Пять принципов взаимодействия с родителями
методическая разработка по теме

Забота о счастье детей составляет платформу педагога в решении самых сложных и противоречивых вопросов, в том числе, и конфликтов с родителями. Они разрешаются через призму заботы о ребенке. Концентрация внимания в этот момент на ребенке и его самочувствии, на последствиях случившегося, на ходе истории его жизни, которая должна быть счастливой, — основа разрешения ситуации. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 5_principov_vzamodeystviya_s_roditelyami.doc109 КБ

Предварительный просмотр:

Основы взаимодействия с родителями

"Отец и мать в тысячу раз больше помогут вам, если их ребёнок будет приносить из школы радость, а не только огорчение, если вы не будете по всякому поводу вызывать отца и мать, писать им жалобные письма. Стремление ребёнка быть хорошим — источник торжествования, и он никогда не должен иссякнуть", — писал В. А. Сухомлинский. Он замечал: "Записывая в дневник "Ваш сын не хочет учиться, примите меры", учитель, по сути дела, часто кладёт в ученическую сумку кнут, которым отец стегает своего сына".

При проведении бесед с родителями, где бы они ни проходили — в домашней обстановке, с глазу на глаз или на родительском собрании — рекомендуется следующее:

уметь войти в положение родителей, не обвинять за плохое поведение и учебу ребенка, требовать улучшения положения (тогда как родитель в своей беспомощности даже не знает, как это положение исправить), но давать педагогические советы и рекомендации; причем эти советы надо так дать, чтобы родители их принимали;

надо избегать чрезмерных негативных характеристик ребенка и его поведения, потому что родители часто воспринимают это как критику в свой собственный адрес;

уметь выслушать критические замечания родителей в свой адрес и в адрес своих коллег, правильно взвешивать их обоснованность;

избегать сравнения с другими детьми и другими семьями;

начинать беседу следует с освещения положительных моментов, чтобы таким образом повлиять на, отношение родителей ко всему дальнейшему разговору.

Нельзя допускать, чтобы педагог беспардонно вмешивался в семью, раскрывая её тайны, становясь наблюдателем её интимного мира, появляясь в качестве судьи и  оценщика тонкого и сложнейшего социально-психологического феномена.

Одна мать при появлении учительницы в её доме сказала: "А вам не стыдно, что вы ко мне пришли? И звучало, вероятно, в этих словах удивление (Как может интеллигент быть столь неделикатным?!). И слышалось желание оградить свою семью от постороннего глаза. И, конечно же, было возвышение над некультурным человеком более развитого и умного. После подобных ситуаций трудно утверждать, что семья должна уважать школу.

Очень важно помочь родителям стать на позицию культурологическую, понять, что выпадающий из контекста культуры ребенок — это, в итоге, несчастный ребенок в будущем.

Следует поработать над бытовой аналогией "сорняки и культурное растение". Такая аналогия проста, доступна, образна, опирается на большой практический опыт родителей, работающих на огородных участках.

  1. Сорняки производит сама природа — культурное растение выращивают специально, возделывают;
  2. Сорняки растут быстро — культурное растение медленно.
  3. Сорняки растут густо, "вместе" – культура требует прореживания, чтобы каждая особь имела пространство.
  4. Сорняки стойко выносят превратности судьбы — культурные растения гибнут и чахнут без необходимых условий — культура требует постоянной заботы садовника, огородника.
  5. Сорняки захватывают территорию, уничтожая слабые растения, культурные посадки не обладают такой агрессией к "соседям".
  6. Сорняки чрезвычайно активно размножаются — выходить новые культурные растения трудно и сложно, не всегда удается, необходима помощь человека в размножении культуры.

Когда классный руководитель проводит такую аналогию, обычно родители улыбаются в согласии и удивляются точности воспитательной ситуации, отражающей "культивирование" человеческой натуры. И чуть позже принимают идею воспитания как "вочеловечивания" натуры человеческого организма. А значит, становятся соратниками, единомышленниками классного руководителя. Тактическая сторона взаимоотношений с родителями выстраивается классным руководителем благодаря единой ведущей идее "заботы о развитии ребенка". Она разворачивается на фоне общего уважения к матери и отцу как личности.

Забота о развитии ребенка выступает и целью, и мотивом, и способом общения с родителями. Это означает, что приглашение к общению производится с позиции этой заботы. Допустим, педагог пишет: "...Прошу вас найти время для беседы об успехах сына." или "Приглашаю вас вместе с дочерью обсудить результаты учебной работы" или же "...поговорим о наших детях, как идут их дела".

