Главные вкладки

    Программа духовно - нравственного воспитания "Надежда России"
    методическая разработка на тему

    Шимбулина  Наталья Ивановна

    Программа “ Надежда России” представляет собой комплекс нормативно – правовых, организационных, методических мероприятий, призванных обеспечить решение основных задач в области патриотического и духовно-нравственного  воспитания младшего   школьника 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon programma_duhovno.-nravstvennogo_vospitaniyadoc.doc241 КБ

    Предварительный просмотр:

    Программа духовно-нравственного воспитания «Надежда России»

                            Пояснительная записка.

    Не забывайте рода своего, прошлого своего,

     изучайте своих дедов и прадедов

     работайте над закреплением их памяти.

    П.А. Флоренский

    Особую тревогу сегодня вызывает нравственное  и духовное здоровье подрастающего поколения. Размытые и искаженные духовно- нравственные ориентиры  в обществе, пропаганда насилия,  жестокости, разрушения семейного уклада отрицательно воздействуют на детские души. Школа – это тот островок в нашем прагматичном и сложном мире, где учат добру, справедливости, честности и любви к ближнему». Кто как не школа должна заботиться о нравственном становлении личности. На помощь приходит нам  православие. Православное мировоззрение, христианские ценности пронизывают всю русскую культуру, историю, народные традиции. Мы стараемся воспитать у наших учащихся национальное достоинство  человека и сформировать в душах молодого поколения черты, присущие русскому и бурятскому народу: доброту, благородство, сострадание, благочестие, трудолюбие и др. Особую значимость приобретает возрождение традиций русской семьи, основанных на любви, нравственности и взаимном уважении ее членов.

    Преумножение российского народа в численности, повышение качества его жизни и труда, укрепление духовности и нравственности, гражданской солидарности и государственности, развитие культуры и творчества — важнейшая национальная задача. 

    В соответствии с ней определяется и современный национальный воспитательный идеал — высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающей ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа. (Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России)

    .

           Основная цель программы:  развитие у учащихся нравственно-патриотических качеств патриота России, приобщение к традициям и богатейшей культуре Родины и Забайкальского края.

    Задачи программы: 

    1. способствовать получению и расширению знаний учащихся о Родине, её истории, традициях, культуре;
    2. формировать у учащихся чувство гордости, расширять знания о мировой культуре, культуре России и Забайкальского края;
    3. формировать у учащихся культуру общения в школе, семье, обществе;
    4. формировать у учащихся осознанный выбор здорового образа жизни.

        Духовно-нравственное воспитание является основой всех основ, в зависимости оттого, что вложил педагог в душу ребенка в этом возрасте, будет зависеть, что возведет он сам в дальнейшем, как будет строить свои отношения с окружающими.     Полнота человеческого счастья заключается в развитии всех творческих способностей и сил человека, в богатстве духовной жизни, в сознании того дела, которому отдаешь свои силы. В нравственном воспитании важно не только сформулировать моральное сознание, нравственные чувства, но и самое главное, - включить младшего школьника в различные виды деятельности, где раскрываются их нравственные отношения.

    .      Программа “ Надежда России” представляет собой комплекс нормативно – правовых, организационных, методических мероприятий, призванных обеспечить решение основных задач в области патриотического и духовно-нравственного  воспитания младшего   школьника

    1. Нормативно-правовой основой программы являются:
    2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

    1. Федеральный государственный образовательный стандарт;
    2. Программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации»;
    3.  «Требования  к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования»
    4. Школьная программа духовно-нравственного развития и воспитания.

    1. Программа представляет собой комплекс нормативно – правовых, организационных, методических мероприятий, призванных обеспечить решение основных задач в области патриотического воспитания младшего школьника.

     

    1. Организация духовно-нравственного развития и воспитания учащихся начальной школы осуществляется по следующим направлениям: «Интеллект», «Патриот», «Традиции и обычаи», «Я и природа», «Если добрый ты…», В мире прекрасного…», «Наш путь к здоровью»

    I. «Интеллект»

    1. Цель: 
    2. Учить детей эффективно проявлять свои интеллектуальные умения в окружающей среде.
    3. - формирование социальной и коммуникативной компетенции школьников средствами учебных дисциплин.
    4. раскрытие творческих способностей через развитие логического мышления;
    5.    

