Кружковое занятие "Роспись глиняной игрушки. Глиняная игрушка - символ России"
план-конспект занятия по технологии (4 класс)

Развитие интереса  к художественному творчеству, посредством знакомства с дымковскими игрушками и привлечения детей к росписи игрушки-лошадкиигрушки – барышни. Закрепление знаний элементов дымковской росписи (круги, кольца, точки, полосы, решётки). Закрепление практических навыков: промывание кисти перед использованием краски другого цвета; навык смешивания красок и использование палитры. Обогащение словаря художественными терминами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Роспись глиняной игрушки.31.53 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1 им.С.Ф.Романова».

Конспект кружкового занятия.

учитель начальных классов

Наумова В.А.

« К народным традициям должно быть

величайшее внимание, их надо изучать и

 воспринимать всей душой, их надо осваивать».

А.Б. Салтыков

Тема:  «Роспись глиняная игрушки. Глиняная игрушка –символ России»

       

Форма организации: групповая,  индивидуальная.

Цель: художественно-эстетическое, познавательное, речевое, социально-коммуникативное и физическое развитие личности ребенка на фоне эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе, к своей семье и другим людям; создание условий для возможности позитивной социализации ребенка, развитие инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

Задачи:

Развивать логические, коммуникативные и познавательные универсальные действия; умения детей выполнять движения в соответствии с заданной задачей; развивать творческую активность, воображение; закреплять навыки работы с различными материалами; формирование представлений об объектах окружающего мира.

Продолжать развивать интерес к художественному творчеству, посредством знакомства с дымковскими игрушками и привлечения детей к росписи игрушки-лошадкиигрушки – барышни. Закрепить знание элементов дымковской росписи (круги, кольца, точки, полосы, решётки). Закрепить практические навыки: промывание кисти перед использованием краски другого цвета; навык смешивания красок и использование палитры. Обогатить, активизировать словарь художественными терминами.

Образовательные области:

1. Художественно-эстетическое развитие.

2. Речевое развитие.

3. Социально-коммуникативное развитие.

4. Познавательное развитие.

5. Физическое развитие.

Занятие проводится в классе, разделенной на «Мастерскую» с выставленными экспонатами и «созидательную часть», где происходит творческая деятельность детей, столы для раскрашивания глиняных фигур.

Наглядные средства: объёмные фигурки дымковских игрушек, иллюстрации и альбомы «Дымковская игрушка», карточки с элементами дымковской,филимоновской, каргапольской росписи, магнитная доска.

Оборудование для творчества: гуашь, кисти, салфетки, стаканы с водой, подставки для кисточек, доски для работы с пластилином, фартуки.

Музыкальные средства: спокойная музыка для самостоятельной деятельности детей.

Предварительная работа: знакомство с различными видами народно-прикладного искусства, просмотр презентации по теме, изучение элементов росписи, рассматривание иллюстраций и фигур игрушек.

Планируемые результаты:

иметь представление об истории создания дымковской игрушки, знать особенности изготовления и техники росписи игрушек, эмоционально откликаться на красоту изделий народных промыслов, уважительно относиться к труду мастеров, употреблять в речи новые термины и образные выражения, позитивно реагировать на результаты своего творчества и творчества детей.

Содержание занятия.

Орг. момент.

 Актуализация знаний.

- Ребята , давайте прочитаем тему сегодняшнего занятия. (Глиняная игрушка – символ России).

-Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь?

- Что вы знаете о глиняной игрушке?

-Согласитесь ли вы с утверждением, что глиняная игрушка –это символ России? Почему?

-Давайте на этот вопрос ответим в конце нашего занятия.

-Ребята, вы знаете, кого называют мастерами?

- Есть удивительная профессия, пришедщая  к нам с древних времен и существующая до сих пор - игрушечных дел мастер. В глубокой древности глиняные игрушки создавались не ради забавы, но и как часть древних народных обрядов. Их дарили друг другу на праздники и заполняли ими свой дом. Игрушки обладали магической силой в представлении наших предков ,оберегали людей от всякого зла.

-В России игрушки делались повсеместно. Этим промыслом занимались все от мала до велика, целые деревни. Создавались они не для забавы ради, им приписывали особую силу – охранять и оберегать людей от всякого зла .В каждой местности они приобретали каждый свой вид. Вот и появились игрушки вроде бы одинаковые, но в тоже время разные.

-Какие виды народных игрушек вы  уже знаете?

-Наиболее самобытными, известными промыслами являются дымковская, каргапольская и филимоновская игрушка.

 - Попробуйте по силуэту игрушек узнать к какому промыслу она принадлежит?

