Вода самое драгоценное ископаемое (4 класс)
классный час (4 класс) по теме

Классный час для учащихся 4 классов. Формирует бережное отношение к воде. Развивает интерес к экологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon voda_samoe_dragocennoe_iskopaemoe.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

                          Муниципальное общеобразовательное учреждение

              общеобразовательная средняя школа № 1 им. Г.К. Нестеренко

       « Вода –

     самое драгоценное

          ископаемое»

           ( Всероссийский урок )

                                         Учитель: Логвиненко И. И.

                                                                         

                                                                         

                                                                     

                                       ст. Каневская

                                              2010-2011 уч.год

     Цели и задачи:

  1. Приучать детей бережно относиться к воде и экономить её;
  2. Получение дополнительной информации по теме;
  3. Ознакомление с экологическими проблемами;
  4. Развитие интереса к экологии и создание положительной мотивации к её изучению

     Оборудование:

  1. Глобус;
  2. Карта Кубани;
  3. Карточки с кроссвордом, загадками.

                       ЗНАЧЕНИЕ ВОДЫ В ПРИРОДЕ

             Если быстро раскрутить глобус, покажется, будто он одноцветный – голубой. А всё потому, что этой краски на нём намного больше, чем жёлтой, белой, зелёной, коричневой. Голубой краской изображена на глобусе вода, все моря и океаны нашей планеты. Они занимают в два раза больше места, чем суша.

            « Где вода, там и жизнь» - эта восточная пословица известна каждому. Вода была той великой «колыбелью», в которой зародилась жизнь на земле. Без воды Земля представляла бы голый шар, лишённый почвы и воздушной оболочки. Во многом от воды зависит и климат нашей планеты. Можно сказать, что вода – это «эликсир жизни», оживляющий планету, «великий скульптор», формирующий поверхность Земли, «колесо» климата и погоды.

             Воду пьют все на свете. Без неё не могут жить ни звери, ни птицы, ни люди. Вода работает на гидроэлектростанциях – добывает ток. И моет всех тоже вода. Умываются люди, умываются машины, принимают душ города, дороги. А ещё вода – самая широкая, самая удобная дорога. По бесчисленным рекам, по океанам и морям день и ночь плывут суда – везут тяжёлые грузы и пассажиров. Раньше люди видели в ней первооснову всего существенного на Земле, ей поклонялись, как божеству, дарующему жизнь, её боялись, как неведомую и опасную силу, ей приписывали магические свойства. С давних времён вода служила для защиты от врагов.

             Люди нередко селились не на суше, а на воде, постройках, возведённых на сваях, вбитых в дно реки или озера. Такой дом был надёжно защищён от зверей и врагов. Казалось бы на Земле много воды, проблем не будет. Но  94 % всей воды сосредоточено в морях и океанах и содержит значительное число солей, что делает её не пригодной к употреблению. На долю пресных вод приходится менее 2%. Поэтому воду надо беречь.

             Увеличивается потребление воды на бытовые нужды. В среднем в нашей стране на 1 человека приходится в сутки 170л воды. Крупнейшим потребителем воды является орошаемое земледелие. Вода, отведённая в оросительные каналы, позволяет выращивать высокие урожаи различных культур.

             Без воды не замесить тесто для хлеба, не сделать ни бумагу для книг, ни ткань для одежды, ни конфеты – ничего не сделать без воды! Вот она какая, вода!

             В нашем крае протекают крупные реки – Терек, Кубань, Кума, Калаус. Все эти истоки воды имеют огромное хозяйственное значение. Но наряду с полезным использованием водных ресурсов существует много источников загрязнения воды. Большой вред водам наносят автомобилисты, которые моют машины в реках. Большой вред для жизни водоёмов представляют радиоактивные загрязнения  - испытания ядерного оружия под водой.

             Особое значение имеет охрана вод. Для этого вводятся специальные сооружения и установки, в которых вода обезвреживается и очищается.

              Закон об охране природы запрещает спускать в водоёмы вредные отбросы и сточные воды, вырубать леса вокруг водоёмов.

