Ручной труд как средство коррекции недостатков развития умственно отсталых детей
статья по технологии по теме

 

Умственно отсталые школьники располагают значительными потенциальными возможностями, которые могут быть успешно реализованы с помощью соответствующей методики как на уроках так и на занятиях кружка.

 

Трудовая деятельность находится в тесном взаимодействии с общим развитием ребенка, поскольку в процессе техники работы с бисером участвует не та или иная отдельная функция, а их комплекс в целом (в виде развития мелкой моторики – забывая о том, что способности детей находятся на кончиках их пальцев. (В. Сухомлинскии).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ручной труд как средство коррекции недостатков развития умственно отсталых детей

Сегодня в связи с изменениями в различных сферах жизни актуализировались вопросы, связанные с подготовкой подрастающего поколения к самостоятельной жизни. Особого подхода в этом плане требуют дети с проблемами в психофизическом развитии. Признание прав такого ребенка, его интересов, потребностей, оказание помощи в процессе его личностного становления, в выборе соответствующей профессиональной деятельности являются чрезвычайно важными.

В личности как целостной системе одни звенья, структурные элементы могут доминировать, в то время как другие - тормозиться в зависимости от требований действительности, задач, которые решает человек в конкретной ситуации, и т. п. Личность человека есть результат сложного действия и взаимодействия многочисленных факторов. Поэтому и структуру личности надо рассматривать не в общем, а в генезисе и развитии применительно к конкретно сложившимся условиям жизни и воспитания.

Все вышесказанное в полной мере относится к личности нормально развивающегося ребенка. Но все это, за одним исключением, в той же мере относится и к личности умственно отсталого ребенка. И это исключение, как ни парадоксально, заключается в том, что биологический дефект развития (нарушение высших отделов коры головного мозга, эмоционально-волевой сферы и т. д.) делает детей, объединенных одним диагнозом «олигофрения в степени дебильности», не менее индивидуальными, более того, в силу особенностей дефекта (времени поражения, тяжести, локализации в коре головного мозга и других факторов) формирует личность умственно отсталого более неповторимой, чем нормально развивающегося сверстника.

Важным средством всестороннего развития учащихся и весьма

эффективным способом коррекции отклонений в развитии является

 ручной труд с умственно отсталыми детьми.

Трудовая деятельность находится в тесном взаимодействии с общим развитием ребенка, поскольку в процессе техники работы с бисером участвует не та или иная отдельная функция, а их комплекс в целом (в виде развития мелкой моторики – забывая о том, что способности детей находятся на кончиках их пальцев. (В. Сухомлинскии).

Умственно отсталые школьники располагают значительными потенциальными возможностями, которые могут быть успешно реализованы с помощью соответствующей методики как на уроках так и на занятиях кружка.

Под влиянием правильно осуществляемого обучения ручной  деятельности совершенствуются познавательные процессы: дифференцируется восприятие, обогащаются представления, развиваются наблюдательность и произвольное внимание, происходят положительные сдвиги в выполнении умственных операций. Ручная деятельность в значительной степени содействует совершенствованию эмоционально-волевой и двигательно-моторной сферы. Кроме того, она способствует обогащению и развитию речи детей. Этот вид деятельности служит одним из средств социальной и трудовой адаптации учащихся.

Коррекционно-развивающее влияние трудовой деятельности на личность ребенка может осуществляться при соблюдении следующих психолого-дидактических положений:

• неукоснительное и систематическое соблюдение принципа коррекционной направленности обучения на всех этапах работы над схемой;

• учет особенностей различных групп умственно отсталых, позволяющий организовать дифференцированное педагогическое воздействие; даже приблизительное деление учащихся на подгруппы в соответствии с их познавательными и творческими возможностями может служить ряду практических целей;

• активизация интеллектуальной деятельности учащихся в процессе их над рукодельным изделием; в ходе такой активизации учитель побуждает детей к предварительному осмыслению структуры выполнения, определению последовательности построения схемы рисунка, сопоставлению рисунка с образцом, осуществлению контроля за выполняемыми ручными действиями и т.п.;

• побуждение учащихся к словесному обозначению выполняемых ими действий и их результата;

• словесное обозначение (учителем) демонстрируемого образца и процесса создания (в дидактических целях) бисеро-изделия;

• формирование интереса к ручному труду и повышение мотивации трудовой деятельности;

• организация пропедевтического периода обучения; в этот период закладываются основы перцептивных действий, т. е. формируется умение обследовать предметы и их свойства (форма, величина, цвет, пространственные отношения).

