Доброе слово, что ясный день
классный час по теме

 

Иван ИЛЬИН. О ДОБРОТЕ
image
Чтобы оценить доброту и постигнуть ее культурное значение, надо непременно самому испытать ее: надо воспринять луч чужой доброты и пожить в нем и надо почувствовать, как луч моей доброты овладевает сердцем, словом и делами моей жизни и обновляет ее. Но, может быть, еще поучительнее испытать чужую недоброту в ее предельном выражении — вражды, злобы, ненависти и презрения, испытать ее длительно, всесторонне, как систему жизни, как безнадежную, пожизненную атмосферу бытия. Это-то, по-видимому, и дано человечеству двадцатого века в отрезвление, умудрение и обновление... Великое счастье — испытать чужую подлинную доброту, поверить ей, довериться ей и не обмануться... Она всегда приходит «незаслуженно», «сверхсметно»: иногда на зов, иногда без зова; не по обязанности, не в силу долга, но как дар, дающийся по собственному почину, без возврата, без ответного дара и возмещения: «ни за что ни про что»... И тогда она невольно вызывает в душе вопрос: «неужели вправду? неужели это возможно? неужели есть в мире и такая стихия? и если есть, то почему же мы все не участвуем в ней и не наслаждаемся ею?» Ведь это — совсем иная, совсем новая жизнь, настоящая, радостная, светлая; и после нее, без нее — все кажется сумеречным, печальным, ошибочным, жестким и едва выносимым... Чужая доброта — это сразу зов, и обещание, и исполнение обещанного: предчувствие чего-то большого, чему даже не сразу верится; теплота, от которой сердце согревается и приходит в ответное движение: ибо в нем сразу просыпаются — смущение и благодарность, и любовь, и новая очевидность, удостоверяющая нас в мирообъемлющей стихии Евангельского обетования...
 
Человек, раз испытавший это, не может не ответить (рано или поздно, уверенно или неуверенно) своею добротою, своим лучом, как бы «посылаемым» в мир, «участвующим» и «связующим». И ответ этот взойдет из него тем раньше, тем увереннее и тем плодотворнее, чем меньше он будет в плену у каменеющего ожесточения и у ложного стыда.
 
Это есть великое счастье — почувствовать в своем сердце огонь доброты и дать ему волю в жизни. В этот миг, в эти часы человек находит в себе свое «лучшее», пение своего сердца, преображение своего инстинкта: раскрывается его последняя глубина, преодолевается его одиночество, расширяется объем его самочувствия до пределов живущего и страдающего мира. Забывается «я» и «свое»; исчезает «чужое», ибо оно становится «моим» и  «мною». И для вражды и ненависти не остается места в душе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dobroe_slova_chto_yasnyy_den.docx27.43 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Заинская средняя общеобразовательная школа №6»

Заинского муниципального района

классный час

«Доброе слово, что ясный день»

                                                                                                Выполнила

Учитель начальных классов ЗСОШ № 6

Шайбакова Р. Р.

Заинск 2011 г

Цели: повторить и закрепить с детьми формы вежливых обращений друг другу, моделируя различные ситуации; закрепить то, что добрые дела, слова непременно должны сочетаться с добрыми поступками.

Предварительная подготовка: разучивание песни кота Леопольда «Если добрый ты», песни «В добрый путь», разучивание стихотворений, частушек; инсценирование сказки В. Сутеева «Яблоко».

Оформление класса: на доске крепится карта города Волшебных слов с пунктами: улица Добрых слов, тупик Вредных советов, парк Сказок и пословиц, Веселая поляна, аллея Игр, улица Частушек, Театральная улица, площадь Добра;  пословицы о доброте, вежливости (готовят дети), рисунок автобуса для путешествия.

 Ход занятия:

Ребята, сегодня мы совершим путешествие в город Волшебных слов и добрых дел. Отправимся мы туда на этом симпатичном автобусе.

