Главные вкладки

    Рабочая программа по работе с родителями "Успешное взаимодействие с родителями классного коллектива"
    рабочая программа по теме

    Сапогина Светлана Юрьевна

    Программа представлена для учителей начальных классов. Срок реализации - 4 года. В приложении представлены разработки родительских собраний.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл vzaimodeystvie_s_roditelyami.docx74.96 КБ

    Предварительный просмотр:

    Рабочая программа по работе с родителями "Успешное взаимодействие с родителями

     классного коллектива"

    Составила: Сапогина Светлана Юрьевна (учитель начальных классов МАОУ «Средняя школа №8» г. Когалым

    Сроки реализации программы: 4 года.

    Задача учителя состоит в том, чтобы общение с родительским коллективом было полезным, а взаимодействие эффективным. Только в этом случае эпоха детства может быть наполнена светом, добром и теплом.

    В содержание сотрудничества классного руководителя с родителями я включаю три основных направления:

    1. психолого-педагогическое  просвещение родителей;
    2. вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс;
    3. участие семей учащихся в управлении учебно-воспитательным процессом в классе и в школе.

    Правила классного руководителя по проведению родительских собраний.

    Первое правило.

    В основе работы классного руководителя с семьей должны быть действия и мероприятия, направленные на укрепление  и повышение авторитета родителей.

     Второе правило.

    Доверие к воспитательным возможностям родителей, повышение уровня их педагогической культуры и активности в воспитании.

    Третье правило.

    Педагогический такт, недопустимость неосторожного вмешательства в жизнь семьи. Классный руководитель - лицо официальное.

    Четвертое правило.

    Жизнеутверждающий настрой в решении проблем воспитания, опора на положительные качества ребенка, посильные стороны семейного воспитания. Ориентация на успешное развитие личности.

    Успех любого родительского собрания заключается в том, что родители должны убедиться, что такие встречи имеют смысл: они проходят оперативно и заканчиваются опросом, анкетированием, рефлексией, поэтому информация должна подаваться дозировано, последовательно и четко. В конце родительского собрания обязательно делаются выводы, даются рекомендации классным руководителем либо специалистами..

    Тематика родительских собраний определяется мною на основе изучения целей и задач работы школы с родителями и исходя из запросов самих родителей. Некоторые темы родительских собраний являются традиционными, так например: УСВ для родителей первоклассников «Адаптационный период первоклассника», УСВ для родителей второклассника: « Нормы оценки. Моя первая отметка», «Воспитание здорового ребенка», «Итоги уходящего года». Родительские собрания в классном коллективе  проходят 4 – 5 раз в год и 2 раза в год общешкольные родительские собрания.

    Формы  проведения родительских собраний.

    Формы

    проведения родительских собраний.

    Тематика родительских собраний.

    Темы родительских собраний составляется с учетом пожеланий родителей, администрации школы, возникших проблем. Темы корректируются, видоизменяются. Планируются темы на 4 года обучения (примерное планирование).

    Данная тематика собраний составлена с учетом темы по воспитательной работе учителя на 4 года обучения к авторской программе классного руководителя по развитию творческих способностей учащихся  "Мы вместе".                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          

    Тема

    Цель

    1

    «Адаптация первоклассника

    в школе».

    ( первое родительское собрание в 1 классе - "клуб" полезных советов и рекомендаций)

    - разъяснить родителям трудности привыкания детей к школе, которые проявляются в возрастных и психологических особенностях младших школьников;                                        

     - дать необходимые рекомендации по планированию режима дня и грамотному приготовлению домашних заданий. (Памятка № 1)                                                                                  

    2

    «Моделирование воспитательной системы класса»

     ( обмен мнениями)                                

    - проектирование целей, перспектив и образа жизни классного коллектива;              

     - создание образа младшего школьника, профилактика неверных отношений к своим детям;                                                                                                                                                                                                          -   вовлечение  родителей в жизнь класса.

    3

    «Воспитание здорового ребенка» 

    ( практические советы

    специалистов)                                  

    - привлечь внимание родителей к проблеме сохранения здоровья младшего школьника;                                                                                                                                                                   - вооружить практическими советами специалистов.

    4

    Выполняем домашнее задание. Пути к бесконфликтной дисциплине.                                                

    - помочь родителям выстроить грамотное взаимодействие с ребенком дома, наладить дисциплину, установить семейные правила;                                                                                    - познакомить родителей с правилами оказания ребенку помощи при выполнении домашнего задания

    5

    Семейный круг

     ( познавательная ролевая игра)

                                                                                                                 

    - помочь детям младшего школьного возраста осознать значимость семьи в жизни человека;                                                                                                                                                                    - способствовать формированию интереса ребенка к истории и традициям своей семьи;          

      - воспитывать чувство ответственности перед своей семьей и гордости за нее.

