Конспект по Правилам дорожного движения
план-конспект по теме

Материал для проведения внеклассных занятий и уроков, направлен на изучение детьми Правил дорожного движения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pdd.doc94.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Улица глазами водителей 

Цель: довести до сознания детей, что на дороге все должны быть дисциплинированы и выполнять правила дорожного движения и водители и пешеходы.
Задачи: - рассмотреть и проанализировать причины ДТП по вине пешеходов
- создать рисунки, содержащие наглядную информацию и пропаганду ПДД по тематике:
-Игры вблизи дороги,
- Переход дороги перед близко идущим транспортом
- Неожиданное появление из-за препятствия

Ход урока 
1.
 Организационный момент 
2.
Основная часть. 
А) Активизация знаний по правилам дорожного движения. 
Прочтите вопросы и пометьте плюсиком те, на которые вы можете дать ответ
(Самостоятельная работа. После обсуждение со всем классом ответов на вопросы)
Проверь себя.
1.Почему улицу надо переходить только по пешеходному переходу?
2.Почему опасно пересекать проезжую часть бегом даже по пешеходному переходу?
3.Почему опасно переходить дорогу по пешеходному переходу наискосок?
4.Может ли водитель, подъезжающий к пешеходному переходу, не заметить пешехода?
5.Почему недостаточно один раз посмотреть на проезжую часть дороги при переходе?
6.Как переходить улицу, дорогу при выходе из транспортного средства?
7.У школьника плохое зрение, он носит очки. Почему ему сложнее переходить дорогу?
8.Почему нельзя шагать с тротуара на проезжую часть, не останавливаясь?
9.Можно ли ездить на велосипеде по проезжей части?
10.В какие игры можно поиграть на дороге?
Б) Разбор дорожно-транспортных происшествий. 
- Что такое дорожно-транспортное происшествие?
Верно, все то, что происходит с пешеходом, пассажиром, водителем, транспортным средством при допущенной ошибке на дороге. Ошибку в тетради можно легко исправить, а дорога ошибок не прощает. Вот вам несколько примеров.
Этот день вся семья ждала, как большого праздника. И вот он настал. Виновница торжества – семилетняя Катя стояла перед зеркалом и тщательно рассматривала огромные белые банты, нарядный школьный костюм. Сегодня она станет первоклассницей.
Родители спешили на работу, поцеловали Катю и пожелали ей счастливого пути.
Из школы Катя не вернулась. Не пришла домой и бабушка, провожавшая её. Обе они были доставлены в больницу, т.к. попали в дорожно-транспортное происшествие.
А случилось вот что.
После занятий девочка всю дорогу рассказывала, как интересно в школе, чем они занимались, какая добрая у них учительница. За разговором бабушка и внучка не заметили, что вышли на дорогу на желтый сигнал светофора. Ближайшая к ним машина замедлила ход, т.к. водитель увидел пешеходов – нарушителей. Бабушка решила, что теперь они успеют дойти до разделительной полосы на середине дороги, и ускорила шаг. В этот момент из-за первой автомашины выехала другая. Водитель уже ехал на зеленый сигнал и не видел пешеходов, т.к. они были скрыты первым автомобилем.
К счастью, бабушка и внучка сильно не пострадали и через несколько дней Катя уже вернулась домой.
 
- Почему произошло это ДТП?
- Кто виноват в случившемся?
И так, причиной ДТП может стать неожиданное появление из-за препятствия (другого автомобиля, кустарника). (Рассматривание иллюстрации)
Во время летних каникул Антон решил покататься на роликах . Одел шлем, наколенники и вышел во двор. Но здесь кататься было скучно? Мамы с ребятишками все время на него ворчали:
- Смотри, не сбей наших малышей.
Да еще по тротуару всегда, кто-нибудь куда-нибудь обязательно шел. Антон завернул за угол дома? Пустой асфальтовый перекресток, машин нет, почему бы ни покататься тут. Он весело разъезжал, все, набирая и набирая скорость.
Вдруг он услышал предупредительный сигнал подъезжающего автомобиля, хотел отъехать на тротуар, но ролики почему то не слушались они все скользили в направлении приближающейся машины. Визг тормозов и ушибленное о бордюр колено, обидные слова шофёра, и почему-то грустные глаза мамы стали постоянным напоминанием о том, что дорога не место для игр, даже таких безобидных как катание на роликах.
 

