Главные вкладки

    Адаптированная рабочая программа по учебному предмету "Ручной труд" для обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1 класс
    рабочая программа по технологии (1 класс)

    Рыбченко Надежда Дмитриевна

    Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Ручной труд» разработана в соответствии с:

    · Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

    · приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;

    · приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования;

    · приказом Министерства образования и науки РФ от 17 июля 2015 г. № 734 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1015»;

    · приказ Министерства образования от 28 декабря 2018 г. № 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»,

    · приказом Министерства просвещения РФ от 22 ноября 2019 г. № 632 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования сформированный приказом Министерства просвещения РФ от 28 декабря 2018г. №345»,

    · постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 № 26 «Об утверждении СанПин 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;

    · примерной адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15);

    · письмом Министерства образования и науки РФ от 11 августа 2016 г. № ВК-11788/07 «Об организации образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

    · письмом Министерства образования и науки РФ от 19.08.2016 № 07-3517 «Об учебниках для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;

    · приказом Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Юры от 03 июля 2016 г. № 1214 «Об утверждении примерных учебных планов образовательных организаций, реализующих адаптированные общеобразовательные программы начального общего образования на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов, получающих образование на дому или в медицинских организациях»;

    · приказом от 20.08.2019 г. № 264 «Об утверждении адаптированных общеобразовательных программ»;

    · приказом от 28.08.2020 г. № 191 «О внесении изменений в адаптированные общеобразовательные программы на 2020-2021 учебный год»;

    · приказом от 28.08.2020 г. № 192 «Об организованном начале 2020-2021учебного года»;

    · приказом от 28.08.2020 г. № 196 «О мероприятиях по выполнению адаптированных рабочих программ по предметам учебного плана»;

    · приказа от 31.08.2020 № 217 «Об организации индивидуального обучения на дому обучающегося 1 а класса – ФИО».

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ

    «РАДУЖНИНСКАЯ ШКОЛА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

    С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

    УТВЕРЖДЕНА

    приказом директора

    КОУ «Радужнинская школа для обучающихся

    с ограниченными возможностями здоровья»

    от «___» __________ 2020 г. №______

    ________________________________________

    Адаптированная рабочая программа

    по учебному предмету

    РУЧНОЙ ТРУД

    для обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

    1-а класс

    на 2020/2021 учебный год

    Составитель: Рыбченко Н.Д.,

    учитель начальных классов,

    высшая квалификационная категория


    РАССМОТРЕНО

    СОГЛАСОВАНО

    МО учителей надомного обучения

    Протокол от «___» _____________2020 г. №____

    Руководитель МО надомного обучения

    _______________________Таранова А.В.

    Методическим советом

    Протокол от «___» ___________2020 г. №____

    Председатель методического совета

    _____________________________ Е.Ю. Рожина


    Пояснительная записка

    Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Ручной труд» разработана в соответствии с:

    • Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
    • приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
    • приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования;
    • приказом Министерства образования и науки РФ от 17 июля 2015 г. № 734 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1015»;
    • приказ Министерства образования от 28 декабря 2018 г. № 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»,
    • приказом Министерства просвещения РФ от 22 ноября 2019 г. № 632 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования сформированный приказом Министерства просвещения РФ от 28 декабря 2018г. №345»,
    • постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 № 26 «Об утверждении СанПин 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
    • примерной адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15);
    • письмом Министерства образования и науки РФ от 11 августа 2016 г. № ВК-11788/07 «Об организации образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
    • письмом Министерства образования и науки РФ от 19.08.2016 № 07-3517 «Об учебниках для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
    • приказом Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Юры от 03 июля 2016 г. № 1214 «Об утверждении примерных учебных планов образовательных организаций, реализующих адаптированные общеобразовательные программы начального общего образования на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов, получающих образование на дому или в медицинских организациях»;
    • приказом от 20.08.2019 г. № 264 «Об утверждении адаптированных общеобразовательных программ»;
    • приказом от 28.08.2020 г. № 191 «О внесении изменений в адаптированные общеобразовательные программы на 2020-2021 учебный год»;
    • приказом от 28.08.2020 г. № 192 «Об организованном начале 2020-2021учебного года»;
    • приказом от 28.08.2020 г. № 196 «О мероприятиях по выполнению адаптированных рабочих программ по предметам учебного плана»;
    • приказа от 31.08.2020 № 217 «Об организации индивидуального обучения на дому обучающегося 1 а класса – ФИО».

    Обучение в 1 классе осуществляется с соблюдением следующих требований (Приложение 1):

    • используется «ступенчатый» режим обучения:

    • в сентябре-октябре – по 3 урока по 35 минут каждый;
    • в ноябре-декабре - по 4 урока по 35 минут и один день 5 уроков за счет урока физической культуры;
    • в январе – мае - по 4 урока по 40 минут и один день 5 уроков за счет урока физической культуры

    Цели и задачи образования

    Ручной труд является главным предметом в школе для обучающихся с ОВЗ, так как способствует не только формированию трудовых умений и навыков обучающихся с нарушениями в интеллектуальной сфере, но и исправлению недостатков их физического и психического развития.

    Основная цель предмета: в первом классе заключается в формировании у обучающихся элементарной трудовой культуры через установление в их сознании взаимосвязей между предметным миром и окружающей их жизни.

    Основные задачи уроков:

    • развитие интереса и положительной мотивации к трудовой деятельности;
    • получение первоначальных представлений о труде в жизни человека;
    • формирование представлений о единстве природного и рукотворного мира и о месте в нём человека;
    • формирование интереса к разнообразным видам труда;
    • формирование простейших знаний о материалах, их свойствах, применении;
    • обучение элементарным безорудийным и орудийным приемам;
    • развитие общетрудовых умений ориентироваться в задании, планировать и контролировать сою работу с помощью учителя;
    • развитие познавательных психических процессов (восприятия, пространственных представлений и ориентировки, памяти, воображения, мышления, речи);
    • развитие умственной деятельности (операций анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения);
    • развитие сенсомоторных процессов, руки, глазомера через формирование практических умений;
    • формирование информационной грамотности, умения работать с различными источниками информации, доступными умственно отсталому первокласснику;
    • развитие речи.

    Коррекционная направленность обучения труду заключается в коррекция интеллектуальных и физических недостатков с учетом их возрастных особенностей, которая предусматривает:

    • коррекцию познавательной деятельности обучающихся путем систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения находить в трудовом объекте существенные признаки, устанавливать сходство и различие между предметами;
    • развитие аналитико-синтетической деятельности (анализ, синтез, сравнение, обобщение);
    • коррекции ручной моторики; улучшение зрительно-двигательной координации путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразного трудового материала.

