"Мы - это мир!"
рабочая программа (1,2,3,4 класс) по теме

Гусева Наталия Юрьевна

Программа воспитания  « Мы – это мир» на 2008-2012 учебные годы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_vospitaniya.doc221.5 КБ

Предварительный просмотр:

Паспорт программы

Наименование программы Программа воспитания  « Мы – это мир» на 2008-2012 учебные годы.

Основание для разработки программы Программа разработана в соответствии с основными направлениями воспитания обучающихся школы, с Программой развития воспитательной системы школы

Разработчик программы Гусева Наталия Юрьевна, классный руководитель

Цель программы: Создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса – педагога, детей и родителей.

Задачи программы:

  1. Создавать условия для проявления творческой индивидуальности каждого ученика.
  2. Способствовать формированию основ культуры поведения, общения, построения межличностных отношений.
  3. Воспитывать высокие моральные качества
  4. Воспитывать эстетический курс.
  5. Воспитывать уважительное, толерантное отношение к окружающим.
  6. Способствовать укреплению семьи, привлекая родителей к совместному проведению праздников, классных часов, родительских собраний с участием детей.

Сроки реализации программы: 2008-2012 учебные годы

Исполнители основных мероприятий программы: Ученический коллектив  класса,  родители, учителя, работающие в классе

Источники финансирования: Благотворительные средства родителей

Ожидаемые результаты: В результате осуществления программы у обучающихся должно быть сформировано нравственное выполнение норм и правил окружающей жизни,  должны быть максимально сближены интересы родителей и педагога по формированию физически и нравственно развитой личности, также должна быть сформирована правовая культура учащихся, свободное и ответственное самоопределение в сфере правовых отношений с обществом.

Пояснительная записка

Воспитание превращается в самодурство, если педагог не знает другого инструмента, кроме инструмента власти, и пользуется им для того, чтобы подавить волю ребенка.

В.А. Сухомлинский

Первые жизненные уроки ребёнок получает в семье. Его первые учителя и воспитатели – отец и мать. Давно установлено, что для ребёнка общие семейные повседневные радости и огорчения, успехи и неудачи – это источник, рождающий доброту и чуткость, заботливое отношение к людям. Семья даёт ребёнку первые представления о добре и зле, о нормах нравственности, о правилах общежития, первые трудовые навыки. Именно в семье складываются жизненные планы и идеалы человека.

В формировании личности ребёнка принимают активное участие дошкольные учреждения и школа, лагеря, книги, театр, радио, кино и телевидение, весь строй нашей жизни. Всё это так, но влияние семьи – особое, оно начинается с первых шагов ребёнка. А поэтому уровень нравственной культуры родителей, их убеждения, жизненные планы и цели, опыт социального общения, семейные традиции и нормы поведения, словом, вся атмосфера семьи имеет решающее значение в воспитании ребёнка.

Каждый отец, каждая мать и умом, и сердцем должны осознать, что у семьи нет и не может быть более важной и почётной обязанности перед народом, чем вырастить своих детей настоящими людьми, патриотами своей Родины. Опыт счастливых семей в воспитании детей представляет огромную социальную ценность, он способствует духовному и нравственному обогащению всего нашего общества.

Поэтому необходимо вести просветительскую работу среди родителей. Именно учителя могут нацелить родителей на создание в семьях условий, способствующих развитию личности ребёнка. Согласованность в деятельности всех воспитательных инстанций во многом определяет результаты воспитания. Ни семья, ни школа, ни общественные институты в отдельности не исчерпывают всего многообразия факторов, влияющих на личность ребёнка. Поэтому целостный, систематический процесс воспитания предполагает соединение усилий всех заинтересованных сторон. Инициатива в этих контактах по праву принадлежит школе. А родители – наши союзники, вдохновители, строгие критики.

Воспитание культурного человека – это воспитание не только и не столько успешно обучающегося и образованного, сколько воспитание человека нравственного, способного сохранить и развить в себе нравственные ценности семьи, общества и человечества и использовать их в повседневной жизни, демонстрируя это своим поведением, общением, деятельностью.

 

Воспитательная работа в классе строится на следующих принципах:

Принцип открытости: обучающиеся участвуют в планировании жизни в классе совместно с классным руководителем

Принцип деятельности: обучающимся нужна активная, полезная и значимая деятельность, где они могли бы использовать знания, умения и навыки учебной деятельности, свои способности, таланты.

