Слава золотым рукам
классный час (1,2,3,4 класс) по теме

Енькова Наталья Викторовна

Классный час о людях-тружениках, которые выращивают хлеб.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл desktop.rar1.74 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Слава золотым рукам»

Цель: Раскрытие нравственных основ отношения человека к общественному достоянию.

Задачи:

  1. Пополнить знания детей о русских традициях связанных с выращиванием хлеба на Руси;
  2. Разъяснить, что хлеб – это итог большой работы многих людей;
  3. Подвести к пониманию того, что хлеб - основной продукт питания («хлеб – всему голова»);
  4. Воспитывать бережное и уважительное отношение к хлебу;
  5. Прививать любовь к русским народным обычаям, традициям.

Материал: картины из серии «Выращивание хлеба»; хлебобулочные изделия, рушник, каравай, поднос. Костюм русский народный, (сарафан, кокошник).  Презентация.

                                                       Ход мероприятия

Учитель. Здравствуйте ребята, вы заинтересовались очень важной темой, которая актуальна во все времена: «Слава рукам золотым»

- А какие руки можно назвать золотыми? (Руки тружеников, которые постоянно находятся в работе.)

Учитель. Верно, поэтому мы должны поклоняться людям с «золотыми» руками, приносить им славу! Сегодня на классном часе мы поговорим с вами о тех «золотых» руках, которые выращивают хлеб, о достойном отношении к этому богатству.

У народа есть слова: "Хлеб - всей жизни голова!"
Славится он первым на земле, ставится он первым на столе.
-   А знаете ли вы, чем пахнет хлеб? Ломоть ржаного трудового хлеба?
Он пахнет полем, печкой, небом, а главное - работой пахнет, хлебом.
Он не падает к нам с неба, появляется не вдруг.
Чтобы вырос колос хлеба, нужен труд десятков рук.

Ребята, а сейчас мы  разделимся на две команды и из отдельных предложений, которые будут вам предложены, вы должны будете составить рассказ «Откуда хлеб пришел?». (Метод «Сборщики»)

1 команда. В каждом доме любят хлеб, но хлеб сам не растет. Нужно вложить в него много труда. Люди пашут и удобряют землю, сеют зерна ржи и пшеницы. Хлебные зерна любят воду и солнышко. Чувствуя заботу людей, зернышко превращается в колосок. А в каждом колосе зерна. Осенью люди собирают урожай, мелют зерно. И вот уже мука поступает на хлебозавод.

     2 команда.   На заводе применяются автоматические линии. Тестомешалки приготовляют из муки тесто. Тесто разливают в формы, и подается оно по конвейеру в печь. Из печи вылетает румяный хлеб. Хлебозавод приготовляет много вкусных изделий: булки, плетенки, батоны, плюшки, баранки.  Вот какой долгий и трудный путь проходит маленькое зернышко, прежде чем попасть к нам на стол.

Учитель.  Ребята, что вы можете сказать о труде людей, прежде чем хлеб попадёт к нам на стол?

- Не сама собой природа

  Хлеб на блюде подает.

  Сколько требует ухода

  Мать- земля за целый год.

Учитель: Послушайте  внимательно, как раньше на Руси выращивали хлеб.

 К севу готовились заранее. Мылись в бане, надевали чистую рубаху и с лукошком на груди выходили в поле. В лукошке лежали семена пшеницы и ржи. Вот идет сеятель по полю и через каждые два шага разбрасывает пригоршню зерна веером, слева направо. Выросли пшеница и рожь, и пришла пора убирать урожай. В старину это делали так: брали мужчины в руки косы, а женщины – серпы и шли в поле. Срезали колосья и собирали их в снопы. Но колосья нужно было еще обмолотить, т.е. вынуть из колосьев зерна, а для этого люди брали цеп – ручное орудие для молотьбы – и били им по колоскам. Затем зерно просеивали и везли на мельницу, там мололи, и получалась мука, а из нее, готовили много вкусного. А самое главное – хлеб.

Русский народ  сочинял  заклички  про хлеб,  много пословиц.

А вы знаете пословицы о хлебе? Давайте по цепочке прочитаем пословицы.

 Хлеб - всему голова.

 Без печки - холодно, без хлеба - голодно.

 Снега много - хлеба много.

 Что посеешь, то и пожнешь.

