Рабочая программа. Занимательный труд. 2 класс. 8 вид
рабочая программа по технологии (2 класс) на тему

Писарева Татьяна Максимовна

Программа составлена на основе программы под редакцией И.М. Бгажноковой. Надомное обучение. 0,25 часа в неделю

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanimatelnyy_trud.docx40.87 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет по образованию Администрации Топчихинского района

 Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

 Парфёновская средняя общеобразовательная школа

 Топчихинского района Алтайского края      

«Рассмотрено»

ШМО учителей

начальных классов

Протокол № _____

«____» ________ 2015 г.

Руководитель ШМО

________________________

«Согласовано»

Методический совет школы

Протокол № _______

От «___»_______ 2015 г.

Зам директора по УВР

______________________

«Утверждено»

Директор МКОУ

Парфёновская СОШ

Приказ № _______

От «___» _______ 2015 г.

_____________________

Рабочая программа

учебного предмета «Занимательный труд»  для 2 класса

на 2015-2016 учебный год

составлена на основе  Программы специальных (коррекционных)  образовательных учреждений  8 вида под ред. И. М. Бгажноковой.  М., Просвещение, 2011 г.

Учебник: Л. А. Кузнецова. Технология. Ручной труд. 2 класс, Санкт-Петербург, филиал издательства «Просвещение», 2011г.

Количество часов в год – 9, в неделю – 0,25

Составитель:

Писарева Татьяна Максимовна,

учитель начальных классов

Парфёново

2015

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

   Обучение предмету «Занимательный труд»  происходит на основании следующихнормативно-правовых документов: Закона РФ «Об образовании», Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII  вида под ред. к.п.н. И.М. Бгажноковой. Обучение на уроках занимательный труд проходит в соответствии с нормами САНПиН и с применением ИКТ.

В процессе трудового обучения с 0 по 4 класс должны решаться следующие задачи:

*​ формирование знаний о различных материалах и умения выбирать способы обработки в зависимости от их свойств;

*​ коррекция интеллектуальных и физических недо​статков учащихся с учётом их возрастных особенностей;

*​ формирование у детей интереса к разнообразным ви​дам труда.

Программа по труду в 0—4 классах определяет содер​жание и уровень основных знаний и умений учащихся по технологии ручной обработки материалов (бумаги, карто​на, ткани, глины и т. д.), а также включает первоначаль​ные сведения об элементах организации труда.

На трудовое обучение в 0—4 классах отводится 2 ч в неде​лю. Отдельные разделы можно закреплять на уроках рисова​ния, так как некоторые темы программ сходны между собой.

На занятиях по труду учебно-воспитательные задачи ре​шаются в практической деятельности учащихся на основе изготовления детьми изделий доступной для них сложно​сти и понятного им назначения. К каждой теме программы предлагается примерный перечень изделий. Учитель, вы​бирая объекты работы, должен руководствоваться интере​сами учащихся, местными особенностями, но при этом кон​струкция выбранного изделия должна отвечать содержанию изучаемой темы.

Особенность программы 0 (подготовительного) класса заключается в том, что в первом полугодии при выполне​нии поделок практически не используются инструменты. Это связано с тем, что дети работают в основном с пласти​ческими материалами (пластилин, глина). Работа с ними позволяет эффективно развивать точность и согласован​ность движений пальцев рук, достаточно легко создавать объёмные модели несложной формы (овощи, фрукты, рас​тения, игрушки и т. д.), уточняя при этом представления учащихся о натуральных предметах. При знакомстве уча​щихся с объектом-образцом, его плоскостной или объёмной моделью учителю необходимо постоянно направлять вни​мание детей на соответствие образца выполняемым зада​ниям (поделкам), соблюдая пропорции, формы, величину и другие признаки.

Программа подготовительного класса предусматривает и выполнение объёмных изделий из бумаги без использования инструментов. При работе с бумагой также важно, помимо опоры на образец выполнения, уточнять соответ​ствие конструкции поделки натуральному предмету (стол, стул, стилизованные фигурки животных).

