Святые места мордовской земли
презентация к уроку (4 класс) по теме

Вергазова Оксана Владимировна

    Презентация  включает слайды с  изображением  женских  монастырей, расположенных  на  территории  Мордовии. Кроме  того, в  презентации  содержится  подробное  описание каждого  сооружения, которое  дополняется  исторической  справкой. Материал  может  быть  использован  на  уроках ОПК  и при  подготовке  и  проведении  внеклассных  мероприятий. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл svyatye_mesta_mordovii.pptx2.17 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

женские монастыри мордовской земли

Слайд 2

Выполнила: Вергазова Оксана Владимировна - учитель начальных классов

Слайд 3

Свято-Тихвинский женский монастырь с. Курилово Ромодановского района Летний храм с образом Тихвинской иконы Божией Матери Монастырь назван в честь Тихвинской иконы Божьей Матери. В одном из архивных документов 1900 года летописец пишет: «Главные святые реликвии данной обители и храма: икона Тихвинской Божьей Матери, представляющая из себя копию с подлинной Тихвинской иконы, икона Знамения Богородицы (копия с чудотворной иконы Понетаевского монастыря), крест сребропозлащенный с частями мощей святого апостола Андрея Первозванного, Игнатия Богоносца, священномученных Харлампия , преподобного Феодора Студита и мученика Амоса . Святые мощи хранятся в деревянном ковчеге и в храме открыты во время богослужения. Следует упомянуть еще сребропозлащенный крест и частицы мощей святого Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоустного и святителя Николая Марликийского чудотворца. Сей крест висит на Тихвинской иконе Божьей Матери. Упомянем также и об иконе святого мученика Пантелеймона и Харлампия .

Слайд 4

Также в обители хранятся как святыни личные вещи Серафима Саровского , употреблявшиеся преподобным в повседневной жизни – мантия, подрясник, свитка, топор, обрубок дерева, который служил Серафиму для сидения, немного волос, камень, лапти и ступни. Они были переданы в монастырь с благословения Саровского Чудотворца его устроителем Тепловым». При разорении монастыря некоторые святые реликвии были спасены местными жителями. Так, после возрождения в обитель вернулась прежняя святыня – местночтимая икона Тихвинской Божьей Матери, хранившаяся некогда в каменном Тихвинском соборе. Возвращен и крест сребропозлащенный с частями мощей святого апостола Андрея Первозванного. Молебен перед Тихвинской иконой Божией Матери Спуск к пруду и к купальне

Слайд 5

Свято-Ольгинский женский монастырь г. Инсар Монастырь построен в 1900-1910 годах на средства дворянина А. А. Дельфинского . По его желанию её освятили во имя Святой княгини Ольги, матери князя Святослава и бабушки Владимира Красное Солнышко, первого русского князя-христианина. Избранием имени Ольги благотворитель хотел почтить старшую дочь Николая II – Ольгу Николаевну. Главный вход – трехарочные ворота размещены в северной стене монастыря между главным корпусом и церковью. В центре комплекса – дворик, с востока к зданиям примыкает монастырский сад. Размещенная в северном углу комплекса церковь выделяется своим силуэтом. Ее ярусная композиция увенчана декоративным многоглавием : крупная луковичная глава на тонкой шее окружена 14 маленькими главками, поставленными по углам фронтонов. В целом ансамбль был собран из нескольких зданий в живописном «русском стиле». В 1998 году после многолетнего перерыва в комплексе вновь был открыт женский монастырь.

Слайд 6

Параскево-Вознесенский женский монастырь с.Пайгарма Рузаевского района Женский монастырь, расположенный у почитаемого с XVIII в. Пятницкого источника. Основан в 1865 дворянкой М. М. Киселевой и послушницей П. С. Смирновой (позже - игумения Параскева ) как женская община, в 1884 получил статус монастыря. К нач . ХХ в. многолюдный монастырь с большим хозяйством, школами, приютом, больницей и богадельней. Закрыт в нач . 1920-х. Постройки были заняты больницей, затем складами, военной частью, ограда и колокольня сломаны. Восстановлен в 1994.

Слайд 7

В монастыре почитаются три источника, освященные в честь св. преп. Серафима Саровского , святителя Николая Чудотворца и великомученицы Параскевы . Вода из третьего источника направлена в купальню.

Слайд 8

Свято-Варсонофиевский женский монастырь с. Покрово-Селище Зубово-Полянский район В Покровских Селищах стояли развалины двух деревянных приходских цервей ; одна из них рухнула. Местный уроженец иеромонах Алексий ( Дегаев ) восстановил второй храм. В 1995 года при храме организовалась небольшая женская монашеская община, которая в 1996 году получила статус монастыря. За последующие восемь лет о. Алексий , духовник обители, и настоятельница игумения Варсонофия ( Кузмичева ) построили несколько каменных келейных зданий, гостиницу, на стадии завершения находится величественная соборная Покровская церковь . Создано хозяйство, которое считается одним из лучших в Мордовии . Число насельниц достигло 60 человек. При монастыре действуют приют-детский садик, оборудованный по последнему слову техники и педагогической науки, и богадельня, в которой содержится за счет монастыря около 20 одиноких пожилых женщин".

Слайд 9

Свято-Троицкий женский монастырь с. Старый Ковыляй Темниковский район Свято-Троицкий женский монастырь находится в Темниковском районе Республики Мордовия, в сорока километрах от известного паломникам Санаксарского Богороднично-Рождественского монастыря. Возник он ещё в середине XIX века, тогда в нём насчитывалось не больше 10 монахинь. Но к началу ХХ века территория монастыря разрослась, а обитель насчитывала около 450 послушниц. При монастыре действовало училище для девочек-сирот, а также живописные, позолотные, иконописные мастерские, пошивочные, столярные, квасоварни и другие хозяйства.

Слайд 10

К сожалению, советский период не прошёл мимо обители. Имущество монастыря было разграблено, здания разрушены. Уцелела лишь одна постройка – в нём расположилась больница. Лишь в начале XXI века на этом месте вновь стали совершаться Литургии, здесь был восстановлен храм во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость». Сейчас в монастыре всего пять сестер (это включая подворья). Вместе с несколькими трудниками они ведут большое хозяйство: на скотном дворе живёт десяток коров, стадо овец, козы, куры. Помимо этого в монастыре проходят реабилитацию люди, зависимые от наркотиков и алкоголя. Сюда они съезжаются со всей России и помогают в хозяйстве и с восстановлением обители. Общими усилиями постепенно реставрируются помещения оставшейся постройки.

Слайд 11

Обустройство монастыря Служба в обители совершается иеромонахом Анастасией, который является иконописцем и своим трудом вносит большой вклад в дела монастыря.

Слайд 12

Внутреннее обустройство монастыря