Творческие мастерские как эффективный метод мотивации учения младших школьников
опыты и эксперименты по русскому языку (4 класс)

Кирпичникова Галина Николаевна

Мобилизующее и продуманное  начало каждого урока  играет важнейшую роль в процессе обучения и воспитания младших школьников. Использование "творческих мастерских" положительно влияет на весь его дальнейший ход, потому что это процесс исследования, добычи знаний, маленьких и больших открытий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tvorcheskie_masterskie.docx23.83 КБ

Предварительный просмотр:

Продуманная мотивация в учении и нестандартное начало урока играют очень важную роль, потому что  то и другое   предполагает  «движение вперёд».  

Поделюсь опытом работы на примере урока русского языка, как использование «творческих  мастерских»   оказывает положительное влияние на весь дальнейший  ход  урока.  Тема урока «Родственные, или однокоренные слова».

Творческие мастерские – это всегда процесс исследования, добычи знаний, маленьких и больших открытий. Это не прямая передача знаний  от учителя ученикам, а это  самостоятельный и где-то совместный поиск новых знаний.

 С  первых минут  урока начинают работать следующие группы: 1) учёные-исследователи;  2) поисковая группа;  3). знатоки русского языка; 4) творческая группа;  5) интегрированная группа юных художников  и  любителей поэзии; 6)группа контролёров; 7) группа наблюдателей; 8) эксперт.

 Главное, что в работе творческих мастерских каждый ученик, независимо от  способностей,  проявляет желание попасть в одну из групп. В каждой группе от  3 до  5 человек. Для каждой из  групп  подготовлены   разные   задания по теме, но вопрос  для всех  один:  какие слова называются родственными, или однокоренными? (Это главный вопрос темы).

На экране слова: гусь, гусыня, гусеница, гусята. Урок начинается с проблемного вопроса для всего класса. Все ли слова являются родственными?  

Далее объявляются группы и даются им задания. (Раздаю таблички и задания)

  1. Учёные – исследователи будут формулировать лексическое значение каждого слова, чтобы дать потом понять, какое  из этих слов не является родственным и почему. (Это ученики, отличающиеся логическим мышлением.  Им предстоит работать с толковым словарём и энциклопедиями).
  2. Поисковая группа получает задание:  дополнить список новыми    родственными  словами. (В эту группу входят учащиеся, которые любят делать самостоятельные открытия в ходе изучения нового материала  и поиска).
  3. Знатокам  русского языка  предстоит   выполнить  морфемный разбор слов, поставить в словах  ударение  для того, чтобы понять, у всех ли слов  один и тот же корень. (Это ученики, отличающиеся прочными знаниями по предмету)
  4. Творческая группа. Подготовит ответ на вопрос, какие слова из перечисленных  имеют  не одно лексическое значение?  (Это, как правило, ученики, обладающие хорошим кругозором и  имеющие богатый  словарный  запас).
  5. Интегрированная группа состоит из группы «Юные художники»  и группы «Любители поэзии» (учащиеся получают задания опережающего характера: художники дома готовят рисунок  гусеницы, а любители поэзии  - стихи или загадки  о ней).
  6. Группа контролеров  закрепляется за творческой группой для проверки их заданий.   (Это ученики, умеющие  анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы и, если потребуется, высказать своё мнение,  возможно, оспаривая предыдущее)
  7. Группа наблюдателей следит за всем ходом работы,  принимает  активное участие.
  8. Эксперт (учитель несёт ответственность за эффективную работу на уроке каждого ученика  и качество знаний)

Такое мобилизующее   начало урока   с использованием  творческих мастерских обязательно настраивает   каждого ученика    внимательно слушать, наблюдать, сравнивать, конкретизировать,  обобщать, делать самостоятельные выводы путём активной работы  и правильного поиска решения. 

От того, какое будет организовано начало урока, мотивирующее или нет, будут зависеть результаты качества знаний, практических умений и навыков на всех остальных этапах урока.

  1. Группа учёных. (Фамилии учащихся)

        Задание: объясните,  какое лексическое значение имеет каждое из слов. Какое слово лишнее?  Объясните.

Гусь

 Гусыня

Гусеница –

Гусята-

Поисковая группа. (Фамилии учащихся)

Задание:  дополнить  список слов   другими однокоренными словами. Объяснить их лексическое значение.  Это родственные слова или нет? Ваше мнение!

  1. Знатоки русского языка.  (Фамилии учащихся)

Задание: а) поставьте в словах ударение;

б)  выполните морфемный разбор   каждого слова.

в) ответьте на вопрос: помог ли вам разбор слов по составу определить, какие слова являются родственными?   Докажите.

Гусь, гусыня, гусеница, гусёнок, гусята, гусак, гусиный, гусятина,   гусятница.

4) Творческая группа. (Фамилии учащихся)

Задание: а) какие слова из данных имеют не одно лексическое значение?  

  б) Составить распространённое предложение со словом, не являющимся, на ваш взгляд, родственным.  

в) Разобрать по членам предложения и частям  речи.

 Гусь, гусыня, гусеница, гусёнок, гусята, гусак, гусиный, гусятина,   гусятница.

Подтвердите!

  1. Интегрированная группа «Юные художники» + «Любители поэзии» (показывают рисунок  и читают стихотворение -  оба задания опережающего   характера)

Вот гусеница. Вам не нравится?

Да, красотой она не славится.

Да, неказистая на вид.

      Всегда ползком передвигается.

6)Группа контролёров.

Контролирует  творческую  группу. (Фамилии учащихся). 

Задание: 1) проверить  задания б) ,  в).

  1. Группа наблюдателей.

Задание:  следить за всем ходом работы интегрированной группы,   принимать  активное участие, высказать своё мнение о её работе.

  1. Эксперт (Учитель несёт ответственность за эффективную организацию  и качество знаний, практических умений и навыков  учащихся на протяжении всего урока)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мотивация учения младших школьников

Раскрываются мотивационные основы учебной деятельности, познавательная потребность и мотивы учения,  характер взаимоотношений педагога со школьниками, современные требования к уроку, роль целей в...

Методы и технологии диагностики мотивации учения младших школьников

Содержание Введение………………………………………………………………….3Возрастные особенности младших школьников………………………3Изучение  мотивов учения  младших школьников посредствам методики "Неоконченные пр...

Метод проектов как один из способов формирования положительной мотивации учения младших школьников».

Повсеместное использование информационных ресурсов, которое мы уже наблюдаем в обществе, определяет необходимость подготовки наших детей для комфортных взаимоотношений. По этой причине становится акту...