Каждый вежливый человек, независимо от его возраста, знаком и успешно пользуется вежливыми словами. Давайте вспомним историю, которая произошла с мальчиком Павликом в рассказе писателя В. Осеевой «Волшебное слово». Ответьте, какое волшебное слово сказал старичок Павлику? А помогло ли ему это слово? Как надо было произносить волшебное слово? Но ведь старичок сказал Павлику всего одно волшебное слово, а на самом деле их много.

Взгляните на карту города Добрых дел. Мы начинаем путешествие с улицы Добрых слов. Для начала проведем викторину: проверим, какие волшебные слова вы знаете? Вам знакома книга А. Кондратьева «Счастливый парус». Давайте вспомним стихи из этой книги. Дети читают стихи:

Добрый день!  -Добрый день! - тебе сказали,

-Добрый день! - ответил ты.

Как две ниточки связали

Теплоты и доброты.

Доброго пути!           Нам желают: « Доброго пути!» -

Будет легче ехать и идти.

Приведет , конечно, добрый путь

Тоже к доброму чему - нибудь.

Здравствуйте! - Здравствуйте! - ты скажешь человеку.

- Здравствуй - улыбнется он в ответ,

И, наверно, не пойдет в аптеку,

И здоровым будет много лет.

Спасибо!               За что мы говорим «спасибо»?

За все, что делают для нас.

И мы припомнить не смогли бы,

Кому сказали, сколько раз?

Пожалуйста! Отменить что ли слово «пожалуйста»?

Повторяем его поминутно.

Нет, пожалуй, что без «пожалуйста»

Нам становится неуютно

Простите!                Простите, я больше не буду

Нечаянно бить посуду

И взрослых перебивать,

И что обещал - забывать.

А если я все же забуду,

Простите, я больше не буду.

- Как вы думаете, от чего зависит сила волшебных слов? Правильно, от того как сказано: спокойно и приветливо, или грубо и невежливо. Тогда они перестают быть вежливыми. Посмотрите, мы попали в тупик Вредных слов. Жители этого тупика приготовили нам свои вредные советы. Послушайте и объясните, как правильно нужно поступать в данных ситуациях? Дети вслух читают листочки с текстами Г. Остера.

Совет № 1. Если ты пришел к знакомым - не здоровайся ни с кем .

Слов «пожалуйста» , « спасибо » никому не говори.

Отвернись и на вопросы ни на чьи не отвечай.

И тогда никто не скажет про тебя , что ты болтун.

Совет № 2. Если друг на день рождения пригласил тебя к себе,

Ты оставь подарок дома - пригодится самому.

Сесть старайся рядом с тортом, в разговоры не вступай:

Ты во время разговора вдвое меньше съешь конфет.

Совет № 3. Если к папе или маме тетя взрослая пришла

И ведет какой -то важный и серьезный разговор ,

Нужно сзади незаметно к ней подкрасться а потом

Громко крикнуть прямо в ухо: «Стой! Сдавайся! Руки вверх!»

- Наше путешествие продолжается. Мы въезжаем в парк Сказок и пословиц. Всю свою жизнь, с самого детства, человек познает, «что такое хорошо и что такое плохо». Люди понимают: за все, что для тебя делают хорошего, надо платить добром и душевным, теплом. Доброта - признак силы и великодушия. Но в мире противостоит зло и между ними постоянно идет борьба. Издавна люди передавали свой жизненный опыт, мудрость в виде сказок, которые учат бороться со злом, презирать хитрецов, льстецов. Как вы знаете, в сказках добро всегда побеждает, а добрые люди всегда красивы. Вспомните, в каких сказках говорится о победе добра? Кроме того, свое отношение к добру и злу народ отразил в пословицах и поговорках. Давайте посмотрим ваши подготовленные рисунки, кто какие пословицы подобрал. (Чтение и пояснение пословиц: «Доброе слово - что дождь в засуху», «На добрый привет - добрый ответ», «Доброе семя - добрый и всход» и т. д.). Отдельный просмотр рисунка и пословицы «При солнышке тепло, при матушке добро». Беседа об отношении всего живого к маме.

