Авторская программа "Вокруг тебя мир"
рабочая программа (1,2,3,4 класс) по теме

Острота современных экологических проблем выдвинула перед педагогической теорией и школьной практикой задачу большой экологической и социальной значимости: воспитание молодого поколения в духе бережного, ответственного отношения к природе, защиты и возобновления природных богатств.

       Ответственное отношение к окружающей среде формируется у человека практически на протяжение всей его жизни и особенно интенсивно в школьные годы.

     Успех в решении целей экологического образования во многом зависит от первого этапа обучения – начальной школы, где закладываются основы формирования личности человека, обеспечивающие эффективность дальнейшего экологического образования, что будет содействовать созданию единой непрерывной системы становления и развития у человека экологической культуры. Младший школьный возраст – это период бурного развития ребенка, интенсивного накопления знаний об окружающей среде, мире, в котором мы живем, формирование многогранных отношений   к природе и людям. Это период, когда ребенка легче убедить, объяснить ему существующие в обществе экологические проблемы. В этом возрасте ребенок более доверчив и впечатлителен, близок к природе, отмечается повышенная его любознательность.  Многолетний опыт работы показал, что не всегда дети правильно поступают по отношению к природе, хотя на уроках окружающего мира этому уделяется большое количество времени.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon avtorskaya_programma.doc270.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муслюмовский муниципальный район РТ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Муслюмовская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов»

Авторская программа экологического воспитания «Вокруг тебя мир»

Автор программы: учитель начальных классов ГалимардановаЗульфияДульфатовна

Пояснительная записка.

      Острота современных экологических проблем выдвинула перед педагогической теорией и школьной практикой задачу большой экологической и социальной значимости: воспитание молодого поколения в духе бережного, ответственного отношения к природе, защиты и возобновления природных богатств.

       Ответственное отношение к окружающей среде формируется у человека практически на протяжение всей его жизни и особенно интенсивно в школьные годы.

     Успех в решении целей экологического образования во многом зависит от первого этапа обучения – начальной школы, где закладываются основы формирования личности человека, обеспечивающие эффективность дальнейшего экологического образования, что будет содействовать созданию единой непрерывной системы становления и развития у человека экологической культуры. Младший школьный возраст – это период бурного развития ребенка, интенсивного накопления знаний об окружающей среде, мире, в котором мы живем, формирование многогранных отношений   к природе и людям. Это период, когда ребенка легче убедить, объяснить ему существующие в обществе экологические проблемы. В этом возрасте ребенок более доверчив и впечатлителен, близок к природе, отмечается повышенная его любознательность.  Многолетний опыт работы показал, что не всегда дети правильно поступают по отношению к природе, хотя на уроках окружающего мира этому уделяется большое количество времени.

        При отборе материала для данной программы не ставилась задача полного и глубокого рассмотрения затронутых вопросов. Главное назначение излагаемой на каждом занятии информации состоит в том, чтобы вызвать интерес учащихся, заставить их задуматься о своем образе жизни, пробудить желание активно защищать окружающую среду. Наряду с теоретическими знаниями младшие школьники получают практические умения и навыки, а приобретаться они будут в процессе трудовой деятельности ребят.

        В последнее время в системе экологического образования школьников используют самые разнообразные формы внеурочной и внешкольной работы: экскурсии, кружки, клубы, лагеря и др. они имеют в основном практическую направленность. Это эффективное дополнение к практической подготовке школьников в области охраны окружающей среды, которую получают они на уроках. Приобщение школьников к практической природоохранной работе является важнейшим компонентом экологического образования и необходимым условием формирования экологического мировоззрения.

      Цель программы: формирование начал  экологической культуры – базисных компонентов личности, позволяющих в дальнейшем, в соответствии с Концепцией общего среднего экологического образования, успешно присваивать в совокупности практический и духовный опыт взаимодействия человечества с природой, который обеспечит его выживание и развитие.

