Рабочая программа Технология 4 класс 2016-2017 учебный год Школа России Е. А. Лутцева
рабочая программа по технологии (4 класс) на тему

Рыбкина Татьяна Александровна

Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, планируемые результаты изучения учебного предмета, содержание учебного предмета, тематическое планирование, материально-техническое обеспечение учебного процесса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2016-2017_rabochaya_programma_tehnologiya_4_klass.docx42.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                             Пояснительная записка

            Рабочая программа  составлена на основе «Примерных  программ начального общего образования» (Москва «Просвещение» 2014г.), которая разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, авторской программы по технологии Е. А. Лутцевой, Т. П. Зуевой. (Москва «Просвещение», 2014г.), Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования. Программа соответствует требованиям ФГОС   НОО.

                ХХI век – век высоких технологий. Эта формула стала девизом нашего времени. В современном мире технологические знания, технологическая культура приобретают все большую значимость. Вводить человека в мир технологии необходимо в детстве, начиная с начальной школы.

        Возможности предмета «Технология» выходят за рамки обеспечения обучающихся сведениями о технико-технологической картине мира. В начальной школе при соответствующем содержательном и методическом наполнении данный предмет может стать опорным для формирования системы универсальных учебных действий. В нём все элементы учебной деятельности (планирование, ориентировка в задании, преобразование, оценка продукта, умения распознавать и ставить задачи, возникающие в контексте практической ситуации, предлагать практические способы решения, добиваться достижения результата и т. д.) предстают в наглядном виде и тем самым становятся более понятными для детей. Технологическая подготовка школьника позволяет ему грамотно выстраивать свою деятельность не только при изготовлении изделий на уроках технологии. Знание последовательности этапов работы, четкое выполнение алгоритмов, строгое следование правилам необходимы для успешного выполнения заданий на любом школьном предмете.

      Представленный курс закладывает основы технологического образования, которые позволяют дать обучающимся первоначальный опыт преобразовательной художественно - культурного содержания, и создают условия для активного освоения детьми технологии ручной обработки доступных материалов, современных информационных технологий, необходимых в повседневной жизни современного человека.

Уникальная предметно-практическая среда, окружающая ребенка, и его собственная предметно-манипулятивная деятельность на уроках технологии позволяют успешно реализовывать не только технологическое, но и духовное, нравственное, эстетическое и интеллектуальное развитие. Такая среда является основой формирования познавательных способностей младших школьников, стремления активно знакомиться с историей материальной и духовной культурой, семейных традиций своего и других народов и уважительно к ним относиться. Эта же среда является для младшего школьника условием формирования всех элементов учебной деятельности (планирование, ориентировка в задании, преобразование, оценка продукта, умение распознавать и ставить задачи, возникающие в контексте практической ситуации, предлагать практические способы решения, добиваться достижения результата и пр.).

       Практико-ориентированная направленность содержания учебного предмета «Технология» естественным путём интегрирует знания, полученные при изучении других учебных предметов (математика, окружающий мир, изобразительное искусство, русский язык, литературное чтение), и позволяет реализовать их в интеллектуально - практической деятельности ученика, что в свою очередь, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.

       Продуктивная деятельность обучающихся  на уроках технологии создаёт уникальную основу для самореализации личности. Благодаря  включению в элементарную проектную деятельность учащиеся могут реализовать свои умения, заслужить одобрение и получить признание. В результате на уроках технологии могут закладываться основы трудолюбия и способности к самовыражению, формироваться социально-ценные практические умения, опыт преобразовательной деятельности и развития творчества, что создаёт предпосылки для более успешной социализации.

      Возможность создания и реализации моделей социального поведения при работе в малых группах обеспечивает благоприятные условия для коммуникативной практики обучающихся  и для социальной адаптации в целом.

        

            Цели изучения курса технологии:

- развитие социально-значимых личностных качеств (потребность познавать и исследовать неизвестное, активность, инициативность, самостоятельность, самоуважение и самооценка),

- приобретение первоначального опыта практической преобразовательной и творческой деятельности в процессе формирования элементарных конструкторско-технологических знаний и умений и проектной деятельности,

- расширение и обогащение личного жизненно-практического опыта, представлений о профессиональной деятельности человека.