    Формы работы:

    1. Уроки.
    2. Конкурсы.
    3. Викторины
    4. Кружок «Юный интеллектуал».
    5. Подготовка к олимпиадам, подготовка к марафону занковцев.

    Планируемые результаты:

    1. развитие их индивидуальных, интеллектуальных качеств младших школьников;
    1. , привитие навыков культуры поведения, культуры речи, культуры общения, правовой культуры; первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;
    2. - проявление самостоятельности, сообразительности, находчивости и самооценке
    3.    - реализация собственных идей, направленных на создание нового через создание     ситуации успеха;
    4.    - стремление к истине и критичности  мышления:
    5.    - научная картина мира.

    II. «Традиции и обычаи»

    1. Цель: развитие общей культуры младших школьников  через приобщение к русской  и бурятской  национальной  культуре, обычаям и традициям, формировать у детей понимание сущности основных социальных ролей: дочери, сына, воспитывать положительное отношение к труду.

    Формы работы:  

     

    1. Тематические классные часы.
    2. Беседы, праздники, утренники, конкурсы.
    3. Экскурсии, походы.
    4. Изучение правил поведения.
    5. Час общения.

    Планируемые результаты:

     Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:

    1. ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;
    2. ценностное и творческое отношение к учебному труду;
    3. элементарные представления о различных профессиях;
    4. осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;
    5. первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;
    6. потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности;
    7. мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.

    III. «Я и природа»

    1. Цель: Научить детей интересоваться историей своего края, места, где они живут приобщаться к духовным и национальным традициям.

    1. Формы работы:
    2.    1.Экскурсии.
    3.     2. Тематические классные часы, беседы.
    4.     3. Ролевые игры, моделирующие природоохранные мероприятия.
    5.     4. Проекты по изучению природы родного края, его богатств и способов их сбережения.

    Планируемые результаты:

    Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):

    1. ценностное отношение к природе;
    2. первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;
    3. элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики;
    4. первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства;
    5. личный опыт участия в экологических инициативах, проектах.

           Содержание этого направления предусматривает развитие у младших школьников эмоционально-нравственного отношения к окружающей среде. Помогает ребёнку найти своё место в природном и социальном окружении, формирует представление о природе как среде жизнедеятельности человека.

    IV. «Если добрый ты…»

    Цель : развитие нравственной, социально адаптированной личности, владеющей основами культуры поведения

    Формы работы:

    1. Тематические классные часы.
    2. Совместные праздники детей и родителей.
    3. Праздники, посвященные знаменательным датам календаря.
    4. Родительские собрания, индивидуальные и групповые консультации.
    5. Походы, экскурсии, викторины.

    Планируемые результаты:

     Воспитание нравственных чувств и этического сознания:

    1. начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе  об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;
    2. нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
    3. уважительное отношение к традиционным религиям;
    4. неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие  к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
    5. способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
    6. уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое отношение к младшим;
    7. знание традиций своей семьи и школы, бережное отношение к ним.

    окружающей среде (экологическое воспитание):

    1. ценностное отношение к природе;
    2. первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;
    3. элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики;
    4. первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства;
    5. личный опыт участия в экологических инициативах, проектах.

    V. «Наш путь к здоровью»

    Цель:

    1. Развитие духовных и физических возможностей личности

    Формирование прочных основ нравственного и здорового образа жизни

    . Формы работы:

    1. Беседы.
    2. Тематические классные часы.
    3. Встреча с медработниками.
    4. Предметные утренники.
    5. Спортивные соревнования.

     Планируемые результаты:

    Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:

    1. ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;
    2. элементарные представления о взаимной обусловленности физического,  нравственного и социально-психологического здоровья человека, о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека;
    3. первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;
    4. первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
    5. знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.

    ,

    VI. «Мир прекрасного»

    Цель: развивать у младших  школьников чувство прекрасного, их творческое мышление, художественные способности, формировать эстетические вкусы, идеалы. 

    Формы работы.

    1. Беседы, тематические классные часы.
    2. Экскурсия в музей.
    3. Творческие конкурсы.
    4. Посещение кружков, секций.

    Планируемые результаты:

     Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):

    1. первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире;
    2. первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей;
    3. элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;
    4. первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России;
    5. первоначальный опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;
    6. первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирования потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества;
    7. мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве школы и семьи.