    6

    Всегда ли родители бывают правы 

    (практикум: обсуждение ситуации)      

    провести беседу с родителями о стилях воспитания в семье, обсудить типичные ситуации, в которых родители часто затрудняются в выборе правильного поведения; помочь родителям избежать ошибок в общении с детьми и их воспитании.

    ( Памятка №3)

    7

    Наша речь - наше богатство

    ( разговор - консультация)      

    - обратить внимание родителей на проблему нарушения речи у детей;

    - провести разъяснительную работу с родителями о речи - как драгоценном даре;

    - дать понятия о некоторых логопедических  речевых аспектах;

    - показать, как можно помочь своему ребенку справиться с проблемами нарушения речи. (Памятка № 2).

    8

    Роль книги в развитии читательских интересов учащихся

    ( круглый стол)      

    - познакомить родителей с результатами  развития читательских интересов учащихся класса;

    -  объяснить необходимость формировать у детей желание читать, так как чтение - первое средство интеллектуального развития человека.

    9

    Формирование у ребенка общечеловеческих ценностей                                                                                        

    -  уточнить смысл понятий мораль, этическая культура и нравственная ценность;

    - побудить родителей задуматься о нравственном облике современного человека.

    10

    Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма                                                    

    - привлечь внимание родителей к актуальности темы;

    -  познакомить со статическими данными, иллюстрирующими проблему;

    - показать способы приручения ребенка к правильному и ответственному поведению на дороге.

    11

    Счастливая семья, - какая она?  

    - помочь родителям осознать важность теплой и доброй атмосферы в семье для душевного здоровья ребенка (Памятка № 4).

    12

    Вся семья в сборе - мы не знаем горя (праздничная конкурсная программа, посвященная дню семьи)

    - организовать совместный досуг детей и родителей;

    - дать возможность учителю познакомиться с родителями учеников, узнать больше об отношениях в семьях;

    - сплотить родителей и детей.

    13

    Воспитание чувства ответственности за свою безопасность                                                            

    - привлечь внимание родителей к проблеме формирования чувства ответственности за свою жизнь;

    - дать необходимые рекомендации по формированию этого чувства.

    14

    Правильное питание - залог здоровья ученика.                                                                                  

    - привлечь внимание родителей к проблеме организации здорового питания ребенка; - дать рекомендации по его организации.

    15

    Мотивы плохого поведения детей. Причины стойкого непослушания

     ( беседа с элементами практикума)

    - способствовать пониманию внутренних мотивов ребенка в случае непослушания, конструированию позитивных отношений с ребенком.

    16

    Воспитывайте доброту

     ( дискуссия)                                                                                                                  

    - показать родителям необходимость целенаправленного воспитания у детей доброго, чуткого отношения друг к другу, умения принять окружающий мир таким, каков он есть, и стремления сделать его лучше.

    17

    Главное человеческое чувство - милосердие

     ( откровенный разговор).

    18

    Агрессивность детей. Как с ней бороться?

    ( серьезный разговор - исследование)                

    - исследовать причины агрессивности детей; помочь родителям в поиске путем преодоления агрессивного поведения ребенка; - вызвать у родителей желание по - новому строить взаимоотношения в своих семьях.

     Приложение 1

    РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ №1.

    ТЕМА: Воспитание чувства ответственности за свою безопасность

    ЦЕЛЬ:    привлечь внимание родителей к проблеме формирования чувства ответственности за свою жизнь; дать необходимые рекомендации по формированию этого чувства.

    Ход собрания

    1. Организационный момент. Постановка целей.

     Учитель. Начало XXI века стало для человечества периодом социальных, технических и культурных перемен. В последнее  время очевидна тенденция к снижению численности населения в России и ухудшению состояния здоровья населения страны, особенно подрастающего поколения. Это связано со многими причинами социального характера и, главное, с возрастающим отрицательным влиянием " человеческого фактора " на безопасность жизнедеятельности личности. В связи с этим все более становится необходимым обучение населения, и особенно подрастающего поколения, безопасному поведению в различных опасных ситуациях. И у взрослых, и у детей необходимо воспитывать ответственности за свою жизнь и здоровье. Именно этой проблеме мы решили посвятить сегодняшнюю нашу встречу.

    2.  Основная часть.

    Учитель. Какие же опасности подстерегают ребенка в жизни современного города? О чем вы, уважаемые родители, должны напоминать своим детям, заботясь об их безопасности и здоровье?

    1) В городе с его интенсивным движением много опасностей, а значит, чтобы их избежать, надо знать и выполнять Правила дорожного движения. Ежедневно в нашей стране происходит более 500 дорожно-транспортных происшествий, гибнет свыше 100 человек и получают ранение более 600.  На автодорогах России ежегодно гибнут более 30 тысяч человек.