   

   

   Задачи:

Воспитывать умение оценивать свои поступки и отношение к природе других людей;

Развивать навыки умения наблюдать природу;

Воспитывать чувство любви к родной природе, внимания и заботы ко всему окружающему;

Формировать навык уборки территории и уничтожения мусора, основы культурного поведения в природе.

       

      Задача формирования экологической культуры лучше всего может быть решена, если:

Систематически и непрерывно привлекать учащихся к решению проблемных ситуаций экологического характера;

Включать в учебно-воспитательный процесс формы и средства по формированию ответственного отношения к природе через народный фольклор, кружки, экскурсии;

Если будет разработана система внеклассной работы по экологическому образованию и воспитанию младших школьников.

       Программа «Вокруг тебя мир» адресована учащимся начальной школы и рассчитана на 4 года  – полный курс обучения детей в начальной школе. Количество учебных часов – 136 (34 часа – 1 класс, 34 часа – 2 класс, 34 часа – 3 класс, 34 часа-4 класс). Количество занятий – 1 раз в неделю.

      Учитывая возраст детей и новизну материала, для успешного освоения программы занятия в группе должны сочетаться с индивидуальной помощью учителя каждому ребенку. Оптимальное количество детей в группе должно быть не более 10-12 человек.

В процессе обучения возможно проведение корректировки сложности заданий и внесение изменений в программу, исходя из опыта детей и степени усвоения ими учебного материала.

Основная часть курса «Вокруг тебя мир» включает в себя несколько разделов:

Введение в экологию.

 Эти уроки направлены на формирование начал экологической культуры, осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы.

«Молчаливые соседи».

На этих уроках дети учатся общаться с братьями меньшими. Наблюдения за домашними питомцами позволяют узнать многие природные закономерности, взаимосвязи, развивают у детей познавательный интерес.

«Пернатые друзья».                                                                                                                                      Многие дети совсем не знают и не различают птиц, часто встречающихся в своей местности. Поэтому на этих  уроках много времени отводится рассматриванию иллюстраций, целенаправленному наблюдению за поведением птиц на улице, чтению стихов, рассказов, загадыванию загадок. На этих уроках дети устанавливают причинно-следственные отношения, знакомятся с понятиями «зимующие и перелетные птицы», выявляют особенности поведения птиц зимой, трудности, которые они испытывают в это время.

«О чем шепчут деревья».                                                                                                 Дереву никто не говорит, когда надо сбрасывать листву. Но вот приближается осень, и листья на деревьях изменяют свой зеленый цвет. Чем сильнее пожелтел или покраснел лист, тем легче он сбрасывается. На зиму деревья запасают в стволах и ветках крахмал и впадают в спячку, как суслики, бурундуки, сурки. Зимой и летом одним цветом красавица елочка. Есть колючие друзья у ели – сосна, кедр, лиственница. В декабре от рук людей  гибнет множество елочек, даже целые просеки. Лесники охраняют территории леса. Об этих и еще многих особенностях роста, развития деревьев планируется рассказать на этих уроках.

«Загадки животного мира».                                                                                            Очень познавательными являются рассказы о жизни животных в лесу, их приспособленности к зимнему периоду. Дети узнают об основных обитателях леса: белке, зайце, лосе, о хищниках – волке и лисе. Интересный природоведческий материал о животных содержится в книгах В. Бианки, С. Чарушина.. Дети знакомятся с животными Татарстана, занесенными в Красную книгу.

«Секреты неживой природы».                                                                                         Сломал ребенок зеленую веточку, мы убеждаем: «Ей же больно». Восхищаемся зимой букетами роз, хризантем, тюльпанов: «Они живые». А сколько интересного происходит с явлениями неживой природы. Заволакивающий все вокруг туман состоит из мельчайших капелек воды. Ранним утром лежат на траве круглые бисеринки росы. Это тоже вода, но в жидком состоянии. В природе вода бывает еще и в твердом состоянии. Это хорошо знакомые снег и лед. Но как они образовались? Осенью над головой висят тяжелые слоистые облака. Как они появились? Небо то хмурое, то звездное, то часто льют дожди. Почему? И куда ветер гонит облака? С этими и другими вопросами дети знакомятся на данных уроках.