                                             СТИХОТВОРЕНИЯ О ВОДЕ

                                                       ( читают дети )

                                                           * * *

           Вы слыхали о воде?

           Говорят, она везде!

           В луже, в море, в океане,

           И в водопроводном кране,

           Как сосулька, замерзает,

           В лес туманом заползает.

           Ледником в горах зовётся,

           Лентой серебристой вьётся.

           Средь высоких стройных елей

           Рушится потоком селей.

           На плите у вас кипит,

           Паром чайника шипит,

           Растворяет сахар в чае.

           Мы её не замечаем,

           Мы привыкли, что вода –

           Наша спутница всегда.

           Без меня вам не умыться,

           Ни наесться, ни напиться!

           Смею вам доложить:

           Без воды нам не прожить!

                  * * *

          Спросил на днях малыш соседа

          У струйки, льющейся из крана:

         - Откуда ты? Вода в ответ:

         - Издалека, из океана!

          Потом малыш гулял в лесу,

          Росою искрилась поляна.

         - Откуда ты? Спросил росу.

         - Поверь, и я из океана!

         - Ты, газировка, что шипишь?

           И из бурлящего стакана

           Донёсся шёпот:

         - Знай, малыш, и я пришла из океана!

          На поле лёг туман седой.

          Малыш спросил и у тумана:

        - Откуда ты? Ты кто такой?

        - И я, дружок, из океана!

          Удивительно, не так ли?

          В супе, в чае, в каждой капле,

          В звонкой льдинке, и в слезинке,

          И в дождинке, и в росинке –

          Нам откликнется всегда

          Океанская Вода!

             Б. Заходер            «Течёт река»

                                    Течёт река издалека…

                                    Течёт река… Течёт река…

                                    Как хорошо, когда река

                                    И широка, и глубока!

                                    Над ней – пышнее облака,

                                    Свежей дыханье ветерка,

                                    Стройней и выше лес над ней,

                                    И луг прибрежный зеленей!

                                    Течёт река… Течёт река…

                                    Поит поля и города,

                                    Несёт и лодки, и суда,

                                    И рыбы ходят в глубине,

                                    И раки ползают на дне…

                                    Ты хороша, река, весной,

                                    И осенью, и в летний зной!

                                    Купанье! Что за благодать!

                                    Кому, попробуй, передать!

                                    Приятней плыть в живой волне

                                    Ребятам или ребятне?

                                    Вся живность счастлива вполне!

                                    Но что такое? Караул!

                                    Нет, нет, никто не утонул,

                                    Нет, нет, как раз наоборот,

                                    На мель садится пароход

                                    Средь бела дня, какой скандал!

                                    Наверно, лоцман маху дал!

                                    Да нет, далёко до буйка,

                                    Тут глубока была река.

                                    Была. Вот именно – была.

                                    Была, да видимо, сплыла.

                                    Ах, реку мы не узнаём…

                                    Река становится ручьём!

                                    Уже и лодки на мели…

                                    Пловцы вдруг посуху пошли.

                                    А рыбы? В горе и тоске

                                    Бедняжки бьются на песке.

                                    Так что же с ней? Стряслось, с рекой?

                                    Увы, друзья, ответ такой:

                                    Дошкольник Сидоров Иван

                                    Забыл закрыть на кухне кран.

                                    Вы скажите: какой пустяк.

                                    Пустяк. Добро б ручей иссяк,

                                    А то вон из-за пустяка

                                    Пропала целая река!

                                                   ВОДА И ЗДОРОВЬЕ

        

         Вспомним сказку «Мойдодыр»:

                                          Рано утром на рассвете

                                          Умываются мышата,

                                          И котята, и утята,

                                          И жучки, и паучки.

                                          Ты один не умывался

                                          И грязнулею остался…

           Никто не захочет дружить с грязнулей.

           Грязные уши – человек плохо слышит.

 Грязная кожа – организм плохо дышит.

 Грязные руки – появляются глисты.

                                           Надо, надо умываться

                                           По утрам и вечерам,

                                           А нечистым трубочистам

                                           Стыд и срам! Стыд и срам!