      Очень тревожно становится, когда видишь, как грубо нарушают эти Правила взрослые, вместе с детьми перебегая улицу на красный свет светофора.

                            Нарушители  забывают: сэкономишь минуту - потеряешь жизнь!

    2) Помните и напоминайте детям, своим и чужим, что транспорт, особенно зимой и в непогоду, сразу остановить нельзя, что за рулём может сидеть недобросовестный водитель, надо быть крайне осторожными на дорогах!

    3) Улица зимой и ранней весной очень опасна. На тротуарах много снега, а под ним лёд. Учите детей ходить осторожно по тротуарам, не спешить, не бегать по обледенелой дороге. Скоро весна, на крышах тает снег и вырастают сосульки. Ходить вблизи домов становится опасно, так как острые сосульки, обрушившись, угрожают жизни людей.

    4) Опасно ходить под балконами, из которых могут выпасть кирпичи или куски цемента.

    5) Во все времена года водоемы ( реки, пруды, озера ) привлекают взрослых и детей. Чтобы обезопасить свою жизнь, нельзя выходить на водоем, толщина ледяного покрова которого меньше 40 см. В весеннее время, когда лед начинает подтаивать, опасно выходить на него, так как он может проломиться. Опасна в это время и подледная рыбалка. Очень часто рыбаки оказываются на оторвавшейся льдине. Спасение их связано с большими трудностями и не всегда заканчивается благополучно.

    6) Опасность для жизни представляет наши квартиры. Газовые и электроплиты - источники возгорания. Перед уходом из квартиры не забудьте, пожалуйста, проверить, выключен ли газ, телевизор, электронагревательные приборы (утюги, электроплитки и др.). Всё это, оставленное без присмотра, источник пожара.

      Если пожар всё - таки возник, необходимо вызвать пожарную охрану (01). Это следует сделать из безопасного места, сообщив четко, внятно следующие сведения:

    1. адрес, где обнаружено возгорание или пожар;
    2. номер квартиры, подъезд, сколько этажей в здании, код для входа в подъезд;
    3. есть ли опасность для людей;
    4. назовите свою фамилию и телефон.

      Говорить надо четко и спокойно. Пока вы сообщаете все сведения, пожарная команда уже выезжает, всё что надо, ей сообщает по рации.

    Если очаг возгорания был небольшим и его вы смогли ликвидировать своими силами, вызов пожарных не будет считаться ложным. Однако надо знать, что вызов пожарной команды просто так, из любопытства или шалости, будет иметь для шалуна и его родителей неприятные последствия. Заведомо ложный вызов

    пожарной команды (так же милиции и " скорой помощи " ) является административным правонарушением и наказывается штрафом. Детям обязательно нужно разъяснить, чем могут закончиться ложные звонки, игры и шалости такого рода. При возгорании электроприборов надо помнить: нельзя их тушить водой, так как они включены в электросеть. Надо предварительно обесточить квартиру, отключить прибор.

    7) Когда вы идете по тротуару, вам частенько встречаются люки, водопроводные и канализационные. И нередко они или плохо закрыты, или совсем открыты. В зимнее время люки могут быть занесены снегом, их плохо видно, и есть опасность попасть в них. Детям необходимо сообщать о такой опасности, учить замечать, обходить открытые люки. При возможности сообщать в соответствующие службы. В теплое время года некоторые люки могут быть заполнены водой, и не только холодной, но и кипятком.

    8) С наступлением времени таяния льда и снега талые воды обнажают лежащие со времен войны боеприпасы. Обнаруженные взрывоопасные предметы ни в коем случае трогать нельзя. О них надо сообщить в правоохранительные органы, в милицию. До приезда специалистов организовывать охрану опасного предмета, не допускать к ним никого, особенно детей.

    9) Современный человек постоянно контактирует со множеством веществ, многие из которых представляют серьёзную опасность для здоровья и жизни людей. Серьёзную опасность для здоровья человека могут представлять и обычные лекарства. Лекарственные препараты, хранящиеся в домашних условиях, необходимо периодически просматривать и непригодные к употреблению уничтожать. Лекарства для детей нужно держать отдельно. С особой осторожностью следует хранить и беречь от детей таблетки в ярких блестящих оболочках ( по внешнему виду напоминающие конфеты ).

    10) В настоящее время промышленность выпускает разнообразные средства бытовой химии. Все средства бытовой химии необходимо хранить только в недоступных для детей местах, отдельно и отдаленно от пищевых продуктов и лекарств, и обязательно иметь заводскую этикетку. Особое внимание к себе требуют аэрозольные баллоны: их нельзя давать детям (даже если баллон пуст ), их нельзя вскрывать, позволять играть с ними, держать вблизи от нагревательных приборов и огня, бросать в костёр. Многочисленные ситуации неосторожного обращения с бытовыми приборами, содержащими ртуть, свидетельствуют: далеко не все понимают, насколько серьёзную представляет жидкая ртуть. Наиболее опасны пары ртути, особенно при температуре свше 18 С, когда она начинает испаряться.

