Главные вкладки

    Программа по внеурочной деятельности "Разговор о правильном питании" 1 класс
    календарно-тематическое планирование по теме

    .

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon разговор о правильном питании124.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема занятия

    Цели занятия

    Содержание  занятия

    Дата

    Кол-во часов

    1

    Вводное занятие

    Познакомить учащихся с героями книги.

    Просмотр видеокассеты

    Анкетирование родителей

    2

    Если хочешь быть здоров

    Дать представление о том, какие продукты наиболее полезны и необходимы человеку каждый день

    Сюжетно-ролевая игра «Мы идем в магазин».

    Игра-соревнование «Разложи продукты на разноцветные столы»

    3

    Самые полезные продукты

    Научить детей выбирать самые полезные продукты

    Динамическая игра «Поезд».

    Тест «Самые полезные продукты»

    4

    Динамическая игра «Поезд».

    Тест «Самые полезные продукты»

    Сформировать у школьников представление об основных принципах гигиены питания.

    Игра-обсуждение «Законы питания» (обсуждение стихотворения Чуковского «Барабек»).

    Игра-инсценировка песни .

    «Шел по городу волшебник».

    Игра «Чем не стоит делиться»

    5

    Удивительные превращения пирожка

    Дать представление о необходимости и важности регулярного питания, соблюдения режима питания

    Соревнование «Кто правильно покажет время завтрака, обеда и ужина».

    Тестирование учащихся.

    Игра «Помоги Кубику и Бусинке».

    Дидактическая игра «Доскажи пословицу».

    Демонстрация «Удивительные превращения пирожка»

    6

    Из чего варят кашу и как сделать кашу вкусной?

    Сформировать у детей представления о завтраке как обязательном компоненте ежедневного меню, различных вариантах завтрака

    Игра «Пословицы запутались».

    Игра «Отгадай-ка».

    Игра «Знатоки».

    Игра «Угадай сказку».

    Конкурс «Самая вкусная и полезная каша».

    Викторина «Печка в русских сказках».

     Игра «Поварята»

    7

    Плох  обед, если хлеба нет

    Формирование представления об обеде как обязательном компоненте ежедневного рациона питания, его структуре

    Венок из пословиц.

    Игра «Угадай-ка».

    Игра «Секреты обеда»..

    Игра «Советы Хозяюшки».

    Игра «Лесенка с секретом».

    8

    Полдник. Время есть булочки

    Познакомить детей с вариантами полдника, дать представление о значении молока и молочных продуктах

    Конкурс-викторина «Знатоки молока».

    Игра-демонстрация «Это удивительное молоко».

    Кроссворд «Молоко».

    Задание «Подбери рифму».

    Игра «Кладовая народной мудрости» (пословицы и поговорки об изделиях из теста.)

    9

    Пора ужинать

    Формирование представления об ужине как обязательном компоненте ежедневного рациона питания, его составе

    Игра «Объяснялки» (объяснить смысл пословиц).

    Игра-демонстрация «Как приготовить бутерброд».

    Игра «Что можно есть на ужин».

    10

    На вкус и цвет товарищей нет

    Познакомить детей с разнообразием вкусовых свойств различных продуктов и привить практические навыки распознавания вкусовых качеств наиболее употребительных продуктов

    Практическая работа «Определи вкус продукта».

    Конкурс-викторина «Что за чудо пирожки».

    Игра «Приготовь блюдо».

    11

    Если хочется пить…

    (что такое жажда)

    Сформировать представление о значении жидкости для организма человека, ценности разнообразных напитков

    Игра-демонстрация «Из чего готовят соки».

    Игра «Посещение музея Воды».

    Игра-демонстрация «Мы не дружим с Сухомяткой».

    Игра «Праздник Чая».

    12

    Что надо есть, если хочешь стать сильнее

    Сформировать представление о связи рациона питания и образа жизни, о высококалорийных продуктах питания

    Урок-презентация соевых продуктов.

    Игра «Мой день».

    Игра «Меню спортсмена».

    13

    Где найти витамины весной?

    Познакомить детей со значением витаминов и минеральных веществ в жизни человека

    Игра «Отгадай название».

    Дидактическая игра «Морские продукты».

    Игра «Отгадай мелодию».

    Игра «Вкусные истории».

    14

    Овощи, ягоды, фрукты – самые витаминные продукты

    Познакомить детей с разнообразием фруктов, ягод, их значением для организма

    КВН «Овощи, ягоды и фрукты – самые витаминные продукты».

    Игра «Овощи и фрукты».

    Праздник «Ягоды и фрукты – самые вкусные «жители» леса и сада».

    Экскурсия в поликлинику.

    Праздник «Капустник».