    Общая характеристика учебного предмета

    Программа по ручному труду построена на основе концентрического принципа размещения материала. Концентризм создаёт условия для постоянного повторения ранее усвоенного материала, которое сочетается с постоянной пропедевтикой новых знаний. Учебный материал в программе распределен по годам обучения с учетом возрастных и психофизических особенностей умственно отсталых школьников.

    Программа содержит примерный перечень видов деятельности. Учителю предоставляется возможность планировать материал по своему усмотрению, помня о необходимости провести детей через самые разнообразные работы и с точки зрения моторики, и с точки зрения развития познавательной деятельности. Вариативность программы проявляется в многообразии индивидуальных подходов к выполнению заданий обучающимися, в предоставлении свободы учителю в выборе материалов, видов поделок и тематике бесед, наблюдений, которые учитель проводит, исходя также из региональных особенностей своего края.

    В программе учтены принципы научности и доступности изложения материала. Вводится значительный объем познавательных сведений, касающихся происхождения используемых материалов, различных видов художественной техники. Расширению знаний обучающихся о профессиях, изделиях, которые можно изготовить своими руками служат материалы выставок, экскурсии в школьные мастерские.

    Предусмотрены следующие виды труда:

    1. работа с глиной и пластилином;
    2. работа с нитками;
    3. работа с бумагой;
    4. работа с проволокой;
    5. комбинированные уроки.

    Особое внимание уделяется соблюдению правил безопасности работы и гигиены труда при проведении практических работ.

    Ни один предмет не дает возможности для такого разнообразия движений пальцами, кистью руки, как трудовое обучение. Давно установлено, что активные физические действия пальцами благотворно влияют на весь организм. Развивая моторику в процессе трудового обучения, мы создаем предпосылки для становления многих психических процессов. Речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук.  У обучающихся вырабатываются такие волевые качества, как терпение и настойчивость, последовательность и энергичность в достижении цели, аккуратность и тщательность в исполнении работы. Трудовое обучение позволяют проявить себя детям с нарушениями интеллекта, которые, в меньшей степени востребованы на других учебных предметах.

    Ручная умелость развивается на уроках в процессе обработки различных материалов. Чем шире круг операций, которыми овладевают дети, тем лучше и многостороннее развита координация движений, тем проще ребенку овладевать новыми видами деятельности, еще не встречавшимися. Именно поэтому трудовое обучение характеризуется многообразием ручных операций, таких, как вырезывание разных видов, складывание по прямой линии и кривой, сгибание, обрывание, вытягивание и скатывание (из пластилина), выполнение стежков на ткани и т.д.

    При изготовлении объектов на уроках трудового обучения используются разные виды бумаги, обладающие различными свойствами; ткань и нитки различного происхождения; самый разнообразный природный материал растительного и минерального происхождения, который можно найти в данной местности; проволока, фольга; так называемые бросовые материалы (древесные опилки). Обучающиеся знакомятся не только с различными свойствами одного материала, но и с одним и тем же свойством разных материалов, например, свойством гибкости. Для развития ребенка имеет огромное значение многообразие операций в пределах одной и той же техники: аппликация может быть вырезана ножницами или выполнена способом обрывания, приклеена или пришита нитками, на бумажной основе или на ткани. Уроки трудового обучения позволяют обучающимся видеть одинаковые приемы в работе с различными материалами: лепить можно из глины, пластилина, теста; приклеивать можно бумагу, ткань, природный материал и т.д., а это положительно сказывается на развитии познавательной деятельности.

    На уроках трудового обучения придаётся особое значение художественной деятельности, как эффективному средству развития воображения и эстетического чувства детей. На каждом уроке предусматривается включение обучающихся в практическую деятельность продуктивного, творческого характера.

    Место учебного предмета, курса в учебном плане

    Образовательная область: технология. 

    Предмет «Ручной труд» Согласно учебного плана КОУ «Радужнинская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», реализующего адаптированные общеобразовательные программы для обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, получающих образование по индивидуальному плану на дому, курс по учебному предмету рассчитан на 2 часа в неделю, 66 часов в год.

    Планируемые результаты

    Изучение учебного предмета «Ручной труд» в соответствии с требованиями ФГОС АООП направлено на достижение следующих результатов.

    Личностные: 

    • освоения технологии включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки: положительное отношение и интерес к труду;
    • понимание значения и ценности труда;
    • отношение к труду как первой жизненной необходимости; понимание красоты в труде, в окружающей действительности и возникновение эмоциональной реакции «красиво» или «некрасиво»;
    • осознание своих достижений в области трудовой деятельности; способность к самооценке;
    • умение выражать свое отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности «нравится» или «не нравится; привычка к организованности, порядку, аккуратности.

    Предметные:

    Минимальный уровень овладения предметными результатами является обязательным для всех обучающихся с легкой умственной отсталостью первого класса, включающий следующие знания и умения:

    знать

    уметь

    • правила организации рабочего места;
    • виды трудовых работ;  
    • названия и свойства поделочных материалов, используемых на уроках ручного труда в первом классе, правила их хранения, санитарно-гигиенические требования при работе с ними; названия инструментов, необходимых на уроках ручного труда, их устройство, правила техники безопасной работы колющими и режущими инструментами;
    • приемы работы (приемы разметки деталей, примы выделения детали из заготовки, приемы формообразования, приемы соединения деталей, примы отделки изделия), используемые на уроках ручного труда.
    • организовать свое рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы, рационально располагать инструменты, материалы и приспособления на рабочем столе, сохранять порядок на рабочем месте с помощью учителя;
    • анализировать объект, подлежащий изготовлению, выделять и называть его признаки и свойства;
    • определять способы соединения деталей с помощью учителя; составлять стандартный план работы по пунктам с опорой на предметно-операционный план с помощью учителя;
    • владеть некоторыми технологическими приемами ручной обработки поделочных материалов с помощью учителя;
    • работать с доступными материалами (глиной и пластилином, природными материалами, с бумагой и  нитками).

    Достаточный уровень освоения предметными результатами не является обязательным для всех обучающихся первого класса.

    знать

    уметь

    • правила рациональной организации труда, включающей в себя упорядоченность действий и самодисциплину.

    • самостоятельно находить необходимую для выполнения работы информацию в материалах учебника, рабочей тетради;
    • работать с доступной для первоклассников наглядностью: составлять план работы над изделием с опорой на предметно-операционные, графические планы, и действовать в соответствии с ними в процессе изготовления изделия; осуществлять текущий самоконтроль выполняемых практических действий и корректировку хода практической работы; оценить свое изделие (красиво, некрасиво, аккуратное, похоже на образец); устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатами;
    • выполнять общественные поручения по уборке класса/мастерской после уроков ручного труда.

    АООП ОО определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с ОВЗ.

    Уровни овладения предметными результатами

    Достаточный уровень

    Минимальный уровень

    • умение работать с разнообразной наглядностью;
    • выполнять общественные поручения по уборке класса;
    • умение осуществлять текущий самоконтроль выполняемых практических действий с помощью учителя.