    3. Заключительная часть.

         Учитель. Психологами установлено, что безопасность является основной, коренной потребностью человека. Проблема безопасности является главной проблемой новой эпохи. Родители должны быть заинтересованы в том, чтобы ребенок был ответственен за свою жизнь. Нужно формировать эту ответственность, быть внимательным к поведению ребенка даже в мелочах.

       Дорогие родители, безопасность ребенка в ваших руках! Не забывайте об этом, старайтесь уделять детям больше времени, ведь, в конечном счете, ребенка защищает любовь и внимание родителей.

    Приложение 2

    РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ №2.

    ТЕМА: Правильное питание-залог здоровья ученика

    ЦЕЛЬ:   привлечь внимание родителей к проблеме организации здорового ребенка;

                    дать рекомендации по его организации.

    Ход собрания

    1. Организация собрания (возможно привлечение узкого специалиста).

            Сообщение темы и постановка цели.

    2. Основная часть собрания.

       Учитель. С раннего детства необходимо обеспечить полноценное и правильно организованное питание ребенка, являющееся залогом его здоровья. Из всех факторов внешней среды, оказывающих влияние на развитие ребенка как физическое, так и нервно-психическое, питание занимает ведущее место.

     Уважаемые родители, дети, посещающие группу продленного дня, обязательно должны получать двухразовое горячее питание: завтрак и обед. Всякое нарушение питания как количественное так и качественное ( а некоторые из вас считают, что ребенку можно дать лишь бутерброд, чипсы и т. п. ), отрицательно влияет на здоровье детей, особенно в период интенсивного роста. Организм ребенка постоянно расходует много энергии, а она ему необходима для деятельности внутренних органов, поддержания постоянной температуры тела.

     У детей начальной школы повышенная потребность в двигательной активности. Пища служит основным источником энергии, " строительным материалом " для роста и развития организма. Учеными подсчитано, что для детей в возрасте 7 - 11 лет энергетические затраты составляют от 2250 до 2250 калорий в сутки, 11 - 15 лет - от 2850 до 3300 калорий, 15 - 18 лет - от 3300 до 3800 калорий.

     Ещё со школьной скамьи вы, пожалуй, помните, что белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные соли, вода обязательно должны присутствовать в рационе питания в определенном количестве и определенном соотношении. Как недостаток, так и избыток одного из них может привести к нарушениям в развитии организма.

    Особенно большое значение имеют белки, как животные (молоко, мясо, рыба, яйца), так и растительные ( рис, картофель, гречка, горох, фасоль, свежая капуста ). Лучше усвояемости белков способствует овощи. Старайтесь мясные и рыбные блюда давать ребенку с гарниром из овощей. При  недостатке белков в пище возникают вялость, слабость, похудение, отсталость  в росте, снижение иммунитета. При избытке - нарушение обмена веществ, снижение аппетита.

    Пища должна содержать и жиры, которые также входят в состав органов и тканей. Без жиров прослойки нарушается отдача тепла организма, снижается иммунитет, да и вкусовые качества пищи без жиров оставляют желать лучшего.

     Сливочное масло, молоко, сливки, яйца хорошо усваиваются организмом, к тому же содержат витамины А и Д, так необходимые детскому организму, растительные жиры ( подсолнечное масло, оливковое и др. ) не содержат витаминов, но в их состав входят ненасыщенные жирами кислоты, тоже необходимые организму.

      Главный же источник энергии в организме - углеводы, которые содержатся в растительных продуктах в виде крахмала, - в таких овощах, как картофель, а также в крупах, хлебе, луке или в виде сахара, которого достаточно во фруктах и ягодах.

      Растущему организму ребенка нужна и клетчатка, которая составляет оболочки овощей и злаков, для нормальной работы кишечника в рационе питания ребенка должно быть больше овощей: моркови, свеклы, капусты ( как свежей, так и квашеной ), кабачков, тыквы, огурцов. Давайте ребенку бахчевые культуры, сливы, яблоки и помните, что овощи и фрукты должны составлять не менее 50 - 60% ежедневного рациона и употребляться в любом виде.

    Врачи придают большое значение систематическому приему пшеничных отрубей. Оказывается, что в их составе содержится большое количество витаминов группы В, оказывающих самое благоприятное воздействие на нервную систему и практически на все органы системы человеческого организма. Они выводят из организма холестерин, аллергены, являются стимулятором для кишечника.

