Авторская программа "Вокруг тебя мир"
рабочая программа (1,2,3,4 класс) по теме
Острота современных экологических проблем выдвинула перед педагогической теорией и школьной практикой задачу большой экологической и социальной значимости: воспитание молодого поколения в духе бережного, ответственного отношения к природе, защиты и возобновления природных богатств.
Ответственное отношение к окружающей среде формируется у человека практически на протяжение всей его жизни и особенно интенсивно в школьные годы.
Успех в решении целей экологического образования во многом зависит от первого этапа обучения – начальной школы, где закладываются основы формирования личности человека, обеспечивающие эффективность дальнейшего экологического образования, что будет содействовать созданию единой непрерывной системы становления и развития у человека экологической культуры. Младший школьный возраст – это период бурного развития ребенка, интенсивного накопления знаний об окружающей среде, мире, в котором мы живем, формирование многогранных отношений к природе и людям. Это период, когда ребенка легче убедить, объяснить ему существующие в обществе экологические проблемы. В этом возрасте ребенок более доверчив и впечатлителен, близок к природе, отмечается повышенная его любознательность. Многолетний опыт работы показал, что не всегда дети правильно поступают по отношению к природе, хотя на уроках окружающего мира этому уделяется большое количество времени.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 270.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муслюмовский муниципальный район РТ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Муслюмовская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов»
Авторская программа экологического воспитания «Вокруг тебя мир»
Автор программы: учитель начальных классов ГалимардановаЗульфияДульфатовна
Пояснительная записка.
Острота современных экологических проблем выдвинула перед педагогической теорией и школьной практикой задачу большой экологической и социальной значимости: воспитание молодого поколения в духе бережного, ответственного отношения к природе, защиты и возобновления природных богатств.
Ответственное отношение к окружающей среде формируется у человека практически на протяжение всей его жизни и особенно интенсивно в школьные годы.
Успех в решении целей экологического образования во многом зависит от первого этапа обучения – начальной школы, где закладываются основы формирования личности человека, обеспечивающие эффективность дальнейшего экологического образования, что будет содействовать созданию единой непрерывной системы становления и развития у человека экологической культуры. Младший школьный возраст – это период бурного развития ребенка, интенсивного накопления знаний об окружающей среде, мире, в котором мы живем, формирование многогранных отношений к природе и людям. Это период, когда ребенка легче убедить, объяснить ему существующие в обществе экологические проблемы. В этом возрасте ребенок более доверчив и впечатлителен, близок к природе, отмечается повышенная его любознательность. Многолетний опыт работы показал, что не всегда дети правильно поступают по отношению к природе, хотя на уроках окружающего мира этому уделяется большое количество времени.
При отборе материала для данной программы не ставилась задача полного и глубокого рассмотрения затронутых вопросов. Главное назначение излагаемой на каждом занятии информации состоит в том, чтобы вызвать интерес учащихся, заставить их задуматься о своем образе жизни, пробудить желание активно защищать окружающую среду. Наряду с теоретическими знаниями младшие школьники получают практические умения и навыки, а приобретаться они будут в процессе трудовой деятельности ребят.
В последнее время в системе экологического образования школьников используют самые разнообразные формы внеурочной и внешкольной работы: экскурсии, кружки, клубы, лагеря и др. они имеют в основном практическую направленность. Это эффективное дополнение к практической подготовке школьников в области охраны окружающей среды, которую получают они на уроках. Приобщение школьников к практической природоохранной работе является важнейшим компонентом экологического образования и необходимым условием формирования экологического мировоззрения.
Цель программы: формирование начал экологической культуры – базисных компонентов личности, позволяющих в дальнейшем, в соответствии с Концепцией общего среднего экологического образования, успешно присваивать в совокупности практический и духовный опыт взаимодействия человечества с природой, который обеспечит его выживание и развитие.
Задачи:
Воспитывать умение оценивать свои поступки и отношение к природе других людей;
Развивать навыки умения наблюдать природу;
Воспитывать чувство любви к родной природе, внимания и заботы ко всему окружающему;
Формировать навык уборки территории и уничтожения мусора, основы культурного поведения в природе.
Задача формирования экологической культуры лучше всего может быть решена, если:
Систематически и непрерывно привлекать учащихся к решению проблемных ситуаций экологического характера;
Включать в учебно-воспитательный процесс формы и средства по формированию ответственного отношения к природе через народный фольклор, кружки, экскурсии;
Если будет разработана система внеклассной работы по экологическому образованию и воспитанию младших школьников.