Но это означает, что абсолютно всё, что предлагает педагог родителям, проистекает из заботы о развитии детей, и не из чего более. И тогда педагог свободен в своих действиях, так как его нельзя заподозрить в каких-то корыстных целях. Педагог просит родителей побывать с детьми в театре — во имя развития детей. Педагог предлагает отправиться с детьми в лес ранней весной — во имя развития детей. Педагог обращается за содействием в переоборудовании классной комнаты — во имя наилучших условий для развития детей. Педагог советует корректировать семейные отношения — во имя заботы о счастье детей. Даже когда педагог сердится на родителей и детей, а такое не исключается в работе классного руководителя, то это позволительно лишь с позиции заботы о развитии ребенка. И родители принимают такое лишь при условии, что классный руководитель показывает им, каким образом требуемое может содействовать развитию ребенка и его счастью.

Забота о счастье — лейтмотив взаимодействия классного руководителя с родителями.

Любая проблема во взаимоотношениях с родителями решается с позиции заботы о счастье, потому что мать и отец неизменно находятся в состоянии страстного желания ребенку счастья. И они открыты для педагога и готовы исполнить необходимое, если поймут педагогическую целесообразность предлагаемого педагогом.

Забота о счастье ребенка успокаивает родителей в наличии пресловутой "любви" к их ребенку. Известно, как волнуется семья, отправляя ребенка в школу: будут ли его любить, станут ли хорошо к нему относиться?.. Когда они выявляют заботу педагога о счастье и успехах своего дитяти, они обретают доверие к педагогу.

Забота о счастье детей составляет платформу педагога в решении самых сложных и противоречивых вопросов, в том числе, и конфликтов с родителями. Они разрешаются через призму заботы о ребенке. Концентрация внимания в этот момент на ребенке и его самочувствии, на последствиях случившегося, на ходе истории его жизни, которая должна быть счастливой, — основа разрешения ситуации.


Основы взаимодействия с родителями

"Отец и мать в тысячу раз больше помогут вам, если их ребёнок будет приносить из школы радость, а не только огорчение, если вы не будете по всякому поводу вызывать отца и мать, писать им жалобные письма. Стремление ребёнка быть хорошим — источник торжествования, и он никогда не должен иссякнуть", — писал В. А. Сухомлинский. Он замечал: "Записывая в дневник "Ваш сын не хочет учиться, примите меры", учитель, по сути дела, часто кладёт в ученическую сумку кнут, которым отец стегает своего сына".

При проведении бесед с родителями, где бы они ни проходили — в домашней обстановке, с глазу на глаз или на родительском собрании — рекомендуется следующее:

уметь войти в положение родителей, не обвинять за плохое поведение и учебу ребенка, требовать улучшения положения (тогда как родитель в своей беспомощности даже не знает, как это положение исправить), но давать педагогические советы и рекомендации; причем эти советы надо так дать, чтобы родители их принимали;

надо избегать чрезмерных негативных характеристик ребенка и его поведения, потому что родители часто воспринимают это как критику в свой собственный адрес;

уметь выслушать критические замечания родителей в свой адрес и в адрес своих коллег, правильно взвешивать их обоснованность;

избегать сравнения с другими детьми и другими семьями;

начинать беседу следует с освещения положительных моментов, чтобы таким образом повлиять на, отношение родителей ко всему дальнейшему разговору.

Нельзя допускать, чтобы педагог беспардонно вмешивался в семью, раскрывая её тайны, становясь наблюдателем её интимного мира, появляясь в качестве судьи и  оценщика тонкого и сложнейшего социально-психологического феномена.

Одна мать при появлении учительницы в её доме сказала: "А вам не стыдно, что вы ко мне пришли? И звучало, вероятно, в этих словах удивление (Как может интеллигент быть столь неделикатным?!). И слышалось желание оградить свою семью от постороннего глаза. И, конечно же, было возвышение над некультурным человеком более развитого и умного. После подобных ситуаций трудно утверждать, что семья должна уважать школу.

Очень важно помочь родителям стать на позицию культурологическую, понять, что выпадающий из контекста культуры ребенок — это, в итоге, несчастный ребенок в будущем.

Следует поработать над бытовой аналогией "сорняки и культурное растение". Такая аналогия проста, доступна, образна, опирается на большой практический опыт родителей, работающих на огородных участках.

