Технологическая карта. Технология. 2 класс. УМК "Перспектива"
план-конспект урока по технологии (2 класс) на тему

Адиятуллина Марсельеза Ямалетдиновна

Технологическая карта. Технология. 2 класс. УМК "Перспектива". Издательство "Учитель"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_23-27.doc284 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 23. РАБОТА С ТКАНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ. ШИТЬЕ «КОШЕЛЕК»

Цели
деятельности
педагога

Учить выполнять шов «через край», создавать отделку детали вышивкой; развивать навыки разметки ткани, изготовления выкройки с помощью ножниц и иглы. Воспитывать аккуратность; развивать чувство прекрасного

Тип урока

Постановка и решение учебной задачи

Методы и формы обучения

Объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная

Основные понятия и термины

Виды швов, нитки

Образовательные ресурсы

 http://iskusniza.ru/vyshivka/cherez-kray.html

Наглядно-демонстрационный материал

Виды ниток, образец шва «через край», готовый кошелек, вышивка, вязаные изделия, кусочки ткани для выполнения учащимися шва «через край» с разметкой точек для проколов

Оборудование

Учебник, рабочая тетрадь; плотная ткань, нитки, иголка, наперсток, ножницы, пуговица, мыло или мягкий карандаш

Планируемые
образовательные результаты

Личностные: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности; проявляют интерес к народному творчеству.

Предметные: научатся выполнять строчку косых стежков (шов «через край»), разметку ткани по шаблону, изготавливать выкройку, использовать умение пришивать пуговицы разными способами, соединять детали изделия строчкой косых стежков.

Метапредметные:

 регулятивные – овладеют способностью ориентироваться в учебнике и творческой тетради, планировать и проговаривать этапы работы; участвуют в составлении плана своей деятельности в сотрудничестве с учителем, одноклассниками и следуют ему; вносят изменения в свои действия в случае отклонения от прогнозируемого конечного результата;


Окончание табл.

 познавательные – научатся организовывать свое творческое пространство, осознанно читать тексты с целью освоения и использования информации;

 коммуникативные – научатся обмениваться мнениями, вступать в диалог, отстаивать собственную точку зрения, понимать позицию партнера по диалогу, находить ответы на вопросы и правильно формулировать их

Организационная структура урока

Этапы
урока

Обучающие

и развивающие компоненты,
задания
и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Формы организации
совзаимодействия
на уроке

Универсальные
учебные действия

Промежуточный
контроль

1

2

3

4

5

6

7

I. Актуализация знаний

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся

к усвоению изучаемого материала

Проверяет готовность обучающихся к уроку

Слушают учителя

Фронтальная

Личностные: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности, положительно относятся к занятиям предметно-практической деятельностью; понимают личную ответственность за будущий результат.

Регулятивные: принимают

и сохраняют учебную задачу

Заслушивает сообщения учащихся, задает вопросы на повторение изученного материала

Выступают с сообщениями об особенностях национальных костюмов разных народов

Индивидуальная

Устные ответы

Сообщение темы урока

– Все эти прекрасные костюмы шились раньше вручную, ведь швейные машины стали появляться в домах народных мастериц лишь только в конце XIX и начале XX века. Как вы думаете, что

Слушают учителя

Фронтальная


Продолжение табл. 

1

2

3

4

5

6

7

нужно знать и уметь выполнять, чтобы изделие выходило из-под рук мастерицы таким красивым? Ну конечно, швы. Вот мы сегодня и будем учиться делать строчку из косых стежков

II. Повторение изученного материала

Работа с рабочей тетрадью (с. 47)

– С некоторыми швами вы познакомились еще в первом классе. Давайте вспомним их.

Организует работу по рабочей тетради.

Задает вопросы:

– Какие материалы и инструменты необходимы для шитья? Как выбирают иглу? Что такое нитки? Какие виды ниток вы знаете? Что такое шов?

Выполняют задание

в рабочей тетради,

отвечают

на вопросы

Фронтальная

Познавательные: общеучебные – умеют самостоятельно формулировать проблему, делать умозаключения и выводы в словесной форме.

Регулятивные: умеют ориентироваться в учебнике и творческой тетради

Устные ответы

III. Освоение нового материала

Словесно-иллюстративный рассказ.

Подготовка

к шитью.

Просмотр слайдов, образцов ниток, изделий, выполненных ими

Шов – это место соединения двух деталей изделия, линия, состоящая из отдельных стежков. Соединяют детали разными материалами. Например, куски кожаных полотен могут сшивать тонкими полосками кожи. Мы же с вами будем шить изделие из ткани, поэтому в нашей работе будут использоваться нитки. Нитки, как мы уже с вами повторили, подразделяются по назначению.

Показывает и рассказывает.

– Одними нитками вяжут, другими штопают, третьими вышивают. А мы будем работать швейными нитками. Швейные нитки различаются по цвету и по толщине. Толщину ниток мы можем узнать по номеру (10, 20, 30, … 80). Чем больше номер, тем тоньше нитки. Как подбираются нит-

Слушают учителя, смотрят слайды,

анализируют информацию;

рассматривают образцы изделий, ниток, анализируют их,

делают выводы

Познавательные: умеют понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; под руководством учителя осуществляют поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях.

Регулятивные: умеют принимать и сохранять учебную задачу.

Коммуникативные: умеют формулировать ответы на вопросы, вступать в учебное сотрудничество, слушать одно-


Продолжение табл. 

1

2

3

4

5

6

7

ки для работы? Чем тоньше ткань, тем тоньше нитки. Мы сегодня будем шить изделие из плотной ткани. Какие нитки мы должны выбрать для работы?

классников, учителя

Сообщение теоретических сведений. Шов

«через край».

Работа с учебником (с. 65).

Демонстрация приемов выполнения

– Шов «через край» относится к старинным видам швов. Он служит для обметывания краев по срезам изделия. Этот шов предупреждает выпадение нитей на срезах, обеспечивает прочность и аккуратность в работе. Шов может выполняться слева направо и справа налево. Стежки располагаются витками по краю среза ткани с наклоном
в левую или правую сторону.

– Рассмотрите образец шва или рисунки в учебнике (с. 65).

– Глубина стежков и расстояние между ними должны быть на одном и том же изделии одинаковыми, но не больше, чем 5 мм. Чем чаще друг к другу укладываются стежки, тем шов прочнее. Шов «через край» может быть украшающе-соединительным (например, при соединении деталей футляра для ножниц, расчески и др.). Вариантом этого шва является двойной шов «через край».

Выполняется он, как показано на рисунке в учебнике. Сначала прошивают в одну сторону, а затем в обратную. При этом надо следить, чтобы в обратном направлении проколы были не в новых местах, а в тех, которые образованы при первона-

Работают

с учебником, анализируют информацию в учебнике; рассматривают образцы изделий, анализируют их;

наблюдают за действиями учителя, показыва ющего приемы работы

Фронтальная

Личностные: имеют познавательный интерес к занятиям предметно-практической деятельностью.

Регулятивные: принимают

и сохраняют учебную задачу.

Познавательные: умеют анализировать объекты труда с выделением их существенных признаков; проводят в сотрудничестве с учителем сравнение и классификацию предметов по заданным основаниям; осознанно читают тексты с целью освоения и использования информации.

