Развитие творческих способностей обучающихся начальных классов на уроках технологии.
статья по технологии на тему

Карпунцова Светлана Николаевна

Научно-методическая  публикация по проблемам  образования обучающихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие творческих способностей обучающихся начальных классов на уроках технологии

Развитие творческих способностей школьников в настоящее время приобрело большое социальное значение. Нашему обществу нужны не просто грамотные работники-исполнители, а специалисты, выполняющие работу быстро, качественно, красиво, творчески. Творческие люди быстрее адаптируются в обществе, на работе, лучше осваивают профессию и выполняют свое дело.

Творческие потенциалы заложены и существуют в каждом человеке. При благоприятных условиях каждый ребенок может проявить себя. Творчество – это прежде всего умение, отказываться от стереотипов мышления, только в том случае можно создать что-то новое.

На первых уроках технологии я поняла, что дети практически не умеют фантазировать или боятся этого, хотя, по моему мнению, заложенного творческого потенциала достаточно в каждом ребенке. Нужно только немного помочь им раскрыться. Из этого я сделала  вывод: необходимо свои уроки технологии выстроить так, чтобы каждый ребенок почувствовал себя гением, смог реализоваться как творческая личность.

Цель моих уроков: Раскрытие творческого потенциала ребенка, развитие его творческих способностей путем вовлечения в творческую деятельность на уроках технологии.

Для того чтобы развивать творческие способности обучающихся, на уроках технологии стараюсь создавать ситуацию творческой, учебной деятельности, способствующей раскрытию и развитию природных данных.

К каждому уроку технологии ставятся задачи:

  • развивать у детей творческое воображение, умение в обычном  видеть необычное;  
  • пробуждать интерес к современным инструментам творческих задач.

В своей деятельности я выбираю различные пути для развития творчества: это может быть коллективное создание работы, обучающиеся высказывают свои идеи, каждый старается предложить свой вариант.  С другой стороны это может быть серия уроков: на первых уроках – это мое  творчество, т. е. я учу, что и как делать по принципу «делай как я»;  на втором уроке может быть выполнена та же работа, но с изменениями, где учащиеся проявляют свою самодеятельность. Уроки направлены на развитие творческих способностей, воображения, фантазии учащихся. Я стараюсь подбирать интересные и понятные для ребят темы для творчества. От выбора содержания учебного материала зависит успех всего урока, его способность заинтересовать обучающихся новизной и оригинальностью.

Закрепить у ребят интерес к изучаемому материалу  помогают  советы  сделать сюрприз своим близким: подарить к празднику какую-либо изготовленную  своими  руками  вещь. При  этом  обращаю  особое внимание на трудоемкость того или иного изделия. Перспектива быстрого выполнения работы,  желание  как  можно  скорее увидеть результаты своего труда воодушевляют учащихся.

При работе над будущим изделием ученику следует выбрать оптимальный для него способ достижения цели. Если хочет, пусть осваивает новый вид рукоделия и достигает в нём необходимого мастерства, не хочет – выполняет изделие в другой, знакомой технике.

Решая любую проблему, ученик может идти двумя путями:

  • применять типовые решения, общепринятые схемы (исполнительский уровень);
  • изобрести (создать, спроектировать) новый способ достижения цели или все элементы выполнить по-новому своеобразно (творческий уровень).

Каждый ученик вправе выбирать свой путь работы. И  радостно, когда второй путь выбирает большее количество детей.

Чтобы уроки технологии были уроками творчества, на них стараюсь воссоздать такие условия как: атмосфера  раскованности, отсутствия боязни быть  непонятым  или осмеянным. Тем, кто испытывает затруднения в первоначальном композиционном решении, предполагаются готовые образцы, в которые дети по желанию могут вносить изменения. Все равно в каждом образце проявится индивидуальность исполнения.

Дети сами придумывают декор, выбирают материал, расцветку и составляют композиции для оформления изделия. А мне остается только помочь ребятам воплотить их необычные замыслы. Творческий, самостоятельный поиск решений увлекает ребят, и это надо активно поддерживать. Научить детей понимать истинную красоту, которая не всегда может быть яркой, громкой, а может быть тихой и спокойной, скромной и неброской.

Конечно, не у всех детей получаются идеальные работы, но похвалить за смекалку, выдумку, творчество нужно каждого. Никакая идея, даже самая плохая, не должна критиковаться. Пусть каждый ребёнок чувствует себя автором, творцом, созидателем. Только при таком подходе ребёнок вновь захочет выполнять другую работу, похожую или непохожую на эту. 

