Подсказка для родителей
методическая разработка по теме

Федотова Елена Владимировна

Хотите, чтобы ваш ребенок ходил в школу с удовольствием?

Ознакомьтесь с данным материалом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Как научить ребенка читать?

Мастер-класс для родителей от Жан-Поля Сартра.Любому родителю хочется, чтобы малыш как можно раньше приобщился к миру книг и научился читать. О том, как этого добиться, рассказывает детский психолог Игорь Павлов. 

Кто из нас не мечтает о том, чтобы его ребенок вырос умным и любознательным человеком? Мы прикладываем огромные усилия, с раннего возраста воспитывая в нем способности и таланты, прививая любовь к знаниям и открытиям. Многие из нас уже на самом старте развития малыша грезят о его будущих великих свершениях и успехах. 

Современные родители наслышаны о том, что сегодня дети все меньше и меньше читают, предпочитая проводить время у телеэкрана или монитора компьютера. Они с тревогой думают, что их дети в скором времени вольются в это поколение «нечитающих школьников». 

Однако, пока ребенок маленький, во многом от нас зависит, как он станет относиться к книгам и появится ли у него желание учиться их читать. Давайте посмотрим, что мы можем сделать, чтобы сформировать у ребенка интерес к чтению, а поможет нам в этом один из интеллектуалов XX века – французский философ и писатель Жан-Поль Сартр. На примере собственного детства он расскажет, как привить ребенку любовь к чтению и, возможно, вырастить из него самого настоящего писателя и философа. 

Итак, 6 главных шагов к тому, чтобы приобщить дошкольника к книгам:

1. Создайте вокруг ребенка специальную «книжную» атмосферу. Пусть книги располагаются в каждой комнате на каждом видном и доступном малышу месте. Окружите их ореолом загадочности.

Ж.-П. Сартр: «Я начал свою жизнь, как, по всей вероятности, и кончу ее среди книг. Кабинет деда был заставлен книгами; пыль с них разрешалось стирать только раз в году – в октябре, накануне возвращения в город. Еще не научившись читать, я благоговел перед этими священными камнями: они расположились на полках стоймя и полулежа, кое-где точно сплошная кирпичная кладка, кое-где в благородном отдалении друг от друга, словно ряды менгиров».

2. Для всех взрослых в семье, включая бабушек и дедушек, книги должны стать чем-то вроде интеллектуальных лакомств. Если ребенок видит, что взрослые получают настоящее удовольствие от чтения, рано или поздно и ему тоже захочется приобщиться к этому таинственному источнику радости.

Ж.-П. Сартр: «В комнате бабушки книги не стояли, а лежали на столе; Луиза брала их в библиотеке – не больше двух за раз. Эти безделушки напоминали мне новогодние лакомства, потому что их тонкие, глянцевитые страницы казались вырезанными из глазированной бумаги».

3. Позволяйте ребенку прикасаться к книгам всякий раз, как только ему захочется это сделать. Но не забывайте объяснять, для чего книги предназначены и как правильно с ними обращаться. Разъясняйте и показывайте на собственном примере, как следует брать книгу с полки, аккуратно и неспешно листать ее страницы, «смакуя» каждую иллюстрацию и каждое предложение.

Ж.-П. Сартр: «Я украдкой дотрагивался до них, чтобы причаститься их пылью, но не представлял себе, на что они, собственно, нужны, и каждый день приглядывался к ритуалу, смысл которого от меня ускользал: дед, в повседневном обиходе до того неумелый, что моей матери самой приходилось застегивать ему перчатки, манипулировал этой духовной утварью с ловкостью служителя алтаря».

4. Как только ребенок пожелает иметь свои книги, позаботьтесь о том, чтобы он их тут же заполучил от вас в подарок. Раздобудьте несколько самых красивых и соответствующих возрасту ребенка книг и торжественно вручите ему. Ни в коем случае не ругайте ребенка за попытки играть с книгами, как со всеми прочими игрушками, иначе это полностью отобьет у него охоту даже близко к ним подходить. Просто еще раз объясните ему их истинное предназначение. И в этот же вечер перед сном продемонстрируйте малышу свое мастерство обращения с книгой, почитав ему вслух несколько увлекательных сказок или стихотворений. 