  1. Сорняки производит сама природа — культурное растение выращивают специально, возделывают;
  2. Сорняки растут быстро — культурное растение медленно.
  3. Сорняки растут густо, "вместе" – культура требует прореживания, чтобы каждая особь имела пространство.
  4. Сорняки стойко выносят превратности судьбы — культурные растения гибнут и чахнут без необходимых условий — культура требует постоянной заботы садовника, огородника.
  5. Сорняки захватывают территорию, уничтожая слабые растения, культурные посадки не обладают такой агрессией к "соседям".
  6. Сорняки чрезвычайно активно размножаются — выходить новые культурные растения трудно и сложно, не всегда удается, необходима помощь человека в размножении культуры.

Когда классный руководитель проводит такую аналогию, обычно родители улыбаются в согласии и удивляются точности воспитательной ситуации, отражающей "культивирование" человеческой натуры. И чуть позже принимают идею воспитания как "вочеловечивания" натуры человеческого организма. А значит, становятся соратниками, единомышленниками классного руководителя. Тактическая сторона взаимоотношений с родителями выстраивается классным руководителем благодаря единой ведущей идее "заботы о развитии ребенка". Она разворачивается на фоне общего уважения к матери и отцу как личности.

Забота о развитии ребенка выступает и целью, и мотивом, и способом общения с родителями. Это означает, что приглашение к общению производится с позиции этой заботы. Допустим, педагог пишет: "...Прошу вас найти время для беседы об успехах сына." или "Приглашаю вас вместе с дочерью обсудить результаты учебной работы" или же "...поговорим о наших детях, как идут их дела".

Но это означает, что абсолютно всё, что предлагает педагог родителям, проистекает из заботы о развитии детей, и не из чего более. И тогда педагог свободен в своих действиях, так как его нельзя заподозрить в каких-то корыстных целях. Педагог просит родителей побывать с детьми в театре — во имя развития детей. Педагог предлагает отправиться с детьми в лес ранней весной — во имя развития детей. Педагог обращается за содействием в переоборудовании классной комнаты — во имя наилучших условий для развития детей. Педагог советует корректировать семейные отношения — во имя заботы о счастье детей. Даже когда педагог сердится на родителей и детей, а такое не исключается в работе классного руководителя, то это позволительно лишь с позиции заботы о развитии ребенка. И родители принимают такое лишь при условии, что классный руководитель показывает им, каким образом требуемое может содействовать развитию ребенка и его счастью.

Забота о счастье — лейтмотив взаимодействия классного руководителя с родителями.

Любая проблема во взаимоотношениях с родителями решается с позиции заботы о счастье, потому что мать и отец неизменно находятся в состоянии страстного желания ребенку счастья. И они открыты для педагога и готовы исполнить необходимое, если поймут педагогическую целесообразность предлагаемого педагогом.

Забота о счастье ребенка успокаивает родителей в наличии пресловутой "любви" к их ребенку. Известно, как волнуется семья, отправляя ребенка в школу: будут ли его любить, станут ли хорошо к нему относиться?.. Когда они выявляют заботу педагога о счастье и успехах своего дитяти, они обретают доверие к педагогу.

Забота о счастье детей составляет платформу педагога в решении самых сложных и противоречивых вопросов, в том числе, и конфликтов с родителями. Они разрешаются через призму заботы о ребенке. Концентрация внимания в этот момент на ребенке и его самочувствии, на последствиях случившегося, на ходе истории его жизни, которая должна быть счастливой, — основа разрешения ситуации.

Прежде чем плыть, договорись на берегу.

ПРИНЦИП СОГЛАШЕНИЯ

Соглашение — это договоренность двух сторон об основах организации школьной жизнедеятельности детей и об условиях взаимоотношений этих двух сторон, а также о правах и обязанностях школы и семьи по отношению друг к другу в сфере обоюдной заботы о возможно максимальном развитии ребенка.

Осуществляется этот принцип путем метода договора. Он ключевой и состоит из проведения предварительных переговоров по вопросу взаимных обязательств и выработки соглашения о взаимном исполнении принятых обязательств. Дискуссия присутствует в любых формах достижения обоюдного согласия. Общим итогом реализации принципа согласия явится единая воспитательная позиция школы и семьи по отношению к ребенку, облегчающая ему вхождение в культуру, поддерживающая его в преодолении противоречий роста и развития человека в контексте социальной жизни.

Предостережением служит следующее: не надо добиваться полного и единого согласия с родителями, пусть остается место для заключения консенсуса как способа выражения уважения партнера, это, к тому же, предотвратит скороспелое восприятие союза как сговора против детей.