Стараюсь  постоянно   самообразовываться,   ищу   новое:   сколько  нового, интересного можно сделать своими руками.   В последнее время увлеклась скрапбукингом. Думаю, что вы уже имеете представление о том, что такое скрапбукинг.  В двух словах, скрапбукинг - это вид рукоделия, творчества, направление в искусстве, хобби. Скрапбукинг подразумевает изготовление семейных фотоальбомов, открыток, дневников. При этом альбомы и открытки могут быть, например, трёхмерными, напоминать шкатулки или дома для кукол, иметь свои секреты. Альбом можно украшать всевозможными памятными предметами: этикетками, детскими рисунками, приглашениями, фантиками, билетами в театры. Часто в скрапбукинге используют наклейки, ленточки и всевозможные декоративные элементы. В  создании страниц, открыток помогают ножницы с фигурными лезвиями, дырокол, бусины, пуговки и т.д.

С удовольствием третьеклассники мастерили подарочные коробочки, которые изготовили по шаблону, но каждая была оформлена индивидуально

Детям понравилась техника.Зная о практическом применении своих поделок, дети работают с увлечением. Ведь создание красивых вещей – процесс творческий, а творчество основано на мастерстве. Ребенку предоставляется возможность почувствовать себя создателем, творцом, выполняя творческие задания. Я стараюсь научить детей закономерностям изготовления поделки, ведь тогда они смогут самостоятельно изготовить её ещё не раз. Считаю, что каждой поделке необходимо придавать практическое назначение: она должна стать либо наглядным пособием, или выставочным экспонатом, подарком к празднику или любимой игрушкой. Дело, которое хорошо получается, создаёт положительные эмоции и приносит моральное удовлетворение работающему. 

Для стимулирования творческой деятельности очень важно выставлять работы детей на показ для зрителей. Это заинтересовывает ребенка в своей работе, у него появляется гордость за нее и уверенность в своих силах. И для каждого ребенка это очень полезно, т.к. с каждым разом он стремиться делать все лучше и может посмотреть свою работу со стороны, оценить и сравнить свое творчество. Каждому из них приятно видеть свои работы со стороны, что стимулирует к дальнейшей деятельности. Поэтому у нас в классе постоянно имеются выставки работ.

Творческие работы обучающихся индивидуальны, в каждой виден характер ребенка, его отношение к миру.

Творчество детей не оставляет никого равнодушным. Результаты участия в конкурсах позволяют сформировать у детей адекватную самооценку, устойчивый интерес к труду и способность к их дальнейшей социальной адаптации.

Каких же результатов я достигла за это время? Благодаря трудовой деятельности, реализованной именно на творческих достижениях, удаётся добиться устойчивого интереса обучающихся  к урокам, развития творческого потенциала и как конечная цель - воспитание личности по-настоящему творческой, ведь каждый человек должен побывать в ситуации успеха. И я стараюсь в этом помочь своим ученикам.

Творческий человек, как правило, более успешен во всем – от простого общения до профессиональной деятельности. Творческие способности помогают человеку находить оригинальные решения сложных проблем.

Именно поэтому необходимо стимулировать мотивацию обучающихся к творчеству, создавать условия для развития их творческих способностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей обучающихся начальных классов на уроках технологии

Развитие творческих способностей школьников в настоящее время приобрело большое социальное значение. Нашему обществу нужны не просто грамотные работники-исполнители, а специалисты, выполняющие работу ...

Методическая работа по теме "Развитие творческих способностей обучающихся начальных классов на уроках литературного чтения"

Развитие творческих способностей обучающихся начальных классов на уроках литературного чтения. ...

Программа "Развитие творческих способностей обучающихся начальных классов на уроках и во внеурочной деятельности"

Программа "Развитие творческих способностей обучающихся начальных классов на уроках и во внеурочной деятельности"...

Развитие творческих способностей обучающихся начальной школы на уроках технологии

Развитие творческих способностей обучающихся начальной школы на уроках технологии....

Развитие творческих способностей обучающихся начальных классов на уроках и во внеурочной деятельности

В современном мире человеку просто необходимо уметь творчески мыслить, принимать нестандартные решения. Наша задача не только в том, чтобы дать учащимся как можно более глубокие знания по предмет...

Программа «Развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся начальных классов на уроках и во внеурочной деятельности»

Создание инструментария учителя начальных классов, позволяющего развивать творческие и мыслительные навыки учащихся, необходимые не только в учебе, но и в обычной жизни....