Программа «Вокруг тебя мир» адресована учащимся начальной школы и рассчитана на 4 года – полный курс обучения детей в начальной школе. Количество учебных часов – 136 (34 часа – 1 класс, 34 часа – 2 класс, 34 часа – 3 класс, 34 часа-4 класс). Количество занятий – 1 раз в неделю.
Учитывая возраст детей и новизну материала, для успешного освоения программы занятия в группе должны сочетаться с индивидуальной помощью учителя каждому ребенку. Оптимальное количество детей в группе должно быть не более 10-12 человек.
В процессе обучения возможно проведение корректировки сложности заданий и внесение изменений в программу, исходя из опыта детей и степени усвоения ими учебного материала.
Основная часть курса «Вокруг тебя мир» включает в себя несколько разделов:
Введение в экологию.
Эти уроки направлены на формирование начал экологической культуры, осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы.
«Молчаливые соседи».
На этих уроках дети учатся общаться с братьями меньшими. Наблюдения за домашними питомцами позволяют узнать многие природные закономерности, взаимосвязи, развивают у детей познавательный интерес.
«Пернатые друзья». Многие дети совсем не знают и не различают птиц, часто встречающихся в своей местности. Поэтому на этих уроках много времени отводится рассматриванию иллюстраций, целенаправленному наблюдению за поведением птиц на улице, чтению стихов, рассказов, загадыванию загадок. На этих уроках дети устанавливают причинно-следственные отношения, знакомятся с понятиями «зимующие и перелетные птицы», выявляют особенности поведения птиц зимой, трудности, которые они испытывают в это время.
«О чем шепчут деревья». Дереву никто не говорит, когда надо сбрасывать листву. Но вот приближается осень, и листья на деревьях изменяют свой зеленый цвет. Чем сильнее пожелтел или покраснел лист, тем легче он сбрасывается. На зиму деревья запасают в стволах и ветках крахмал и впадают в спячку, как суслики, бурундуки, сурки. Зимой и летом одним цветом красавица елочка. Есть колючие друзья у ели – сосна, кедр, лиственница. В декабре от рук людей гибнет множество елочек, даже целые просеки. Лесники охраняют территории леса. Об этих и еще многих особенностях роста, развития деревьев планируется рассказать на этих уроках.
«Загадки животного мира». Очень познавательными являются рассказы о жизни животных в лесу, их приспособленности к зимнему периоду. Дети узнают об основных обитателях леса: белке, зайце, лосе, о хищниках – волке и лисе. Интересный природоведческий материал о животных содержится в книгах В. Бианки, С. Чарушина.. Дети знакомятся с животными Татарстана, занесенными в Красную книгу.
«Секреты неживой природы». Сломал ребенок зеленую веточку, мы убеждаем: «Ей же больно». Восхищаемся зимой букетами роз, хризантем, тюльпанов: «Они живые». А сколько интересного происходит с явлениями неживой природы. Заволакивающий все вокруг туман состоит из мельчайших капелек воды. Ранним утром лежат на траве круглые бисеринки росы. Это тоже вода, но в жидком состоянии. В природе вода бывает еще и в твердом состоянии. Это хорошо знакомые снег и лед. Но как они образовались? Осенью над головой висят тяжелые слоистые облака. Как они появились? Небо то хмурое, то звездное, то часто льют дожди. Почему? И куда ветер гонит облака? С этими и другими вопросами дети знакомятся на данных уроках.
«Разнообразие цветочного мира». Существует народная примета, которая утверждает, что комнатные растения успешно развиваются только в том доме, где мир в семье, добрые отношения между людьми. Поэтому вечнозеленый подоконник, обилие зелени в комнате, в классе, букеты цветов в горошках – хорошая характеристика атмосферы, царящей в помещении. Дети учатся ухаживать, выращивать комнатные растения. Занимаются исследовательской работой о влиянии света, плодородия почвы на рост и развитие комнатных растений.
«Человек – часть живой природы». На этих уроках дети знакомятся с трудовой деятельностью людей и ее значением в жизни человека и общества, а также с элементарными правилами безопасной работы. Дети учатся выращивать лук в комнатных условиях, получают сведения о правилах ухода, работе с землей.
