Статья на тему "Возможности оригами на уроках технологии"
статья по технологии

Возможности оригами для развития творческого мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл origami_i_prepodavanie_v_detskih_uchrezhdeniyah.docx18.75 КБ

Предварительный просмотр:

Селезнева Елена Владимировна, учитель

ГБОУ школы № 346 Невского района,

г. Санкт-Петербург

Возможности оригами на уроках технологии

     Главный фактор возрастания популярности этого искусства - это энтузиазм его приверженцев. Оригами входит в факультативную программу обучения многих ведущих образовательных центров для детей. Оригами – и детская забава, и элемент дизайна, и неотъемлемый атрибут народных праздников во многих странах мира. Существуют театры, где персонажами и декорациями являются бумажные фигурки.

     Занятия оригами оказывают положительное влияние на рост и более успешную и радостную тренировку разнообразных природных способностей детей, в том числе к творчеству и самому обучению. Специалисты-медики считают, что оно позволяет полнее использовать запасы психики, гармонично тренируя и взращивая оба полушария головного мозга. У ребят совершенствуются мелкая моторика рук, движения пальцев становятся более точными (что немаловажно для школьников начальных классов, овладевающих письмом), вырабатывается усидчивость. Ведь чтобы получилась красивая фигурка, нужны точность, внимание, сосредоточенность. Кроме того, оригами попутно весьма успешно упражняет память, мышление, пространственное воображение, сообразительность. Неспроста это занятие применяют в своей практике и врачи-логопеды. Отсюда видно, что оригами – это такое занятие, которое способно дарить и щедро дарит людям радость одухотворённого соединения движения мысли, души и рук даже при самых сложных жизненных обстоятельствах. А когда удаётся, то эта радость творчества возрастает во много раз!

     Некоторые педагоги сделали изготовление бумажных фигурок частью своей профессии. Ведутся занятия по складыванию из бумаги в детских садах и школах, кружках при дворцах детского творчества – как технического, так и художественного.

     Бумажные модели помогают создавать архитекторам новые быстровозводимые складчатые строительные конструкции – склады, ангары…, инженерам – конструкции раскрывающихся после выведения на орбиту солнечных батарей, дизайнерам одежды – замечательную одежду, простые и, в тоже время, необычные украшения к ней, особенно к костюмам для театральных постановок.

     С учётом широкого распространения оригами всё больше проявляется потребность в изобретении новых оригами и различных композиций оригами и на их основе для подготовки и издания печатных и электронных публикаций, книг и журналов, видеокурсов, многочисленных сетевых страничек и компьютерных игр, посвящённых древнему и прекрасному занятию - оригами.

     В современном мире сложилось несколько самостоятельных направлений:

Оригами и педагогика. В игровой форме складывание помогает усваивать сложный материал по геометрии, развивает технические навыки, образное восприятие, художественный вкус, память, интуицию. В некоторых школах оригами вводится в качестве самостоятельного предмета.

Оригами и арт-терапия. Мелкая моторика в процессе складывания способствует развитию речи и логического мышления. Оригами успокаивает в стрессовых ситуациях и выводит из депрессии.

Оригами и пространственное моделирование. Элементы оригами используются в дизайне упаковки, одежды, интерьера.

Оригами и художественное творчество. Искусство складывания не сводится к простому копированию образца или видимого предмета. Недостаточно также владения техническими приемами складывания.

Оригами и японская культура. Оригами неотделимо от традиции японской культуры и, несмотря на все различия с эстетикой западного холодного рационализма, а также разнообразие европейского художественного опыта, понять оригами, а значит, и создать настоящие произведения невозможно без настойчивого и внимательного отношения к чисто японскому мировосприятию. Для того чтобы прочувствовать эстетику «синто» и «дзен» совсем необязательно всерьез становиться язычником. В первую очередь, необходимо хотя бы на время отказаться от рационализма и посмотреть на мир глазами древнего человека, когда разница между Востоком и Западом реально отсутствовала.

 Оригами - «философия чистых идей». Оригами — искусство целого. Единство, не поврежденность листа является обязательным условием. Именно это отличает оригами от аппликации, папье-маше и вырезания силуэтов, а также от многих искусств, которые строятся на прибавлении и вычитании материала. Бумага — это не просто материал, а, прежде всего податливая двухсторонняя поверхность, которая легко держит форму. Углы складок, ребра и грани органично сливаются с листом бумаги в выразительный, лаконичный образ. Замкнутый объем скрывает красоту складок. Они не воспринимаются телесно, но для внутреннего сосредоточенного созерцания очевидны. Это не «пустая порода», внутри каменной скульптуры.