Коммуникативные: умеют формулировать ответы на вопросы, вступать в учебное сотрудничество, слушать одноклассников, учителя, строить понятные для партнера высказывания.

Устные ответы


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

чальном его выполнении. С его помощью можно подшить носовой платок, салфеточку. Организует изучение технологии выполнения шва по учебнику (с. 65) и демонстрирует приемы работы

Личностные: соблюдают правила поведения на уроке

Физкультминутка

Проводит физкультминутку

Выполняют упражнения

Фронтальная

Личностные: положительно относятся к занятиям двигательной деятельностью

IV. Творческая практическая деятельность

Организация рабочего места

Проверяет организацию рабочего места

Организуют рабочее место в зависимости

от вида

работы

Фронтальная

Познавательные: общеучебные – умеют организовать творческое пространство, подготовить рабочее место к работе.

Личностные: имеют знания

о гигиене труда

Организация рабочего места

Беседа «Что

и как мы будем делать»

Комментирует некоторые пункты плана

Под руководством учителя делают анализ готового изделия, самостоятельно изучают план

в учебнике (с. 66), проговарива-

ют его вслух

Фронтальная

Познавательные: делают выводы, на основе полученной информации принимают несложные практические решения; осознанно читают тексты с целью освоения и использования информации.

Регулятивные: ориентируются в учебнике.

Коммуникативные: задают вопросы для уточнения последовательности работы и техники изготовления поделки

Устные ответы


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

Практические задания

Наблюдает, советует, руководит деятельностью, отвечает на вопросы учащихся, помогает затрудняющимся в выполнении задания.

Контролирует соблюдение правил безопасной работы.

– Выполните шов «через край» (в качестве тренировочного упражнения).

– А теперь приступим к выполнению поделки «Кошелек»:

1) выполните разметку шаблонов для каждой детали кошелька;

2) соедините детали кошелька, используя шов «через край»;

3) сделайте застежку для кошелька, используя пуговицу и нитки

Отбирают необходимые материалы и ин-

струменты; соблюдают гигиенические нормы пользования инструментами;

выполняют задание

Индивидуальная

Личностные: имеют желание работать; понимают значимость правильной организации рабочего места; знают правила поведения на уроке.

Регулятивные: умеют принимать и сохранять учебную задачу урока, планировать свою деятельность, контролировать свои действия по точному и оперативному ориентированию в учебнике и технологической карте, вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта

Выполнение тренировочных упражнений.

Изготовление поделки «Кошелек»

V. Итоги урока. Рефлексия деятельности

Выставка работ учащихся

В процессе просмотра работ учитель организует обсуждение качества изготовления изделия

Рассматривают выполненные поделки, оценивают их

Фронтальная

Личностные: обладают первичными умениями оценки работ и ответов одноклассников на основе заданных критериев.

Регулятивные: оценивают свою работу, сравнивая с образцом; умеют адекватно воспринимать информацию учителя или товарища, содер-

Оценивание работы учащихся на уроке

Обобщение, оценивание результатов работы

Организует беседу по вопросам:

– Что нового мы сегодня изучили?

– Все ли вам удалось выполнить? Что не удалось? Почему?

Слушают учителя,

отвечают

на вопросы

Устные ответы


Окончание табл.

1

2

3

4

5

6

7

– Что можно изготовить таким способом?

– Где можно применить новое знание?

жащую оценочный характер отзыва о готовом изделии.

Коммуникативные: умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения

Домашнее задание

Объясняет домашнее задание.

– Вспомните другие виды швов, которые вам известны, и выполните их дома с помощью родителей. Принесите на следующий урок цветные нитки, белую салфетку без рисунка, пяльцы

Слушают учителя

Индивидуальная

Урок 24. РАБОТА С ТКАНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ. ШИТЬЕ.
ТАМБУРНЫЕ СТЕЖКИ. «САЛФЕТКА»

Цели
деятельности
педагога

Расширить представление о видах обработки ткани; учить различать виды обработки ткани; совершенствовать умение работы с пяльцами; познакомить с технологией выполнения тамбурного шва; воспитывать художественно-эстетический вкус, аккуратность, усидчивость, бережное отношение к труду и продуктам труда

Тип урока

Постановка и решение учебной задачи

Методы и формы обучения

Объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная

Основные понятия и термины

Шов, пяльцы, вышивка

Образовательные ресурсы

 http://www.tambour.ru/txt/2tehn08.shtml

 http://www.vilushka.ru/history_V.html

Наглядно-демонстрационный материал

Виды ниток, образец тамбурного шва, готовая вышивка и образцы вышивок, вязаные изделия, кусочки ткани для выполнения тамбурного шва с разметкой точек для проколов и основа для салфетки – ткань размером 20 × 30 см (для каждого ребенка)

Оборудование

Учебник, рабочая тетрадь; пяльцы, ткань, игла, нитки для вышивания, ножницы, мыло или мягкий карандаш; копировальная бумага

Планируемые
образовательные результаты

Личностные: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности.

Предметные: расширят представление о видах обработки ткани; научатся анализировать текст, находить информацию о способах изготовления изделия, выполнять вышивку тамбурным швом с использованием пяльцев, различать виды обработки ткани.

Метапредметные:

 регулятивные – овладеют способностью принимать и сохранять учебную задачу урока, планировать свою деятельность, контролировать свои действия по точному и оперативному ориентированию в учебнике и технологической карте, вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения эталона,


Окончание табл.

реального действия и его продукта;

 коммуникативные – научатся строить понятные речевые высказывания, слушать собеседника и вести диалог, рассуждать, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

 познавательные – научатся делать умозаключения и выводы в словесной форме, производить логические мыслительные операции для решения творческой задачи

Организационная структура урока

Этапы
урока

Обучающие

и развивающие компоненты,
задания
и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Формы организации
совзаимодействия
на уроке

Универсальные
учебные действия

Промежуточный
контроль

1

2

3

4

5

6

7

I. Постановка учебной задачи

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся

к усвоению изучаемого материала

Проверяет готовность обучающихся к уроку.

– Вышивка – один из любимых видов украшения изделий. Она была популярна столетия назад, популярна и сейчас. Существует множество видов вышивки. С одним из них вы познакомитесь сегодня. Тамбурный шов прост по исполнению, но очень красив в изделии (показывает образец).

Сегодня вы освоите его и сделаете вышивку на салфетке

Слушают учителя

Фронтальная

Личностные: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности, положительно относятся к занятиям предметно-практической деятельностью; понимают личную ответственность за будущий результат.

Регулятивные: принимают
и сохраняют учебную задачу

Устные ответы

II. Освоение нового материала

Словесно-иллюстративный рассказ «История вышивки».

– Вышивание является одним из самых распространенных видов народного искусства, рукоделия. Его возникновение связано с появлением первого стежка, сделанного первобытными людьми при скреплении шкуры убитого мамонта. Конечно,

Слушают учителя, анализируют информа-

Фронтальная

Познавательные: общеучебные – умеют под руководством учителя осуществлять поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях, выде-

Устные ответы


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

Просмотр изделий или слайдов с изображением вышитых изделий.

Работа с учебником (с. 69)

сначала появилось шитье как необходимость.

