Родительское собрание "Роль семьи в досуовой деятельнсти"
методическая разработка (1,2,3 класс) на тему

Кузнецова Анна Александровна

В наше время родители уделяют мало времени своим детям. Это родительское собрание посвящено тому, чтобы привлеч родителей к воспитания своих детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon organizaciya_dosugovoy_deyatelnosti_v_seme.doc52 КБ
Microsoft Office document icon test_dlya_roditeley.doc23.5 КБ

Предварительный просмотр:

Организация досуговой деятельности в семье.

I. Подготовительный этап

Классный руководитель в период подготовки к собранию продумывает и составляет серию вопросов для детей, ответы на которые помогут выявить основные формы отдыха родителей, детей, наличие или отсутствие совместного отдыха родителей с детьми.

Уместно также в период подготовки к данному родительскому собранию провести исследования учащихся класса с помощью теста «Рисунок семьи»

Несколько устных ответов на вопросы, предложенные классным руководителем, можно записать для звукового или видеовоспроизведения.

Информация, подготовленная классным руководителем для проведения педагогического всеобуча, должны содержать факты, подтверждающие возможность и необходимость совместного отдыха родителей и их детей, а также способствовать формированию у родителей ответственности за организацию отдыха детей.

Оформлением родительского собрания могут стать детские рисунки на темы «Я отдыхаю», «Мы отдыхаем», «Родители отдыхают».

II.        Организационный этап

Родители учащихся рассаживаются за импровизированный круглый стол. На столе разложены чистые листы бумаги, цветные и простые карандаши, ручки.

Классный руководитель сообщает тему, цель и задачи родительского собрания. На собрании может присутствовать школьный психолог, заместитель директора по воспитательной работе, социальный педагог, воспитатель группы продленного дня. Приглашенные на собрание родители и педагоги школы представляются друг другу классным руководителем. Сообщаются план проведения родительского собрания и роль каждого из присутствующих в определенные этапы собрания.

III.        Проведение педагогического всеобуча для родителей

Классный руководитель. Начать беседу хочется словами А.С. Макаренко: «Бесконечное разглагольствование о разных хороших вещах без сопровождающей гимнастики поведения есть самое преступное вредительство»*.

Эта мысль Макаренко в нашей действительности может выглядеть как обременение детской памяти всевозможными правилами, которых часто ребенок не запоминает, а поэтому тут же забывает или пытается их очень неудачно соблюдать. Если родители хотят, чтобы дети выполнили хорошо какое-либо действие, выполненное до этого неверно, нужно ласковыми словами и уговорами постараться заставить переделать это несколько раз, пока действие не будет выполнено в совершенстве. «Если дети будут многократно проделывать одно и то же действие до тех пор, пока оно не станет для них привычным, выполнение уже не будет зависеть от памяти или размышления, а станет чем-то естественным. Если вы таким образом излечили вашего ребенка от какого-либо недостатка, вы его излечили навсегда; и таким же способом вы можете искоренять в детях один за другим все недостатки и привить им какие угодно привычки»*.

Можно предположить, что все эти рекомендации вполне может использовать кто-либо кроме родителей. Но дело в том, что есть еще серьезная информация о том, что на развитие ребенка влияет: 15% - наследственность, 57% - родители, 25% - окружающая среда,

3% - школа.

«Мы сильно заблуждаемся, если думаем, что жизнь ребенка в школьном возрасте вся принадлежит школе. Нет, школа имеет только весьма не большую долю в том естественном развитии дитяти, на которое гораздо больше влияния оказывают время, природа и семейная жизнь» (К.Д. Ушинский).

Поэтому все же основная роль в привитии детям хороших привычек отводится родителям. И именно под наблюдением и руководством родителей должно происходить многократное повторение одного и того же действия до тех пор, пока дети не привыкнут делать это хорошо. Пользуясь этим методом, можно увидеть, соответствует ли требования, предъявляемые к ребенку, его способностям и подходит ли ваш прием к природным данным ребенка. Кому, если не родителям, известны все тонкости характера ребенка? Только родители могут решить, как лучше использовать то, что дала ребенку природа, а также предупредить те недостатки, к которым есть предрасположенность. Надо стремиться создавать все условия для ребенка, чтобы он смог хорошо сделать то, что может, и то, что хочет. А что может ребенок и что хочет ребенок, можно узнать и понять в обстановке доброжелательности, доверия и взаимопонимания.Такая обстановка в первую очередь создается взрослыми. Такую обстановку лучше создать во время отдыха, когда взрослые и дети могут быть поставлены в равные условия.

