Программа художественной направленности «Волшебный мир аппликации»
рабочая программа по технологии (4 класс)

Актуальность  программы -  художественно – эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса детей и является его приоритетным направлением.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл volshebnyy_mir_applikatsii.docx30.34 КБ

Предварительный просмотр:

ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок «г.Смоленска» 

 

 

Программа

художественной направленности

«Волшебный мир аппликации»

 

 

 

на 2020-2022 учебный год 

 

 

 

 

        Программу составила

                                                                                 учитель надомного обучения

                                                                                             Г.Н.Борунова

 

Смоленск 2020 г.

 

Пояснительная записка

   

     Актуальность  программы -  художественно – эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса детей и является его приоритетным направлением. Для эстетического развития личности ребенка огромное значение имеет разнообразная художественная. Важной задачей эстетического воспитания является формирование у детей эстетических интересов, потребностей, эстетического вкуса, а также творческих способностей. Богатейшее поле для эстетического развития детей, а также развития их творческих способностей представляет аппликация.

 

      Педагогическая целесообразность программы  объясняется тем, что основным инструментом работы  являются руки и ножницы, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками. Для того, чтобы развивать индивидуальные творческие способности у обучающихся, необходима особая организация изобразительной деятельности. В качестве приоритетной деятельности является аппликация.  Настоящая программа призвана научить детей не только репродуктивным путём приобретать новые навыки в  аппликации, осваивать новые технологии и материалы и применять их в своём творчестве, но и побудить интерес к творческой деятельности.

 

  Отличительные особенности  данной программы от уже существующих является то, что   темы внутри разделов выстраиваются по принципу «от простого к сложному». Данной программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение не только основами аппликации и творчества, но и на приобщение обучающихся к активной познавательной работе.  Процесс обучения художественному труду строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения знаний, законов и правил у обучающихся развиваются творческие начала. Образовательный процесс имеет ряд преимуществ

 - занятия в свободное время;

- обучение организовано на добровольных началах;  детям предоставляется возможность удовлетворения своих интересов и сочетания различных направлений и форм занятия.

     Адресат программы – обучающиеся   (11-15 лет)

 

Объём и срок освоения программы

       Программа «Волшебный мир аппликации»  рассчитана на 2 года обучения.  Занятия проводятся один  раза в неделю по одному учебному часу.

 

 

 

Формы организации занятий:

Методы и приемы:

На занятиях используются различные методы и приемы:

  • наглядные методы (демонстрация наглядных пособий, наблюдение);
  •  словесные методы (беседа, познавательный рассказ, использование художественного слова, указания, пояснения);
  •  практические методы (самостоятельное выполнение детьми декоративных изделий, упражнения, игровые ситуации);
  •  частично-поисковый метод (исследование; экспериментирование с различными
  • художественными материалами);
  •  проблемный метод;
  •  метод «подмастерья» (взаимодействие педагога и ребёнка в едином творческом

процессе);

Средства:, бумага, кисточка, клей, бумажные салфетки.

 

Цели и задачи программы

        Цель программы -  развитие творческих способностей обучающихся средствами аппликаций.

 

Задачи Программы

Обучающие

  • Знакомство с правилами техники безопасности при работе с ножницами, клеем.
  • Овладение основными приёмами аппликации.
  • Формирование умения передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством аппликации.
  • Обогащение знаний детей о разных видах художественного творчества.
  • Совершенствование навыков и приемов работы с бумагой, картоном.
  • Знакомство с оформлением готовых работ.
  • Формирование умений обследовать различные объекты (предметы) с помощью зрительного, тактильного ощущения для обогащения и уточнения восприятия их формы, пропорции, цвета.
  • Развивающие
  • Развитие мелкой моторики, координации движения рук, глазомера.
  • Развитие сюжетно – игрового замысла.
  • Развитие интереса к процессу и результатам работы.
  • Развитие интереса к коллективной работе.
  • Формирование коммуникативных навыков.
  • Развитие художественного вкуса, фантазии, изобретательности, пространственного воображени

Воспитывающие

  • Воспитание навыков аккуратности при работе с бумагой, картоном и др. материалами.
  • Воспитание отзывчивости, доброты, умения сочувствовать товарищам, желание помогать им.
  • Воспитание желания участвовать в создании индивидуальных и коллективных работ.
  • Воспитание трудолюбия и желания добиваться собственным трудом.

 

Содержание программы

                                                 

 1 год обучения

 

Название темы

 

Введение в общеразвивающую программу «Из истории  аппликации.

 Инструктаж по технике безопасности.

1

Приёмы складывания бумаги

(пополам, вчетверо, гармошкой)

 

2

Приёмы вырезывания круглых и

овальных форм

 

3

Обводка по шаблону,

вырезание  фигур по контуру

 

4

Обводка по шаблону, вырезание фигур по контуру

 

5

Рассказ о флористике.

6

Аппликация из листьев «Осеннее дерево».

7

Аппликация из листьев Зайчик».

8

Аппликация из листьев «Ёжик».

9

Аппликация из листьев «Слоник».

10

Аппликация из листьев «Рыбка».

11

Аппликация из листьев «Мышка».

12

Аппликация из листьев «Бабочка».

13

Знакомство с историей аппликации из бумаги.

14

Аппликация «Цыпленок».

15

Аппликация «Божья коровка».

16

Аппликация «Гусеница».

17

Аппликация «Цветы».

18

Аппликация «Клубничка».

19

Аппликация «Морковка».

20

Аппликация «Павлин».

21

Аппликация «Рождественский ангел»

22

Аппликация «Снеговик».

23

Аппликация «Виноград»

24

Аппликация «Ромашка».

25

Аппликация «Котенок».

26

Аппликация «Сова».

27

Аппликация «Мухомор».

28

Аппликация «Крокодильчик».

30

Аппликация «Бабочка на цветке».

31

Аппликация «Радуга и солнышко».

32

Аппликация «Пингвинчики».

33

Аппликация «Пасхальное яйцо».

34

Аппликация «Пасхальный куличик»

35

Аппликация «Солнышко из ладошек».

36

Итоговое занятие. Выставка работ обучающихся.

 

 

2 год обучения

Тема занятия

I четверть (9 часов)

1

Вводный урок Т.Б.

2

«Волшебный пейзаж».

3

«Листопад».

4

«Ветка рябины».

5

«Превратим пятна в рисунок»

6

«Весёлые зонтики».

7

«Коврик из осенних листьев».

8

«Осенний пейзаж». 

9

Коллективная работа«Осенний пейзаж». 

2 четверть (7 часов)

1

«Снежинки».

2

«Витраж».

3

«Зимний пейзаж».

4

«Узоры на окне».

5

«Зимний натюрморт»

6

«Новогодний карнавал».

7

«Рисуем рождество».

3 четверть(9часов)

1

«Зимний пейзаж в графике».

2

«Натюрморт с фруктами».

3

«Животные в зимнем лесу».

4

«Пейзаж».

5

«Сказочная страна»

6

«23 февраля».

7

«8 марта»..

8

«Портрет друга».

9

«Автопортрет”.

4 четверть (9 часов)

1

«Натюрморт с фруктами».

Тема занятия

2

“Тематический натюрморт

3

«Весенний пейзаж»

4

«Сказки Древней Руси».

5

«Русская матрешка».

6

«Золотая Хохлома».

7

«Дымковская игрушка».

8

«Сказочная Гжель».

9

«Весенние цветы».

Содержание учебного плана

 

Вводное занятие.

Теория: знакомство с   историей аппликации

Практика: инструктаж по технике безопасности.

Раздел 1. Приемы аппликации.

Тема 1. Приёмы складывания бумаги (пополам, вчетверо, гармошкой)

Теория: знакомство с основными приемами складывания бумаги.

Практика: складывание бумаги пополам, вчетверо. Создание аппликаций

«Грибы», «Ваза с цветами».

Тема2. Приёмы вырезывания круглых и овальных форм

Теория: приёмы вырезывания круглых и овальных форм.

Практика: вырезание круглых и овальных форм. Изготовление аппликаций «Яблоко», «Черепашка».

Тема 3. Обводка по шаблону и вырезывание фигур по контуру

Теория: объяснение приемов работы с шаблонами

Практика: Обводка по шаблону, вырезывание фигур по контуру.

Изготовление аппликаций «Кленовый листик», «Уточка».

Тема 4. Обводка по шаблону и вырезывание фигур по контуру.

Теория: закрепление умений обучающихся по работе с шаблонами.

Практика: изготовление аппликаций «Грибок» и «Яблочко».

 

 

Раздел 2. Аппликации из листьев. 16 часов.

Тема 5. Рассказ о флористике.

Теория:  знакомство с теоретическими  сведениями о флористике,  загадки о дереве,      рассматривание иллюстраций осенних деревьев.

Практика: освоение приемов выполнения аппликации, нарезка листьев, наклеивание на картон. 

Тема 6. Аппликация из листьев «Осеннее дерево».

Теория:   рассматривание образца работы «Осеннее дерево»,

Практика: освоение приемов работы с засушенными листьями, обучение обрезанию уголков, составление из деталей целое.

 

Тема 7. Аппликация из листьев «Зайчик».

Теория: организация рабочего места, формирование правильного

положения рук и туловища во время работы, рассматривание иллюстрации зайчика, определение частей.

Практика: клей, кисточки, подготовленный фон для поделки, разные листья, краски, кисточки, нарисованные следы зайчика.

Тема 8. Аппликация из листьев «Ёжик».

Теория: закрепить у обучающихся представление о  таком животном, как ёжик (как он выглядит, где живёт, чем питается, как готовится к зиме); научить  составлять композицию из сухих листьев, красиво располагая на листке картона, аккуратно работать с листвой, ножницами и клеем.

Практика:  работа с иллюстрациями, сухими листьями деревьев, трафаретным изображением ежика, клеем, простым карандашом.

Тема 9. Аппликация из листьев «Слоник».

Теория: закрепить умение создавать композицию из геометрических фигур на листе.

Практика: работа с засушенными  листьями, белым картоном, цветной  бумагой, клеем , ножницами, черным фломастером.

Тема 10. Аппликация из листьев «Рыбка».

Теория: закрепление умения использовать ножницы при создании поделки из природного материала, развитие внимательности, аккуратности при работе с трафаретом, повышение творческого потенциала воспитанников.

Практика:   работа с лист бумаги А4, с трафаретом «Рыбка», ножницами, клеем ПВА, кистью, осенними  листьями.  

 

Тема 11. Аппликация из листьев «Мышка».

Теория: закрепить умение создавать композицию из геометрических фигур на листе.

Практика: работа с иллюстрациями  к сказкам «Репка», «Курочка  ряба», «Теремок», образцом   аппликации, листьями  разного размера от тополя, березы, рябины, клеем, картоном, ножницами, фломастерами.

Тема 12. Аппликация из листьев «Бабочка».

Теория: закрепить умение создавать композицию из геометрических фигур на листе.

Практика: работа с красивыми  разноцветными засушенными листья, клеем, клеёнкой, салфетками матерчатыми, коллекцией  бабочек, цветным  картоном формы цветка для фона и цветной  бумагой для украшения бабочек.

Раздел 2. Аппликация из бумаги. 28 часов.

Тема 13. Знакомство с историей аппликации из бумаги.

Теория: знакомство с историей аппликации из бумаги.

Практика: просмотр  готовых материалов из бумаги.

 

Тема 14.  Аппликация «Цыпленок».

Теория: развитие творческих способностей у обучающихся.

Практика: работа с клеем  ПВА, кистью для клея, картоном, ватными дисками, гуашью, иллюстрациями цыплят.

Тема 15. Аппликация «Божья коровка».

Теория: закрепить умение создавать композицию из геометрических фигур на листе.

Практика: работа с цветным картоном, зелеными прямоугольниками, черными овалами, красными кругами, черными и голубыми конфетти для точек и глазок, клеем, ножницами, черными фломастерами, игрушкой, изображающей божью коровку, крупной иллюстрацией.

Тема 16. Аппликация «Гусеница».

Теория: научить детей создавать аппликацию из отдельных 
элементов, правильно передавая их относительную величину.

Практика: работа с зеленым картоном,   цветной бумагой по выбору, салфетками,  клеем.

 

Тема 17. Аппликация «Цветы».

Теория: формирование  умения  составлять  композиции из цветов с применением различных геометрических форм;

Практика: работа с двухсторонней цветной  бумагой, ножницами, клеем-карандашом,  пластилином зеленого цвета, картоном, бумажными салфетками разных цветов.

Тема 18. Аппликация  «Клубничка».

Теория:  продолжать учить детей наклеивать детали на лист в нужном месте, учить соотносить цвет с его наименованием.

Практика: работа с половинкой  альбомного листа, на котором нарисованы тарелочки и вырезанные из цветной бумаги красные ягоды клубники; клеем, кистью для клея, салфеткой, клеенкой-подкладкой.

Тема 19. Аппликация «Морковка».

Теория:  развивать умение у  детей наклеивать детали на лист в нужном месте, учить соотносить цвет с его наименованием.

Практика:  работа с половиной листа цветного картона с нарисованным силуэтом моркови и приклеенной ботвой, небольшим кусочком красной/оранжевой бумаги, клеем, кисточкой для клея,  бумажными салфетками.

Тема 20. Аппликация «Павлин».

Теория: развивать умение у  детей наклеивать детали на лист в нужном месте, учить соотносить цвет с его наименованием.

Практика: работа с иллюстрациями,  картоном, цветной бумагой, кленовыми листьямикартонным шаблоном тела птицы.

Тема 21. Аппликация «Рождественский ангел».

Теория: формирование у детей представления об Ангеле  как об одном из основных символов Рождества  посредством творческой деятельности.

Практика:  работа с бумагой  цветной, цветным картоном, клеем, ножницами, шаблоном ангела, простым карандашом.

Тема 22. Аппликация «Снеговик».

Теория: развивать умение у  детей наклеивать детали на лист в нужном месте, учить соотносить цвет с его наименованием.

Практика: работа с образцом ; цветной бумагой, цветным картоном для фона, ватой, клеем, ножницами.

Тема 23. «Виноград».

Теория: развивать умение у  детей наклеивать детали на лист в нужном месте, учить соотносить цвет с его наименованием.

Практика: работа с салфетками зелёного, сиреневого цвета, ножницами, клеем, картоном голубого и жёлтого цвета.

Тема 24. Аппликация «Ромашка».

Теория: развитие творческого мышления и воображения.

Практика: работа с цветным  картоном или тонированным ватманом формата А2; бумагой коричневого и оранжевого цвета (1/4 листа формата А4) - на двоих детей, бумагой зеленого (1/4 листа формата А4, желтого (квадрат 7x7 см) и белого цвета (1/2 листа формата А4).

Тема 25. Аппликация «Котёнок».

Теория: развивать умение у  детей наклеивать детали на лист в нужном месте, учить соотносить цвет с его наименованием.

Практика: работа с картоном, цветной бумагой, ножницами, клеем, карандашом, фломастером чёрного цвета или маркером, шаблонами, образцом работы.

Тема 26. Аппликация «Сова».

Теория: научить создавать композицию из отдельных деталей, используя, используя имеющиеся умения и навыки работы с цветной бумагой.

Практика: знакомство с образцом  игрушки в сборе, работа с шаблонами деталей; схемами соединения деталей, иллюстрациями.

 

Раздел 3. Объемная аппликация.

Тема 27 Аппликация  «Мухомор».

Теория: развивать умение у  детей наклеивать детали на лист в нужном месте, учить соотносить цвет с его наименованием.

Практика:  работа с шаблонами грибов на каждого ребенка (вырезанный контур грибочков), клей ПВА, кисточки, салфетка на каждого ребенка.

 

Тема 28. Аппликация «Крокодильчик».

Теория: сформировать умение дорисовывать детали аппликации.

Практика: детали-треугольники для сбора фигурки крокодила, фигурки-мальчика, девочки, листы белой бумаги по количеству детей (с изображением реки, простые карандаши, цветные карандаши, клей-карандаш, ножницы, цветная бумага (квадрат большой и маленький, салфеточки, клеенки для работы с клеем.

Тема 29. Аппликация «Бабочка на цветке».

Теория: закрепление  умения наклеивать формы бабочек на зеленый листочек.

Практика: иллюстрации бабочек (капустница, крапивница, голубянка, павлиний глаз, салфетка, розетка для клея, клей, подставка для кисточек, кисть для клея, клеенка (на каждого ребёнка, шаблоны бабочек, вырезанные из картона (на каждого ребенка, бумажный зеленый листочек (на который потом приклеивается бабочка).

 

Тема 30.  Аппликация «Радуга и солнышко».

Теория: развивать умение у  детей наклеивать детали на лист в нужном месте, учить соотносить цвет с его наименованием.

Практика: картон голубого цвета форматом А-4 с контурным рисунком радуги; вырезанные из цветной бумаги дуги основных цветов спектра;  игра «Волшебная радуга».

Тема 31.  Аппликация «Пингвинчики».

Теория: развивать умение у  детей наклеивать детали на лист в нужном месте, учить соотносить цвет с его наименованием.

Практика: демонстрационный материал – образец; чертеж-схема последовательности вырезывания;  иллюстрация пингвина; оборудование для показа, раздаточный материал – лист бумаги голубого цвета с нарисованной на нем льдиной; черный и белый прямоугольники; обрезки бумаги для дополнения работы; оборудование для аппликации.

Тема 32. Аппликация «Пасхальное яйцо».

Теория:  знакомство с преданием о пасхальном яичке.

Практика: цветные заготовки из картона, заготовки полосок: прямых, волнистых; геометрические фигуры: овалы, круги, треугольники разных цветов; клей ПВХ, кисти, клеенка, подставки под кисти, раздаточные подносы.

Тема 33. Аппликация «Пасхальный куличик».

Теория: краткое знакомство с историей пасхального кулича.

Практика: картона цветного, клейстер, кисточки, салфетки, детали для аппликации: прямоугольник — кулич, белый овал — вверх кулича, яйца, конфеты, ватные палочки, гуашь (3-4 цвета) — на каждого ребенка.

Тема 34. Аппликация «Солнышко из ладошек».

Теория:  совершенствование у обучающихся умений и навыков по работе с клеем, бумагой и ножницами.

Практика: жёлтый картон; цветная бумага разных оттенков жёлтого; клей; ножницы; карандаш простой;  иллюстрации с пошаговым объяснением работы.

Тема 35. Аппликация «Солнышко из ладошек».

Теория: развивать  композиционные умения, ритмично располагать одинаковые формы в ряд.

Практика: жёлтый картон; цветная бумага разных оттенков жёлтого; клей; ножницы; карандаш простой;  иллюстрации с пошаговым объяснением работы.

Тема 36. Итоговое занятие. Выставка работ обучающихся.

Теория: подведение итогов работы за учебный год.

Практика: оформление выставки работ обучающихся.

 

 

 

Планируемые результаты обучения

     По итогам реализации программы стартового уровня «Мир аппликации» ожидаются следующие результаты:

Формирование УУД при работе в кружке.

Воспитанники должны

Знать:

  • правила ТБ;
  • название и назначение инструментов, необходимых при работе над аппликацией;
  • правила общения;
  • названия и свойства материалов, которые учащиеся используют в своей работе; -основные требования дизайна;
  • виды материалов.

    Уметь:

  • наблюдать, сравнивать, делать простейшие обобщения;
  • различать материалы по их назначению;
  • качественно выполнять изученные операции и приёмы по изготовлению несложных изделий;
  • безопасно использовать и хранить режущие и колющие инструменты.
  • Ожидаемые результаты
  • По окончании программы обучения воспитанники должны уметь:
  • соблюдать технику безопасности;
  • выполнять основные приёмы при аппликации из бумаги;
  • составлять рисунок по эскизу;
  • вырезать бумагу по прямым линиям и с плавным закруглением очертаний предметов;
  • размечать фигуры по шаблону;
  • правильно наносить клей на бумагу;
  • наклеивать фигуры на бумагу по образцу; - составлять орнамент из геометрических фигур;
  •  составлять композицию;
  • размечать фигуры по линейке;
  • доводить работу до конца.                                 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеразвивающая (образовательная) программа художественной направленности «Пластичный мир»

Программа дополнительного образовавния по работе с лепными массами, основной из которых является пластилин (пластилинография)...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯАДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД КРАСНОДАРМУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯМУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД КРАСНОДАР...

Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Бумажное чудо»

Адаптированная общеобразовательная программа «Бумажное чудо» адаптирована для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индиви...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Арт-студия»

Программа предполагает погружение детей в мир искусства для формирования умения создавать творческие художественные работы в разных видах художественно – продуктивной деятельности. Постепенное в...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Детское художественное творчество"

Программа расчитана на 4 года обучения. в содержании присутствуют такие темы как : лепка; рисование; работа с бумагой; Работа с тканью(чердачная игрушка и текстильная кукла)...

Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «Волшебная ленточка»

Программа  «Волшебная ленточка» для 4 класса является модифицированной программой по художественной направленности.С распространением электронных и компьютерных технологий на второй п...