    • знание правил организации рабочего места;
    • знание видов трудовых работ;
    • знание названий и свойств поделочных материалов, используемых на уроках ручного труда, правил их хранения, санитарно-гигиенических требований при работе с ними с помощью учителя;
    • знание названий инструментов, необходимых на уроках ручного труда, правил техники безопасной работы с колющими режущими инструментами с помощью учителя;
    • знание  приемов  работы  (разметки  деталей)  используемые  на  уроках ручного труда с помощью учителя.

    Характеристика обучающихся с учётом уровня овладения предметными результатами

    Достаточный уровень. Обучающиеся не испытывают серьезных затруднений в овладении общетрудовыми умениями. При анализе образца, рисунка или чертежа изделия обучающиеся придерживаются определенной последовательности, дают полные, довольно точные характеристики, в которых указываются конструктивные особенности изделия. В процессе обучения планированию они научаются определять последовательность операций, мысленно представляют их очередность и изменяющийся объект труда. Могут рассказать план работы и обосновать его. Они сравнительно легко обучаются составлению планов с помощью предметно-операционных и технологических карт, могут извлекать из них необходимую информацию для самостоятельной работы. Однако в условиях фронтальной работы при изучении нового учебного материала, изготовлении конструктивно более сложных изделий у этих обучающихся все же проявляются затруднения в ориентировке и планировании работы. Им бывает нужна дополнительная помощь в умственных трудовых действиях. Эту помощь они используют достаточно эффективно. Приобретенные знания и умения такие дети, как правило, не теряют, могут применять их при выполнении аналогичного и сравнительно нового изделия.

    Минимальный уровень. Обучающиеся испытывают значительные затруднения при ориентировке в задании и планировании, что проявляется в большом количестве ошибок при изготовлении новых изделий; в основном эти ошибки на взаиморасположение деталей, несоблюдение заданных размеров. Перечисленные ошибки возникают из-за того, что на этапе ориентировки в задании в сознании детей не формируется полный и точный образ конечного результата работы. Об этом говорят те факты, что обучающиеся не замечают ошибок в своем изделии или выполненной работе, так как контролируют себя на основе искаженного или неполного образа предмета, сформированного во время предварительной ориентировки. У этих детей нарушен процесс формирования программы деятельности, что проявляется в значительных трудностях планирования предстоящих трудовых действий. Им сложно определить логику изготовления предмета, у них страдает полнота и последовательность планов. В их собственных планах наблюдаются пропуски, перестановки. План, составленный с помощью учителя, не осознается ими до конца, поэтому в ходе работы наблюдаются отступления от него, что ведет к ошибкам. Характерно также и то, что такие дети с трудом усваивают технические и технологические знания, при их воспроизведении называют несущественные детали, путают терминологию. Затрудняются в задании сгруппировать хорошо известные предметы по тому или иному признаку, например, инструменты по их назначению. Отчетливо проявляются сложности в осуществлении общетрудовых умений при выполнении нового изделия. Так, анализируя новый объект, обучающиеся называют меньше характеристик, чем они это делали ранее, не указывают особенности конструкции изделий, при планировании пропускают операции, повторяют уже названные. В ряде случаев проявляется тенденция к неадекватному переносу.

    Содержание учебного курса

    1 класса

    Раздел: «Работа с глиной и пластилином»

    Организация рабочего места при выполнении лепных работ.

    Пластилин-материал ручного труда. Как правильно обращаться с пластилином. Инструменты для работы с пластилином. Элементарные знания о глине и пластилине (пластические свойства материалов, цвет, форма). Применение глины для изготовления игрушек; фигурок животных, птиц, людей и т.д.    

    Организация рабочего места при выполнении лепных работ. Как правильно обращаться с пластилином. Инструменты для работы с пластилином.

    Лепка из глины и пластилина разными способами: конструктивным - предмет создается из отдельных частей;   пластическим - лепка из целого куска, когда все части вытягиваются из одного куска глины, пластилина; комбинированным -  объединяющим лепку из отдельных частей  и целого куска.

    Лепка из пластилина, изделий имеющих прямоугольную, цилиндрическую, конусообразную и шарообразную форму. Приемы работы: «разминание», «отщипывание кусочков пластилина», «размазывание по картону» (аппликация из пластилина), «раскатывание столбиками» (аппликация из пластилина), «скатывание шара», «раскатывание шара до овальной формы», «вытягивание одного конца столбика», «сплющивание», «прощипывание», «промазывание» (объемные изделия).  

     Комбинированные работы: бумага и пластилин.

    Раздел: «Работа с природными материалами»

     Организация рабочего места работе с природными материалами.

     Элементарные понятия о природных материалах (где используют, где находят, виды природных материалов).

    Способы соединения деталей (пластилин).

    Работа с засушенными листьями. Способы работы (аппликация, объемные изделия). Свойства листьев (цвет, форма, засушенные листья - хрупкие). Соединение деталей (с помощью пластилина).

    Работа с еловыми шишками. Способы работы (объемные изделия). Свойства еловых шишек (форма, цвет и др.). Соединение деталей изделия (с помощью пластилина).

    Работа с тростниковой травой. Способы работы (аппликация, объемные изделия). Свойств сухой тростниковая трава (пушистая и др.)

    Комбинированные работы: пластилин и природные материалы.

    Раздел: «Работа с бумагой»

     Организация рабочего места при работе с бумагой.

     Элементарные сведения о бумаге (изделия из бумаги). Сорта и виды бумаги (бумага для письма, бумага для печати, рисовальная, впитывающая/гигиеническая, крашеная).  Цвет, форма бумаги (треугольник, квадрат, прямоугольник, круг, овал). Инструменты (ножницы) и материалы (клей) для работы с бумагой.

    Способы работы с бумагой (аппликация, конструирование).

    Виды работы с бумагой:

    Складывание фигурок из бумаги (Оригами). Приемы сгибания бумаги: «сгибание треугольника пополам», «сгибание квадрата с угла на угол»; «сгибание прямоугольной формы пополам»; «сгибание сторон к середине»; «сгибание углов к центру и середине»; «сгибание по типу «гармошки»; «вогнуть внутрь».  

    Вырезание ножницами из бумаги. Инструменты для резания бумаги. Правила обращения с ножницами. Правила работы ножницами. Удержание ножниц. Приемы вырезания ножницами: «разрез по короткой прямой линии»; «разрез по короткой наклонной линии»; «надрез по короткой прямой линии»; «разрез по длинной линии»; «разрез по незначительно изогнутой линии»; «округление углов прямоугольных форм»; «вырезание изображений предметов, имеющие округлую форму»; «вырезание по совершенной кривой линии (кругу)». Способы вырезания: симметричное вырезание из бумаги, сложенной пополам орнаментальных и предметных изображений. Использование вырезанных элементов, деталей в аппликации и конструировании.

