Технологическая карта урока: «Ракета – носитель». Изделие «Ракета – носитель»
методическая разработка по технологии (4 класс)

Елина Елена Вячеславовна

Технологическая карта урока технологии в 4 классе по УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл raketa_-_nositel_elina_e.v.docx378.24 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Учитель МБОУ Школы № 83: Елина Елена Вячеславовна

Класс: 4 «А»

Дата: .04.2017 г.

Программа: Школа России

Предмет: Технология.

Тема урока:  «Ракета – носитель». Изделие «Ракета – носитель»

Тип урока: практическая работа.

Задачи: 

- закрепить основные знания о ракетостроении (конструкции, история создания ракеты);

- расширить представление о назначении ракеты-носителя;

- совершенствовать навыки работы с бумагой, конструирования и выполнения объемных фигур из бумаги;

- расширить представление учащихся о профессиональной деятельности космонавта.

Планируемые результаты

Предметные:

- знать конструкцию ракеты – носителя;

- составлять план сборки на основе анализа готового изделия;

- самостоятельно выполнять изделие по образцу;

- вносить изменения в конструкцию изделия.

Метапредметные:

- работать над проектом;

- прогнозировать возможные затруднения при определении способа выполнения изделия или при изменении его конструкции;

- осуществлять выбор наиболее рациональных способов решения практических задач в соответствии с конкретными условиями.

Личностные:

- понимать значение промышленных производств  для развития нашего государства;

- проявлять интерес к поисковой исследовательской деятельности;

- проявлять интерес к производственным процессам и профессиональной деятельности людей.

Оборудование:

У учителя: компьютер, проектор, экран, презентация, образец готового изделия;

У обучающихся: различные виды бумаги,  ножницы, клей, карандаш, циркуль,  линейка,  степлер,  камера,  технологическая карта,  листы для самооценки,  карты рефлексии.

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя.

Деятельность обучающихся.

Формирование УУД.

1.Организа-ционный момент.

Итак, друзья, внимание –

Ведь прозвенел звонок.

Садитесь поудобнее –

Начнем скорей урок!

- Поделитесь своими улыбками, добротой и теплом со своими друзьями и с гостями. Широко улыбнитесь – молодцы!

Дети улыбаются друг другу, гостям.

Личностных УУД: навыки организации рабочего места; формирование эстетических чувств.

3. Прогнози-рование, постановка цели урока.

-  Сегодня на уроке мы с вами будем работать на авиационно-космической промышленности. Что мы будем производить, узнаете, отгадав загадку.

                       Крыльев нет у этой птицы,

                       Но нельзя не подивиться:

                       Лишь распустит птица хвост,

                       И поднимется до звезд.

- Верно, она выпускает и космические ракеты – носители.

- Что такое ракета-носитель?

- Ракета.

- Это ракета, которая несет груз.

3. Актуализа-ция знаний

Дает задание выполнить тест.

Проверяет и обсуждает.

- Рассмотрим конструкцию ракеты. Из каких элементов состоит конструкция космической ракеты?

- Каждая ступень является отдельной ракетой со своим двигателем и топливом.

- Как вы думаете, почему ракета – носитель является многоступенчатой?

-Что вы знаете о космонавтах?

- Какую специальную одежду необходимо надевать космонавту?

Обобщает и дополняет ответы детей.

  - Вы показали хорошие знания, а теперь я предлагаю вам побывать в роли конструктора  и создать модель ракеты – носителя. У каждого из вас на столе лежат индивидуальные маршрутные листы, где на протяжении всего урока Вы будите сами себя оценивать.

- Подведите итог этому этапу урока.

Выполняют тестовые задания.

Участвуют в обсуждении.

- Конструкция ракеты состоит из нескольких ступеней, поэтому ее называют многоступенчатой.

- По мере удаления от Земли ракета потребляет много топлива. Когда топливо заканчивается в одной ступени, ее топливный бак отделяется и происходит зажигание топлива в следующей ступени. Облегченная ракета продолжает  лететь заданным курсом. Последняя ступень выводит полезный груз на орбиту, после чего работа ракеты считается завершенной.

- Совершают полеты космонавты. Это опасная и сложная профессия. К полету в космос люди должны быть подготовлены. Они тренируются, чтобы успешно работать в космической среде.

В экипаже две должности: командир экипажа  и бортинженер.  В полете необходимо выполнять много различных задач: управлять кораблем, выпускать спутник на орбиту, проверять новые приборы, проводить эксперименты в условиях невесомости. Некоторые работы совершаются вне корабля.

- Герметичный скафандр поддерживает температуру тела, обеспечивает защиту от микрометеоритов, подает кислород для дыхания.

Дети отмечают результат своей работы в листах самооценки.

Познавательные: ; понимание вопросов учителя и умение строить логически верные ответы, извлекают необходимую информацию из прослушанного.

Коммуникативные: Умение слушать друг друга, строить понятные речевые высказывания.

4.Предвари-тельная подготовка к практичес-кой работе.

Анализ образца

- Определите основные элементы конструкции ракеты, их количество.