«Разнообразие цветочного мира».                                                                              Существует народная примета, которая утверждает, что комнатные растения успешно развиваются только в том доме, где мир в семье, добрые отношения между людьми. Поэтому вечнозеленый подоконник, обилие зелени в комнате, в классе, букеты цветов в горошках – хорошая характеристика атмосферы, царящей в помещении. Дети учатся ухаживать, выращивать комнатные растения. Занимаются исследовательской работой о влиянии света, плодородия почвы на рост и развитие комнатных растений.

«Человек – часть живой природы».                                                                                       На этих уроках дети знакомятся с трудовой деятельностью людей и ее значением в жизни человека и общества, а также с элементарными правилами безопасной работы. Дети учатся выращивать лук в комнатных условиях, получают сведения о правилах ухода, работе с землей.                                                                                  

«Охрана природы».                                                                                                               Дети знакомятся с понятием «Красная книга», узнают о редких видах растительного и животного мира.

Содержание программы

Учебно-тематический план

1 класс. (34 часа)

№ урока

Наименование раздела

Всего часов

Содержание занятий

Количество

часов

теорети-ческих

практи-ческих

1

Введение в экологию

5

Подготовительная работа.

1

Почему мы часто слышим слово «Экология». Беседа «Экология села». Игра «Почемучки».

1

1

Веселое путешествие в природу. Сбор природного материала

1

Творческая мастерская. Изготовление поделок из природного материала.

1

2

Молчаливые соседи

4

Наблюдения за домашними животными. Кто живет в нашем доме?

1

Беседа о домашних животных. Конкурс рисунков «Наши братья меньшие».

1

1

Конкурс рисунков на тему «Мое любимое животное»

1

3

Пернатые друзья

4

Прогулка в парк. Наблюдение за птицами.

1

Беседа «Почему птицы улетают?»  Экологическая игра «Найди зимующих птиц»

1

1

Художественное слово о птицах. Разучивание стихов, загадок и песен о птицах.

1

4

О чем шепчут деревья

3

Этажи леса. Знакомство с разными видами растений.

1

Экскурсия  «По тропинке в лес пойдем». Наблюдение за деревьями.

1

Загадки леса. Викторина о лесе.

1

5

Загадки животного мира

3

Беседы «Как звери проводят зиму»; «Санитары леса»

2

Викторина «Что я знаю о животных?»

1

6

Секреты неживой природы

4

Беседа «Природа –наш общий дом»

1

Дидактическая игра «Место, в котором хотелось бы жить»

1

Беседа, загадки, пословицы, поговорки о временах года. Работа с литературой. Поиск пословиц, загадок о временах года. Оформление книжки-малышки «У каждого месяца свои порядки. Приметы»

1

1

7

Разнообразие цветочного мира

4

Экскурсия в школьный кабинет биологии. Знакомство с видами комнатных  растений. Уход за ними.

2

Беседа. Разгадывание кроссворда о домашних цветах. Практическая работа

1

1

8

Человек – часть живой природы

5

Люди всякие нужны, люди всякие важны. Знакомство с профессиями людей.

1

Беседа «Человек –будь природе другом!»  Разучивание стихов, загадок, песен о природе.

1

1

Выставка мини-плакатов об охране природы.

1

Сочинение «какой я хочу видеть свою планету»

1

9

Охрана природы

2

Беседа, знакомство с Красной книгой. Растения и животные занесенные в Красную книгу Татарстана

1

1

Итого

34

15

19

2 класс (34 часа)

№ урока

Наименование раздела

Всего часов

Содержание занятий

Количество

часов

теорети-ческих

практи-ческих

1

Введение в экологию

4

Подготовительная работа. Распорядок дня. Техника безопасности на практических занятиях. Знакомство с основными направлениями деятельности учащихся в течение года. 

1

Беседа «Я мир вокруг». Конкурс рисунков «Я и природа»

1

1

Экологическая прогулка в зимний парк.