Формы взаимодействия классного руководителя с семьей
в целях реализации принципа соглашения

Перечисление их условно при многообразии конкретных обстоятельств, конкретных социальных условий семьи и общего уровня профессионализма педагогов.

  1. ПРЕЗЕНТАЦИЯ ШКОЛЫ (общая характеристика школы, с ее историей, целями, традициями, достижениями, результатами, видами деятельности, характерными чертами учащихся, профессионализмом педагогов).
  2. ОЗНАКОМЛЕНИЕ С КОДЕКСОМ ШКОЛЫ (КРЕДО ШКОЛЫ) (устное и письменное представление текста, отражающего основы школьной жизни и образ достойного человека данной школы).
  3. РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ (деловое обсуждение организации образовательного процесса и меры достижения поставленных школой и родителями задач).
  4. ОТКРЫТЫЙ ДЕНЬ ШКОЛЫ (посещение родителями учебных и внеклассных занятий детей в школе, организация творческих работ детей).
  5. РОДИТЕЛЬСКИЙ ЛЕКТОРИЙ (организация курса научно-популярных лекций по педагогике, психологии, гигиене, этике).
  6. ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЛИСТОК ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ (регулярные сообщения о мероприятиях в школе и событиях особой важности, а также записки от педагога с сообщением о текущих успехах ребенка).
  7. КРУГЛЫЙ СТОЛ (совместное обсуждение вопроса, касающегося воспитания личности и организации образовательного процесса в школе, а также устоев семейной жизни).
  8. РОДИТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ (группа родителей, избранная общим собранием для постоянной связи школьной администрации, педагогов с родителями; заседание группы родителей, решающих какой-то проблемный вопрос школьной жизни).
  9. ВЕЧЕР ВОПРОСОВ И ОТВЕТОВ (встреча педагогов и родителей, содержанием которой является обмен вопросами по проблеме организации образовательного процесса в школе и личностного развития детей).
  10. РЕКОМЕНДОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА, ТЕЛЕПЕРЕДАЧИ, КНИГИ (письменная и устная форма рекомендации просмотра или прочтения для осмысления проблем воспитания детей).

Обсудите вопросы:

1. Что нового Вы видите в этом предложении?

2. Какое значение следует придавать данному принципу?

3. В чем на ваш взгляд будет выражен результат реализации данного принципа?

4. Какими характеристиками классного руководителя обусловлена успешность принципа?

5. Какими формами взаимодействия воспользуйтесь?
Что Вас в них привлекло? Чем их можно дополнить?


Если хотим доплыть, гребем в одну сторону.

ПРИНЦИП СОПРЯЖЕНИЯ

У школы есть возможности воспитательного влияния на семейную среду, продуманного психологического корректирования семейных отношений, которые бы могли инициировать самые положительные проявления ребенка. Однако, опыт показывает, что семья не переносит прямые открытые указания, грубые инструкции и административные распоряжения педагогической помощи, отвергает добрые советы априори, видя в них посягательство на независимость и неприкосновенность семьи. Сопрягать влияние школы и влияние семьи крайне необходимо во имя наивысших достижений ребенка в его развитии.

Сопряжение — согласное установление взаимосвязи двух разных сфер жизни ребенка, семьи и школы, через определение их функций содействия наилучшим достижениям ребенка в его физическом и духовном развитии, так, чтобы действия одного партнера сопровождались обязательно соответствующими действиями другого.

Прямое (непосредственное) влияние позволяет педагогу воздействовать на родителей, оснащая их приемами и формами воспитания, давая рекомендации относительно правильного взаимодействия с собственными детьми. Но это прямое влияние не позволяет выходить на семейные отношения, потому что все равно родители не позволят педагогу что-либо менять в их привычном маленьком мире. Потенциальное сопротивление актуализируется в момент потенциально прямого воздействия. Функцией непосредственного влияния является рекомендация. Педагог советует, а родитель сам решает, выполнять данный совет или нет. Эта форма влияния не позволяет выйти нам на атмосферу семейных отношений, в то время как при опосредованном влиянии субъектом корректирующего воздействия выступает ребенок, а механизмом адекватной реакции на его воздействие является любовь к ребенку. И это обеспечивает относительную гарантированность педагогически сообразного изменения условий семейной жизни ребенка. Ключ для реализации принципа – предложение. Оно высказывается педагогами и родителями. Общим итогом сопряжения становится единое поле воспитательного пространства и гармонизация условий разрешения ребенком трудностей своего личностного роста.