     Обрывание бумаги. Разрывание бумаги по линии сгиба. Отрывание мелких кусочков от листа бумаги (бумажная мозаика). Соединение оборванных элементов (наклеивание). Правила работы с клеем и кистью.

     Сминание и скатывание бумаги в ладонях. Сминание пальцами и скатывание в ладонях бумаги (плоскостная и объемная аппликация).

     Конструирование из бумаги. Плоскостное конструирование из вырезанных полосок (плетение из полос);

    Объемное конструирование на основе геометрических фигур (квадрат) и геометрических тел (цилиндра).

     Разметка бумаги. Разметка с помощью шаблоном. Понятие «шаблон». Правила работы с шаблоном. Порядок обводки шаблона геометрических фигур (квадрат, треугольник, круг, овал).

    Соединение деталей изделия. Клеевое соединение. Правила работы с клеем и кистью.  Приемы клеевого соединения: «точечное», «сплошное». Щелевое соединение деталей (щелевой замок).

    Раздел: «Работа с нитками»

    Элементарные сведения о нитках (откуда берутся нитки).  Применение ниток. Свойства ниток. Цвет ниток. Как работать с нитками. Виды работы с нитками:

    Наматывание ниток на картонку (плоские игрушки, кисточки).

    Связывание ниток в пучок (ягоды, фигурки человечком, цветы).

    Шитье. Инструменты для швейных работ. Приемы шитья: «игла вверх-вниз».

    Вышивание. Что делают из ниток. Приемы вышивания: вышивка прямой строчкой «в два приема».

    Тематическое планирование

    Раздел и темы учебного предмета, курса

    Количество часов

    Виды учебной деятельности (практические и лабораторные работы, творческие и практические задания, экскурсии и др. формы занятий, используемые при обучении)

    Текущий и промежуточный контроль. Формы контроля

    Вводное занятие

    Человек и труд. Урок труда.

    1 ч

    Формы занятий:

    - индивидуальная.

    Виды учебной деятельности:

    -работа с учебником;

     -работа с раздаточным материалом;

    -выполнение заданий по классификации.

    •  поурочный устный контроль - устный опрос;
    •  поурочный письменный контроль – практическая работа, самостоятельная работа.

    Периодический (тематический) контроль -

    практическая работа.

    Промежуточный контроль - контрольный тест, административная контрольная работа (практическая работа).

    Раздел 1. Работа с глиной и пластилином

    11 ч

    Формы занятий:

    -индивидуальная.

    Виды учебной деятельности:

    -работа с учебником;

    -работа с раздаточным материалом, опорными схемами;

    -выполнение заданий по классификации.

    Раздел 2. Работа с природными материалами

    Экскурсия в парк.

    Аппликация.

    Приёмы работы с пластилином.

    Работа с природным материалом.

    Конструирование из тростниковой травы и пластилина.

    10 ч

    Формы занятий:

    - индивидуальная;

    Виды учебной деятельности:

    -работа с учебником;

    -дополнительной литературой;

    -работа с раздаточным материалом.

    Раздел 3.  Работа с бумагой и картоном

    Складывание из бумаги.

    Работа ножницами. Приёмы резания ножницами.

    Аппликация из обрывочных кусочков бумаги.

    Конструирование.

    Аппликация.

    Плоскостное конструирование.

    Приёмы сгибания бумаги.

    Объёмное конструирование.

    35 ч

    Формы занятий:

    -индивидуальная.

    Виды учебной деятельности:

    -работа с учебником;

    -работа с раздаточным материалом, опорными схемами;

    -выполнение заданий по классификации.

    Раздел 4. Работа с нитками

    Наматывание ниток.

    Приёмы шитья.

    Приёмы вышивания.

    9 ч

    Формы занятий:

    -индивидуальная.

    Виды учебной деятельности:

    -работа с учебником;

    -дополнительной литературой;

    -работа с раздаточным материалом, опорными схемами;

    выполнение заданий по классификации.

    Итого

    66 ч

    Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательной деятельности

    Учебно-методическое обеспечение

    Наглядный учебный материал:

    • Касса букв (классная – КБ – 2) с магнитным креплением.
    • Предметные рисунки.
    • Сюжетные картинки.
    • Таблицы.
    • Муляжи «Овощи и фрукты».

    Дидактический материал:

    • Комплекты заданий на развитие психических процессов.
    • Комплект «Загадки – отгадки».
    • Карточки с заданиями для индивидуальной работы.

    Учебные пособия:

    • Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 0-4 классы / А.К. Аксёнова, Т.Н. Бугаева, И.А. Буравлёва и др.; под ред. И.М. Бгажноковой. – М.: Просвещение, 2013. – 239 с.
    • Технология. Ручной труд. 1 класс: учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы / Л. А. Кузнецова. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2020. – 103 с.
    • Рабочая тетрадь: Ручной труд 1 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы. В 2 ч.

    Ч.1/ Л. А. Кузнецова – М.: «Просвещение», 2017г. – 63 с.: ил.

    Ч.2/ Л. А. Кузнецова – М.: «Просвещение», 2017г. – 63 с.: ил.

    Комплект поделочных материалов для работы на учебный год: 

    • Наборы цветной бумаги (2 набора бумаги разной плотности). 
    • Набор цветного картона (1 набор). 
    • Листы белой плотной чертежной бумаги. 
    • Клей: клеящий карандаш, клей ПВА, клей канцелярский.
    • Набор разноцветного пластилина. 
    • Акварельные краски
    • Нитки — разного цвета (красный, зеленый, розовый, голубой, коричневый, черный, белый — по 1 катушке каждого цвета на весь класс). 
    • Природный материал. 
    • Шаблоны, подкладные доски, салфетки.
    • Различные виды бросового материала.
    • Комплект инструментов для работы на учебный год: 
    • Ножницы. 
    • Стека для пластилина. 
    • Иголка большая (длина 8 см). 
    • Ручка шариковая, простые, цветные карандаши.
    • Кисточка для клея.

    Материально-техническое обеспечение:

    • Компьютер
    • ЭОР (разработки мультимедийных презентаций, виртуальных экскурсий, учебных фильмов)

    Требования к материально-техническим условиям

    Материально-техническая база реализации программы для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) соответствует действующим санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда работников образовательных организаций.

    Временной режим образования обучающихся

    Временной режим соответствует постановлению СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» № 26 от 10.07.2015г.

    Оценочные материалы

    Система оценки планируемых результатов освоения АООП включает описание организации и содержания промежуточной и итоговой аттестации обучающихся в рамках урочной и внеурочной деятельности.

    В соответствии с требованиями Стандарта для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) оценке подлежат личностные и предметные результаты.