Ж.-П. Сартр: «Я еще не умел читать, но был настолько заражен снобизмом, что пожелал иметь собственные книги. Дед отправился к своему мошеннику-издателю и раздобыл «Сказки» поэта Мориса Бушора – фольклорные сюжеты, обработанные для детей человеком, который, по словам деда, глядел на мир детскими глазами. Я пожелал немедля и по всей форме вступить во владение книгами. Взяв два маленьких томика, я их обнюхал, ощупал, небрежно, с предусмотренным по этикету хрустом открыл «на нужной странице». Тщетно: у меня не было чувства, что книги мои. Не увенчалась успехом и попытка поиграть с ними: баюкать, целовать, шлепать, как кукол. Еле удерживаясь, чтобы не разреветься, я в конце концов положил их на колени матери. Она подняла глаза от шитья: «Что тебе почитать, мой родной? Про фей?» Я недоверчиво спросил: «Про фей? А разве они там?»

5. Но не спешите проглатывать вместе с ребенком книгу за книгой. Растяните удовольствие от чтения одной книги на несколько дней. Дайте нетерпеливому ребенку понять, что, если он хочет побыстрее узнать продолжение сказки или рассказа, ему впору подумать о том, как научиться читать самому. Предоставьте ему для этого все условия, побуждайте и хвалите любые попытки раскрыть книгу самостоятельно. Пусть он пробует читать, рассматривая картинки, вспоминая, о чем читали ему вы, пока не поймет: чтобы узнать смысл каждого слова, необходимо научиться грамоте.

Ж.-П. Сартр: «Я проникся завистью к матери и решил отбить у нее роль. Завладев книжкой под названием «Злоключения китайца в Китае», я уволок ее в кладовую; там, взгромоздившись на раскладушку, я стал представлять, будто читаю: я водил глазами по черным строчкам, не пропуская ни одной, и рассказывал себе вслух какую-то сказку, старательно выговаривая все слоги. Меня застигли врасплох – а может, я подстроил так, чтобы меня застигли, – начались охи, и было решено, что пора меня учить грамоте. Я был прилежен, как оглашенный язычник; в пылу усердия я сам себе давал частные уроки: взобравшись на раскладушку с романом Гектора Мало «Без семьи», который я знал наизусть, я прочел его от доски до доски, наполовину рассказывая, наполовину разбирая по складам; когда я перевернул последнюю страницу, я умел читать».

6. В доме не должно быть запрещенных для ребенка книг. А те, до которых, вы считаете, он еще не созрел, лучше скройте от его глаз подальше, дабы они не искушали его. Зато позвольте ему командовать всеми остальными книгами. Регулярно пополняйте его собственную библиотеку интересными художественными произведениями, детскими иллюстрированными справочниками и энциклопедиями, рассказывающими о насекомых, птицах, животных, людях, технике. Каждая такая книга должна содержать в себе целый мир, который ребенку захочется познать и сделать своим собственным миром знаний.

Ж.-П. Сартр: «Мне позволили рыться на книжных полках, и я устремился на приступ человеческой мудрости! Это решило мою судьбу. Книги были для меня птицами и гнездами, домашними животными и полями. Книги – мир, отраженный в зеркале; они обладали его бесконечной плотностью, многообразием и непредугаданностью». 





Источник: 
http://www.goodhouse.ru/family_and_children/education/348348/



Предварительный просмотр:

"Не знаю, что делать, – жалуется Анна, мама 21-летнего Сергея. – Сын учится на четвертом курсе платного института. Разумеется, я оплачиваю его учебу, ведь образование очень важно. Но я надеялась на то, что он понемногу будет работать, такая возможность есть. Думала даже, что вскоре сможет и мне помогать финансово. Однако недавно он заявил, что я обязана его обеспечивать, потому что работать где попало он не собирается. Живем мы вдвоем, мне уже 55 лет, и боюсь, что долго содержать его я не смогу. Ведь ему нужны деньги и на одежду, и на развлечения, и на путешествия – он не привык экономить…"

Психологи отмечают, что подобные жалобы родителей на взрослых детей – явление очень частое. Причем чаще всего родители убеждены: до 20–25 лет они должны дать ребенку все – достаток, образование, беззаботную жизнь, жилье… А потом, когда финансировать растущие потребности становится тяжело, родители вдруг обнаруживают, что выросший сын или дочь иного и не представляет. В этот момент и рождаются конфликты. 

«Ты уже взрослый и должен обеспечивать себя», – говорит родитель. «А что изменилось?» – искренне удивляется ребенок, в сознании которого действительно никаких перемен не произошло. Упреки в свой адрес он считает обидными. 