Формы взаимодействия школы и семьи по реализации
идеи сопряжения воспитательных усилий этих партнеров

  1. ПОСЕЩЕНИЕ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ ДЕТЕЙ (открытые для родителей уроки в целях ознакомления с педагогическими требованиями школы к ученику).
  2. КРУГЛЫЙ СТОЛ» (обсуждение единства и расхождений в устройстве жизни школы и семьи, разрешение возникающих противоречий).
  3. ПРОСЬБЫ ПЕДАГОГА (письменные или устные, переданные через детей, указания на возможные способы улучшения условий или дополнительных средств для развития ребенка).
  4. ЗАДАНИЯ ДЕТЯМ, КОТОРЫЕ МОЖНО ВЫПОЛНИТЬ ВМЕСТЕ С РОДИТЕЛЯМИ (рисунки, поделки, домашние стенгазеты, домашние стихи, лабораторная работа в условиях домашней кухни).
  5. СЕМЕЙНОЕ ИНТЕРВЬЮ (опрос всех членов семьи по какому-либо ценностному вопросу для сопоставления выявленного мнения со своим собственным).
  6. СРАВНИТЕЛЫНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДЕТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ИХ РАЗВИТИЯ (конкретный вопрос по одной из личностных характеристик во временном аспекте: «вчера - сегодня», «было - стало»).
  7. РЕКОМЕНДОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА (список литературы для домашнего чтения).
  8. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ПО ПРОБЛЕМЕ ДЕТСТВА (список классических и современных произведений, подобранных библиотекарем школы).
  9. ИНИЦИИРОВАННЫЕ ВОСПОМИНАНИЯ РОДИТЕЛЕЙ О СВОЕМ ДЕТСТВЕ (устная или письменная форма либо путем вопросов поставленных детьми).
  10. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕНИНГИ (по программе школьного психолога).
  11. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК ЧАСТЬ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ ИЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ (по пособию об игровых методиках, на классных собраниях, на общешкольных собраниях, на специальных занятиях педагогического просвещения, а также на праздниках в форме веселого состязания).

Обсудите вопросы:

1. Что нового Вы видите в этом предложении?

2. Какое значение следует придавать данному принципу?

3. В чем на ваш взгляд будет выражен результат реализации данного принципа?

4. Какими характеристиками классного руководителя обусловлена успешность принципа?

5. Какими формами взаимодействия воспользуйтесь?
Что Вас в них привлекло? Чем их можно дополнить?


Скорость нашей лодки зависит от самочувствия гребцов.

ПРИНЦИП СОПЕРЕЖИВАНИЯ

Принцип сопереживания обеспечивает достаточное благоприятное самочувствие партнеров совместной деятельности, что важно в достижении высокой результативности планируемого общего дела.

Сопереживание — это взаимное выражение отношения к происходящему в жизни семьи и школы, выявляющее взаимное уважение и взаимную расположенность этих партнеров, организующих жизнедеятельность ребенка.

Принцип сопереживания объединяет, сплачивает, поселяет взаимное доверие друг к другу и открывает двери для содружества. Только его содержание не надо вульгаризировать, сводить к постоянному уверению друг друга в почтении. Практика воплощения его более сложная, чем элементарные двусторонние комплименты. Сопереживание организуется, инициируется педагогом, к сопереживанию приучается семь. Общим результатом принципа сопереживания становится благополучный социально-психологический климат школы и семьи, обеспечивающий максимально возможное личностное развитие ребенка.

Очень важно, чтобы «сентиментальная пена» не заменила истинного сочувствия человеку или группе людей; экспрессия может породить слезы, смех, ненависть, но это не всегда отражает глубокое понимание состояния души человека или обстоятельств жизни человека; следует учить детей (и родителей тоже) сдержанности в проявлении сочувствия, но — непременному искреннему и открытому сочувствию.