Принцип обратной связи: необходимо изучать мнение, настроение, степень участия воспитанников в классе, общешкольных мероприятиях.

Основной целью воспитательной работы в классе является создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса – педагога, детей и родителей.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

1.Создавать условия для проявления творческой индивидуальности каждого ученика.

2.Способствовать формированию основ культуры поведения, общения, построения межличностных отношений.

3.Воспитывать высокие моральные качества

4.Воспитывать эстетический курс.

5.Воспитывать уважительное отношение к окружающим.

6.Способствовать укреплению семьи, привлекая родителей к совместному проведению праздников, классных часов, родительских собраний с участием детей.

Для реализации задач воспитательная работа в классе проводится по следующим направлениям:

Я  и мое здоровье.

Я и мой интеллект.

Я и общение.

Я – человек.

Я и мой досуг.

Я – гражданин.

Я и моя семья.

Организация воспитательной работы в классе включает в себя следующие уровни взаимодействия:

1). Работа с коллективом воспитанников.

 Формы работы с коллективом:

Классные часы нравственного, интеллектуального, творческого содержания;

Проведение совместных праздников (родители, педагоги, учащиеся);

Просмотр видеофильмов, использование аудиозаписей и мультимедийной продукции;

Экскурсии по селу, городу и району;

Организация выставок (совместная деятельность детей и родителей);

2). Индивидуальная работа с воспитанниками.

 Формы индивидуальной работы с обучающимися:

Беседы;

Контроль успеваемости уроков;

Вовлечение в коллективные дела класса и школы;

3). Работа с родителями.

Формы работы с родителями:

Организационные и тематические родительские собрания;

День открытых дверей;

Проведение совместных мероприятий (выставки, конкурсы)

Анкетирование и тестирование родителей;

Индивидуальные консультации специалистов: социального педагога, психолога;

Совместные с родителями праздники, именины детей.

4). Работа с социально-психологической службой школы.

Формы работы с психологом школы:

Диагностика и анкетирование;

Индивидуальные консультации.

Формы работы с заместителем директора по ВР и социальным педагогом школы:

Курирование малообеспеченных, неблагополучных и многодетных семей, обучающихся, находящихся под опекой, оказание социальной и материальной помощи.

Программа рассчитана на 4 года и состоит из 4 ступеней:

1 ступень: «Мы теперь не просто дети, мы теперь ученики».

2 ступень: «Мы все такие разные, этим и прекрасны мы».

3 ступень: «Мы живем среди людей».

4 ступень: «Перед нами все двери открыты».

1 ступень: «МЫ ТЕПЕРЬ НЕ ПРОСТО ДЕТИ,

МЫ ТЕПЕРЬ УЧЕНИКИ».

        

Цель: Развитие умения общаться и сотрудничать.

Задачи:

1. Учить учиться.

2. Изучить индивидуальные особенности учеников, их интересы.

3. Начать работу по созданию дружного коллектива и положительного климата в нем.

Ожидаемый результат: создание сплоченного классного коллектива с положительным психологическим климатом, заинтересованного процессом учения.

Перспективный план работы с классным коллективом

Основные направления воспитательной работы

сентябрь

октябрь

Я и мое здоровье

Привлечение учащ-ся класса к участию в занятиях кружков и спортивных секций.

Встречи с медицинскими работниками (прививки)

Я и мой интеллект

День Знаний, посвященный 90-летию республики Марий Эл.

Интеллектуальные марафоны на уроках и после.

Я и общение

Знакомство с новыми учениками в классе

Тематические классные часы.

День именинников.

Я - человек

Конкурс – выставка «Красота родного края», «Чудо-овощи»

Праздничное поздравление одноклассников.

Я и мой досуг

Праздник «1 сентября», День именинников.

Что? Где ? Когда? (игра)

Поздравление бабушек, дедушек в честь дня пожилых.

    Я –      гражданин

Правила дорожного движения.

Классные часы, выбор актива класса.

«День учителя» (открытки)

Я и моя семья

Праздник «Первое сентября» совместно с родителями.

Папа, мама, я – читающая семья.

Перспективный план работы с классным коллективом

Основные направления воспитательной работы

ноябрь

декабрь

Я и мое здоровье

Веселые старты.