Принципиально важное значение в осуществлении целенаправленного учебно-воспитательного процесса имеет содержание обучения. Эффективность коррекционной работы на занятиях ручного труда возрастает, если выполняемые детьми задания:

• активно влияют на сенсорные процессы, познавательную деятельность, эмоционально-волевую и двигательно-моторную сферы;

• соответствуют ближайшим возможностям умственно отсталых детей (этим возможностям должны соответствовать структура объекта рукоделия, количество создаваемых предметов; во время тематического бисероплетения детям надо предлагать создавать достаточно конкретные предметы);

• активизируют и стимулируют интеллектуальную и практическую деятельность;

• позволяют формировать и закреплять умения и навыки (владение разнообразии способов работы с бисером, регулирование движений в соответствии с задачами создания, правильная передача пространственных свойств предметов);

• предусматривают закрепление знакомых действий на разном по содержанию материале;

• способствуют всестороннему развитию;

• имеют практическое и общественное значение;

• доставляют радость и чувство удовлетворения;

• могут быть выполнены (как правило) в течение одного урока.

Основополагающая задача ручной деятельности (бисероплетения ) состоит не столько в том, чтобы научить детей изображать какие-либо предметы и явления, сколько в том, чтобы оптимальным образом использовать ее в качестве важного педагогического средства, направленного на преодоление или ослабление присущих детям недостатков. Отличительной чертой бисероплетения является то что ребенок через сензитивное восприятие ( чувственное восприятие предмета рукоделия ) начинает общаться с окружающим миром, получает социальный опыт адаптации в коллективе ребят- единомышленников.

Коррекционно-развивающий эффект систематических занятий по бисероплетению может быть достигнут в том случае, если учитываются особенности трудовой деятельности умственно отсталых школьников, применяются специальные педагогические методы и средства, обеспечивающие максимальное использование имеющихся у учащихся потенциальных положительных сторон, правильно определяется содержание обучения в соответствии с перспективой на «зону ближайшего развития».

Следует обеспечить оптимальное соотношение (распределение часов) между различными видами работы с бисером. На первоначальном этапе целесообразно уделять наибольшее внимание плетению. По способу выполнения можно разделить на такие группы:

— низание в одну нить, или одной иглой;

— низание в две нити, или двумя иглами;

— низание изделий на проволочной основе;

— плетение;

— изготовление объемных изделий;

— вышивание бисером и стеклярусом

Этот вид работы с бисером дается умственно отсталым детям с наименьшим трудом. Кроме того, от него легче переходить к изготовлению объемных изделий и вышиванию бисером и стеклярусом.

Самые большие трудности учащиеся испытывают при вышивании. Вышивание — очень сложный для младших школьников вид рукоделия. Это связано прежде всего с размерами самого бисера, а также с маленькой толщиной бисерных игл. Кроме того, сложна и сама технология вышивания.

Задачи.

Образовательные: Ознакомление  детей с народным декоративным искусством казанских татар    (вышивка «плетением», аппликацией). Формировать представления о вышивки бисером, учитывая традиции татарского народа, их использование в бытовых обрядах.

Раскрыть специфику узорного украшения различных изделий: украшений, одежды, головных уборов. Обогатить знания детей об использовании растительных мотивов и рисунков в традиционных народных изделиях.

Развивать познавательные способности учащихся в процессе работы с учебными материалами, литературой, образцами и технологическими картами.

Познакомить с их наименованиями, техникой орнаментирования и цветовых сочетаний.

познакомить с основными приемами плетения; научить плести основу изделия и пользоваться технологической картой; расширить словарный запас и кругозор посредством  тематических бесед; познакомить  со схемой изготовления изделий; научить читать условные знаки (схемы) и работать по нем самостоятельно, познакомить с наименованиями, характером цветовых  сочетаний украшений, расположения элементов орнамента (цветка, листьев, стебля).

Коррекционно-развивающие: Учить разработать последовательность  изготовления изделий по мере постепенного  усложнения методов и приемов их изготовления.

Развивать аналитические способности, логическое мышление, память, внимание, коммуникативные способности, художественный вкус, пространственное воображение; развивать глазомер, мелкую маторику рук, сенсоматорику.

На практических занятиях  формировать  навыки и умения по изготовлению изделий на основе знаний, полученных в процессе теоретического обучения и художественно – содержательного анализа изделий.