Со временем появилась вышивка в качестве декоративного дополнения к шитью. Ведь материалы, из которых создавали одежду, разнообразием не отличались, а вышивка всегда давала возможность сделать наряд особенным, не похожим на другие.

Вышивка – это украшение различных материалов или уже готовых изделий орнаментами или сюжетными рисунками при помощи нитей (шелковых лент, бисера и других материалов) и иглы. В разные времена использовались разные инструменты для вышивки: каменное шило, костяные, бронзовые, стальные и позолоченные иглы. С усовершенствованием инструментов развивалось и само искусство вышивки, появились новые приемы, расширились возможности исполнения различных рисунков и орнаментов. В вышиваемых узорах и рисунках нашли отражение представления человека об окружающем его мире, художественные пристрастия и национальное своеобразие. (См. дополнительный материал к уроку.)

Организует беседу по учебнику (с. 69) о профессиях, связанных с шитьем

цию; рассматривают образцы изделий, анализируют их, делятся впечатлениями

лять информацию из сообщений разных видов, проводить сравнение изучаемых объектов, осознанно читать тексты

с целью освоения и использования информации; логические – умеют анализировать информацию, выявлять особенности (качества, признаки) разных материалов, используемых в изделии.

Регулятивные: умеют принимать и сохранять учебную задачу.

Коммуникативные: умеют формулировать ответы на вопросы, вступать в учебное сотрудничество, слушать одноклассников, учителя

Словесно-иллюстративный рассказ

– Тамбурные швы относятся к декоративным швам и имеют много разновидностей. Их название происходит от специальных круглых пялец,

Работают с учебником, ана-

Фронтальная

Личностные: имеют познавательный интерес к занятиям предметно-практической дея-

Устные ответы


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

«Тамбурный шов». Просмотр изделий или слайдов с изображением вышивок, выполненных тамбурным швом.

Работа с учебником (с. 67).

Демонстрация приемов выполнения шва

применявшихся для вышивания больших шелковых ковров и покрывал и похожих на большой барабан – тамбур. В вышивках Древней Индии, Ирана, Рима, Греции, Сирии ручные тамбурные швы были известны еще до нашей эры. В конце XIX века были изобретены специальные машины, которые выполняли 17 видов тамбурных швов.

Тамбурные швы применяются в вышивке самостоятельно и в сочетании с другими швами. Тамбурный шов имеет много разновидностей. Обычно он похож на цепочку выходящих друг из друга петелек. На изнаночной стороне этот шов выглядит как строчка. Обычно этим швом вышивают растительные узоры и заполняют какие-то детали на рисунке. Выполнив 4–5 петель из одной точки, получаем цветок. А если петли расположить по кругу и серединку заполнить стежками, получится ромашка. Если петли сгруппировать и соединить стебельком, получится веточка и колосок.

Демонстрирует приемы выполнения шва

лизируют информацию в учебнике; рассматривают образцы изделий, анализируют их; наблюдают за действиями учителя, демонстрирующего приемы выполнения шва

тельностью.

Регулятивные: принимают
и сохраняют учебную задачу.

Познавательные: умеют анализировать объекты труда с выделением их существенных признаков, проводить в сотрудничестве с учителем сравнение
и классификацию предметов по заданным основаниям, осознанно читать тексты с целью освоения и использования информации.

Коммуникативные: умеют формулировать ответы на вопросы, вступать в учебное сотрудничество, слушать одноклассников, учителя, строить понятные для партнера высказывания

Практическое задание.

Работа с учебником (с. 67)

Наблюдает, советует, отвечает на вопросы учащихся, помогает затрудняющимся в выполнении задания. Контролирует соблюдение правил безопасной работы.

– Выполните тренировочные упражнения

Работают с учебником, анализируют информацию в учебнике;

Фронтальная

Личностные: обладают первичными умениями оценки работ.

Познавательные: общеучебные – ориентируются в задании, учебнике.

Регулятивные: умеют плани-

Выполнение тренировочных упражнений


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

выполняют задание

ровать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее решения.

Физкультминутка

Проводит физкультминутку

Выполняют упражнения

Фронтальная

Личностные: положительно относятся к занятиям двигательной деятельностью

III. Творческая практическая деятельность

Организация рабочего места

Проверяет организацию рабочего места.

– Подготовьте необходимые материалы и инструменты для выполнения работы

Организуют рабочее место в зависимости

от вида работы

Фронтальная

Познавательные: общеучебные – умеют организовать творческое пространство, подготовить рабочее место к работе.

Личностные: имеют знания
о гигиене труда

Организация рабочего места

Беседа «Что

и как мы будем делать»

Комментирует некоторые пункты плана, обращая внимание на способы перевода рисунка на ткань с помощью копировальной бумаги, демонстрирует приемы затягивания ткани в пяльцы

Анализируют изделия по заданному алгоритму, составляют план работы над изделием, сверяют его с готовым планом в учебнике

Фронтальная

Познавательные: умеют делать выводы, на основе полученной информации принимать несложные практические решения.

Регулятивные: умеют ориентироваться в учебнике.

Коммуникативные: умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы и техники изготовления поделки

Устные ответы


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

Практическое задание

Наблюдает, советует, руководит деятельностью, отвечает на вопросы учащихся, помогает затрудняющимся в выполнении задания.

Контролирует соблюдение правил безопасной работы.

– Сделайте выкройку салфетки.

– Выберите рисунок, переведите его на ткань и вышейте тамбурным швом.

– Оформите края салфетки бахромой

Соблюдают гигиенические нормы пользования ин-

струментами, выполняют задание

Индивидуальная

Личностные: имеют желание работать; понимают значимость правильной организации рабочего места; знают правила поведения на уроке.

Регулятивные: умеют принимать и сохранять учебную задачу урока, планировать свою деятельность, контролировать свои действия по точному
и оперативному ориентированию в учебнике и технологической карте, вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия

в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта.

Познавательные: общеучебные – умеют осуществлять поиск способов решения проблем творческого характера

Вышивка салфетки тамбурным швом

IV. Итоги урока. Рефлексия деятельности

Выставка работ учащихся

В процессе просмотра работ учитель организует обсуждение качества изготовления изделий.

– Представьте свою работу.

– Оцените работу одноклассников, используя критерии

Рассматривают выполненные салфетки, оценивают их

Фронтальная

Личностные: сориентированы на эстетическое восприятие изделий.

Регулятивные: оценивают свою работу, сравнивая с образцом; умеют адекватно воспринимать информацию учителя

Оценивание учащихся за работу на уроке.


Окончание табл.

1

2

3

4

5

6

7

Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание результатов работы

Предлагает учащимся работу с учебником: прочитать стихотворение (с. 70), а затем ответить на заданный вопрос

Работают с учебником, отвечают на вопросы

Фронтальная

или товарища, содержащую оценочный характер отзыва о готовом изделии.

Коммуникативные: умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения

Устные ответы

Домашнее задание

Объясняет домашнее задание.

