Ноябрь-полузимник
план-конспект урока (3 класс) по теме

Цели и задачи:

  • Познакомить учащихся с праздниками народной культуры.
  • Пробудить у учащихся интерес к народным праздникам.
  • Воспитывать уважение к традициям своего народа.
  • Развивать познавательный интерес, творческое, логическое и образное мышление у учащихся.
  • Способствовать развитию навыков создания компьютерных презентаций; работе в сети Интернет и вести исследовательски - поисковую работу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл scenariy.docx55.61 КБ

Предварительный просмотр:

СЦЕНАРИЙ ФОЛЬКЛОРНОГО ПРАЗДНИКА

«НОЯБРЬ-ПОЛУЗИМНИК

Цели и задачи:

  1. Познакомить учащихся с праздниками народной культуры.
  2. Пробудить у учащихся интерес к народным праздникам.
  3. Воспитывать уважение к традициям своего народа.
  4. Развивать познавательный интерес, творческое, логическое и образное мышление у учащихся.
  5. Способствовать развитию навыков создания компьютерных презентаций; работе в сети Интернет и вести исследовательски - поисковую работу.

Подготовительная работа:

  1. изучение литературы по русским народным праздникам;
  2. анализ отобранной информации;
  3. подготовка сценария;
  4. разучивание песни, игры;
  5. оформление ватмана в виде дерева;
  6. создание компьютерной презентации "Народные праздники".

Оформление:

  1. выставка литературы о культуре Руси;
  2. проекты детей праздников ноября;
  3. русские костюмы учащихся.

Оборудование: 

  1. компьютеры;
  2. мультимедийный проектор;
  3. демонстрационный экран;
  4. аудиозаписи народной музыки;
  5. ресурсы сети Интернет.

Участники: ученики 3класса, классный руководитель, родители.

Присутствующие: родители, учителя-предметники.

Место проведения: МОУ "Криушинская  СОШ", класс.

Применяемая технология: метод проектов.

Ожидаемые результаты:

1. Повышение интереса учащихся к внеклассной работе, через использование нетрадиционных методов в области формирования культурных ценностей.

2. Получение ответа на главный вопрос проблемы.

3. Развитие у учащихся правильного распределения времени, анализа собственных действий, презентации результатов своего труда, достижения поставленной цели.

Действующие лица:

1. Фома и Ерёма - скоморохи.

2. Василиса - сказительница.

3. Хозяюшка.

4. Дети хозяюшки:

Ксения,

Юлия,

Алёнушка,

Андрюшенька,

Дарья.

5. Девушки и парни .

Учитель: Сегодня, ребята, мы познакомимся с вами с народными праздниками, которые русский народ празднует с давних времён в ноябре .Презентация.

  Звучит музыка Г. Свиридова «Пастораль».

Чтец 1. Как жадно к югу

рвутся птицы

Сквозь листопад,

сквозь холода.

Чтоб солнца досыта

напиться

И на чужбине убедиться,

Что Родина не повторится

Ни в чём,

Нигде

И никогда...

(Вячеслав Молодяков)

Чтец 2.

Россия, Русь –

Куда я ни взгляну!

За все твои страдания и битвы

Люблю твою, Россия, старину,

Твои леса, погосты и молитвы,

Люблю твои избушки и цветы,

И небеса, горящие от зноя,

И шёпот ив у омутной воды,

Люблю навек, до вечного покоя...

  1. Русский народный танец.

Фома и Ерёма (вместе). Здравствуйте, честной народ! Мы пришли к вам оба. (Показывают  на себя, затем друг на друга. Кланяются и теряют колпаки.)

 Низко поклонились, колпаки свалились.

Фома. Колпак одеваем,

Ерёма. Снова начинаем.

Фома и Ерёма (вместе). Здравствуйте, честной народ! Мы пришли к вам оба. Фома да Ерёма.

Фома. Людей посмотреть.

Ерёма. Себя показать.

Фома и Ерёма (вместе). Да про ноябрь рассказать.

Ерёма. Ноябрь на дворе, месяц студёный.

Фома. Не зря в народе называют его воротами зимы. Полузимник.

Ерёма. Ноябрь капризен, то плачет, то смеётся.

Фома. В ноябре зима с осенью борются.

Появляется Василиса с кузовком рябины.

Фома. Гляди-ка, никак по грибы ходила.

Ерёма. Аль по ягоды?

Василиса. В ноябре в лесу одна ягода, и та горькая рябина. По грибы - не час, и по ягоды нет, так хоть по сосновы шишки, самовар разжигать.