     Каждый день обязательно давайте детям и сами употребляйте утром натощак и на ночь кисломолочные продукты: кефир, ряженку, варенец. Обращайте внимание, чтобы они были однодневными или двухдневными. А мясо лучше употреблять отварное с отрубным хлебом вчерашней выпечки. Продукты, содержащие калий, содержатся в черносливе, изюме, кураге и печеном картофеле.

     Интервалы между приемами пищи должны для здорового ребенка составлять около 4 часов. Перед едой полезны овощные закуски в виде салатов, винегрета, а вот острые закуски, содержащие много перца, горчицы, хрена, для детей нежелательны. Ребенок должен есть, не торопясь, хорошо пережевывать пищу. Для завтрака и ужина достаточно по 15 - 20 минут, для обеда - 20 - 25 минут, а для полдника - 5 - 6 минут.

     Я приведу вам пример следующего режима питания, рекомендованного педиатром.

    Режим питания младшего школьника

    7.00

    Завтрак:

    1 блюдо - каша, яйца, творог, овощи, картофель;

    2 блюдо - кофе, молоко, какао, чай с молоком

    13.00 -

    14.00

    Обед:

    Первое - суп мясной, овощной или молочный;

    Второе - мясо, рыба, гарнир из овощей или крупы;

    Десерт - фрукты, ягоды, кисель, компот

    16.00

    Полдник:

    Кефир, простокваша, молоко, сок, чай с молоком, булочка, печенье, бублик, фрукты, ягоды

    19.30 -

    20.00

    Ужин:

    Первое - каши, запеканки, творожные и яичные блюда, котлеты овощные или крупяные;

    Второе - кефир, молоко, сок, чай

    3. Заключительная часть.

        Учитель. Уважаемые родители, особое внимание обратите на то, чтобы дети, посещающие группу продленного дня, получали двухразовое горячее питание. Если ваш ребенок, 4 - 5 часов находится в школе, не принимает пищи, он будет воспринимать хуже.

    Ребенок обязательно должен получать завтрак, иначе у него будет кружиться голова, появится слабость, тошнота, тут уж не до учебы.

    Очень важно, чтобы дети обучались правилам поведения за столом, соблюдали гигиенические навыки, были аккуратными. Культура приёма пищи прививается детям, прежде всего в семье и базируется на принципах и традициях семейного культа трапезы.

    А дальше, как говорится, " что посеешь, то и пожнешь ".

          Режим питания должен гармонично сочетаться с режимом занятий, трудам и отдыха де

    Приложение 3

    Памятка родителям № 1

    1. Любите своих детей, тогда они станут настоящими  личности, самодостаточными, удачливыми в жизни.
    2. Внушайте каждому ребенка, что все человеческие существа достойны уважения и любви.
    3. Поощряйте в детях таланты и способности мыслить положительными образами
    4. Будьте терпеливы, верти в себя и ребенка, радуйтесь каждому мгновению, проведенному рядом с ним!
    5. Вам представилась удивительная возможность вновь пережить то, что осталось далеко позади.

    Памятка родителей № 2

    1. Учитель - ваш союзник, только вместе со школой можно добиться желаемых результатов в обучении.
    2. Ежедневно интересуйтесь учебными успехами вашего ребенка.
    3. Регулярно контролируйте выполнение домашнего задания и оказывайте посильную и разумную помощь своим детям.
    4. Помните, что чтение - окно в мир познания. Хорошее чтение - залог успешного  обучения.
    5. Заинтересовывайте ребенка художественной литературой. Истина верна: много будешь читать, много будешь знать.
    6. Содействуйте тому, чтобы ваш ребенок участвовал во всех классных и общешкольных мероприятиях.
    7. Выслушивайте рассказы о ваших детей о себе, о школе, о друзьях до конца. Поделиться своими переживаниями - естественная потребность детей.

    Памятка родителей № 3

    1. Правила трёх " П ": Понимай, Признавай, Принимай своего ребенка таким, каким он есть.

    Понимай - умение видеть своего ребенка " изнутри ", умение смотреть на ситуацию и со своей собственной точки зрения.

    Принятие - безусловно положительное отношение к ребенку, его индивидуальности (независимо от того радует он вас или нет); признание его уникальности.

    Признание - право ребенка в решение тех или иных проблем.

    2. Оценивайте поступки ребенка, а не его личность.

    3. Не сильно надейтесь на собственный пример - увы, только дурные примеры заразительны. Пример, конечно, важен, но только в том случае, если вы уважаете своего ребенка.

    4. Присматривать за детьми надо безнадзорные дети - проблема для родителей и общества.

    5. Учите детей различать, что важно, а что второстепенно.

    6. Управляйте своими мыслями, так они имеют свойство материализовываться,  а негативная мысль, облаченная в слова, - страшное оружие.