– Подготовьте сообщение о том, как можно использовать вышивку. Найденные материалы вложите в папку достижений

Слушают учителя

Индивидуальная

Дополнительный материал к уроку 24

Самые древние вышивки, сохранившиеся до наших дней, датируются V–IV веками до нашей эры. Созданы эти бесценные древнейшие вышивки были на территории Древнего Китая. Основой для вышивки послужили шелковые ткани, рисунок был выполнен волосом, шелком-сырцом, серебряными и золотыми нитями. Вышивальное искусство Древнего Китая оказало большое влияние на рукоделие Японии, России и других стран. На Руси издревле вышивка была одним из самых любимых и распространенных видов народно-прикладного творчества. Все женщины от мала до велика владели этим искусством в совершенстве. В основе вышивки лежали старинные обряды и обычаи. Особенно это касается вышивки крестом. Крест всегда рассматривался русичами как оберег, который способен защитить человека и жилище от нечистой силы и дурного глаза.

В языческие времена вышивкой в основном украшались полотенца, простыни, рушники, скатерти, занавески, различные покрывала. Также вышивкой украшали одежду: сарафаны, головные уборы, рубахи.

После прихода на Русь христианства изделия с вышивкой приобрели новое значение. Люди стали украшать вышитыми вещами окна, зеркала и иконы. Особенно ценными считались изделия, вышитые за один день. Обычно над такими вещами работали сразу несколько мастериц. Начинали на рассвете, и если удавалось закончить работу до захода солнца, то изделие считалось идеально чистым и способным защитить от злых сил, стихийных бедствий, болезней и других напастей

Урок 25. РЫБОЛОВСТВО. РАБОТА С ВОЛОКНИСТЫМИ МАТЕРИАЛАМИ.
ИЗОНИТЬ. КОМПОЗИЦИЯ «ЗОЛОТАЯ РЫБКА»

Цели
деятельности
педагога

Сформировать представление о роли воды в жизни человека; познакомить с различными приспособлениями для рыболовства; развивать интерес к технике изонити; воспитывать бережное отношение к водным ресурсам, желание экономно расходовать воду

Тип урока

Постановка и решение учебной задачи

Методы и формы обучения

Объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная

Основные понятия и термины

Рыболовство, изонить

Образовательные ресурсы

 http://uglichkukla.narod.ru/Teh_Izonit.htm

 http://festival.1september.ru/articles/580234

 http://im6-tub-ru.yandex.net/i?id=15277360-33-72

 http://im5-tub-ru.yandex.net/i?id=328431008-49-72

Наглядно-демонстрационный материал

Образцы изделий, украшенных изонитью; схема «Использование воды»

Оборудование

Учебник, рабочая тетрадь; картон, копировальная бумага; шило, нитки, игла, наперсток

Планируемые
образовательные результаты

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности; обладают первичными умениями оценки работ и ответов одноклассников на основе заданных критериев; умеют проявлять бережное отношение к природе.

Предметные: узнают о значении воды для жизни на Земле; научатся создавать изделия, украшенные в технике изонити, анализировать образец изделия, определять необходимые материалы и инструменты для его выполнения, переносить рисунок орнамента с помощью копировальной бумаги, подбирать цвета ниток.


Окончание табл.

Метапредметные:

 регулятивные – овладеют способностью принимать и сохранять учебную задачу урока, планировать свою деятельность с опорой на послайдовый план, контролировать свои действия по точному и оперативному ориентированию в учебнике, вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;

 познавательные – научатся находить способы решения проблем творческого и поискового характера;

 коммуникативные – научатся слушать собеседника и вести диалог, рассуждать, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий

Организационная структура урока

Этапы
урока

Обучающие

и развивающие компоненты, задания
и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Формы организации
совзаимодействия
на уроке

Универсальные
учебные действия

Промежуточный
контроль

1

2

3

4

5

6

7

I. Организационный момент

Эмоциональная, психологическая
и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Проверяет готовность обучающихся к уроку.

– Сегодня мы приступаем к изучению нового раздела «Человек и вода». Воды на Земле много. Как мы к ней относимся? Бережем ли воду? Поговорим об этом сегодня на уроке. А еще сегодня вам предстоит освоить новую технику плетения из нитей

Слушают учителя,

работают

с учебником, отвечают на вопросы

Фронтальная

Личностные: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности.

Регулятивные: принимают

и сохраняют учебную задачу

Устные ответы


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

II. Освоение нового материала

Словесно-иллюстративный рассказ «Значение воды

в жизни человека». Просмотр мультимедийной презентации

– Велика роль воды в жизни на Земле. Живые организмы нашей планеты приспособились ко всяким условиям: к полному мраку, к жаре и холоду. Но ни одно живое существо не может обходиться без воды. Все растения и животные содержат в себе воду, а медузы на 96–97 % состоят из воды. В теле взрослого человека – около 70 % воды. Но на Земле больше соленой воды. Пресной воды очень мало. А человеку, животным и растениям нужна пресная вода. Человек за год только в процессе питания использует 60 тонн воды.

А 300 тонн воды идет для удовлетворения других его потребностей. Но именно пресной воды, необходимой для всего живого, очень и очень мало по сравнению с соленой водой. Беда в том, что чистой питьевой воды становится все меньше и меньше. Заводы и фабрики сливают в реки и озера грязную воду, в которой содержится много вредных веществ. Чтобы этих веществ в водоемах было как можно меньше, строят специальные очистные сооружения. В них вода проходит через различные фильтры. Но, к сожалению, не вся вода очищается. Да и мы с вами нередко забываем о том, что чистота водоемов – забота каждого человека. А ведь частенько видим мы отдыхающих, моющих свои машины на берегах рек и озер, кучи мусора на берегу. А потом удивляемся,

Слушают учителя,

работают

с учебником, анализируют информацию в учебнике; рассматривают образцы изделий, анализируют их

Фронтальная

Познавательные: умеют под руководством учителя осуществлять поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях, осознанно читать тексты с целью освоения и использования информации.

Регулятивные: умеют принимать и сохранять учебную за-

дачу.

Коммуникативные: умеют формулировать ответы на вопросы, вступать в учебное сотрудничество, слушать одноклассников, учителя.

Личностные: имеют познавательный интерес к занятиям предметно-практической деятельностью

Устные ответы


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

почему вода грязная, а по берегу нельзя пройти босиком.

Читает стихотворение:

Человек, запомни навсегда:

Символ жизни на Земле – вода!

Экономь ее и береги –

Мы ведь на планете не одни!

                                    Е. Евтушенко

– На территории России много рек, озер, морей. Для жителей страны вода всегда играла большую роль. По рекам сплавлялись разные грузы, в морях и реках добывалась пища. Ведь в реках, озерах и морях водилось много самой разной рыбы: от карасей до огромных сомов, от кильки до китов. Поэтому-то рыболовы и зимой и летом снабжали свои семьи вкусной пищей. – А знаете ли вы, какие инструменты и приспособления нужны рыбаку? Рассмотрите рисунки и прочитайте текст в учебнике (с. 72–73). А как делают сети? Сети плетут из лески. Мы сегодня тоже будем заниматься плетением. Мы освоим новую технику работы с нитками – «изонить»

Сообщение теоретических сведений. Техника выполне-

Изонить, или нитяная графика, – это создание изображения нитью на твердой основе, бумаге, картоне, CD-дисках. Изонить – это оригинальный вид декоративно-прикладного искусства, уходящий корнями к народным мастерам Англии.