- Почему чуть не произошло несчастье?
- В чем была бы причина ДТП? (Игры на проезжей части)

Костя опаздывал в школу. Он бежал к остановке, видя, что к ней приближается автобус. А ведь ему ещё нужно добежать до пешеходного перехода, чтобы перейти дорогу, но тогда он уж точно не успеет на него и опоздает в школу. И он побежал наискосок через дорогу, прямо перед приближающимся автомобилем, водитель успел отвернуть машину в сторону, но врезался в столб освещения. Посыпался звон битого стекла, у водителя были порезаны руки и лицо. Костя неподвижно застыл среди дороги, теперь он уже никуда не торопился. Его отвели в сторону, и он молча наблюдал, как водителю бинтуют руки и накладывают повязку на голову. 
- Почему произошла эта трагедия? ( Переход через проезжую часть перед близко идущим транспортом)
- Что бы вы посоветовали тем, кто опаздывает, и решил сэкономить время за счет несоблюдения правил дорожного движения?

3. Заключительная часть. 
Выполните рисунок, по которому ученик класса предшкольной подготовки поймет, что так на дороге поступать нельзя. (Обсуждение. Выбор любой из предложенных тем:
- Игры вблизи дороги,
- Переход дороги перед близко идущим транспортом
- Неожиданное появление из-за препятствия
Выполнение рисунков. Презентация работ)
Ваши рисунки сейчас отобразили улицу такой, какой её видят водители: меняющейся каждую секунду, с большим количеством движущегося транспорта и, как им бы хотелось, дисциплинированными пешеходами.

   

Тема: Поездка за город 

Цель: формировать представление о безопасности дорожного движения при передвижении по загородному шоссе
Задачи: - познакомить учащихся с правилами движения по загородному шоссе
- познакомить учащихся с правилами перехода проезжей части шоссе
- выработать практические навыки оказания первой помощи при ране или переломе голеностопа, обмороке.
Оборудование: фотографии и рисунки загородных трасс

Ход урока 
1. Организационный момент 
2. Основная часть 
А) Блиц-опрос о правилах движениях пешеходов в городе. 
- В каких местах можно переходить улицу?
- Когда надо начинать переходить улицу?
- Как надо идти по пешеходному переходу?
- Почему опасно пересекать проезжую часть бегом даже по пешеходному переходу?
- Почему нельзя шагать с тротуара на проезжую часть, не останавливаясь?
- Какие дорожные знаки, установлены возле нашей школы? Для чего?
- Отгадай загадку. О чем она?
Мчат по улицам машины,
Там хозяйничают шины.
Мы спустились в переход,
Там хозяин ….. пешеход.
 

Б) Работа по теме урока. 
Если в городе для пешеходов проложены тротуары, размечены зебры, то за городом ситуация резко меняется. Нет тротуаров, пешеходных переходов, а автомобили развивают скорость более 90 км/ч. А во время летних каникул вы часто с родителями покидаете пыльный город и едите за город – отдыхать на природе.
И так если мы не на улице, а на шоссе, как нам себя вести. Об этом наш урок.
На загородной трассе правила для пешеходов звучат чуть иначе: дорога - для машин, обочина для пешеходов! И ходить надо по левой стороне обочины, чтобы автомобили двигались нам навстречу. Водитель вовремя заметит, а ты вовремя заметишь приближающийся автомобиль, отступая с проезжей части, позволишь автомашине беспрепятственно и, не снижая скорости, проехать мимо.
В том случае, если вдоль шоссе проложена пешеходная дорожка, нужно пользоваться этой дорожкой при ходьбе, придерживаясь, как и в городе, правой стороны.
Чтобы пересечь дорогу воспользуйтесь советом из стихотворения
Если ты поставил ногу
На проезжую дорогу,
Обрати вниманье, друг:
Нет ли машин вокруг.
- О каком правиле идет речь?
Особенно опасно на шоссе или на загородной дороге устраивать велосипедные гонки, играть в мяч, кататься на роликах, прицепившись к машине. Чаще всего такая недисциплинированность заканчивается для детей трагически.
Часто мы едем за город в автомобиле длительное время. Если в машине предусмотрены ремни безопасности на заднем сиденье, то вы должны быть пристегнуты. Во время поездки не стоит выставлять в окно руки и высовываться в него, чтобы рассмотреть пейзаж. Нельзя выбрасывать в окно пластиковые бутылки и другой мусор. При остановке можно выходить только через правую дверь на обочину дороги, ни в коем случае не выходите на проезжую часть.
В) Оказание первой медицинской помощи при поездке за город. 
Если вы отправляетесь в длительную поездку у вас должно быть всё необходимое в аптечке. Очень часто во время отдыха можно получить травмы нижних конечностей: порезы, ушибы, переломы.
- Какую помощь можно оказать при небольшом порезе, ссадине?
- А если есть подозрение на сильный ушиб или перелом голеностопа?
(Ученики рассматривают образцы повязок на таблице, пробуют наложить повязку соседу по парте)
От духоты и перегрева может случиться обморок, т.е. кратковременная потеря сознания. В этом случае нужно уложить пострадавшего горизонтально, расстегнуть стесняющую дыхание одежду, лицо обрызгать холодной водой, дать понюхать нашатырный спирт или уксус на ватке.
3. Итог урока. 
- Как двигаться по обочине загородного шоссе?
- Как перейти шоссе?
- Как выходить из остановившегося автомобиля?
- Почему нельзя выбрасывать в окно автомобиля пластиковые бутылки?
- Как оказать помощь человеку в состоянии обморока?