«Уроки здоровья».

 

«Уроки здоровья». Зимние и летние виды спорта.

Я и мой интеллект

Внутри коллективные конкурсы на развитие внимания, памяти, мышления.

Интеллектуальные классные часы «Словесные головоломки»

Я и общение

Культура общения.

Школьный коллектив.

(беседы)

Правила этикета: знакомство.

Я - человек

Познай самого себя.

Кинопросмотры нравственной направленности.

«Что такое ответственность?»

Помощь больным и часто болеющим детям»

Я и мой досуг

Конкурс рисунков «Я рисую вечерний город».

Новогодний бал – маскарад.

    Я –      гражданин

Государственная символика.

Права ребенка в новом веке.

Я и моя семья

Веселые старты «Родители и дети»

Новогодний бал – маскарад совместно с родителями.

Перспективный план работы с классным коллективом

Основные направления воспитательной работы

январь

февраль

Я и мое здоровье

Праздник «Зимние забавы.

Мы лепим снежные фигуры».

«Хорошее здоровье превыше всего»

Я и мой интеллект

Интеллектуальный марафон «Секреты почтового конверта»

Этот разноязыкий мир… О языках народов мира.

Я и общение

Празднование новогодних праздников.

Правила этикета: как дарить подарки.

Встречи с интересными людьми.

23 февраля.

Я - человек

Познай самого себя.

Как добиться успеха?

Справедливость к одноклассникам и к себе.

Я и мой досуг

Зимние каникулы

Игра «День рождение – славный праздник».

    Я –      гражданин

На что имеем право?

Конвенция о правах ребенка.

Я и моя семья

Моя родословная.

Откуда начинается мой род.

День защитника Отечества.

Перспективный план работы с классным коллективом

Основные направления воспитательной работы

март

апрель

май

Я и мое здоровье

Конкурс на лучшего спортсмена в классе. «Быстрее, выше, сильнее»

Инсценировка «Здоровый образ жизни»

Поход одного дня. День туриста.

Я и мой интеллект

Интеллектуальный конкурс «Зашифрованное письмо»

Началось все с колеса.

Научно исследовательские конференции.

Я и общение

Взаимопонимание в классе.

Как добиться успеха?

Игра «Дружба крепкая очень нам нужна…»

Я - человек

Я и мои друзья.

Рыцарский герб.

День птиц.

Терпение и труд все перетрут.

Я и мой досуг

Кто хочет на загадки находить отгадки?

Шарик – смешарик.

Киндер –шоу.

    Я –      гражданин

Опасные и безопасные ситуации.

Детям планеты – мир без тревоги и слез.

Утренник «Великой победе посвящается»

Я и моя семья

Памятные даты моей семьи.

8 марта – женский день (мини концерт)

День смеха. КВН.

«Наша дружная семья», в честь международного дня семьи.

2 СТУПЕНЬ: «МЫ ВСЕ ТАКИЕ РАЗНЫЕ, ЭТИМ И ПРЕКРАСНЫ МЫ».

Цель:

Развитие в ребенке стремление стать самим собой.

Наиболее полно раскрыть свои возможности и способности.

Задачи:

1. Пробудить интерес к самому себе.

2. Самопризнание себя как личности.

3. Управление самим собой.

Ожидаемый результат: воспитание интереса к самому себе, формирование адекватной самооценки, самоуважения, уверенности в своих силах и желание самореализоваться; сформировать ответственность за свои поступки.

Перспективный план работы с классным коллективом

Основные направления воспитательной работы

сентябрь

октябрь

Я и мое здоровье

Привлечение учащ-ся класса к участию в занятиях кружков и спортивных секций.

Встречи с медицинскими работниками (прививки)

Я и мой интеллект

День Знаний, посвященный 90-летию республики Марий Эл.

Интеллектуальные марафоны на уроках и после.

Я и общение

Знакомство с новыми учениками в классе

Тематические классные часы.

День именинников.

Я - человек

Конкурс – выставка «Красота родного края», «Чудо-овощи»

Праздничное поздравление одноклассников.

Я и мой досуг

Праздник «1 сентября», День именинников.

Что? Где ? Когда? (игра)

Поздравление бабушек, дедушек в честь дня пожилых.

    Я –      гражданин

Правила дорожного движения.

