Главные вкладки

    Рабочая программа по технологии (4 класс) на тему:
    Рабочая программа и календарно – тематическое планирование учебного курса «Технология» ОС «Школа 2100» для 4 класса 34 часа

    Зыкова Елена Алексеевна

    Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечена УМК для 1-4 классов, авторов О.А. Куревиной, Е.А. Лутцевой.                                                                                                   

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл 4_kl._tekhnologiya.docx37.36 КБ

    Предварительный просмотр:

    МОУ " Косковско - Горская основная общеобразовательная школа"                                                                                          Рамешковский район   Тверская область                                                                                                                                    

                                                                                                                     

                                                                                                                                                                              «УТВЕРЖДАЮ»

             

                                                                                                                                                                                                        Директор школы: Гусева В.В.                                                                                                                                                                      

                                                                                                                                                                                                        Учитель: Зыкова Е. А.

                       Рабочая программа учебного курса «Технология»  ОС «Школа 2100»  для 4 класса 34 часа

    Пояснительная записка

    Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечена УМК для 1-4 классов, авторов О.А. Куревиной, Е.А. Лутцевой.                                                                                                    Учебный предмет «Технология» в начальной школе выполняет особенную роль, так как обладает мощным развивающим потенциалом. Важнейшая особенность этих уроков состоит в том, что они строятся на уникальной психологической и дидактической базе – предметно-практической деятельности, которая служит в младшем школьном возрасте необходимым звеном целостного процесса духовного, нравственного и интеллектуального развития (в том числе и абстрактного мышления).                                                                                                               Художественно-творческая деятельность, как смысл любой деятельности, даёт ребёнку возможность не только отстранённого восприятия духовной и материальной культур, но и чувство сопричастности, чувство самореализации, необходимость освоения мира не только через содержание, но и через его преображение. При этом художественно-творческая деятельность ребёнка предполагает все этапы познания мира, присущие и взрослым: созерцание, размышление и практическая реализация замысла.

    Общая характеристика учебного предмета

    Курс «Технология» развивающе-обучающий по своему характеру с приоритетом развивающей функции. В его основе лежит целостный образ окружающего мира, который преломляется через результат творческой деятельности учащихся.

    Целью курса является саморазвитие и развитие личности каждого ребёнка в процессе освоения мира через его собственную творческую предметную деятельность.

    Задачи курса:

    - формирование целостной картины мира материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности человека;

    - формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации на основе организации предметно-преобразующей деятельности;

    - общее знакомство с искусством как результатом отражения социально-эстетического идеала человека в материальных образах;

    - формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений;

    - развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения (на основе решения задач по моделированию и отображению объекта и процесса его преобразования в форме моделей: рисунков, планов, схем, чертежей); творческого мышления (на основе решения художественных и конструкторско-технологических задач);

    - развитие регулятивной структуры деятельности, включающей целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения практических задач), прогнозирование (предвосхищение будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;

    - формирование внутреннего плана деятельности на основе поэтапной отработки предметно-преобразовательных действий;

    - развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности;

    - формирование умения искать и преобразовывать необходимую информацию на основе различных информационных технологий (графических  текст, рисунок, схема; информационно-коммуникативных);

    - ознакомление с миром профессий и их социальным значением, историей возникновения и развития.

    Задачи курса реализуются через культурологические знания, являющиеся основой для последующей художественно-творческой деятельности, которые в совокупности обеспечивают саморазвитие и развитие личности ребёнка.

    Курс состоит из ряда блоков.

    Основополагающим является культурологический блок, объединяющий эстетические понятия и эстетический контекст, в котором данные понятия раскрываются.                                                                                                                                                                                                                Второй блок  изобразительный. В нём эстетический контекст находит своё выражение в художественно-изобразительной деятельности.           Третий блок  технико-технологический. Здесь основополагающие эстетические идеи и понятия реализуются в конкретном предметно-деятельностном содержании.                                                                                                                                                                                                   Методическая основа курса – деятельностный подход, т.е. организация максимально продуктивной художественно-творческой деятельности детей, начиная с первого класса. Репродуктивным остаётся только освоение новых изобразительных и технологических приёмов, конструктивных особенностей и приёмов сценического искусства через специальные упражнения.