Тема: Первая медицинская помощь при травмах 

Цель: объяснить учащимся, что своевременно оказанная первая медицинская помощь при травмах может заметно облегчить их лечение.
Задачи: - познакомить с видами травм: переломы, ушибы, раны, ссадины
- познакомить с видами кровотечений (венозное, капиллярное, артериальное)
- научить определять вид полученной травмы
- дать первоначальные представления о первой доврачебной помощи
Ход урока 
1. Организационный момент.
2. Основная часть.
А) Причины возникновения травм. 
Как-то раз на остановке
Спор зашел у двух друзей,
Кто из них двоих храбрей.
Петя прыгнул на подножку
И. проехавшись немножко,
Лихо спрыгнул на ходу.
-Это что! – Сергей заметил,-
Тоже мне герой!
И, кивнув небрежно Пете,
Мяч погнал по мостовой.
 
- Как вы думаете, к чему может привести этот спор?

Б) Работа по теме урока. Понятие первая помощь
Первая помощь – это меры, которые необходимо предпринять на месте происшествия, чтобы уберечь жизнь пострадавшего, уменьшить степень ущерба его здоровью. Это помощь, которая оказывается до прибытия врачей, до отправки пострадавшего в медицинское учреждение.
Травмы, полученные в ДТП, - сложнейшие и опаснейшие травмы. Как правило, это многочисленные ушибы, переломы, порезы, раны. Сегодня мы познакомимся с видами травм, а на следующем занятии познакомимся с необходимыми мерами по оказанию первой медицинской помощи, запомнить их, и отработать практические доступные для тебя действия.
В) Виды травм и первая помощь при них. 
(Каждая группа получает таблицу и готовит к защите одну из её частей)
Раны Нарушена целостность кожных покровов или слизистых оболочек, а иногда глубоколежащих тканей и органов. Остановить кровотечение, наложить тугую повязку.

Ушибы Повреждены мягкие ткани без нарушения целостности кости и кожи. Кровоподтеки (синяки). Припухлости (отеки). Наложить давящую повязку, холод (платок, смоченный холодной водой, снег, лёд). Пометить конечность выше.
ПереломыНарушение целостности кости. Боль, невозможность пользоваться конечностью, припухлость, изменение оси конечности и её укорочение При открытых переломах наложить повязку на рану, наложить шину (из доски, фанеры, палок, картона и т.д)
(Защита групп)

Г) Знакомство с видами кровотечений. 
При более обширных ранах может возникнуть кровотечение.
Если кровь алая, бьёт фонтаном – значит поврежден крупный кровеносный сосуд – артерия и кровотечение называют артериальным. Необходимо немедленно придавить сосуд пальцами к костям. На мелкие кровоточащие артерии накладывают давящую повязку, а на крупные жгут или закрутку.
При венозном кровотечении кровь темная, а давление невысокое. Поэтому такое кровотечение легче остановить, чем артериальное. Для его остановки достаточно поднять конечность, максимально согнуть её в суставах, подложив валик, наложить давящую повязку.
Капиллярное кровотечение, когда кровь просачивается из поврежденных тканей мелкими каплями, успешно останавливается давящей повязкой. Взять бинт можно в автомобильной аптечке.
3. Заключительная часть. 
- Какие виды кровотечения вы узнали?
- На какое кровотечение необходимо наложить жгут?
- Где взять материал для перевязки?
- Почему очень важно оказать пострадавшему доврачебную помощь?
- Почему в каждом транспортном средстве есть аптечка?

Дополните предложения и проверьте себя по таблице
1.На перелом накладывают _________
2.Кровоподтек возникает при ________
3. Припухлость по другому называют __________
4. Шину можно сделать из ____________
5. Почему так важно оказать помощь до приезда скорой помощи_______________________________________

 

Тема: Выработка умений по оказанию первой медицинской помощи при травмах, ссадинах 

