Рабочая программа по технологии "Школа России" 4 класс
рабочая программа по технологии (4 класс) на тему

Рабочая программа по технологии  "Школа России" 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologiya.doc145.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Рабочая программа по предмету «Технология» в 4 классе создана на основе Закона «Об образовании» РФ (в действующей редакции), Закона «Об образовании» РТ (в действующей редакции), федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденного приказом Минобразования России от 5 марта 2004 г. № 1089, государственной программе Т. М. Геронимус «Школа мастеров» и   на основе  примерной  типовой  программы по информатике,  авторской программы   А.В.Горячева, 2004 г.

Согласно базисному учебному плану на изучение технологии отводится 2 ч в неделю (68 ч в год). В  Федеральном стандарте информатика в начальной школе не выделена как отдельный предмет, а вводиться как учебный модуль предмета «Технология» в 3-4 классах, 1 час в неделю.  

Цели и задачи изучения учебного предмета

развитие конструктивно-технических способностей учащихся, образного и технического мышления, пространственного воображения, сенсорики и мелкой моторики рук;

освоение знаний о роли трудовой деятельности человека в преобразовании окружающего мира, первоначальных представлений о мире профессий;

овладение начальными технологическими знаниями, трудовыми умениями и навыками, опытом практической деятельности по созданию личностно и общественно значимых объектов труда; овладение практическими способами планирования, организации и объективной оценки своей работы.

воспитание трудолюбия, усидчивости, уважительного отношения к людям и результатам труда, практическое применение правил сотрудничества в коллективной деятельности.

развитие способностей ориентироваться в информации разного вида; элементов алгоритмической деятельности; образного и логического мышления;

освоение знаний, составляющих основу информационной культуры;

овладение умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни[1];

воспитание интереса к информационной и коммуникационной деятельности; этических норм работы с информацией, бережного отношения к техническим устройствам.

Содержание программы учебного предмета

Алгоритмы ( 9 ч.)

Вводное занятие. Техника безопасности и правила поведения в кабинете. Что такое Алгоритм? Схема алгоритма. Алгоритмы с ветвлением. Цикл в алгоритме. Смешанный алгоритм (Алгоритмы с ветвлениями и циклами). Практика. (информация в жизни человека. Примеры информационных объектов: текстовых, числовых, графических, звуковых. Источники информации (книги, пресса, радио, телевидение, Интернет, устное сообщение). Этические нормы работы с информацией).

Работа с природным материалом, бумагой, картоном, пластическим материалом ( 6 ч.)            

Объемные игрушки из природных материалов «Райская птичка» (многообразие материалов и сферы их применения: природные материалы, древесина, бумага, картон, металл, текстильные и пластичные материалы (называние, сравнение, использование). Выбор материалов по их свойствам. Подготовка материалов к работе. Бережное использование и экономное расходование материалов. рациональное размещение инструментов и материалов на рабочем месте. Соблюдение безопасных приемов труда при работе с различными инструментами, материалами, бытовыми электроприборами). Объемные игрушки из природных материалов «Лесные строители». Изделие из пластического материала (солёное тесто) «Гномик». Ребристая упаковка для объемного подарка «Бабушкин сундучок» (Изготовление изделий из бумаги и картона, основные приемы работы: разметка, резание, сгибание, складывание, склеивание. Последовательность операций. Декоративное оформление изделий). Изготовление тетрадки-малышки.

Группы объектов ( 8 ч.)

Состав и действия объектов. Группа объектов. Общее название. Общие свойства объектов одного класса. Выделение объекта из класса. Собственное имя объекта. Отличительные признаки объектов. Общие и отличительные признаки, классификация и описание объектов, закрепление пройденного материала. Практика (Работа с информацией: передача, поиск, преобразование, хранение (в том числе на компьютере). Упорядочение информации по алфавиту и числовым параметрам (возрастанию и убыванию). Построение простейших логических выражений с использованием связок: «и», «для всех», «или» «не». Команда, исполнитель команд, алгоритм. Примеры простейших алгоритмов (в том числе компьютерных).

Работа с бумагой,  с конструктором ( 7 ч.)

Работа с конструктором. Каскад колокольчиков. Новогодние сувениры из ажурного нитяного кокона «Ажурный елочный шарик». Елочное украшение «Складная звезда». Новогодние сувениры из ажурного нитяного кокона «Цыпленок». Елочная подвеска «Золотая рыбка» (определение формы, размеров, последовательности изготовления изделий по рисункам, схемам, эскизам. Разметка деталей по шаблонам и с применением разметочных инструментов. Использование измерений для решения практических задач. Выявление дефектов и их устранение).