1

2

Молчаливые соседи

4

Знакомство с разными породами собак. Сбор иллюстраций. Работа с энциклопедической литературой.

1

Беседа «Чем питаются домашние животные». Рассказ детей  на основе наблюдений.

1

Как ухаживать за питомцем? Рассказ -описание «Мой любимец».

1

1

3

Пернатые друзья

4

Изучение разнообразия птиц родного края.

1

Беседа «Пернатые друзья». Викторина «Домашние птицы»

1

1

Художественное слово о птицах. Разучивание стихов, загадок и песен о птицах.

1

4

О чем шепчут деревья

5

Беседа «Сезонные изменения у растений»

1

Беседа на основе наблюдений об осенних, зимних, весенних изменениях в природе. Викторина «Знатоки растений» Разгадывание кроссвордов, ребусов.

1

1

Интересные факты о дубе и липы. Виды дубов и его свойства. Лекарственные свойства липового цвета. Сбор цветков липы.

1

1

5

Загадки животного мира

3

Викторина «Знакомые незнакомцы». Творческая работа об одном лесном жителе.

1

1

Беседа «Обитатели водоемов»

1

6

Секреты неживой природы

3

Беседа «Энергетика природных камней. Камни-сувениры. Камни-амулеты».

1

Просмотр фильма «Тайны морских глубин» (ракушки, кораллы)

1

КВН «Вода – источник жизни».

1

7

Разнообразие цветочного мира

4

Беседа «Любители света и тени, влаги и тепла».

1

 Беседа о разнообразии цветочного мира. Викторина «Знаешь ли ты садовые цветы?»

1

1

Декоративные растения. Составление рассказа-описания по картинке о цветке.

1

8

Человек – часть живой природы

4

Беседа «Влияние загрязнения окружающей среды на здоровье человека» (экология жилища человека, экология питания)

1

Выращивание лука в домашних условиях. Посадка лука в классе. Уход за ним.

1

Брейн-ринг. Разучивание стихов, загадок, песен о природе.

1

Конкурс рисунков на тему «Цвети –Земля»

1

9

Охрана природы

3

Экологическая катастрофа. Ядерный взрыв в Японии. Легенда о 1000 журавликах.

1

1

Экологическая сказка «Теремок» на новый лад.

1

Итого

34

15

19

3 класс (34 часа)

№ урока

Наименование раздела

Всего часов

Содержание занятий

Количество

часов

теорети-ческих

практи-ческих

1

Введение в экологию

4

Подготовительная работа. Распорядок дня. Техника безопасности на практических занятиях. Знакомство с основными направлениями деятельности учащихся в течение года. 

1

Рассмотрение экологических связей на примере растений и животных родного края. Глобальные проблемы экологии.

1

Беседа. Ресурсный круг «Я люблю природу за…»

1

Природа и искусство. Знакомство с творчеством художников и музыкантов.

1

2

Молчаливые соседи

3

Знакомство с разными породами кошек. Познавательно-развлекательная программа «В гостях у тети кошки». Сбор иллюстраций. Работа с энциклопедической литературой

1

Беседа «Аквариумные рыбки». Рассказ детей  на основе наблюдений.

1

Как ухаживать за аквариумными рыбками?

1

3

Пернатые друзья

4

Просмотр фильма «Птицы, обитающие в России и занесенные в Красную книгу» (Серый гусь, Коростель,  Удод, Серый журавль, Лебедь-шипун и др)

1

Познавательная беседа «Подготовка птиц к зиме»

1

Экологическая акция «Поможем птицам!». Изготовление кормушек. Открытие птичьей столовой «Хлебные крошки».

2

4

О чем шепчут деревья

3

Беседа «Разнообразие деревьев произрастающих  на территории Татарстана»

1

Мы –художники. Рисование дерева в разные времена года.