 Если в мае дождь, будет и рожь.

 Есть хлеб - будет и песня.

Воспитатель. А сейчас я предлагаю поиграть в игру.

Игра с колосьями (образование родственных слов к слову «хлеб»).

Правила игры: ребенок берет колос и задаёт вопрос своему соседу. Ответивший на вопрос берет следующий колос и задает вопрос другому ребенку. Игра завершается, когда заканчиваются колоски с вопросами.

Вопросы:

--Назови хлеб ласково (хлебушек). Крошки хлеба, какие? (хлебные). Квас из хлеба, как называется? (Хлебный). Прибор для резки хлеба (хлеборезка). Посуда для хлеба (хлебница). Кто выращивает хлеб? (хлебороб). Кто печет хлеб? (хлебопек). Назови завод, где выпекают хлеб (хлебозавод). Как называются изделия из теста? (Хлебобулочные изделия).

Итог: вот сколько есть слов, относящихся к слову хлеб. Всё это какие слова? (Родственные)

Учитель: Хлеб — наша жизнь и богатство. Ни в одной стране не совершено столько героических подвигов во имя хлеба, сколько в нашей стране.

В годы Великой Отечественной войны хлеб был на вес золота. В дни блокады, в те страшные  900 дней, которые пережили ленинградцы, 125 граммов был дневной паек блокадного хлеба, испеченного из ржаной муки, жмыха, опилок... Формы даже смазывали соляркой.

Учитель. Поэтому, отрезая ломоть хлеба, люди прижимали его к груди. Оставшиеся крошечки никогда не выбрасывали, а собирали в кучку, делали мякиш и клали в рот. О хлебе люди слагали и песни, и стихи, писали картины.

Красота труда сельского труженика нашла свое отражение в картинах советских художников, таких, например, как А. А. Пластов, Т. Н. Яблонская и др.

Учитель: Ребята, так как нужно обращаться с хлебом?

Ответы детей: бережно, не выкидывать хлеб; брать столько, сколько можешь съесть; не крошить хлеб за столом.

Учитель:  Хлеб выращивать очень трудно, и долгий путь проходит маленькое зернышко, что бы попасть к нам на стол пышным караваем.

Хлеб — достояние народа, обилие хлеба — один из символов величия и могущества Родины, и уважительное отношение к нему должно стать  повседневной нормой.

И если примечу кусок в небреженье —

В грязи придорожной, в подножной пыли,

То самое первое сердца движение —

Поднять и спасти это чудо земли.

                                                                              Е. Благинина

Учитель. На Руси хлеб называли «Каравай».

Стук в дверь. Входит помощник учителя (в русском народном сарафане)

-Здравствуйте, вот услышала, что вы о хлебе говорите, и решила вам сюрприз сделать:

Вот он (показывает на каравай на столе)

Хлебушко душистый.

Вот он (показывает на каравай)

Теплый, золотистый.

В каждый дом,

На каждый стол

Он пожаловал – пришел.

В нем здоровье наше, сила,

В нем чудесное тепло.

Сколько рук его растило.

Охраняло, берегло!

В нем – земли родимой соки,

Солнце свет веселый в нем…

Уплетай за обе щеки,

Вырастай богатырем!

                                                                    С. Погореловский.

Учитель: Ребята, берегите хлеб и с уважением относитесь к людям, которые его выращивают.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа курса по выбору "Золотые руки"

В последнее время в школьной педагогике началось бурное развитие дополнительного образования, а методических материалов на эту тему по-прежнему мало. Предлагаемый курс рассчитан на 1 учебный год...

"Золотые руки мамы моей"

Сценарий празднкиа посвященный 8 марта. Приглашенные: мамы, бабушки....

Конспект внеурочного занятия "золотые руки"

Конспект внеурочного занятия "золотые руки" по программе "Этика: азбука добра"...

Рабочая программа кружка по декоративно-прикладному искусству художественного направления «Золотые руки» 2-8 классы

Рабочая программа кружкапо декоративно-прикладному искусствухудожественного направления «Золотые руки»2-8 классы...

Внеурочное занятие "Золотые руки бабушки"

Внеурочное занятие "Золотые руки бабушки"...

Творческая работа "Мастер "золотые руки"

Творческая работа "Мастер "золотые руки"...