Главные вкладки

    "ВМЕСТЕ ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ-ШКОЛА, РОДИТЕЛИ И Я"
    календарно-тематическое планирование (2 класс) по теме

    Кучеренко Ольга Александровна

    Проект плана работы с родителями

     Реализация совместной деятельности школы и семьи по

     духовно- нравственному  воспитанию детей 

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    МОУ «СОШ №2 г. Калининска Саратовской области»

    Проект плана

    работы с родителями

    «ВМЕСТЕ ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ-

    ШКОЛА, РОДИТЕЛИ И Я»

    (совместная деятельность школы и семьи по

     духовно- нравственному  воспитанию детей)

    Подготовила

    учитель начальных классов

    Кучеренко О.А.

    2010 – 2011 уч. год

    “Школа и семья - два важнейших

    образовательных института, которые  

      изначально призваны дополнять

    друг друга и взаимодействовать  

      между собой”.

    Актуализация проблемы

    Ребёнок улыбается матери – первая в жизни улыбка. Ребёнок играет – первые в жизни игры. Ребёнок стал школьником – первые уроки. Первые книжки, первые картинки, первые песенки…первые радости и обиды. Всё первое. Первые кирпичики здания личности. Каким человеком станет этот ребёнок? Каким человеком сделаем его мы? На каком этапе своей жизни человек должен начинать думать сам за себя? С ответов на эти вопросы начинается формирование духовной личности ребёнка. На сегодняшний день общество нуждается в добрых, гуманных, честных и справедливых гражданах. И задача духовно-нравственного воспитания заключается в формировании такой личности.

    Долгое время среди специалистов-ученых и педагогов шли споры: кто же отвечает в большей мере за нравственный мир детей: семья или школа? Наконец, большинство пришло к правильному выводу: не снимая ответственности со школы, больше требований надо предъявлять к семье, так как именно здесь закладывается фундамент личности, ее нравственные ценности, ориентации и убеждения. Таким образом, важность семейного воспитания неоспорима. Никто не имеет большего влияния на детей, чем отец и мать.

    Но и школа не снимает с себя ответственности, и даже более того, успешное решение задач воспитания возможно только при условии взаимодействия семьи и школы. Сотрудничество семьи и школы становится все более актуальным и востребованным.

    Педагоги и родители — важнейшие силы в процессе становления и развития личности ребенка, воспитания духовно-нравственной культуры. От успешного взаимодействия школы и семьи выиграет каждая сторона, поскольку и в педагогике, и в семейном воспитании накоплен огромный положительный опыт.

    Предпринятые на сегодняшний день попытки совместного воспитания гармонично развитой личности ребенка показывают, что самым слабым местом в этой деятельности является, как ни странно, семья.

    Порой родители легкомысленно надеются, что педагоги успешно справятся с поставленными задачами, что цели будут достигнуты, что дети их станут хорошими без их вмешательства, и самоустраняются от непосредственного воспитания собственных чад.

    Выстраивая взаимоотношения семьи и школы, учителя понимают, что на каком-то этапе теряют тесную связь с родителями. Возможно, устарели наши формы работы с родителями, а может быть, это и занятость родителей, неустроенный быт семьи, социальная незащищенность, рост количества асоциальных семей? Что же нужно делать?

    Цель и задачи проекта

    Цель:

    • Укреплять связи семьи и школы. Раскрыть внутренний мир младшего школьника и заложить основы духовно-нравственных отношений, тем самым, формируя духовно-нравственную воспитанность.

    Задачи:

    • Вовлечь родителей в совместную с детьми и педагогами учебно-познавательную, культурно-досуговую, общественно-полезную и спортивно- оздоровительную деятельность.
    • Оказание помощи семье в воспитании детей.
    • Психолого-педагогическое просвещение семей.
    • Коррекция семейного воспитания.
    • Знакомство с нормативно – правовой документацией по защите прав ребенка.

    Задачи воспитания:

    • Сформировать в каждом ребенке общечеловеческие ценности, добродетели: любовь к ближнему, сострадание, справедливость, гражданственность, веру в прекрасное, ответственность, этическую культуру, нравственные устои.
    • Пробудить все силы, присущие человеку: физические, умственные, этические, эмоциональные, эстетические.
    • Сформировать человеческие устои, понимание добра и зла.
    • Не приспособить индивида к потребностям общества, а сформировать у него умение ориентироваться в обществе, воспитать человека-творца.
    • Сформировать культуру общения.
    • Воспитать потребность в созидательной деятельности, творческом развитии, положительном отношении к труду как средству самоутверждения.
    • Приобщить воспитанников к региональной, национальной и мировой культуре.