Основные задачи курса:

- стимулирование и развитие любознательности, интереса к технике, миру профессий, потребности познавать культурные традиции своего региона, России и других государств;

- формирование картины материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности человека; - формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации, интереса к предметно-преобразующей, художественно-конструкторской деятельности;

- формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений;

- развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения, творческого мышления и репродуктивного воображения (на основе решения задач по моделированию и отображению объекта и процесса его преобразования в форме моделей: рисунков, планов, схем, чертежей); творческого мышления (на основе решения художественных  и конструкторско-технологических задач);

- развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности;

- формирование внутреннего плана деятельности на основе поэтапной отработки предметно-преобразовательных действий,

- овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; поиска необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки.

       В  основу  содержания  курса  положена  интеграция  технологии  с предметами  эстетического  цикла  (изобразительное  искусство,  литературное чтение, музыка). Основа интеграции — процесс творческой  деятельности мастера,  художника  на  всех  этапах  (рождение  идеи,  разработка  замысла, выбор материалов,  инструментов  и  технологии  реализации  замысла,  его реализация),  целостность  творческого  процесса,  использование  единых, близких, взаимодополняющих  средств  художественной  выразительности, комбинирование  художественных  технологий.  Интеграция  опирается  на целостное  восприятие  младшим  школьником  окружающего  мира, демонстрируя  гармонию  предметного  мира  и  природы.  При  этом  природа  рассматривается как  источник вдохновения художника, источник образов и форм, отраженных в народном быту, творчестве, а также в технических объектах.

     На изучение учебного предмета отводится 1 час в неделю, всего 34 часа.

      

               Планируемые результаты освоения  учебного предмета        

1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание

Обучающиеся научатся:

  • организовывать  и  выполнять  свою  художественно-практическую  деятельность  в соответствии с собственным замыслом;
  • использовать  знания  и  умения,  приобретенные  в  ходе  изучения  технологии,

изобразительного  искусства  и  других  учебных  предметов,  в  собственной  творческой деятельности;

  • бережно относиться и защищать природу и материальный мир;
  • безопасно  пользоваться  бытовыми  приборами  (розетками,  электрочайником, компьютером);   выполнять простой ремонт одежды (пришивать пуговицы, сшивать разрывы по шву).

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • получат представление о творчестве и творческих профессиях, о мировых достижениях в области техники и искусства (в рамках изученного), о наиболее значимых окружающих производствах;
  •  основным  правилам  дизайна  и  их  учету  при  конструировании  изделий  (единство формы, функции и декора; стилевая гармония);
  • о правилам безопасного пользования бытовыми приборами.

2.  Технология ручной обработки материалов. Основы графической грамоты  

Обучающиеся научатся:

  • названиям  и  свойствам  наиболее  распространенных  искусственных  и  синтетических материалов (бумаги, металлов, тканей);
  • последовательности чтения и выполнения разметки разверток с помощью чертежных  инструментов;
  • узнают основные линии чертежа (осевая и центровая);
  • правилам безопасной работы канцелярским ножом;
  • узнают петельную строчку, ее варианты, их назначение;
  • названиям  нескольких  видов  информационных  технологий  и  соответствующих способов передачи информации (из реального окружения учащихся).

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • представлениям о дизайне, его месте и роли в современной проектной деятельности;
  • представлениям об основных условиях дизайна – единстве пользы, удобства и красоты;
  • представлениям о композиции изделий декоративно-прикладного характера на плоскости и в объеме;
  • представлениям о традициях декоративно-прикладного искусства в создании изделий;
  • стилизации природных форм в технике, архитектуре и др.;
  • представлениям о художественных техниках (в рамках изученного);
  • читать простейший чертеж (эскиз) разверток;
  • выполнять разметку разверток с помощью чертежных инструментов;
  • подбирать  и  обосновывать  наиболее  рациональные  технологические  приемы изготовления изделий;
  • выполнять рицовку;
  • оформлять изделия и соединять детали петельной строчкой и ее вариантами;   находить  и  использовать  дополнительную  информацию  из  различных  источников  (в том числе из сети Интернет).

3.  Конструирование и моделирование  

Обучающиеся научатся:

  • простейшим способам достижения прочности конструкций.
  • конструировать  и  моделировать  изделия  из  разных  материалов  по  заданным декоративно-художественным условиям;

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • изменять конструкцию изделия по заданным условиям;
  • выбирать способ соединения и соединительный материал в зависимости от требований конструкции.  