    VII. «Патриот»

    Цель: воспитание чувство любви к своей Родине, её культуре, традициям и обычаям, гордости за свой народ, за тех, кто защищает наше Отечество, формировать  уважительное отношение к народам мира, представителям других национальностей.

    Формы работы:  

    1. Тематические уроки.
    2. Тематические классные часы.
    3.  Конкурсы, викторины.
    4. Экскурсии, акции.
    5. утренники, линейки к памятным датам.
    6. Встречи с ветеранами.

    Планируемые результаты

    : Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:

    1. ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям,  старшему поколению;
    2. элементарные представления: об институтах гражданского общества, государственном устройстве и социальной структуре российского общества, о наиболее значимых страницах истории страны, об этнических традициях и культурном достоянии своего края; о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;
    3. первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;
    4. опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;
    5. опыт социальной и межкультурной  коммуникации;
    6. начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.

    СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЫ, СЕМЬИ И ОБЩЕСТВЕННОСТИ ПО ВОСПИТАНИЮ И СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

    Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на супени начального общего образования осуществляются не только образовательным учреждением, но и семьей, внешкольными учреждениями по месту жительства. Взаимодействие школы и семьи имеет решающее значение для организации нравственного уклада жизни младшего школьника. В формировании такого уклада свои традиционные позиции сохраняют учреждения дополнительного образования, культуры и спорта. Таким образом, важным условием эффективной реализации задач духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся является эффективность педагогического взаимодействия различных социальных субъектов, при ведущей роли педагогического коллектива школы.

            ДЮСШ

    СКЦ

            Музей

    Школа

            

    Районная

    библиотека

         Дом детского

        творчества

            Дом спорта

               «Иля»

      Школа искусств


    Диагностика

    Изучение особенностей учащихся, понимание мотивов их поведения дают возможность предвидеть их реакции в различных ситуациях, что, в свою очередь, делает воспитательную работу более рациональной и экономной.

    Направления диагностики:

    1. Изучение индивидуальных особенностей личности учащегося:

    1. общие сведения;
    2. способности;
    3. темперамент;
    4. тип личности в общении;
    5. самооценка;
    6. успешность в деятельности;
    7. уровень воспитанности.

    2. Изучение межличностных отношений:

    1. социометрия;
    2. социально-психологический климат в классе;
    3. общие сведения;
    4. способности;
    5. темперамент;
    6. тип личности в общении;
    7. самооценка;
    8. успешность в деятельности;
    9. уровень воспитанности.

    3. Формы диагностики:

    1. анкетирование;
    2. тестирование;
    3. наблюдение;
    4. беседы.
    5. . Работа с родителями

    Взаимодействие классного руководителя и родителей заключается в том, что обе стороны должны быть заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств и свойств, необходимых для самоопределения и самореализации. В основе такого взаимодействия лежат принципы взаимного уважения и доверия, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.

    Формы работы с родителями: 

    1. анкетирование
    2. беседа
    3. консультации
    4. родительские собрания, посещение семьи, проведение совместных часов общения, классных часов, вечеров, экскурсий, походов классного руководителя, родителей и детей.

     

    .

      Направление «Интеллект»

    Сроки

    Учебная деятельность

    Внеучебная деятельность

    Внешкольная деятельность

    Семейная деятельность

    I четверть

    Путешествие в Страну имен.

    (урок чтения)

    »

    Конкурс  загадок и ребусов

    (занятие кружка «Юный интеллектуал»)

    II четверть

    Викторина-игра

    «Мои любимые уроки»

    (урок ИЗО)

    Составление родословной.

    «Что такое правила хорошего тона?» (учебная игра)

    (урок чтения)

    Конкурс рисунков  с участием родителей

    «Моя улица»

    III четверть

    Путешествие в страну мультфильмов» (игра-путешествие

    ,(урок чтения)

    Интеллектуальный марафон

    «Чему учат в школе»

    (занятие кружка «Юный интеллектуал»)

    Экскурсия в районную библиотеку

    Праздник  Азбуки

    IV  четверть

    Учебная книга - наш друг

    (практическое занятие)

    (урок «Окружающий мир»)

    Познавательная игра «Космонавтом хочешь стать, нужно очень много знать»

    (Занятие кружка «Информатика в играх и задачах» )

    Экскурсия в парк «Победы»

    Встреча с ветеранов ВОВ

    Направление «Патриот»

    Сроки

    Учебная деятельность

    Внеучебная деятельность

    Внешкольная деятельность

    Семейная деятельность

    I четверть

    Урок знаний

    «Первый раз- в первый класс»

    «

     Изготовление сувениров к Дню пожилых людей.