    «Витаминная радуга» (стихи об овощах разного цвета).

    15

    Каждому овощу свое время

    Познакомить детей с разнообразием овощей, их полезными свойствами

    Русская сказка «Вершки и корешки».

    Игра «Какие овощи выросли в огороде».

    Конкурс «Самый оригинальный овощной салат».

    Праздник «Каждому овощу –  свое время».

    Игра-эстафета «Собираем овощи».

    Реклама овощей.

    16

    День рождения Зелибобы

    Закрепить полученные знания о законах здорового питания, познакомить учащихся с полезными блюдами для праздничного стола

    Подарки для Зелибобы.

    Конкурс салатов, каш или бутербродов.

    Конкурс «Собираем урожай для Зелибобы».

    Игра «Правильно-неправильно».

    Конкурс «Курочки и петушки».

    Игра «Доскажи словечко».

    Организационно-деятельностная игра «Аукцион».

    Составление песенника «Приятного аппетита».

    Пояснительная записка

       Программа «Разговор о правильном питании» допущена министерством образования Российской Федерации.

       Авторами программы являются Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г.

       Программа «Разговор о правильном питании» включает в себя три части.

       Первая часть программы «Разговор о правильном питании», предназначенная для учащихся 1-2 классов, включает в себя 15 занятий.

       Вторая часть «Две недели в лагере здоровья» состоит из 14 занятий, предназначенных для учеников 3-4 классов.

       Третья часть «Формула правильного питания» включает в себя 11 занятий, предназначена для учеников 5 классов.

       В каждый комплект входит методическое пособие  для учителя, рабочая тетрадь для учащегося, плакаты, информационные материалы для родителей.

    1. Направленность программы «Разговор о правильном питании».

    В Конвенции о правах ребенка говорится о серьезном отношении к семье, детям, где здоровье является содержанием и образом жизни.

    Здоровье детей – это здоровье нации.

    Научить человека быть здоровым с детства – вот что самое главное. Это достигается через организацию правильного питания. Эта программа о питании реально может помочь укрепить здоровье каждому ребенку. Программа практических умений и навыков в области питания. Ее направленность – внедрение в массы правил питания, его рациональное использование в семье, школе, сбалансированность питания, соблюдение режима питания; формирование личностной позиции учащихся по сохранению и укреплению здоровья; осознание каждым человеком социальной значимости его здоровья. А здоровье – самая большая жизненная ценность. Программа включает теоретические знания и практические умения и навыки, которые помогут в жизни каждому ребенку, чтобы сохранить здоровье. Ведь не зря говорят – «Здоровье не купишь – его разум дает!»

    1. Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность.

    Эти критерия программы определяются такими предпосылками:

    1). Программа под названием «Здоровье и образование детей» была принята в области в 1998 году. По сохранению здоровья детей ведется большая работа (организуется летний отдых учащихся в лагерях, санаториях, проводятся уроки физкультуры, соревнования, дни здоровья, организованы спортивные секции). Но еще ни разу не затрагивали вопрос о питании детей, его организации в семье.

    2). В основу программы и своей работы я взяла здоровье – сберегающую технологию. Мы изучаем теоретические сведения о пользе правильного питания, развиваем практические умения, которые необходимы в жизни для сохранения здоровья. Большую просветительную работу по правильному питанию провожу с родителями, привлекаю в работу общественность и специалистов.

    Важная роль по формированию здорового образа жизни отведена программе: «Разговор о правильном питании».

    3).Изучение программы предусматривает активное вовлечение в работу родителей. Они знакомятся с основными принципами организации здорового питания детей, стараются организовать правильное питание в семье, помогают мне в классных, школьных, районных и областных мероприятиях.

    4). Данная программа реализуется в соответствии с «Концепцией государственной политики в области здорового питания расселения РФ» управлением специального образования при Министерстве образования России.

    5). Программа хорошо решает учебно-воспитательные задачи. В ней заложен развивающий эффект, воспитывающие начала, определяет набор навыков и реализует их в практическом применении в реальной жизненной ситуации. Программа легко решает задачу сотрудничество в семье, семьи и школы, школы и общественности. Она решает комплексные задачи по сохранению и укреплению здоровья детей. Успех воспитания и обучения зависит от состояния здоровья учащихся.

    Содержание программного материала помогает укреплять физическое здоровье учащихся, воспитывает культуру, навыки гигиены, создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения.

    Цели и задачи программы.

    Цели: 

    - сформировать у детей представление о необходимости заботы о своем здоровье, о значении важности правильного питания, как составной части сохранения и укрепления здоровья;

    - осознание ими личностной и социальной значимости здоровья, как жизненной ценности; формирование навыков здорового образа жизни.