Цель: научить первоначальным навыкам первой доврачебной помощи при ссадинах, ранах, ушибах.
Задачи: - вспомнить виды травм: переломы, ушибы, раны, ссадины
- познакомить с оказанием первой доврачебной помощи при кровотечениях (венозном, капиллярном, артериальном)
- научить определять вид полученной травмы и выполнять необходимые действия для оказания первой медицинской помощи
Оборудование: бинты (стерильные, нестерильные), йод, картонные шины, автомобильная аптечка, плакат «Виды перевязок».
Ход урока 
1. Организационный момент. 
2. Основная часть. 
А) Вступительное слово учителя 
Число дорожных травм с каждым годом становится все больше, но многие пострадавшие погибают не столько по причине тяжести травмы, сколько из-за несвоевременно оказанной медицинской помощи. Не случайно по Правилам дорожного движения в каждом автомобиле должна быть аптечка, состав которой позволяет даже человеку без медицинской подготовки оказать помощь пострадавшему. (Демонстрация автомобильной аптечки) Умение пользоваться бинтом, жгутом из медицинской аптечки – залог быстрого выздоровления многих людей.

Б) Разбор первой помощи при ссадинах и ранах.
 
Воспользуемся нашей таблицей и вспомним, какие виды травм бывают.

Признаки Первая помощь
Раны Нарушена целостность кожных покровов или слизистых оболочек, а иногда глубоколежащих тканей и органов. Остановить кровотечение, наложить тугую повязку.
Ушибы Повреждены мягкие ткани без нарушения целостности кости и кожи. Кровоподтеки (синяки). Припухлости (отеки). Наложить давящую повязку, холод (платок, смоченный холодной водой, снег, лёд). Пометить конечность выше.
Переломы Нарушение целостности кости. Боль, невозможность пользоваться конечностью, припухлость, изменение оси конечности и её укорочение При открытых переломах наложить повязку на рану, наложить шину (из доски, фанеры, палок, картона и т.д)

Рана – это повреждение, при котором нарушается целостность кожных покровов тела, слизистых оболочек. Признак раны – кровотечение, боль, расхождение краев раны. Ссадины, уколы и мелкие раны смазывают 5% -ным раствором йода или 2% -ным раствором бриллиантовой зелени и накладывают стерильную повязку. Перед смазыванием ран, особенно колотых, дают стечь нескольким каплям крови, промывают марлевым ватным тампоном, смоченным в спирте кожу вокруг раны (нельзя промывать саму рану). Попадание раствора в рану может повредить ткани в глубине и заживление будет идти медленно.

При более обширных ранах может возникнуть кровотечение.
Капиллярное кровотечение, когда кровь просачивается из поврежденных тканей мелкими каплями, успешно останавливается давящей повязкой. Повязки накладывают узким или широким бинтом. Если необходимо будет снять одежду, то сначала снимают со здоровой конечности, а одевают одежду, наоборот, начиная с больной.
(Показ перевязки пальца и кисти на таблице и на желающем учащемся).
При венозном кровотечении кровь темная, а давление невысокое. Поэтому такое кровотечение легче остановить, чем артериальное. Для его остановки достаточно поднять конечность, максимально согнуть её в суставах, подложив валик, наложить давящую повязку. (Показ перевязки предплечья)
Если кровь алая, бьёт фонтаном – значит поврежден крупный кровеносный сосуд – артерия и кровотечение называют артериальным. Необходимо немедленно придавить сосуд пальцами к костям. На мелкие кровоточащие артерии накладывают давящую повязку, а на крупные жгут или закрутку. Их накладывают выше раны. Жгут есть в автомобильной аптечке, а закрутку можно сделать из подручных материалов (ремня, куска ткани).
Жгут может быть наложен не более чем на 1,5 -2 часа. При более длительном применении его ослабляют на 5 минут каждый час. На время снятия жгута сосуд зажимают пальцами. Под жгут желательно положить время его наложения.
(Показ наложения жгута и записки со временем)

В) Разбор первой помощи при ушибах и переломах. 
Ушиб – это повреждение тканей и органов, при которых не нарушена целостность кожи. На ушиб накладывают холодный компресс и делают шинную повязку, что дает возможность создать покой для травмированной конечности.
Такую же повязку накладывают и подозрении на перелом кости. Шину можно сделать из картона, доски, куска фанеры, даже пучка веток. Её прикладывают поверх одежды пострадавшего так, что был обездвижен сустав выше и ниже перелома. После чего её прибинтовывают в 3-4 местах.
(Показ на таблице, показ накладывания шины и косыночной повязки при подозрении на перелом кости предплечья)

Г) Практическая выработка умений по оказанию первой медицинской помощи при травмах, ссадинах 
Группы получают задание и отрабатывают навык оказания первой медицинской помощи.
-Вам нужно определить вид травмы и оказать ему доврачебную помощь.
1 группа – Сильный отек, синюшность предплечья. Пострадавший жалуется на сильную боль в этом месте.
2 группа - Множественные ссадины, порезы кистей рук. Кровь просачивается через них мелкими каплями.
3 группа – Из предплечья пострадавшего бьёт фонтаном алая кровь.
4 группа – Из предплечья пострадавшего медленно течет темная кровь.
(Выполнение работы. Защита работы)
3. Итог урока. 
- Докажите, что знания, которые вы сегодня получили, нужны нам в жизни.
- Почему важно оказать пострадавшему первую доврачебную помощь?
- Люди размышляют над вопросом «Минут – это много или мало», а как теперь думаете вы?