    (кружок Волшебный квиллинг», «Умелые ручки»)

    2 сентября

    Митинг в парке «Победы»

    II четверть

    Государственные символы России

    (урок «Окружающий мир»)

    Я гражданин России»

    классный час

    Конкурс рисунков  с участием родителей

    «Моя улица»

    III четверть

    Урок  мужества

    (урок чтения)

    Месячник по гражданско - патриотическому воспитанию

    IV четверть

    Конкурс чтецов «Нам не помнить об этом нельзя!»

    (урок чтения)

    День космонавтики

    (кружок «Умелые ручки»

    Конкурс рисунков

    «9 мая - праздник

    Великой Победы»

    (кружок «Жар-птица»)

    Экскурсия в парк «Победы»

    «Мой прадедушка - герой» - встреча с ветераном ВОВ

    Направление «Традиции и обычаи»

    Сроки

    Учебная деятельность

    Внеучебная деятельность

    Внешкольная деятельность

    Семейная деятельность

    I четверть

    Дискуссия «Чем школьник отличается от дошкольника?»

    II четверть

    «Что я должен делать в классе?»

    (урок технологии)

    Разговор «Я – надежда семьи».

    (урок чтения)

    Праздник , посвященный

    Дню матери

    Сбор пословиц о мамах.

    Родительское собрание «Трудовое воспитание младших школьников в семье. Не растить белоручек!»

    III четверть

    «О бережном отношении к школьному имуществу»

    Беседа (урок технологии)

    Изготовление сувениров к празднику

    Сагаалган

    (кружок «Волшебный квиллинг», «Умелые ручки»

    Фольклорный праздник

    Широкая масленица

    «Песни наших бабушек и дедушек» - фольклорный праздник

    Конкурс рисунков «Мой папа лучше всех»

    IV четверть

    Книжкина  больница

    (кружок «Умелые ручки»

    Быт, традиционные обычаи русского  и бурятского народа (экскурсия в музей)

    Мудрые заповеди предков

    (Кл.час совместно с родителями)

    Направление «Я и природа»

    Сроки

    Учебная деятельность

    Внеучебная деятельность

    Внешкольная деятельность

    Семейная деятельность

    1 четверть

    Конкурс  аппликаций

    из осенних листьев

    (урок технологии)

    «О братьях наших меньших»

    Познавательная викторина

    Экскурсия в парк

    Мини-исследование

    «Какие растения растут на вашем огороде»

    2 четверть

    «Что? Где? Когда?

    (интеллектуальная игра)

    (Кружок «Юный интеллектуал)

    3 четверть

    «Красная книга природы»

    Занятие-презентация

    )урок «Окружающий мир»)

    Изготовление кормушек

    4 четверть

    День Земли

    Экологическая викторина

    Экскурсия

    Направление «Здоровье»

    Сроки

    Учебная деятельность

    Внеучебная деятельность

    Внешкольная деятельность

    Семейная деятельность

    1 четверть

    Я- школьник

    (вводная беседа)

    Режим дня - основа жизни человека

    Что такое осанка

    (беседы)

    Чистота-залог здоровья

    2 четверть

    «Праздник подвижных игр»

    (урок физкультуры»

    3 четверть

    Спорт в моей семье

    (кружок «Юный спортсмен»)

    4 четверть

    Тренировка памяти

    (уроки  математики, чтения)

    В приемной у доктора «Айболита»

    Поговорим о здоровье

     (здоровое питание)

    Родительское собрание

    Направление «Если добрый ты…»

    Сроки

    Учебная деятельность

    Внеучебная деятельность

    Внешкольная деятельность

    Семейная деятельность

    1 четверть

    Правила поведения в школе

    Презентация

    (урок «Окружающий мир»)

    Конкурс  рисунков

    «Мой любимый учитель»

    (кружок «Жар-птица»)

    2 четверть

    Урок доброты

    «День матери»

    (урок чтения)

    «Праздник дружбы»

    3 четверть

    Правила поведения в общественных местах»

    (классный час)

    4 четверть

    «Какого человека называют культурным?»