    Срок реализации: 2010- 2011 уч. г.

    Участники проекта:

    • родители, дедушки, бабушки
    • дети
    • классный  руководитель
    • психолог, соцпедагог

    Необходимые ресурсы

    • кабинет начальных классов
    • библиотека
    • компьютер
    • Интернет
    • магнитофон
    • фотоаппарат
    • видеокамера
    •  методическая литература

    Предполагаемые результаты

    1. ДРУЖНЫЙ КОЛЛЕКТИВ - социально – активные ученики и их родители, способные общаться во благо друг другу и окружающим, способных добывать знания и учить других, организовать себя и коллектив, умеющих оценивать, прежде всего, себя, свою деятельность, а затем работу других.
    2. Знание семейных обычаев, традиций, их уважение и соблюдение.
    3. Создание сценариев, выставок, презентаций для передачи приобретенного опыта коллегам.
    4. Приобретение участниками проекта навыков творческого сотрудничества и применение их в повседневной жизни.

    Показатели результативности

    1. Сравнительный анализ результатов анкетирования в начале и после реализации проекта.
    2. Степень активности учащихся в подготовке и реализации мероприятий.
    3. Степень активности родителей  в реализации проекта.
    4. Степень важности проведенных мероприятий для повышения воспитательного потенциала и в решении воспитательных проблем.
    5. Презентация проекта, отзывы коллег.

    Организация работы с родителями

    • круглый стол
    • психолого-педагогические консультации
    • диагностика
    • совместные праздники
    • участие в проектах
    • родительские собрания
    • дни открытых дверей
    • лектории
    • педагогические практикумы
    • телефон доверия

    План – карта действий по реализации проекта

    Сроки

    Деятельность классного руководителя

    Деятельность учащихся и родителей

    Подготовительный период

    Сентябрь

    20.09

    1. Диагностика семей учащихся с целью выбора оптимальных форм взаимодействия:

    • анкетирование родителей (анкеты изучения семей учащихся, выявления пожеланий учащихся в организации совместных дел);
    • анкетирование учащихся (взаимоотношения в семье, эмоциональный комфорт).
    • Диагностика внутрисемейных отношений «Фотография моей семьи»
    • Типы семейного воспитания выступление психолога.

    2. Анализ результатов анкетирования на родительском собрании, с участием психолога, с целью планирования совместной работы по ликвидации проблем в воспитании, знакомство с формами сотрудничества.

    3.Вынесение на рассмотрение плана проекта, утверждение предложенных форм сотрудничества, обсуждение совместных мероприятий и согласование графика работы, формирование состава творческих групп.

    3. Планирование просветительской работы с родителями с целью влияния на становление взаимоотношений в семье и повышение уровня воспитательного потенциала.

    Акция «Помоги погорельцам»

    1. Участие в анкетировании.

    1. Выражение отношения к проекту с целью разработки планов семейного воспитания.

    3.Определение тематики совместных мероприятий с семьями учащихся

    4.Утверждение проекта, внесение поправок, пожеланий.

    5.Выбор актива класса   и родителей, распределение обязанностей в организации совместного сотрудничества.

    6.Выделение промежуточных задач, поиск путей их решения.

    Родители и дети собирают вещи, средства личной гигиены, игрушки, книги.

    Основной период

    Октябрь

    12. 10

    20.10

    1. Составление и рассмотрение семейного праздника «В кругу семьи». (Целями мероприятия ставлю: укрепления взаимоотношений в семье, вовлечение участников процесса в неформальное сотрудничество, привитие гордости и уважения к семейным традициям.)
    2. Утверждение пошаговых действий: составление планов работы родителей дома, контроль над выполнением домашних заданий.
    3. Подготовка художественных номеров с учащимися в школе.
    4. Подготовка оборудования и слайдовых материалов к консультациям, практикумам, празднику.

    5. Минипроект «Мой дедуля», «Моя бабуля» (ко Дню пожилого человека)

    Проведение праздника «В кругу семьи».

    Родительское собрание. Круглый стол. «Содружество врача, педагога и семьи в гигиеническом воспитании младших школьников. Профилактика простудных заболеваний».