Классные часы, выбор актива класса.

«День учителя» (открытки)

Я и моя семья

Праздник «Первое сентября» совместно с родителями.

Папа, мама, я – читающая семья.

Перспективный план работы с классным коллективом

Основные направления воспитательной работы

ноябрь

декабрь

Я и мое здоровье

Веселые старты.

«Уроки здоровья».

 

«Уроки здоровья». Зимние и летние виды спорта.

Я и мой интеллект

Внутри коллективные конкурсы на развитие внимания, памяти, мышления.

Интеллектуальные классные часы «Словесные головоломки»

Я и общение

Культура общения.

Школьный коллектив.

(беседы)

Правила этикета: знакомство.

Я - человек

Познай самого себя.

Кинопросмотры нравственной направленности.

«Что такое ответственность?»

Помощь больным и часто болеющим детям»

Я и мой досуг

Конкурс рисунков «Я рисую вечерний город».

Новогодний бал – маскарад.

    Я –      гражданин

Государственная символика.

Права ребенка в новом веке.

Я и моя семья

Веселые старты «Родители и дети»

Новогодний бал – маскарад совместно с родителями.

Перспективный план работы с классным коллективом

Основные направления воспитательной работы

январь

февраль

Я и мое здоровье

Праздник «Зимние забавы.

Мы лепим снежные фигуры».

«Хорошее здоровье превыше всего»

Я и мой интеллект

Интеллектуальный марафон «Секреты почтового конверта»

Этот разноязыкий мир… О языках народов мира.

Я и общение

Празднование новогодних праздников.

Правила этикета: как дарить подарки.

Встречи с интересными людьми.

23 февраля.

Я - человек

Познай самого себя.

Как добиться успеха?

Справедливость к одноклассникам и к себе.

Я и мой досуг

Зимние каникулы

Игра «День рождение – славный праздник».

    Я –      гражданин

На что имеем право?

Конвенция о правах ребенка.

Я и моя семья

Моя родословная.

Откуда начинается мой род.

День защитника Отечества.

Перспективный план работы с классным коллективом

Основные направления воспитательной работы

март

апрель

май

Я и мое здоровье

Конкурс на лучшего спортсмена в классе. «Быстрее, выше, сильнее»

Инсценировка «Здоровый образ жизни»

Поход одного дня. День туриста.

Я и мой интеллект

Интеллектуальный конкурс «Зашифрованное письмо»

Началось все с колеса.

Научно исследовательские конференции.

Я и общение

Взаимопонимание в классе.

Как добиться успеха?

Игра «Дружба крепкая очень нам нужна…»

Я - человек

Я и мои друзья.

Рыцарский герб.

День птиц.

Терпение и труд все перетрут.

Я и мой досуг

Кто хочет на загадки находить отгадки?

Шарик – смешарик.

Киндер –шоу.

    Я –      гражданин

Опасные и безопасные ситуации.

Детям планеты – мир без тревоги и слез.

Утренник «Великой победе посвящается»

Я и моя семья

Памятные даты моей семьи.

8 марта – женский день (мини концерт)

День смеха. КВН.

«Наша дружная семья», в честь международного дня семьи.

3 СТУПЕНЬ: «МЫ ЖИВЕМ СРЕДИ ЛЮДЕЙ».

Цель: Формирование положительной «Я – концепции»

Задачи:

1. Учить взаимодействию с другими людьми.

2. Развивать систему представлений о самом себе.

3. Воспитание толерантности к себе и окружающим.

Ожидаемый результат: научить детей действовать, сознавая личную и социальную ответственность, необходимую гражданину Земли, развивать умение самостоятельно думать и принимать моральные решения.

Перспективный план работы с классным коллективом

Основные направления воспитательной работы

сентябрь

октябрь

Я и мое здоровье

Привлечение учащ-ся класса к участию в занятиях кружков и спортивных секций.

Встречи с медицинскими работниками (прививки)

Я и мой интеллект

День Знаний, посвященный 90-летию республики Марий Эл.

Интеллектуальные марафоны на уроках и после.

Я и общение

Знакомство с новыми учениками в классе

Тематические классные часы.

День именинников.

Я - человек

Конкурс – выставка «Красота родного края», «Чудо-овощи»

Праздничное поздравление одноклассников.

Я и мой досуг

Праздник «1 сентября», День именинников.