Фома и Ерёма (вместе). Ото всех дверей, ото всех ворот.

Приходи скорей, торопись, народ!

Василиса. По што народ созываете, добрые молодцы?

Фома и Ерёма (вместе). Новоселье у нас.

Фома. Мы построили избушку.

Ерёма. У школы на макушке.

Фома и Ерёма (вместе). Приглашаем всех друзей

Школьный посетить музей.

Выбегают из-за ширмы.

Фома. Василиса, айда с нами.

Василиса. Шустрые вы, ребята, смышлёные, а только скорого дела не хвалят. Сядем рядком, да поговорим ладком, прежде чем в избу пойти. Много лет назад замечательный педагог и исследователь Ананичева Надежда Ивановна  разработала учебную программу для нашего класса «Народная культура». Уроки по этой программе проводятся и в нашем классе каждый год.

Ерёма. А, знаем - это фольклор. Песни, танцы.

Василиса. Народная культура - не только фольклор, но и устройство дома, костюм, игры, и, конечно же, песни. Чу, слышите?

  1. Звучит народная песня

Василиса. А вот теперь в русскую избу можно заглянуть. Избой на Руси называли жилой дом из одной комнаты (с русской печью). Войдем в этот дом, где живут добрые люди, с миром.

  1. Звучит музыка Г. Свиридова. Открывается занавес. В избу входят Василиса, Фома и Ерёма.

Василиса. Мир вам, а мы к вам. Первый поклон Богу (снимает шапки с голов скоморохов), второй - хозяину с хозяйкой, третий - всем добрым людям.

Хозяюшка. Красному гостю - красное место. Садитесь под образа.

Василиса. Спаси Бог, хозяюшка.

Хозяюшка. Весна красна цветами, лето - снопами, а осень - пирогами.

Тут и каша, и лепешки!

 И пироги, и яички!

А вот и курничек вас дожидается,

на Кузьму – Демьяна всегда курники пекли.

(Вынимает из печи и ставит на стол пироги.) Угощайтесь, гости дорогие.

Василиса. (скоморохам) Дом вести - не лапти плести. Она прибирает, она подавает,  одна за всех отвечает.

В избе перед печкой играют в куклы три сестры.

Ксения. Глянь-ка, какая у меня кукла - льнушка ладная получилась!

Юлия. А мне матушка крупеничку поручила сшить.

Алёнушка. Тише вы, сороки. У меня дитё не засыпает. (Качает куклу и поёт.) 

Котя, котенька-коток, котя, серенький хвосток!

Приди, котя, ночевать, нашу деточку качать.

Я тебе, коту, коту, за работу заплачу:

Дам кусочек пирога и кувшинчик молока.

Платок беленький свяжу и на шейку повяжу;

Шубку новую куплю и сапожки закажу.

Баю-бай, баю-бай,

Ты скорее засыпай. - 2 раза.

Хозяюшка. Наша доченька в дому,

Как оладышек в меду,

Сладко яблочко в саду,

Матке - радость, бабке - сладость,

Батюшке - утеха. (Гладит по головке Алёнушку.) 

Юлия. Матушка, посмотри, как я работу справила.

Хозяюшка. Ох, и хороша  крупеничка получилась.

Василиса. Расскажи, мастерица, как такую куклу сшить?

Кто тебя научил?

Юлия. На чердаке нашей избы нашла я целый кукольный клад: ветхие куклы. (Показывает кузовок с куклами.) Матушка сказывала, что выбросить старую, износившуюся куклу, а тем более испортить или сжечь - большой грех. Вот они и хранятся на чердаке. Сестричка выбрала себе льнушку, а мне понравилась крупеничка. Сшила я холщовый мешочек с круглым дном, насыпала гречку в него, завязала горловину - вот и основа куклы готова. Нарядила основу в русский костюм - какая красавица.

Василиса. Ведь и верно, красавица. Знает ли кто из вас, почему её крупеничкой зовут?

Юлия. Мешочек ведь крупой заполняется, потому и крупеничка.

Василиса. Так-то оно так, а только в народе об этом сказку сложили.

Дети. Бабушка, расскажи.