Воспитательные: Осуществлять  работу по интернациональному воспитанию, способствовать развитию гордости и уважения к своему народу, к его многовековой истории и национальной культуре.

 Умение работать в коллективе, воспитывать аккуратность, усидчивость, терпение, внимание, целенаправленность, критичность, трудоемкость, эстетический вкус, волевые качества, развивать художественную культуру в процессе, творческого труда при изготовлении полезных вещей.

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ с учетом психомоторного развития учащихся  мл классов.

Работая с умственно отсталыми детьми нужно учитывать:

главными являются преобладание чувственного (сенсорного) восприятия мира и стремление познавать мир в игре.

В этом возрасте формируются представления о труде и его необходимости, воспитывается культура труда и формируется рациональное планирование работы.

Следует обратить внимание детей на организацию рабочего места и разумное использование материалов. Особое внимание уделяется соблюдению правил безопасности труда и охране здоровья (в данном случае охране зрения), воспитанию коллективизма.

В трудовой процесс вводятся элементы занимательности и игры.

Применительно к работе с бисером — это изготовление изделий для кукол или в подарок, изготовление простых игрушек из бисера.

Учитывая непосредственное восприятие мира детьми, необходимо объяснять новый учебный материал предельно конкретно, наглядно.

Образцы, особенно увеличенные, показывать в разных положениях, при этом подчеркивать их особенности (форма, величина, цвет или цветовые сочетания, предмет в целом и соотношение его частей). Поэтому чем сложнее изучаемый технологический прием, тем более занимательным и хорошо известным должно быть изделие. Например, параллельное низание как один из видов низания в две нити можно изучать при изготовлении бабочек или игрушки-пирамидки.

Дети этого возраста стремятся подражать наглядному показу действий. Каждый технологический прием можно разделить на конкретные действия, и каждое из этих действий неоднократно показывать на ряде уроков.

Следует поддерживать в детях стремление к независимости и самостоятельности. По мере овладения детьми каким-либо трудовым приемом следует разрешать им самостоятельно выбирать материал для работы, подбирать цветовые сочетания и даже вариант изделия. Например, при изучении изготовления цепочки «в крестик» на раздаточных таблицах-схемах представлено, с учетом различных цветовых сочетаний, более 10 вариантов.

Учащиеся сами выбирают понравившийся им вариант и самостоятельно подбирают необходимый материал для работы (бисер разного цвета, бисер и стеклярус и т. п.).

Стремление к самостоятельности и независимости в этом возрасте тесно связано с появлением способности выполнять сложные системы действий. Это значит, что в интересном для них труде дети способны выполнять действия достаточной сложности. При этом у них зарождается элемент творчества. Это следует всячески поддерживать и помогать проявлять детям свои скрытые творческие возможности.

У детей этого возраста еще слабо развито пространственное воображение.

Педагог должен учитывать эту особенность и на каждом уроке обращать внимание учащихся на передачу образа изделия в схеме условными значками: кружочки — бусины и бисерины, прямоугольники — стеклярус, линия — нитка, леска, проволока, стрелка — направление движения нитки (лески, проволоки) от бусинки к бусинке или внутри бусинки.

Видимо, именно особенность пространственных представлений влияет на то, что по таблицам и схемам малого формата дети порой усваивают объяснение лучше, чем по изображению на доске. Очевидно, процесс соотнесения формата схемы и материала в этом случае значительно легче.

Из-за слабо развитой мускулатуры пальцев и рук, отсутствия достаточной координации движений у некоторых детей знание не переходит в умение длительное время. Педагог сталкивается с тем, что ребенок понимает, «что» и «как» надо сделать, но не может. Такие дети резко отстают от других сверстников именно на уроках труда. Здесь нужны совместные действия учителя и воспитателя как по развитию мелкой моторики, так и по формированию и воспитанию чувства уверенности в себе.

Воспитание чувства коллективизма и взаимопомощи на уроках труда при работе с бисером может идти через помощь соседу в выборе материала по цвету, обмен или деление материала для работы, показ способа действия. Кстати, часто дети лучше понимают объяснения или просто показ действий сверстниками.

ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ РАБОТЫ:

Словесный – предварительная беседа, словесный инструктаж с использованием терминов и выражений, принятых в бисероплетении.