       «Отдых - перерыв в работе, свободное от работы время для восстановления сил. Отдыхать – отдыхом восстанавливать силы, проводить свой отдых где-нибудь»

Возможен ли совместный отдых родителей и детей? Нужен ли такой отдых? В чем необходимость такого отдыха?

Каждый из вас может по-разному ответить на эти вопросы. Стоит рассмотреть наличие возможности каждого из присутствующих здесь родителей организовать совместный отдых со своими детьми.

Выполните задания теста «Я и мой ребенок»  и сделайте соответствующие выводы о характере взаимоотношений между вами и вашими детьми. Роль родителей в воспитании ребенка незаменима. Вы главные «проектировщики, конструкторы и строители» детской личности. Тест дополнит ваше представление о себе как о родителях, поможет сделать определенные выводы относительно проблем воспитания.

Ваш ребенок стал учеником, у вас сразу сократилось время для свободного общения с ним. Теперь каждая свободная минута заполнена разговорами о школе, заботами и хлопотами, связанными со школой. И все-таки необходимо находить время для доступных форм проведения совместного отдыха с детьми.

Выявив наличие умения правильно воспитывать ребенка, попробуем узнать, как он относится к вам - своим родителям.

Сначала родителям стоит предоставить интерпретацию теста «Рисунок семьи» В ходе ознакомления с результатами теста уточняется:

  • дружна ли семья;
  • все ли члены семьи являются обязательными для ребенка;
  • к кому из членов семьи ребенок испытывает негативное отношение;
  • какое место отводит ребенок каждому члену семьи и себе;
  • кто из членов семьи наиболее близок ребенку, а кто находится от него в отдалении;

-        заняты ли члены семьи общим делом на рисунке ребенка.

Интерпретацию теста может выполнить школьный психолог. Рисуночные тесты выдаются родителям, даются краткие характеристики элементов детского рисунка в соотнесении их с реальной обстановкой в семье. Родителям предлагается изобразить своего ребенка с помощью рисунка на листе бумаги. Рисунки родителей дополняют выставку, подготовленную к родительскому собранию учащимися класса.

IV. Обсуждение темы «Возможные формы совместного отдыха родителей и детей»

Перед обсуждением предлагается просмотреть или прослушать записи, сделанные в период подготовки к родительскому собранию.

Устный опрос детей «Моя семья» мог быть выполнен по следующим вопросам.

Продолжи предложение:

  1. Наша семья... (состоит из... человек, дружная, веселая, хорошая и т. п.).
  2. Обычно вечером я... (сижу дома один, читаю вместе с мамой книгу, смотрю с родителями передачи по телевизору).
  3. В выходные дни моя семья... (отдыхает за городом, ссорятся и ругаются друг с другом, занимаются каждый своим делом).
  4. Моя мама... (старается, чтобы всем было хорошо, уходит по своим делам и долго не возвращается, готовит, стирает, делает уборку в доме).
  5. Мой папа... (помогает маме выполнить всякую работу, что-то мастерит, делает, лежит с газетой на диване).
  6. Я хочу, что бы... (никто в нашей семье не ссорился, все вместе чаще отдыхали, меня брали с собой мама и папа, а не оставляли одного дома).

Прослушав высказывания детей, классный руководитель обращает внимание на связь между дружной семьей, заинтересованностью семьи достижениями ребенка и его реальными успехами в адаптации к школе, к одноклассникам, к учителям, к осознанию сущности нового вида деятельности - учебы.

Классный руководитель. Как отдыхает семья каждого из вас? Чем занимаетесь, собравшись вместе?

Если такие моменты в жизни вашей семьи возникают редко и поэтому не было возможности обдумать, как организовать совместный отдых, можно предложить такие формы совместного отдыха родителей и детей:

  1. Совместная интеллектуальная деятельность: интеллектуальные семейные игры, разгадывание кроссвордов, ребусов, загадок, составление собственных кроссвордов.
  2. Совместная творческая деятельность: ребенок и родители вместе продумывают какой-либо творческий проект-оформление поздравления родственникам, подготовка квартиры к празднику, выполнение каких-либо художественных работ.
  3. Совместная трудовая деятельность: уборка в квартире, благоустройство территории вокруг своего дома, выполнение работ на приусадебном участке.

     4.Совместная спортивная деятельность: посещение тренажерно
       го зала, бассейна, спортивные занятия на стадионе всей семьей,
       лыжные семейные прогулки.

5.        Совместные подвижные, сюжетно-ролевые игры.
Игры - прекрасный источник информации о личности ребенка.

В процессе игры нужно внимательно наблюдать за его поведением: ребенок от начала до конца игры последовательно идет к цели, боится или не боится трудностей, может ли справиться с постигшей его неудачей, как справляется с проигрышем в игре.