«Охрана природы». Дети знакомятся с понятием «Красная книга», узнают о редких видах растительного и животного мира.
Содержание программы
Учебно-тематический план
1 класс. (34 часа)
№ урока | Наименование раздела | Всего часов | Содержание занятий | Количество часов | |
теорети-ческих | практи-ческих | ||||
1 | Введение в экологию | 5 | Подготовительная работа. | 1 | |
Почему мы часто слышим слово «Экология». Беседа «Экология села». Игра «Почемучки». | 1 | 1 | |||
Веселое путешествие в природу. Сбор природного материала | 1 | ||||
Творческая мастерская. Изготовление поделок из природного материала. | 1 | ||||
2 | Молчаливые соседи | 4 | Наблюдения за домашними животными. Кто живет в нашем доме? | 1 | |
Беседа о домашних животных. Конкурс рисунков «Наши братья меньшие». | 1 | 1 | |||
Конкурс рисунков на тему «Мое любимое животное» | 1 | ||||
3 | Пернатые друзья | 4 | Прогулка в парк. Наблюдение за птицами. | 1 | |
Беседа «Почему птицы улетают?» Экологическая игра «Найди зимующих птиц» | 1 | 1 | |||
Художественное слово о птицах. Разучивание стихов, загадок и песен о птицах. | 1 | ||||
4 | О чем шепчут деревья | 3 | Этажи леса. Знакомство с разными видами растений. | 1 | |
Экскурсия «По тропинке в лес пойдем». Наблюдение за деревьями. | 1 | ||||
Загадки леса. Викторина о лесе. | 1 | ||||
5 | Загадки животного мира | 3 | Беседы «Как звери проводят зиму»; «Санитары леса» | 2 | |
Викторина «Что я знаю о животных?» | 1 | ||||
6 | Секреты неживой природы | 4 | Беседа «Природа –наш общий дом» | 1 | |
Дидактическая игра «Место, в котором хотелось бы жить» | 1 | ||||
Беседа, загадки, пословицы, поговорки о временах года. Работа с литературой. Поиск пословиц, загадок о временах года. Оформление книжки-малышки «У каждого месяца свои порядки. Приметы» | 1 | 1 | |||
7 | Разнообразие цветочного мира | 4 | Экскурсия в школьный кабинет биологии. Знакомство с видами комнатных растений. Уход за ними. | 2 | |
Беседа. Разгадывание кроссворда о домашних цветах. Практическая работа | 1 | 1 | |||
8 | Человек – часть живой природы | 5 | Люди всякие нужны, люди всякие важны. Знакомство с профессиями людей. | 1 | |
Беседа «Человек –будь природе другом!» Разучивание стихов, загадок, песен о природе. | 1 | 1 | |||
Выставка мини-плакатов об охране природы. | 1 | ||||
Сочинение «какой я хочу видеть свою планету» | 1 | ||||
9 | Охрана природы | 2 | Беседа, знакомство с Красной книгой. Растения и животные занесенные в Красную книгу Татарстана | 1 | 1 |
Итого | 34 | 15 | 19 |
2 класс (34 часа)
№ урока | Наименование раздела | Всего часов | Содержание занятий | Количество часов | |
теорети-ческих | практи-ческих | ||||
1 | Введение в экологию | 4 | Подготовительная работа. Распорядок дня. Техника безопасности на практических занятиях. Знакомство с основными направлениями деятельности учащихся в течение года. | 1 | |
Беседа «Я мир вокруг». Конкурс рисунков «Я и природа» | 1 | 1 | |||
Экологическая прогулка в зимний парк. | 1 | ||||
2 | Молчаливые соседи | 4 | Знакомство с разными породами собак. Сбор иллюстраций. Работа с энциклопедической литературой. | 1 | |
Беседа «Чем питаются домашние животные». Рассказ детей на основе наблюдений. | 1 | ||||
Как ухаживать за питомцем? Рассказ -описание «Мой любимец». | 1 | 1 | |||
3 | Пернатые друзья | 4 | Изучение разнообразия птиц родного края. | 1 | |
Беседа «Пернатые друзья». Викторина «Домашние птицы» | 1 | 1 | |||
Художественное слово о птицах. Разучивание стихов, загадок и песен о птицах. | 1 | ||||
4 | О чем шепчут деревья | 5 | Беседа «Сезонные изменения у растений» | 1 | |
Беседа на основе наблюдений об осенних, зимних, весенних изменениях в природе. Викторина «Знатоки растений» Разгадывание кроссвордов, ребусов. | 1 | 1 | |||