Наглядный – показ образца изделия, анализ образца. Составление плана работы по изготовлению изделия;

Практической последовательности – изготовление изделия под руководством воспитателя, самостоятельно, индивидуальные и коллективные творческие работы.

ЗНАНИЯ, УМЕНИЯ, НАВЫКИ

ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ:

  1. Что такое бисероплетение,
  2. Термины: плетение, вышивание бисером  названия материалов (бисер, бусины, стеклярус,    пайетки,  блестки).
  3. Крепежные материалы (нитки – синтетические, №50 капроновые армированные, тонкая леска, для объемных работ – тонкие медные проволоки,
  4. Правила пользования иглой и ножницами, правила техники безопасности при работе и иглой и ножницами.

ДОЛЖНЫ УМЕТЬ:

  1. пользоваться иглами, проволокой и леской, ножницами. Пользоваться основными способами выполнения: (низания в одну нить, низание в две нити, низание изделий на проволочной основе, плетение, изготовление объемных изделий, вышивание бисером и стеклярусом);
  2. пользоваться  технологической картой;
  3. делать украшения (цепочки, броши, браслеты), украшения для помещений, объемные изделия; анализировать образец, анализировать свою работу;
  4. составлять композиции из готовых поделок.

 ДОЛЖНЫ ОВЛАДЕТЬ НАВЫКАМИ

  1. бисероплетения;
  2. низания бисера;
  3. изготовления объемных изделий из бисера и стекляруса;
  4. вышивание бисером и стеклярусом.

Необходимо подчеркнуть ведущую роль воспитателя в осуществлении коррекционно-воспитательной работы на занятиях по бисероплетению. Педагог управляет процессами внутренней и внешней деятельности школьников.

Занятия приобретают действенный характер, если воспитатель ясно представляет себе особые задачи специальной школы, хорошо знает методику и специфику работы с умственно отсталыми детьми.

Все этапы занятия тесно взаимосвязаны, и успешное освоение текущего материала необходимо для обучения на последующих этапах

Воспитатель вправе сократить или увеличить количество учебного , времени для прохождения той или иной темы, исходя из конкретных условий, связанных с особенностями усвоения школьниками учебного материала. Он может варьировать требования к оценке усвоенного ими объема знаний, умений и навыков, устанавливая необходимый и достаточный объем учебного материала в соответствии с индивидуальными возможностями учащихся.

На каждом этапе занятия учитель должен видеть индивидуальные возможности ученика при восприятии и осмыслении им того или иного учебного материала. Только анализируя динамику изменений на протяжении занятия, происходящих у школьника, учитель своевременно выявит слабые его стороны и в нужный момент поможет ему справиться с заданием.

Наблюдая за выполнением тех или иных учебных заданий, учитель оценивает не только то, как ученик работает, но и отмечает его реакцию на оценку результатов своего труда. В учебной деятельности хорошо проявляются положительные и отрицательные личностные особенности каждого ученика. Учитель опирается на сохранные стороны личности школьника.

У детей с нарушением интеллекта наблюдается недоразвитие самооценки и самоконтроля, что проявляется в аффективных и неадекватных реакциях на оценку результатов своей учебной деятельности. Школьники с низкими возможностями обучаемости не всегда могут принять завышенные, по их мнению, требования учителя, правильно оценить свои способности. Они обидчивы, в состоянии аффекта агрессивны, у них возможны проявления негативизма и в конце концов эти ученики могут совсем отказаться от работы. Учителю следует учитывать психологические особенности своих воспитанников, трудности, переживаемые ими, и предъявлять к ним адекватные требования, всячески поощряя усилия, затраченные учеником на выполнение работы.

Поощряя такое сохранное качество ребенка, как старательность и желание трудиться на доступном для него уровне требований, можно постепенно добиться усвоения необходимых знаний и умений. Старательному ученику, испытывающему трудности в обучении, целесообразно похвалить «ты старался, но сегодня не все получилось В следующии раз обьязательно получится.»  и дополнять словами «Молодец!», «Старательный!»

Правильная оценка возможностей работы с бисером дает надежный ключ к его использованию в качестве продуктивного средства педагогического изучения детей. Наблюдая за ручной деятельностью ребенка, можно получить о нем такие ценные сведения, которые трудно обнаружить в других условиях. Данные наблюдений существенно дополняют характеристику ребенка. Кроме того, они помогают правильно организовать индивидуальную работу.