Формы взаимодействия педагогов с родителями адекватные принципу сопереживания

  1. ПРИВЕТСТВИЯ (устные либо письменные послания в адрес родителей добрых пожеланий, обычно в связи с каким-либо событием).
  2. ПОЗДРАВЛЕНИЯ ПРАЗДНИЧНЫЕ ИЛИ ПРИ ОСОБЫХ СО БЫТИЯХ (устные, переданные через детей, или письменные краткие поздравления перед праздником или при успехах детей).
  3. СООБЩЕНИЯ ОБ УСПЕХАХ ДЕТЕЙ (краткое сообщение о состоянии индивидуальной деятельности ребенка).
  4. СЦЕНИЧЕСКАЯ ДЕМОНСТРАЦИЯ «ЧТО МЫ ЗНАЕМ ТЕПЕРЬ И ЧТО УМЕЕМ» (сценическое представление для родителей творческого характера в качестве красивого рассказа об умениях, знаниях и новых отношениях, которые обрели дети за какой-то временной период).
  5. ДОБРЫЙ РАЗГОВОР «А В НАШЕЙ СЕМЬЕ...» или «Я - ПРЕДСТАВИТЕЛЬ МОЕЙ СЕМЬИ» (проводится в малой группе, протекает как обмен между детьми своими отношениями к семье).
  6. РОДИТЕЛЬСКИЙ ПРАЗДНИК (форма клубного отдыха с концертом, музыкой, сувенирами детей и для детей, с небольшим разговором на тему семейного воспитания, с участием детей).
  7. РОДИТЕЛЬСКИЙ КЛУБ (только для родителей: обмен опытом семейного воспитания, обсуждение вопросов семейной жизни, проводится психологам или социальным работником).
  8. ПРИГЛАШЕНИЕ НА ТОРЖЕСТВЕННЫЙ АКТ (письменная или устная форма приглашения в связи с торжеством в школе).
  9. СТЕНДОВАЯ ВЫСТАВКА «НАША РОДОСЛОВНАЯ» (составленные схемы семейной родословной выставляются для всеобщего обозрения перед собранием родителей либо в вестибюле школы).
  10. ПОДАРКИ И СУВЕНИРЫ (изготовляются детьми, вручаются прямо в руки с приветствием и пожеланиями).
  11. БАЛ ПОКОЛЕНИЙ (школьный вечер танцев, состоящий из трех частей: танцы бабушек и дедушек, танцы мам и пап, танцы сегодняшнего школьника).
  12. СОСТЯЗАНИЕ «БАБУШКИНА КАША» (веселое приготовление каши разных сортов и видов разными бабушками, веселая дегустация, присуждение премий по разным номинациям).
  13. ПРОФЕССИИ НАШИХ ЛЮБИМЫХ (рассказы приглашенных родителей о своих профессиях).
  14. ОПОСРЕДОВАННОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ ПО ПОВОДУ ОБЩЕГО С ДЕТЬМИ ДЕЛА ИЛИ СОБЫТИЯ В ЖИЗНИ ДЕТЕЙ (просьба передать родителям мнение, суждение, самочувствие педагога или обобщение детьми по поводу чего-либо).
  15. ПУБЛИЧНО ПРОВОЗГЛАШАЕМЫЕ ВЫСОКИЕ ОЦЕНКИ В АДРЕС СЕМЬИ (педагогическое провозглашение некоторых достоинств, свойственных некоторым семьям, - лучше общее и анонимное).

Обсудите вопросы:

1. Что нового Вы видите в этом предложении?

2. Какое значение следует придавать данному принципу?

3. В чем на ваш взгляд будет выражен результат реализации данного принципа?

4. Какими характеристиками классного руководителя обусловлена успешность принципа?

5. Какими формами взаимодействия воспользуйтесь?
Что Вас в них привлекло? Чем их можно дополнить?


В общем плавании разделим полномочия

ПРИНЦИП СОПРИЧАСТНОСТИ

Принцип сопричастности — принцип организационного порядка в его практическо-действенном выражении. То, что имеет решающее значение, должно прослеживаться взрослыми, необходимо вовремя оказывать помощь. Когда оказывается помощь, ребенок чувствует, что он небезразличен людям, что его замечают, хотят добра, что вокруг него есть люди, что рядом с ним — другой Человек.

Быть сопричастным — взять на себя часть происходящего с ребенком, себя чувствовать частью ребенка и делать все то, что делал бы ты, будучи на его месте. 

Расширенное толкование принципа сопричастности – сопричастность всему, что происходит в мире. Поэтому педагогически целесообразно вовлекать в такую сопричастность ребенка и его семью: произошло ли землетрясение, кто-то тяжело заболел, у кого-то юбилей, недостает ли книг для чтения всем ученикам, появился ли ученик из нищенской семьи, открыли вдруг новые источники энергии... — проявить сопричастность событиям мира — это выразить свое отношение, произвести акт помощи, внести улучшения условий, протянуть руку, оказать материальную помощь, выразить гражданскую волю.

