Средства и методы формирования у обучающихся эстетической культуры на уроках технологии.
статья по технологии по теме

Варданян Мариа Араики

 

В статье раскрываются методы и средства формирования у обучающихся эстетической культуры на уроках технологии. Предлагаются примеры словесных и наглядных «эстетических сигналов», применяемых на уроках технологии и на занятиях внеурочной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

СРЕДСТВА И МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ

Формирование духовной культуры современного школьника уже в начальной школе – одна из важнейших педагогических проблем, требующая неотложного и компетентного решения. Эстетическая культура личности – необходимая составляющая духовной культуры человека.

Уроки технологии представляют благодатную почву для формирования эстетического отношения к искусству и окружающему миру у учащихся начальных классов. Урок, в котором соединяются красота и польза, где в непосредственной практической деятельности развиваются чувственная и интеллектуальная сферы личности ребёнка, наиболее способствует решению задач духовного, в частности, эстетического становления личности. На уроках технологии формируются все компоненты эстетической культуры младшего школьника. Процесс формирования эстетической культуры – это целенаправленный педагогический процесс эстетического воздействия на ребёнка, включения его в эстетическую деятельность, осуществляемый учителем и организуемый им совместно с детьми. К концу обучения в начальной школе эстетическая культура содержит эстетическое восприятие, эстетическое чувство, эстетические знания, эстетические действия. Одним из эффективных средств формирования эстетического отношения к искусству и окружающему миру является использование «эстетических сигналов». Под «эстетическим сигналом» подразумеваются определённые импульсы, которые использует учитель для успешного формирования эстетической культуры младшего школьника. В моём классе на уроках технология и на занятиях внеурочной деятельности общекультурного направления «Маленький мастер» применяются следующие группы эстетических сигналов-импульсов – словесные и наглядные.

Словесные «эстетические сигналы».

1. Сигналы-сообщения – это эстетическая информация, которую учитель предлагает учащимся на уроке, цель которых – воздействие на сознание школьника, ведущее к формированию эстетической культуры личности. Для этого сообщения, рассказы учителя, беседы с учениками должны быть понятными, простыми и интересными. Необходимо вносить в них игровые и сказочные элементы. Такая информация должна подаваться детям с учётом их предыдущих знаний и опыта, иметь элементы красочности. Примером такого импульса может быть побуждение педагогом детей к эстетической организации рабочего места: «Для того чтобы нам было приятно и удобно работать, чтобы поделка получилась красивой, необходимо расположить все материалы и инструменты на столе красиво и правильно». Импульсы-сообщения служат также для пополнения запаса эстетических знаний, чувственных представлений: «Об истории появления посуды», «Из истории плетения корзин», «Особенности хохломской (городецкой, дымковской) росписи», «Особенности создания матрёшки», «История новогоднего праздника» и т.д.

2. Сигналы-напоминания. На уроке часто приходится обращаться к уже имеющимся знаниям, умениям и навыкам детей. В начале урока эти фразы-напоминания актуализируют знания детей (носят организационный характер): они могут содержать сведения о ранее изученном теоретическом и практическом материале, о приобретённом детьми жизненном опыте, об эстетике рабочего места и др. В момент самостоятельной практической деятельности импульсы-напоминания имеют чувственно-эмоциональный характер, накладывают отпечаток на эстетическое отношение ребёнка к совершаемым действиям, что делает их эстетически ценными, влияющими на детское мировосприятие. Так, во время изготовления аппликации из ткани «Адыгейский национальный костюм» (НРК, 2 класс) учитель напоминает детям, что поделка должна быть нарядной и красивой, отражать задуманный художественный образ, что разметка ткани по шаблонам должна быть точной и аккуратной. Немаловажными являются напоминания, используемые учителем при подведении итога урока. Они носят рефлексивно-формирующий характер и активизируют эстетическое суждение, которое представляет собой одну из главнейших составляющих таких компонентов эстетической культуры личности, как эстетическое восприятие, эстетический вкус, эстетическое отношение, а также являются основой для формирования эстетического идеала.

3. Сигналы-стимулы. Основным видом импульса-стимула являются вопросы учителя, которые направлены на активизацию эстетической деятельности детей, на формирование эстетического опыта, на развитие эстетического мышления и воображения, на возникновение и развитие эстетических интересов младшего школьника. Например, вопрос, подводящий ученика  к выбору правильного цветового решения, активизирует знания детей о цвете и цветовых сочетаниях. Поскольку такой вопрос несёт в себе определённую эстетическую информацию или направленность, он настраивает детей на эстетическую деятельность, активизирует чувство прекрасного. Сигналы-стимулы представляют собой предложение выполнить какое-либо эстетическое действие, побуждение ребёнка к сотворчеству: «А давайте представим себя дизайнерами…», «А давайте пофантазируем и попробуем сделать вот так…».

Наглядные эстетические сигналы.

К ним относятся сигналы, воспринимаемы е визуально: выставки работ декоративно-прикладного искусства, схемы, технологические карты, образцы изделий, шаблоны, муляжи, демонстрационный дидактический материал.