    Оценка личностных результатов предполагает оценку продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями. На основе требований, сформулированных в федеральном государственном образовательном стандарте, образовательной организацией разработаны индикаторы и параметры оценки личностных результатов с учетом психофизических особенностей обучающихся. Полный перечень личностных результатов, прописанных в тексте ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), которые выступают в качестве критериев оценки социальной (жизненной) компетенции обучающихся и перечень параметров и индикаторов оценки каждого результата представлены в таблице «Параметры оценки личностных результатов». Результаты оценки личностных достижений заносятся в индивидуальную карту оценки сформированности социальной (жизненной) компетенции учащегося, что позволяет не только представить полную картину динамики целостного развития ребенка, но и отследить наличие или отсутствие изменений по отдельным жизненным компетенциям.

    Оценка предметных результатов

    Система оценивания предметных результатов обучающихся с легкой степенью умственной отсталости регламентирована и организована в соответствии с локальными актами образовательной организации. В качестве содержательной и критериальной базы оценки выступают предметные результаты.

    В 1-ом классе безотметочное обучение призвано способствовать гуманизации обучения, индивидуализации учебного процесса, повышению учебной мотивации и учебной самостоятельности обучающихся.

    При этом безотметочная система оценивания в 1-ом классе способствует более успешной и быстрой адаптации ребёнка к школе, не вызывая психотравмирующего воздействия. Никакому оцениванию не подлежат темп работы ученика, личностные качества школьников, особенности психических процессов.

    Контроль достижения обучающимися уровня государственного образовательного стандарта осуществляется в виде итогового контроля в следующих формах: устный опрос (индивидуальный, фронтальный), самостоятельная работа.

    Усвоенные предметные результаты оцениваются с точки зрения достоверности как «верные» или «неверные». Критерий «верно» / «неверно» (правильность выполнения задания) свидетельствует о частотности допущения тех или иных ошибок, возможных причинах их появления, способах их предупреждения или преодоления. По критерию полноты предметные результаты оцениваются как полные, частично полные и неполные. Самостоятельность выполнения заданий оценивается с позиции наличия / отсутствия помощи и ее видов: задание выполнено полностью самостоятельно; выполнено по словесной инструкции; выполнено с опорой на образец; задание не выполнено при оказании различных видов помощи.

    Контроль и учет предметных достижений обучающихся

    № п/п

    № урока

    Дата проведения

    Промежуточная аттестация.

    Периодический (тематический) контроль.

    план

    факт

    4 четверть

    1.

    57.

    27.04

    Контрольный тест. Изготовление птицы из тростниковой травы и пластилина.

    2.

    58.

    29.04

    Административная контрольная работа. Аппликация «Букет цветов». (практическая работа)

    Итого: 2 ч

    Календарно - тематическое планирование

    «Ручной труд» (2 часов в неделю, всего 66 часов)

    урока

    Дата проведения

    Тема урока

    Цели урока

    Тип урока

    Методы

    и приемы

    Формируемые

    БУД (личностные, коммуникативные, регулятивные, познавательные)

    Словарь

    план

    факт

    1 четверть – 18 ч

    Вводное занятие

    - способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

    - самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;

    - понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений о этических нормах и правилах поведения в современном обществе;

    - адекватно использовать ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;

    - обращаться за помощью и принимать помощь;

    - слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;

    - сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

    - доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;

    - входить и выходить из учебного помещения со звонком;

    - ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения);

    - пользоваться учебной мебелью;

    - адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);

    - работать с учебными принадлежностями инструментами, (спортивным инвентарем) и организовывать рабочее место;

    - принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;

    - активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;

    - соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов;

    - делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале.

    1.

    01.09

    Занятие- виртуальная экскурсия Вводное занятие «Человек и труд», «Занятие труда».

    Расширение знаний о предметном мире как результате трудовой деятельности человека; знакомство с особенностями уроков труда, с требованиями к нему и организацией рабочего места.

    Сообщение новых знаний

    Беседа, приём наглядности и иллюстрированности, занимательные упражнения

    Строит, делает, печатает, шьёт

    Работа с глиной и пластилином

    2.

    03.09

    Торческое занятие: Знакомство с глиной и пластилином.

    Изучение правил обращения с пластилином, инструментами и другим оборудованием.

    Сообщение новых знаний

    Беседа, приём наглядности и иллюстрированности, дид. игра

    Пластилин, стека

    3.

    08.09

    Занятие экскурсия. Аппликация из пластилина «Яблоко».

    Обучение приёмам разминания пластилина в руках и размазывания его по поверхности.

    Комбинированный

    Приём наглядности и иллюстрированности, создание увлекательной ситуации, использование «опорных схем»

    Разминаем, отщипываем, размазываем

    4.

    10.09

    Занятие-викторина: Аппликация из пластилина «Яблоко».

    Обучение приёмам разминания пластилина в руках и размазывания его по поверхности.

    Комбинированный

    Приём наглядности и иллюстрированности, создание увлекательной ситуации, использование «опорных схем»

    Работа с природными материалами

    5.

    15.09

    Занятие – сказка Экскурсия в природу.  Знакомство с природным материалом.

    Формирования знаний о природных материалах и той среде, где их находят.

    Экскурсия

    Беседа, игровые приёмы

    Кора, веточка, шишка, жёлудь

    6.

    17.09

    Занятие экскурсия: Аппликация из засушенных листьев «Бабочка».

    Формирование представлений о направлении, положении и пространственных связях частей, развитие умения ориентироваться на плоскости листа.

    Комбинированный

    Приём наглядности и иллюстрированности, использование «опорных схем»

    Берёзовый, осиновый, рябиновый лист

    Работа с бумагой и картоном

    7.

    22.09

    Занятие игра: Знакомство с бумагой.

    Формирование представлений о бумаге как поделочном материале.

    Сообщение новых знаний

    Беседа, приём наглядности и иллюстрированности, дид. игра

    Писчая, почтовая, рисовальная, газетная, книжная, туалетная, салфеточная упаковочная бумага

    8.

    24.09

    Занятие – сказка: Треугольник. Сгибание бумаги треугольной формы.

    Формирование знаний о геометрической фигуре «треугольник», обучение приёму сгибания.

    Комбинированный

    Беседа, приём наглядности и иллюстрированности, занимательные упражнения

    Треугольник

    9.

    29.09

    Занятие-инсценировка Складывание ёлочки из треугольных форм.

    Обучение навыку устанавливать сходство треугольника с предметами природного и рукотворного мира, имеющими треугольную форму.

    Комбинированный

    Приём наглядности и иллюстрированности, использование «опорных схем»

    Форма

    10.

    01.10

    Творческое занятие: Квадрат. Сгибание бумаги квадратной формы.

    Дать сведения об основных признаках фигуры «квадрат», обучение приёму сгибания.