Интересные факты о дубе и липы. Виды дубов и его свойства. Лекарственные свойства липового цвета. Сбор цветков липы. | 1 | 1 | |||
5 | Загадки животного мира | 3 | Викторина «Знакомые незнакомцы». Творческая работа об одном лесном жителе. | 1 | 1 |
Беседа «Обитатели водоемов» | 1 | ||||
6 | Секреты неживой природы | 3 | Беседа «Энергетика природных камней. Камни-сувениры. Камни-амулеты». | 1 | |
Просмотр фильма «Тайны морских глубин» (ракушки, кораллы) | 1 | ||||
КВН «Вода – источник жизни». | 1 | ||||
7 | Разнообразие цветочного мира | 4 | Беседа «Любители света и тени, влаги и тепла». | 1 | |
Беседа о разнообразии цветочного мира. Викторина «Знаешь ли ты садовые цветы?» | 1 | 1 | |||
Декоративные растения. Составление рассказа-описания по картинке о цветке. | 1 | ||||
8 | Человек – часть живой природы | 4 | Беседа «Влияние загрязнения окружающей среды на здоровье человека» (экология жилища человека, экология питания) | 1 | |
Выращивание лука в домашних условиях. Посадка лука в классе. Уход за ним. | 1 | ||||
Брейн-ринг. Разучивание стихов, загадок, песен о природе. | 1 | ||||
Конкурс рисунков на тему «Цвети –Земля» | 1 | ||||
9 | Охрана природы | 3 | Экологическая катастрофа. Ядерный взрыв в Японии. Легенда о 1000 журавликах. | 1 | 1 |
Экологическая сказка «Теремок» на новый лад. | 1 | ||||
Итого | 34 | 15 | 19 |
3 класс (34 часа)
№ урока | Наименование раздела | Всего часов | Содержание занятий | Количество часов | |
теорети-ческих | практи-ческих | ||||
1 | Введение в экологию | 4 | Подготовительная работа. Распорядок дня. Техника безопасности на практических занятиях. Знакомство с основными направлениями деятельности учащихся в течение года. | 1 | |
Рассмотрение экологических связей на примере растений и животных родного края. Глобальные проблемы экологии. | 1 | ||||
Беседа. Ресурсный круг «Я люблю природу за…» | 1 | ||||
Природа и искусство. Знакомство с творчеством художников и музыкантов. | 1 | ||||
2 | Молчаливые соседи | 3 | Знакомство с разными породами кошек. Познавательно-развлекательная программа «В гостях у тети кошки». Сбор иллюстраций. Работа с энциклопедической литературой | 1 | |
Беседа «Аквариумные рыбки». Рассказ детей на основе наблюдений. | 1 | ||||
Как ухаживать за аквариумными рыбками? | 1 | ||||
3 | Пернатые друзья | 4 | Просмотр фильма «Птицы, обитающие в России и занесенные в Красную книгу» (Серый гусь, Коростель, Удод, Серый журавль, Лебедь-шипун и др) | 1 | |
Познавательная беседа «Подготовка птиц к зиме» | 1 | ||||
Экологическая акция «Поможем птицам!». Изготовление кормушек. Открытие птичьей столовой «Хлебные крошки». | 2 | ||||
4 | О чем шепчут деревья | 3 | Беседа «Разнообразие деревьев произрастающих на территории Татарстана» | 1 | |
Мы –художники. Рисование дерева в разные времена года. | 1 | ||||
Беседа о красоте осеннего леса. Чтение стихов А.С.Пушкина, С.Есенина и др. поэтов | 1 | ||||
5 | Загадки животного мира | 4 | Беседа о разнообразии насекомых и пауков. Секреты некоторых из них (жуки дровосек-титан, медведка) | 1 | |
Беседа «Насекомые и пауки занесенные в Красную книгу Татарстана» (паук доломедес, водяной скорпион, апполон обыкновенный и др.) | 1 | ||||
Внеклассное мероприятие «Лес – наше богатство» | 2 | ||||
6 | Секреты неживой природы | 4 | Беседа «Что такое снег и лед» Проведение опыта со льдом, снегом, водой. | 1 | 1 |
Беседа о вырубке елей перед новогодними праздниками и возможности предотвращения истребления деревьев. | 1 | ||||
Сбор на тему «В гостях у природы» | 1 | ||||
7 | Разнообразие цветочного мира | 4 | Аптека на окне. Беседа. Знакомство с растениями целителями. Практическая работа «Изготовление лечебного средства». | 1 | 1 |
