Программа по внеурочной деятельности "Разговор о правильном питании" 1 класс
календарно-тематическое планирование по теме

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon разговор о правильном питании124.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема занятия

Цели занятия

Содержание  занятия

Дата

Кол-во часов

1

Вводное занятие

Познакомить учащихся с героями книги.

Просмотр видеокассеты

Анкетирование родителей

2

Если хочешь быть здоров

Дать представление о том, какие продукты наиболее полезны и необходимы человеку каждый день

Сюжетно-ролевая игра «Мы идем в магазин».

Игра-соревнование «Разложи продукты на разноцветные столы»

3

Самые полезные продукты

Научить детей выбирать самые полезные продукты

Динамическая игра «Поезд».

Тест «Самые полезные продукты»

4

Динамическая игра «Поезд».

Тест «Самые полезные продукты»

Сформировать у школьников представление об основных принципах гигиены питания.

Игра-обсуждение «Законы питания» (обсуждение стихотворения Чуковского «Барабек»).

Игра-инсценировка песни .

«Шел по городу волшебник».

Игра «Чем не стоит делиться»

5

Удивительные превращения пирожка

Дать представление о необходимости и важности регулярного питания, соблюдения режима питания

Соревнование «Кто правильно покажет время завтрака, обеда и ужина».

Тестирование учащихся.

Игра «Помоги Кубику и Бусинке».

Дидактическая игра «Доскажи пословицу».

Демонстрация «Удивительные превращения пирожка»

6

Из чего варят кашу и как сделать кашу вкусной?

Сформировать у детей представления о завтраке как обязательном компоненте ежедневного меню, различных вариантах завтрака

Игра «Пословицы запутались».

Игра «Отгадай-ка».

Игра «Знатоки».

Игра «Угадай сказку».

Конкурс «Самая вкусная и полезная каша».

Викторина «Печка в русских сказках».

 Игра «Поварята»

7

Плох  обед, если хлеба нет

Формирование представления об обеде как обязательном компоненте ежедневного рациона питания, его структуре

Венок из пословиц.

Игра «Угадай-ка».

Игра «Секреты обеда»..

Игра «Советы Хозяюшки».

Игра «Лесенка с секретом».

8

Полдник. Время есть булочки

Познакомить детей с вариантами полдника, дать представление о значении молока и молочных продуктах

Конкурс-викторина «Знатоки молока».

Игра-демонстрация «Это удивительное молоко».

Кроссворд «Молоко».

Задание «Подбери рифму».

Игра «Кладовая народной мудрости» (пословицы и поговорки об изделиях из теста.)

9

Пора ужинать

Формирование представления об ужине как обязательном компоненте ежедневного рациона питания, его составе

Игра «Объяснялки» (объяснить смысл пословиц).

Игра-демонстрация «Как приготовить бутерброд».

Игра «Что можно есть на ужин».

10

На вкус и цвет товарищей нет

Познакомить детей с разнообразием вкусовых свойств различных продуктов и привить практические навыки распознавания вкусовых качеств наиболее употребительных продуктов

Практическая работа «Определи вкус продукта».

Конкурс-викторина «Что за чудо пирожки».

Игра «Приготовь блюдо».

11

Если хочется пить…

(что такое жажда)

Сформировать представление о значении жидкости для организма человека, ценности разнообразных напитков

Игра-демонстрация «Из чего готовят соки».

Игра «Посещение музея Воды».

Игра-демонстрация «Мы не дружим с Сухомяткой».

Игра «Праздник Чая».

12

Что надо есть, если хочешь стать сильнее

Сформировать представление о связи рациона питания и образа жизни, о высококалорийных продуктах питания

Урок-презентация соевых продуктов.

Игра «Мой день».

Игра «Меню спортсмена».

13

Где найти витамины весной?

Познакомить детей со значением витаминов и минеральных веществ в жизни человека

Игра «Отгадай название».

Дидактическая игра «Морские продукты».

Игра «Отгадай мелодию».

Игра «Вкусные истории».

14

Овощи, ягоды, фрукты – самые витаминные продукты

Познакомить детей с разнообразием фруктов, ягод, их значением для организма

КВН «Овощи, ягоды и фрукты – самые витаминные продукты».

Игра «Овощи и фрукты».

Праздник «Ягоды и фрукты – самые вкусные «жители» леса и сада».

