соответственно.  Тогда мы будем иметь два множества – множество салфеток  с цветным фоном,   и множество салфеток  с белым фоном.  Сложим все салфетки вместе. Таким образом, образовалось множество САЛФЕТОК, которое является объединением двух множеств.  То, что мы с вами делали, называется объединением множеств. Когда мы объединяем несколько множеств, то получаем одно множество с элементами этих множеств.

6. Итог урока

 Мы узнали, что алгоритм – это не только последовательность команд, но в нём могут присутствовать и определённые условия или вопросы, на которые можно ответить «да» или «нет». Но иногда в алгоритме есть действия, которые выполняются не по одному разу. Рассмотрим пример. Ваши салфетки уже высохли. Сейчас я буду проверять, как вы справились с заданием.  Пока салфетки не закончатся,  я буду бать каждую салфетку и раскладывать в три коробки: в красную – салфетки выполненные аккуратно, правильно; в зеленую –салфетки, с незначительными погрешностями; в желтую- небрежно выполненные салфетки . У нас будет цикл (или повтор действий), пока не закончатся все салфетки. В красной коробке - работы, заслужившие оценку «5»,  в зеленой - «4»,  в желтой- «3».

Обратите внимание: в желтой коробке нет ни одной некрасивой салфетки. А это значит, что вы все замечательно справились с заданием. Молодцы!

7.Опрос детей

 Как помог алгоритм справиться с заданием? Какая работа кажется наиболее выразительной, удачной? Почему? Дети с помощью педагога учатся анализировать количество, цвет и форму деталей салфетки, технику выполнения задания, аккуратность выполнения работы и т.д.

8.Выставка работ

Педагог и учащиеся совместно решают, кто активно работал на уроке, чья работа интереснее.

Литература

Горячев А.В., Волкова Т.О.,Горина К.И. Информатика в играх и задачах. 3 класс:методические рекомендации для учителей.-М.: Баласс


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методические разработки в помощь учителям для подготовки к урокам

Здесь предсталены материалы в помощь учителям в подготовке уроков русского языка и математике....

Методическая разработка по обобщению инновационного опыта с использованием информационных технологий "Учимся рассуждать"

Материал может быть полезен для родителей, учителей начальных классов, дефектологов, педагого-психологов. Предложенные задания направлены на развитие когнитивной сферы: памяти, внимания, мышления, про...

Методическая разработка по обобщению инновационного опыта с использованием информационных технологий "Учимся думать"

Задания могут использоваться для развития познавательных процессов с детьми в возрасте от 5 до 8 лет родителями, педагогами начальных классов, воспитателями детских садов, дефектологами, психологами....

Методическая разработка внеклассного мероприятия с использованием игровых и здоровьесберегающих технологий "Там на неведомых дорожках"

Сценарий мероприятия для воспитанников начальной школы, позволяющий в доступной игровой форме закрепить представления и знания о здоровом образе жизни....

Учебно - методическая разработка по изучению морфологии в начальных классах, по технологии «Пять пальчиков»

Суть технологии в том, что учащиеся, начиная с первого класса, в игровой форме, при изучении слов - предметов дают им характеристики, загибая пальчики (устная форма изучения). Тем самым выстраивая пос...

Методическая разработка по математике для четвёртого класса с использованием технологии критического мышления "Деление и умножение на круглые числа. Закрепление пройденного".

Методическая разработка по математике выполнена с использованием технологии критического мышления. Показана методика фронтальной работы, работы в группах и в парах.Использованы межпредметные связи с л...

Методическая разработка по теме: « Использование в образовательном процессе ИКТ технологий для обучения детей с ОВЗ».

В данной разхработке указывается важность применения ИКТ технологий для обучения детей с ОВЗ....