Работа с текстильными материалами направлена на со​вершенствование и развитие мелких движений кистей и пальцев рук, на формирование достаточно сложных уме​ний, необходимых при плетении и витье. Работа с природ​ными материалами также позволяет развивать простран​ственное, конструктивное мышление, создаёт необходимые предпосылки для воспитания любви к природе.

Наряду с объёмными поделками на первом году обуче​ния предусматриваются работы по плоскостному моделиро​ванию формы натурального объекта с использованием про​волоки. Как промежуточная опора применяется плоскостное изображение (рисунок), форму которого учащиеся модели​руют, накладывая проволоку на контур.

Во втором полугодии подготовительного класса учащие​ся знакомятся с использованием некоторых инструментов (кусачки при работе с проволокой, ножницы при работе с бумагой и т. д.). Дети учатся пользоваться клеем и ки​сточкой, организовывать рабочее место для выполнения та​кой работы. Чрезвычайно важно уже на этом этапе отраба​тывать навыки безопасной работы с инструментами.

В О классе вводится понятие «шаблон» и изучаются приёмы разметки по шаблону. Качественное усвоение при​ёмов разметки по шаблону требует многократных упраж​нений. На этом же году обучения встречается такой вид работы, как аппликация. Первоначально аппликация вы​полняется из деталей, заготовленных учителем. Необходимо объяснять детям последовательность выполнения апплика​ции, учить их ориентироваться в пространстве листа.

В программе 1 класса повторяются работы по плоскост​ному моделированию, при этом моделируются контуры бо​лее сложных по форме, но известных детям объектов (до​мик, лесенка). Выполняются и объёмные поделки (стол, стул). Целесообразно сравнивать эти изделия с выполнен​ными ранее из бумаги. Усложняются объекты и приёмы их выполнения (домик из двух деталей, сложные виды плете​ния из проволоки и текстильного материала, формовка пластического материала на плоскости).

Во 2 классе возможности учащихся расширяются, по​этому учитель должен предъявлять более строгие требова​ния к качеству и эстетическому оформлению работ.

Выполняя программу, следует помнить о том, что в те​чение всех лет обучения необходимо систематически отра​батывать с детьми пространственные понятия выше — ниже, шире — уже, тоньше — толще, вверху, внизу, посередине (в центре), слева, справа, а также учить сравнивать объекты по форме, величине и т. д. Особой задачей являет​ся формирование умения анализировать образец изделия, отмечая количество деталей, их форму, способы крепления. При анализе образца, помимо самого объекта, должны быть предъявлены заготовки или исходные детали. Опора при выполнении задания меняется в зависимости от возраста детей (класса) и от их индивидуальных особенностей. Основ​ные виды опоры — образец выполнения изделия и пред​метная инструкционная карта. В отдельных случаях мож​но использовать в качестве опоры натуральные предметы, а также графические изображения.

При формировании замысла работы нужно использо​вать эскиз как опору для создания и удержания образа ре​зультата. Выполнение простейшего эскиза доступно уча​щимся при направленном обучении этому виду работы.

Изучение многих тем программы завершается выполне​нием коллективных работ. Такими работами могут быть различные макеты с использованием поделок учащихся класса, панно, композиция которых определяется детьми; совместные игры, подготовленные и проведённые с участи​ем всех членов класса («Правила дорожного движения», «Кукольный театр» и т. п.). Подобные виды творческих работ имеют большое воспитательное значение, так как учащиеся осваивают опыт совместной деятельности, опре​деляют значимость личных усилий для успеха общей рабо​ты. Показ и обсуждение замысла таких работ перед нача​лом изучения темы повышает мотивацию, оптимизирует сам процесс трудового обучения.

    Учебный материал в программе распределен по годам обучения с учетом возрастных и психофизических особенностей умственно отсталых школьников.

 Предусмотрены следующие виды труда:

работа с глиной и пластилином;

работа с природными материалами;

 работа с бумагой и картоном;

работа с текстильными материалами;

работа с проволокой и металлоконструктором;

работа с древесиной.