Итогом воплощения этого принципа выступает совершенно неожиданное и удивительное качество детей — их открытость, базирующаяся на опыте наблюдения взаимного уважения взрослых людей. Это качество позволит личности школьника свободно и полно выявлять свое «Я» в жизненных сферах своей жизни, где ему не будет страшно и где не надо будет ежемоментно примериваться постоянно к неожиданным противоречивым нормам, предъявляемым ему взрослыми: педагогами и родителями. Чтобы разрешать либо предварительно снимать возможную конфликтную ситуацию в практическом воплощении принципа сопричастности, достаточно четко определить полномочия школы и семьи, чтобы не допускалось излишнее вмешательство в автономный мир школы и в интимный мир семьи, однако при этом осуществлялась взаимная поддержка обоих партнеров.

Формы взаимодействия школы и семьи, олицетворяющие принцип сопричастности

  1. ДЕЛОВАЯ ВСТРЕЧА (приглашение родителей для обсуждения одного вопроса с точно обозначенным сроком и длительностью беседы).
  2. ОБСУЖДЕНИЕ ЗА «КРУГЛЫМ СТОЛОМ» (сочетание делового и педагогического разговора при решении какой-то конкретной проблемы школы или семьи).
  3. ИНФОРМАЦИЯ О ВОЗНИКШИХ ПРОБЛЕМАХ (устное или письменное на карточках сообщение о некоторых затруднениях в школе в какой-то области школьной жизни).
  4. БЮЛЛЕТЕНЬ «КОМУ-ТОПЛОХО-НУЖНАТВОЯПОМОЩЬ» (вывешивается в вестибюле перед приходом родителей).
  5. СБОР МНЕНИЙ (анкетирование по определенному вопросу для выявления мнения перед предложением общего дела).
  6. КОРЗИНА ДОМАШНИХ И ШКОЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ (игровая форма сбора сведений о затруднениях родителей в воспитании детей).
  7. КАЛЕНДАРЬ ВСЕХ НАШИХ ПРАЗДНИЧНЫХ ДАТ (составляется календарь с указаниями дней рождения всех родителей и детей, а также педагогов, вывешивается в классе).
  8. РОДИТЕЛЬСКИЙ РЕЙД «ЧЕМ Я МОГУ ПОМОЧЬ?» (письменное или устное сообщение о жесткой надобности в свободных сильных руках, с указанием срока востребованности рабочих рук).
  9. ВСТРЕЧА С ВЕТЕРАНАМИ ТРУДА (разговор о значении профессионального труда в жизни человека).
  10. ЮБИЛЕЙ НАШИХ РОДИТЕЛЕЙ (торжественное поздравление юбиляров как краткий акт выражения желания счастья Человеку).
  11. ПРАЗДНИЧНАЯ ОТКРЫТКА СЕМЬЕ (посылается через детей от имени школы).
  12. «КОНФЕРЕНЦИЯ ОТЦОВ» (выступления отцов по обмену мнениями и опытом в семейном воспитании).

Обсудите вопросы:

1. Что нового Вы видите в этом предложении?

2. Какое значение следует придавать данному принципу?

3. В чем на ваш взгляд будет выражен результат реализации данного принципа?

4. Какими характеристиками классного руководителя обусловлена успешность принципа?

5. Какими формами взаимодействия воспользуйтесь?
Что Вас в них привлекло? Чем их можно дополнить?


Доплывем, если объединим общие усилия

ПРИНЦИП СОДЕЯННОСТИ

Практическое дело всегда расценивается как главный критерий оценки отношений между субъектами. В деле отношение как бы опредмечивается, становясь осязаемым и даже измеримым.

Содеянность – реальное свершение обоюдных практических действий, способствующих «здесь и сейчас» повышению условий жизнедеятельности развивающегося ребенка.

Родители вместе с детьми и педагогами или родители вместе с педагогическим коллективом организуют какое-то педагогически значимое дело, которое не под силу одному из партнеров. Интересы школьника и здесь — исходное начало. Дело организуется как элемент воспитания. Более того, дело осуществляется вместе даже не потому, что его трудно одному исполнить (в конце концов, можно нанять за плату рабочую силу!), а потому, что совместная деятельность, доступная детскому зрительному восприятию, сохраняющая свою материализованную форму в виде предметного результата, чрезвычайно важна ребенку для его развития.

Ни в коем случае нельзя представлять дело как работу обслуживающего детей персонала, как акт службы гувернатки, которые создают детям максимально комфортные условия; общее дело, организуемое альянсом, есть преобразование жизни, улучшение обстоятельств общей жизни на земле – в отдельной точке земли, там, где располагается школа.

Когда педагоги и родители предстают перед ребенком как два равных субъекта (человек, взрослый, гражданин, товарищ, мне дорогие люди), в его сознании происходит смещение этих доселе автономных сфер, и изолированность разрушается. А все это очень важно для процесса становления его общественного сознания: он вдруг явственно воспринимает образ «общества», а себя самого видит помещенным в эту новую и широкую сферу — общество. Результатом осуществления данного принципа является формирование у школьника образа человека как кузнеца своей жизни.