Экскурсия в поликлинику.

Праздник «Капустник».

«Витаминная радуга» (стихи об овощах разного цвета).

15

Каждому овощу свое время

Познакомить детей с разнообразием овощей, их полезными свойствами

Русская сказка «Вершки и корешки».

Игра «Какие овощи выросли в огороде».

Конкурс «Самый оригинальный овощной салат».

Праздник «Каждому овощу –  свое время».

Игра-эстафета «Собираем овощи».

Реклама овощей.

16

День рождения Зелибобы

Закрепить полученные знания о законах здорового питания, познакомить учащихся с полезными блюдами для праздничного стола

Подарки для Зелибобы.

Конкурс салатов, каш или бутербродов.

Конкурс «Собираем урожай для Зелибобы».

Игра «Правильно-неправильно».

Конкурс «Курочки и петушки».

Игра «Доскажи словечко».

Организационно-деятельностная игра «Аукцион».

Составление песенника «Приятного аппетита».

Пояснительная записка

   Программа «Разговор о правильном питании» допущена министерством образования Российской Федерации.

   Авторами программы являются Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г.

   Программа «Разговор о правильном питании» включает в себя три части.

   Первая часть программы «Разговор о правильном питании», предназначенная для учащихся 1-2 классов, включает в себя 15 занятий.

   Вторая часть «Две недели в лагере здоровья» состоит из 14 занятий, предназначенных для учеников 3-4 классов.

   Третья часть «Формула правильного питания» включает в себя 11 занятий, предназначена для учеников 5 классов.

   В каждый комплект входит методическое пособие  для учителя, рабочая тетрадь для учащегося, плакаты, информационные материалы для родителей.

  1. Направленность программы «Разговор о правильном питании».

В Конвенции о правах ребенка говорится о серьезном отношении к семье, детям, где здоровье является содержанием и образом жизни.

Здоровье детей – это здоровье нации.

Научить человека быть здоровым с детства – вот что самое главное. Это достигается через организацию правильного питания. Эта программа о питании реально может помочь укрепить здоровье каждому ребенку. Программа практических умений и навыков в области питания. Ее направленность – внедрение в массы правил питания, его рациональное использование в семье, школе, сбалансированность питания, соблюдение режима питания; формирование личностной позиции учащихся по сохранению и укреплению здоровья; осознание каждым человеком социальной значимости его здоровья. А здоровье – самая большая жизненная ценность. Программа включает теоретические знания и практические умения и навыки, которые помогут в жизни каждому ребенку, чтобы сохранить здоровье. Ведь не зря говорят – «Здоровье не купишь – его разум дает!»

  1. Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность.

Эти критерия программы определяются такими предпосылками:

1). Программа под названием «Здоровье и образование детей» была принята в области в 1998 году. По сохранению здоровья детей ведется большая работа (организуется летний отдых учащихся в лагерях, санаториях, проводятся уроки физкультуры, соревнования, дни здоровья, организованы спортивные секции). Но еще ни разу не затрагивали вопрос о питании детей, его организации в семье.

2). В основу программы и своей работы я взяла здоровье – сберегающую технологию. Мы изучаем теоретические сведения о пользе правильного питания, развиваем практические умения, которые необходимы в жизни для сохранения здоровья. Большую просветительную работу по правильному питанию провожу с родителями, привлекаю в работу общественность и специалистов.

Важная роль по формированию здорового образа жизни отведена программе: «Разговор о правильном питании».

3).Изучение программы предусматривает активное вовлечение в работу родителей. Они знакомятся с основными принципами организации здорового питания детей, стараются организовать правильное питание в семье, помогают мне в классных, школьных, районных и областных мероприятиях.

4). Данная программа реализуется в соответствии с «Концепцией государственной политики в области здорового питания расселения РФ» управлением специального образования при Министерстве образования России.

5). Программа хорошо решает учебно-воспитательные задачи. В ней заложен развивающий эффект, воспитывающие начала, определяет набор навыков и реализует их в практическом применении в реальной жизненной ситуации. Программа легко решает задачу сотрудничество в семье, семьи и школы, школы и общественности. Она решает комплексные задачи по сохранению и укреплению здоровья детей. Успех воспитания и обучения зависит от состояния здоровья учащихся.

Содержание программного материала помогает укреплять физическое здоровье учащихся, воспитывает культуру, навыки гигиены, создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения.