Усвоенные во время занятии знания, умения и навыки могут быть эффективно использованы также и на занятиях по другим предметам. Работа с бисером полезна для выроботки у детей уверенности в себе, внимания, для развития мелкой моторики. Иначе говоря, бисероплетение может выступать в качестве метода обучения. На разных уроках детям целесообразно предлагать разнообразные техники выполнения.

Необходимо в максимальной степени использовать бисерное рукоделие для развития познавательных интересов. Важно, чтобы занятия по работе с бисером служили одним из существенных элементов коррекционно-развиваюшего обучения.

Соблюдение всех этих требований позволит более рационально использовать трудовую деятельность в соответствии с особыми задачами специальных учреждений.

Литература :

1.И. А Грошенков – Изобразительная деятельность в специальной ( коррекционной ) школе 8 вида. –М., Издательский центр  « Академия », 2002г.

2. « Ручной труд как средство коррекции умственного развития дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.» Дефектология №3 -1996г.

Из бисера, сверкающего ярко, 
Рукой умелой создан был цветок. 
Купаясь в удовольствиях достатка, 
В живых цветах печально одинок. 
Он рауты привычно посещает, 
Переливаясь в бархате, шелках, 
Всеобщий вздох восторга вызывает, 
Играя искрами в людских руках. 
Как знак любви его друг другу дарят 
Напротяженьи многих долгих лет. 
И радуются, что он не увянет, 
Гадают, чей скрывает он секрет. 
На бархатной подушке отдыхая 
От пляски дикой бесконечных дней, 
Во тьме немого сейфа он вздыхая, 
Желает вновь рассыпаться скорей, 
И засыпает жизнью утомлённый, 
Мечты свои оставив напотом, 
И видит сон, где он в траве зелёной 
Цветёт живой в дыхании земном.

ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ.

1/Перед началом работы воспитатель должен проверить освещение  «Мастерской».

2/ Воспитатель проверяет качество и количество специальных бисерных иголок, если они используются в работе. Иголки раздаются непосредственно  каждому учащемуся перед началом работы.

3/ Должны быть подготовлены таблицы «Гимнастика для глаз», достаточно крупные, чтобы их было хорошо видно. При выполнении упражнений воспитатель контролирует темы и правильность выполнения.

4/ Воспитатель проверяет наличие необходимых инструментов и приспособлений, а так же следит за тем, чтобы на рабочих местах учащихся не было ничего лишнего.

Техника безопасности во время работы

1/ Учащиеся могут приступать к работе только после проведения вводного инструктажа по охране труда и подробного объяснения воспитателем безопасных приемов работы. Самое важное на занятиях по работе с мелкими предметами соблюдение  правильного режима труда и отдыха в течении урока и проведение «Гимнастики для глаз».

2/ При получении травмы пострадавший или очевидец происшедшего немедленно сообщает об этом  учителю, который приостанавливает работу учащихся для  предотвращения возникновения новых подобных ситуаций.

3/ В случае необходимости воспитатель оказывает до врачебную помощь пострадавшему, направляет его в медицинский кабинет. Воспитатель ставит в известность администрацию школы в письменном виде.


. ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ

1. По окончании работы учащиеся должны убрать все инструменты и приспособления по указанию педа гога.

2. Незаконченные работы убираются в специальные пакеты-грипперы (с замочком), предотвращающие рас сыпание бусин и бисера. Неиспользованный бисер (стек лярус, бусины) учащиеся сразу же убирают в пакетики или другие небьющиеся емкости, стараясь не рассыпать его по полу.

3. Если в работе использовались бисерные иголки, то учитель сам собирает их, проверяя наличие по счету.

4. Учащиеся снимают рабочую одежду и моют руки с мылом.

Согласовано:

Заместитель                                                    Заведующий кабинетом руководителя учреждения

 по учебной работе

(подпись)                                                                  (подпись) _______ 200    г.                  «___»________ 200    г.


Гимнастика  для  глаз №1

Упражнение № 1

 И.п – сидя свободно, без напряжения

  1. Закрыть глаза
  2. Сложить ладони «домиком» - тыльная сторона кисти и пальцы образуют почти прямой угол. Большой палец лежит сбоку на указательном, в области второго от ногтя сустава. Положить согнутые  таким образом ладони на глазницы, но не касаться при этом глазных яблок. Центр ладони находится напротив зрачка.
  3. Представить себе, что внутри ладоней находится маленькая печка. Тепло практически сразу соберется внутри ладони. В течение 0,5 – 1 мин.  необходимо направлять это тепло а глаза.