    Индивидуальная работа с учащимися  «группы риска» и их родителями. (Развина М. А. – социальный педагог)

    1. Рассмотрение и обсуждение сценария праздника ко дню семьи, выработка критериев оценки, подготовка художественных номеров, выполнение домашних заданий.
    2. Отчет родителей о проделанной дома работе с детьми.
    3. Подготовка учащимися художественных номеров и поделок.
    4. Подготовка родителями оборудования.
    5. Подготовка стендовых материалов.

    Участие родителей и детей в празднике.

    Родители делятся опытом в воспитании детей.

    Телефон доверия с психологом, социальным педагогом, учителем.

    (21-5-55)

    Ноябрь

    Диагностика удовлетворенности родителей, учащихся работой ОУ, признание  профессионализма пед. коллектива. (Реброва М. Н.- психолог)

      Индивидуальные беседы с учащимися 1-4 классов и их родителями по охране прав детства. (Реброва М. Н.- психолог, Развина М. А.- соц. педагог)

    Участие родителей в диагностике.

    Телефон доверия с психологом, социальным педагогом, учителем.

    22.11-26.11

    22.11

    Организация и проведение фотовыставки ко Дню матери «Милая, любимая, родная». Обсуждение материала к выставке с учащимися на классном часе.

    Организация и проведение родительского собрания «Закон - семья-ребенок». Предварительно провести опрос учащихся на знание своих прав и обязанностей.

    Родители и учащиеся подбирают материал к выставке.

    Обсуждение с родителями результатов опроса, ситуаций, когда в семье нарушаются права детей. Родители делятся положительным опытом нравственного и правового воспитания детей в семье.

    Декабрь

    20.12

    Диагностика межличностных  отношений в классе. Тренинги.   (Реброва М. Н.- психолог)

    Проведение на родительском собрании педагогического практикума (тесты для родителей) «Ошибки в воспитании, которые все когда-либо совершали». Подведение итогов по проекту I полугодия.

    Проведение новогоднего   карнавала.

    Телефон доверия с психологом, социальным педагогом, учителем.

    Переосмысление воспитательных приоритетов, путем искоренения пробелов в системе воспитания.

    Родители готовят детям новогодние подарки, костюмированное поздравление. Дежурят во время проведения карнавала.

    Январь

    20.01

    Индивидуальные беседы с учащимися 1-4 классов и их родителями по сохранению психического здоровья детей.

     Диагностика внутрисемейных отношений «Рисунок семьи». Тренинг «Внутрисемейные отношения».

     День открытых дверей. Фестиваль нетрадиционного урока для родителей.

    Телефон доверия с психологом, социальным педагогом, учителем.

    Посещение родителями открытых уроков.

    Февраль

    21. 02-25.02

    Акция «Ветеран». (УСЗН, Музыка Е. В.)

    На классном часе к 23 февраля проводится подготовка к мини проекту « Папа и я, неразлучные друзья».

    Конкурс поделок «Делаем вместе с папой».

    Диагностика отношений родителей и учащихся к классному руководителю.

    Родители и дети готовят рисунки, поделки, поздравления  для ветеранов.

    Родители и дети собирают материалы к проекту и готовят его защиту.

    Ребята вместе с папами выполняют поделки.

    Телефон доверия с психологом, социальным педагогом, учителем.

    Март

    23.03

    Семейный праздник Горница-узорница»  проводится с целью сплочения коллектива, развития творческих способностей учащихся, установления комфортных отношений между родителями и детьми.

    На классном часе «Моя мама лучше всех» обсуждается проведение минипроекта «Мама, солнышко мое».

    Выпуск книги «Наш любимый рецепт».

    Работа с родителями, учащимися 1-4 классов по сохранению психического здоровья. (Реброва М.Н., психолог)

    Диагностика межличностных  отношений в классе. Тренинги.   (Реброва М. Н.- психолог)

    Проведение родительского собрания «Оптимальный двигательный  режим, как фактор работоспособности детей».  Родительские чтения: Режим дня в жизни школьника.

    Проведение спортивного праздника «Мама, папа и я здоровая семья».

    Проведение беседы «Нравственное отношение в семье». Анкетирование.

    Участие в семейном празднике. Подготовка художественных номеров, рисунков, игр и конкурсов учащимися под руководством учителя. Изготовление подарков всем участникам праздника. Подготовка оборудования к мероприятию.