Цели и задачи программы.

Цели: 

- сформировать у детей представление о необходимости заботы о своем здоровье, о значении важности правильного питания, как составной части сохранения и укрепления здоровья;

- осознание ими личностной и социальной значимости здоровья, как жизненной ценности; формирование навыков здорового образа жизни.

Задачи: 

а) обучающая – формирование теоретических знаний в процессе изучения программы и совместной деятельности семьи, школы, общественности об основах рационального правильного питания;

б) развивающая – способствовать развитию познавательного интереса и самостоятельной активности в процессе изучения, исследования, анализа и практических действий о правильном питании;

в) воспитывающая – создание комфортных условий для получения информации о правильном питании через коллективную, групповую работу; выработка потребностей в соблюдении санитарно-гигиенических норм; воспитание воли и настойчивости, аккуратности в организации правильного питания и соблюдения режима дня, стремления к активной практической деятельности по реализации знаний о здоровом образе жизни.

 Отличительные особенности программы от ранее существующих.

Данная программа отличается своими новыми принципами:

а) Личностный – осознание каждым ребенком значения правильного питания для своего же здоровья; выработка мировоззрения о сбалансированном питании с учетом индивидуальных потребностей и типологических особенностей организма, формирование личностной позиции по сохранению и укреплению здоровья.

б) Социальный – организация правильного питания в семье + школе; осознание значимости правильного питания для сохранения здоровья в пользу семьи, школы, общества, страны.

в) Проблемность – он предполагает интеграцию общего и дополнительного образования; как особой формы получение знаний, практических умений и навыков.

г) Внедрение новых технологий – пути реализации программы различны, обширны, требуют современного подхода и новых технологий в использовании адекватных форм и методов здоровье – сберегающих технологий.

д) Природосообразность – при отборе мала и продуктов питания человек учитывает экологичность продуктов, их сообразность и пользу, исследуются и формируются экологические и биологические аспекты, учитываются законы самой природы и законы общего развития человека и общества.

е) Гуманизация – предполагает заботу о здоровье каждого ученика, соблюдение санитарно-гигиенических требований, соблюдение режима дня, многоразовое питание, культуры здоровья, профилактика асоциальных действий, профессионального самоопределения, самореализации личности ребенка.

ё) Массовость – вопросы питания касаются всех людей мира, земного шара. Хорошее правильное питание – основа жизни, основа здоровья. Здоровый человек – сильный человек. Разговор о правильном питании должен услышать каждый человек! Такие программы должны изучать массы людей, начиная с младшего возраста и до старших поколений.

ж) Традиции – как развивалась наука о питании, какие русские национальные блюда существуют, праздничные кушанья, местные традиции гостеприимства.

Возраст детей, участвующих в реализации программы.

В кружок ходят ученики 1  класса ( 6 – 7 лет).

Формы и режим занятий.

Занятие кружка проходит по понедельникам 5-ым уроком. Иногда в связи с экскурсиями, встречами, практическими занятиями время может быть перенесено. Об этом ставится в известность администрация школы.

Работа строится по схеме:

учитель

ученик

родитель

общественность

Основу функционирования составляют

игра

деятельность

развитие

интересов

практические

навыки

теоретические

сведения

+

общение

формирование 

Культура питания

Санитарно-гигиенические навыки

 

Наши правила.

  1. Здоров будешь – все добудешь!
  2. Познай самого себя и ты познаешь весь мир!
  3. Здоровье и труд рядом идут!

Принципы программы

(три П)

   Правильное                             Польза                                   Природо-

       питание                                                                            сообразность

     изучение                             значимость                             возможности

  организации                             помощь                              закономерности

  соблюдение                              навыки                              внутренние силы

Механизм построения программы.

Стиль общения – взаимодействие, сотрудничество

               субъект   субъект

              (учитель)         (ученик)

Элементы содержания программы.

  1. знания
  2. умения
  3. навыки
  4. опыт практической и творческой деятельности
  5. опыт ценностной личностной ориентации

Формы работы самые разнообразные:

  1. Групповая работа. Работа в парах.

(сюжетно-ролевые игры, игры с правилами, образно-ролевые игры, дискуссии).