    Задачи: 

    а) обучающая – формирование теоретических знаний в процессе изучения программы и совместной деятельности семьи, школы, общественности об основах рационального правильного питания;

    б) развивающая – способствовать развитию познавательного интереса и самостоятельной активности в процессе изучения, исследования, анализа и практических действий о правильном питании;

    в) воспитывающая – создание комфортных условий для получения информации о правильном питании через коллективную, групповую работу; выработка потребностей в соблюдении санитарно-гигиенических норм; воспитание воли и настойчивости, аккуратности в организации правильного питания и соблюдения режима дня, стремления к активной практической деятельности по реализации знаний о здоровом образе жизни.

     Отличительные особенности программы от ранее существующих.

    Данная программа отличается своими новыми принципами:

    а) Личностный – осознание каждым ребенком значения правильного питания для своего же здоровья; выработка мировоззрения о сбалансированном питании с учетом индивидуальных потребностей и типологических особенностей организма, формирование личностной позиции по сохранению и укреплению здоровья.

    б) Социальный – организация правильного питания в семье + школе; осознание значимости правильного питания для сохранения здоровья в пользу семьи, школы, общества, страны.

    в) Проблемность – он предполагает интеграцию общего и дополнительного образования; как особой формы получение знаний, практических умений и навыков.

    г) Внедрение новых технологий – пути реализации программы различны, обширны, требуют современного подхода и новых технологий в использовании адекватных форм и методов здоровье – сберегающих технологий.

    д) Природосообразность – при отборе мала и продуктов питания человек учитывает экологичность продуктов, их сообразность и пользу, исследуются и формируются экологические и биологические аспекты, учитываются законы самой природы и законы общего развития человека и общества.

    е) Гуманизация – предполагает заботу о здоровье каждого ученика, соблюдение санитарно-гигиенических требований, соблюдение режима дня, многоразовое питание, культуры здоровья, профилактика асоциальных действий, профессионального самоопределения, самореализации личности ребенка.

    ё) Массовость – вопросы питания касаются всех людей мира, земного шара. Хорошее правильное питание – основа жизни, основа здоровья. Здоровый человек – сильный человек. Разговор о правильном питании должен услышать каждый человек! Такие программы должны изучать массы людей, начиная с младшего возраста и до старших поколений.

    ж) Традиции – как развивалась наука о питании, какие русские национальные блюда существуют, праздничные кушанья, местные традиции гостеприимства.

    Возраст детей, участвующих в реализации программы.

    В кружок ходят ученики 1  класса ( 6 – 7 лет).

    Формы и режим занятий.

    Занятие кружка проходит по понедельникам 5-ым уроком. Иногда в связи с экскурсиями, встречами, практическими занятиями время может быть перенесено. Об этом ставится в известность администрация школы.

    Работа строится по схеме:

    учитель

    ученик

    родитель

    общественность

    Основу функционирования составляют

    игра

    деятельность

    развитие

    интересов

    практические

    навыки

    теоретические

    сведения

    +

    общение

    формирование 

    Культура питания

    Санитарно-гигиенические навыки

     

    Наши правила.

    1. Здоров будешь – все добудешь!
    2. Познай самого себя и ты познаешь весь мир!
    3. Здоровье и труд рядом идут!

    Принципы программы

    (три П)

       Правильное                             Польза                                   Природо-

           питание                                                                            сообразность

         изучение                             значимость                             возможности

      организации                             помощь                              закономерности

      соблюдение                              навыки                              внутренние силы

    Механизм построения программы.

    Стиль общения – взаимодействие, сотрудничество

                   субъект   субъект

                  (учитель)         (ученик)

    Элементы содержания программы.

    1. знания
    2. умения
    3. навыки
    4. опыт практической и творческой деятельности
    5. опыт ценностной личностной ориентации

    Формы работы самые разнообразные:

    1. Групповая работа. Работа в парах.

    (сюжетно-ролевые игры, игры с правилами, образно-ролевые игры, дискуссии).

    1. Фронтальная работа – это работа со всеми учащимися. Учитель предлагает беседу, рассказ, историю, чтение статей, информационный материал. Такая форма работы требует устойчивого внимания и заинтересованность учащихся.
    2. Индивидуальная работа – большое значение имеет для обработки практических навыков и умений, ответы на вопросы анкеты, проблемные задания, выполнение санитарно-гигиенических требований.

    Методы работы:

    1. Репродуктивный – воспроизведение знаний (беседа, вопросы, тесты, анкетирование).
    2. Проблемный – выдвигается гипотеза научных данных, дети их обследуют и обобщают.
    3. Частично-поисковый – открывается новое под руководством учителя (Творческие задания) (Режим для моей семьи. Любимые блюда мамы. Чем тебя накормит лес).
    4. Объяснительно-иллюстрированый – учитель сообщает и показывает наглядность. (Откуда к нам пришел «Чай»).