В программе дан примерный перечень изделий, имеющих общественно полезное значение: различные наглядные пособия, дидактический материал и др. Изготовление таких изделий, приуроченное к изучению программного материала общеобразовательных предметов, может способствовать более прочному усвоению этих знаний.
      Перечень изделий и распределение учебного времени по видам труда даются примерные. В зависимости от условий школы и состава класса каждый учитель должен отобрать наиболее доступные для выполнения работы. Эту рекомендацию особенно важно учитывать при организации занятий с природными материалами, так как виды материалов и характер изделий во многом будут зависеть от местных условий, географического положения школы и могут значительно отличаться от обозначенных в программе тем.

 Необходимо обратить особое внимание на соблюдение правил безопасности работы и гигиены труда при проведении практических работ.
      При оценке знаний и умений учащихся по труду следует учитывать правильность приемов работы, степень самостоятельности выполнения задания (ориентировку в задании, планирование, практическое изготовление объекта, качество готового изделия, организацию рабочего места).
      В целях ознакомления учащихся младших классов с видами и характером профессионального труда предусмотрены экскурсии в мастерские школы.
      Программа состоит из четырех блоков: работа с бумагой и картоном; с тканью; с металлом и древесиной; с пластическими материалами и растворами.

Межпредметные связи


      Математика. Счет в пределах 20. Разметка по линейке.
      Изобразительное искусство. Расчленение объекта на простые геометрические формы. Понятие о декоративных узорах.
      Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности. Полные ответы на вопросы. Умение дополнить ответ товарища. Использование в речи вновь усвоенных слов и предложений.


Содержание программы

Название раздела

Практические работы

Формируемые умения

Работа с природными материалами

Экскурсии на природу с целью сбора природного материала.
      Изготовление по образцу птички из желудей, перьев и палочек или ослика из желудей, крылаток ясеня, палочек.
      Самостоятельное изготовление по образцу зайца. Слабые учащиеся выполняют работу при частичной помощи учителя.

Технические сведения. Свойства засушенных листьев, цветов, трав, мха, перьев, используемых в работе. Клеящие составы: БФ, казеиновый клей. Инструменты: нож, ножницы, игла, кисть. Правила работы с режущими инструментами и клеем. Организация рабочего места и соблюдение санитарно-гигиенических требований.
      Приемы работы. Прикрепление засушенных листьев, цветов, мха, соломы, коры, опилок, перьев на подложку (наклеивание, пришивание, прикрепление полосками бумаги). Составление композиции.

Работа с бумагой и картоном

Изготовление пакета из бумаги для хранения изделий, украшение его аппликацией.
      Изготовление счетного материала в форме полосок, квадратов, треугольников, кругов. Разметка бумаги и тонкого картона по шаблонам. Резание ножницами по прямым и кривым линиям. Оклеивание картона цветной бумагой с одной стороны.

Технические сведения. Применение и назначение картона.
      Свойства и особенности картона: сгибается, ломается по сгибу, режется; впитывает влагу, более прочный, чем бумага; толщина картона; цвет. Элементарные сведения о короблении картона. Правила оклеивания. Клеящие составы для работы с картоном и бумагой (клейстер, казеиновый клей). Инструменты, применяемые для работы с картоном, их назначение: ножницы, кисть, гладилка, шаблон. Организация рабочего места. Соблюдение санитарно-гигиенических требований. Правила безопасной работы.
      Приемы работы. Разметка по шаблону. Смазывание клеем бумаги по всей поверхности при оклеивании картона. Резание картона ножницами по линиям разметки. Синхронность работы обеих рук при резании по прямым и кривым линиям.

Работа с текстильными материалами

      Изготовление стилизованных фигурок (мальчика, девочки) из связанных пучков нитей, шпагата, тесьмы.
      Пришивание пуговиц с двумя отверстиями — повторение приемов шитья (игла вверх-вниз). Завязывание узелка.