Формы взаимодействия школы с семьей, отражающие воплощение принципа содеянности

  1. СУББОТНИК И КОСМЕТИЧЕСКИЙ РЕМОНТ ШКОЛЫ (сугубо добровольная работа родителей как помощь в благоустройстве школы).
  2. ОБЩЕШКОЛЬНЫЙПРАЗДНИК (массовое торжество во дворе школы, с песнями, музыкой, танцами, играми, призами и выступлениями детей).
  3. СПОРТИВНЫЙ ПРАЗДНИК «МОЯ СПОРТИВНАЯ СЕМЬЯ» (спортивные соревнования веселого характера между семьями и детьми, а также между семьями с участием в команде детей).
  4. КОНКУРС «УМЕЛЫЕ РУКИ» (состязания по практическим жизненно важным умениям между детьми с судейством родителей).
  5. МУЗЫКАЛЬНАЯ ГОСТИНАЯ (поэтическая, театральная, этическая).
  6. ВЕСЕЛАЯ ЯРМАРКА (продажа изделий, изготовленных детьми, родителям – чаще всего благотворительная).
  7. БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ АКТ (сбор средств в пользу сирот, библиотек, детских садов, детских домов, но и в пользу школы или отдельного несчастного человека).
  8. РАБОТА «НАШ ШКОЛЬНЫЙ ДВОР» (работа по благоустройству двора школы).
  9. МУЖСКОЙ СОВЕТ И МУЖСКОЙ РАЗГОВОР (серьезное обсуждение серьезной конкретной проблемы у ребенка, подростка, юноши).
  10. ДИСКУССИОННЫЕ КАЧЕЛИ «РОДИТЕЛИ – ДЕТИ» (проводится как обычно, но участвуют дети и родители).
  11. ТУРИСТИЧЕСКИЕ ПОХОДЫ, ПУТЕШЕСТВИЯ.
  12. ШКОЛЬНЫЕ ВЕЧЕРА «МЫ ПРИГЛАШАЕМ ВАС В ГОСТИ» (два варианта: либо в гости приглашаются родители и их развлекают дети, либо родители решают устроить отдых детям).

Обсудите вопросы:

1. Что нового Вы видите в этом предложении?

2. Какое значение следует придавать данному принципу?

3. В чем на ваш взгляд будет выражен результат реализации данного принципа?

4. Какими характеристиками классного руководителя обусловлена успешность принципа?

5. Какими формами взаимодействия воспользуйтесь?
Что Вас в них привлекло? Чем их можно дополнить?

Принцип — меры.

Принцип меры требует, что бы:

  1. основной и единственной целью педагогического альянса было единое воспитательное пространство для гармонизации развития детей;
  2. не форсировалось развитие и углубление взаимоотношений «школа — семья»;
  3. не возлагались профессиональные функции воспитания на родителей и не перекладываются родительские обязанности на педагогов; школа не должна и родители не должны делать что-то, что лежит за пределами их воспитательных функций;
  4. не считать своим административным долгом заключение альянса с семьей, но обратиться к данному союзу при полной и четкой осмысленности его насущной воспитательной надобности;
  5. взаимно признавая автономию школы и семьи, считать единственно возможным способом обращения друг к другу за помощью просьбу;
  6. не увеличивать количества встреч для совместной работы, помня об автономии жизни семьи и школы, заполненной множеством семейных, производственных, личных дел и обязанностей современного человека;
  7. неизменно сохранять высокий этический уровень взаимоотношений в любой ситуации и при любых обстоятельствах;
  8. сохранять неприкосновенность профессиональной сферы и семейной сферы, предоставляя возможность свободного их развития в логике социально-культурных и семейных начал;
  9. не претендовать на перевоспитание родителей, принимать как данность семейные обстоятельства, ставя воспитательный акцент на отношении к этим обстоятельствам;
  10. считать критерием оценки деятельности альянса только положительные новообразования в личности школьника и ни в коем случае не использовать альянс для выработки послушания, примерного поведения, подчинения социальным нормам;
  11. не укорять семью в присутствии детей, не порицать ребенка в присутствии родителей — всегда помня, что они любят друг друга, а значит, не разрушать эту любовь;
  12. апеллировать к разуму школьника как субъекту деятельности и поведения, не создавать двойного давления на него семьи и школы.