 

Тема: Пешеходные переходы 
Предмет: правила дорожного движения

Цель: уточнить и закрепить представления о безопасном переходе пешеходами улиц и дорог
Задачи: - повторить правила безопасного движения пешеходов по улицам и дорогам
- повторить правила перехода улицы по пешеходным переходам
- ознакомить с разметкой на дороге, знаками «Пешеходный переход», «Пешеходный тоннель», «Пешеходное движение запрещено»
- познакомить основными причинами ДТП с участием детей
Оборудование: дорожные знаки «Пешеходный переход», «Пешеходный тоннель», «Пешеходное движение запрещено», таблица «Тормозной путь».
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Основная часть.
 
А) Повторение материала по изученной ранее теме «Остановочный путь» 
- Что называют остановочным расстоянием?
- Что такое тормозной путь?
- Какие условия влияют на длину тормозного пути?
Расскажите о тормозном и остановочном пути, пользуясь таблицей

Водитель увидел пешехода
Решил затормозить
Нажал на педаль
Автомобиль останавливается
Тормозной путь
Расстояние до полной остановки
 
- Что должен помнить пешеход при переходе улиц и дорог?
Б) Работа по теме урока 
Вы уже знаете, что пересекать проезжую часть улицы можно только по размеченным пешеходным дорожкам, или по подземным пешеходным переходам, или специальным мостикам – эстакадам.
Наземный переход обозначается дорожным знаком или специальной табличкой указателем.
- Как пешеходный переход изображается на проезжей части дороги?
Раньше пешеходная дорожка отмечалась круглыми металлическими кнопками, вбитыми в асфальт, сейчас отмечается широкими белыми полосками, нанесенными на асфальт во всю ширину перехода.
- Как мы чаще всего называем такой, разлинованный участок дороги?
Верно, перед такой «зеброй» водители снижают скорость и становятся более внимательными и осторожными.
«Зебра» обозначает нерегулируемый пешеходный переход, т.е. движение здесь не регулируется светофором. Иногда разметка «зебры» имеет стрелы, которые указывают направление движения пешеходов и напоминают, что на переходе надо придерживаться правой стороны.
Белые полосы были придуманы, чтобы место перехода выделялось на дороге, чтобы пешеход, находящийся на переходе, был лучше виден водителю: на фоне белых полос человек становится гораздо заметнее, чем на асфальте.
Приближаясь к пешеходному переходу, водители знают, что здесь, на проезжей части, могут быть пешеходы. Поэтому они должны усилить внимание и, при необходимости, снизить скорость. Переходить дорогу в других местах опасно! В Правилах дорожного движения записано: «Пешеходы обязаны пересекать проезжую часть по пешеходным переходам».
Пересекать дорогу на пешеходном переходе следует только прямо, а не наискосок.

В) Физминутка 
Пешеход, пешеход!
Помни ты про переход!
Подземный, наземный
Похожий на зебру.
Знай, что только переход
От машин тебя спасет.

Г) Изучение дорожных знаков и указателей, указывающих пешеходные переходы. 
( На доске дорожные знаки «Пешеходный переход», «Пешеходный тоннель», «Пешеходное движение запрещено»)
Иди через улицу там, пешеход,
Где знаком указан тебе переход.
 
«Пешеходный переход» - этот знак обозначает переходы через дорогу или улицу.
Это квадрат синего цвета. Внутри него, в белом треугольнике, изображён пешеход. Но, обращали ли вы внимание, что фигурки, нарисованные на знаках, идут в разных направлениях? Они указывают нам, в каком направлении надо переходить улицу. Линии на проезжей части показывают место перехода. Если они есть только на одной стороне перекрестка, переходить улицу можно только в этом месте.

На дорогах с двусторонним движением часто в центре проезжей части белыми косыми линиями между двумя полукругами обозначают «островок безопасности». В ночное время островки часто бывают освещены маячками-фонариками.
-Для чего нужны эти островки?
Вот разинутая пасть
Рот зубастый - просто страсть!
Все хотят в него попасть…
Что за зубы?
Что за рот?
То - …подземный переход.
 
- Где в наше городе есть подземные переходы?
-А имеются ли мостики-эстакады?