Василиса. У одного князя была дочь, которую нарекли Крупеничкой. Выросла девочка красавицей, умной и работящей. Но напали на княжество степняки, схватили Крупеничку и угнали в полон, в подарок хану. Отвергла Крупеничка притязание хана на женитьбу. Чтобы сломить гордую красавицу, загрузил он её непосильной работой. От зари до зари трудилась Крупеничка в поле. Однажды проходила мимо убогая богомолка, возвращаясь из далёких святых мест. Пожалела она Крупеничку, обратила в гречишное семечко и спрятала в кисет. Так и принесла её к родному дому. А чтобы хан не сумел разыскать Крупеничку, схоронила её в землю. И проросла Крупеничка в прекрасный гречишный кустик, давший обильный урожай. Так появилась на Руси гречиха. Сев гречихи сопровождался обрядом, символизирующим трепетное отношение крестьян к дарам земли. Первую горсть отборной гречихи для посева брали из потаённого мешочка, сшитого в виде небольшой куклы. С горстью этой крупы новому урожаю старались передать сбережённые силы кормилицы земли. По традиции после сева устраивали угощения для нищих и убогих, которые приходили к котлам с гречневой кашей со всей округи. После уборочной страды куклу-мешочек вновь заполняли отборной крупой нового урожая. Кукол наряжали и бережно хранили до следующего сева у печки. Об неё вытирала хозяйка масляные руки, чтоб была она добрая, сытая, тогда весь год будет таким.

Во время рассказа Василиса держит куклу врунах, подходит к печке, вешает куклу. Скоморохи и девочки идут за ней.

Василиса. Хорошо, хозяюшка, у тебя в избе. Есть примета: когда дети много и усердно играют в куклы - в семье прибыль будет, если же небрежно обращаются с игрушками - быть в доме беде.

Ерёма подходит к печке, гладит кота, поёт.

Ерёма (поёт). Котя, котенька, коток...

Фома. А имя-то у вашего кота есть?

Алёнушка. Васька!

Ерёма. Давайте в игру сыграем.

Алёнушка. Какую?

Ерёма. Кот Васька.

Фома. Чур, я кот!

Игра «Кот Васька»

В центре лежит «кот», притворяясь спящим.

Дети - «мыши» вокруг него водят хоровод.

Мыши водят хоровод,

На лежанке дремлет кот.

Тише, мыши, не шумите,

Кота Ваську не будите.

Вот проснётся Васька-кот,

Разобьёт весь хоровод.

«Мыши» развеселились, скачут, приплясывают и приговаривают.

Три-та-та, три-та-та, не боимся мы кота.

Мы кота-воркота завернём за ворота.

Кот бросается ловить «мышей».

Вбегает сын Андрюшенька.

Андрюшенька. Матушка, где тут птичья кормушка была, которую мы с тятей вечор сделали? Синичек прилетело видимо-невидимо.

Василиса. Невелика птичка - синичка, и та свой праздник помнит. 12 ноября - Синичкин день. 

Андрюшенька. Синичка - воробью сестричка. Голодно им зимой. Подкормить надобно. (Уходит.) 

Входит Дарья.

Дарья. Мама, я только что мимо Авдотьина двора шла. Совсем, смотрю, баба свихнулась. Возле окна блины разложила. Синичек, что ли, кормить?

  1. Звучит музыка Г. Свиридова «Весна. Осень».

Хозяюшка. Да ты, деточка, не смейся! - это мы старинный обычай забыли, а она, вишь, умница, вспомнила. 8 ноября - большой праздник, Деды называется. В этот день наши деды и бабки умерших предков поминали, и в честь них блины пекли. Говорят, если блинов под этот день напечёшь, то предки этот дом уважать будут. Придут, полакомятся, а избу впредь охранять станут. В этой избе завсегда любовь да покой поселятся.

Василиса. Осенние поминки стали традицией после Куликовской битвы, когда «больше полегло русичей, чем в живых осталось». Вот Дмитрий Донской и повелел праздновать Дмитровскую субботу, «доколе существует Русь», приурочив праздник языческой Дедовой недели к поминовению христианского святого, храброго воина Дмитрия Солунского - 8 ноября. Дерево живёт корнями, а человек - памятью.

Хозяюшка Живы родители - почитай, умерли - поминай.

Ерёма. А это что за кукла?

Василиса. Кузьма-Демьян. 14 ноября на Руси праздновали Кузьминки. Этот праздник повсюду считался больше девичьим. На три дня праздника девушки снимали помещение, устраивали «ссыпчину» и приглашали парней. 

Парень(в переднике)

Идёт Кузьма из кузницы, (Проходит вперёд.)

Несёт Кузьма два молота. (Поочерёдно поднимает вверх кулаки.)