    Комбинированный

    Беседа, приём наглядности и иллюстрированности, занимательные упражнения

    Квадрат

    06.10

    Занятие- виртуальная экскурсия Складывание из бумажного квадрата стаканчика для игрушки «Поймай пуговицу».

    Обучение приёму «сгибание квадрата с угла на угол».

    Комбинированный

    Приём наглядности и иллюстрированности, использование «опорных схем»

    Сгибание

    12.

    08.10

    Занятие викторина: Прямоугольник. Сгибание бумаги прямоугольной формы «Наборная линейка».

    Формирование знаний о геометрической фигуре «прямоугольник», обучение приёмам «сгибание прямоугольника пополам» и «совмещение углов с опорными точками» в разных пространственных направлениях (сверху вниз, снизу вверх).

    Комбинированный

    Беседа, приём наглядности и иллюстрированности, использование «опорных схем»

    Прямоугольник

    Работа с глиной и пластилином

    13.

    13.10

    Занятие экскурсия: Работа с глиной и пластилином.

    Обучать приёму «раскатывание пластилина столбиками (палочками)».

    Комбинированный

    Приём наглядности и иллюстрированности, использование «опорных схем»

    Столбики (палочки)

    14.

    15.10

    Занятие-путешествие Лепка предметов шаровидной формы.

    Лепка однодетальных предметов шаровидной формы из одного куска пластилина.

    Комбинированный

    Беседа, приём наглядности и иллюстрированности, использование «опорных схем»

    Шаровидная форма

    15.

    20.10

    Занятие викторина: Лепка предметов овальной формы.

    Лепка однодетальных предметов овальной формы из одного куска пластилина.

    Комбинированный

    Беседа, приём наглядности и иллюстрированности, использование «опорных схем»

    Овальная форма

    Работа с бумагой и картоном

    16.

    22.10

    Занятие игра: Инструменты для работы с бумагой. Ножницы.

    Расширение знаний о ножницах, их свойстве, функциональном назначении, правилах хранения, технике безопасности.

    Комбинированный

    Беседа, приём наглядности и иллюстрированности

    Ножницы, резание по прямым и кривым линиям

    17.

    27.10

    Занятие мастер-класс «Геометрический орнамент из квадратов».

    Закрепление знаний о геометрической фигуре «квадрат», правила работы с ножницами.

    Комбинированный

    Приём наглядности и иллюстрированности, использование «опорных схем»

    Квадрат

    18.

    29.10

    Творческое занятие: «Орнамент из треугольников»

    Закрепление знаний о геометрической фигуре «треугольник», правила работы с ножницами.

    Комбинированный

    Приём наглядности и иллюстрированности, использование «опорных схем»

    Треугольник

    2 четверть – 14 ч

    Работа с глиной и пластилином

    19.

    12.11

    Приёмы работы с пластилином. Лепка: «Морковь, свёкла, репа».

    Обучение пластическому способу лепки однодетальных предметов конической формы из одного куска пластилина.

    Комбинированный

    Приём наглядности и иллюстрированности, использование «опорных схем»

    «вытягивание одного конца столбика»

    20.

    17.11

    «Пирамидка из четырёх колец».

    Обучение конструктивному способу лепки многодетальных предметов.

    Комбинированный

    Приём наглядности и иллюстрированности, использование «опорных схем»

    «сплющивание шара»

    21.

    19.11

    «Грибы».

    Закрепление приёмов лепки «скатывание в ладонях шара из пластилина кругообразными движениями», «раскатывание пластилина в ладонях до овальной формы», «сплющивание пластилина ладонью» и «размазывание пластилина на картоне».

    Комбинированный

    Приём наглядности и иллюстрированности, использование «опорных схем», приём контроля и самоконтроля

    Шляпка, ножка

    Работа с природными материалами

    22.

    24.11

    Работа с еловыми шишками. «Ёжик».

    Обучение использованию шишки в конструктивной деятельности и развитие у детей воображения.

    Комбинированный

    Приём наглядности и иллюстрированности, использование «опорных схем», приём контроля и самоконтроля

    Конструирование

    23.

    26.11

    Практическая работа: «Ёжик под кустом».

    Обобщить приёмы работы с пластилином и природным материалом «раскатывание пластилина в ладонях до овальной формы», «вытягивание овала до конической формы» и «сплющивание пластилина ладонью».

    Занятие практических навыков

    Беседа, приём наглядности и иллюстрированности

    Работа с бумагой и картоном

    24.

    01.12

    Аппликация из обрывных кусочков бумаги «Осеннее дерево».

    Обучение приёму разрывания бумаги на две части по линии сгиба.

    Комбинированный

    Приём наглядности и иллюстрированности, использование «опорных схем»

    Аппликация

    25.

    03.12

    Обучение приёму разрывания бумаги на две части по линии сгиба. Формирование умения анализировать аппликацию по вопросам учителя.

    Комбинированный

    Приём наглядности и иллюстрированности, приём контроля и самоконтроля

    26.

    08.12

    Складывание из бумаги. «Открытка со складным цветком».

    Закрепление приёмов «сгибание квадрата пополам» и «сгибание квадрата с угла на угол (по диагонали)».

    Комбинированный

    Приём наглядности и иллюстрированности, использование «опорных схем»

    Оригами

    27.

    10.12

    «Открытка со складной фигуркой кошечки».

    Закрепление приёмов «сгибание квадрата пополам» и «сгибание квадрата с угла на угол (по диагонали)».

    Комбинированный

    Приём наглядности и иллюстрированности, использование «опорных схем»

    Оригами

    Работа с глиной и пластилином

    28.

    15.12

    Приёмы работы с пластилином «Цыплёнок».

    Учить соблюдать пропорции и пространственные соотношения деталей, частей при лепке объёмной фигуры.

    Комбинированный

    Приём наглядности и иллюстрированности, использование «опорных схем»

    Прищипывание

    Работа с бумагой и картоном

    29.

    17.12

    Игрушка «Бумажный фонарик».

    Обучение приёму «надрез по короткой вертикальной линии, не смыкая лезвия ножниц».

    Комбинированный

    Приём наглядности и иллюстрированности, приём контроля и самоконтроля

    Разметка по шаблону, надрез, сконструируй

    30.

    22.12

    «Декоративная веточка».

    Обучение приёму «надрез по коротким вертикальным линиям» на глаз, без предварительной разметки.

    Комбинированный

    Приём наглядности и иллюстрированности, приём контроля и самоконтроля

    31.

    24.12

    «Флажки».

    Обучение разметки по шаблону.

    Комбинированный

    Приём наглядности и иллюстрированности, приём контроля и самоконтроля

    32.

    29.12

    «Бумажный цветок».

    Обучение приёму «разрез по длинной линии, не смыкая лезвия ножниц».