Посмотрите, пожалуйста, на последний знак.
Если ты поставил ногу
На проезжую дорогу,
Обрати вниманье, друг:
Знак дорожный – красный круг,
Человек, идущий в черном,
Красной черточкой зачеркнут,
И дорога вроде, но
Здесь ходить запрещено!
 
Д) Рассмотрение причин ДТП. 
- Как вы думаете, почему в дорожные происшествия попадают дети?
Анализ ДТП показывает, что значительное их число происходит потому, что пешеходы не соблюдают правила, которые мы сегодня изучили. Они переходят улицы там, где нет пешеходных переходов, перебегают на красный свет светофора, неожиданно выбегают на дорогу, пересекают перекрестки наискосок. Не всегда водитель успевает быстро среагировать на выбежавшего за мячом мальчика и случается беда.
Чтобы этого не произошло с вами, мы изучаем правила дорожного движения, которые вы должны не только помнить, но и применять.

Е) Практическая работа на размеченной площадке. 
Давайте рассмотрим пешеходные переходы и островки безопасности на размеченной площадке. (Отработка навыка перехода улицы, использование «островка безопасности»)

3. Итог урока. 
- В каких местах можно переходить улицу?
- Когда надо начинать переходить улицу?
- Как надо идти по пешеходному переходу?
- Почему опасно пересекать проезжую часть бегом даже по пешеходному переходу?
- Почему нельзя шагать с тротуара на проезжую часть, не останавливаясь?
- Какие дорожные знаки, установлены возле нашей школы? Для чего?
- Отгадай загадку. О чем она?
Мчат по улицам машины,
Там хозяйничают шины.
Мы спустились в переход,
Там хозяин ….. пешеход.
Помните, что пешеход такой же участник движения и на нем лежит большая ответственность участника дорожного движения.

Тема: Нерегулируемые перекрестки 
Цель: учащиеся поймут, как переходить дорогу на участке с нерегулируемым перекрестком
Задачи:- познакомить учащихся с понятием «нерегулируемый перекресток»
- объяснить важность добросовестного соблюдения правил дорожного движения всеми участниками дорожных ситуаций
- повторить известные им правила поведения на проезжей части (при работе в группах)
Ход урока
1. Организационный момент. Повторение изученного материала.

Ребята, каждая группа получает дорожную ситуацию. Ваша задача объяснить, в чем заключается опасность для пешеходов и водителей в этих конкретных случаях.
• 1 группа – переход улицы перед близко движущимся транспортным средством.
• 2 группа – неожиданный выход из-за транспортных средств
• 3 группа – игры на дороге
2.Основная часть. 
В городе очень много дорог. Когда несколько дорог встречаются и пересекаются, они образуют перекресток. Если посмотреть на них сверху, перекрестки похожи букву «У», «Т» или крест. (Демонстрация таблицы «Перекрестки и их виды»).
Движение на перекрестках всегда сложное. Как вы думаете, как водителям и пешеходам разобраться, кому куда ехать?
Верно, для регулирования движения нам на помощь приходят светофоры, регулировщик, дорожные знаки. Но как быть, если на перекрестке нет таких помощников? Такой перекресток называется нерегулируемым.
- Как вы с родителями переходите такой перекресток?
Прежде всего, никогда не переходите перекресток наискось, как бы вы ни торопились, если на перекрестке есть «зебра» - идите только по ней. И самое главное, не спешите идти, пока не проедут все машины; помните, проезжая часть – для машин. Готовясь к переходу, следите за световыми сигналами машин, чтобы знать, куда они собираются ехать и поворачивать. Прежде, чем сойти на проезжую часть убедитесь, что слева нет приближающегося транспорта. Дойдя до середины, обязательно посмотрите направо и, если понадобится, пропустите транспорт, закончите переход. ( Рассказ учителя сопровождается показом на схеме)
Прежде всего, не надо забывать, что у нас в стране – правостороннее движение. Если каждый участник движения займет правильное место, то их очередность определяется легко (работа по иллюстрации)
На нерегулируемом перекрестке действуют простые правила :
- уступает дорогу тот, кому это легче сделать: пешеход – автомобилю, автомобиль – поезду
- уступает дорогу тот, у кого есть «помеха справа» - то есть, транспортное средство справа пересекающее его путь.
Нарисуйте в тетради крестообразный перекресток. Составьте правила о переходе нерегулируемого перекрестка. Зачитайте их вслух.

3. Обобщение материала урока. Подведение итогов. 
- В каких местах можно переходить улицу?
- Когда можно начинать переходить нерегулируемый перекресток?
- Почему нужно, перед тем, как выйти на проезжую часть необходимо посмотреть сначала налево?
- Что значит «помеха справа»?
- Есть ли по пути вашего следования до школы нерегулируемые перекрестки? Выходя на улицу, помните, что за соблюдение правил дорожного движения ответственность лежит не только на водителе, но и на вас, юных пешеходах, тоже.

