Технологическая карта урока технологии на тему:«Народные промыслы. Матрешка. Работа с текстильными материалами» 3 класс
план-конспект урока по технологии (3 класс) на тему

Шерстнева Екатерина Сергеевна

Конспект урока (ШР)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tekhnologiyu_shkola_rossii_3klass.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ПО ТЕХНОЛОГИИ

        

  1. № урока по календарно-тематическому плану:
  2. Тема урока : «Народные промыслы. Матрешка. Работа с текстильными материалами.»
  3. Изделие, выполняемое на уроке: матрешка из картона и ткани.
  4. Цель урока: познакомить учащихся с видами историей матрешки и закрепить навыки работы с тканью.
  5. Тип урока: развивающее обучение
  6. Планируемые результаты:

-личностные: знакомить с историей матрешек, поощрять у учащихся уважительное отношение к труду мастеров; поддерживать и стимулировать необходимый уровень самооценки и самоуважения учащихся к своим знаниям.

-предметные уметь различать произведения хохломских, дымковских и городецких мастеров, виды изображений матрешек; усвоить последовательность изготовления матрешки; уметь работать с шаблонами, составлять аппликацию из ткани, применять навыки кроя, выполнять разметку на ткани, экономить используемый материал.

-метапредметные: анализировать образцы изделий (с опрой на памятку); организовывать рабочее место в зависимости от конструктивных особенностей изделия; обобщать – называть то новое, что усвоено; оценивать результаты своей работы.

  1. Оборудование для учителя: презентация, технологическая карта, проектор, компьютер, таблицы по технике безопасности.
  2. Оборудование для ученика: учебник, картон, ткань, презентация.

        

Этапы

Время

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

0

Подготовка к уроку

-Ребята достаем свои папки для технологии.

Подготовка материала, самоконтроль

Р:Умение настроиться на работу

1

Организационный момент

1

-Здравствуйте, ребята! Меня зовут Екатерина Сергеевна, сегодня я проведу у вас урок технологии. Садитесь.

-Давайте  проверим готовность к занятию.

- Какое нужно настроение, чтобы занятие получилось удачным?(хорошее)

- Желаю вам сохранить хорошее настроение в течение всего занятия.

-Проверим наличие всех необходимых материалов, инструментов. У вас на столе должны лежать : цветной картон, ножницы, клей, линейка, шаблоны, ткань.

Приветствуют учителя.

Проверяют готовность к занятию.

Л: действия смыслообразования

2

Формулировка темы и целей урока, актуализация знаний

2

На прошлых уроках мы с вами знакомились с разными видами народных промыслов.

Внимание на слайд, под номерами представлены образцы изделий различных промыслов. ( 1 слайд)

 - Назовите, под какими номерами расположена дымковская игрушка. Как вы это определили?» Под каким номером хохломская и городецкая. В чем их отличия?

Где мы можем встретить эти узоры в жизни? ( в одежде)

 «Сегодня к нам на урок пришла настоящая русская красавица, куколка с секретом»

Отгадайте, о какой куколке идет речь.

                  Алый шелковый платочек,

                  Яркий сарафан в цветочек, упирается рука

                  В деревянные бока.

                  А внутри секреты есть:

                  Может – пять, а может, шесть.

                  Разрумянилась немножко

                  Наша русская …… (матрешка). ( 2 слайд)

- Сформулируйте тему урока.

- Давайте поставим цели на урок (3-4 слайд)

Скажите, а в чем же секрет этой игрушки». ( 5 слайд)

(Матрешка — это полая внутри, деревянная, ярко разрисованная кукла в виде полуовальной фигуры, в которую  вставляются другие такие же куклы меньшего размера.)

Обычно в матрешек помещали по 10 дочек. Но в музеях можно найти уникальные экземпляры с большим количеством внутренних матрешек. Мастера из разных городов России умудряются вытачивать до 50 деток каждой  расписной красавице».(6 слайд)

- Скажите, из какого материала делают матрешек? (Из дерева.)

Кто этим занимается? (Этим занимаются резчики по дереву – мастера по художественной резьбе по дереву. Делали они и матрешек. )( 7 слайд)

- формулировка темы урока

-формулировка целей урока

-усвоение новых понятий

-ответы на вопросы в беседе

Р: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками

3

Объяснение нового материала: анализ образца

3-5

    Вы все знаете или слышали такое русское имя — Матрена. Предполагают, что именно от этого имени и возникло ласковое название „матрешка“. Посмотрите на матрешку,(представленной на столе). Какие образы матрешек вы видите? (Женщину, девушку.) Как выдумаете, что может символизировать матрешка? (Матрешка – она же «мать», этот сувенир символизирует собой, по сути, СЕМЬЮ. ) ( 8 слайд)

А теперь посмотрите на процесс изготовления матрешки(Видеофрагмент):

1. Выбор дерева. Как правило, это липа, береза, осина, лиственница. Дерево должно быть срублено обязательно ранней весной или зимой, чтобы в нем было мало сока. Оно должно быть ровным, без сучков. Ствол обрабатывают и хранят так, чтобы древесина была обдуваема. Важно не пересушить бревно. Срок сушки примерно два-три года. Мастера говорят, что дерево должно звенеть

2. Вытачивание формы на токарном станке. ( слайд 8)

Первой на свет появляется самая маленькая матрешка, которая не открывается.  т.д

3. Подготовка формы под роспись. Форму шкурят и грунтуют (слайд 8)

4. Роспись. Каждой матрешке роспись придает индивидуальный характер. Сначала карандашом наносят основу рисунка. Иногда рисунок выжигают, а потом тонируют акварелью. Затем намечают контуры. И уж затем матрешку расписывают, используя гуашь, акварель или акрил.