                                    КОНТРОЛИРУЙТЕ СВОИ ЭМОЦИИ!

    7. Помните: великодушие и красота спасут мир

    Памятка родителей № 4

    1. Будите ребенка спокойно, проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку и услышать ласковый голос. Не подгоняйте с утра, не дёргайте по пустякам, не укоряйте за ошибки и оплошности.
    2. Не прощайтесь, предупреждая и наставляя: " Не балуйся ", " Веди себя хорошо ", " Чтобы сегодня не было замечаний в твоём дневнике "... Пожелайте ему удачи, подбодрите, найдите несколько ласковых слов.
    3. Встречайте ребенка после школы спокойно, не обрушивайте на него тысячу вопросов, дайте расслабиться.
    4. Если ребенок через чур возбужден, если жаждет поделится чем - то, не отмахивайтесь, не откладывайте на потом, выслушайте, это не займет много времени.
    5. Если видите, что ребенок огорчен, но молчит, не допытывайте, пусть успокоится и расскажет сам о том, что его беспокоит, тревожит, волнует.
    6. Будьте внимательны на жалобы ребенка на головную боль, усталость, трудности учебы.
    7. Учтите , что все дети любят сказку перед сном, песенку, ласковые слова. Это всё успокаивает, помогает снять напряжение, спокойно уснуть. Старайтесь не вспоминать перед сном о неприятностях.

    Приложение 4

    1. заповедей для родителей.

    1. Никогда не занимайтесь воспитанием в плохом настроении.

    Основой эффективного стиля обучения в семье является положительная эмоциональная установка. Воспитание детей - одно из самых прекрасных занятий человека, и ему непременно должны сопутствовать хорошее настроение, спокойствие, расположенность к общению. Чтобы убедиться в принципиальной важности этого простого совета, достаточно ответить на несколько вопросов. Где вам уютнее - в компании друзей, расположенных к вам, радующихся общению, или на сборищах угрюмых субъектов, где каждый занят своим делом? Нравится ли вам, когда на вас кричат, либо вы предпочитаете нормальный тон разговора? Любой человек моментально даст на эти вопросы однозначные ответы в повседневном общении с детьми. Разве нету у нас квартир, в которых обстановка напоминает «заговор молчунов», организация быта отдает безалаберностью, а основные детали выяснение отношений звучат так громко, что хорошо слышно соседям. Для тех кто, не относит семью к подобным, эта заповедь отменяется за ненадобностью.

    1. Ясно определите, что вы хотите от ребенка, и объясните это ему, а также узнайте, что он думает по этому поводу.

    Дети не повторяют жизнь родителей, им суждено пройти свой путь. И они необязательно хотят того же. Что и вы.  Поэтому, лучше всего договоритесь о каких-то принципиальных пунктах.

    3.Предоставьте_ самостоятельность. Воспитывайте, но не контролируйте каждый шаг, Не подменяйте воспитание опекой.

    Взрослые не любят, когда вмешиваются в их дела, руководят поступками, навязывают готовые решения, копаются в мелочах. Дети - тоже. Однако дети - люди не опытные, И хотя им очень хочется до всего дойти самим, сделать это, они могут лишь с помощью взрослых, которая должна быть тактичной, своевременной и умеренной, именно помощью, а не выполнением того ли иного дела «вместо», «за» ребенка.

    4. Лучше    всего    не    подсказывайте    готового    решения,    а  показывайте пути к нему и время от времени разбирайте с ребенком его правильные и ложные пути к цели.

    При этом очень важны эмоциональное стимулирование, немедленная реакция на каждое достижение ребенка. И здесь...

    5. Не пропустите момент, когда достигнут первый успех.

    Никогда не ждите особого случая - хвалите ребенка за каждый удачный шаг. Этим вы эмоционально поддержите его. Ребенок чувствует,  что   его  достижения   не   остались   незамеченными. Причем хвалите не вообще, а конкретно. Не «ты молодец», а «ты молодец, потому что...», и обязательно дайте почувствовать свое настроение - в данном случае свою радость по поводу его успеха. Если ребенок делает какое-то неверное движение, совершает ошибку, то необходимо...

    6. Своевременно сделать замечание, оценить поступок сразу и сделать паузу – дать осознать услышанное.

    Любое замечание надо делать сразу после ошибки. При этом запомните...

    7.  Главное оценить поступок, а не личность.