Символизм оригами. Восточная традиция искусства целиком строится на символизме. В даосской традиции квадрат (основная форма, из которой собираются большинство классических фигур оригами) является символом земли, материального мира. Это и четыре стороны света, и четыре времени года, и четыре периода жизни (включая инобытие), и даже четыре темперамента. Любые манипуляции с квадратом, например, появление крестообразных осей симметрии, превращение квадрата в треугольник при делении, появление ромбовидной формы и т.д., для восточного человека означали гораздо большее, чем обычные геометрические построения. Даже образование «гор» и «долин» на поверхности складываемого листа соответствуют по восточным представлениям понятиям «янь» и «инь» (мужскому и женскому).

Оригами - это самобытное японское искусство создания моделей различных предметов, животных, птиц, цветов путём сгибания листа бумаги.

Складывая фигурки из бумаги, человек поневоле концентрирует свое внимание на этом процессе. Действуя автоматически, без контроля сознания, заниматься оригами невозможно. Поэтому занятия оригами являются своеобразной психотерапией, способной отвлечь человека от его повседневных забот и тревог, позволяют прикоснуться к сферам, лежащим выше плоскостей обыденности. Помимо этого, оригами способствует повышению активности, как левого, так и правого полушарий мозга, поскольку требует одновременного контроля над движениями обеих рук, что, в свою очередь, ведет к позитивному изменению целого ряда показателей. Психологами из Ростова-на-Дону супругами Екатериной и Юрием Шумаковыми были проведены специальные исследования роли оригами в развитии познавательных и психомоторных особенностей у детей. В результате этой работы были сделаны статистически достоверные выводы о том, что оригами:

  • - повышает навыки мелких и точных движений пальцев рук;
  • - повышает активность правого и левого полушарий мозга;
  • - повышает интеллектуальные способности, активизирует творческое мышление, увеличивает его скорость и гибкость, развивает пространственное воображение, улучшает глазомер, снижает тревожность;
  • - повышает и стабилизирует на высоком уровне психоэмоциональное состояние ребенка.

Кроме того, оригами попутно весьма успешно упражняет память, мышление, пространственное воображение, сообразительность.

Отсюда видно, что оригами – это такое занятие, которое способно дарить и щедро дарит детям радость одухотворённого соединения движения мысли, души и рук даже при самых сложных жизненных обстоятельствах.

Литература

  1. Афонькина Л.И. Уроки оригами.- Екатеринбург; «Стрибог», 1995.-240с.: ил.
  2. Альтернативные модели воспитания в сравнительной педагогике. - Новгород, 1994.
  3. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии.// Собр. соч. – М., 1984.Т
  4. О Всероссийской конференции "Оригами и педагогика". - СПб., 2002. – 178 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование техники оригами на уроках технологии

СодержаниеВведение 1. Теоретическая часть 1.1 Почему оригами нравится учителям и детям?1.2 Каковы достоинства оригами?1.3 Какие навыки и способности развивает оригами?1.4 Как возн...

Техника оригами на уроках технологии и внеурочной деятельности.

Из опыта работы по технике оригами с учащимися начальной школы....

Техника оригами на уроках технологии и внеурочной деятельности.

Из опыта работы по технике оригами  с учащимися начальной школы....

Техника оригами на уроках технологии и внеурочной деятельности.

Из опыта работы по технике оригами с учащимися начальной школы....

Конспект урока технологии «Оригами». Изделие: композиция с тюльпанами, выполненными в технике «оригами» (2 класс)

Цели деятельности учителя: изготовление тюльпанов в технике «оригами»; повторение технических приемов сгибание, складывание; повторение чтения схемы; изготовление композиции с тюльпанами.П...

Конспект урока технологии «Оригами». Изделие: композиция с кошкой и собакой, выполненными в технике «оригами» (1 класс)

Цели деятельности учителя: формирование представления об «оригами»; изготовление собаки и кошки в технике «оригами»; повторение технических приемов сгибание, складывание; закре...

Методическая разработка ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНИКИ ОРИГАМИ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

В методической разработке представлены конспекты уроков, которые направлены на развитие творческих способностей для младших школьников. Материалы могут быть использованы учителями школьного образовани...