1

Беседа о красоте осеннего леса. Чтение стихов А.С.Пушкина, С.Есенина и др. поэтов

1

5

Загадки животного мира

4

Беседа о разнообразии насекомых и пауков. Секреты некоторых из них (жуки дровосек-титан, медведка)

1

Беседа «Насекомые и пауки занесенные в Красную книгу Татарстана» (паук доломедес, водяной скорпион, апполон обыкновенный и др.)

1

Внеклассное мероприятие «Лес – наше богатство»

2

6

Секреты неживой природы

4

Беседа «Что такое снег и лед» Проведение опыта со льдом, снегом, водой.

1

1

Беседа о вырубке елей перед новогодними праздниками и возможности предотвращения истребления деревьев.

1

Сбор  на тему «В гостях у природы»

1

7

Разнообразие цветочного мира

4

Аптека на окне. Беседа. Знакомство с растениями целителями. Практическая работа «Изготовление лечебного средства».

1

1

 Лесные цветы. Рассказы и легенды о лесных цветах (папоротник, ландыш)

1

Воспитательный час «Мир вокруг нас».

1

8

Человек – часть живой природы

4

Человек в экосистеме. Тайны человеческой природы биомагнетизм, биоритмы в жизни живой природы, предвидение, гипноз, и гениальность; как это влияет на природу.

1

Исследовательская работа «Влияние условий хранения на рост и развитие репчатого лука». Знакомство с условиями проведения исследования. Правила оформления своих исследований.

1

2

9

Охрана природы

4

Беседа «Насекомые: вредные или полезные?»

1

Беседа «Бабочки, которые находятся на грани исчезновения. Причины и меры, направленные на сохранения этих видов бабочек».

1

Создание проекта «Защитим природу». Возможен коллективный проект, либо групповой, либо индивидуальный.

2

Итого

34

17

17

4 класс (34 часа)

№ урока

Наименование раздела

Всего часов

Содержание занятий

Количество

часов

теорети-ческих

практи-ческих

1

Введение в экологию

5

Подготовительная работа. Распорядок дня. Техника безопасности на практических занятиях. Знакомство с основными направлениями деятельности учащихся в течение года. 

1

Наша планета. Беседа. Чтение условных обозначений на карте, глобусе.

1

Беседа о правилах поведения в природе, значении природы для человека. Акция «Сохраним город чистым!»

1

Экологическая безопасность. Беседа о катастрофах в природе. Конкурс рисунков «Пожар и природа»

1

1

2

Молчаливые соседи

3

Беседа «Домашние птицы», «Что вы знаете о попугаях?». 

1

Беседа «Домашние черепахи». Интересные факты из жизни черепах.

1

Викторина « Что я знаю о домашних птицах?»

1

3

Пернатые друзья

4

Познавательная беседа «В гостях у зимующих птиц», рассказывающая о том, как трудно птицам зимой найти корм и о способах помощи. 

1

Прогулка в парк. «Операция «Подкормка»»

1

Внеклассное занятие посвященное Дню птиц «Здравствуйте пернатые!»

2

4

О чем шепчут деревья

3

Чтение рассказа Л.Лежневой «Рябинка» Беседа по прочитанному.

1

Викторина «С какого дерева лист». Разучивание песни «Кленовый лист».

1

Рисование деревьев и их листьев.

1

5

Загадки животного мира

4

Беседа на тему «Животные зимой».

1

Экскурсия на выставку экзотических животных или в зоопарк.  Наблюдения за поведением животных, живущих в теплых странах.

2

Любопытные факты о живой природе. Интересные сведения о жизни муравьев.

1

6

Секреты неживой природы

3

Беседа «Солнечная система». Знакомство с теллурием, глобусом. 

1

Беседа «Космос», Рассматривание  карты звездного неба. 

1

Подбор материала и выпуск тематических газет «Горы». «Снег и лед».

1

7

Разнообразие цветочного мира

4

Исследовательская работа «Влияние света на рост и развитие комнатного растения»

1

2

 «Растения просят помощи» - беседа о растениях.

1

8

Человек – часть живой природы

5

Вредные привычки. Беседа о вреде никотина на здоровье нашего организма.