Тема: Остановочный путь и скорость движения . 

Цель: учащиеся поймут, что тормозной и остановочный путь автомобиля складывается из большого числа составляющих (реакции водителя, условий на дороге, работы тормозов и т.д.)
Задачи: • ввести понятия тормозной и остановочный путь;
• проследить взаимосвязь между условиями на дороге и длиной тормозного пути
• довести до сознания детей, что их поведение на дороге должно соответствовать всем требованиям дорожной ситуации.
Оборудование: таблицы, иллюстрации.

Ход урока.
I.Организационный момент

II.Основная часть. 
1. Вступительное слово учителя. 
Все мы учим правила дорожного движения, чтобы движение на улице было безопасным. И водитель каждой машины заботится об этом же. Самое главное для него – хорошее техническое состояние машины. Водитель всегда следит, чтобы его автомобиль всегда был в порядке. Но самое главное для него – надежная работа тормозов. Они спасут его и на забитой машинами дороге, и в том случае, если на дорогу внезапно выбежит пешеход.
Подумайте, может ли автомобиль остановиться сразу? Почему?

2. Разбор материала по теме урока.
 
Разложите карточки в верном порядке в ситуации, когда автомобиль останавливается. (Группы работают. Объясняют.)

Водитель заметил пешехода
Решил затормозить
Нажал на педаль
Автомобиль останавливается

Теперь вы знаете, что ни одна машина не может остановиться сразу, как только захочет её хозяин.
Давайте рассмотрим таблицу.

Водитель увидел пешехода
Решил затормозить
Нажал на педаль
Автомобиль останавливается
Тормозной путь
Расстояние до полной остановки

Расстояние, которое проезжает автомобиль при торможении, называется тормозным расстоянием.
- Из чего оно складывается?
Участок, который проходит машина с момента нажатия на педаль тормоза до полной остановки, - тормозной путь. Поэтому, кроме всех других причин, тормозное расстояние – остановочный путь – зависит ещё и от реакции водителя.

- Как вы думаете, что ещё может повлиять на длину тормозного пути автомобиля?

Б) Чтение стихотворения И. Лешкевича. Работа над стихотворением. 
Гололёд.
Февраль был тёплый, как апрель,
Внезапно подморозило,
А тут ещё снежку метель
На тротуар набросила.
Скользит автобус голубой.
Не зря шофер волнуется –
Ребята – школьники гурьбой
Перебегают улицу.
Один упал, упал другой,
Поспешность не помощница:
Один затылок трет рукой,
Другой - от боли морщится.
Шофер отвел от них беду
(Так не всегда случается…)
на мостовой шалить на льду,
Конечно, воспрещается.
 
- Почему так волновался водитель, завидев детей?
- Вспомните, что такое тормозной путь?
- Сравните тормозной путь в летнее и зимнее время. (Показ иллюстрации)
- Сколько метров проезжает автомобиль по сухому асфальту после торможения при скорости 60 км/ч? (40 м) Для этого автомобилю потребуется целых 3 секунды.
- А вот при гололёде автомобиль проезжает 155 метров и ему уже потребуется целых 10 секунд.
- Какую роль играют эти секунды на дороге?
- Что произойдет с тормозным путем, если автомобиль будет двигаться с большей, чем 60 км/ч скоростью?
- Какие ещё условия могут повлиять на длину тормозного пути?
- Как вы думаете, как влияет вес автомобиля на длину тормозного пути?
III. Заключительная часть. 
- Что называют остановочным расстоянием?
- Что такое тормозной путь?
- Какие условия влияют на длину тормозного пути?
- Что должен делать пешеход при переходе улиц и дорог?

Тема: Поездка в автобусе и троллейбусе 
Цель: познакомить учащихся с правилами пользования общественным транспортом
Задачи:- учить культуре поведения в общественном транспорте;
- объяснить правила посадки и выхода из автобуса и троллейбуса;
- закрепить знания и представления о безопасности дорожного движения.

Оборудование: иллюстрации, модели машин.
Ход урока.
1. Организационный момент. Сообщение темы урока.
2. Основная часть.
 
А.) Повторение материала по теме «Где можно переходить дорогу» 
- Как называется знак, имеющий вид голубого прямоугольника с силуэтом идущего человека в белом треугольнике?
- В каких местах можно переходить улицу?
- Когда надо начинать переходить улицу?
- Как надо идти по пешеходному переходу?
- Почему опасно пересекать проезжую часть бегом даже по пешеходному переходу?
- Почему нельзя шагать с тротуара на проезжую часть, не останавливаясь?