        СОВЕТЫ

  1. Раз в неделю мойся основательно;
  2. Утром, после сна, мой руки, лицо, шею, уши.
  3. Каждый день мой ноги и руки перед сном;
  4. Обязательно мой руки после уборки комнаты, туалета, игр, прогулки, общения с животными, работы на огороде, поездки в транспорте.

Бывают на свете такие дети, которые делают всё наоборот. Когда им говорят: «Умойся!» - они не умываются. Когда им говорят: «Не тронь!» - они трогают. Для таких детей писатель Григорий Остер придумал «Вредные советы»:

Никогда не мойте руки,

Шею, уши и лицо.

Это глупое занятье.

Не приводит ни к чему.

Вновь испачкаются руки,

Шея, уши и лицо,

Так зачем же тратить силы,

Время попусту терять?

   

        Как поступить в данной ситуации?(что для этого тебе понадобится)

  1. Вымыть после себя посуду.
  2. Как надо начинать закаливание водой?
  3. Как убирать комнату больного человека? Чем отличается уход за нательным бельём от ухода за верхней одеждой?
  4. Быстро выгладить галстук или банты.
  5. Выстирать носовой платок

                                                           ЗАГАДКИ

   *   Меня пьют, меня льют,

        Всем нужна я, кто я такая?  (вода)

   *   В морях и реках обитает,

        Но часто по небу летает,

        А как наскучит ей летать,

        На землю капает опять.        (вода)

   *   Кругом вода, а с питьём беда.

        Кто знает, где это бывает?     ( в море)

   *   Утром бусы засверкали,

        Всю траву собой застлали.

        А пошли искать днём –

        Ищем, ищем, не найдём.       (роса)

   *   Он без рук, он без ног

        Из земли пробиться смог.

        Нас он летом в самый зной,

        Ледяной поит водой.            (родник)

   *   Течёт-течёт – не вытечет,

         Бежит, бежит – не выбежит.   (река)

   *   Если руки наши в ваксе,

        Если на нос сели кляксы,

        Кто тогда нам первый друг,

        Снимет грязь с лица и рук?   (вода)

   *   Лес – в карман, поля – в карман,

        Спрятал дедушка …        (туман)

   *   Осторожная лисица подошла к ручью напиться.

        Наклонилась, а вода неподвижна и тверда.   (лёд)

                                          СОБЛЮДАЙ ПРАВИЛА        

  1. Учись понимать природу, стань её другом и защитником.
  2. Радуйся красоте природы, не вреди ей своим небрежным отношением.
  3. Пользуйся любым случаем для того, чтобы сделать для природы что-нибудь полезное.
  4. Охраняй чистоту вод, заботься о колодцах и родниках.
  5. Следи за чистотой природной среды, не оставляй после себя следов пребывания в ней.

                       Человек, запомни навсегда:

                         Символ жизни на Земле – вода!

                         Экономь её и береги –

                         Мы ведь на планете не одни!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Вода. Свойства воды" Урок окружающего мира 3 класс УМК "Гармония"

Цель урока: познакомить учащихся со свойствами воды; учить определять по свойствам воды возможность употребления ее в пищу; при выполнении практической работы учить наблюдать, сравнивать, делать вывод...

Полезные ископаемые: Как образуются металлы. Как человек использует полезные ископаемые, 4 класс, УМК "Гармония" (Поглазова)

Презентация выполнена к уроку окружающего мира в 4 классе, УМК "Гармония" (Поглазова) по теме "Полезные ископаемые: Как образуются металлы. Как человек использует полезные ископаемые"....

Праздник для родителей "Наши самые-самые мамы 1-4 классы"

Классный час содержит  пояснительную записку, сценарий праздника, беседу с мамами, самопрезентацию мам, викторину для мам"Перевертыши", конкурс "Умелые ручки"...

Вода – самое большое чудо на земле!

Вода – самое большое чудо на земле!...

Технологическая карта урока окружающего мира "Вода. Свойства воды" (УМК "Школа России", 3 класс 1 часть)

Цель урока: формирование у обучающихся о свойстве воды и её значения для растений, животных, человека.Задачи урокаПланируемые результатыДидактические:1 Познакомить обучающихся со свойствами воды;2 Выя...