Слушают учителя,

анализируют информацию;

Фронтальная

Регулятивные: принимают

и сохраняют учебную задачу.

Познавательные: умеют анализировать объекты труда с выделением их существенных

Устные ответы


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

ния изонити. Просмотр мультимедийной презентации, изделий или рисунков
в учебнике

(с. 73)

Английские ткачи придумали особый способ переплетения ниток. Они вбивали в дощечки гвозди и в определенной последовательности натягивали на них нити. В результате получались ажурные кружевные изделия, которые использовались для украшения жилища. В настоящее время искусство изонити находит широкое применение для украшения изделий и предметов быта, для оформления интерьера, для выполнения подарков и сувениров.

Показывает слайды или изделия.

– Инструменты и материалы, необходимые для работы: картон, нити различного цвета (швейные, мулине, ирис), игла, шило, ножницы, циркуль, линейка. Техника выполнения изонити привлекает простотой исполнения и оригинальностью и доступна человеку любого возраста. Для ее освоения достаточно знать два основных приема:

– заполнение угла;

– заполнение окружности.

Вот как наносят графический нитяной рисунок на картон (рассказывает и показывает).

Нарисуйте контур узора на изнанке картона, разделите изображение точками на одинаковые части и проколите каждую точку тонким шилом. Чем меньше расстояние между делениями, тем рисунок получится более четким, но при этом его бу-

рассматривают образцы изделий, схемы, анализируют их

признаков, проводить в сотрудничестве с учителем сравнение и классификацию предметов по заданным основаниям; осознанно читают тексты с целью освоения и использования информации; делают выводы о значении воды в жизни человека; логические – осуществляют поиск информации из разных источников о роли воды в жизни человека.

Коммуникативные: умеют формулировать ответы на вопросы, вступать в учебное сотрудничество, слушать одноклассников, учителя, строить понятные для партнера высказывания


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

дет сложнее и дольше вышивать. Для освоения техники достаточно знать, как заполняются угол, окружность и дуга

Физкультминутка

Проводит физкультминутку

Выполняют упражнения

Фронтальная

Личностные: положительно относятся к занятиям двигательной деятельностью

III. Твор-

ческая практическая деятельность

Организация рабочего места

Проверяет организацию рабочего места.

– Приготовьте для работы необходимые инструменты и материалы

Организуют рабочее место в зависимости от вида работы

Фронтальная

Познавательные: общеучебные – умеют организовать творческое пространство, подготовить рабочее место к работе.

Личностные: имеют знания

о гигиене труда

Организация рабочего места

Беседа «Что

и как мы будем делать»

Комментирует некоторые пункты плана, обращая внимание на способы перевода рисунка с помощью копировальной бумаги, демонстрирует приемы прокалывания отверстий шилом или иглой и плетения нитями рисунка

Под руководством учителя выполняют анализ изделия по заданному алгоритму; изучают послайдовый план работы над изделием

в учебнике

Фронтальная

Познавательные: понимают схемы, приведенные в учебнике и учебных пособиях; под руководством учителя и в сотрудничестве с одноклассниками умеют делать выводы, на основе полученной информации принимают несложные практические решения.

Регулятивные: ориентируются в учебнике; планируют деятельность с опорой на послайдовый план.

Устные ответы


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

Коммуникативные: задают вопросы для уточнения последовательности работы и техники изготовления поделки

Практическое задание

Наблюдает, советует, руководит деятельностью, отвечает на вопросы учащихся, помогает затрудняющимся в выполнении задания.

Контролирует соблюдение правил безопасной работы.

– Сделайте разметку рисунка на картоне.

– Сделайте в картоне отверстия по рисунку, используя иглу.

– Выполните вышивку «Золотая рыбка» в технике «изонить»

Отбирают материалы

и инструменты; соблюдают гигиенические нормы пользования инструментами; выполняют задание

Индивидуальная

Личностные: имеют желание работать; понимают значимость правильной организации рабочего места; знают правила поведения на уроке.

Регулятивные: умеют контролировать свои действия по точному и оперативному ориентированию в учебнике, вносить необходимые дополнения и коррективы в план

и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта.

Познавательные: общеучебные – умеют находить способы решения проблем творческого и поискового характера, решать творческие задачи самостоятельно


Окончание табл.

1

2

3

4

5

6

7

IV. Итоги урока. Рефлексия деятельности

Выставка работ учащихся

Организует обсуждение качества изготовления изделий в процессе просмотра работ

Рассматривают выполненные поделки

Фронтальная

Личностные: сориентированы на эстетическое восприятие изделий.

Регулятивные: оценивают свою работу, сравнивая с образцом; умеют адекватно воспринимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер отзыва о готовом изделии.

Коммуникативные: умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения

Оценивание учащихся за работу на уроке

Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание результатов работы

Организует беседу по вопросам:

– Как вы можете помочь сберечь воду? (Закрывать кран, чтобы не капало; не бросать в реку и озера мусор…) 

– Что понравилось на уроке?
– Что вас удивило?
– Что считаете самым важным?

Отвечают

на вопросы, оценивают поделки

Фронтальная

Устные ответы

Заключительное слово

– Нет воды – нет жизни, есть вода – есть жизнь. Роль воды огромна для всего живого. Даже боязно поразмыслить над тем, что было бы без воды, морей и океанов, озер и рек на Земле. Что было бы с нами? Жизнь на нашей планете не смогла бы даже возникнуть. Именно воде Земля обязана возникновением и развитием жизни. Давайте учиться любить воду, экономить ее. Вода несет данные о состоянии нашей планеты, в связи
с этим ее надо оберегать

Слушают учителя

Фронтальная

Устные ответы

Домашнее задание

Объясняет домашнее задание.

– Найдите материал о рыбках, которых выращивают в аквариумах. Если дома есть аквариум, составьте рассказ о том, как вы за ним ухаживаете. Вложите информацию в папку достижений

Слушают учителя

Индивидуальная

Урок 26. РАБОТА С БУМАГОЙ.
АППЛИКАЦИОННЫЕ РАБОТЫ. ПРОЕКТ «АКВАРИУМ»

Цели
деятельности
педагога

Познакомить с алгоритмом выполнения резаной и обрывной аппликации; обучать составлению композиции на определенную тему; повторить приемы работы над созданием аппликации

Тип урока

Постановка и решение учебной задачи

Методы и формы обучения

Объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная

Основные понятия и термины

Рыболовство, аквариум

Образовательные ресурсы

 http://www.prozagadki.ru/411-zagadki-pro-akvarium.html

 http://www.skaliance.ru/sber.htm

 http://krosch.ucoz.ru/urok_znach_vody.doc

Наглядно-демонстрационный материал

Образцы изделий, различные виды аппликаций

Оборудование

Учебник; картон, цветная бумага, ножницы, клей, карандаш, нитки

Планируемые
образовательные результаты

Личностные: овладеют первичными умениями оценки работ и ответов одноклассников на основе заданных критериев.

Предметные: научатся определять и отбирать природные материалы для выполнения аппликации рыбок по форме, цвету и фактуре, составлять композицию из природных материалов, проводить презентацию готового изделия.