Совместная деятельность родителей и их детей может осуществляться с помощью игры-труда, подвижных игр-состязаний, игр-драма-тизаций (разыгрывание литературных сюжетов), которые позволяют увидеть творческие возможности ребенка, найти творческие решения поставленной игровой задачи. Родителям при организации игр-дра-матизаций лучше брать хорошо известные первоклассникам сказки. Перед игрой желательно перечитать сказку еще раз, распределить роли между всеми членами семьи, продумать костюмы, отвести время на подготовку, пригласить зрителей. Взрослым следует продумать пути устранения возникающих сложных моментов. Любые замечания нужно строить в форме совета, начиная его с похвалы. Главная задача взрослых в этой игре - поддерживать оригинальность детей, вовремя похвалить за что-то интересное. Если все же возникает конфликтная ситуация, требующая наказания, то родителям нужно помнить что:

  • наказание не должно быть постоянной практикой - это незамедлительная реакция на недопустимый поступок;
  • наказание должно быть коротким;
  • нужно быть последовательным: нельзя в одном случае наказать, а в другом тот же самый поступок не заметить;
  • нельзя в качестве наказания прекращать разговаривать с ребенком;

-        ни одно наказание не должно унижать ребенка.

«Ребенок - это цветок, который нуждается в одобрении со стороны своих близких. Без похвал он чахнет и рискует не расцвести никогда»*.

V. Обсуждение темы «Какие формы совместного отдыха выбирает ваша семья?»

На столе перед собравшимися оказываются шесть коробочек со следующими надписями: «Интеллектуальная деятельность», «Творческая деятельность», «Трудовая деятельность», «Спортивная деятельность», «Игровая деятельность», «Другие виды совместного отдыха».

Родителям предлагается опустить жетоны, заранее приготовленные и лежащие на столе, в ту коробочку, на которой обозначен наиболее приемлемый для семьи вид совместного отдыха. Затем жетоны, опущенные в каждую коробочку, подсчитываются и выявляются наиболее и наименее популярные виды совместного семейного отдыха. Принимается решение о проведении в классе совместных коллективных мероприятий в обоих видах отдыха.

VI. Подведение итогов родительского собрания

Классный руководитель. Уважаемые родители! Вопросы, необходимые для обсуждения на сегодняшней встрече , исчерпаны. Наша совместная деятельность помогла подойти основательно к решению данного вопроса В течение беседы вы получили информацию не только о ваших детях, но и о себе. Мы рассмотрели систему отношений родители - дети.

Решение родительского собрания может быть следующим:

  1. В результате опроса родителей класса выявлено, что наиболее популярной формой совместного отдыха родителей и детей является...; наименее популярной - ...
  2. Поэтому в классе нужно провести коллективное мероприятие с использованием указанных форм организации совместного отдыха родителей и детей.



Предварительный просмотр:


Если вы набрали от 27 до 36 очков, значит, ребенок - самая большая ценность в вашей жизни. Вы стремитесь не только понять, но и узнать его, относитесь к нему с уважением, придерживаетесь прогрессивных принципов воспитания и поставленной линии поведения. Другими словами, вы действуете правильно и можете надеяться на хорошие результаты.

13-27 очков. Забота о ребенке для вас вопрос первостепенной важности. Вы обладаете способностями воспитателя, но на практике не всегда применяете их последовательно и целенаправленно. Порой вы чересчур строги, в других случаях - излишне мягки, кроме того, вы склонны к компромиссам, которые ослабляют воспитательный эффект. Вам следует серьезно задуматься над своим подходом к воспитанию ребенка.

Менее 13 очков. У вас серьезные проблемы с воспитанием ребенка. Вам не достает либо знания, как сделать ребенка личностью, либо желания добиться этого, а возможно, того и другого. Советуем обратиться к помощи специалистов - педагогов и психологов, ознакомиться с публикациями по вопросам семейного воспитания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Семья - начало всех начал"

Собрание для родителей и детей....

Общешкольное родительское собрание: «Семья и школа – партнёры в воспитании»

Цель выступления:осознание родителями роли и значения семейного воспитания в общей системе воспитания ребенка;нацеливание родителей на плодотворное педагогическое сотрудничество;активизация педагогиче...

Статья для родительского лектория "Семья и авторитет родителей в семье"

Материал для проведения родительского лектория с памятками для родителей...

Презентация для родительского собрания «Семья и школа. Роль семьи в воспитании ребенка»

Презентация для родительского собрания «Семья и школа. Роль семьи в воспитании ребенка»...