Б) Подготовка к изучению темы урока 
- Каким транспортом пользовались люди раньше?
- Каким транспортом пользуемся мы?
- Как вы понимаете выражение «общественный транспорт»?
- Какие виды общественного транспорта вы знаете?

Угадайте, о чем идет речь
Что за синий дом! Ребятишек много в нём.
Носит обувь из резины и питается бензином. (Автобус).
Доска для шахмат на боку, что за машина не пойму? (Такси).
Удивительный вагон! Посудите сами: рельсы в воздухе, а он держит их руками. (Троллейбус).
Дом чудесный – бегунок. На своей восьмёрке ног день-деньской в дороге! Бегает аллейкой по стальным двум змейкам. (Трамвай).

- Как называют людей, пользующихся общественным транспортом?

В) Работа по теме урока. 
Все верно, к городскому транспорту общественного пользования относятся трамвай, автобус, микроавтобус («маршрутка»), такси, троллейбус, метро.
_ Чем из перечисленного мы можем воспользоваться в нашем городе?
(Показ иллюстраций трамвая, троллейбуса)

Для пассажиров существуют правила пользования общественным транспортом.
- Подумайте и обсудите в группах, какие правила пассажиров вы знаете? (Защита )

- Начинаются эти правила с ожидания автобуса.
Коли ехать нам куда, быстро путь найдём сюда. (Остановка).
Дело в том, что весь транспорт движется по определённым маршрутам. Ожидать транспорт нужно на посадочных площадках, которые называются остановками, если их нет, то на обочине дороги, не выходя на проезжую часть.
Не стремитесь сесть в автобус или троллейбус через переднюю дверь, так как в переднюю дверь входят инвалиды, пожилые люди, пассажиры с маленькими детьми.
Выходить из автобуса или троллейбуса можно только на остановке, через переднюю или заднюю дверь. Выход через заднюю дверь разрешается потому, что это сокращает время стоянки, позволяет быстрее освободить салон. При этом пассажиры, дожидающиеся посадки, должны обеспечить беспрепятственный выход пассажиров из дверей.
Нельзя препятствовать закрытию дверей или же открывать их до полной остановки.
Категорически запрещено ездить на выступающих частях автобусов и троллейбусов.
Войдя в автобус нужно оплатить проезд. Подумайте и быстро дайте мне ответ: в автобусе должны мы купить себе… билет.
Нужно быть вежливым и учтивым с другими пассажирами, помочь войти, выйти, уступить место. В целях безопасности пассажиров не разрешается перевозить предметы, которые могут запачкать одежду или сиденье, ядовитые вещества. Мелких домашних животных можно перевозить только в сумках или клетках, а собак только в намордниках.
Ни в коем случае нельзя высовывать на ходу руки в окно, это может привести к серьезным травмам.
Прочтите памятки, которые лежат перед вами.
Обязанности пассажиров.
1. Ожидать общественный транспорт только на остановках.
2. Входить в задние двери, а выходить из передних дверей транспорта.
3. Прежде чем зайти, выпусти тех, кто выходит из транспорта.
4. При нерегулируемом переходе улицы трамвай обходи спереди, а автобус и троллейбус сзади.
5. В транспорте нужно вести себя достойно:
-не шуметь и не толкаться;
-уступать места пожилым людям и инвалидам, женщинам с т


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по правилам дорожного движения в старшей группе детского сада. Тема: «Путешествие в страну правил дорожного движения»

Продолжать знакомить  с правилами дорожного движения, учить практически применять их в различных ситуациях. Развивать мышление, зрительное внимание, умение ориентироваться в окружающем мире. Восп...

Конспект КТД учащихся третьих классов по правилам дорожного движения для учащихся начальной школы « Знай правила движения, как таблицу умножения».

Цели и задачи:1. Коррекционно-образовательные:- закрепить правила движения пешеходов по улице и дороге;- формирование представления младших школьников о безопасности дорожного движения;- пропаганда зд...

Сценарий мероприятия по правилам дорожного движения для детей младшего школьного возраста «Правилам движения – наше уважение!»

По дорогам стремительно движутся легковые и грузовые автомобили, едут автобусы, а по пешеходным дорожкам ходим мы с вами – пешеходы. И никто никому не мешает. Это потому, что есть четкие и строг...

СОЦИАЛЬНАЯ АКЦИЯ ПО ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ «ЗА БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ – ВСЕ ВМЕСТЕ!» привлечение внимания общественности к проблеме детского дорожно-транспортного травматизма, к необходимости применения ремней безопасности и детских удержив

Привлечение внимания общественности к проблеме детского дорожно-транспортного травматизма, к необходимости применения ремней безопасности и детских удерживающих устройств при перевозке детей в салоне ...