Метапредметные:

 регулятивные – научатся ставить цель, на основе слайдового плана учебника самостоятельно обсуждать план изготовления изделия, используя «Вопросы юного технолога», анализировать пункты плана; овладеют способностью принимать и сохранять учебную задачу урока, планировать свою деятельность с опорой на послайдовый план,


Окончание табл.

контролировать свои действия по точному и оперативному ориентированию в учебнике, вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;

 коммуникативные – научатся слушать собеседника и вести диалог, рассуждать, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

 познавательные – научатся под руководством учителя осуществлять поиск нужной информации в учебнике
и учебных пособиях, анализировать информацию

Организационная структура урока

Этапы
урока

Обучающие

и развивающие компоненты, задания
и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Формы организации
совзаимодействия
на уроке

Универсальные
учебные действия

Промежуточный
контроль

1

2

3

4

5

6

7

I. Актуализация знаний

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала. Вступительное

Проверяет готовность обучающихся к уроку.

– Отгадайте загадку:

Посмотрите – дом стоит,

До краев водой налит,

Без окошек, но не мрачный,

С четырех сторон прозрачный.

В этом домике жильцы –

Все умелые пловцы. (Аквариум.)

– Сегодня на уроке вы создадите композицию с использованием природного мате-

Слушают учителя, отгадывают загадку, отвечают на вопросы

Фронтальная

Личностные: имеют мотивацию

к учебной и творческой деятельности; понимают личную ответственность за будущий результат.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу

Устные ответы


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

слово

риала «Аквариум». Работа предстоит большая, поэтому делать будем ее группами

II. Освоение нового материала

Беседа о значении воды

и способах ее сбережения

Вода – одно из первых природных богатств, с которым человек встречается в своей жизни и которое на всем ее протяжении становится незаметным и незаменимым спутником человека. Человек начинает свой день, прогоняя остатки сна под освежающей струей холодной воды, пьет ее и готовит пищу, вдыхает ее вместе с воздухом, отдыхает у воды и пользуется ею как одним из наиболее удобных путей передвижения. И вода становится настолько привычной, что ее перестают замечать и ценить. Но стоит только хотя бы на несколько часов отключить воду, как сразу же возникает масса неудобств потому, что вода у нас используется где? Послушайте одну историю: «Эта история произошла в городе… Вова пришел из школы. Помыл посуду и не закрыл до конца кран. Вода капала и капала.

Вова сидел и делал уроки. И тут произошло

невероятное, вода запела:

Кап-кап-кап-кап –
Не бережно дети относятся.
Кап-кап-кап-кап –
Воды реки уносятся.

Слушают учителя,

анализируют информацию; в коллективной беседе выявляют способы экономии воды

Фронтальная

Познавательные: умеют под руководством учителя осуществлять поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях, анализировать информацию.

Регулятивные: умеют принимать

и сохранять учебную задачу.

Коммуникативные: умеют формулировать ответы на вопросы, вступать в учебное сотрудничество, слушать одноклассников, учителя.

Личностные: сориентированы на бережное отношение к водным ресурсам

Устные ответы


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

Кап-кап-кап-кап –
Без пользы не хочется капать.
Кап-кап-кап-кап –
Крану приходится плакать.
Кап-кап-кап-кап –
Вова, закрой кран.
Кап-кап-кап-кап –
Иначе вытечет океан.

Ничего себе, думаю, чудеса, вода заревела и запела. Я встал и закрыл кран. Пришли родители с работы, а я им говорю:

– Кран получше закрывайте, а то океан утечет через раковину! Родители переглянулись и сказали:

– А мы тебе давно об этом говорили!».

– Вот и вы понаблюдайте, как члены вашей семьи расходуют воду в квартире. Анализ данной информации поможет вам выработать свою собственную программу эффективного сбережения воды и, соответственно, ваших денежных средств. (См. дополнительный материал к уроку.)

Физкультминутка

Проводит физкультминутку

Выполняют упражнения

Фронтальная

Личностные: положительно относятся к занятиям двигательной деятельностью


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

III. Творческая практическая деятельность

Организация рабочего места

Проверяет организацию рабочего места.

– Подготовьте материалы и инструменты для выполнения аппликации

Организуют рабочее место в зависимости от вида работы

Фронтальная

Познавательные: общеучебные – умеют организовать творческое пространство, подготовить рабочее место к работе.

Личностные: имеют знания о гигиене труда

Организация рабочего места

Беседа «Что

и как мы будем делать». Просмотр слайдов

по теме «Аквариумные рыбки».

Работа с учебником (с. 76)

– Сегодня мы попробуем создать аквариум

и его жителей из природных материалов. Давайте вспомним, чем заполнен аквариум? Какие растения живут в нем? Назовите аквариумных рыбок. Сегодня вы заполните аквариум грунтом, водорослями и другими водными растениями и поселите в нем несколько рыбок.

Помогает учащимся распределиться по группам

Под руководством учителя делают анализ готового изделия по заданному алгоритму, составляют план работы над изделием с опорой на послайдовый план в учебнике (с. 76)

Фронтальная

Познавательные: понимают схемы, приведенные в учебнике и учебных пособиях; под руководством учителя и в сотрудничестве
с одноклассниками умеют делать выводы
; на основе полученной информации принимают несложные практические решения.

Регулятивные: умеют ориентироваться в учебнике, планировать свою деятельность с опорой на послайдовый план в учебнике.

Коммуникативные: умеют обмениваться мнениями, вступать в диалог, отстаивать собственную точку зрения, понимать позицию партнера по диалогу, продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех участников

Устные ответы


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

Практическое задание

Наблюдает, советует, руководит деятельностью, отвечает на вопросы учащихся, помогает затрудняющимся в выполнении задания. Контролирует соблюдение правил безопасной работы.

– Выполните композицию «Аквариум»
с использованием природного материала

Соблюдают гигиенические нормы пользования инструментами;

выполняют задание

Индивидуальная, групповая

Личностные: имеют желание работать, понимают значимость правильной организации рабочего места.

Регулятивные: проговаривают этапы работы; участвуют в составлении плана своей деятельности
и следуют ему.

Познавательные: используют природный материал в композициях; выделяют технологические операции (подготовку материалов и инструментов, разметку, сборку, отделку).

Коммуникативные: вступают в диалог, понимают позицию партнера по диалогу; проявляют инициативу в коллективных работах

Изготовление композиции

из природного материала «Аквариум»

IV. Итоги урока. Рефлексия деятельности

Выставка работ учащихся

Организует обсуждение качества изготовления изделий в процессе просмотра работ, помогает в создании композиции «Аквариум» из выполненных работ

Рассматривают выполненные поделки, представляют их

и оценивают

Фронтальная

Личностные: имеют художественно-эстетический вкус; сориентированы на бережное отношение к природе, животным, экономное расходование водных ресурсов.

Регулятивные: оценивают свою работу, сравнивая с образцом; умеют адекватно воспринимать информацию учителя или товарища, со-

Оценивание учащихся за работу на уроке

Обобщение полученных

Организует беседу по вопросам:

– Что понравилось на уроке?

Слушают учителя,

Фронтальная

Устные ответы


Окончание табл.

1

2

3

4

5

6

7

сведений, оценивание результатов работы

– Что вас удивило?
– Что считаете самым важным?