    К сожалению, именно в этом пункте таится самая распространенная и самая серьезная родительская ошибка: «Ты плохой» (оценка личности) звучит вместо уместного в этой ситуации «Ты поступил плохо» (оценка поступка). Необходимо конкретно объяснить, в чем состоит ошибка, почему ребенок поступил неправильно, Если критикуют поступок, конкретная ошибка, а не личность, то у ребенка отпадает необходимость защищаться, а с ней и не нужные страхи, боязнь наказания, вынужденная ложь и т.д. Из строгого, даже жесткого, но спокойно и справедливого анализа поступка рождается вера в свои силы, в справедливость родителя, в его последовательность. Для того чтобы указать ребенку на ошибку, не нужно вспоминать всю свою жизнь и все истории, которые вам представляются подходящими к моменту. Чем короче замечание, - тем лучше. После замечания обязательно...

    8. Прикоснитесь к ребенку и тем самым дайте почувствовать, что сочувствуете его ошибке,  верите в него,  несмотря  на оплошность.

    Дайте понять (но не обязательно говорите), что по окончании неприятного разговора инцидент будет исчерпан. Сущность человека и его поступка - не одно и то же, Ведите себя именно так. Нет никакого терпения матери и отца. Не поддавайтесь ложной мысли о том, что дети делятся на талантливых и неталантливых, хороших и плохих. Каждый ребенок может достигнуть много, но для этого он должен видеть конечную цель. Как футбол без голов и ворот превращается в бессмысленную беготню с мячом, так жизнь без цели - не больше чем цепь хаотических порывов. Если вы хотите быть действительным помощником в жизни своих, детей, то не ждите, пока они сделают ошибку. Включайте в построение системы перспективных целей - от дальней к средней и от нее к сиюминутной.

    9. Воспитание должно быть поэтапным. 

    Если вы приведете высокого, прыгучего, честолюбивого молодого человека в сектор для прыжков в высоту, укажите ему на планке отметку мирового рекорда и скажите: «Прыгай!», то ничего путного не добьетесь. Планку надо поднимать постепенно. Так высоты к следующей, штурмует планки человеческого роста ребенок. Задача родителя - своевременно и точно поднимать планку, руководствуясь системой перспективных целей.

    10. Воспитатель должен быть строгим, но добрым.

    И в этом суть своевременности. Ведь, если в отношении дурного поступка проявилась жесткость и бескомпромиссность - как он того заслуживает, а человеку дать понять, что относится к нему хорошо - это дает результаты в воспитании. И не надо мучится выбором, - какой метод воспитания лучше: «авторитарный» или «либеральный». Ни беспредметная жестокость, не беспредметная доброта не годятся в качестве принципов воспитания. Все хорошо в свое время, и надо уметь принимать методы в соответствии с конкретной ситуацией. Тогда    воспитание    будет   своевременным, или «демократическим»

    Приложение 5

    Советы родителям на каждый день.

    1.     Говорить сыну или дочери:   «Людям  должно  быть  с  тобою легко!  Не бойтесь повторять это.

    2.     Когда вы браните ребенка, не употребляйте выражений: «Ты всегда»,  «Ты  вообще»,   "Вечно  ты».   Вам  ребенок  вообще   и всегда хорош, он лишь сегодня что-то сделал не так, об этом и скажите ему.

    3.     Не расставайтесь с ребенком в ссоре, сначала помиритесь, потом идите по своим делам.

    4.     Старайтесь,    чтобы    ребенок    был    привязан   к    дому,   возвращаясь домой, не забывайте сказать: «А все-таки, как хорошо у нас дома».

    5.     Внушаете ребенку давно  известную  формулу  психического здоровья: «Ты хорош, но не лучше других!»

    6.  Наши разговоры с детьми нередко бедны, поэтому каждый день    читайте    с    детьми    вслух    (даже     с   подростками) интересную   книгу,   это   сильно   обогатит   ваше   духовное общение.

    7. В спорах с сыном или дочерью хоть иногда уступайте, чтобы им не показалось, будто они вечно не правы. Эти вы научите уступать, признавать ошибки и поражения.

    Рекомендации родителям учащихся 1-4 классов

     1. Ежедневно интересуйтесь школьными делами детей, проявляя внимание и терпение. При этом не ограничивайтесь дежурными вопросами: "Что получил?", "Как дела?", а расспрашивайте о чувствах, настроении, проявляйте эмоциональную поддержку и т.д.

     2. Не скупитесь на похвалу, замечайте даже самые незначительные, на Ваш взгляд, достижения ребенка, его посильные успехи. При встрече с неудачами старайтесь разобраться вместе, найти выход, предвидеть последствия действий. Не запугивайте ребенка, страх не активизирует его деятельность.

    3. Развивайте любознательность, поощряйте любопытство, удовлетворяйте его потребность в знаниях.

    4. Покупайте и дарите книги, диски, картины.

    5. Помогайте ребенку выполнять трудные задания, предлагайте выход из сложной ситуации, но не забывайте давать ему возможность самому найти выход, решение, совершить поступок.

    6. Активно слушайте своего ребенка, так как выявлено, что рассказ самому себе вызывает психическую травму.