4.  Использование компьютерных технологий (практика работы на компьютере)  

Обучающиеся научатся:

  • узнают об использовании компьютеров в различных сферах жизни и деятельности человека;
  • узнают названия и основное назначение частей компьютера (с которыми работали на уроках).

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • создавать небольшие текс ты и печатные публикации с  использованием изображений на экране компьютера;
  • оформлять текст (выбор шрифта, его размера и цвета, выравнивание абзаца);
  • работать с доступной информацией;
  • работать в программах Word, Power Point.

                   Личностные,      метапредметные  и    предметные  результаты    

            Освоение данной программы обеспечивает достижение следующих результатов:

  Личностными результатами изучения технологии является воспитание и развитие социально и личностно значимых качеств, внимательное и доброжелательное отношение к сверстникам, младшим и старшим, готовность прийти на помощь, заботливость, уверенность в себе, чуткость, доброжелательность, самоуважение, ответственность, уважительное отношение к культуре всех народов, толерантность, трудолюбие, уважительное отношение к своему и чужому труду и его результатам, самооценка, учебная и социальная мотивация.

      Метапредметными результатами изучения технологии является освоение учащимися универсальных способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и реальных жизненных ситуациях (умение применять учебную задачу или ситуацию, выделить проблему, составить план действий и применять его для решения практической задачи, осуществлять информационный поиск и делать необходимую корректировку в ходе практической реализации, выполнять самооценку результата), развитие логических операций (сравнения, анализа, синтеза, классификации, обобщения, установление аналогий, подведение под понятия, умение выделять известное и неизвестное), развитие коммуникативных качеств (речевая деятельность и навыки сотрудничества).

     Предметными результатами изучения технологии является получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессии, усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека; приобретение навыков самообслуживания; овладение технологическими приёмами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасности; использование приобретённых знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач; приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирование и организации; приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач.

                   

                                          Содержание учебного предмета

Информационная мастерская (4 ч.)  Вспомним и обсудим! Информация. Интернет. Создание текста на компьютере. Создание презентаций. Программа Рower Point. Проверим себя.        

Проект «Дружный класс» (3 ч.) Презентация класса. Эмблема класса. Папка «Мои достижения». Проверим себя

Студия «Реклама» (3 ч.)  Реклама и маркетинг. Упаковка для мелочей. Коробка для подарка. Упаковка для сюрприза. Проверим себя.

Студия «Декор интерьера» (6 ч.) Интерьеры разных времён. Художественная техника  «декупаж» Плетённые салфетки. Цветы из креповой бумаги. Сувениры на проволочных кольцах. Изделия из полимеров. Проверим себя.

Новогодняя студия (3 ч.) Новогодние традиции. Игрушки из зубочисток. Игрушки из трубочек для коктейля. Проверим себя.

Студия «Мода» (8 ч.)  История одежды и текстильных материалов. Исторический костюм. Одежда народов России. Синтетические ткани. Твоя школьная форма. Объёмные рамки. Аксессуары одежды. Вышивка лентами. Проверим себя.

Студия «Подарки» (3 ч.) День защитника Отечества. Плетёная открытка. Весенние цветы.   Проверим себя.        

Студия «Игрушки» (4 ч.) История игрушек.  Игрушка – попрыгушка. Качающиеся игрушки. Подвижная игрушка «Щелкунчик» Игрушка с рычажным механизмом. Подготовка портфолио. Проверим себя.

                                     Тематическое планирование

урока  

Тема урока

Дата план

Дата факт

                                   Информационная мастерская  (4 ч.)

1

Вспомним и обсудим.

07.09

2

Информация. Интернет.

14.09

3

Создание текста на компьютере.

21.09

4

Создание презентации.

28.09

                                            Проект «Дружный класс» (3 ч.)

5

Презентация класса.

05.10

6

Эмблема класса.

12.10

7

Папка «Мои достижения».

19.10

                                                       Студия «Реклама» (3 ч.)

8

Реклама. Упаковка для мелочей.

26.10

9

Коробка для подарка.

09.11

10

Упаковка для сюрприза.

16.11

                                    Студия «Декор интерьера» (6 ч.)

11

Интерьеры разных времен.

23.11

12

Художественная техника «декупаж».

30.11

13

Плетение салфетки.

07.12

14

Цветы из креповой бумаги.

14.12

15

Сувениры из проволочных колец.