    Комбинированный

    Приём наглядности и иллюстрированности, приём контроля и самоконтроля

    3 четверть – 18 ч

    Работа с глиной и пластилином

    - способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

    - самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;

    - понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений о этических нормах и правилах поведения в современном обществе;

    - адекватно использовать ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;

    - обращаться за помощью и принимать помощь;

    - слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;

    - сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

    - доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;

    - входить и выходить из учебного помещения со звонком;

    - ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения);

    - пользоваться учебной мебелью;

    - адекватно использовать ритуалы школьного поведения поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);

    - работать с учебными принадлежностями инструментами, (спортивным инвентарем) и организовывать рабочее место;

    - принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;

    - активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;

    - соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов;

    - делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале.

    33.

    12.01

    Лепка из пластилина многодетальных фигурок. «Котик».

    Закрепление умения выполнять приёмы обработки пластилина и соединения деталей: «прищипывание», «примазывания».

    Комбинированный

    Приём наглядности и иллюстрированности, использование «опорных схем»

    «Прищипывание», «примазывание»

    34.

    14.01

    Лепка из пластилина многодетальных фигурок. «Лошадка».

    Совершенствование умения скатывать заготовки овальной формы.

    Занятие практических навыков

    Беседа, приём наглядности и иллюстрированности, использование «опорных схем»

    «Прищипывание», «примазывание»

    Работа с бумагой и картоном

    35.

    19.01

    Приёмы резания ножницами «Листочки».

    Обучать приёму «разрез по незначительно изогнутой линии (дуге), не смыкая лезвия ножниц».

    Комбинированный

    Приём наглядности и иллюстрированности, использование «опорных схем»

    Вертикальные, горизонтальные, наклонные линии

    36.

    21.01

    Аппликация «Ветка рябины».

    Закрепление приёма «разрезание бумаги по линии сгиба», обучение приёму «сминание бумаги» (скатывание шариков).

    Комбинированный

    Приём наглядности и иллюстрированности, использование «опорных схем»

    Дерево «рябина»

    37.

    26.01

    Аппликация «Цветы в корзине».

    Закрепление приёма криволинейного вырезания, приёма «сминание бумаги».

    Занятие практических навыков

    Приём наглядности и иллюстрированности, использование «опорных схем», приём контроля и самоконтроля

    Аппликация

    38.

    28.01

    Аппликация «Цветы в корзине».

    Закрепление приёма криволинейного вырезания, приёма «сминание бумаги».

    Занятие практических навыков

    Приём наглядности и иллюстрированности, использование «опорных схем», приём контроля и самоконтроля

    Аппликация

    Работа с нитками

    39.

    02.02

    Что надо знать о нитках. Наматывание ниток.

    Формирование представлений о нитках; ознакомление с работой с нитками (сматывание в клубок).

    Сообщение новых знаний

    Беседа, приём наглядности и иллюстрированности, дид. игра

    Шёлковые нити, шерстяные

    40.

    04.02

    Наматывание ниток «Бабочка».

    Ознакомление с работой с нитками (наматывание на катушку).

    Комбинированный

    Приём наглядности и иллюстрированности, использование «опорных схем»

    41.

    09.02

    Изготовление «кисточки» из ниток.

    Обучение приёму «наматывание ниток на основу».

    Комбинированный

    Приём наглядности и иллюстрированности, использование «опорных схем»

    Работа с бумагой и картоном

    42.

    11.02

    Аппликация «Фрукты на тарелке».

    Обучение приёму резания ножницами по кривой линии.

    Комбинированный

    Приём наглядности и иллюстрированности, использование «опорных схем»

    На, перед, за, справа, слева, сверху

    43.

    25.02

    Аппликация «Снеговик».

    Развитие умения вырезать по кругу, рационально используя приёмы резания бумаги.

    Комбинированный

    Приём наглядности и иллюстрированности, использование «опорных схем»

    44.

    02.03

    Аппликация «Гусеница».

    Развитие анализирующей способности в ходе обследования аппликации, состоящей из кругов.

    Занятие практических навыков

    Приём наглядности и иллюстрированности, использование «опорных схем», приём контроля и самоконтроля

    45.

    04.03

    Игрушка «Цыплёнок в скорлупе».

    Обучение вырезанию по кривой линии.

    Комбинированный

    Приём наглядности и иллюстрированности, использование «опорных схем»

    Геометрическая фигура «овал»

    46.

    09.03

    Складывание фигур из бумаги «Пароходик».

    Обучение приёму «сгибание сторон к середине».

    Комбинированный

    Приём наглядности и иллюстрированности, использование «опорных схем»

    Сгибание по диагонали

    47.

    11.03

    Складывание фигур из бумаги «Стрела».

    Обучение приёму «сгибание углов к середине».

    Комбинированный

    Приём наглядности и иллюстрированности, использование «опорных схем»

    48.

    16.03

    «Плетёный коврик из полосок бумаги».

    Обучение приёму «плетение вверх-вниз».

    Комбинированный

    Приём наглядности и иллюстрированности, использование «опорных схем»

    Плетение

    49.

    18.03

    «Плетёный коврик из полосок бумаги».

    Обучение приёму «плетение вверх-вниз».

    Комбинированный

    Приём наглядности и иллюстрированности, использование «опорных схем»

    Плетение

    50.

    23.03

    Объёмное конструирование «Птичка».

    Обучение самостоятельной сборке конструкции с опорой на предметно-операционный план и образец и с частичной помощью учителя.

    Комбинированный

    Приём наглядности и иллюстрированности, использование «опорных схем», приём контроля и самоконтроля

    Конструирование

    4 четверть – 16 ч

    51.

    06.04

    Закладка для книг с геометрическим прорезным орнаментом.

    Обучение приёму разметки по шаблону чередующихся геометрических форм (полукруг, треугольник).

    Комбинированный

    Приём наглядности и иллюстрированности, использование «опорных схем»

    Прорезной орнамент

    52.

    08.04

    Закладка для книг с геометрическим прорезным орнаментом

    Обучение приёму разметки по шаблону чередующихся геометрических форм (круг, квадрат).

    Комбинированный

    Приём наглядности и иллюстрированности, использование «опорных схем»

    53.

    13.04

    Аппликация «Самолёт в облаках».

    Обучение планированию хода работы с помощью предметно-операционного плана, оцениванию качества выполненного изделия.

    Занятие практических навыков

    Приём наглядности и иллюстрированности, использование «опорных схем», приём контроля и самоконтроля

    Воздушный транспорт

    Работа с глиной и пластилином

    54.

    15.04

    Лепка «Снегурочка».

    Знакомство с элементарными представлениями о геометризации форм человеческой фигуры: голова-шар, туловище, руки, ноги -усечённый конус.

    Комбинированный

    Приём наглядности и иллюстрированности, использование «опорных схем»

    конус

    55.