«Если я завожу разговор о том, что хорошо бы и работать, нести ответственность за что-то, то в ответ слышу: «Опять ты про деньги! Больше ни о чем говорить не можешь», – рассказывает Алла, живущая вместе с 23-летним сыном, – а ведь я всю жизнь только для него старалась. Теперь же он злится, говорит, что вообще уедет, что я его замучила придирками и своей жадностью». 



Граница детства 

Когда ребенок становится взрослым? Некоторые считают, что это случается в день, когда ему исполняется 18, другие убеждены, что учеба в институте вполне еще относится к отрочеству, а взрослая жизнь начинается с поступлением на работу. Есть еще сторонники взглядов: «Выдам замуж/женю, тогда можно и вздохнуть». Результатом этой размытости границ часто становится противоречие: с одной стороны, с 18–20-летнего человека требуют взрослых решений, а с другой, – не дают возможности самостоятельно управлять своей жизнью. Да и взрослые оказываются в растерянности: когда их ребенок перестает быть подростком? 

В разные времена в различных культурах люди пытались решить эту задачу. И чаще всего проводили границу искусственно, с помощью обрядов и ритуалов. Например, в большинстве племен Австралии и Африки есть ритуал инициации. Как правило, драматургия ритуала построена на преодолении опасности, угрозе жизни, часто – на умирании, через которое нужно пройти для перехода в другое качество. Это умирание детства и рождение зрелого человека. В строго определенном возрасте ребенок проходит инициацию и с этого момента официально считается взрослым. 

В нашей культуре таких обрядов нет, поэтому каждая семья вынуждена искать ориентиры сама. Что может стать симптомом взросления? «Юный индивид, – написала однажды известный французский психоаналитик Франсуаза Дольто, – выходит из отрочества, когда тревога за него его собственных родителей не производит на него тормозящего действия. То, что я говорю, не слишком приятно для родителей, но это та правда, которая поможет им ясно увидеть картину: их дети стали взрослыми, раз они способны освободиться от родительского влияния, думая про себя приблизительно следующее: «Родители есть родители, их не меняют, да я и не стремлюсь их поменять. Они не принимают меня таким, какой я есть, тем хуже для них, я от них ухожу». И уходят без всякого чувства вины. В этот момент резкого перелома большинство родителей склонны обвинять своих детей, поскольку те заставляют их страдать. Тревога родителей растет: «Что с ними будет, ведь у них нет никакого опыта?..» – и так далее, и тому подобное». 

Заменой ритуала инициации сегодня может стать, по мнению Франсуазы Дольто, некий юношеский проект, мечта, осуществление которой связано с серьезным усилием и даже иногда с опасностью. Самому заработать деньги, совершить необычное, даже рискованное путешествие – мечты об этом говорят о том, что подросток находится в переходной фазе от отрочества во взрослое состояние. И от поведения взрослых в этот момент зависит то, как этот переход пройдет. Лучше всего эту мечту подпитывать, а не противоречить ей. «Если у подростка есть какой-нибудь проект, – говорит Дольто, – пусть даже долгосрочный, это его спасет. Нужно, чтобы что-то питало его замыслы. Это то, что делает ожидание терпимым, когда ты в чистилище юности, в состоянии бессилия и экономической зависимости…» 

Школа взросления 
Но, чтобы выросший ребенок смог воплотить свой проект, свою мечту в жизнь, у него должны быть инструменты для этого. И отрочество – самое подходящее время для того, чтобы научить подростка нести за себя ответственность. Воспитать это качество в ребенке – все равно что пройти по канату, ведь надо умудриться найти баланс между контролем, свободой и благоразумностью. 

1. Не путайте ответственность с послушанием и исполнительностью. 
Часто родители мечтают о том, чтобы ребенок был в состоянии отвечать за себя, но в то же время подвергают его строгому контролю и требуют тотального повиновения. Ребенок обязан отвечать за каждый свой проступок – это и понимается под ответственностью. Например, родители говорят: «У тебя в комнате ужасный бедлам! Чтобы к вечеру все было убрано». И от того, насколько точно ребенок исполнит это задание, будет зависеть вывод: может он отвечать за себя или нет? Однако все мы понимаем: чем старше ребенок, тем больше вероятность того, что он не сделает того, о чем его просят. Почему? Да потому что он сам не считает это беспорядком, его мнения никто не спрашивал и выбора не предоставлял. И вся его вина – в неповиновении. А быть ответственным означает по собственной воле принимать решения, понимать необходимость действия и доводить его до конца. У маленького ребенка это чувство можно «тренировать» – вместе обсуждать, давать возможность выбирать обязанности (например, по дому, по уходу за животным и т. п.) и рассказывать «технологию» выполнения. 