    Этическая беседа с элементами диалога

    (урок письма)

    Выставка

    «Мир моих увлечений»

    взаимодействие с родителями учащихся направлено на создание единого воспитательного поля, единой социальной сферы, где наивысшие ценности являлись бы основой жизни, достойной человека.

    1. активное вовлечение родителей во все сферы деятельности класса и  школы ;.
    2. формирование здорового образа жизни  в семьях.
    3. создание условий для профилактики асоциального поведения детей;
    4. Совершенствование форм  взаимодействия школа – семья;
    5. Педагогическое сопровождение семьи (изучение, консультирование, оказание помощи в вопросах воспитания, просвещения и др.);

     

    Принципы, реализуемые в работе с семьёй:

    1.  Объективный характер изучения семьи.

    2.  Комплексный подход в изучении всех характеристик семьи.

    3.  Выявление специфических особенностей семьи и использование их для усиления ее

         воспитательного потенциала.

    4. Анализ реальной ситуации.

    5. Двусторонний характер изучения семьи (родители, дети)

    6. Осуществление изучения воспитательной деятельности с одновременным изучением  

        личности ребенка, его воспитанности.

    7. Единство изучения с практической реализацией воспитательных возможностей семьи и

        общества.

    8. Установление неиспользованных резервов семейного воспитания.

    Направления работы с родителями:

    1. Изучение семей учащихся и условий семейного воспитания.
    2. Психолого-педагогическое просвещение .
    3. Участие родителей  в учебно-воспитательном процессе.
    4. Пропаганда здорового образа жизни среди родителей.
    5. Вовлечение родителей  в совместную творческую и досуговую деятельность
    6. Обобщение и распространение опыта успешного семейного воспитания.

    Формы  и методы работы :

    1. семинары, лекции, консультации, конференции, круглые столы;
    2. Посещение семей учащихся;
    3. нетрадиционные формы проведения родительских собраний (мастер-класс,

         ;

    1. спортивные праздники и соревнования;
    2. познавательные и развлекательные программы «Отдыхаем всей семьей», «Радуем  семью», «Познаем семью», «Укрепляем семью», «Древо жизни»…;
    1. организация экскурсий и походов;
    1. тестирование, анкетирование, диагностика;
    2. Участие в ремонтных работах и укрепление материально-технической базы класса.

    Ожидаемый результат ы:

    1. активизация заинтересованности родителей в жизни класса и школы;
    2. улучшение психологической атмосферы в семье;
    3. создание единой воспитательной среды «школа-класс-семья»;
    4. повышение педагогической компетентности родителей путем информационно-просветительской деятельности;
    5. Повышение педагогической культуры родителей;
    6. Использование возможности семьи,  в формировании и развитии у детей  личностных качеств труженика, гражданина, творческого человека, способного разумно мыслить и целесообразно действовать в новых условиях.

    Критерии результативности

    1. Повышение уровня обученности учащихся, рейтинг успешности.
    2. Вовлеченность в систему дополнительного образования.
    3. Уровень удовлетворенности родителей

    Методы изучения семей.

    1. Наблюдение.
    2. Подключенное наблюдение (подключение родителей, актива класса, психолога, социального педагога).
    3. Индивидуальные беседы.
    4. Тестирование.
    5. Анкетирование.
    6. Диагностика.
    7. Деловые игры.
    8. Анализ детских рассказов и рисунков.

     


    Родительские собрания

    Сроки

    Основные вопросы

    Сентябрь

     «Режим дня первоклассника»;

    (подведение итогов адаптационного периода и определение задач на учебный год;

     выборы родительского совета.)

    Октябрь

    а) советы психолога родителям первоклассников;

    б) ознакомление с системой оценивания результатов обучения и воспитания учащихся 1-го класса;

    в) организация осенних каникул.

    Ноябрь

    «Развитие младшего школьника»

    Декабрь

    а) итоги полугодия;

    б) организация зимних каникул.

    Январь

    а) «Детский травматизм, причины и последствия ДТР»;

    б) организация дополнительных каникул.

    Февраль

    «Привитие интереса к учебной деятельности»

    Март

    а) лекторий «Воспитание трудолюбия»;

    б) организация весенних каникул.

    Апрель

    «Привитие интереса к чтению»

    Май

    а) итоги учебного года;

    б) организация летних каникул.