    20.04

    Макет «Снегурочка в лесу».

    Обучение соблюдению пропорциональных отношений в изделии и соединение их в единую конструкцию.

    Комбинированный

    Приём наглядности и иллюстрированности, использование «опорных схем»

    макет

    Работа с природными материалами

    56.

    22.04

    Изготовление ежа из тростниковой травы и пластилина.

    Совершенствование навыков скатывать из пластилина заготовку конической формы.

    Комбинированный

    Приём наглядности и иллюстрированности, использование «опорных схем»

    Тростник

    57.

    27.04

    Контрольный тест. Изготовление птицы из тростниковой травы и пластилина.

    Обучение планированию ближайшей операции с опорой на пооперационный план.

    Комбинированный

    Приём наглядности и иллюстрированности, использование «опорных схем», приём контроля и самоконтроля

    Тростник

    58.

    29.04

    Административная контрольная работа. Аппликация «Букет цветов».

    Определение уровня овладения предметными результатами

    Занятие проверки знаний

    Практическая работа

    Четырёхлистный цветок

    Работа с бумагой и картоном

    59.

    04.05

    Приёмы сгибания бумаги.

    Обучение приёмам сгибания бумаги.

    Комбинированный

    Приём наглядности и иллюстрированности, использование «опорных схем»

    Приём «сгибания»

    60.

    06.05

    «Декоративная птица со складными крыльями».

    Обучение складыванию гармошки.

    Комбинированный

    Приём наглядности и иллюстрированности, использование «опорных схем»

    Приём «гармошка»

    Работа с нитками

    61.

    11.05

    «Шитьё по проколам».

    Обучение приёму шитья «игла вверх-вниз».

    Сообщение новых знаний

    Беседа, приём наглядности и иллюстрированности, дид. игра

    Вертикальные, горизонтальные, наклонные линии

    62.

    13.05

    «Шитьё по проколам геометрических форм».

    Обучение приёму шитья «игла вверх-вниз».

    Комбинированный

    Приём наглядности и иллюстрированности, использование «опорных схем».

    «Шитьё», «вышивка», «контур», «стежок», «расстояние между стежками» прокол

    63.

    18.05

    Работа с нитками. Вышивание.

    Обучение вышиванию в два приёма: 1) шитьё приёмом «игла вверх-вниз»; 2) заполнение расстояния между стежками ниткой того же или другого цвета.

    Сообщение новых знаний

    Беседа, приём наглядности и иллюстрированности, дид. игра

    64.

    20.05

    «Вышивание по проколам».

    Закрепление вышивания в два приёма.

    Комбинированный

    Приём наглядности и иллюстрированности, использование «опорных схем»

    65.

    25.05

    «Вышивание по проколам».

    Закрепление вышивания в два приёма.

    Занятие практических навыков

    Приём наглядности и иллюстрированности, использование «опорных схем»

    66.

    27.05

    «Вышивание по проколам».

    Закрепление вышивания в два приёма.

    Комбинированный

    Приём наглядности и иллюстрированности, использование «опорных схем»

    Список литературы

    Основная:

    • Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 0-4 классы / А.К. Аксёнова, Т.Н. Бугаева, И.А. Буравлёва и др.; под ред. И.М. Бгажноковой. – М.: Просвещение, 2013. – 239 с.
    • Технология. Ручной труд. 1 класс: учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы / Л. А. Кузнецова. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2020. – 103 с.
    • Рабочая тетрадь: Ручной труд 1 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы. В 2 ч.

    Ч.1/ Л. А. Кузнецова – М.: «Просвещение», 2017г. – 63 с.: ил.

    Ч.2/ Л. А. Кузнецова – М.: «Просвещение», 2017г. – 63 с.: ил.

    Дополнительная:

    • Иванкова В. Н. 1000 загадок, пословиц, поговорок, скороговорок. Для начальной школы /Авт. – сост. В. Н. Иванкова. – М.: ООО Аквариум-Принт, 2007. – 256 с.
    • Кузнецова Л.А. Методическое руководство к комплекту «Ручной труд» для 1 класса./Л. А. Кузнецова – М.: Просвещение, 2012 г.;
    • Мирский С.Л. Формирование знаний обучающихся вспомогательной школы на уроках труда.- М.: Просвещение, 1992;
    • Мирский С.Л. Индивидуальный подход к обучающимся вспомогательной школы в трудовом обучении./ С. Л. Мирский – М.: Педагогика, 2004г.

    Приложение 1

    Расписание нетрадиционных занятий, выпадающих на 4-5 уроки, на период применения «ступенчатого» режима обучения (сентябрь, октябрь)

    День недели

    Предмет

    Формы занятия

    Дата

    Вторник

    Ручной труд

    • Занятие- виртуальная экскурсия
    • Занятие экскурсия
    • Занятие – сказка
    • Занятие игра
    • Занятие-инсценировка
    • Занятие- виртуальная экскурсия
    • Занятие экскурсия
    • Занятие викторина
    • Занятие мастер-класс
    • 01.сен
    • 08.сен
    • 15.сен
    • 22.сен
    • 29.сен
    • 06.окт
    • 13.окт
    • 20.окт
    • 27.окт

    Четверг

    Ручной труд

    • Занятие- виртуальная экскурсия
    • Творческое занятие
    • Занятие-викторина
    • Занятие экскурсия
    • Занятие – сказка
    • Творческое занятие
    • Занятие викторина
    • Занятие-путешествие
    • Занятие игра
    • Творческое занятие
    • 01.сен
    • 03.сен
    • 10.сен
    • 17.сен
    • 24.сен
    • 01.окт
    • 08.окт
    • 15.окт
    • 22.окт
    • 29.окт


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА начального общего образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 1 по русскому языку

     Адаптированная рабочая  программа по учебному предмету «Русский язык» составлена на основе Федерального  Государственного образовательного стандарта для умственно от...

    Адаптированная рабочая программа по математике для детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). (АООП, вариант 1)

    Адаптированная рабочая программа по математике для детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). (АООП, вариант 1)....

    Рабочая программа "Окружающий социальный мир" Для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

    Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерной адап...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету: «Адаптивная физическая культура» для обучающихся 1 класса на 2020 – 2021 учебный год по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо предмету: «Адаптивная физическая культура»для обучающихся 1 классана 2020 – 2021 учебный годпо адаптированной основной общеобразовательной программе образова...

    Адаптированная рабочая программа по учебному предмету: «Музыка» для обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 4а класс на 2020/2021 учебный год

    Адаптированная рабочая программа по учебному предмету: «Музыка» для обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 4а класс на 2020/2021 учебный год...

    Деятельностный подход и требования ФГОС к формированию базовых учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

    Деятельностный подход и требования ФГОС к формированию базовых учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...