2. Думайте о ребенке как о человеке ответственном, говорите ему и окружающим об этом. 
Дело в том, что дети в оценках самих себя ориентируются на оценки взрослых. Когда вы убеждены: «Если его не заставлять, он ничего никогда сам не сделает», – ребенок установку эту перенимает. И действительно не будет делать ничего без давления. Попытайтесь изменить свои внутренние установки с негативных на позитивные: вместо «он не в состоянии принимать решения » пусть будет «я доверяю ребенку, он отвечает за свои поступки и может позаботиться о себе». Если вы по-настоящему будете в это верить, поверит и ребенок, а значит, станет действовать иначе. 

3. Не скрывайте от подростка информацию о том, сколько вы на него тратите. 
Многие родители и сами не считают, во сколько им обходится ребенок, полагая, что «у него должно быть все». Когда сын или дочь становится старше, расходы возрастают – родители часто вынуждены ограничивать себя. Но ребенок об этом порой даже и не подозревает, привыкая к тому, что все его потребности всегда удовлетворяются. 

4. Определите, с какого возраста ребенок должен будет обеспечивать себя сам. 
Пусть это будет, например, 18 лет или окончание первого курса института. И заранее договоритесь с ребенком об этом. Время от времени напоминайте ему: «Через год (два-три) тебе нужно найти работу, оплачивать свои расходы…» Будьте тверды и последовательны, выполняйте свое решение, даже если вам кажется, что ребенок еще не готов. 

5. Не спешите удовлетворять все потребности ребенка. 
Если у человека три раза в день появляется еда на столе, если у него всегда убрано в квартире, в нужный момент появляются одежда, компьютер, книги, деньги на отдых, то у него просто нет никаких стимулов становиться самостоятельным. Для того чтобы избежать ссор, договоритесь о том, что постепенно вы будете сокращать свое финансовое «присутствие» в жизни ребенка. Лучше всего составить целую программу – на пару лет или несколько месяцев. 

6. Учите обращаться с деньгами. 
Для этого вначале вам придется побеседовать с ребенком о том, каким он видит свое будущее, на какую зарплату рассчитывает, какие потребности у него есть и т. д. Затем оговорите правило финансового отчета обо всех выданных вами деньгах. Именно так ребенок научится контролировать свои расходы и нести ответственность за траты. (Но, разумеется, не распространяйте это правило на те деньги, которые он заработает сам.) И, наконец, помогите постепенно переходить на самообеспечение – составить свой личный бюджет, найти подходящую работу, отдельное жилье. Имейте в виду – подросток и молодой человек должен каждый день четко знать, какими деньгами он располагает на неделю или на месяц. 

7. Не поддавайтесь на провокации. 
Вполне естественно, что первое время ребенок будет пытаться вернуться в прежнее теплое место, где ему все давали и ничего не требовали. Иногда вам будет нестерпимо жалко его, и вы поймаете себя на мысли: «Ну что мне стоит купить ей это платье?» или «Неужели я не могу покормить единственного сыночка?» 



Именно от вас сейчас зависит, сможет ли ваш выросший ребенок стать взрослым свободным человеком, который в состоянии нести ответственность за себя и за своих близких. Если вы будете спокойны, доброжелательны, но тверды, ваши усилия вернутся вам благодарностью. Как, например, это случилось у Марины, мамы 20-летней Ани: «В 10-м классе у дочери начался роман, просто кошмарный для нас, родителей. Мальчик шел на золотую медаль, все запустил, дочь вообще забросила учиться. Начались скандалы, в 11-м классе в первом полугодии светили двойки, но ей было все равно. Мне приходилось бегать по учителям и «договариваться». Дочь и ее мальчик выступали в роли Ромео и Джульетты, которым злобные родственники не дают жить и любить. На все мои «вопли» был один ответ: «Я – взрослый самостоятельный человек и живу, как хочу». Время шло, предстояли экзамены и поступление в институт. Я искала ходы-выходы, мне казалось, любой ценой надо ее запихнуть в вуз, а как иначе? Аня была уверена, что именно так и будет, что она «поступит». 
Но в один прекрасный день я вдруг поняла, что надо делать. В ответ на очередное «я взрослый человек, я сама» я ответила: «Взрослый самостоятельный человек живет на свои деньги и не зависит от окружающих». Я предложила ей переехать после школы в квартиру (которую мы ей купили года три назад, на будущее) и свою помощь в устройстве на работу секретарем. И все. Никаких институтов, репетиторов, взяток, денег. Она решила, что это шутка, кричала, что не пойдет работать. Однако после выпускного ее вещи были перевезены в отремонтированную квартиру, и я дала телефон, по которому она должна была позвонить, чтобы пройти собеседование. 