    Описание места учебного предмета в учебном плане

    Общий объём учебного времени составляет 34 часов в учебный год (1 час в неделю).                                                                                                      Программа обеспечена учебно-методическими комплектами, состоящими из учебников «Технология. Прекрасное рядом с тобой», рабочих тетрадей «Технология. Прекрасное рядом с тобой» и методических рекомендаций для учителя, а также учебниками «Информатика » для 4 кл. (автор А.В. Горячев).

    Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета «Технология»

    Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе и материальном мире в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного художественно-эстетического, эколого-технологического сознания.

    Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира  частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства, отражение в художественных произведениях, предметах декоративно-прикладного искусства.

    Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру, самосовершенствованию и самореализации, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.

    Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие, стремление помочь ближнему, как проявление высшей человеческой способности  любви.

    Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

    Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность художественно-культурных, этнических традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

    Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, потребности творческой самореализации, состояния нормального человеческого существования.

    Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.

    Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

    Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

    Ценность патриотизма  одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

    Ценность человечества как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.

    Планируемые результаты освоения учебного предмета:

    Личностными результатами изучения курса «Технология» в 4-м классе является формирование следующих умений:

    - оценивать жизненные ситуации (поступки, явлении, события) с точки зрения собственных ощущений (явлении, события), соотносить их с общепринятыми нормами и ценностями; оценивать (поступки) в предложенных ситуациях, отмечать конкретные поступки, которые можно характеризовать как хорошие или плохие;

    - описывать свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, изделий декоративно-прикладного характера, уважительно относиться к результатам труда мастеров;

    - принимать другие мнения и высказывания, уважительно относиться к ним;

    - опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско-технологические знания и умения, делать выбор способов реализации предложенного или собственного замысла.

    Средством достижения этих результатов служат учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития – умение определять своё отношение к миру, событиям, поступкам людей.

    Метапредметными результатами изучения курса «Технология» в 4-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий:

    Регулятивные УУД:

    - самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения;

    - уметь с помощью учителя анализировать предложенное задание, отделять известное и неизвестное;

    - уметь совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему;

    - под контролем учителя выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи);

    - выполнять задание по составленному под контролем учителя плану, сверять свои действия с ним;

    - осуществлять текущий и точности выполнения технологических операций (с помощью простых и сложных по конфигурации шаблонов, чертёжных инструментов), итоговый контроль общего качества выполненного изделия, задания; проверять модели в действии, вносить необходимые конструктивные доработки;

    Средством формирования этих действий служит технология продуктивной художественно-творческой деятельности.

    - в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

    Средством формирования этих действий служит технология оценки учебных успехов.

    Познавательные УУД:

    - искать и отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации в учебнике (текст, иллюстрация, схема, чертёж, инструкционная карта), энциклопедиях, справочниках, Интернете;

    - добывать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений;

    - перерабатывать полученную информацию: сравнивать и класифицировать факты и явления; определять причинно-следственные связи изучаемых явлений, событий;

    - делать выводы на основе обобщения полученных знаний;

    - преобразовывать информацию: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы (в информационных проектах).

    Средством формирования этих действий служат учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – чувствовать мир, искусство.

    Коммуникативные УУД:

    - донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;

    - донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;

    - слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;

    Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).

    - уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном решении проблемы (задачи);

    - уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

    Средством формирования этих действий служит работа в малых группах.

    Предметными результатами изучения курса «Технология» в 4-м классе является формирование следующих умений:

    иметь представление об эстетических понятиях: соотношение реального и ирреального, утилитарного и эстетического в жизни и искусстве; средства художественной выразительности; единство формы и содержания.

    По художественно-творческой изобразительной деятельности:

    иметь представление о взаимосвязи художественного образа и ассоциаций; о простейшем анализе художественного произведения;

    знать различные способы организации ритма, основные вехи жизни и творчества выдающихся художников России и региона;

    уметь использовать известные средства художественной выразительности в создании художественного образа (ритм, фактура, колорит, соотношения частей, композиция, светотень).

    По трудовой (технико-технологической) деятельности:

    знать о происхождении искусственных материалов (общее представление), названия некоторых искусственных материалов, встречающихся в жизни детей;

    уметь под контролем учителя выстраивать весь процесс выполнения задания (от замысла или анализа готового образца до практической его реализации или исполнения), выбирать рациональные технико-технологические решения и приёмы.

    Уметь под контролем учителя реализовывать творческий замысел в создании художественного образа в единстве формы и содержания.