Для рек и прудов (Проговаривая текст, метрично.)
Накуёт мостов. (
Стучит по 4 раза кулаком о кулак.)

Девушки. Оставайся. Парни, приходите - самоварчик поставим, уйдёте - чайку попьём.

Заходят парни, садятся за стол.

1-й чтец:

Кузьма-Демьян, два добрых брата,
Жили в Азии когда-то

3-й чтец:

И по доброте своей
Исцелять могли людей.

2-й чтец:

Врачевали от недугов,
Изгоняли вредных духов,

4-й чтец:

Милосердием души
Очень были хороши!

6-й чтец:

Хоть и были небогаты,
Но с больных не брали платы,

5-й чтец:

Не просили ни гроша
Братья - добрая душа.

Девушка

Оттого их святый труд
Бессеребряным зовут.

1-я ведущая:

Дружно все сейчас вдохнём,
Да закличку запоём,
Этой песенкой весёлой
Братьев в гости позовём!

  1. Исполняется  Закликание Кузьмы-Демьяна 

Брат Кузьма и брат Демьян

Покажитесь Вы нам.

Покажитесь Вы нам.

Улыбнёмся мы Вам!

Появляются Кузьма и Демьян с молотом и берёзовым веником.

Кузьма:

Друзья! Мы подарить хотим
Вам всё, что нам дано.

Демьян:

Лишь отдавая – обретёшь:
Проверено давно!

Кузьма:

От хворей всяческих народ
Мы можем исцелять.

Демьян:

И, стало быть, настал черёд
Вам в «Дударя» сыграть!
(Все участники и желающие образуют хоровод.)

  1. Исполняется Хороводная игра «Дударь»

Дударь-дударь, дударище, (Хоровод по солнцу вокруг дударя.)
Старый, старый старичище,
Мы тебя полечим,
(Сужаются к центру.)
Чтоб расправил плечи,
(Расходятся.)
Мы тебе поможем,
(Движения такие же, как в двух предшествующих строках.)
Станешь ты пригожим:
Ты омолодишься (
Разомкнутыми руками дети «лечат» дударя.) 
И развеселишься!
(Хлопают в ладоши.)
Дударь, дударь, что болит?
- Нога
! (Хоровод повторяется до ответа: Да я уже здоров! После пары «врачеваний» водящий меняется.)

7-й чтец:

Если дух в здоровом теле -
Удаль просит воли.
Распотешь себя, народ,
Спой частушки что ли…

Хозяюшка:   А вы, ребятушки, горазды частушки петь?

Девица:    Русь талантами богата,

                   Русь талантами сильна.

                   Если будут петь девчата,-

                   Значит, будет жить она.

  1. Исполняются Частушки

То не ветер, то не вьюга,
То мои страдания.
Было нас четыре друга:
Клим, Трофим, Кузьма, да я.

Уважали нас в деревне,
Узнавали за версту
Я средь них считался первым
За смертельну красоту.

А Трофим любил природу,
Всё у речки загорал.
Про работу и не думал,
Лишь частушки распевал.

Вот Кузьма здоровьем редким
Отличался от всех нас:
Летом в проруби купался
Да гусей на печке пас!

Во время исполнения частушек Кузьма и Демьян незаметно берут свитки с загадками.

1-я ведущая:

Скажи, Кузьма, скажи, Демьян,
В народе правду ль говорят,
С Кузьминок будто б начинали
Наукам обучать ребят?

2-я ведущая:

Что праздник каждому помог
В учении изрядно:
Идёт учёба детям в прок -
Всё ясно, всё понятно!

Кузьма:

Мы – покровители ремёсел и ученья!
Чтоб было радостью оно, а не мученьем.

Демьян:

А коль талантов вам не занимать,
Попробуйте загадки разгадать.

Василиса. Но уж коли я на посиделки попала, посмотрим, кто из вас смышлёнее. Загадаю-ка я вам загадки, их у меня много в кузовке. А вы, скоморохи, помогайте.

В огне не горит и в воде не тонет. (Лёд.)

Гуляет в поле, да не конь. Летает на воле, да не птица. (Метель.)

В избе - изба, на избе - труба,

Зашумело в избе, загудело в трубе.

Видит пламя народ, а тушить не идёт. (Печь.)

Стоит бычок, подбоченивши бочок,

Шипит и кипит, всем чай пить велит. (Самовар.)

В лесу: стук-стук,

В избе: ляп-ляп,

В руках: дзинь-дзинь,

На полу: топ-топ! (Балалайка.)