- Зачем нужно знать количество элементов?

-Какие материалы и инструменты  нам понадобятся для работы?

- Рассмотрите слайдовый план и распределите обязанности внутри группы.

1. Из белого картона вырезать прямоугольник со сторонами 27см. и 21см. На обратной стороне начертить прямоугольник со сторонами 22 см. и 19 см. На рисунке получится 4 прямоугольника. 

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/3135_52661bf76e95e30b0971b392ee63ab27.jpg.jpg

2. Прямоугольник, со сторонами 5см. и 19см. расчертить на равные полоски (ширина полосок 1,5см) и разрезать.

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/3135_3b8ff66f19e3bc9dd008eb03f6e61892.jpg.jpg

3. Аккуратно загнуть полоски.

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/3135_602f2b60062fdcf107b90d29a1a121aa.jpg.jpg

4. Склеить цилиндр - ракету. Диаметр цилиндра получится 6 см.  Полоски загнуть в середину и тоже склеить, накладывая друг на друга. Это будет основа для носовой части ракеты. 

 http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/3135_dbb59606c74ec7ec2b016620f4743f85.jpg.jpg    http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/3135_5ef8a764877376bcc0027fbc492e5ea5.jpg.jpg

5. Из красной самоклеющейся бумаги вырезать прямоугольник со сторонами, равными 22см. и 6см. Приклеить на готовый цилиндр. 

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/3135_f34dbf679a3d4adccb8e8f5dc199c099.jpg.jpg

6. Приступим к изготовлению носовой части. На обратной стороне желтого картона начертить 2 полукруга, диаметром 12 см. и 14,5 см. Разделить полукруги на большую и меньшую часть, как показано на рисунке. 

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/3135_3d1c37bf86eb3ea7951cead4efb77952.jpg.jpg

7. Вырезать большую часть заготовки (будущий конус), узкий полукруг расчертить на равные полоски. 

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/3135_557344a6a628881e6af3c3c27dc86e5b.jpg.jpg

8. Разрезать полоски и аккуратно загнуть. 

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/3135_d00fb139bdb87a7fe051c6477d971b9f.jpg.jpg

9. Склеить заготовку, получится конус с диаметром тоже 6 см. Полоски загнуть в середину, склеить, накладывая друг на друга. Получилась носовая часть ракеты. 

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/3135_d0b294f6c79d1bd65ef5eba32d219fd4.jpg.jpg

10. Теперь приступим к выполнению сопел для ракеты. На обратной стороне желтого картона начертить круг диаметром 9 см. и разделить на 4 равные части. Вырезать заготовки. 

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/3135_837321a6aa0eafee3e3b240f96a74f44.jpg.jpg    http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/3135_11525341e1ddfc859254c8c2dbbf42cd.jpg.jpg

11. Из каждой заготовки сделать маленькие цилиндры диаметром 3 см., соединив степлером. 

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/3135_b62de29aa27a59d88815c889ad2e4007.jpg.jpg

12. При помощи степлера прикрепить сопла к ракете. 

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/3135_3a20e6e557f0d53d7cdd6b6eeabb933b.jpg.jpg

13. Из самоклеющейся бумаги вырезать 2 круга диаметром 2,5см. для иллюминаторов. Собрать все детали и склеить. Ракета готова! 

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/3135_7a0149f431c274b56b915ad18ee33869.jpg.jpg

- Составим последовательность выполнения нашей работы и заполним технологическую карту.

Сравнивают образец изделия с рисунком. Находят элементы конструкции на образце.

Предполагают, что количество элементов важно знать, чтобы ракета смогла взлететь, а также чтобы правильно распределить обязанности в группе при выполнении изделия.

-Цветная бумага, ножницы, клей, карандаш, циркуль, линейка. Для работы над основой изделия понадобится тонкий картон или плотная цветная бумага, а для оформления изделия – тонкая цветная бумага.

Изучают слайдовый план и распределяют обязанности внутри группы.

- 1. Разметка (выполнение чертежа),

- 2. Раскрой ( вырезание всех деталей).

- 3. Сборка.

- 4. Отделка

Коммуникативные: Понимают смысл заданий учителя и принимают учебную задачу.

Регулятивные: 

Планируют свою деятельность, проговаривание пошагового выполнения работы.

5. Физкульт-минутка.

- Прежде, чем вы приступите к работе, давайте зарядимся бодростью, энергией и сделаем зарядку!

Дети выполняют физкультминут-ку.

Личностные:

Сориентированы на ответственное отношение к своему здоровью.

Сориентированы на плодотворную работу на уроке, соблюдение норм и правил поведения.

6. Практи-ческая рабо-та детей с опорой на технологическую карту.

Обращает внимание на организацию рабочего места.

Организует работу по плану и следит за соблюдением правил безопасности.

Контролирует, помогает.

Отделку предлагает разработать самостоятельно.

Предлагает сфотографировать изделие и переслать учителю.

Готовят рабочее место.

Работают по плану.

Фотографируют изделие и пересылают учителю.