отвечают

на вопросы

держащую оценочный характер отзыва о готовом изделии.

Коммуникативные: умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения

Домашнее задание

Объясняет домашнее задание.

– Сделайте рыбку из природного материала для аквариума друга и подарите ее ему

Слушают учителя

Индивидуальная

Дополнительный материал к уроку 26

Вот лишь некоторые способы сбережения воды в быту.

Почините или замените все протекающие краны. Неисправный кран за сутки может «накапать» 30–200 литров воды! Старайтесь плотно закрывать кран.

Из сливного бачка в унитаз может постоянно течь вода. Из-за подобных протечек теряются десятки литров воды ежедневно. Старайтесь следить за состоянием сантехники в своей квартире и вовремя устранять неисправности.

В ванной:

1. На время, когда вы чистите зубы, выключайте воду. Чтобы ополоснуть рот, достаточно стакана воды. (Экономия до 750 литров в неделю при четырех членах семьи.)

2. Принимая душ, вы в 5–7 раз снижаете потребление воды по сравнению с тем, когда вы принимаете ванну. Во время приема душа не обязательно оставлять поток воды постоянным. Пользуйтесь водой в моменты ополаскивания и смывания пены. Сократите время пребывания в душе до 5–7 минут.

3. Если вы принимаете ванну, то старайтесь заполнять ее на 50–60 %.

На кухне:

1. При ручном мытье посуды не держите постоянно кран открытым. Если ваша раковина состоит из двух отделений, мойте посуду в раковине, наполненной водой и смешанной с моющим средством, предварительно закрыв слив. Вымытую посуду ополосните в другом отделении раковины с чистой водой. Или ополаскивайте посуду под небольшим напором теплой воды. (Этот способ позволяет снизить потребление воды на мытье посуды в 3–5 раз.)

2. Не размораживайте продукты под струей воды из-под крана. Лучше всего заранее переложить продукты из морозилки в холодильник. (Экономия до 10 литров воды в день.)

Урок 27. РЫБОЛОВСТВО. РАБОТА С БУМАГОЙ И ВОЛОКНИСТЫМИ МАТЕРИАЛАМИ.
КОМПОЗИЦИЯ «РУСАЛКИ»

Цели
деятельности
педагога

Закреплять умение размещать детали аппликации на плоскости относительно друг друга, придавать аппликации объем; учить использовать различные материалы в аппликации, самостоятельно заполнять технологическую карту, планировать работу; воспитывать аккуратность в работе с мелкими деталями и клеем

Тип урока

Постановка и решение учебной задачи

Методы и формы обучения

Объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная

Основные понятия и термины

Русалка, сирена, полуобъем

Образовательные ресурсы

 http://www.maminpapin.ru/skazki/skazki-gansa-xristiana-andersena-na-rus.-i-angl/rusalochka-/-the-little-mermaid.html

 http://sirenos.narod.ru/stixi.html

 http://ru.wikipedia.org/wiki/%C2%EE%E4%ED%FB%E9_%F2%F0%E0%ED%F1%EF%EE%F0%F2

Наглядно-демонстрационный материал

Образцы изделий, различные полуобъемные изображения

Оборудование

Учебник, рабочая тетрадь; картон, цветная бумага, ножницы, клей, нитки, карандаш

Планируемые
образовательные результаты

Личностные: овладевают первичными умениями оценки работ и ответов одноклассников на основе заданных критериев; проявляют бережное отношение к труду и его результату.

Предметные: научатся анализировать образец, определять материалы и инструменты, необходимые для выполнения работы, определять особенности технологии соединения деталей в полуобъемной аппликации, определять основные этапы изготовления изделия.

Метапредметные:

 регулятивные – овладеют способностью принимать и сохранять творческую задачу, планируя свои действия в соответствии с ней, различать способ и результат действия, осуществлять самоконтроль и корректировку своей дея-


Окончание табл.

тельности по слайдовому плану и после промежуточного оценивания, по заданным критериям оценивать работы одноклассников;

 познавательные – научатся в сотрудничестве с учителем ставить новые творческие и учебные задачи, описывать по определенному алгоритму объект наблюдения;

 коммуникативные – научатся использовать образную речь, составляя описания сказочных морских персонажей, поделки, сотрудничать с учителем и сверстниками

Организационная структура урока

Этапы
урока

Обучающие

и развивающие компоненты,
задания
и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Формы организации
совзаимодействия
на уроке

Универсальные
учебные действия

Промежуточный
контроль

1

2

3

4

5

6

7

I. Постановка учебной задачи

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся

к усвоению изучаемого материала

Проверяет готовность обучающихся к уроку.

– Далеко в море вода синяя-синяя, как лепестки самых красивых васильков, и прозрачная-прозрачная, как самое чистое стекло, только очень глубока, так глубока, что никакого якорного каната не хватит. Там на дне живет подводный народ. Только не подумайте, что дно голое, один только белый песок. Нет, там растут невиданные деревья и цветы с такими гибкими стеблями и листьями, что они шевелятся, словно живые, от малейшего движения воды. А между ветвями снуют рыбы, большие и маленькие, совсем как птицы в воздухе у нас наверху. В самом глубоком месте

Слушают учителя,

отвечают

на вопросы

Фронтальная

Личностные: положительно относятся к занятиям предметно-практической деятельностью; понимают личную ответственность за будущий результат.

Регулятивные: принимают
и сохраняют учебную задачу

Уст-

ные ответы


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

стоит дворец морского царя – стены его из кораллов, высокие стрельчатые окна из самого чистого янтаря, а крыша сплошь раковины; они то открываются, то закрываются, смотря по тому, прилив или отлив, и это очень красиво, ведь в каждой лежат сияющие жемчужины и любая была бы великим украшением в короне самой королевы. Вместе с царем жили шесть маленьких дочек – принцесс. Все прехорошенькие, но милее всех самая младшая, с кожей чистой и нежной, как лепесток розы, с глазами синими и глубокими, как море. Только у нее, как, впрочем, и у остальных, ног не было, а вместо них был хвост, как у рыб. Как звали эту принцессу? Конечно, это русалочка. Именно про нее написал сказку

Г.-Х. Андерсен. Сегодня мы сделаем полуобъемную аппликацию с изображением русалки

II. Ос-

воение нового материала

Беседа о значении воды

в жизни людей (водный транспорт).

Просмотр мультимедийной презентации

Люди тысячелетиями пользуются богатствами морей, рек и океанов, находят в них пищу, путешествуют по воде. Вода – самая широкая дорога. Что за транспорт передвигается по воде? Как одним словом назвать этот транспорт? Водный транспорт – вид транспортного средства, перевозящего грузы или пассажиров по водным естественным (океаны, моря, реки, озера) и искусственным (каналы, водохранилища, водоемы) путям сообщения. Основным транспортным

Слушают учителя, анализируют информацию; рассматривают слайды, делятся впечатлениями; рас-

Фронтальная

Познавательные: умеют понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ
в устной форме; под руководством учителя осуществляют поиск нужной информации

в учебнике и учебных пособиях; делают выводы о значении воды в жизни человека, водном транспорте.

