Технологическая карта «Фаянсовый завод. Изготовление вазы».
план-конспект урока по технологии (4 класс)

Руц Юлия Александровна

«Фаянсовый завод. Изготовление вазы». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx23.19 КБ

Предварительный просмотр:

Этапы урока

Образовательные задачи этапа урока

Методы, приёмы, формы работы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Дидактические средства,  интерактивное оборудование

Планируемые результаты

1.Организационный момент

Проверка детей к уроку

Словесный, фронтальная форма работы, беседа

Организация класса.
-
Здравствуйте,  ребята. Меня зовут Юлия Александровна. Сегодня я проведу у вас урок технологии

- Проверьте, все ли готовы к уроку?

-На столе должны лежать: пластилин, стека, доска, бутылочка, Всё лишнее уберите со стола.

 Разминка для глаз

- Давайте выполним разминку для глаз (вверх-вниз 1,2,1,2. Теперь влево-вправо 1,2,1,2. А теперь закрыли глазки, а теперь открыли, теперь черти круг по часовой стрелки, а потом против часовой и быстро похлопали глазками)

- Молодцы! Присаживайтесь
- Я хочу вам пожелать, чтобы сегодня на уроке каждый из вас открыл для себя что-то новое. Желаю удачи!


Приветствуют учителя



Проверяют свою готовность к уроку


Повторяют за учителем

-

Л.

Р.

2.Актуализация знаний

Проверка усвоения знаний по предыдущему уроку

Словесный, фронтальная форма, беседа

- Кто скажет, какая тема была на предыдущем уроке?
-Что вы узнали нового?

-Монетный двор

Ответы детей

-

Р
П
Л

3.Целеполагание и мотивация обучающихся.

Мотивация обучающих к изучению нового материала

Словесный, наглядный. Фронтальная форма работы. Беседа

- Давайте, рассмотрим картинки на слайде и попробуем определить, что общего у изображённых на них предметов. СЛАЙД 1

-Кто-то знает, что такое керамика? СЛАЙД 2

-А вы были на заводе? На каком?

-Что там видели?
-Что там изготавливают?

- У нас по близости какой находится завод? Кто знает?
-правильно, в Дорогино изготавливают кирпич из строительной керамики

Ребята, все эти предметы сделаны из одного материала-фаянса.

- Кто может мне ответить, что такое фаянс?

- Прочитайте определение на слайде. СЛАЙД 3

-Предположите, какую тему мы будем с вами сегодня изучать?

-Сформулируйте цель нашего урока. СЛАЙД 4

Обобщение: сегодня тема нашего урока «Фаянсовый завод», будем расширять наши знания о этом материале.

Они все изготовлены из одного материала

Фаянс - одна из разновидностей керамики

Фаянсовый завод

Узнать, что такое фаянс? И попробовать самим изготовить вазу из пластилина

ИКТ

Р
П
Л
К

5.Открытие новых знаний

Формирование представлений о новой теме урока

Словесный, наглядный, практический. Фронтальная и идивидуальная форма. Беседа

- Давайте посмотрим видеофрагмент, а после вы ответите на некоторые вопросы. Будьте внимательны.

Под названием «фаянс» в керамике принят обозначать изделия из белой глины, который покрыт всегда глазурью. Слово «фаянс» происходит от названия города Фаэнцы в Италии. где активно выпускалась керамическая посуда разных видов. Фаянсовые изделия окружают нас повсюду: дома, на улице, на производстве.

В нашей стране есть немало заводов, изготавливающих изделия из фаянса. Каждый завод ставит эмблему своего завода, чтобы узнать, где была сделана та или иная вещь.

При изготовлении фаянса сначала размельчают и смешивают в специальной мельнице белую глину, полевой шпат и кварц. Полученную смесь отправляют в цех, где создается форма изделия

После этого заготовку помещают в раскаленную печь. Этот процесс называется предварительный (бисквитный обжиг). Он придает прочность изделию. Но такой фаянс пропускает воду, поэтому его покрывают тонким, сплошным слоем глазури. Затем выполняют второй обжиг, который делает фаянс не пропускающим воду. Изделие после предварительного обжига не имеет декора. Это изделие можно украсить разными способами. Можно использовать цветную глазурь или расписать его специальными красками, на которые затем нанести прозрачную глазурь. Форму и декор будущего изделия разрабатывают скульпторы и художники по фаянсу. После оценки качества изделия оно попадает в магазин, а затем и к нам на стол.

Анализ видео:

- Из каких ингредиентов делают фаянс? (Белая глина, полевой шпат, кварц) Полевой шпат это минералы

- Каким способом получают изделия? (Изготовляют заготовку)

- Что делают с полученными заготовками? ( обрезают края, помещают в сушильную камеру, а потом в печь)

- Какой вид имеет изделие после обжига? (Шершавый, пропускает воду)

- Что делают с изделиями после первичного обжига? ( раскрашивают и покрывают глазурью, и делают ещё один обжиг)

- Что означает термин «декор»? (Украшение)

- В нашей стране есть немало заводов, где изготовляют изделия из фаянса. Как узнать где была сделана иная вещь? (Каждый завод ставит свою эмблему)

СЛАЙД 5-6

Обобщение:

1.сначала изготавливается раствор.
2. Заливается форма раствором и сушится сутки.
3. После сушки обрабатывается вручную (убираются неровности на заготовки формовщицей)
4. Сушится в сушильной камере, где испаряется вода из изделия
5. Обжиг в печи
6. Декор (роспись, трафарет)
7.Глазурируют
8. Второй обжиг
9.Если рисунок с золотом то обжигаться будет несколько раз

- Как вы думаете, что сегодня мы будем изготавливать?