Технические сведения. Применение и назначение ниток, тесьмы, шпагата, тонкой веревки, сутажа.
      Свойства ниток: цвет, толщина, разрезаются, разрываются, скручиваются, сплетаются (повторение). Виды пуговиц. Инструменты. Организация рабочего места. Соблюдение санитарно-гигиенических требований. Правила безопасной работы.

Работа с пластилином

Лепка предметов цилиндрической формы: кружки, стаканы для карандашей. Нанесение с помощью стеки геометрического орнамента из треугольников в полосе. Для слабых учащихся нанесение узора необязательно. Первое изделие выполняется по образцу, остальные — с натуры.
      Лепка с натуры посуды конической формы: ведерка, цветочного горшка. Нанесение с помощью стеки орнамента из прямых и волнистых линий. Для слабых учащихся нанесение узора необязательно, первое изделие выполняется по образцу, остальные — с натуры.

Технические сведения. Применение глины для изготовления посуды. Ознакомление учащихся с керамическими изделиями из глины: чайной и столовой посудой, декоративной посудой — кашпо, горшками, глиняными игрушками. Отделочные работы на изделиях из глины — нанесение орнамента стекой, окраска, роспись. Организация рабочего места и соблюдение санитарно-гигиенических требований при лепке.
      Приемы работы. Лепка посуды способом вдавливания и расплющивания стенок изделия пальцами. Обработка изделия стекой. Нанесение рисунка с помощью стеки. Отделка изделия цветным пластилином. Окраска изделий из глины гуашевыми красками.

Работа с проволокой

Накручивание пружинки на стержень. Выполнение стилизованной фигурки «пружинного человечка»

Искусство плетения, его значение в бытовой и художественной деятельности человека. Материалы для плетения. Необходимые свойства. Подбор проволоки по цвету, размеру. Узловое плетение. Начало и завершение работы.

Работа с металлоконструктором

Соединение 3-4 деталей в контуры геометрических фигур: треугольник, квадрат, прямоугольник. Сборка лопатки, лесенки, сборка контура домика из шести деталей.

Выполнение заданий с опорой на образец.

Ознакомление с набором конструктора. Детали конструктора: плато, планки, скобы, винты, гайки. Инструменты: ключ, отвёртка. Правила безопасной работы. Приёмы работы: завинчивание гайки рукой, ключом. Подбор планок по количеству отверстий. Соединение деталей винтами и гайками. Правильная хватка инструментов.


Учебно-тематический план

Название раздела

Количество часов

1

Работа с природными материалами

2

2

Работа с бумагой и картоном

2

3

Работа с текстильными материалами

2

4

Работа с пластилином

1

5

Работа с проволокой

1

6

Работа с металлоконструктором

1

Итого:

9

Календарно-тематический план

Наименование разделов и тем.  Темы уроков

Количество

 часов

Виды контроля

Формы организации учебных занятий;

планируемые результаты

Дата

Корректировка даты

1

Работа с природными материалами.

Самостоятельное изготовление по образцу зайца.

2

Приемы работы. Прикрепление засушенных листьев, цветов, мха, соломы, коры, опилок, перьев на подложку (наклеивание, пришивание, прикрепление полосками бумаги). Составление композиции.

2

Работа с природными материалами. Игрушки, выполненные из скорлупы грецких орехов.

3

Работа с бумагой и картоном.

Изготовление пакета из бумаги для хранения изделий, украшение его аппликацией.

2

Приемы работы. Разметка по шаблону. Смазывание клеем бумаги по всей поверхности при оклеивании картона. Резание картона ножницами по линиям разметки. Синхронность работы обеих рук при резании по прямым и кривым линиям.

4

Работа с бумагой и картоном.

Изготовление счетного материала в форме полосок, квадратов, треугольников, кругов.

5

Работа с текстильными материалами. Изготовление стилизованных фигурок (мальчика, девочки) из связанных пучков нитей, шпагата, тесьмы.

2

Свойства ниток: цвет, толщина, разрезаются, разрываются, скручиваются, сплетаются (повторение). Виды пуговиц. Инструменты. Организация рабочего места. Соблюдение санитарно-гигиенических требований. Правила безопасной работы.