Лесные цветы. Рассказы и легенды о лесных цветах (папоротник, ландыш) | 1 | ||||
Воспитательный час «Мир вокруг нас». | 1 | ||||
8 | Человек – часть живой природы | 4 | Человек в экосистеме. Тайны человеческой природы биомагнетизм, биоритмы в жизни живой природы, предвидение, гипноз, и гениальность; как это влияет на природу. | 1 | |
Исследовательская работа «Влияние условий хранения на рост и развитие репчатого лука». Знакомство с условиями проведения исследования. Правила оформления своих исследований. | 1 | 2 | |||
9 | Охрана природы | 4 | Беседа «Насекомые: вредные или полезные?» | 1 | |
Беседа «Бабочки, которые находятся на грани исчезновения. Причины и меры, направленные на сохранения этих видов бабочек». | 1 | ||||
Создание проекта «Защитим природу». Возможен коллективный проект, либо групповой, либо индивидуальный. | 2 | ||||
Итого | 34 | 17 | 17 |
4 класс (34 часа)
№ урока | Наименование раздела | Всего часов | Содержание занятий | Количество часов | |
теорети-ческих | практи-ческих | ||||
1 | Введение в экологию | 5 | Подготовительная работа. Распорядок дня. Техника безопасности на практических занятиях. Знакомство с основными направлениями деятельности учащихся в течение года. | 1 | |
Наша планета. Беседа. Чтение условных обозначений на карте, глобусе. | 1 | ||||
Беседа о правилах поведения в природе, значении природы для человека. Акция «Сохраним город чистым!» | 1 | ||||
Экологическая безопасность. Беседа о катастрофах в природе. Конкурс рисунков «Пожар и природа» | 1 | 1 | |||
2 | Молчаливые соседи | 3 | Беседа «Домашние птицы», «Что вы знаете о попугаях?». | 1 | |
Беседа «Домашние черепахи». Интересные факты из жизни черепах. | 1 | ||||
Викторина « Что я знаю о домашних птицах?» | 1 | ||||
3 | Пернатые друзья | 4 | Познавательная беседа «В гостях у зимующих птиц», рассказывающая о том, как трудно птицам зимой найти корм и о способах помощи. | 1 | |
Прогулка в парк. «Операция «Подкормка»» | 1 | ||||
Внеклассное занятие посвященное Дню птиц «Здравствуйте пернатые!» | 2 | ||||
4 | О чем шепчут деревья | 3 | Чтение рассказа Л.Лежневой «Рябинка» Беседа по прочитанному. | 1 | |
Викторина «С какого дерева лист». Разучивание песни «Кленовый лист». | 1 | ||||
Рисование деревьев и их листьев. | 1 | ||||
5 | Загадки животного мира | 4 | Беседа на тему «Животные зимой». | 1 | |
Экскурсия на выставку экзотических животных или в зоопарк. Наблюдения за поведением животных, живущих в теплых странах. | 2 | ||||
Любопытные факты о живой природе. Интересные сведения о жизни муравьев. | 1 | ||||
6 | Секреты неживой природы | 3 | Беседа «Солнечная система». Знакомство с теллурием, глобусом. | 1 | |
Беседа «Космос», Рассматривание карты звездного неба. | 1 | ||||
Подбор материала и выпуск тематических газет «Горы». «Снег и лед». | 1 | ||||
7 | Разнообразие цветочного мира | 4 | Исследовательская работа «Влияние света на рост и развитие комнатного растения» | 1 | 2 |
«Растения просят помощи» - беседа о растениях. | 1 | ||||
8 | Человек – часть живой природы | 5 | Вредные привычки. Беседа о вреде никотина на здоровье нашего организма. Ресурсный круг «Вредные привычки по отношению к окружающей нас природе» Акция «нет- вредным привычкам!» | 1 | |
Уборка территории и уничтожения мусора, основы культурного поведения в природе. | 2 | ||||
Дед Мороз и Снегурочка – кто они? Как они могут помочь найти пути решения экологических проблем в нашем селе. | 1 | ||||
Конкурс рисунков на тему «Цвети –Земля» | 1 | ||||
9 | Охрана природы | 3 | Классный час «Свалка по имени земля» | 1 | |