-Предлагаю вам сейчас выслушать сообщения ребят об игрушечных промыслах, с которыми с вами познакомились на прошлых занятиях.

 Филимоновская игрушка

У персонажей филимоновской игрушки небольшая голова плавно перетекает в длинную шею и придает фигуре горделивую осанку.

Орнамент росписи филимоновской игрушки простой: чередующиеся полоски, точки, круги, овалы, звездочки, треугольники. Детали росписи можно расшифровать: круг- это солнце, треугольник- это земля, елочки и ростки – это символ растительности и жизни. Простой и легкий узор сочетается  с изящными ,вытянутыми формами . Все узоры нам напоминают о связях человека и природы.

Любимые цвета филимоновской игрушки – красный и малиновый. Они горят еще ярче от соседства темно-синего и зеленого.

Пестрые декоративные узоры наносят куриным перышком прямо на поверхность обожженной глины, так как с кисточки краска к чистой глине не пристает.

 Каргапольская игрушка.

Любимым персонажем каргапольской игрушки всегда был и есть Конь-Полкан или Полихан –чудо с головой и туловищем человека и телом коня. Мастера Каргополья создали свой мир глиняной сказочной игрушки , где живут крепкие веселые люди и добродушные звери и птицы.

Роспись каргапольской игрушки очень выразительна и проста. Традиционный набор элементов и цветов данного промысла сохраняет  прочную связь с древними мотивами. Символы солнца – большие огненные круги, кресты, кольца, мотивы зерен хлебных колосьев и веточек растений. Все эти элементы изображены в естественных тонах, приближенных к натуральным оттенкам.

Дымковская игрушка.

Самыми знаменитыми среди глиняных игрушек являются дымковские игрушки. Дымковские игрушки – настоящее чудо. Среди них можно увидеть разноряженных щеголих ,лихих всадников, важных индюков и другие образы. У барышень всегда пышная прическа и нарядный головной убор, часто образ сопровождает и кокетливый зонтик. Всевозможные сборки, воланы, косички, рюши, жгуты.

Дымковскую игрушку , покоряющую своей простотой и незамысловатостью образа нельзя спутать с другими народными игрушками , благодаря ее колориту. Это, прежде всего, снежной белизны фон,  по которому написан простой узор геометрического характера: кружки, точки, полоски. В декоре преобладают насыщенные цвета: красно-алый, малиновый, синий, золотисто – желтый, фиолетовый, особенно сияющий на белом фоне игрушек. На морозе лица людей украшает румянец. На фоне освященного снега особенно ярко звучит цвет.

-Давайте с вами проверим, как вы усвоили данный материал с сегодняшнего и прошлого урока. Я показываю картинку, а вы мне отвечаете, к какому виду она принадлежит.

(Учитель показывает по очереди картинки игрушек и в самом конце рисунок хлудневской игрушки. Дети могут ее спутать с дымковской).

-А это ребята хлудневская игрушка. На границе Калужской и Брянской области расположена деревня Хлуднево. Кроме лесов здесь добрая урожайная земля, а еще много мягкой синей глины, поэтому исстари здесь появился гончарный промысел, мужчины делали посуду, женщины-игрушки.

На первый взгляд хлудневские игрушки  словно родные сестры дымковской, но это не так. У дымковской и одежда и глаза и губы все нарисовано, а у хлудневской вылеплено, а потом расписано.

Изделие после обжига меняет свою окраску. Они становятся белого цвета желтого или розового оттенка, обретают цвет молока.

Расписывают не всю игрушку, а отдельные ее детали.

Древо знаний-особый символ творения природы незыблемость миропорядка. Это дом, и храм,

и тепло, и последнее пристанище человека.

Практическая работа.

-Посмотрите, к нам на урок пожаловала барыня.

- Ой, а барыня мне знаете что сказала? Вышла она во двор и не увидела своих лошадок и барашков, они убежали купаться на речку и там у них смылся их красивый рисунок и барыня просит вас вернуть им первозданный вид, расписать их по новой.

-А один послушный конь и барашек не пошли со всеми они остались во дворе, посмотрите какой у них узор круги синие и красные на одной  ни на другой красные.

 Что за роспись на конике? Вы узнали что это за игрушка? Молодцы! Конечно, дымковская.  Готовы начать помогать барыне?

-Сейчас я предлагаю вам стать мастерами игрушечных дел или просто игрушечниками и расписать каждому свою игрушку. Работать вы будете гуашью,  основной инструмент – кисточки и ватные палочки. А чтобы вы почувствовали себя настоящими мастерами, на каждом столе имеются карточки с узорами ,они для вас существенная подсказка для росписи игрушки.