    7. Не говорите плохо о школе, не критикуйте учителей в присутствии ребенка, создавайте у него позитивное, положительное отношение к школе.

    8. Принимайте участие в делах класса и школы. Ребенку будет приятно, если школа станет частью Вашей жизни. Ваш авторитет повысится.

    Приложение 6

    Анкета для родителей №1.

    (2 класс)

    Цель: определить проблемы родителей и их детей в семье, обозначить увлечение детей, узнать насколько интересны были проведенные мероприятия в классе за прошедший год.

    1. У меня часто не хватает времени позаниматься с сыном (дочерью) чем-нибудь интересным, куда-нибудь пойти вместе, поговорить подольше о чем-нибудь.

    (да, нет).

    1. Не люблю когда сын или дочь приходит ко мне с вопросами. Лучше, чтобы догадался сам.

    (да, нет)

    1. Сколько времени вы общаетесь со своим ребенком?

    а) все свободное время

    б) от случая к случаю

    в) не общаюсь вообще.

     4.    Чем увлекается ваш ребенок?

               5. Считаете ли вы физическое наказание приемлемой мерой воспитания? (да, нет)

    6.  Что преобладает в характере вашего ребенка, какие качества характера ему свойственны?

      7. Отношение вашего ребенка к занятиям в школе?

    а) положительное

      б) отрицательное

      в) безразличное.

      8. Какие внеклассные мероприятия вам запомнились больше всего?

    приложение 7

    Анкета  для родителей №2.

    (3 класс)

    Цель: выявить уровень удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения и его педагогического коллектива.

    Она состояла из 12 вопросов, к каждому из которых предлагалась шкала цифр. Эти цифры означали ответы: «совершенно согласен», «согласен», «трудно сказать», « не согласен», «совершенно, не согласен».

    1. Класс, в котором учится Ваш ребенку, можно назвать дружным:

    4   3   2   1   0

    1. В среде одноклассников Ваш ребенок чувствует себя комфортно:

    4   3   2   1   0

    1. Педагоги проявляют доброжелательное отношение к Вашему ребенку:

    4   3   2   1   0

    1. Мы испытываем чувство взаимопонимания в контакте с администрацией и учителями нашего ребенка:

    4   3   2   1   0

    1. Педагоги справедливо оценивают достижения Вашего ребенка в учебе:

    4   3   2   1   0

    1. Ваш ребенок не перегружен учебными занятиями и домашними заданиями:

    4   3   2   1   0

    1. Учителя учитывают индивидуальные способности Вашего ребенка:

    4   3   2   1   0

    1. В школе проводятся мероприятия, которые полезны и интересны Вашему ребенку:

    4   3   2   1   0

    1. В школе работают различные кружки, секции, клубы, где может заниматься Ваш ребенок:

    4   3   2   1   0

    1. Педагоги дают Вашему ребенку глубокие, прочные знания:

    4   3   2   1   0

    1. В школе заботятся о физическом развитии и здоровье Вашего ребенка:

    4   3   2   1   0

    1. Учебное заведение способствует формированию достойного поведения Вашего ребенка:

    4   3   2   1   0

    Цифры означают следующие ответы:

     4 – совершено, согласен;  3 – согласен; 2 – трудно сказать; 1 – не согласен;

     0 – совершенно не согласен.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Программа воспитательной работы “ Развитие творческой личности в классном коллективе”.

    Своеобразие классной воспитательной системы во многом обусловлено индивидуальными и групповыми особенностями учащихся класса, в котором она создается. Поэтому главным для меня как классного руко...

    Программа воспитательной работы “ Развитие творческой личности в классном коллективе”.

    Своеобразие классной воспитательной системы во многом обусловлено индивидуальными и групповыми особенностями учащихся класса, в котором она создается. Поэтому главным для меня как классного руко...

    Рабочая программа по работе с родителями "Навстречу друг другу"

                Огромное значение в работе с родителями младших школьников имеет заранее продуманная и четко организованная система сотрудничества....

    Рабочая программа воспитательной работы в 3 классе.

    Организация взаимодействия с классным коллективом требует от классного руководителя соблюдения определенных правил, общения с семьями учащихся....

    Рабочая программа "Все работы хороши"

    Программа внеклассной деятельности (знакомство с профессиями)...

    рабочая программа "Коррекционная работа в начальной школе"

    рабочая программа включает пояснительную записку, цель, задачи, планируемые результаты, тематическое планирование 2 класс по предметам...

    Рабочая программа воспитательной работы в группе продленного дня (ФГОС НОО)

    Одним из ведущих видов познавательной деятельности в условиях работы группы продленного дня является самоподго­товка.Самоподготовка — одна из форм организации учебного процесса в группе продленн...