Неделя экологии в начальных классах «Лесные репортажи с места событий». | 1 | ||||
Экологическая викторина «Земля – наш общий дом» | 1 | ||||
Итого | 34 | 18 | 16 |
Наименование раздела | Всего часов | Тема | Содержание занятий, формы, методы, приёмы и средства обучения | |
Досуговые занятия | 9 | 1.День Журавля | Выставка рисунков, плакатов, поделок. | сентябрь |
2. Акция «Всемирные дни наблюдения птиц» | Наблюдения за птицами. Фиксирование количества видов и особей. | октябрь | ||
3. Посвящение в экологи. | Викторина с экологическими заданиями. | ноябрь | ||
4. «Зимняя прогулка» | Игра-путешествие по станциям «В гостях у Непоседушки», «Вечный лес», «Снежная азбука», «Трудимся зимой» | январь | ||
5. Игра «Думай, отвечай» | Занимательные вопросы, загадки с коллективным и индивидуальным ответом, сочинение своей загадки. | февраль | ||
6. «Будь здоров!» | Игра-путешествие по городу Здоровейску. | март | ||
7. 1апреля- Международный день птиц. | КВН «Знатоки птиц!» Выставка поделок из пластилина и бросового материала. | апрель | ||
8. Праздник друзей природы | Стихи, песни, загадки о природе. Выставка сочинений, рисунков, поделок из природного материала. | апрель | ||
9.Экологический проект «Моё дерево» | Посадка саженцев деревьев в своем дворе, около дома. | май |
Литература: 1.Афанасьева. Е. Экология не знает границ // Юный натуралист. - 1990. - №1. - с.30-32. 2.Бабанова Т.А. Эколого-краеведческая работа с младшими школьниками. //Начальная школа-1993-№39- с.16-17 3.Виноградова Н.Ф. Экологическое воспитание младших школьников. Проблемы и перспективы // Начальная школа – 1997-№4-с.20-24 4. Гардеева Т.Н. Экологическое образование и воспитание учащихся. //Начальная школа -2004-№2-с.75 5. Крюкова Н.С. Праздник «Птицы – наши друзья». //Досуг в школе -2002-№3-с. 16 6. Симонова Л.П. Задания по экологии для младших школьников.//Начальная школа.- 1988-№2-с.42
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская разработка по чтению "Сказки - народные и авторские"
данный материал позволяет сравнить сказки, дает возможность творческой деятельности всех учеников класса, дает возможность учителю организовать интересный урок....
авторская разработка - презентация к уроку чтения "Сказки- народные и авторские"
используется в помощь к технологической карте урока...

«Для тебя, любимая! Для тебя, родная!» (методическая разработка игры, посвященной дню 8 марта для родителей и учащихся 2-го класса)
Методическая разработка игры, посвященной дню 8 марта для родителей и учащихся 2-го класса...

“Когда тебе тяжело, ты вспомни про мою судьбу, и тебе будет легче… “
Епистиния Степанова: “Когда тебе тяжело, ты вспомни про мою судьбу, и тебе будет легче…“На больших руках усталой материУмирал её последний сын.Полевые ветры тихо гладилиСеребристый лен его седин.Гимна...

Авторская разработка внеклассного мероприятия для начальной школы театральная постановка«Как тебя люблю я, мама!»
Театральная постановка....

Разработка урока чтения. 2 класс. Тема: "Зима, любви к тебе я не скрываю, тебе стихи я посвящаю»
Урок комплексного применения знаний. На уроке создаются условия для развития творческих способностей учащихся через повторение и обобщение пройденного материала, через создание авторс...

Авторская разработка участника конкурса профессионального мастерства «Арсенал идей» среди педагогов муниципальных образовательных организаций, подведомственных департаменту образования администрации города Нижневартовска в номинации «Авторская разработка
Занятие посвящено решению важной проблемы: воспитание у детей доброты, умения дарить радость окружающим людям, формирование нравственных знаний, развитие чувства товарищества, взаимопомощи; воспитание...