Уст-

ные ответы


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

средством является судно. Суда подразделяются на речные и морские. Морские суда обладают мореходностью, то есть способностью не разрушаться и не тонуть при волнении. Морские суда крупнее речных. Перевозки по озерам обычно относят к речному транспорту (за исключением самых крупных озер – таких, как Каспийское море). Для погрузки и выгрузки служат порты (морские и речные). Для пассажиров сооружают морские

и речные вокзалы. Важной разновидностью водного транспорта являются паромы. Скорость движения на водном транспорте относительно невысока, поэтому он очень популярен у туристов и вообще любителей активного отдыха. Используются и большие туристические суда, и разнообразнейшие катера, яхты и лодки. Особый вид водного транспорта – буер – передвигается под действием силы ветра на коньках по замерзшей поверхности воды

суждают об отличиях морских

и речных судов

Регулятивные: умеют принимать и сохранять учебную задачу.

Коммуникативные: умеют формулировать ответы на вопросы, вступать в учебное сотрудничество, слушать одноклассников, учителя, рассуждать о преимуществах водного транспорта

Физкультминутка

Проводит физкультминутку

Выполняют упражнения

Фронтальная

Личностные: положительно относятся к занятиям двигательной деятельностью

III. Твор-

ческая практическая

Организация рабочего места

Проверяет организацию рабочего места.

– Подготовьте перечисленные в технологической карте материалы и инструменты для выполнения аппликации «Русалка»

Организуют рабочее место в зависимости от вида работы

Фронтальная

Познавательные: общеучеб-

ные – умеют организовать творческое пространство, подготовить рабочее место к работе.

Личностные: имеют знания
о гигиене труда

Организация рабочего места


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

деятельность

Подготовка

к работе «Что и как мы будем делать». Просмотр мультимедийной презентации «Сказочные морские персонажи (русалка, Нептун и др.)»

– Люди сочинили немало сказок и мифов о морских жителях. И поэтому всем известно, что в море живет царь по имени Нептун. На скалах сидят сирены и поют свои сладкозвучные песни, сбивающие моряков с пути. Сегодня мы сделаем одну из сказочных жительниц вод – русалку. Кто такие русалки? В древних народных поверьях – живущие в воде сказочные существа в образе обнаженной женщины с длинными распущенными волосами и рыбьим хвостом. Еще так иногда изображали сирен – персонажей древнегреческой мифологии, обладательниц прекрасных голосов. Мы сделаем русалку при помощи аппликации.

Комментирует некоторые пункты плана, обращая внимание на особенность данной аппликации (детали не полностью приклеены), называет этот вид аппликации (полуобъемная)

Под руководством учителя делают анализ изделия по заданному алгоритму, изучают послайдовый план работы над изделием в учебнике

Фронтальная

Познавательные: понимают знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебнике и учебных пособиях; под руководством учителя и в сотрудничестве с одноклассниками умеют делать анализ изделия, на основе полученной информации принимать несложные практические решения; осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника, из рассказа учителя, по воспроизведению в памяти).

Регулятивные: умеют ориентироваться в учебнике, планировать свою деятельность с опорой на послайдовый план.

Коммуникативные: умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы и техники изготовления поделки

Уст-

ные ответы

Практическое задание

Наблюдает, советует, руководит деятельностью, отвечает на вопросы учащихся, помогает затрудняющимся в выполнении задания.

Контролирует соблюдение правил безопасной работы.

Соблюдают гигиенические нормы пользования

Индивидуальная

Регулятивные: контролируют действия по точному и оперативному ориентированию в учебнике; вносят необходимые дополнения и коррективы в план и спо-

Изготовление композиции


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

– Выполните композицию «Русалка» из бумаги и волокнистого материала:

1) вырежьте шаблон из тетради;

2) изготовьте детали для аппликации, используя шаблоны;

3) подготовьте остальные детали: хвост русалки, прическу, окружение;

4) оформите работу

инструментами, выполняют

задание

соб действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта.

Познавательные: находят способы решения проблем творческого и поискового характера; решают творческие задачи самостоятельно.

Личностные: понимают значимость правильной организации рабочего места; знают правила поведения на уроке

«Русалка» из бумаги и волокнистого материала

IV. Ито-

ги урока. Рефлексия деятельности

Выставка работ учащихся. Оценивание результатов работы

Организует обсуждение качества изготовления изделий в процессе просмотра работ

Рассматривают выполненные поделки, оценивают их

Фронтальная

Личностные: имеют художественно-эстетический вкус; сориентированы на бережное отношение к природе, животным, экономное расходование водных ресурсов.

Регулятивные: оценивают свою работу, сравнивая с образцом; умеют адекватно воспринимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер отзыва о готовом изделии.

Коммуникативные: умеют излагать свое мнение и аргументиро-

Оценивание учащихся за работу на уроке

Обобщение полученных

на уроке сведений

Организует беседу по вопросам:

– Что понравилось на уроке?

– Что вас удивило?

– Что считаете самым важным?

Слушают учителя,

отвечают

на вопросы

Фронтальная

Уст-

ные ответы

Заключительное слово

Читает стихотворение «Русалочка»:

Если в море вода соленая,

Значит, кто-то там слезы льет, –

Слушают учителя

Фронтальная


Окончание табл.

1

2

3

4

5

6

7

То Русалочка сидит у берега

И прекрасного принца ждет…

Опускаются слезы дивные

Жемчугами к морскому дну.

Так не хочется ей, но придется

Вновь вернуться на глубину.

Акваланг я достану маленький

И спущусь к ней в подводный дом,

Посидим, как подружки, рядышком,

И поплачем вовсю вдвоем

вать свою точку зрения

Домашнее

задание

Объясняет домашнее задание.

– Найдите информацию (легенды, сказки) о разных водяных жителях, подберите иллюстрации, выполните рисунок

Слушают учителя

Индивидуальная


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта. Технология ТРИИК.4 класс.Русский язык.

Разработка серии уроков по теме"Правописание глаголов на- ться, -тся"....

Технологическая карта .Технология 2 класс. Рыболовство.Работа с волокнистыми материалами.Изонить.Композиция "Золотая рыбка"

Технологическая карта урока технологии по теме"Рыболовство.Работа с волокнистыми материалами.Изонить.Композиция "Золотая рыбка".Технологическая карта отражает современные виды и формы деятельности, ...

Технологическая карта. Технология. 2 класс. УМК "Перспектива"

Технологическая карта. Технология. 2 класс. УМК "Перспектива". Н.И.Роговцева. Издательство "Учитель"...

Технологическая карта. Технология. 2 класс. УМК "Перспектива"

Технологическая карта. Технология. 2 класс. УМК "Перспектива" Н.И.Роговцева. Издательство "Учитель"...

Технологическая карта. Технология. 2 класс. УМК "Перспектива"

Технологическая карта. Технология. 2 класс. УМК "Перспектива". Н.И.Роговцева. Издательство "Учитель"...

Технологическая карта Технология 4 класс Изделие "Струемер"

Урок составлен по требованию ФГОС к уроку технология, изделие "Струемер"...

Технологическая карта технологии "Подставка под письменные принадлежности" (УМК "Перспективная начальная школа", 3 класс)

Тип урока: "открытие" нового знанияЦель урока: формирование знаний учащихся о технике изготовления подставки под письменные принадлежности; изготовление изделия «подставка».Задач...