Чем больше я верчусь, тем больше я толстею. (Веретено.)

Хозяюшка. Кузьма и Демьян - покровители кузнечного дела и женского рукоделья. С Кузьминок женщины вплотную принимаются за зимнюю пряжу и, обращаясь к святым, просят помочь не отстать в работе от тех, кто начал её раньше.

Хозяюшка: Кузьминские посиделки становились своеобразным домашним театром, где вечёрочники шутливой пантомимой, танцами и песнями рассказывали о своей жизни.

  1. Исполняется народная песня-инсценировка «Затопила кума хату».

Затопила кума хату, сама по воду пошла.
Ой лёли,люли, сама по воду пошла.

 

 

«Ты здорова ли, кума? Протопилась вся изба!
Ой лёли, люли, Протопилась вся изба!

Все осиновы дровишки перелопалися!
Ой лёли, люли, перелопалися!

Размахнулася ведром, зачерпнула глубоко.
Ой лёли, люли, зачерпнула глубоко.

Да и каша-то в печи надорвалась кипучи!
Ой лёли, люли, надорвалась кипучи!

Да на плечи подняла, сама в гору побрела.
Ой лёли, люли, сама в гору побрела.

Вот и курочка по сенюшкам похаживает.
Ой лёли, люли, всё похаживает.

А у кумова двора стоят кум да кума.
Ой лёли, люли, стоят кум да кума.

«Кудах-тах, кудах-тах! Не бывало у нас так!
Ой лёли,люли, не бывало у нас так!»

1-я ведущая: В житии Кузьмы и Демьяна есть такая притча: (инсценировка притчи) Однажды братья исцелили женщину. В знак благодарности она просила принять три куриных яйца во имя святой Троицы. Братья откликнулись на такую просьбу, а куриные яйца стали единственным вознаграждением, которое приняли за свою жизнь Кузьма и Демьян.

2-я ведущая: Поэтому ещё один народный праздник связан с днём имени Кузьмы и Демьяна – Кочеты, или «Куриные именины» 13 ноября. Почитали в этот день Кура и Курку. Особыми почестями величались перо и пух, откуда и пошло знакомое каждому русскому человеку выражение «ни пуха, ни пера»

Девушка

- Ладушки, ладушки, где были?
- У бабушки! Спали на подушке,
(Ладошки под щёчку.)
ели колобушки
(Вертят кулочками.)
курочки-рябушки!
(Друг другу: Ко-ко-ко!)

Дарья ставит на стол капусту.

2-й парень. Хороша закуска капуста: и на столе не пусто, и съедят - не жалко.

Девушки. (В сторонке разговаривают.)

Алёна, Танюшку-то нашу никто замуж не возьмёт.

Почему?

Да у неё нос картошкой и лоб большой.

Жалко-то. Она добрая, умная и детишек любит.

Знаешь, она ведь на Казанскую в лес бегала.

Зачем?

(Пожимает плечами в ответ.)

Василиса. На Казанскую - 4 ноября - девушки-дурнушки совершали такой обряд: вставали рано утром и тайно убегали в лес или рощицу. Там они отыскивали на почти обледеневших деревьях листок, покрытый ледком. Девушки в те времена свято верили, что если посмотреться в этот листок-зеркальце, увидеть своё отражение, то произойдёт превращение и она станет прехорошенькой для своего суженого. И действительно, разрумяненная первыми заморозками и полная веры в чудо, девушка могла преобразиться и полюбиться. Такая сила была в этом невинном колдовском обряде, посему и пословица: «Кто на Казанскую женится, счастлив будет». Считалось на Руси, что Кузьма-Демьян покровительствуют свадьбам.

  1. Исполняется народная песня “Из-за леса, из-за рощи…”

Заходит  Дед Трифон.

Дед Трифон: Здравия желаю, Хозяйка!

Хозяйка: Гость на дворе – хозяину радость.

Дед Трифон: Ну-ка, молодцы, подравняйтесь!
А ну, бойцы, расскажите, разъясните, как в народе говорят про военную доблесть.

1-й мальчик: Трудно в учении – легко в бою.

2-й мальчик: Сам погибай, а товарища выручай!

3-й мальчик: Богатырь на пирах не сидит, живот не растит!

4-й мальчик: 

Кто храбр – тот жив,
Кто смел – тот цел!

5-й мальчик: Друг за дружку держаться – ничего не бояться!

Хозяйка: Ай да, бойцы – молодцы!
После таких слов нужно спеть боевую  песню!
А все нам подпоют.