21.12

16

Изделия из полимеров.

11.01

                                     Новогодняя студия (3 ч.)

17

Новогодние традиции.

18.01

18

Игрушки из зубочисток.

25.01

19

Игрушки из трубочек для коктейля.

01.02

                                                  Студия «Мода» (8 ч.)

20

История одежды и текстильных материалов. Исторический костюм.

08.02

21

Одежда народов России.

15.02

22

Синтетические ткани.

22.02

23

Твоя школьная форма.

01.03

24

Объемные рамки.

15.03

25

Аксессуары одежды.

22.03

26

Вышивка лентами.

05.04

27

Плетеная открытка.

12.04

                                                   Студия «Подарки» (3ч.)

28

День защитников Отечества.

19.04

29

Лабиринт.

26.04

30

Весенние цветы.

03.05

                                              Студия «Игрушки» (4 ч.)

31

История игрушек.

10.05

32

Подвижная игрушка.

17.05

33

Подготовка портфолио.

24.05

34

Подготовка портфолио (продолжение).

резерв

         Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

- Авторская программа по технологии  Лутцева Е.А., Зуева Т.П.  Технология: Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1-4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений,  М.: «Просвещение» 2014

- Лутцева Е.А., Зуева Т.П. Технология. 4 класс. Учебник для общеобразовательных организаций – М., Просвещение, 2015

- Лутцева Е.А., Зуева Т.П. Технология. 4 класс. Рабочая тетрадь – М., Просвещение, 2015.

- электронное приложение к курсу Лутцевой Е.А., Зуевой Т.П «Технология».

- Лутцева Е.А., Зуева Т.П. Технология. Методическое пособие с поурочными разработками. 4 класс. - М., Просвещение, 2014

- Лутцева Е.А. Комплекты демонстрационных таблиц по технологии для начальной школы. М., Варсон – 2014

Интернет-ресурсы.

- Электронная версия газеты «Начальная школа». - Режим доступа: http://nsc. 1 september.ru/index.php Я иду на урок начальной школы: основы художественной обработки различных материалов (сайт для учителей газеты «Начальная школа»). - Режим доступа: http://nsc.lseptember.ru/urok index.php?SubjectID= 150010

- Сайт «Начальная школа»  http://1-4.prosv.ru

- Уроки творчества: искусство и технология в школе. - Режим доступа: http://www.it-n.ru communities.aspx?cat_no=4262&lib_no=30015&tmpl=lib

- ИЗО и технический труд. Медиатека. Педсовет: образование, учитель, школа. - Режим доступа: http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,listcats/cat_id, 1275

- Технология. Начальная школа. – Режим доступа: http://vinforika.ru/3_tehnology_es/index.htm

Технические средства обучения:

- Магнитная доска с набором приспособлений для крепления таблиц и карт.

- Персональный компьютер.

- Интерактивная доска.

РАССМОТРЕНО

На заседании ШМО учителей начальной школы

Протокол заседания №____ от «____»_____________2016 г.

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

____________Н.Ф. Гембель

«___»__________2016 г.

                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программно-методическое обеспечение на 2016-2017 уч. г. УМК Школа России 3 класс.

Программно-методическое обеспечение на 2016-2017 уч. г. УМК Школа России 3 класс....

Рабочая программа обучение грамоте и русский язык 1 класс 2017-2018 учебный год. Школа России. В. Г. Горецкий

Рабочая программа включает в себя период обучения чтению и письму, систематический курс русского языка....

Рабочая программа математика 1 класс 2017-2018 учебный год Школа России М. И. Моро

Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, планируемые результаты изучения математики в 1 классе, содержание учебного предмета, тематическое планирование, материально-техническое обеспеч...

Рабочая программа окружающий мир 1 класс 2017-2018 учебный год Школа России А. А. Плешаков

Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, планируемые результаты изучения учебного предмета, содержание учебного предмета, тематическое планирование, материально-техническое обеспечение...

Рабочая программа ИЗО 1 класс 2017-2018 учебный год Школа России Б. М. Неменский

Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, планируемые результаты изучения учебного предмета, содержание учебного предмета, тематическое планирование, материально-техническое обеспечение...

Рабочая программа музыка 1 класс 2017-2018 учебный год Школа России Е. Д. Критская

Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, планируемые результаты изучения учебного предмета, содержание учебного предмета, тематическое планирование, материально-техническое обеспечение...