  1. Фронтальная работа – это работа со всеми учащимися. Учитель предлагает беседу, рассказ, историю, чтение статей, информационный материал. Такая форма работы требует устойчивого внимания и заинтересованность учащихся.
  2. Индивидуальная работа – большое значение имеет для обработки практических навыков и умений, ответы на вопросы анкеты, проблемные задания, выполнение санитарно-гигиенических требований.

Методы работы:

  1. Репродуктивный – воспроизведение знаний (беседа, вопросы, тесты, анкетирование).
  2. Проблемный – выдвигается гипотеза научных данных, дети их обследуют и обобщают.
  3. Частично-поисковый – открывается новое под руководством учителя (Творческие задания) (Режим для моей семьи. Любимые блюда мамы. Чем тебя накормит лес).
  4. Объяснительно-иллюстрированый – учитель сообщает и показывает наглядность. (Откуда к нам пришел «Чай»).

Средства работы:

  1. Тетради.
  2. Карточки.
  3. Схемы. Ребусы.
  4. Таблицы. Плакаты.
  5. Перфокарты.
  6. Анкеты.
  7. Предметы быта.
  8. Продукты.
  1. Составление рассказов.
  2. Составление ребусов.
  3. Составление альбомов.
  4. Праздники по темам.
  5. День Здоровья.

10)Оценочные листы.

Достижение замысла 

по программе о питании происходит в тесном контакте учителя, учеников, родителей, общественности: (например)

№ п/п

Тема.

Деятельность

1.

Режим питания.

учителя

учащихся

родителей

общественности

Дать представление о важности регулярного режима питания.

Составление меню на день (по группам: обед, ужин, завтрак).

Организация питания: что мы едим, как часто и когда.

Повар раскрывает типовой режим питания.

Врач говорит о значении белков, жиров, углеводов.

Технологическая часть мероприятий.

  1. Организация рабочего места.
  2. Соблюдение санитарно-гигиенических норм. Культура труда.
  3. Техника безопасности. Правила по охране труда.
  4. Выбор необходимого материала.
  5. Определение критерий качества.
  6. Практическая деятельность.
  7. Социализация. (Подумай, в какой профессии, связанной с питанием ты бы проявил свои знания, умения, навыки в жизни).
  8. Пропаганда здорового образа жизни.
  9. Итоги работы. Самоанализ. Самооценка.
  10. Оценка совместной деятельности.

Ожидаемые результаты.

  1. Организация рационального сбалансированного питания в семьях учащихся.
  2. Знание значения для здоровья правильного питания.
  3. Охрана здоровья и организация здорового образа жизни.
  4. Выполнение санитарно-гигиенических требований.
  5. Пропаганда здорового образа жизни в жизненной ситуации своей и других людей.
  6. Организация правильного питания учащихся в школе.
  7. привлечение внимания учащихся, семьи, школы, общественности к организации правильного питания.

Предполагаемые трудности в реализации программы.

- Организация индивидуальной, групповой и коллективной совместной  

   деятельности учащихся, родителей, специалистов.

- Усвоение детьми теоретических знаний о здоровом правильном питании.

- Создание «копилки дидактического материала».

- Привлечение к действиям пассивных детей, проявляющих низкий интерес в

   получении знаний.

Содержание программы

раскрывается на основе изучения тем разделов, практических действий.

  1. Роль здорового правильного питания в жизни человека.
  2. Практическая направленность программы в усвоении знаний и переходов от умения и навыкам в жизненной ситуации.
  3. Прогностическая оценка и самооценка: - Для чего мне нужны знания о правильном питании? Как в будущем это поможет нам?
  4. Влияние самого человека на организацию правильного питания в семье.
  5. Формирование здорового образа жизни и его пропаганда в кругу семьи, друзей, соседей.
  6. Нормы организации питания строю по схеме Потребность – мотив – действия.

Методическое обеспечение.

Дидактический принцип научности формирует у учащихся правильные понятия.

Вся деятельность побуждалась внешней (эмоциональной) и внутренней (познавательной) мотивацией.

Воспитательные и образовательные задачи достигаются через формы, методы  и              работы:

  1. метод стимулирования
  2. частично-поисковый
  3. контроль за эффективностью работы
  4. организация позновательно-практической деятельности
  5. словесные
  6. наглядные
  7. репродуктивные
  8. объяснительно-иллюстративный.



 

Комментарии

Агапова Антонида  Александровна

Воспользовались Вашей программой. Детям очень полезно знать о правильном питании.Довольны сдержанием программы и родители.