Что? Где ? Когда? (игра)

Поздравление бабушек, дедушек в честь дня пожилых.

    Я –      гражданин

Правила дорожного движения.

Классные часы, выбор актива класса.

«День учителя» (открытки)

Я и моя семья

Праздник «Первое сентября» совместно с родителями.

Папа, мама, я – читающая семья.

Перспективный план работы с классным коллективом

Основные направления воспитательной работы

ноябрь

декабрь

Я и мое здоровье

Веселые старты.

«Уроки здоровья».

 

«Уроки здоровья». Зимние и летние виды спорта.

Я и мой интеллект

Внутри коллективные конкурсы на развитие внимания, памяти, мышления.

Интеллектуальные классные часы «Словесные головоломки»

Я и общение

Культура общения.

Школьный коллектив.

(беседы)

Правила этикета: знакомство.

Я - человек

Познай самого себя.

Кинопросмотры нравственной направленности.

«Что такое ответственность?»

Помощь больным и часто болеющим детям»

Я и мой досуг

Конкурс рисунков «Я рисую вечерний город».

Новогодний бал – маскарад.

    Я –      гражданин

Государственная символика.

Права ребенка в новом веке.

Я и моя семья

Веселые старты «Родители и дети»

Новогодний бал – маскарад совместно с родителями.

Перспективный план работы с классным коллективом

Основные направления воспитательной работы

январь

февраль

Я и мое здоровье

Праздник «Зимние забавы.

Мы лепим снежные фигуры».

«Хорошее здоровье превыше всего»

Я и мой интеллект

Интеллектуальный марафон «Секреты почтового конверта»

Этот разноязыкий мир… О языках народов мира.

Я и общение

Празднование новогодних праздников.

Правила этикета: как дарить подарки.

Встречи с интересными людьми.

23 февраля.

Я - человек

Познай самого себя.

Как добиться успеха?

Справедливость к одноклассникам и к себе.

Я и мой досуг

Зимние каникулы

Игра «День рождение – славный праздник».

    Я –      гражданин

На что имеем право?

Конвенция о правах ребенка.

Я и моя семья

Моя родословная.

Откуда начинается мой род.

День защитника Отечества.

Перспективный план работы с классным коллективом

Основные направления воспитательной работы

март

апрель

май

Я и мое здоровье

Конкурс на лучшего спортсмена в классе. «Быстрее, выше, сильнее»

Инсценировка «Здоровый образ жизни»

Поход одного дня. День туриста.

Я и мой интеллект

Интеллектуальный конкурс «Зашифрованное письмо»

Началось все с колеса.

Научно исследовательские конференции.

Я и общение

Взаимопонимание в классе.

Как добиться успеха?

Игра «Дружба крепкая очень нам нужна…»

Я - человек

Я и мои друзья.

Рыцарский герб.

День птиц.

Терпение и труд все перетрут.

Я и мой досуг

Кто хочет на загадки находить отгадки?

Шарик – смешарик.

Киндер –шоу.

    Я –      гражданин

Опасные и безопасные ситуации.

Детям планеты – мир без тревоги и слез.

Утренник «Великой победе посвящается»

Я и моя семья

Памятные даты моей семьи.

8 марта – женский день (мини концерт)

День смеха. КВН.

«Наша дружная семья», в честь международного дня семьи.

4 блок: «ПЕРЕД НАМИ ВСЕ ДВЕРИ ОТКРЫТЫ».

Цель: Воспитывать и развивать целостную личность, как модель выпускника начальной школы.

Задачи:

1. Развитие и совершенствование интеллектуальных умений и навыков

2. Развитие эмоциональной и волевой сферы.

3. Воспитание у учащихся нравственных ценностей и создание

Условий для поиска в ситуации нравственного выбора.

Ожидаемые результаты: воспитание выпускника начальной школы, готового к успешной деятельности и реализации себя в среднем звене.

Перспективный план работы с классным коллективом

Основные направления воспитательной работы

сентябрь

октябрь

Я и мое здоровье

Привлечение учащ-ся класса к участию в занятиях кружков и спортивных секций.

Встречи с медицинскими работниками (прививки)

Я и мой интеллект

День Знаний, посвященный 90-летию республики Марий Эл.

Интеллектуальные марафоны на уроках и после.