Регулятивных УУД: умение вместе с учителем и одноклассниками находить несколько способов выполнения работы; навык работы с технологической картой, наглядно показывающей последовательность работы; определение этапов работы.

7. Итог урока, рефлексия.

8. Д/з

- Молодцы! Вы сегодня все очень хорошо поработали. Подведите итоги в своих маршрутных листах и  заполните карты рефлексии.

 

Создает видеоролик с работами детей.

- Предлагает посмотреть продукт совместной деятельности.

Много планет вокруг солнца летают.

Может быть, люди на них обитают?

Давай-ка, в ракету мы сядем с тобой,

Помчимся от солнца во тьме голубой!

- Урок закончен. Всем спасибо за работу!

Дети отмечают результат своей работы в листах самооценки.

Дети заполняют карты рефлексии.

Коммуникативные: Проявляют  заинтересованное отношение к деятельности своих товарищей и результатам их работы.

                                                                 Маршрутный лист

(самооценка)

ФИ ученика_____________________

Критерии для оценки

Количество баллов

Самооценка

1

Умение правильно подготовиться к работе:
– подбор материалов, инструментов и приспособлений
– организация рабочего места

1

1

 

2

 Выполнение теста

1

3

Умение работать самостоятельно

2

4

 Умение работать по технологической карте

2

5

Умение аккуратно оформить работу

2

 

6

Умение работать в группе

2

 

7

Стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов.

1

 

 

ИТОГО (сумма баллов)

12

 

 

Отметка

 

 

12-10 баллов – «5»

9-7 балов – «4»

6-4 баллов – «3»

Карта рефлексии:

ФИ ученика_____________________

Отметьте + или – то выражение, которое соответствует вашему состоянию

1.Своей работой на уроке в целом я доволен

2.Своей работой в группе я доволен

3.Для меня не было подходящего задания

4.Урок для меня показался коротким

5.За урок я устал

6.Моё настроение улучшилось

7.Материал урока мне был интересен

8.Материал урока мне был полезен

9.Сегодня на уроке мне было комфортно

                                                  Технологическая карта

Последовательность работ

Приемы и способы выполнения

Материалы, инструменты и приспособления

Оценка качества выполнения работ

Эскиз

Рисование (набросок)

Карандаш, ластик

Разметка

Выполнить чертеж по образцу в тетради

Линейка, карандаш, ластик, циркуль, цветная бумага

Раскрой

Вырезание

Ножницы

Сборка

Склеить (соединить) детали

Клей

Отделка

Декорирование изделия

Цветная бумага, клей, ножницы

                                                                  Тест

1. Первым человеком, совершившим полет в космос, стал ______________________________________

2. Название космического корабля, на котором был совершен первый полет в космос _______________

3. Когда был совершен первый полет в космос ________________________________________________

4. Первой в мире женщиной, совершившей полет в космос, стала _______________________________

5. Космонавт — испытатель, Герой России, наш земляк _________________ Олег Кононенко

6.  как называется специальный костюм для космонавта _______________________________________

7. Напишите фамилию конструктора космической ракеты ______________________________________

8. Как называется место подготовки и запуска космических летательных аппаратов ________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока технологии «Коллаж» Изделие: проект «Дикие животные»(УМК "Перспектива, 1 класс")

Тема урока «Коллаж»Изделие: проект «дикие животные» Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование умений и навыков создания коллажа из бумаги и в...

Технологическая карта урока технологии "Бумага" Изделие: "Волшебные фигуры" (1 класс, УМК "Перспектива")

Тема урока: "Бумага" Изделие: "Волшебные фигуры"Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование у учащихся навыков работы с бумагой, знаний о симметричном в...

Технологическая карта урока технологии "Порт" изделие "Канатная лестница" 4 класс

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование представления об использовании веревки в быту ознакомление с особенностями работы портаЗадачи урока:Дидактические:· позна...

Технологическая карта урока технологии "Изонить" Изделие: декоративное панно "Цветок" (3 класс), УМК "Школа России"

Тип урока: урок «открытия» нового знанияЦель урока: освоение технологии «изонить» посредством изготовления декоративного панно «Цветок»Задачи урокаДидактические:осв...

Технологическая карта урока технологии «Оформление изделий вышивкой простым крестом» (4 класс)

Цель урока: формирование знаний о технике.Планируемые результаты:Предметные:1. Знать: что такое вышивка; 2. Уметь: вышивать крестом;Личностные:1. Формирование уважительного отношения и интереса к пред...

Технологическая карта урока технологии "Изготовление изделия по образцу". Изделие: "Ракета" (1 класс)

Цель деятельности учителя:Освоение технологии изготовления изделия «ракета» по образцу.Задачи урока:Дидактические:1) повторить понятия: «конструкция», «детали»;2) п...

Технологическая карта урока технологии «Ракетостроение» Изделие: «Ракета-носитель» (4 класс)

Цель урока:формирование у обучающихся умений выполнять изделие из бумаги.Задачи урока:Дидактические:1. Узнать составные части ракеты.2. Выполнить модель ракеты при помощи линейки и шаблона.Развивающие...