Ресурсный круг «Вредные привычки по отношению к окружающей нас природе» Акция «нет- вредным привычкам!»

1

Уборка территории и уничтожения мусора, основы культурного поведения в природе.

2

Дед Мороз и Снегурочка – кто они? Как они могут помочь найти пути решения экологических проблем в нашем селе.

1

Конкурс рисунков на тему «Цвети –Земля»

1

9

Охрана природы

3

Классный час «Свалка по имени земля»

1

Неделя экологии в начальных классах «Лесные репортажи с места событий».

1

Экологическая викторина «Земля – наш общий дом»

1

Итого

34

18

16

Наименование раздела

Всего

часов

Тема

Содержание занятий, формы, методы, приёмы и средства обучения

Досуговые занятия

9

1.День Журавля

Выставка рисунков, плакатов, поделок.

сентябрь

2. Акция «Всемирные  дни наблюдения птиц»

Наблюдения за птицами. Фиксирование количества видов и особей.

октябрь

3. Посвящение в экологи.

Викторина с экологическими заданиями.

ноябрь

 4. «Зимняя прогулка»

Игра-путешествие по станциям «В гостях у Непоседушки», «Вечный лес», «Снежная азбука», «Трудимся зимой»

январь

5. Игра «Думай, отвечай»

Занимательные вопросы, загадки с коллективным и индивидуальным ответом, сочинение своей загадки.

февраль

6. «Будь здоров!»

Игра-путешествие по городу Здоровейску.

март

7. 1апреля- Международный день птиц.

КВН «Знатоки птиц!» Выставка поделок из пластилина и бросового материала.

апрель

8. Праздник

друзей природы

Стихи, песни, загадки о природе. Выставка сочинений, рисунков, поделок из природного материала.

апрель

9.Экологический проект «Моё дерево»

Посадка саженцев деревьев в своем дворе, около дома.

май

Литература:                                                                                                                  1.Афанасьева. Е. Экология не знает границ // Юный натуралист. - 1990. - №1. - с.30-32.                                                                                                                                                 2.Бабанова Т.А. Эколого-краеведческая работа с младшими школьниками. //Начальная школа-1993-№39- с.16-17                                                                  3.Виноградова Н.Ф. Экологическое воспитание младших школьников. Проблемы и перспективы // Начальная школа – 1997-№4-с.20-24                                                        4. Гардеева Т.Н. Экологическое образование и воспитание учащихся. //Начальная школа -2004-№2-с.75                                                                                                             5. Крюкова Н.С. Праздник «Птицы – наши друзья». //Досуг в школе -2002-№3-с. 16 6. Симонова Л.П. Задания по экологии для младших школьников.//Начальная школа.-   1988-№2-с.42                                                                                                                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская разработка по чтению "Сказки - народные и авторские"

данный материал позволяет сравнить сказки, дает возможность творческой деятельности всех учеников класса, дает возможность учителю организовать интересный урок....

авторская разработка - презентация к уроку чтения "Сказки- народные и авторские"

используется в помощь к технологической карте урока...

«Для тебя, любимая! Для тебя, родная!» (методическая разработка игры, посвященной дню 8 марта для родителей и учащихся 2-го класса)

Методическая разработка игры, посвященной дню 8 марта для родителей и учащихся 2-го класса...

“Когда тебе тяжело, ты вспомни про мою судьбу, и тебе будет легче… “

Епистиния Степанова: “Когда тебе тяжело, ты вспомни про мою судьбу, и тебе будет легче…“На больших руках усталой материУмирал её последний сын.Полевые ветры тихо гладилиСеребристый лен его седин.Гимна...

Заседание круглого стола «Я тебя слышу, я тебя понимаю.»

Заседание круглого стола«Я тебя слышу, я тебя понимаю.»...

Разработка урока чтения. 2 класс. Тема: "Зима, любви к тебе я не скрываю, тебе стихи я посвящаю»

Урок комплексного применения знаний. На уроке создаются  условия для развития творческих способностей учащихся через повторение и обобщение пройденного материала,  через создание авторс...