Следующий год дочь жила на скромную зарплату секретаря, трудилась по 8 часов в день, вставала в 6 утра, чтобы успеть на работу. С мальчиком она рассталась через полгода совместной жизни. Сама пошла на курсы и летом поступила в институт. 

Надо сказать, что общались мы в тот год немного. Мне было трудно заставить себя ей НЕ звонить каждый день, НЕ узнавать, вернулась ли она домой, как у нее дела. Но я сама себе сказала, что рву эту пуповину, – это лучше, для дочери в первую очередь. 

Ровно через год я «получила» другого человека, который поблагодарил меня за эту «хирургическую операцию». С тех пор мы с дочерью отличные друзья, Аня окончила институт, нашла новую работу. Никогда ничего у меня не просит и очень благодарна, когда я делаю ей подарки. У нее новый бойфренд, и мы дружим домами». 

Что почитать 
Франсуаза Дольто «На стороне подростка» 
Юлия Гиппенрайтер «Продолжаем общаться с ребенком. Так?» 
Роберт Т. Кийосаки и Шэрон Л. Лектор 
«Богатый папа, бедный папа для подростков» 
Джолайн Гофри 
«Как научить ребенка обращаться с деньгами»


Источник: http://www.goodhouse.ru/family_and_children/education/346404/



Предварительный просмотр:

Памятка для родителей."Хотите, чтобы ваш ребенок ходил в школу с удовольствием?"

Памятка для родителей

"Хотите, чтобы ваш ребенок ходил в школу с удовольствием?"

1. Не говорите о школе плохо, не критикуйте учителей в присутствии детей.

2. Не спешите обвинять учителя в отсутствии индивидуального подхода, задумайтесь над линией собственного поведения.

3. Вспомните сколько раз вы сидели с ребенком и наблюдали за его работой над уроками. Были ли случаи, когда вы заметили у ребенка неправильные приемы работы и показали ему правильные?

4. В случаи конфликтной ситуации в школе постарайтесь устранить её, не обсуждая все подробности с ребенком.

5. Следите, чтобы ваш ребенок вовремя ложился спать. Не выспавшийся ребенок на уроке - грустное зрелище.

6. Пусть ребенок видит, что вы интересуетесь его заданиями, книгами, которые он приносит из школы.

7. Читайте сами, пусть ребенок видит, что свободное время вы проводите за книгами, а не только у телевизора.

8. Учите ребенка выражать мысли письменно: обменивайтесь с ним записками, пишите вместе письма. Если ребенок рассказывает вам о событии, которое произвело на него впечатление, то предложите ему записать этот рассказ, а вечером прочитайте всем членам семьи.

9. Принимайте участие в жизни класса и школы. Ребенку приятно, если его школа станет частью вашей жизни.

10. В школе ваш ребенок может столкнуться с критическим отношением к себе. Помогите ему не утратить веры в себя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

подсказки для родителей первокласника.

Данный материал содержит в себе  девять подсказок, которые помогут и родителям и первоклассникам с легкостью адаптироваться к учебной деятельности в школе....

Буклет "Семейное чтение" - подсказки для родителей

В начальной школе маленький читатель делает первые шаги в мир большой литературы. Проводниками для детей становятся родители и учитель.Часто ли мы, задаем себе вопрос:Что принесет книга ребенку?Чему н...

Алфавит -подсказка для родителей детей, начинающих изучать английский язык

Памятка содержит в себе заглавные и строчные буквы английского алфавита, основные транскрипционные знаки, русские эквиваленты для облегчения последующего чтения....

Памятки-подсказки для учащихся и родителей

Памятки-подсказки по математике 1 класс...

Памятки-подсказки для учащихся и родителей

Памятки-подсказки по русскому языку...

Подсказки родителям первоклассника.

Мечта всех родителей – видеть своих детей умными, уверенными в себе, и чтобы их таланты и способности были востребованы в будущем. Из многих наглядных жизненных примеров следуют выводы, что таки...