Логические рассуждения( 11 ч. )

Множество. Число элементов множества. Логические операции. Пересечение множеств. Истинность высказывания. Отрицание. Истинность составного высказывания. Истинность составного высказывания. Ориентированный граф. Практика (компьютер, назначение основных устройств. Правила поведения и техника безопасности).

Работа с разными материалами (нитки, кожа) (15 ч.)

Лягушонок-озорник из бумажных конусов. Рамка для фотографий. Папочка-игольница. Конфетница из половинки нитяного ажурного кокона. Корзиночка. Аппликация «Полет в космос». Аппликация «Скоро дождик». Кожаная закладка. Брелок для ключей. Проект «Клумба» (Изготовление изделий из текстильных материалов. Овладение основными приемами работы с тканью: разметка, резание, соединение деталей нитками и клеем, обработка края).

Аналогия ( 6 ч.)

Аналогия. Закономерность. Аналогичная закономерность. Практика (умения работать с наглядно представленными на экране информационными объектами с применением мыши и клавиатуры. Работа с простыми информационными объектами: текст, звук, таблица, изображение. Цифровое фото- и видео- изображение в учебной деятельности. Набор текстов, конструирование изображений).

 

Работа с разными материалами (пенопласт, ткань) (7 ч.)

Динамическая игрушка «Зайчик-дергунчик». Пенопластовые фигурки «Лебединое озеро»

Однослойная прихватка

Требования к уровню подготовки обучающегося

В результате изучения технологии ученик должен

знать

роль трудовой деятельности в жизни человека;

влияние технологической деятельности человека на окружающую среду и здоровье;

область применения и назначение различных машин, технических устройств и инструментов;

уметь

сравнивать и выделять особенности содержания различных профессий;

осуществлять организацию и планирование собственной трудовой деятельности, осуществлять контроль за ее ходом и оценивать ее результаты;

моделировать несложные объекты из деталей конструктора и различных материалов по собственному замыслу;

соотносить на основе сравнения свойства материалов и области их применения;

получать необходимую информацию об объекте деятельности, используя рисунки, схемы эскизы;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

соблюдать последовательность технологических операций при изготовлении и сборке изделия;

осуществлять поиск информации для решения технологических задач;

изготавливать изделия из доступных материалов по образцу, эскизу, рисунку, сборной схеме;

осуществлять декоративное оформление и отделку изделий;

осуществлять мелкий ремонт одежды и предметов быта;

соблюдать правила личной гигиены и безопасные приемы работы с материалами, инструментами, электроприборами;

осуществлять сотрудничество в трудовом процессе.

знать/понимать

находить общее в составных частях и действиях у всех предметов из одного класса (группы однородных предметов);

называть общие признаки предметов из одного класса (группы однородных предметов) и значения признаков у разных предметов из этого класса;

изображать графы;

выбирать граф, правильно изображающий предложенную ситуацию;

находить на схеме область пересечения двух множеств и называть элементы из этой области;

находить пары предметов с аналогичным составом, действиями, признаками;

находить закономерности  и восстанавливать пропущенные элементы цепочки или таблицы;

соблюдать закономерность, аналогичную заданной;

формировать и применять выигрышную стратегию.

источники информации;

назначение основных устройств компьютера (для ввода, вывода и обработки информации);

правила безопасного поведения и гигиены при работе с компьютером;

уметь

выполнять инструкцию при решении учебных задач;

выполнять несложные алгоритмы;

работать с текстом и изображением, представленным на компьютере;

набирать небольшой текст и конструировать простое изображение на мониторе;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

готовить сообщения с использованием различных источников информации;

использовать доступные компьютерные программы для решения учебных и практических задач.;

пользоваться компьютером для создания и хранения личных текстов, рисунков, аудио и видео записей.

Учебно – тематическое планирование

Тема урока

Дата планируемого проведения урока

Дата фактического проведения урока

Примечание

Алгоритмы

1

Вводное занятие. Техника безопасности и правила поведения в кабинете. Что такое Алгоритм?

05.09

2

Схема алгоритма


08.09

3

Алгоритмы с ветвлением

12.09

4

Цикл в алгоритме

15.09

5

Смешанный алгоритм (Алгоритмы с ветвлениями и циклами)


19.09

6

Алгоритмы. (Закрепление пройденного материала; урок путешествие)

22.09

7

Алгоритмы. Подготовка к контрольной работе.


26.09

8

Алгоритмы. Контрольная работа.


29.09

9

Алгоритмы. Обобщение и систематизация знаний. Практика.