  1. Исполняется  песня “Если хочешь быть военным”.

Дед Трифон: Эх, хорошо пели. Чуешь, Хозяйка, какой боевой дух у наших ребят?

Хозяйка: Ты, что-то, дед, развоевался сегодня. Ребята, наверное, пришли сюда с девчатами поиграть?

Хозяйка: А про нашего Кузьму-то забыли. Невесты у него нету. Какую же ему подыскать? У нас все красавицы. Выбирай сам!

Девушка с чучелом выбирает невесту, невесту ставят в центр, надевают ей фату.

Хозяйка: Венчать их пора, венчать!

  1. Исполняется хороводная песня “Милый наш Кузюшка”     или
  2. Дважды проигрывается (с девочкой, с мальчиком) народная песня . «В хороводе были мы».

В хороводе были мы (2 раза)
Были мы, были мы. (
2 раза)

 

 

Сокола-молодчика (2 раза)
Сокола, сокола. (
2 раза)

Кого надо видели, (2 раза)
Видели, видели. (
2 раза)

Встань, девица (молодчик), подбодрись, (2 раза)
Подбодрись, подбодрись. (
2 раза)

Красавицу-девицу, (2 раза)
Девицу, девицу. (
2 раза) либо:

Вправо, влево повернись, (2 раза)
Повернись, повернись. (
2 раза)

Ну-ка, ну-ка, потанцуй, (2 раза)
Потанцуй, потанцуй (
2 раза)

Кого хочешь, поцелуй, (2 раза)
Поцелуй, поцелуй. (
2 раза)

В конце песни чучело падает.

Невеста: Ох, упал, родимый!

3-я гостья: Знать, конец празднику приходит. Кузьма нас потешил, осень с собой унес, дорогу зиме вымостил.

4-я гостья: Повеселил нас Кузюшка на славу.

5-я гостья: 

Ох, размилые наши подруженьки,
Провожаем мы своего батюшку.
Желанный ты наш, батюшка,
Ведь мы тебя очень полюбили,
Ведь мы вволю не натешались,
А ты нас уже оставляешь?

Чучело Кузьмы разбирают, солома рассыпается по полу.

  1. Исполняется общий танец на соломе.

Хозяюшка. Девки, парни, вас ли вывести, стол ли вынести?

Пора и честь знать.

Парни и девчата. Спасибо, хозяюшка, за хлеб, за соль, за ласковое слово.

Все: Прощай, Хозяюшка! До новой осени! До нового урожая!

  1. Под мелодию  Заключительной частушки участники встают перед зрителями.

На Руси Кузьминки длились с вечера идо утра
Но вам, гости дорогие, отдохнуть уже пора.
Тынцы-брынцы, толи-чоли, отдохнуть уже пора.

Наш поклон вам за участье добродушное весьма,
Вам со сцены ручкой машут брат Демьян и брат Кузьма!
Тынцы-брынцы, толи-чоли, брат Демьян и брат Кузьма!

Уносите в дом родимый радость нашего двора,
На прощанье пожелаем вам «ни пуха, ни пера!» (
2 раза)

Ученик:         Мы делились новостями

                    Мы старались вас развлечь

                    Не прощаемся с гостями, говорим до новых встреч.

Ученица.        Все что знали – рассказали

                     Мы оба Фома и Ерема.

Фома.         А сейчас хотите или не хотите (вместе) А нас похвалите

Ведущий.   ВРЕМЕНА ТЕПЕРЬ ДРУГИЕ, КАК И ИГРЫ, И ДЕЛА.

                    ДАЛЕКО УШЛА РОССИЯ ОТ СТРАНЫ, КАКОЙ БЫЛА,

                    НО ПРЕДАНЬЯ СТАРИНЫ ЗАБЫВАТЬ МЫ НЕ ДОЛЖНЫ.

                    СЛАВА РУССКОЙ СТАРИНЕ! СЛАВА НАШЕЙ СТОРОНЕ!»

 Хозяйка: Ай, люли, ай, люли, гости все домой ушли. Вышла Маша маленька и закрыла ставенки.

Вот так и коротали долгие зимние вечера наши сверстники много лет назад.

Ученики:

Желаем мира и любви,

Желаем молодости вечной

Пусть будут радости длинны

А огорченья быстротечны

Пусть будет всё, как в доброй сказке

Удачи, тысячи цветов

Здоровья, смех, улыбки, счастье,

Дела, достойные стихов.