1. Схемы, шаблоны должны быть понятными, подробными, эстетичными. Использование плавных цветных линий, художественно, а не схематично выполненных элементов способствует наиболее глубокому восприятию и наиболее доступно для понимания детьми.

2. Образцы изделий, приносимые учителем в класс. Они, прежде всего, должны быть понятны и доступны детям. Для этого рекомендуется составлять их из небольшого количества деталей; материал, из которого сделана поделка, - узнаваем, формы – правильными, пропорциональными. Размер образца должен соответствовать размеру детского изделия, очень хорошо иметь ещё один образец, который будет большего размера, - демонстрационный. Образец должен привлекать ребёнка, нравиться ему, вызывать интерес, пробуждать у ребёнка желание приобщиться к художественно-трудовой деятельности.

3. Дополнительные материалы (ленты, блёстки, бусинки, паетки, пуговицы, бисер, пластиковые глазки, мелкие ракушки и др.) следует представлять в демонстрационных коробочках, чтобы дети без труда могли их рассмотреть и потрогать. Красота, броскость, яркость, пестрота и близость таких материалов вызывают у детей огромное желание поработать с ними, пофантазировать с формой и цветом.

4. Выставки работ, выполненных в технике различных видов декоративно-прикладного искусства, знакомство с народными художественными традициями. Устраивая в классе выставки таких изделий, учитель не только знакомит детей с народным искусством и традициями, но и создаёт базу для формирования эстетической культуры младших школьников. Образцы народного творчества вызывают у детей живой эмоциональный отклик, неподдельный интерес, следовательно, такие эстетические сигналы способствуют возникновению эстетических эмоций и чувств. Они вызывают желание вновь и вновь общаться с этими изделиями – рассматривать их, трогать руками, играть  с ними. Дети надолго запоминают показанные учителем матрёшки, расписную деревянную посуду, шкатулки, вышитые полотенца и часто просят вновь принести их на выставку. Следовательно, выставочные экземпляры несут в себе такие импульсы, которые способствуют формированию эстетических потребностей и мотивов («хочу сделать такую же поделку, потому что она красивая, яркая; ею можно играть; хочу подарить маме, бабушке, чтобы порадовать их» и т.д.). Такие изделия, выполненные с соблюдением художественно-эстетических правил и закономерностей, способствуют формированию эстетического вкуса, эстетического отношения, а значит, способствуют формированию основ эстетического идеала. Исходя из вышеизложенного, можно представить процесс эмоционального постижения художественных традиций младшими школьниками следующей схемой: восприятие → эмоция → переживание → чувство → наслаждение → суждение → мотив→ деятельность → потребность.

Сегодня эстетическому воспитанию учащихся уделяется немало внимания. В большей степени это связано с реализацией новых федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Педагог несёт детям знания, но если у них не развиты чувства, если они не умеют сопереживать, эти знания не дадут им полного представления о красоте окружающего мира, о красоте жизни, которую нужно прожить с пользой не только для себя, но и для других людей. А самое главное – школьники должны сами стать творцами красоты, не бессознательно, а с верой в прекрасное, со стремлением вносить его во все сферы жизни: в дом, в семью, в отношения с близкими, в свой труд.  

Использованная литература

1. Ильинская И.П. Эстетические сигналы на уроках художественного труда  // Начальная школа. 2006. № 11. С. 92-95.

2. Волков И.А. Приобщение школьников к творчеству. М., 1982.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СРЕДСТВА, ФОРМЫ И МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ВНИМАНИЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НА УРОКАХ

СРЕДСТВА, ФОРМЫ  И МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ВНИМАНИЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НА УРОКАХ.  Центральный компонент любого урока - организация познавательной деятельности учащихся. Ведущими ...

Средства, формы и методы формирования внимания учащихся начальных классов на уроках

Центральный компонент любого урока - организация познавательной деятельности учащихся. Ведущими познавательными процессам являются мышление и воображение. На основе анали...

Пескотерапия- как инновационный метод формирования и развития коммуникативной культуры в воспитательной работе учителя-логопеда с детьми младшего школьного возраста.

Пескотерапия – это метод развития, коррекции и воспитания посредствам художественного творчества. Цель данного метода заключается в формировании начальной социально-коммуникативной компетенции ш...

ФОРМИРОВАНИЕ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД НА УРОКЕ

Статья о методах работы по формированию познавательных УУД на уроке....

Формирование у обучающихся коммуникативных УУД на уроке

Овладение учащимися коммуникативными УУД способствует не только формированию и развитию умения взаимодействовать с другими людьми, с  окружающим миром и его информационными потоками, но отыскиват...

Мастер – класс «Приемы и методы формирования функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения»

Цель: познакомить слушателей с приёмами и методами формирования функциональной грамотности на уроках русского языка и  литературного чтения у младших школьников.Задачи:раскрыть содержание ма...

«Приемы и методы формирования функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения»

laquo;Приемы и методы формирования функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения»...