     


    Состав родительского комитета:

    Заседание родительского комитета:

    Сроки

    Основные вопросы

            Сентябрь        

    «Планирование работы»

    Октябрь

    Обсуждение вопросов о подготовке к празднику «Посвящение в первоклассники»

    Ноябрь

    Обсуждение вопросов о подготовке к празднику, посвященному Дню матери осенних именинников;

    Декабрь

     Решение вопроса об участии родителей в подготовке к Новому году;

    Январь

    Февраль

    Обсуждение вопросов о подготовке к семейному спортивному празднику, посвященному 23 февраля

    Март

    .Обсуждение вопроса о закупке учебников на 2011-2012 учебный год

    Апрель

    Май

    Определение возможностей участия родителей в ремонте класса

    Приложение 1.

    Тест « Общение в семье» (автор Т. В. Степанова)

    При заполнении анкеты проставьте знак «+» в соответствующей графе.

    Вопросы

    Ответы

    Да

    Нет

    Иногда, отчасти.

    1

    Считаете ли вы, что в вашей семье есть взаимопонимание с ребенком?

    2

    Говорит ли с вами ребенок «по душам», советуется ли по личным делам?

    3

    Интересуется ли он вашей работой?

    4

    Знаете ли вы друзей вашего ребенка?

    5

    Бывают ли они у вас дома?

    6

    Участвует ли ваш ребенок вместе с вами в домашних делах?

    7

    Есть ли у вас с ним общие занятия. увлечения?

    8

    Проверяете ли вы. как он учит уроки?

    9

    Участвует ли ребенок в подготовке к семейным праздникам?

    10

    Предпочитает ли ребенок, чтобы вы были с ним в детские праздники или хочет проводить их «без взрослых»?

    11

    Обсуждаете ли вы с ребенком прочитанные книги?

    12

    А телевизионные передачи и фильмы?

    13

    Бываете ли вы вместе с ним в театрах, музеях, на выставках и концертах?

    14

    Участвуете ли вы вместе с ребенком в прогулках, туристических походах?

    15

    Предпочитаете ли вы проводить отпуск вместе с ним или нет?

     

    Оценка результатов анкеты.

    За каждое «да» ставится 2 балла, за каждое «иногда, отчасти»- 1 балл, за «нет» -0. Далее подсчитывается количество набранных баллов.

    Более 20 баллов. Ваши отношения с ребенком в основном можно считать благополучными.

    От 10 до 20 баллов. Отношения можно оценить как удовлетворительные, но не- достаточно многосторонние.

    Менее 10 баллов. Ваши контакты с ребенком явно недостаточны. Необходимо принимать срочные меры для их улучшения

    Приложение 2

    Игровой тренинг для учащихся и родителей

    Задание 1. Родителям и детям предлагается совместно придумать свою эмблему участия в игровом тренинге и представить ее всем вместе. Время выполнения задания – 5-6 минут.

    Задание 2. Участникам игрового тренинга необходимо придумать себе новое имя на время занятий. Каждый выбирает себе то имя, которое наиболее понравилось. Время выполнения задания – 6-7 минут.

    Задание 3. Участники по кругу продолжают фразу и называют свои ассоциации на слово «детство». Затем тренер предлагает поиграть в игру, в ходе которой он называет начало фразы, а взрослые и дети должны ее продолжить. Например, «в детстве можно…» (драться, играть, весело жить, плакать и т.д.). Если кто-то с аргументом «драться» не согласен, он хлопает в ладоши. Затем точно также необходимо выполнить это задание, но с фразы «в детстве нельзя…» Время выполнения задания – 5-6 минут.

    Задание 4. В круг поочередно вызываются взрослые и подростки, которые должны сыграть роль плачущего человека. Тренер считает: «1,2,3 – слезами горю помоги!» Тот человек, на которого пал выбор. должен утешить плачущего и помочь ему справиться со слезами. Время выполнения задания – 10 минут.

    Задание 5. Участникам группы нужно объединиться и в течение короткого времени создать на листе ватмана рисованный рассказ на тему «Жила – была кошка». Время выполнения задания – 5-6 минут.

    Ритуал прощания. Дети и взрослые поворачиваются друг к другу лицом и говорят: «Спасибо за то, что ты был все это время рядом», затем пожимают друг другу руки.

    Приложение 4

    Тест для родителей «Понимаете ли Вы своего ребенка?»