Ведущая:  Вносит самовар на подносе и ставит на стол в центре

              Посиделки – хороши, повеселились от души.

              Пора и чаем с пирогами подкрепиться.

 Гостья:  Чай горячий, ароматный

                 И на вкус весьма приятный.

                 Он недуги исцеляет

                 И усталость прогоняет,

                 Силы новые дает

                 И друзей за стол зовет.

ПЕСНЯ РУССКИЙ ЧАЙ (Из репертуара М.Мордасовой)

   Мы делились новостями,

  Мы старались вас развлечь.

  Мы прощаемся с гостями,

  Говорим: до новых встреч!

 

 

                       

 ЧАСТУШКИ

1.Эй, топни нога,

топни правенькая.

Я пойду плясать,

хоть и маленькая

2.Пойду плясать

по соломушке,

 Раздайся народ

на сторонушки!

3.  Пропоём мы вам частушки.                        

Замечательны таки                                            

Что пойдут плясать старушки                              

Затанцуют старики.                                            

4. Уж я топну ногой,

 Да притопну другой

 Выходи ко мне, Ванюша,

 Попляши- ка со мной!

5. Всю неделю не пилось,

Не спалось, не елося.

Мне давно с тобой, девчонка,

Поплясать хотелося.

6 Гармонисту  - за игру,

Ну, а мне – за пляску.

Гармонисту – фунт конфет,

А мне – баранок вязку.

7 Серебрушки – серебрушки,

Серебрушки – денежки.

Мы нигде не пропадём,

Боевые девушки.

8Девушки, вы, девушки,

Где берёте денежки?

Летом ягодки берём,

Зимой куделечку прядём.

9 Мы с подружкою вдвоём

Теребили в поле лён.

Теребили, говорили:

Ныне замуж не пойдём!

10. Все милашки, как милашки,

   А моя как пузырёк

   У ней ножки-кривоножки                                          

А во рту один зубок

11 Моя милка всех покраше

Осушила горшок каши

 Чем она питается

Коль зубок мотается?                

11 Моя милка маленька                                        

Чуть побольше валенка                                          

В валенки обуется                                                    

Как пузырь надуется                                                  

12 Меня милый разлюбил                                    

Мне на это наплевать                                                  

Я такого таракана                                                        

 Решетом могу поймать                                                

13Мы частушки вам пропели

Хорошо ли плохо ли

А теперь мы вас попросим

Чтобы вы похлопали.

 

 

                                 

В Древнем Риме ноябрь носил имя новембер (от латинского "новом" - девять). После реформы он занял одиннадцатое место в году, но имени своего не изменил.

В Древней Руси ноябрь сначала также был девятым месяцем. Затем с XV века до 1700 года он занимал третье место в году и лишь потом переместился на предпоследнее.

Древние наименования ноября - грудень, а также груздень, труден, грудей, потому что в этом месяце смерзшаяся земля мертвыми грудами лежит на дорогах.

Ноябрь звали еще так: снеговей, листопад, листогной, мочарец, бездорожник. полузимник и лета обидчик, сумерки года и солнцеворот, твердолоб и месяц санного первопутка, канун зимы, ее запевка и ворота.

Кроме того, ноябрь - конец осени, месяц ветров. Время сева лесных семян. Тихий, грустный месяц.

Приметы.

Если снег ляжет на сырую землю и не растает, то весной рано и дружно зацветут подснежники.

Если снег выпадет на мерзлую землю - в будущем году жди хорошего урожая хлеба.

Комары в ноябре - быть мягкой зиме.

Еще ноябрь богат праздниками.

4 ноября

Зимняя Казанская Богоматерь

Церковь отмечает праздник Казанской иконы Богоматери, установленный в честь избавления Москвы и всей России от поляков в 1612 году.

Говорили в народе: Казанская бабка - заступница; Казанский мороз не велик, да стоять не велит; после Казанской дождь пойдет, все лунки нальет.

Приметы.

Кто на Казанскую женится, счастлив будет.

До Казанской не зима, с Казанской не осень.

Если на Казанскую лето заплачет, то следом за дождем и зима придет.

8 ноября

Дмитрий Солунский

Дмитриев день. Дмитровская неделя - родительская, дедова.

Церковь чтит память святого великомученика Димитрия Солунского.

Святой Димитрий пострадал за веру Христову во время правления императора Диоклетиана.

С древних времен этот день считался великим праздником; службу в память святого великомученика совершал обычно сам патриарх.