Можно использовать стихотворение:

    « От работы бисером

                     глазки отдыхали,

мы согрели их ладошкой,

чтоб не уставали»

 Упражнение №  2 - закрыть глаза.

     

 -посидеть, слушая тихо звучащую музыку около 1-2 мин. зависит от                 напряженности предыдущей работы.

   -Открыть глаза.

Упражнение №  3

И.п – сидя без напряжения, руки опущены на колени. Плечи свободны.

  1. закрыть глаза, но не слишком плотно при этом смыкать веки. Глаза смотрят вперед горизонтально.
  2. Не открывая глаза, медленно делать или круговые движения 5-10 раз в такой последовательности: налево – вверх – направо – вниз.
  3. Повторить круговые движения в обратном направлении также 5-10 раз.

Упражнение №  4

И.п – сидя с закрытыми глазами, вытянуть правую руку вперед перед собой, согнув ее  тыльной стороной кисти к себе. Взгляд зафиксировать на ногте среднего пальца.

  1. Не поворачивая голову, перевести руку по горизонтали вправо так, чтобы она оказалась на одной линии с плечом. При этом продолжать фиксировать взгляд на ногте.
  2. Затем медленно перевести руку по горизонтали влево, также следя за ногтем и фиксируя его взглядом.
  3. Опустите руку вниз.
  1. На счет: 5,6,7,8 повторить упражнение с использованием левой руки.

Выполнять по 5 раз для каждой руки.

Упражнение №  5

И.п – сидя с открытыми глазами.

  1. Вытянуть руку перед собой, согнув тыльной стороной кисти к себе (как в упражнении 4).
  2. Зафиксировать взгляд на ногте среднего пальца. Медленно  приближать кисть к носу, сгибая ее в локте. Взгляд по-прежнему фиксировать на ногте (10-15 раз).
  3. Медленно отодвигать кисть от себя до исходного положения (10-15 раз).

Упражнение №  6

И.п – сидя спокойно, руки расслаблены и лежат на коленях.

  1. Поднять  глаза вверх и отпустить  их вниз. Это можно делать по воображаемой линии. Для младших школьников лучше нарисовать таблицу, которая будет постоянно находиться перед ними.
  2. Выполнять движения глазами влево и вправо (можно с опорой на рисунок).
  3. Очертить взглядом восьмерку, расположенную по горизонтали. Сначала слева направо, затем справа налево.
  4. Чтобы учащиеся чаще выполняли это простое, но очень полезное упражнение,  все 4 фигуры-направления рисуют на одной таблице. Рисунок можно выполнить поочередно (для учащихся 1-2 классов), а можно в одном рисунке совместить все направления движений глаз (для учащихся 3-4 классов, которые хорошо знают эти упражнения).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кукольный театр как средство коррекции недостатков психического развития детей с нарушением интеллекта.

Все новое - это хорошо  забытое  старое. Арттерапия, игротерапия все чаще применяется в учебно-воспитательном процессе. Сказки несут в себе обучающую информацию и ценное  ненавязчивое ...

"Развитие творческих способностей умственно отсталых детей посредством театрализованной деятельности"

Роль театрализованной деятельности в развитии умственно отсталых детей. Система работы, музыкальные игры- драматизации. Программы по театрализованной деятельности "Арт- фантазия" Чуриловой Э.Г. и "Теа...

Коррекции памяти умственно отсталых детей в контексте развития модальности восприятия

Упражнения lдля коррекции памяти  умственно отсталых детей в контексте развития модальности восприятия могут предлагаться детям разного возраста, при этом подбирается определенный стимульный мате...

Использование физкультминуток как средства повышения работоспособности умственно отсталых детей младшего школьного возраста

В данной статье рассматривается один из способов повышения работоспособности умственно отсталых детей младшего школьного возраста в учебном процессе....

Нейродинамическая гимнастика как средство коррекции и развития интеллектуальных возможностей детей с ОВЗ

В настоящее время растет число детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). У большинства современных детей, а особенно с ОВЗ, отмечается общее моторное отставание, а отсутствие физической нагр...

Гимнастика мозга как средство коррекции и развития интеллектуальных способностей детей с ограниченными возможностями здоровья

Конспект занятия-тренинга по нейропсихологической коррекции психических процессов для учащихся с ограниченными возможностями здоровья Приветствие  «Здравствуй, Саша!» Цель: ...