    Автор С.П. Акутина

    Я знаю, кто его/ее лучший друг:

    1) совершенно точно,

    2) приблизительно,

    3) не знаю.

    Мой сын/дочь поссорился со своим лучшим другом:

    4) делаю вид, что ничего не замечаю,

    5) сразу же подробно обо всем расспрашиваю,

    б) проявляю интерес, но не пристаю, а терпеливо жду, когда заговорит сам.

    Как обо мне думают его/ее друзья?

    7) положительно,

    8) меня это не интересует,

    9) не очень хорошо.

    Как я отреагирую, если у моего сына/дочери появится взрослый друг/подруга вне семьи?

    10) отрицательно.

    11) постараюсь узнать его/ее поближе,

    12) все оставлю на его/ее усмотрение.

    Узнав, что друг/подруга моего сына/дочери вел себя недостойно:

    13) запрещу дружить,

    14) обсужу случившееся со своим ребенком, предоставив ему самому сделать вывод,

    15) не обращу внимания.

    Был ли у меня самого/самой в жизни хороший друг/подруга?

    I6)был,

    17) не был,

    18) не могу сказать. Я запрещу сыну/дочери дружить с каким-то конкретным человеком, если:

    19) он плохо влияет на сына/дочь,

    20) его авторитет в глазах ребенка выше, чем мой,

    21) он не соответствует моим представлениям о друге. друзья сына/дочери пришли к нам домой и скучают. Могу ли я чем-нибудь пробудить их интерес?

    22) в большинстве случаев могу,

    23) это удается только иногда,

    24) вообще не удается. Сын/дочь рассказывает о своих переживаниях, вызванных дружбой:

    25) всегда подробно,

    26) не рассказывает совсем,

    27) рассказывает только об отдельных случаях. Лучший друг/подруга сына/дочери выразил желание участвовать вместе с вашей семьей в летнем путешествии или в какой-то другой поездке:

    28) радуюсь

    29) категорически возражаю

    30) мне все равно

    Подсчитайте баллы за каждый ответ: 1—56, 2—36, 3—06, 4—26, 5—06, 6—56, 7—56, ‘)б9—1б, 10—Об, 11—56, 12—26, 13—16, 14—56, 15—16, 16—36, 17—16, 18—06,

    19—36, 20 - 1б, 21—16, 22—56, 23—36, 24—16, 25—16, 26—06, 27—36, 28—56, 29—16, З0—Об.

    Оптимальное количество баллов — 44, минимальное — 3. Чем больше баллов Вы получили, тем больше оснований думать, что Ваши отношения с собственным

    ребенком благополучны. Если же сумма баллов меньше 15, Вы должны основательно пересмотреть свою воспитательную позицию и лучше приглядеться к себе.

    Приложение 5

    Анкета «Знакомство с родителями»

    На первой встрече с родителями можно попросить их ответить на следующие вопросы:

    1. Какого мнения вы о школе и педагогическом коллективе, в котором будет учиться ваш ребенок?
    2. Каким вы видите классного руководителя своего ребенка?
    3. Каким бы вы хотели видеть класс, в котором предстоит учиться вашему ребенку?
    4. Какие традиции и обычаи, по вашему мнению, должны развиваться в коллективе класса?
    5. Чем вы могли бы помочь классному руководителю в создании  коллектива класса?
    6. Какие проблемы воспитания вызывают у вас серьезную тревогу и опасения?

    Анкета «Перспективы обучения и воспитания ребенка»

    1. С каким чувством переступает порог школы ваш сын или дочь?
    2. Как чувствует себя ваш ребенок в ученическом коллективе?
    3. Знаете ли вы друзей и приятелей своего ребенка в коллективе?
      Назовите их.
    4. Как складываются отношения с учителями-предметниками у вашего ребенка?
    5. Создает ли школа, по вашему мнению, условия для самореализации в учебной деятельности вашего ребенка?
    6. Какую помощь необходимо оказать вашему ребенку для повышения результативности его учебной деятельности?