Я и общение

Знакомство с новыми учениками в классе

Тематические классные часы.

День именинников.

Я - человек

Конкурс – выставка «Красота родного края», «Чудо-овощи»

Праздничное поздравление одноклассников.

Я и мой досуг

Праздник «1 сентября», День именинников.

Что? Где ? Когда? (игра)

Поздравление бабушек, дедушек в честь дня пожилых.

    Я –      гражданин

Правила дорожного движения.

Классные часы, выбор актива класса.

«День учителя» (открытки)

Я и моя семья

Праздник «Первое сентября» совместно с родителями.

Папа, мама, я – читающая семья.

Перспективный план работы с классным коллективом

Основные направления воспитательной работы

ноябрь

декабрь

Я и мое здоровье

Веселые старты.

«Уроки здоровья».

 

«Уроки здоровья». Зимние и летние виды спорта.

Я и мой интеллект

Внутри коллективные конкурсы на развитие внимания, памяти, мышления.

Интеллектуальные классные часы «Словесные головоломки»

Я и общение

Культура общения.

Школьный коллектив.

(беседы)

Правила этикета: знакомство.

Я - человек

Познай самого себя.

Кинопросмотры нравственной направленности.

«Что такое ответственность?»

Помощь больным и часто болеющим детям»

Я и мой досуг

Конкурс рисунков «Я рисую вечерний город».

Новогодний бал – маскарад.

    Я –      гражданин

Государственная символика.

Права ребенка в новом веке.

Я и моя семья

Веселые старты «Родители и дети»

Новогодний бал – маскарад совместно с родителями.

Перспективный план работы с классным коллективом

Основные направления воспитательной работы

январь

февраль

Я и мое здоровье

Праздник «Зимние забавы.

Мы лепим снежные фигуры».

«Хорошее здоровье превыше всего»

Я и мой интеллект

Интеллектуальный марафон «Секреты почтового конверта»

Этот разноязыкий мир… О языках народов мира.

Я и общение

Празднование новогодних праздников.

Правила этикета: как дарить подарки.

Встречи с интересными людьми.

23 февраля.

Я - человек

Познай самого себя.

Как добиться успеха?

Справедливость к одноклассникам и к себе.

Я и мой досуг

Зимние каникулы

Игра «День рождение – славный праздник».

    Я –      гражданин

На что имеем право?

Конвенция о правах ребенка.

Я и моя семья

Моя родословная.

Откуда начинается мой род.

День защитника Отечества.

Перспективный план работы с классным коллективом

Основные направления воспитательной работы

март

апрель

май

Я и мое здоровье

Конкурс на лучшего спортсмена в классе. «Быстрее, выше, сильнее»

Инсценировка «Здоровый образ жизни»

Поход одного дня. День туриста.

Я и мой интеллект

Интеллектуальный конкурс «Зашифрованное письмо»

Началось все с колеса.

Научно исследовательские конференции.

Я и общение

Взаимопонимание в классе.

Как добиться успеха?

Игра «Дружба крепкая очень нам нужна…»

Я - человек

Я и мои друзья.

Рыцарский герб.

День птиц.

Терпение и труд все перетрут.

Я и мой досуг

Кто хочет на загадки находить отгадки?

Шарик – смешарик.

Киндер –шоу.

    Я –      гражданин

Опасные и безопасные ситуации.

Детям планеты – мир без тревоги и слез.

Утренник «Великой победе посвящается»

Я и моя семья

Памятные даты моей семьи.

8 марта – женский день (мини концерт)

День смеха. КВН.

«Наша дружная семья», в честь международного дня семьи.

В программу включены следующие разделы:

1. Характеристика класса.

2. Планирование воспитательной работы с коллективом.

3. Анкетирование учащихся.

4. Диагностика уровня  воспитанности обучающихся и его результаты.

5. Планирование работы с родителями.

6. Социальный паспорт класса.

7.Планирование индивидуальной работы с обучающимися.

8. Нормативно-правовой блок.

Список литературы:

Дереклеева, Н.И. Азбука классного руководителя. Начальная школа / Н.И. Дереклеева. – М.:»5 за знания», 2008. – 352с.

Дик, Н.Ф. Современный справочник учителя начальных классов в вопросах и ответах / Н.Ф. Дик. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 313с. – (С нашим классным – жизнь прекрасна!).