5. Лакировка. Под слоем прозрачного блестящего лака краски приобретают особую яркость

 Как мы уже говорили, матрешку делают из дерева. Но мы с вами будем делать сувенир необычным способом

-  Посмотрите на готовое изделие.

- Какой материал использован для его изготовления? (Картон для основы и кусочки ткани.)

- Какие виды ткани вы знаете?  ( шелк, ситец, драп, шерсть и т.д)

- Как называется прием работы над поделкой? (аппликация)

- Что такое аппликация? ( изобразительная техника, которая основана на приклеивании деталей из бумаги, из природных материалов из ткани)

 - Какова главная цель нашего урока?

-ответы на поставленные вопросы

Л: установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

П:Принимать и сохранять учебные задачи, Р:планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации

Планирование предстоящей деятельности (Педпоказ)

5-7

- Что нужно для изделия?  Из каких ещё материалов можно сделать эту аппликацию?

- Чему должны научиться?

- Для чего мы делаем поделку? (ответы учеников)

Давайте повторим технику безопасности работы с ножницами.

Вспомним, как правильно выкраивать изделия из ткани.

Технологическая карта:

1 Из жёлтого картона сделать заготовку матрёшки .

Берем готовый шаблон, данный мной, прикладываем его на желтый картон, затем обводим карандашом и вырезаем.Откладываем в сторону.

2 Из кусочков ткани выкроить элементы костюма матрешки: косынку и фартук.

Берем шаблоны элементов костюма, прикладываем их к кусочкам ткани, смотрим за тем,  чтобы элементы костюма состояли из разных кусков ткани. Затем обводим эти элементы поочередно на кусочках ткани карандашом   и начинаем вырезать. Откладываем в сторону.

3Сборка и оформление

Берем вырезанный шаблон матрешки из желтого картона, берем вырезанный фартук и косынку. Берем клей.

1. Приклеить фартук, косынку.   3. Украсить косынку цветами.

4. Приклеить шаблон личика(готовый)   3. Украсить матрёшку тесьмой, бантиками.

-Участие в обсуждении, вопросы и ответы на вопросы.

-повторение техники безопасности по работе с инструментами

Краткое формулирование этапов практической работы

Л: участвовать в творческом, созидательном процессе

П: понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме

Р: умение действовать по плану и планировать свою деятельность

4

Физминутка

1-2

-Давайте с вами отдохнем, вставайте все на физминутку.

Выполнение упражнений

5

Постановка творческой задачи

1-2

-Итак, ваша задача, сделать цветок и лепестки.

-Оценивать ваши работы буду по 3 критериям: Аккуратность, правильность выполнения, подборка цветового решения.

Вопросы по заданию

К: допускать различных точек зрения

6

Самостоятельная  работа

25-30

-Выполняйте работу, самостоятельно пользуясь инструкционной картой.

-подготовка рабочего места к работе

-самостоятельно изготовить изделие согласно плану (разметка, заготовка, сборка, оформление)

-взаимопомощь

П:преобразованиеучебного материала, действия

Л: установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

7

Итог урока

1-2

-Вы потрудились на славу. Давайте мы сделаем выставку с вашими работами

- Чем мы занимали сегодня на уроке?

- Что вам понравилось на уроке?

- Где вы в жизни можете применить полученные знания?

-самоанализ

-взаимоанализ

-самооценка

-взаимооценка

-ответы на вопросы для закрепления материала

-анализ урока с точки зрения достижения поставленных целей

К: допускать возможность различных точек зрения

П: устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы

Л: Участие в подведении итогов урока

Р: умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности

8

Домашнее задание

1

Дома вы можете придумать свою композицию, используя технику выпуклой аппликации.

-Запись домашнего задания в дневник

П: установка причинно следственных связей

9

Уборка рабочих мест

перемена

-Дежурный, проследи за классом, чтоб у каждого ученика было убрано рабочее место.

-уборка рабочих мест

-Самоконтроль

Р: контроль в сотрудничестве с учителем и сверстниками


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по технологии 2 класс (Роговцева Н.И.) Тема: «Народные промыслы. Матрёшка. Работа с текстильными материалами. Аплицирование.»

Цель урока: Изготовить аппликацию матрешки из разнообразных материалов (ткань, тесьма и т.д.) Задачи урока:- закрепить знания об изученных народных промыслах ,- познакомить учащихся с истор...

Народные промыслы. Матрешка. Работа с текстильными материалами (апплицирование).

Изготовить аппликацию матрешки из разнообразных материалов (ткань, тесьма и т.д.)...

Народные промыслы. Матрешка. Работа с текстильными материалами.

На уроке технологии получилась у детей настоящая русская красавица, куколка с секретом - матрешка....

Технологическая карта урока изо «Дары осени - овощи» (коллективная работа) (УМК "Перспектива", 1 класс)

Цель урока: формирование знаний о предмете изобразительное искусство; формирование умения наблюдать за предметами с точки зрения художника; формирование практических навыков работы с гуашью....

Конспект урока по технологии "Народные промыслы. Матрешка. Работа с текстильными материалами.УМК "Школа России", 2 класс

Цели деятельности учителя: Научить учащихся выполнять аппликацию матрешки из разнообразных текстильных материалов.Планируемые результаты:Предметные: Знать о народных промыслах; последовательность изго...

Технологическая карта урока по технологии "Народные промыслы. Хохлома. Работа с папье-маше"

Цель: формирование у обучающихся умения росписи изделия жлементами орнамента хохломской росписи.Дидактические:1. Познакомить обучающихся с особенностями хохломской росписи;2. Закрепить навыки росписи ...