    Анкета «Ваш ребенок»

    С целью изучения характера учащихся, взаимоотношений  в семьях ребят можно использовать в анкетировании следующие вопросы:

    1. Какие положительные качества характера своего ребенка вы  можете назвать?
    2. Какие отрицательные качества характера вашего ребенка мешают ему комфортно чувствовать себя в коллективе?
    3. Как ведет себя ваш ребенок дома?
    4. Делится ли ваш ребенок с вами впечатлениями о событиях школьной жизни, жизни класса?
    5. Приглашает ли вас на классные мероприятия, хочет ли видеть вас в школе?
    6. Как вы думаете, каким будет будущее вашего ребенка?

    План работы с родителями на 2011/2012 учебный год

    Основные задачи:

    1. создать благоприятную атмосферу общения с родителями;
    2. направить семейное воспитание на всестороннее развитие ребёнка.

    Месяц

    Форма проведения

    Тематика

    Решаемые задачи

    Консультант

    Сентябрь

    Организационное родительское собрание

    . В семье ребенок-второклассник. Что меняется?

    Решение организационных вопросов. Внесение родительских предложений по организации вне-урочной работы с

    классом

    Классный

    руководитель

    Октябрь

    Индивидуальная

    консультация

    Родительское собрание

    Поговорим о

    дисциплине

    Режим дня – основа сохранения и укрепления здоровья первоклассника. Трудности и возможности 7-8 летнего ребенка. Итоги  адаптационного периода

    Обратить внимание отцов на роль в воспитании     детей в семье; способствовать формированию культуры участия мужчины в

    воспитании детей

    Классный

    руководитель

    Ноябрь

    Праздник совместно с

    учащимися

    «Посвящение в первоклассники»

    Формировать нравственную

    детей и родите-

    лей, способствовать развитию доброты и взаимопонимания в семьях учащихся

    Классный

    руководитель

    Индивидуальная встреча с родителями

    «Мой ребенок становится трудным»

    Формировать у родителей куль-

    туру принятия

    трудностей, связанных с проблемами в воспитании их ребенка,

    развивать умения поиска выхода в трудных ситуациях

    Классный

    руководитель

    Декабрь

    Родительский вечер

    Итоги 2 чет-

    верти. «Поговорим

    об общении»

    Ознакомить с итогами 2 четверти и задачами на 3

    четверть. Закреплять навыки эффективного общения.

    Классный

    руководитель

    Новогодний бал.

    «Маленькие  

    и большие радости празднуем

    вместе»

    Формировать у родителей интерес к делам ребенка

    Классный

    руководитель

    Январь

    Родительский университет.

    Здоровье

    Ознакомить родителей с особенностями физического развития их детей. Дать рекомендации по физическому развитию.  

    Классный

    руководитель

    Мед.

    Работник

    Февраль

    Индивидуальная

    встреча с родителями

    Значение памяти в интеллектуальном развитии

    школьника

    Ознакомить родителей с достижениями детей в учебе,

    методами и приемами развития памяти

    Классный

    руководитель

    Март

    Классное родительское

    собрание

    «Традиции семьи и их значение в воспитании»

    Итоги 3 четверти, задачи на 4 четверть.

    Обмен опытом воспитания детей в семье

    Классный

    руководитель

    Апрель

    Индивидуальная

    встреча с родителями

    Роль самооценки в формировании личности

    Ознакомить родителей с причинами формирования высокой (низкой самооценки

    ребенка), рассказать о приёмах,

    помогающих повысить само-

    оценку ребенка

    Классный

    руководитель

    Май

    День открытых дверей

    Успехи и достижения в

    2011/2012

    учебном году

     Показать работу учащихся на уроках, подвести итоги  учебного года

    Классный

    руководитель


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»

    ПРОГРАММАДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» «Большое космическое путешествие»...

    ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»

    ПРОГРАММАДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» «Большое космическое путешествие»...

    ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»

    ПРОГРАММАДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» «Большое космическое путешествие»...

    ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»

    ПРОГРАММАДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» «Большое космическое путешествие»...

    ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»

    ПРОГРАММАДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» «Большое космическое путешествие»...

    Реализация целевых установок « Программы Духовно-нравственного воспитания» на уроках Окружающего мира, УМК «Школа России» в 3-4 классах.

    В статье кратко изложен материал о содержании УМК «Школа России», покакзан потенциал для реализации целевых установок Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина  Ро...

    Реализация целевых установок « Программы Духовно-нравственного воспитания» на уроках Окружающего мира, УМК «Школа России» в 3-4 классах.

    В статье кратко изложен материал о содержании УМК «Школа России», покакзан потенциал для реализации целевых установок Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина  Ро...