    Виды учебной деятельности обучающихся:

    - простейшие наблюдения и исследования свойств материалов, способов их обработки, конструкций, их свойств, принципов и приемов их создания;

    - моделирование, конструирование из разных материалов (по образцу, модели, условиям использования и области функционирования предмета, техническим условиям);

    - решение доступных конструкторско-технологических задач (определение области поиска, поиск недостающей информации, определение спектра возможных решений, выбор оптимального решения), творческих художественных задач (общий дизайн, оформление);

    - простейшее проектирование (принятие идеи, поиск и отбор необходимой информации, окончательный образ объекта, определение особенностей конструкции и технологии изготовления изделия, подбор инструментов, материалов, выбор способов их обработки, реализация замысла с корректировкой конструкции и технологии, проверка изделия в действии, представление (защита) процесса и результата работы).

    Содержание учебного предмета

    1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда. Самообслуживание .

    Творчество и творческие профессии. Мировые достижения в технике (машины, бытовая техника) и искусстве (архитектура, мода).

    Дизайн-анализ (анализ конструкторских, технологических и художественных особенностей изделия). Распределение времени при выполнении проекта.

    Коллективные проекты.

    Самообслуживание – правила безопасного пользования бытовыми приборами.

    2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты .

    Подбор материалов и инструментов в соответствии с замыслом. Общее представление об искусственных материалах. Синтетические материалы.

    Влияние современных технологий на окружающую среду. Комбинирование технологий обработки разных материалов и художественных технологий.

    Общее представление о дизайне и работе различных дизайнеров. Его роль и место в современной проектной деятельности. Основные условия дизайна. Элементы конструирования моделей, отделка петельной сточкой и её вариантами (тамбур, петля в прикреп и др.).

    3. Конструирование. Художественно-творческая деятельность.

    Конструирование и моделирование изделий из разных материалов по заданных декоративно-художественным условиям. Создание изделия на основе обобщения средств художественной выразительности в пластических формах.

    I.Эстетическое в жизни и искусстве.

    II. Основы композиции

    III. Из истории развития искусства.

    Настроение в декоративно-прикладном и изобразительном искусстве, , литературе, музыке, театре. Законы построения произведения искусства. Соотнесение всех частей в изделии. Логика построения изделия  от замысла через образ к изделию. Ритм, колорит, фактура, соотношение частей, композиция. Ритм в декоративно-прикладном искусстве, изо, музыке, литературе, театре. Роль фактуры материала в изделии. Образ как часть и целое. Образ-название. Совокупность всех средств художественной выразительности в создании целостного образа. Ассоциации словесные, визуальные, музыкальные, литературные. Театр (основа сценария, образ персонажа, образ обрамления, образ-восприятие).

    5. Использование информационных технологий

    Персональный компьютер (ПК). Работа с простейшими информационными объектами (тексты, рисунки), создание, преобразование, сохранение, удаление, вывод на принтер. Работа с доступной информацией программы Word, Power Point.

               

                                                                                                                                             

                                                                                                                                                                                         « УТВЕРЖДАЮ»

                                                                                                                                                                                                     Директор школы: Гусева В.В.

                                                                                                                                                                                                     Учитель: Зыкова Е.А.

     Календарно - тематическое планирование уроков технологии ОС «Школа 2100» 4 класс 34 часа

    п/п

    Наименование раздела

    Тема урока

    Кол-во часов

         Вид, форма    контроля

    Дата проведения

       план

    факт

    1

    Жизнь и деятельность человека

    Основные виды материалов, их свойства и применение для изготовления монументальной живописи. Создание мозаики «Волшебный букет» из пластилина и природного материала.

    1

    Текущий контроль: мозаика «Волшебный букет» из пластилина и природного материала

    2

    3

    Мода и моделирование Изготавливаем и одеваем куклу. Выполнение разметки и смётки деталей куклы с помощью масштабной сетки.

    Изготавливаем и одеваем куклу. Создание деталей костюма куклы, отделка изделий по инструкционной карте.

    2

    Проектный урок

    4

    Книга в жизни человека.

    Ремонт книг с надорванной и выпавшей страницей по инструкционной карте.

    1

    Текущий контроль.

    5

    Создаем свою книгу. Изготовление книжки-малышки собственного сочинения из отдельных листов

    1

    Разработка проекта

    6

    В мастерской творца

    Конструкция .Конструкция в машинах и технических устройствах. Бумажная пластика «Автомобиль будущего».