6

Работа с текстильными материалами. Пришивание пуговиц с двумя отверстиями — повторение приемов шитья (игла вверх-вниз). Завязывание узелка.

7

Работа с пластилином. Лепка предметов цилиндрической формы: кружки, стаканы для карандашей. Нанесение с помощью стеки геометрического орнамента из треугольников в полосе.

1

Приемы работы. Лепка посуды способом вдавливания и расплющивания стенок изделия пальцами. Обработка изделия стекой. Нанесение рисунка с помощью стеки. Отделка изделия цветным пластилином. Окраска изделий из глины гуашевыми красками.

8

Работа с проволокой.  Накручивание пружинки на стержень. Выполнение стилизованной фигурки «пружинного человечка»

1

Необходимые свойства. Подбор проволоки по цвету, размеру. Узловое плетение. Начало и завершение работы.

9

Работа с металлоконструктором.

Сборка лопатки, лесенки, сборка контура домика из шести деталей.

Выполнение заданий с опорой на образец.

1

Приёмы работы: завинчивание гайки рукой, ключом. Подбор планок по количеству отверстий. Соединение деталей винтами и гайками. Правильная хватка инструментов.

Планируемые образовательные результаты:

   Учащиеся должны знать:

  • Названия материалов для поделок и их свойства;
  • Возможности использования изученных материалов;
  • Названия объектов работы;
  • Названия инструментов, используемых для выполнения поделок из различных материалов.

  Учащиеся должны уметь:

  • Выбирать и называть операции, специфические для данного материала;
  • Самостоятельно организовывать свои действия с опорой на образец поделки, натуральный образец, предметную картинку;
  • Составлять простейший эскиз (как элемент планирования);
  • Делать отчёт о проделанной работе.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение:

  1. Под редакцией И.М. Бгажноковой. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 0-4 классы. Москва: «Просвещение». 2011г.

 

  1. Л. А. Кузнецова Технология Ручной труд 2 класс, Санкт-Петербург, филиал издательства «Просвещение», 2011г.
  2. Л. А. Кузнецова Технология Ручной труд 2 класс. Методические рекомендации, Санкт-Петербург, филиал издательства «Просвещение», 2011г.

4. Ковалько, В.И. Школа физкультминуток (1-4 классы): практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников.- М.: ВАКО, 2005.- 208с.

5.Козлина А.В. Уроки ручного труда в детском саду и начальной школе: Конспекты занятий.- М.: Мозаика- Синтез, 2005.- 64с.

6. Колесник С.В. Азбука мастерства. 2 класс.- Саратов: Лицей, 2005.- 64с.

Лист корректировки рабочей программы

Название раздела, темы

Дата проведения по плану

Причина корректировки

Корректирующие мероприятия. Реквизиты документа, которым закреплено изменение

Дата проведения по факту


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Изо и художественный труд" рабочая программа для 2 класса

Представлена рабочая программа по изобразительному искусству (Б. Неменский) для 2 класса 2 часа в неделю....

Рабочая программа по труду 1 класс

В рабочей программе представленнны: пояснительная записка; цели и задачи программы; содержание программы; требования к 1 и 2 уровню подготовки учащихся; учебно-тематический план; тематическое планиров...

рабочая программа по труду 2 класс УМК Планета знаний

Программа скорректированна для классов 4 вида....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Занимательная математика» 3 класс в рамках программы « Одарённые дети» ( с использованием дистанционного обучения)

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА   «Занимательная математика»3 классв рамках программы « Одарённые дети» ( с использованием дистанционного обучения)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Занимательная математика» 4 класс в рамках программы « Одарённые дети» ( с использованием дистанционного обучения)

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА   «Занимательная математика»4 классв рамках программы « Одарённые дети» ( с использованием дистанционного обучения)...

Рабочая программа "Занимательная математика"_1 класс. (Составлена на основе авторской программы О.Холодовой)

Рабочая программа "Занимательная математика"_1 класс. (Составлена на основе авторской программы О.Холодовой)...

Программа «Занимательный труд»

     В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно п...