    Средства работы:

    1. Тетради.
    2. Карточки.
    3. Схемы. Ребусы.
    4. Таблицы. Плакаты.
    5. Перфокарты.
    6. Анкеты.
    7. Предметы быта.
    8. Продукты.
    1. Составление рассказов.
    2. Составление ребусов.
    3. Составление альбомов.
    4. Праздники по темам.
    5. День Здоровья.

    10)Оценочные листы.

    Достижение замысла 

    по программе о питании происходит в тесном контакте учителя, учеников, родителей, общественности: (например)

    № п/п

    Тема.

    Деятельность

    1.

    Режим питания.

    учителя

    учащихся

    родителей

    общественности

    Дать представление о важности регулярного режима питания.

    Составление меню на день (по группам: обед, ужин, завтрак).

    Организация питания: что мы едим, как часто и когда.

    Повар раскрывает типовой режим питания.

    Врач говорит о значении белков, жиров, углеводов.

    Технологическая часть мероприятий.

    1. Организация рабочего места.
    2. Соблюдение санитарно-гигиенических норм. Культура труда.
    3. Техника безопасности. Правила по охране труда.
    4. Выбор необходимого материала.
    5. Определение критерий качества.
    6. Практическая деятельность.
    7. Социализация. (Подумай, в какой профессии, связанной с питанием ты бы проявил свои знания, умения, навыки в жизни).
    8. Пропаганда здорового образа жизни.
    9. Итоги работы. Самоанализ. Самооценка.
    10. Оценка совместной деятельности.

    Ожидаемые результаты.

    1. Организация рационального сбалансированного питания в семьях учащихся.
    2. Знание значения для здоровья правильного питания.
    3. Охрана здоровья и организация здорового образа жизни.
    4. Выполнение санитарно-гигиенических требований.
    5. Пропаганда здорового образа жизни в жизненной ситуации своей и других людей.
    6. Организация правильного питания учащихся в школе.
    7. привлечение внимания учащихся, семьи, школы, общественности к организации правильного питания.

    Предполагаемые трудности в реализации программы.

    - Организация индивидуальной, групповой и коллективной совместной  

       деятельности учащихся, родителей, специалистов.

    - Усвоение детьми теоретических знаний о здоровом правильном питании.

    - Создание «копилки дидактического материала».

    - Привлечение к действиям пассивных детей, проявляющих низкий интерес в

       получении знаний.

    Содержание программы

    раскрывается на основе изучения тем разделов, практических действий.

    1. Роль здорового правильного питания в жизни человека.
    2. Практическая направленность программы в усвоении знаний и переходов от умения и навыкам в жизненной ситуации.
    3. Прогностическая оценка и самооценка: - Для чего мне нужны знания о правильном питании? Как в будущем это поможет нам?
    4. Влияние самого человека на организацию правильного питания в семье.
    5. Формирование здорового образа жизни и его пропаганда в кругу семьи, друзей, соседей.
    6. Нормы организации питания строю по схеме Потребность – мотив – действия.

    Методическое обеспечение.

    Дидактический принцип научности формирует у учащихся правильные понятия.

    Вся деятельность побуждалась внешней (эмоциональной) и внутренней (познавательной) мотивацией.

    Воспитательные и образовательные задачи достигаются через формы, методы  и              работы:

    1. метод стимулирования
    2. частично-поисковый
    3. контроль за эффективностью работы
    4. организация позновательно-практической деятельности
    5. словесные
    6. наглядные
    7. репродуктивные
    8. объяснительно-иллюстративный.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Программа по внеурочной деятельности "Волшебный карандаш" 1 класс

    Пояснительная записка к программе по внеурочной деятельности "Волшебный карандаш" (1-4 класс) Тематическое планирование внеурочного курса "Волшебный карандаш" (для 1 класса)...

    Программа по внеурочной деятельности "Геометрика" (1-4 класс)

    Пояснительная записка к программе "Геометрика" (1-4 класс). Тематическое планирование внеурочного курса "Геометрика" (1 класс)....

    программа организации внеурочной деятельности в 1-х классах

    Программа организации внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС НОО.Направления внеурочной деятельности:спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекульт...

    Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я - исследователь" 2 класс

    Рабочая программа по внеурочной деятельности «я – исследователь» (2 класс) составлена на основе авторской программы курса А. И. Савенкова «Я – исследователь» -  Программы внеурочной деятельности....


     

    Комментарии

    Агапова Антонида  Александровна

    Воспользовались Вашей программой. Детям очень полезно знать о правильном питании.Довольны сдержанием программы и родители.