Мы попали на Веселую поляну. Давайте выйдем из автобуса и немного отдохнем. Игра «Запретное движение». На этой полянке приготовлены две задачи. В их условии есть ошибки, исправьте их.

Задача № 1 Мальчик крикнул прохожему: - Скажите, сколько сейчас часов? (Надо не кричать, а вежливо спросить: «Который час?», Надо употребить слова «пожалуйста», «спасибо»). Задача № 2 Девочка возмущенно пожаловалась маме: «Во дворе мальчишка такой невежа - зовет меня Валькой». «А ты как его зовешь?»- спросила мама. «Я его вообще никак не зову. Я ему просто кричу : «Эй, ты !». ( Девочка должна звать мальчика по имени, а не кричать «Эй, ты!».)

Проведем еще одну игру. Я буду читать,  а вы вставьте нужные слова. Вова ехал в автобусе. Он сидел у окна и рассматривал улицы. В автобус вошла женщина с маленьким мальчиком. Вова встал и сказал женщине: - Садитесь ... («пожалуйста»). Женщина вежливо поблагодарила Вову ... («спасибо»). Вдруг автобус неожиданно затормозил, Вова чуть не упал и толкнул какого-то мужчину, но сразу же сказал ... («извините, пожалуйста»).

Едем дальше на улицу Частушек. Послушаем частушки. Выступления детей.

Заиграй-ка балалайка,

Балалайка - три струны!

Подпевайте, не зевайте,

Выходите, плясуны !

В поезд входят три юнната:

«Ух, народу сколько тут!

Занимай места, ребята,

А то бабушки займут!»

Петя ловко ловит рыбу,

Может лодки мастерить,

Только «здравствуй» и «спасибо»

Не умеет говорить.

Тетя Сима попросила

Слазить Петю на чердак.

- Извините, тетя Сима,

Я вам вовсе не батрак

Мы въезжаем на Театральную улицу. Инсценирование сказки В.Сутеева «Яблоко». О чем вы подумали, посмотрев сказку? Чему учит нас эта сказка? (Сказка учит быть  вежливыми, заботливыми, щедрыми)

Оцени свою вежливость

Тест

Да/иногда/нет

         Я

Родные

  1. Здороваешься ли ты с соседями по дому?
  2. Благодаришь ли ты маму

или бабушку за обед (завтрак, ужин)?

3.        Извиняешься ли ты, если опоздал

на урок и вошел в класс после учителя?

4.        Ты извиняешься перед малышом,
которого случайно толкнул?

5.        Папа (дедушка, мама....) помог тебе
решить трудную задачу.
Благодаришь ли ты его (ее)?

  1. Говоришь ли спокойно, не повышая голоса, даже если споришь?
  2. Поздравляешь ли ты маму, бабушку, сестру... с праздником 8 Марта?
  3. Когда ты ложишься спать, желаешь ли ты спокойной ночи домашним?

Оцениваем баллами: «да» - 2 балла; «иногда» - 1 балл; «нет» - 0.

-Подсчитайте баллы. Подымите руку, у кого получилось 12 баллов и больше? Молодцы! С вами все в порядке, так держать!

- У кого меньше 12 баллов? Вы не всегда вежливы, будьте внимательны. У человека, который всегда старается вести себя вежливо и честно, со временем вырабатывается сильная воля и твердый характер. Про такого говорят:

-Этот человек умеет сам себя воспитывать.

Вы все хорошо сегодня поработали.

Наше путешествие подходит к концу. Оно завершается на главной площади города - площади Добра. Итак, давайте вспомним - по какому городу мы с вами путешествовали? С какими вежливыми словами встречались? Что мы можем сказать всем на прощание? Заучивание наизусть:

Надо, очень надо добрым быть,

И в беде друг друга не забыть,

И завертится земля быстрей,

Если будем мы хоть чуточку добрей.

Занятие заканчивается исполнением песни «Если добрый ты».