03.10

Работа с природным материалом, бумагой, картоном, пластическим материалом

10

Объемные игрушки из природных материалов «Райская птичка»

06.10

11

Объемные игрушки из природных материалов «Лесные строители»

10.10

12

Изделие из пластического материала (солёное тесто) «Гномик»

13.10

13

Изделие из пластического материала (солёное тесто) «Гномик»

17.10

14

Ребристая упаковка для объемного подарка «Бабушкин сундучок».

20.10

15

Изготовление тетрадки-малышки.

24.10

24.10

Группы объектов

16

Состав и действия объектов

27.10

27.10

17

Группа объектов. Общее название

31.10

18

Общие свойства объектов одного класса. Выделение объекта из класса.

03.11

19

Собственное имя объекта. Отличительные признаки объектов.

14.11

20

Общие и отличительные признаки, классификация и описание объектов, закрепление пройденного материала.

17.11

21

Практика.

21.11

22

Общие и отличительные признаки, классификация и описание объектов. Контрольная работа

24.11

Работа с бумагой,  с конструктором

23

Работа с конструктором

28.11

24

Работа с конструктором

01.12

25

Каскад колокольчиков.

05.12

26

Новогодние сувениры из ажурного нитяного кокона «Ажурный елочный шарик»

08.12

27

Елочное украшение «Складная звезда»

12.12

28

Новогодние сувениры из ажурного нитяного кокона «Цыпленок»

15.12

29

Елочная подвеска «Золотая рыбка»

19.12

Логические рассуждения

30

Множество. Число элементов множества.

22.12

31

Логические операции. Пересечение множеств.

26.12

32

Логические операции. Пересечение множеств.

12.01

33

Истинность высказывания. Отрицание.

16.01

34

Истинность составного высказывания.

19.01

35

Граф. Построение графов.

23.01

36

Ориентированный граф.

26.01

37

Множество, отношения на множестве, логические операции. Графы. Закрепление материала.

30.01

38

Практика

02.02

39

Контрольная работа

06.02

40

Обобщение и систематизация знаний по темам «Множества», «Высказывания», «Графы и отношения»    

09.02

Работа с разными материалами (нитки, кожа)

41

Лягушонок-озорник из бумажных конусов.

13.02

42

Рамка для фотографий.

16.02

43

Папочка-игольница.

20.02

44

Папочка-игольница.

27.02

45

Конфетница из половинки нитяного ажурного кокона.

02.03

46

Конфетница из половинки нитяного ажурного кокона.

06.03

47

Корзиночка.

09.03

48

Аппликация «Полет в космос»

13.03

49

Аппликация «Полет в космос»

16.03

50

Аппликация «Скоро дождик»

20.03

51

Аппликация «Скоро дождик»

23.03

52

Кожаная закладка.

Брелок для ключей.

03.04

53

Кожаная закладка.

Брелок для ключей.

06.04

54

Проект «Клумба».

10.04

55

Проект «Клумба».

13.04

Аналогия

56

Аналогия

17.04

57

Закономерность

20.04

58

Аналогичная закономерность.    

24.04

59

Практика.

01.05

60

Аналогия и закономерность. Подготовка к контрольной работе    

04.05

61

Аналогия и закономерность. Контрольная работа  

08.05

Работа с разными материалами (пенопласт, ткань)

62

Динамическая игрушка «Зайчик-дергунчик».

11.05

63

Пенопластовые фигурки «Лебединое озеро»

15.05

64

Пенопластовые фигурки «Лебединое озеро»

18.05

65

Однослойная прихватка

22.05

66

Однослойная прихватка

25.05

67

Однослойная прихватка

27.05

68

Итоговый урок

29.05

Перечень литературы, средств обучения, электронных образовательных ресурсов

1. Лебедева Т.Г. Трудовое обучение. 4 класс: Поурочные планы по курсу «Школа мастеров» Т.М. Геронимус/ Авт. – сост. Е.Г. Лебедева. – Волгоград: 2005.- 74с. ISBN 5-7057-0636-7

2. Программа: А.В. Горячевв, К.И. Горин „Программа курса информатики для 2-4 классов”

3. Учебник-тетрадь: А.В.Горячев  “Информатика в играх и задачах,  3кл” в 2частях.- Москва: Баланс, 2005.-173с.

4. Н.А. Ершова “Поурочные планы по учебнику А.В. Горячевой: Информатика в играх и задачах, 3кл.”

5. Учебник – тетрадь «Я все умею делать сам» для 4 класса.

6. Рабочая тетрадь «Серебряная паутинка» для 3-4 классов.

Opera - [Материалы для апробации ЭОР в начальной школе | Открытый класс]

Opera - [Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов]