СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ: «ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ…?»
презентация к уроку (4 класс) на тему

Реуцкая Елена Борисовна
Выступление на общешкольном родительскои лектории "Трудный ребёнок"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Analiz_raboty_MO.doc88.5 КБ
Package icon Sovety_dlya_sobraniya.zip487.94 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа

с. Верхнемарково

Анализ работы МО начальных классов

МОУ с. Верхнемарково

за 2009 – 2010  учебный год.

Подготовила

учитель  начальных классов

Реуцкая Елена Борисовна

                                    с. Верхнемарково 2010

 

                                                         

   Анализ работы МО начальных классов

МОУ с. Верхнемарково

за 2009 – 2010  учебный год.

                                                                                                                        Реуцкая Елена Борисовна,

учитель начальных классов

высшей  категории

                                                                                                                                       МОУ СОШ  С. Вехнемарково

                                                                                                                                                             Усть – Кутского

 муниципального образования

Иркутской области

 

В 2009 - 2010 учебном году ШМО учителей начальных классов работало 7 человек:

1-А класс – Дементьева М. В.

1-Б класс – Серая Т. Н.

2 класс – Реуцкая Е. Б.

3 класс – Кондратьева Е. В.

4-А класс – Потапова И. Н.

  1. – 5 классы  (8 вида) – Рыбакова О. А.

учитель – логопед – Подымахина Л. В.

Все учителя вели преподавание согласно учебной программе Министерства образования РФ, по утверждённым календарно-тематическим планам.

В 2009 - 2010 учебном году перед ШМО учителей начальных классов были поставлены следующие цели и задачи:

Цель: создать условия, обеспечивающие усвоение обязательного минимума содержания образования по предметам базисного учебного плана; способствующие формированию у школьников ключевых компетенций, повышению качества обучения учащихся.

В результате совместной работы определены и реализуются следующие задачи:

- обучение и воспитание при сохранении психологической комфортности; чуткость, отзывчивость, толерантность по отношению к учащимся;

- обращение к ребенку, как к личности, стремящейся к самоопределению и самореализации – обеспечение овладения каждым учащимся максимально возможным уровнем обученности и развития в соответствии с его потребностями и возможностями;

- организация учебно-познавательной деятельности в тесном сотрудничестве с родителями;

- повышение профессионализма педагогов, вовлечение в непосредственный процесс разработки, реализации и развития всех компонентов учебно-методического комплекса начальной школы.

В соответствии с задачами определена  тема ШМО на 2009-2010 учебный год: “Использование на уроке современных информационных технологий”.

В начальных классах на начало учебного года обучалось 94 ученика, на конец года -   95 учеников. Обучение велось по программе 1- 4, в режиме одной смены шестидневной недели. В начальной школе с 1 сентября функционировало 6 классов, 5 групп продленного дня.

Учителя имеют образование: высшее – 6 чел., среднеспециальное – 1чел. Потапова И. Н. получает высшее образование в ИГПУ.

По стажу педагогической работы:

5-10 лет – 2 чел.

10-25 лет – 1 чел.

Свыше 25 лет – 1 чел.

Высшую квалификационную категорию имеют: Реуцкая Е. Б., Серая Т. Н. Вторую квалификационную категорию имеет:  Рыбакова О. А. Молодые специалисты: Потапова И. Н., Дементьева М. В., Кондратьева Е. В.

В коллективе налажена атмосфера сотрудничества, взаимопомощи, поддержки (взаимопосещения уроков, совместная разработка уроков, праздников, экскурсий, планирований). Учителя не только требовательны к себе, но и друг к другу (анализ открытых мероприятий, уроков, утренников), правильно реагируют на критику.

Педагоги постоянно работают над задачей формирования творчески работающего коллектива учителей-единомышленников. В этом году учителя повышали свой профессиональный уровень на дистанционных курсах педагогического университета «Первое сентября»:

Реуцкая Е. Б. «Трудности обучения чтению и письму в начальной школе»;

Кондратьева Е. В. «Современные подходы к обучению орфографии в начальных классах»

Потапова И. Н. учится в ИГПУ.

Рыбакова О. А., Подымахина Л. В. получили высшее образование по специальности «Олигофренопедагогика»

Учителя не только повышали свой профессиональный уровень, но и делились, обменивались приобретенным опытом со своими коллегами. Реуцкая Е. Б. на заседании районного круглого стола «Трудовое воспитание младших школьников» обменивалась  опытом работы  «Проектная деятельность на уроках технологии в условиях сельской школы», её опыт занесен в банк педагогических идей районного МО  (статьи в сборнике).

На общешкольном круглом столе «Трудный подросток» с сообщениями выступили: Серая Т.Н. «Гиперактивный ребёнок», Кондратьева Е.В. «Агрессивный ребёнок – кто он?», Дементьева М. В.  «Как победить агрессию», Реуцкая Е. Б. «Методика комфортности и затруднений учащихся».

На педагогическом совете школы «Профессиональный рост как  фактор роста учителя» Реуцкая Е. Б. поделилась опытом «Портфолио как инструмент педагогического роста учителя».

Учителя МО на педагогической мастерской «Инновационные образовательные технологии» выступили с сообщениями по темам:

Реуцкая Е. Б. «Проектная мастерская»

Серая Т. Н. «Использование ИКТ технологий в начальных классах»

Рыбакова О. А. Игровая технология»

Дементьева М. В. «Здоровьесберегающая технология»

Кондратьева Е. В. «Личностно- ориентированное обучение»

Потапова И. Н. «Коллективный способ обучения».

Реуцкая Е. Б. педагогический лекторий «Трудности взросления» «Советы родителям. Что делать, если?»

В фестивале педагогических идей «Открытый урок» учителя: Серая Т. Н., Реуцкая Е. Б.,  Рыбакова О. А., Кондратьева Е. В. опубликовали свои материалы.

Реуцкая Е. Б. опубликовала свои материалы на Интернет-сайтах «Педсовет. ОРГ» «Викторина –презентация по Байкалу»;

Интернет-сайт «Методист. Ру» Урок обучения грамоте «Согласные звуки и буква Ф».

Учителя МО участвовали в районный и всероссийских конкурсах:

Районный конкурс методических разработок «Лучший урок»: Серая Т. Н., Рыбакова О.А., Реуцкая Е. Б. (1 место), Кондратьева Е. В. (3 место).

Реуцкая Е. Б. Интернет – сайт ОГЭУ «Конкурс фотографий и рассказов на тему "До свидания, Букварь!"

Районный конкурс «Педагогическое эссе молодого специалиста»: Кондратьева Е. В., Потапова И. Н., Дементьева М. В.

Конкурс творческих работ по экологии среди работников образовательных учреждений – Реуцкая Е. Б.

На заседаниях МО изучены все методические письма, оказывалась своевременная методическая помощь.

Тематика заседаний отражала основные проблемные вопросы, стоящие перед МО. Заседания были тщательно продуманы и подготовлены. Выступления и выводы основывались на практических результатах.

Были рассмотрены следующие вопросы:

                 Сентябрь – первое заседание

Тема: Основные направления учебно-воспитательной работы.

Цель: повышение качества образования.

Теоретическая часть:

1. Выполнение  учебных программ за 2009-2010 учебный год.

2. Утверждение тематического планирования.

3. Изучение и оценка  компетенции учителей начальных классов в вопросах выявления и преодоления нарушений письменной речи.

4. Итоги проверки дневников с целью выполнения единых требований при заполнении, работа классных руководителей с дневниками.

5. Беседа логопеда об организации логопедической работы, ее целях, задачах, методах

                Ноябрь – второе заседание

                 (теоретический семинар)

Тема: Методические  рекомендации для  учителей в плане просветительской  работы.

Цель: своевременное выявление, предупреждение и устранение имеющихся у детей недостатков устной и письменной речи.

Теоретическая часть:

Педагогические чтения по теме семинара.

Итоги 1 четверти «Выполнение программного минимума за четверть» во 2-4 классах. Объективность выставления оценок.

Итоги взаимопроверки тетрадей.

Итоги проведения Недели начальных классов.

 

                         Декабрь – третье заседание

                               (семинар-практикум)    

Тема:  "Нарушения письменной речи, обусловленные ФФНР"

Цель: своевременное выявление, предупреждение и устранение имеющихся у детей недостатков устной и письменной речи.

Теоретическая часть:

1.  Лекция  «Словарь  логопедической терминологии».

2. Разработка  методических  рекомендаций для  учителей в плане просветительской  работы.

3. Отчёт по темам самообразования.

Семинар подготовили и провели рук. МО Реуцкая Е. Б. и Подымахина Л.В. с использованием презентации.

Январь – третье заседание

(методические посиделки)

Тема: Система работы в начальных классах по выработке прочных навыков грамотного письма.

Цель: Выявить актуальный опыт учителей школы, определить пути его использования.

Теоретическая часть: 

1 Самостоятельная работа учащихся над ошибками; правописание слов с непроверяемыми безударными гласными; какие учебные пособия необходимы современному ученику в начальных классах.

2. Семинар «Психофизиологические процессы письма и чтения,  речевые и неречевые функции, лежащих в основе чтения и письма».

3. Мониторинг успеваемости учащихся за 1 полугодие.

4. Формирование звукового, звуко - буквенного, слогового анализа и синтеза у учащихся 1-2 классов.

5. Итоги взаимопосещения уроков, взаимопроверки дневников в выпускном классе.

6. Итоги проверки дневников 2-4 классов – контроль со стороны родителей, классного руководителя.

Практическая часть:

1. Отчёт по темам самообразования.

Март – четвёртое заседание

(мастер-класс)

Тема: Система работы учителя начальных классов по формированию ООУН.

Цель: Состояние преподавания уровня обученности учащихся на конец года.

 Теоретическая часть:

  1. Вступительное слово по теме творческой мастерской.
  2.  Лекция «Трудности детей с нарушениями письменной речи в процессе школьного обучения,  симптоматика  дисграфии и дислексии,  различия дисграфии и дизорфографии».
  3. 2. Анализ работы за год. Задачи и планирование на новый учебный год.
  4. Итоги административных контрольных работ.
  5. Итоги проверки рабочих тетрадей 1-4 классов – соблюдение единого орфографического режима. Состояние тетрадей.

Практическая часть:

  1. Отчёт по темам самообразования.

Май – пятое заседание

(методический практикум)

Тема: Модель работы учителя и логопеда по устранению учебной проблемы.

Цель: Научить педагогов на практике ориентироваться в дисграфических, дислексических и орфографических ошибках.

 Теоретическая часть:

1. Лекция «Современная классификация дисграфии и дислексии»

 2. Методы и приёмы педагогической помощи при определённом виде нарушения письма.

Практическая часть:

  1. Анализ письменных работ детей, слабоуспевающих по русскому языку по нахождению дисграфических и орфографических ошибок.  
  2. Заполнение таблицы-памятки примерами дисграфических ошибок.
  3. Отчёт по темам самообразования.

Учителя начальных классов в течение всего учебного года работали над темами по самообразованию: изучали публикации, делились своими наработками, выступали с докладами на заседаниях МО, проводили открытые уроки и внеклассные мероприятия, посещали уроки своих коллег.

 Реуцкая Е. Б.

«Бабушкин сундучок», посвящённый дню пожилых людей;

Классный час «Курить – это опасно или нет»;

Кондратьева Е. В. «Хлеб всему голова»; открытый урок «Путешествие по родному краю»;

Потапова И. Н. открытый урок «Спряжение глаголов»;

Серая Т. Н. открытый урок «Сложение и вычитание в пределах 20»;

Подымахина Л. В. показала логопедическое занятие по развитию речи «Осень-краса» с приглашением коллег.

Все проведенные уроки и мероприятия проходили на высоком профессиональном уровне, что свидетельствует об ответственном отношении к их подготовке, проведению и мастерстве педагогов.

В течение года проходила разработка, и реализация комплекса мер по информатизации образовательного процесса в начальном звене. В системе уроков прочное место занимают уроки с применением информационных технологий. Для учащихся 2 класса ведётся бескомпьютерный курс «Информатика» (авт. Горячев А.), а учащихся 3 – 4 классов работа на клмпьютере.

Исходя из материальной базы школы, учителя проводят уроки с применением информационных технологий (в частности, используя мультимедийные презентации, материалы Интернета).

В каждом классе формируется медиатека (копилка творческих разработок учителя). Компьютерные технологии призваны стать не дополнительным «довеском» в обучении, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность.

 Наличие программно-методического обеспечения, ориентированного на поддержку преподавания в начальных классах, а также учебного и демонстрационного оборудования, сопрягаемого с компьютером, позволяет организовать в учебном процессе исследовательскую деятельность, обеспечить возможность самостоятельной учебной деятельности и предметной деятельности со средствами новых информационных технологий.

В следующем году данная работа будет продолжена в рамках темы: «Использование новых технологий как средство обеспечения прочных знаний».

Учителя работали в тесном контакте с учителями - предметниками, с психологом, логопедом.

На следующий 2010-2011 учебный год будет продолжена эта работа.  Для этого выдвигаются текущие задачи:

  1. Совершенствовать методическую работу.
  2. Внедрять передовой опыт в практику работы школы.

Начальная школа МОУ СОШ  работает по   программе «Школа России».

Работая по теме школы, учителя начальных классов переходят от учебно-дисциплинарной модели воспитания образования к личностно-ориентированному обучению, создавая и обеспечивая комфортные условия в образовательной деятельности младших школьников.

Школьники начальных классов принимали активное участие в международной математической игре «Кенгуру», всероссийском конкурсе «Человек и природа», Центре творческих инициатив «SNAIL», всероссийском интеллектуальном турнире «Фактор роста», районном интеллектуальном марафоне.

 Международная  математическая игра «Кенгуру»

2 класс (Реуцкая Е. Б.) – 5 учащихся;

3 класс (Кондратьева Е. В.) – 10 учащихся

4 класс (Потапова И. Н.) – 8 участников.

Всероссийский конкурс «Человек и природа»

1 – б класс (Серая Т. Н.) – 10 учащихся

2 класс (Реуцкая Е. Б.) – 5 учащихся;

3 класс (Кондратьева Е. В.) –  9 учащихся

4 класс (Потапова И. Н.) – 8 участников.

Центр творческих инициатив «SNAIL»  

1 класс – (Серая Т. Н.) - Всероссийский дистанционный Конкурс по информатике Новогодняя открытка   1 участник;

Всероссийский дистанционный Зимний сезон   2 участника;

Всероссийский дистанционный Турнир первоклассников 3 участника;

Всероссийский интеллектуальный турнир «Фактор роста» 3 участника.

4 класс – (Потапова И. Н.) - Районный интеллектуальный марафон среди учащихся 4 классов  - 3 участника.

Проводя анализ работ, можно сделать вывод, из которого вытекают текущие задачи на следующий 2010-2011 учебный год:

  1. Необходимо вести индивидуальный контроль над уровнем знаний учащихся, усилить коррекционную работу со слабоуспевающими учениками и с одаренными детьми, что даст большую стабильность и системность.
  2.  Уделять в выпускных классах особое внимание целенаправленному повторению ключевых тем курса, предусмотренных государственной программой.

С первого дня учебы педагогический коллектив начальной школы стремился усилить воспитательный потенциал уроков и внеурочных мероприятий, формировать традиции школы.

Для создания и сплочения детского коллектива активно использовались формы игры и праздника. Ярко, празднично, торжественно прошли дни «Здравствуй, осень золотая», «Новогодний маскарад»,  «День матери», «Прощание с азбукой» «День здоровья», «Неделя начальных классов», концертные программы, посвященные Дню учителя, Дню Победы.. 

Впервые учащиеся начальных классов принимали участие в краеведческой конференции (2 класс – Реуцкая Е. Б., 3 класс – Кондратьева Е. В.).

Второй год проходит в школе «Ученик года». Участия принимали учащиеся:

  1. класс – Желтяков И., Тонких И., Мирзаева Д, Седунова Л., Батраков К.;

3 класс – Захарова Т.. Зверев А., Маркова А. (победитель).

Это год прошёл под знаком 65-летия Победы в Великой отечественной войне. Презентации и защиту по городам – героям подготовили учащиеся 2 класса, (Реуцкая Е, Б.), 3 класса (Кондратьева Е. В.), 4 класса – (Потапова И. Н.). Учащиеся 1 – а и 1-б классов исполнили песни.

Учащиеся начальной школы в течение учебного года участвовали в различных конкурсах, используя свой творческий потенциал культуры общения и построения межличностных отношений.

Участие учащихся начальных классов

в конкурсах за 2009-2010 уч. год

Уровень

Название конкурса

Кол-во участников

  учащихся

Всероссийский

Фестиваль «Портфолио»

Конкурс газеты «1 сентября» «Мой лучший день в школе»  

 1 участник (Реуцкая Е. Б.)

6 участников (Реуцкая Е. Б.)

Региональный

Областной конкурс рисунков, посвящённых Дню Победы

 2 участника

 Реуцкая Е. Б.)

3 участника

  Потапова И. Н.

 5 участников (Кондратьева Е. В.)

 

Районный

«Районный конкурс рисунков «Учитель – главная профессия страны» ВПП «Единая Россия»  

 

МОУ ДОД ДЮЦ Усть-Кутского  МО «Карнавальные маски по кругу»

3 участника

 (1 победитель Зырянова О.) Реуцкая Е. Б.

3 участника

(2 победителя Пронкевич К., Орешкина Г.) Потапова И. Н.

18 участников (Реуцкая Е. Б.)

2 участника (Серая Т. Н.)

Система работы в начальных классах построена так, что все мероприятия готовятся совместно: учитель - родители - дети, что помогает сплачивать детские коллективы.

Много интересного и полезного дети узнали и многому научились, посещая группы продленного дня. Воспитатели стремились так организовать вторую половину, чтобы дети чувствовали себя уютно, надежно, спокойно в стенах школы.

На следующий 2010 – 2011 учебный год будет продолжена работа по следующим направлениям:

  1. Формирование и закрепление традиций школы.
  2. Создание системы воспитательной работы с целью формирования сплоченного ученического коллектива.

 

Руководитель МО начальных классов             Реуцкая Е. Б.

 

 

 

 

 

 



Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа

с. Верхнемарково

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА РОДИТЕЛЬСКОМ ЛЕКТОРИИ ПО ТЕМЕ

«ТРУДНЫЙ РЕБЁНОК»

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ:

«ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ…?»

Подготовила

учитель  начальных классов

Реуцкая Елена Борисовна

                                 

                                                с. Верхнемарково 2010

 

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ «ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ…»

                                                                                                                    Реуцкая Елена Борисовна,

учитель начальных классов

высшей  категории

                                                                                                                                       МОУ СОШ  С. Вехнемарково

                                                                                                                                                             Усть – Кутского

 муниципального образования

Иркутской области

 

Высказывание  Никольской И. М. (Кадр 2)

  Агрессивный ребенок. (Кадр 3)

• Помните, что запрет и повышение голоса - самые неэффек тивные способы преодоления агрессивности. Лишь поняв причины агрессивного поведения и сняв их, вы можете надеяться, что агрес сивность вашего ребенка будет снята.

«Дайте ребенку возможность выплеснуть свою агрессию, сместите ее на другие объекты. Разрешите ему поколотить подушку или разорвать порт рет его врага, и вы увидите, что в реальной жизни агрессивность в данный момент снизилась». Действительно, такие способы пре одоления проблемы на время снимают приступы агрессии. Одна ко представители другой психологической школы предупреждают, что у ребенка постепенно формируется стереотип агрессивного реагирования в проблемной ситуации. То есть раздраженный и разозленный ребенок привыкает вымещать агрессию на объек ты окружающего мира. Сначала такие объекты ему предлагают взрослые (подушка, «лист гнева», боксерская груша и т. д.). Но в дальнейшем, когда взрослого не окажется рядом, ребенок, научившийся справляться с агрессией подобным образом, скорее всего, перевернет урну на улице, разо бьет окно камнем и т. д. Еще хуже, если под рукой у него окажется младший школьник (чем не замена мягкой кукле?) или безобидное животное во дворе дома... Рассерженный ребенок не в состоянии будет проанализировать ситуацию и выбрать более безобидный способ борьбы с гневом.

• Показывайте ребенку личный пример эффективного поведе ния. Не допускайте при нем вспышек гнева или нелестные выска зывания о своих друзьях или коллегах, строя планы «мести».

•  Пусть ваш ребенок в каждый момент времени чувствует, что вы любите, цените и принимаете его. Не стесняйтесь лишний раз его приласкать или пожалеть. Пусть он видит, что нужен и важен для вас.

У ВАС ЗАМКНУТЫЙ РЕБЕНОК (Кадр 4)

Определите причины:

В отличие от застенчивого ребенка, который хочет общаться с другими, но не умеет этого делать, замкнутый ребенок не хочет и не знает, как общаться. Истоки замкнутости лежат в раннем детст ве. В младенчестве для таких детей характерны беспокойность, плаксивость, общий сниженный фон настроения, ухудшение аппе тита и нарушение сна в связи с малейшими изменениями в укладе жизни. Позднее появляется страх перед чужими людьми, долго не проходящее беспокойство и скованность при попадании в новую ситуацию. Как правило, такие дети очень привязаны к матери и очень болезненно переносят даже непродолжительное ее отсутствие.

Как вести себя с замкнутым ребенком:

•  Расширяйте круг общения вашего ребенка, приводите его в новые места и знакомьте с новыми людьми.

• Подчеркивайте преимущества и полезность общения, расска зывайте ребенку, что нового и интересного вы узнали, а также, ка кое удовольствие получили, общаясь с тем или иным человеком.

• Стремитесь сами стать для ребенка примером активно об щающегося человека.

• Если вы заметите, что, несмотря на ваши усилия, ребенок становится все более замкнутым и отстраненным, обратитесь за консультацией к психологу, который профессионально поможет решить эту проблему.

Чудес не бывает: замкнутость не пройдет за один день по взмаху «волшебной палочки». Наберитесь терпения и приго товьтесь к длительной работе, которая должна проходить по стоянно в ходе вашего общения с ребенком.

Советуем поиграть:

•  «Незнайка». Взрослый задает ребенку различные вопросы, а тот только разводит руками и пожимает плечами. Игра способству ет развитию выразительных жестов.

•  Попросите ребенка рассказать о его сильных сторонах: о том, что он любит, ценит, принимает в себе; о том, что дает ему чувство уверенности в себе. Если ребенку трудно, можно говорить по оче реди: сначала он, потом вы, затем снова он и т. д.

•  «Закончи предложение». Предложите ребенку посочинять, закончить фразу (Я хочу... Я умею... Я смогу... Я добьюсь...).

•  Совместные настольные игры. Хорошо, если участвуют не сколько детей.

•  «Фантастический рисунок» (фигура). Предложите ребенку начать рисовать (лепить) что-то неожиданное. Через некоторое время обменяйтесь с ним рисунками, пусть он завершит вашу, а вы закончите его работу.

• Любые сюжетные игры. «Как будто» (например: представь, как будто тебя пригласили на передачу «Смак»),

Конфликтный ребенок. (Кадр 5)

•  Сдерживайте стремление ребенка провоцировать ссоры с дру гими. Надо обращать внимание на недружелюбные взгляды друг на друга или бормотание себе под нос. Конечно, у всех родителей бы вают моменты, когда некогда или нет сил контролировать детей, и тогда чаще всего разражаются «бури».

•  Не стремитесь прекратить ссору, обвинив другого ребенка в ее возникновении и защищая своего. Старайтесь объективно разо браться в причинах ее возникновения.

• После конфликта обговорите с ребенком причины его воз никновения, определите неправильные действия вашего ребенка, которые привели к конфликту. Попытайтесь найти иные возмож ные способы выхода из конфликтной ситуации.

•   Не обсуждайте при ребенке проблемы его поведения. Он мо жет утвердиться в мысли о том, что конфликты неизбежны, и бу дет продолжать провоцировать их.

•   Не всегда следует вмешиваться в ссоры детей. Например, ко гда два мальчика в ходе игры что-то не поделили и начали ссорить ся, лучше понаблюдать за этим конфликтом, но не вмешиваться в него, так как дети сами смогут найти общий язык, и при этом они учатся общаться друг с другом. Если же во время ссор один из них всегда побеждает, а другой выступает «жертвой», следует прервать такую игру, чтобы предотвратить формирование робости у побежденного.

Застенчивый ребенок. (Кадр 6)

• Расширяйте круг знакомств своего ребенка, чаще пригла шайте к себе друзей, берите его в гости к знакомым людям, рас ширяйте маршруты совместных прогулок, учите ребенка спокой но относиться к перемене местонахождения.

• Не стоит постоянно беспокоиться за ребенка, стремиться полностью оберегать его от всевозможных опасностей, в основ ном придуманных вами, не старайтесь сами сделать все за ребен ка, предупредить любые затруднения, дайте ему определенную меру свободы и открытых действий.

 •  Постоянно укрепляйте у ребенка уверенность в себе, в соб ственных силах.

• Привлекайте ребенка к выполнению различных поручений, связанных с общением, создавайте ситуации, в которых застенчи вому ребенку пришлось бы вступать в контакт с «чужим» взрос лым. Например: «Надо узнать,  про что эта интересная книга с замечательными картинками. Давай спросим библиотекаря (про давца) и попросим дать нам ее посмотреть». Обычно в такой си туации «вынужденного» общения, например на приеме у врача, в библиотеке, в гостях, ребенок сначала скован настолько, что здоро вается только шепотом, отводя глаза. Уходя же, прощается громко и отчетливо, иногда даже улыбается.

У ВАС БЕСПОКОЙНЫЙ РЕБЕНОК  (Кадр 7)

Определите причины:

Если эмоциональная неустойчивость (то смех, то слезы, то обида, то истерика) появилась неожиданно, и вы вдруг стали заме чать, что ребенок начал обостренно эмоционально реагировать на все происходящее вокруг, то причиной может быть:

• Кризисный возраст (6-7 лет). Ребенок учится управлять своими эмоциями, проявлять их адекватно ситуации, но это пока не очень хорошо получается.

• Недостаточно сильно развитое торможение. Ребенок непо средственно, импульсивно реагирует на происходящее, так как не может задержать эмоцию, оставить ее при себе. Торможение под дается тренировке (начиная с 5-6 лет).

•  Незнание ребенка, как ему выразить свое настроение, отсут ствие навыков владения способами проявить свою эмоцию.

• Неблагоприятные отношения внутри семьи, которые ребенок сильно переживает, и накопленное напряжение, выплескивающееся в его эмоциональных реакциях.

Как вести себя с беспокойным ребенком:

• Избегайте крайностей: нельзя позволять ребенку делать все, что ему заблагорассудится, но нельзя и все запрещать; четко реши те для себя, что можно и что нельзя, и согласуйте это со всеми членами семьи.

            • Своим поведением показывайте ребенку пример: сдерживайте свои эмоции, ведь он подражает вам в поведении.

• Уделяйте ребенку достаточно внимания, пусть он никогда не чувствует себя забытым, но в то же время объясните ребенку, что бывают моменты, когда у вас есть другие заботы, надо это понять и принять.

• Помните, что истерические приступы чаще всего связаны со стремлением обратить на себя внимание или вызвать жалость и сочувствие. Не надо потакать ребенку, не надо изменять своих тре бований, лучше, когда ребенок успокоится, объяснить ему, почему вы поступили так, а не иначе.

Помните, что управлять сложным миром эмоций даже взрослому человеку подчас бывает трудно. Не требуйте от ре бенка чрезмерного самоконтроля и наберитесь терпения.

Советуем поиграть:

Необходимо познакомить вашего ребенка с несколькими ос новными эмоциями и с тем, как они проявляются.

• Научите вашего малыша расслаблять мышцы. Часто эмоцио нальная неустойчивость у ребенка соседствует с двигательной закрепощенностью, беспокойным сном, сильным внутренним напря жением.

• Во время чтения сказок, любых совместных игр просите ре бенка мимикой показывать чувства героев: радость, интерес, удив ление, печаль, страх, гнев.

• Обращайте внимание ребенка на то, как приятно состояние ненапряженности, спокойствия. После подвижных игр предложите ему превратиться в соню, лентяя, расслабив при этом все мышцы тела. Хорошо, если в минуты расслабления в комнате будет звучать тихая, спокойная музыка.

У ВАШЕГО РЕБЕНКА НАРУШЕНА САМООЦЕНКА (Кадр 8)

Определите причины:

Мы постоянно сравниваем себя с другими людьми и на основе этого сравнения вырабатываем мнение о себе, о своих возможно стях и способностях, чертах своего характера и человеческих каче ствах. Так постепенно складывается наша самооценка.

В поведении ребенка можно увидеть такие проявления само оценки:

•  активность, находчивость, бодрость, чувство юмора, общи тельность, желание идти на контакт - вот те качества, которые свойственны детям с адекватной самооценкой;

• пассивность, мнительность, повышенная ранимость, обидчи вость часто свойственны детям с заниженной самооценкой; при завышенной самооценке дети во всем стремятся быть лучше других.

В школьном возрасте самооценка очень подвижна. Каж дое наше обращение к ребенку, каждая оценка его деятельно сти, реакция на его успехи и неудачи - все это оказывает влия ние на отношение ребенка к себе.

Как вести себя с ребенком, у которого нарушена самооценка.

Если вы заинтересованы в формировании адекватной самооценки:

•  Не оберегайте своего ребенка от повседневных дел, не стре митесь решать за него все проблемы, но и не перегружайте его тем, что ему не по силам. Пусть ребенок выполняет доступные ему за дания и получает удовлетворение от сделанного.

•  Не перехватывайте инициативу у ребенка, поощряйте его на чинания, пусть он чувствует себя лидером, но также покажите, что другие могут быть лучше его.

• Не перехваливайте ребенка, но и не забывайте поощрить его, когда он этого заслуживает. Помните, что похвала так же, как и наказание, должна быть соизмерима с поступком.

• Не забывайте поощрять и других в присутствии ребенка. Подчеркните достоинства другого и покажите, что ваш ребенок может также достичь этого.

• Показывайте своим примером адекватность отношения к ус пехам и неудачам. Оценивайте вслух свои возможности и результа ты дела.

• Не сравнивайте ребенка с другими детьми. Сравнивайте его с самим собой, например, каким он был вчера.

Советуем поиграть:

•  Очень хороши игры: прятки, жмурки.

•  «Зеркало». Один ребенок - «зеркало», он должен «отражать» (повторять) все движения того, кто в него «смотрится».

•   «Путаница». Дети стоят в кругу и держатся за руки. Не разжимая рук, они запутываются, кто как сможет, водящий должен их распутать, также не разрывая рук игроков.

 

Гиперактивный ребенок. (Кадр 9)

• Причиной возникновения проблем в школе может стать гиперактивность будущего ученика. Всем знакомы непоседы, которые не могут сосредоточиться, часто отвлекаются, мешают другим и самому себе. Чтобы наиболее эффективно выстроить работу с та ким ребенком необходимо обеспечить для него комфортные усло вия.

Специалисты советуют:

1. Уменьшить рабочую нагрузку ребенка.

2. Делить работу на более короткие, но более частые периоды. Использовать физкультминутки.

3.  Быть драматичным, экспрессивным педагогом.

4. Снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха.

5.   Посадить ребенка во время занятий рядом со взрослым.

6.  Использовать тактильный контакт (элементы массажа, при косновения, поглаживания).

7. Договариваться с ребенком о тех или иных действиях зара нее. Давать короткие, четкие и конкретные инструкции.

8.    Использовать гибкую систему поощрений и наказаний.

9.   Поощряйте ребенка сразу же, не откладывая на будущее.

10.   Предоставляйте ребенку возможность выбора.

11. Оставайтесь спокойным. Нет хладнокровия - нет преиму щества!

Петербургский психолог М. Н. Ильина считает, что завышен ные требования, предъявляемые учителями к гиперактивному ре бенку, могут вызвать серьезные проблемы в обучении и поведении. В таких условиях ребенок с подобной проблемой не сможет спо койно сидеть на уроке, будет постоянно отвлекаться, не сможет сконцентрировать внимание на предмете, его поведение будет идти вразрез со школьными нормами. Все это часто приводит к отстава нию в учебе. Никакие другие случаи нарушения поведения не вы зывают такого количества нарицаний и жалоб со стороны родите лей, и учителей, как вышеперечисленные. Расторможенный, неуправляемый ребенок может поставить в тупик взрос лых, которые, как правило, его наказывают, ругают, упрекают, стыдят и одергивают. Ребенок и сам себе не рад, да ничего не мо жет с этим поделать, не может без помощи родителей изменить свое поведение.

Психолог Ильина советует:

Проконсультируйтесь у специалистов.

• Воспитывая гиперактивного ребенка, избегайте крайностей: проявления чрезмерной жалости и вседозволенности, с одной сто роны, и установления перед ребенком повышенных требований, которые он не в состоянии выполнить, - с другой.

• Старайтесь общаться с ребенком спокойно и сдержанно, све дите к минимуму запреты и слова «нет», «нельзя». Исключите из своей речи негативизмы типа «не вертись, я с тобой разговариваю», «ты что, глухой, сколько можно говорить!».

• Придерживайтесь «позитивной модели» воспитания. Избе гайте жесткости наказаний, всегда хвалите ребенка, когда он этого заслуживает.

• Занимаясь с ребенком, давайте ему только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он смог его завершить.

• При объяснении какого-то задания используйте зрительную стимуляцию (рисунки, картинки и др.).

• Особенно поощряйте ребенка за все виды деятельности, тре бующие сосредоточенности, усидчивости, концентрации внимания.

• Придерживайтесь четкого распорядка дня и терпеливо тре буйте его соблюдения, особенно режима сна.

•   Ограничивайте пребывание ребенка в больших компаниях.

•  Не провоцируйте ребенка на шумные игры с участием других детей (идеальный вариант, когда ваш ребенок играет еще с одним, но не более того).

• Создайте спокойную атмосферу в семье, не ссорьтесь в его присутствии, не говорите на повышенных тонах.

•  Каждый день ставьте перед ребенком определенную и совер шенно конкретную цель, которую он должен достичь. Обязательно похвалите его за это или тем или иным образом поощрите.

• Приучите ребенка к занятиям физкультурой, спортом, про гулкам на свежем воздухе, подвижным играм.

• Помогите найти ему какое-то увлечение, хобби. Однако пере гружать ребенка занятиями в разных кружках не следует, в частно сти в таких, где есть значительные нагрузки на память и внимание. Это особенно относится к тем случаям, когда ребенок не испыты вает особой радости от этих занятий.

Когда же просто необходимо обратиться к специалистам? Пси холог М. Н. Ильина выделяет некоторые аспекты настораживаю щего поведения ребенка, когда целесообразно обратиться за кон сультацией к профессионалам - психологам, психоневрологам, психотерапевтам и т. д.:

1. Чрезмерная сила и интенсивность эмоциональных проявле ний в поведении ребенка (умеренные трудности поведения встре чаются чаще, чем серьезные, чрезмерные по силе), которые оказы вают отрицательное влияние на его адаптацию в обществе.

2.   Длительность сохранения определенных реакций, например, страха или агрессивного поведения. Временные колебания в пове дении и эмоциональном состоянии детей - явление обычное и нор мальное.

3.  Нарушение социального взаимодействия со сверстниками, частые изменения эмоционального фона (настроения) без видимых причин.

По мнению М. Н. Ильиной, нарушения в поведении ребенка обусловлены, как правило, двумя факторами: неправильным вос питанием и определенной незрелостью нервной системы. Очень важно разобраться в причинах плохого поведения ребенка и только после этого его корректировать. Еще один важный момент заклю чается в так называемом «эффекте переноса», когда родители, сами того не подозревая, переносят свои эмоциональные проблемы на ребенка.

ВАШ РЕБЕНОК-ЛЕВША (Кадр 10)

•   Не переучивайте насильно левшу - дело не в руке, а в устрой стве мозга.

•  Не переусердствуйте с соблюдением режима, если ребенок - левша - для него жесткое следование режиму может быть непо мерно трудным. Будьте терпеливы и внимательны к левше, помни те, что он эмоционален и раним.

•  Берегите левшу от чрезмерных нервных перегрузок, будьте осторожны и тактичны, наказывая или ругая его.

•  Не старайтесь сделать левшу таким, как все, больше доверяй те его природе. Его уникальность, непохожесть на других - это его достоинство.

Ребенок с речевыми проблемами. (Кадр 11)

•  Ни в коем случае не связывайте неудачи ребенка с его рече вым дефектом.

•  Объективно подчеркивайте достоинства вашего ребенка.

•   Поощряйте его общение с другими детьми.

• Не стоит напоминать ребенку о психических травмах и неприятных переживаниях;

• Обратите внимание на чередование периодов улучшения и ухудшения речи. Проанализируйте ситуации и обстановку, в ко торой речь улучшается, и способствуйте развитию этих ситуаций.

Психотерапия неуспеваемости (Кадр 12)

        ПРАВИЛО ПЕРВОЕ: не бей лежачего. "Двойка" - достаточное наказание, и не стоит дважды наказывать за одни и те же ошибки.

        ПРАВИЛО ВТОРОЕ: не более одного недостатка в минуту. Выберите из множества недостатков ребенка тот, который особенно непереносим, который вы хотите ликвидировать в первую очередь, и говорите только о нем.

ПРАВИЛО ТРЕТЬЕ: за двумя зайцами погонишься... Посоветуйтесь с ребенком и начните с ликвидации тех учебных трудностей, которые наиболее значимы для него самого.

        ПРАВИЛО ЧЕТВЕРТОЕ: хвалить - исполнителя, критиковать - исполнение. Оценка должна иметь точный адрес. Ребенок обычно считает, что оценивают всю его личность. В ваших силах помочь ему отделить оценку его личности от оценки его работы. Адресовать к личности надо похвалу. Положительная оценка должна относиться к человеку, который стал чуточку знающим и умелым. Если благодаря вашей такой похвале ребенок начнет уважать себя за эти качества, то вы заложите еще одно важнейшее основание желания учиться. Но при такой персональной похвале критика должна быть более безличной: "Такие задачи надо решать не в одно действие, а в два". Эта форма отрицательных оценок стимулирует исправление ошибок, но не сказывается отрицательно на отношении ребенка к знаниям, его вере в успех.

Список использованной литературы

  1. Е. В. Меттус. Система работы по проблемам будущих первоклассников: подготовка, диагностика, адаптация. Волгоград. Учитель. 2007.
  2. Авт.- сост. Н. С. Мозговая и др. Как научить ребёнка учиться: беседы с родителями, советы школьного психолога. Волгоград. Учитель, 2007


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Советы родителям "Что делать, если ...?"

Советы родителям "Что делать, если ...?"...

Памятка : советы родителям "Что делать, если...?"

Памятка содержит советы родителям, как следует поступать в проблемных ситуациях в воспитании детей....

Советы родителям. Что делать, если...

Что делать, если ребенок левша, у него трудности в общении  или он просто не любит учиться?...

Советы родителям. Что делать, если...

Советы родителям. Что делать, если......

Советы родителям "ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ..."

Эта статья будет полезна тем родителям, в семьях которых растут беспокойные, застенчивые, конфликтные... дети. Она поможет раскрыть причины такого поведения детей и научит родителей, как правильно вес...

Советы родителям. Что делать, если...

Советы родителям. Что делать, если......