Особенности обучения предмету «Технология» в начальной школе
статья по технологии (4 класс)

Основная задача предмета – обучить учеников знаниям и их применению в повседневной жизни и пользоваться разными источниками информации. Нужно у ученика развивать рефлексивные способности и умению двигаться от незнания к знанию.
Развитие творческой деятельности ученика высшей формой, которой является – проект.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности обучения предмету «Технология» в начальной школе

        Согласно базовому учебному плану общеобразовательного учреждения на начальном общем образовании предмет "Технология" изучается с 1 по 4 класс.

      Основные методы осуществляющее изучение "Технологии" - продуктивные. Они состоят из наблюдения, размышления, обсуждения, открытия новых навыков и.т.д. Руководствуясь этими методами, учитель делает ученика активным участником изучения окружающего мира. Урок проходит, основываясь на личном опыте ученика, а учебник выступает дополнительным помощником научной информации с дальнейшей совокупностью практической части и приобретенной информацией. Такой подход освоения "Технологии" основывается на постижение заложенных в программе знаний.  На качественном выполнение практических работ и на личных изменениях каждого ученика в творческом, духовном, социальном развитии.

        Достижение хороших показателей практических работ нужно проводить с учениками пробные, тренировочные упражнения для усвоения технологических приемов и операций, а также открытие конструктивных особенностей изделий. Тренировки предваряют изготовление изделий, дают наглядно увидеть и найти наилучшие варианты технологических способов и методов, что позволяет качественно выполнить целую работу. Их нужно делать во время поиска необходимых вариантов решения конструкторских, технологических, декоративных и художественных проблем, найденных в ходе анализа предложенного образца изделия.

Раскрытие творческих навыков в части метапредметных результатов обучения является стимулом ученика к нахождению и самостоятельному решению технологических задач. Опирается на личный опыт учеников, наглядный материал, на вопросы и задания активизирующих познавательную и поисковую работу учеников. Это основа создания условий у учеников навыков наблюдения, сравнения, выделять известное и неизвестное, уметь проанализировать свои результаты и профессиональные работы мастеров, искать и применять наиболее подходящие пути решения эстетических, конструктивных, технологических проблем.

Суть предмета "Технология" идет по двум целенаправленным и структурированным основным линиям:

  1. Основы технико-технологических знаний и умений, технологической культуры.

Они включают информационную, познавательную и практическую части и основаны на концентрическом принципе. В начальной школе изучаются основы и навыки по техники обработки материала и применению техники в повседневной жизни ученика. Дается информация об информационных технологиях, энергии и способах ее получения и использования, об организации труда, профессиях и. т. д.

Принцип концентричности в освоении материала основывается на элементах технологических знаний и навыках, изучаемых по принципу укрупнения содержания, которыми являются технологические операции, приемы и процессы и связанные с ними вопросы экономики и организации производства, общей культуры труда.

  1. Из истории технологии.

Здесь рассматривается познавательная часть предмета, имеющая культурную направленность. Материал строится по линейному принципу и открывает общие закономерности и отдельные части практического познания учеником окружающего мира и создания культурной среды. Суть линии раскрывается на общих представлениях и закономерностях возникновения ремёсел, то есть разделение труда, изобретении парового двигателя и последующей технической революции. Ученики узнают о разных великих изобретениях человечества родоначальниках наук или способствующих их развитию, о нынешнем техническом прогрессе. Его влияние на экологическую среду - положительное или отрицательное. Центр внимание - человек. В первую очередь как созидатель - думающий, творящий, стремящийся к удовлетворению своих материальных нравственных потребностей.

Обе эти линии тесно связаны между собой. Это даёт возможность расширять образовательные возможности предмета, приблизить к окружающему миру ребенка, в которой человек взаимодействует с техникой, предметами быта, продуктами духовной культуры и представляет освоение мира как непрерывный процесс в его историческом развитии.

В программе эти содержательные линии представлены четырьмя разделами:

• Общекультурные и общетрудовые компетенции.

• Основы культуры труда, самообслуживание.

• Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты.

• Конструирование и моделирование. Использование информационных технологий (практика работы на компьютере).

Освоение предметных знаний и приобретение умений, формирование метапредметных основ деятельности становления личных качеств осуществляется в течение всего периода обучения.

В первом и во втором классе основное внимание отводится базовым предметам технико-технологическим знаниям и навыкам, и воспитанию духовно-нравственных качеств. В программу включают задания на развитие основ творческой деятельности. Учитывая адаптационный момент, освоение материала впервые недели обучения осуществляется в ходе экскурсий, прогулок, и игр на воздухе.

В третьем и четвертом классе освоение программы происходит в ходе перехода известных данных в новые варианты ситуаций и развитие коммуникативных и социальных качеств ученика. Развитие творческой деятельности ученика высшей формой, которой является – проект.

Национальные и региональные устои и традиции проходят через познавательную часть программы и практических работ, суть которых отражают краеведческую направленность. Ими могут быть реальные исторические сооружения и изделия по теме, связанной с ремёслами и промыслами народов, населяющих регион.

Основная задача предмета – обучить учеников знаниям и их применению в повседневной жизни и пользоваться разными источниками информации. Нужно у ученика развивать рефлексивные способности и умению двигаться от незнания к знанию.

Работа учеников на уроке вначале должна носить индивидуальный подход к ученику с постепенным увеличением групповых и коллективных работ общего характера, в большей степени творческие. Тематику проектов предлагает учитель или сам ученик после изучения отдельных тем или целого блока. Исходя из сложности темы творческого проекта он может быть частным или совместным.

Одно из приоритетных направлений национальной образовательной инициативы «Наша школа» является поддержка талантливых детей. В связи с этим учитель технологии предлагает обращать внимание на работе с одаренными детьми; оказывать методическую и содержательную помощь в подготовке учеников к участию в олимпиадах, конкурсах, выставках, научно-технических конференциях и в других мероприятиях. Работа строится с учётом личностно-ориентированного обучения, основанного на научной, исследовательской и проектной деятельности учеников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности использования проектной технологии в начальной школе

Технология проектного обучения может быть эффективно использована, начиная с начальной школы, при этом, не заменяя традиционную систему, а органично дополняя, расширяя ее. Учитывая возрастные и психол...

Особенности обучения иностранному языку в начальной школе

Тема обучения иностраному языку в начальной школе остается актуальной уже долгое время. Некоторые особенности процесса обучения затронуты в этом выступлении , подготовленном для городского МО учителей...

Особенности обучения английскому языку в начальной школе

Перед учителем английского языка  в начальной школе стоит сложная задача не только сформировать у учащихся устойчивый интерес к изучению иностранного языка, но и заложить прочные основы для его д...

Особенности использования ТРИЗ-технологии в начальной школе.

Сообщение на заседании методического объединения учителей начальных классов....

Особенности обучения леворуких детей в начальной школе

Особенности обучения леворуких детей        Леворукость веками была и остается загадкой, притягивающей внимание. Действительно, большая часть  человечества – пр...

статья "Особенности обучения при переходе из начальной школы в среднюю"

Особенности обучения при переходе из начальной школы в среднюю...

Статья на тему "Методические особенности организации внеурочной деятельности по предмету"Технология"в начальной школе"

В работе подробно рассматриваются цели,задачи организации внеурочной деятельности по предмету"Технология".Данная статья будет интересна учителям начальной школы и учителям предмета"Техн...