- И давайте не забывать, чтобы сменить краску , кисточки хорошо промываем и протираем салфеткой. И чтобы убрать лишнюю краску с кисточки, тоже промакиваем кисточку салфеткой. Запачканые руки тоже вытираем салфеткой.

Ну, а расписывать мы с вами будем сегодня , конечно же дымковскую игрушку.

Поэтому среди карточек, которые есть у вас на столе, найдите нужную, с узорами для росписи дымковской игрушки.

Покажите мне. Молодцы. Все правильно выбрали.

 Организация продуктивной деятельности.

Прежде чем приступить к работе, разогреем наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика:

«Послушные пальчики»

Кисточку в руках катаю (трём ладошки друг о друга)

Между пальчиков верчу (пальцы в замок)

Непременно каждый пальчик быть послушным научу.

(Массаж пальчиков.)

Самостоятельная деятельность детей. ( Индивидуальная деятельность, творческая и изобразительная деятельность)

 (Звучит спокойная музыка, во время работы слежу за осанкой детей.)

 Рефлексия

У вас получились замечательные игрушки  расписанные…какой росписью? Пусть ваши работы пока подсыхают, потом мы их поместим на выставку!

- Итак, у вас получились игрушки у всех разные, разные формы, разный узор придают каждой игрушке неповторимую прелесть, своеобразие, делают ее непохожей на другие.

Почему игрушки называют народными?

-Итак, вернемся к поставленному вопросу в самом начале занятия…

-Можно ли глиняную игрушку назвать символом России?

-Конечно же, да. Сегодня мы с вами закрепили знания о наиболее самобытных и известных промыслах. Игрушки создавали во многих российских городах и селах, где и поныне существует данный промысел. Каргапольская игрушка - город Каргополь, Архангельская область. Дымковская-  Дымковская Слобода на реке Вятке.  Филимоновская - деревня Филимоново Тульская область. И сегодня мы упомянули еще одну игрушку - хлудневская из села Хлуднево, что на границе нашей и  Брянской области.

-Никто уже не помнит, когда стали делать первые глиняные игрушки. Но сегодня эти промыслы живут и поныне, а с ними продолжает жить прекрасное искусство народных умельцев.

      -У кого работа готова можно подходить и ставить своих животных рядом с барыней.

-Ай да дымковская деревня у нас получилась и все животные вернулись к барыне.

-Давайте еще раз вспомним как называлась деревня в которой делали игрушки?

- А как называются игрушки которые там делают?

.

- Замечательно, вы все запомнили и помогли барыне, а сейчас давайте гостям покажем,  что у нас получилось.

- Вам понравилось в мастерской игрушек? Тогда я приглашаю вас в следующий раз в  нашу мастерскую, для создания другой игрушки.. Всех благодарю за работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока Изо и ХТ по программе Б. Неменского, 3 класс, 1 четвертьТема: Твои игрушки. «Глиняная сказка».

Данный урок первый по теме «Твои игрушки» из раздела  «Искусство в твоём доме», 1 четверть по  программе Б. Неменского. Всего на эту тему отведено 4 урока.   Свой урок я построила ...

Интегрированный урок технологии, изобразительного искусства и музейной педагогики в 3-м классе на тему: "В мастерской глиняной игрушки. Дымковская игрушка. Роспись игрушки."

Интегрированный урок технологии, изобразительного искусства и музейной педагогики в 3-м классе на тему " В мастерской глиняной игрушки. Дымковская игрушка. Роспись игрушки." 3 класс...

Древние образы в современных народных глиняных игрушках. Дымковская игрушка

Древние образы в современных народных глиняных игрушках.Дымковская  игрушка...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ «Знакомство с народной глиняной игрушкой. Дымковская игрушка. Лепка Дымковской барышни» с применением информационно-коммуникативной образовательной технологии

Дымковская игрушка — один из самых старинных промыслов РоссииУчебное занятие знакомит учащихся с этим видом народного творчества, а также помогает освоить технологию лепки Дымковской барышн...

Презентация по технологии "Глиняные и деревянные игрушки разных регионов России. Народная коми игрушка".

Презентация по технологии поможет познакомить учащихся с разными видами игрушек различных регионов России, содержжит алгоритм практической работы для создания игрушки из пластилина....

Технологическая карта изобразительного искусства "Игрушки в нашем доме. Дымковская игрушка (роспись)" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цель урока:формирование у обучающихся представлений об искусстве в нашем доме, знаний о дымковской игрушке и умений в росписи орнамента.Задачи урока:Дидактические:1. Обобщить и углубить знания обучающ...