-Сегодня мы с вами будем изготавливать вазу.

- А мы можем в классе изготовить изделие из фаянса? (Нет)

- Чем мы можем заменить фаянс? (Пластилином) 

Техника работы с ножницами СЛАЙД 7

Техника работы с пластилином:

-Скажите, а раньше вы использовали пластилин на уроках?

-Давайте вспомним технику работы с пластилином и стекой

1. брать в рот и пробовать на вкус.

 2. Лепку пластилином выполнять только на дощечке или клеенке.

3. Нельзя класть пластилин на стол.

4. Не нужно разминать сразу весь кусок пластилина. Отделите маленькую часть, разомните, потом прибавьте еще и т.д.

 5. Не бросайте остатки пластилина на пол.

6. После работы протирайте руки салфеткой.

7. Когда закончите работу, уберите рабочее место, протрите стол.

8. Салфетку (бумажную) использовать один раз.

 Правила работы со стекой:

- Не размахивайте стекой.

-Стеки и клеенку нужно хорошо протереть салфеткой.

-Посмотрите, какое примерное изделие должно получиться у вас, но, конечно, у каждого из вас вазы будут различаться оформлением. (готовое изделие показывает учитель)

Выполнять работу мы будем по пунктам.

План работы:

 Основа  нашей вазы это бутылочка

1.Берем кусок пластилина, разминаем его.

2.Брусок пластилина разомните и раскатайте в прямоугольник, как показано на экране. Оборачиваем бутылку. И заглаживаем стыки по форме. СЛАЙД 8

2. заполняем поверхность основы вазы снаружи.

3. Подравниваем края основы стекой.

-что не хватает нашей вазе? (горлышка)
-Чтобы сделать горлышко нашей вазе нужно верхний край вытянуть и сделать более широким

4. Выполняем заготовки для оформления вазы и прикрепляем их к основе  (жгут, скрутка) крупы

Практическая работа обучающихся

- Теперь, когда мы знаем правила и готовы к изготовлению изделия, можно приступить к работе.

Для выполнения этой работы вам пригодятся такие техники как сглаживание и примазывание.

- Для декорирования вазы вы можете так же использовать такую технику как продавливание.

Смотрят видеоролик

Белая глина, полевой шпат, кварц

обрезают края, помещают в сушильную камеру, а потом в печь

изделия

Пластилином

ИКТ

К
П
Р
Л

6.Итоги урока

Проверка

Усвоенных знаний за урок

Словесный. Фронтальная. Беседа

Демонстрация рисунков (выходит несколько человек)

Посмотрите, ребята, какие замечательные вазы у каждого из вас получились.

Критерии оценивания

-аккуратность;

-законченность;

-правильность

Для каких целей будете использовать вазу? (Для цветов, для декор дома)

-Какие понятия мы с вами сегодня разобрали?

-Что нового узнали на уроке?
-Что дома расскажете родителям?

Выходят к доске и демонстрируют свои поделки

-Декор и фаянс

Ответы детей

-

Л
Р

7.Рефлексия

Проверка у детей усвоения новой темы

Практический. Индивидуальная форма.

«Закончи фразу». Закончите предложение:

Сегодняшний урок …

Сегодня на уроке я …

Дописывают фразу

-

Л
Р

8.Уборка рабочего места

Формирование трудового воспитания

Индивидуальная форма

-Ребята уберите свои места. Столы должны быть чистыми

Убирают рабочие места

-

Р
К
Л


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инструкционно- технологическая карта по теме "Изготовление цветка ромашка из бисера и стекляруса". Бисероплетение на проволочной основе.

Инструкционно - технологическая карта содержит пошаговое объяснение изготовления цветка ромашка на проволочной основе из бисера и стекляруса.Методический материал предназначен для детей семи лет и ста...

Технологическая карта урока технологии "Изготовление новогодней подвески"

Технологическая карта урока технологии "Изготовление новогодней подвески"...

Технологическая карта урока технологии "Изготовление закладки из бумаги "Животные" (1 класс)

Цель урока: Формирование у обучающихся приему складывания бумаги при изготовлении закладки.Задачи урокаПланируемые результатыДидактические:1 Познакомить обучающихся с условными обозначениями техники о...

Технологическая карта урока технологии «Изготовление объёмной открытки «Осенний ландшафт» (УМК «ПНШ», 3 класс)

Цель урока: формирование знаний учащихся о технике изготовления открытки-ландшафта; изготовление изделия «открытка-ландшафт».Задачи урокаДидактические:формировать умение работать с бумагой...

Технологическая карта урока технологии "Изготовление объёмной открытки "Осенний ландшафт"" (УМК "ПНШ", 3 класс)

Цель урока: формирование знаний учащихся о технике изготовления открытки-ландшафта; изготовление изделия «открытка-ландшафт».Задачи урокаДидактические:1.Формировать умение работать с бумаг...

Технологическая карта урока технологии, "Изготовление театрального костюма для девочек и мальчиков", УМК "Перспектива", 3 класс

Цель урока: Формирование у обучающихся умения делать театральный косюм для мальчика и девочки.Задачи урока:Дидактические:1. Познакомить с понятием "театральный костюм";2. Познакомить с техно...