В Дмитриев день повсеместно на Руси справляли поминки по усопшим. Ходили в церковь, ставили свечи за упокой, посещали могилы родных, устраивали тризны... Особенно почиталась Дмитровская суббота, ее всегда проводили торжественно: ходили на могилы и служили здесь панихиды, устраивали богатые угощения-тризны.

Вынимая первый блин из печи, большуха мазала его маслом, медом и ела со словами: "Помяни, Господи, честных родителей".

Приметы. Если 8 ноября холод и снег - весна поздняя и холодная, а если оттепель - зима и весна теплые.

9 ноября

Церковь отмечает день преподобного Нестора, летописца Печерского.

Преподобный Нестор, первый известный русский летописец, собиратель древних сказаний.

Главный и наиболее известный труд Нестора - "Повесть временных лет".

10 ноября

Ненила-льняница, Параскева Пятница

Параскева Пятница - бабья святая, так как повсюду наши крестьянки считали ее своей заступницей. К праздникам Параскевы приводили матери своих чахлых детей, умывали в этот святой день.

14 ноября

Кузьма и Демьян

Святые Кузьма и Демьян славились как мастера и труженики, покровители семейного очага. Кузьма и Демьян считаются в народе покровителями ремёсел, особенно кузнечного искусства и женского рукоделия.

14 ноября по народному календарю – праздник встречи зимы и проводов осени. Раньше говорили: “Кузьминки – об осени поминки”. Русский народ считал святых братьев Кузьму и Демьяна (Косму и Дамиана) покровителями кузнецов и женщин – рукодельниц.

Закует Кузьма – Демьян, до весны не расковать. Кузьминки – куриные именины: отмечались Кочеты. Девицы – посиделочницы устраивали пир – беседу, для этого каждая приносила кочета – петуха. На пирование приглашались молодцы, которые по сердцу.

В русском народе считалось, что Кузьма и Демьян покровительствуют свадьбам, что своим молотом на небесной наковальне они выковывают брачную цепь, а затем помогают семьям жить в ладу, в мире. В деревнях девушки закликали:

Батюшка Кузьма – Демьян,
Скуй нам свадебку
Крепко – накрепко,
До седой головушки,
До долгой бородушки.

К вечеру на посиделках изготавливали чучело Кузьмы: набивали соломой штаны и рубаху, приделывали голову, опоясывали чучело кушаком. Заводили песни, танцы и непременно разыгрывали так называемые “поцелуйные игры”. После завершения праздника чучело выносили из дома, раздевали и раздергивали по соломинке, плясали и сжигали куклу.

Гулянье часто продолжалось до утра.

21 ноября

Михаил. Михайлов день

По народному календарю. Михайлов день был праздником весёлым и сытным. Повсюду устраивались пиры, ни в одной избе не скучали без гостей.

24 ноября

Федор

Церковь чтит память блаженного Максима, чудотворца Московского.

Святой добровольно стал юродивым и полностью отказался от "мирских соблазнов".

Блаженный Максим обличал сильных мира сего, "Творящих неправду". Беднякам и всем честным людям он находил добрые слова утешения.

В народе был день Федора. Говорили, что Федор студит и морозит.

25 ноября

Иван милостивый

Церковь отмечает день святого Иоанна Златовласа. Он приносил пожертвования неимущим, старым и больным.

          27 ноября – День памяти святого апостола  -   ученика Иисуса Христа.

                        Праздник этот семейный, душу перед постом радующий.

                        Собирались на него в родительский дом сыновья, снохи,

                         Зятья, внуки, правнуки. Вся родня обменивались

                         Новостями, пели песни за столом. После сытого обеда, с шутками, прибаутками шли на

                        улицу, на игрища – дом ледяной штурмовать, на санках

                        с горы прокладывать путь.

Ведущий.        Так отдыхали когда – то наши предки. Филипповки

                         ждали все. Это был обязательный повод встретиться

                         в родительском доме, связи семейные укрепить,

                         родителей порадовать.

Василиса.       Филипповки, к сожалению, праздник подзабытый.

                         Но в нем корни наши духовные, история народная

29 ноября

Матвей

Церковь отмечает день святого апостола и евангелиста Матфея. Святого Матфея называют автором первого канонического Евангелия.

Примета. На святого Матвея зима потеет (случаются оттепели).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ноябрь-полузимник презентация

Цели и задачи: Познакомить учащихся с праздниками народной культуры.Пробудить у учащихся интерес к народным праздникам.Воспитывать уважение к традициям своего народа.Развивать познавательный интерес, ...