    1

    Текущий контроль.

    Бумажная пластика «Автомобиль будущего».

    7

    8

    От простой конструкции – к сложной. Изготовление рельефной звездочки по инструкционной карте.

    2

    Разработка проекта

    9

    Изготавливаем календарь по инструкционной карте способом склеивания листов

    1

    Текущий контроль

    10

    11

    Ритм

    Ритм. Живопись,

    прикладное

    искусство, поэзия и музыка. Симметричное вырезывание из бумаги путем складывания гармошкой «Веселый хоровод».

    2

    Текущий контроль.

    Симметричное вырезывание из бумаги путем складывания гармошкой «Веселый хоровод».

    12

    Создание панно «На цветочной поляне»

    из гофрированной бумаги скатыванием шариков с помощью инструкционной карты

    1

    Проектный урок

    13

    Учимся передавать ритм. Поделка из фольги в технике чеканки «Геометрические фигуры»

    1

    Текущий контроль

    Поделка из фольги в технике чеканки

    14

    Учимся работать с хрупкой фактурой. Торцовка к яичной скорлупе «Пасхальное яйцо».

    1

    Текущий контроль.

    Торцовка к яичной скорлупе.

    15

    Давным - давно

    ОБРАЗ НОВОГО ЧЕЛОВЕКА. Панно «Человек эпохи Возрождения».

    1

    Текущий контроль.

    Панно «Человек эпохи Возрождения».

    16

    Изготовление макета вертолета из бумаги

    1

    Проектный урок

    17

    Реализм в живописи и музыке. Лепка из пластилина композиции «Северные животные на льдинах и на берегу» с опорой на иллюстрацию.

    1

    Проектный урок

    18

    Моя рамка в стиле модерн «Растительный узор» из клея, картона, гуаши.

    1

    Проектный урок

    19

    Конструктивизм в составлении композиции из вырезанных геометрических фигур из комбинированных материалов «Городская постройка».

    1

    Проектный урок

    20

    Мой инструмент компьютер.

    Что такое компьютер.

    1

    Текущий контроль

    21

    Что умеют компьютеры.

    1

    Урок – лекция

    22

    23

    Как создать документ.

    2

    Текущий контроль

    24

    25

    Форматирование текста.

    2

    Текущий контроль

    26

    27

    Как вставить картинку в документ.

    2

    Текущий контроль

    28

    29

    Создание таблиц.

    2

    Текущий контроль

    30

    31

    Делаем электронную книгу.

    2

    Проектный урок. Защита проектов.

    32

    33

    Будущее начинается сегодня.

    2

    Проектный урок.

    34

    1

    Защита проектов.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа и календарно- тематическое планирование учебного курса по математике для 2 класса, разработанная на основе авторской программы Моро М.И., Бантовой М.А., Бельтюковой Г.В. УМК «Школа России»

    рабочая программа и календарно-тематическое планирование по математике для 2 класса, разработанная на основе авторской программы Моро М.И., Бантовой М.А., Бельтюковой Г.В. УМК "Школа России"...

    Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству (ИЗО). Школа 2100. 3 класс. 34 ч. ФГОС (с УУД). 2015-2016 уч.год.

    г.Волгоград. 16 страниц.Рабочая программа содержит следующие разделы (по ФГОС НОО):Пояснительная записка.Общая характеристика учебного предмета.Описание  места учебного предмета в учебном плане.О...

    Рабочая программа и календарно-тематическое планирование учебного курса "В мире книг", 4 класс

    Рабочая программа учебного курса представляет собой целостный документ, включающий восемь разделов:пояснительную записку;учебно-тематический план изучения предмета;содержание программы;описание ценнос...

    Рабочая программа и календарно -тематическое планирование учебного курса "Решение логических задач" 4 класс. ФГОС

    Рабочая программа учебного курса представляет собой целостный документ, включающий восемь разделов:пояснительную записку;учебно-тематический план изучения предмета;содержание программы;описание ценнос...

    Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по математике (УМК "Начальная школа XXI века", 2 класс)

    Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по математике (УМК "Начальная школа XXI века", 2 класс)...

    Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по технологии (УМК "Начальная школа XXI века",2 класс)

    Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по технологии (УМК "Начальная школа XXI века",2 класс)...

    Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по курсу внеурочной деятельности "Умники и умницы" 1 класс

      Актуальность курса определена тем, что программа создает условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребенка к размышлению и поиску, вызывает у него чувст...