    Родители и дети собирают материалы к проекту и готовят его защиту.

    Дети, мамы и бабушки готовят материал к книге

    Телефон доверия с психологом, социальным педагогом, учителем.

    Родители делятся опытом в воспитании детей.

    Родители и дети готовят группу поддержки, инвентарь.

    Телефон доверия с психологом, социальным педагогом, учителем.

    Апрель

    На классном часе обсуждается озеленение пришкольного участка.

    Экологический проект «Укрась кусочек планеты».

    Классный час «Добро и зло в семье»

    Проведение родительского собрания  «Агрессивные дети. Причины и последствия детской агрессии». Игровой тренинг, (проблема: грубость и агрессивность поведения детей).

    Дети и родители дома выращивают рассаду цветов для пришкольного участка.

    Проведение анкетирования с родителями на данную тему.

    Родители делятся опытом и участвуют в тренинге.

    Заключительный период

    Май

    Акция «Ветеран». (УСЗН, Музыка Е. В.)

    Проведение семейного праздника «ВМЕСТЕ ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ - ШКОЛА, РОДИТЕЛИ И Я».

    Оформление портфолио проекта, презентация проекта. Вынесение благодарностей участникам проекта.

    Проведение и обработка повторного анкетирования учащихся и родителей, для выявления эффективности системы воспитательных мероприятий.

    Подведение итогов реализации проекта. Исправление недочетов проекта. Обобщение материалов.

    Родители и дети готовят рисунки, поделки, поздравления  для ветеранов к 9 мая.

    Подготовка домашних заданий:
    1) составление генеалогического древа;
    2) рассказ о семейных традициях и реликвиях;
    3) подбор фотографий для электронного альбома.

    4) Рисунки «Мой дом»

    5)мини- сочинение «Моя семья»

    Подготовка учащимися  и родителями художественных номеров, костюмов, оборудования.

    Анализ совместно выполненной работы, определение ее эффективности.
    Предварительное планирование совместной работы на будущий год.

    Литература

    1. Мартынова Я. Ю. Классные часы. 2 класс: Пособие для учителя. Волгоград: ИТД «Корифей», 2006.- 96с.
    2. Жиренко О. Е., Лапина Е. В., Киселева Т. В. Я - гражданин России! Классные часы по гражданскому и патриотическому воспитанию: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2008. – 160с.
    3.  Жиренко О. Е., Лапина Е. В., Киселева Т. В. Классные часы по эстетическому и нравственно- этическому воспитанию: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2007. -208 с.
    4. Груздева Ю. В., Богачкина Н. А. Классные часы с психологом: 1-4 классы. -      М.: «Глобус», 2009. – 332с.
    5. Л. И. Саляхова Родительские собрания: 1-4 классы.- М.: «Глобус», 2007.- 315 с.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Воспитательная программа "Я, ты, он, она-вместе дружная семья

    Цель программы: Создание условий для полноценного развития учащихся младших классов, их успешной адаптации в образовательной и социальной среде. Задачи: *развивать субъектность личности каждого учащег...

    презентация воспитательной программы "Я, ты, он, она-вместе дружная семья"

    Цель программы: Создание условий для полноценного развития учащихся младших классов, их успешной адаптации в образовательной и социальной среде. Задачи: *развивать субъектность личности каждого учащ...

    Классный час "Вместе дружная семья" (2 класс)

    Классный час призван содействовать осознанию важности семьи в жизни человека....

    Обобщение опыта работы Проект по работе с семьёй "Наша дружная семья-школа, родители и я!"

    Сегодня учитель и родители должны рассматриваться как партнёры в воспитании детей, а это означает равенство сторон, их взаимное уважение и заинтересованность в успешном сотрудничестве, что неизбежно в...

    Сценарий классного вечера с родителями "Вместе дружная семья"

    Данное мероприятие способствует сплочению классного коллектива, воспитывает чувство гордости за свою семью....

    презентация на тему "Наша дружная семья" Школа России 2 класс

    Презентация на тему "Наша дружная семья"...

    Партнерство и взаимопомощь: Ученик, родитель, я (учитель) – вместе дружная семья

    Взаимодействие школы и семьи в воспитании детей не происходит равномерно, прямолинейно. По моим наблюдениям это сложный процесс, требующий систематических контактов, доверия и совместных усилий в реше...