Правила педагогической этики во взаимоотношениях с родителями
статья по теме

На каких основах должны строиться отношения учителя и родителей, чтобы воспитание детей было успешным и помогало совершенствованию личности во всей полноте? ответ на данный вопрос можно найти в этой статье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moe_vystuplenie.rar18.99 КБ

Предварительный просмотр:

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА ВО ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ С РОДИТЕЛЯМИ

На каких основах должны строиться отношения учителя и семьи, чтобы воспитание детей было успешным и помогало совершенствованию личности ребенка во всей ее полноте?

 На этот вопрос можно найти ответ в словах В. А. Сухомлинского: «Как можно меньше вызовов в школу матерей и отцов для моральных нотаций детям, для устрашения сыновей отцовской «сильной рукой», для предупреждения об опасностях, «если и дальше так будет продолжаться», - и как можно больше такого духовного общения детей с родителями, которое приносит радость матерям и отцам. Все, что у ребенка в голове, в душе, в тетради, в дневнике, - все это мы должны рассматривать с точки зрения взаимоотношений детей и родителей, и совершенно не допустимо, чтобы ребенок приносил матери и отцу одни огорчения - это уродливое воспитание».

Правила педагогической этики во взаимодействии с родителями

  1. Учитывайте личные интересы родителей, их возможность посещения школы и родительских собраний.
  2. Ведите беседу с родителями в подходящей обстановке, не на ходу.
  3.     Какие бы родители ни были, к ним всегда нужно обращаться по имени и  отчеству.
  4. Умейте расположить родителей к себе. Нравоучительный, назидательный, категоричный тон нетерпим в работе с родителями, так как это может быть источником обид, раздражения, неловкости.
  5. Не вызывайте огонь на себя, станьте собеседником, умейте слышать и слушать.
  6. Учитель должен быть всегда тактичным, доброжелательным. Все знания о семье он должен обращать на утверждение добра, помощи родителям в воспитании.
  7. Не оскорбляйте родительские чувства и помыслы; в каждом ребенке найдите положительные черты и качества.
  8. Хвалите ребенка и родителей при всех, о проблемах говорите индивидуально.
  9. Обращение к родителям посредством дневника или письменного сообщения должно быть уважительным, лаконичным и конкретным.
  10.     Нельзя превращать дневник в жалобную книгу на школьника. Он должен быть использован для сообщения родителям не только о недостатках, но и об успехах их ребенка: об успешно выполненном поручении, о хорошо организованном неде6льном дежурстве по классу, школе, благодарность за активное участие в коллективно творческом мероприятии.

    «Отец и мать в тысячу раз больше помогут вам, если их ребенок будет приносить из школы радость, а не только огорчение, если вы не будете по всякому поводу вызывать отца и мать, писать им жалобные письма. Стремление ребенка быть хорошим – источник торжествования, и он никогда не должен иссякнуть», - писал В.А. Сухомлинский. Он замечал: «Записывая в дневник «Ваш сын не хочет учить уроки, примите меры», учитель, по сути дела, часто кладет в ученическую сумку кнут, которым отец стегает своего сына».

    При проведении бесед с родителями, где бы они ни  проходили – в домашней обстановке, с глазу на глаз или на родительском собрании – рекомендуется следующее:

    ● уметь войти в положение родителей, не обвинять за плохое поведение и  учебу ребенка, требовать улучшение положения (тогда как родитель в своей беспомощности даже не знает, как это положение исправить), но давать педагогические советы и рекомендации; причем эти советы надо дать так, чтобы родители их принимали;

   ● надо избегать чрезмерных негативных характеристик ребенка и его поведения, потому что родители часто воспринимают это как критику в свой собственный адрес;

   ● уметь выслушать критические замечания родителей в свой адрес и адрес своих коллег, правильно взвешивать их обоснованность;

   ● избегать сравнения с другими детьми и другими семьями;

   ● начинать беседу следует с освещения положительных моментов, чтобы таким образом повлиять на отношение родителей ко всему дальнейшему разговору.

   Очень важно помочь родителям стать на позицию культурологическую, понять, что выпадающий из контекста культуры ребенок – это, в итоге, несчастный ребенок в будущем.

    Следует поработать над бытовой аналогией «сорняки и культурное растение». Такая аналогия проста, доступна, образна, опирается на большой практический опыт родителей, работающих на огородных участках.

    ♦ Сорняки производит сама природа – культурное растение выращивают специально, возделывают.

    ♦ Сорняки растут быстро – культурное растение медленно.

    ♦ Сорняки растут густо, «вместе» - культура требует прореживания, чтобы каждая особь имела пространство.

    ♦ Сорняки стойко выносят превратности судьбы – культурные растения гибнут и чахнут без необходимых условий.

    ♦ Сорняки не нуждаются в уходе – культура требует постоянной заботы садовника, огородника.

    ♦ Сорняки захватывают территорию, уничтожая слабые растения, культурные посадки не обладают такой агрессией к «соседям».

    ♦ Сорняки чрезвычайно активно размножаются – выходить новые культурные растения трудно и сложно, не всегда удается, необходима помощь человека в размножении культуры.

    Когда учителя, классные руководители приводят такую аналогию, обычно родители улыбаются в согласии и удивляются точности воспитательной ситуации, отражающей «культивирование» человеческой натуры. И чуть позже принимают идею воспитания как «в очеловечивании» натуры человеческого организма. А значит, становятся соратниками, единомышленниками учителей, а особенно классного руководителя.

«…Дети должны стать людьми с ясным разумом, благородным сердцем, золотыми руками и возвышенными чувствами. Ребенок — зеркало семьи, как в капле воды отражается солнце, так и в детях отражается нравственная чистота отца и матери. Задача школы и родителей дать каждому ребенку счастье. Счастье многогранно... Только вместе с родителями, общими усилиями, учителя могут дать детям большое человеческое счастье», — это высказывание В. А. Сухомлинского в полной мере подтверждает определяющую роль семьи и успех совместной деятельности родителей и педагогов.

    Любая проблема во взаимоотношениях с родителями решается с позиции заботы о счастье, потому что мать и отец неизменно находятся в состоянии страстного желания ребенку счастья. И они открыты для педагога и готовы исполнить необходимое, если поймут педагогическую целесообразность предлагаемого педагогом.

    Забота о счастье ребенка успокаивает родителей в наличии пресловутой «любви» к их ребенку. Известно, как волнуется семья, отправляя ребенка в школу: будут ли его любить, станут ли хорошо к нему относиться? Когда они выявляют заботу педагога о счастье и успехах своего дитяти, они обретают доверие к педагогу.

Воспитанный в добре выбирает зло не от хорошей жизни. Но воспитанный в зле, выбирает зло при любой жизни. Если дети, развиваясь, имеют перед собой образец уважительного отношения к миру, образец помощи и поддержки, они сами будут готовы нести добро не абстрактным людям, а человеку, который рядом с ним.

Источники:

http://andreevahistory.ucoz.ru/index/0-46 Этика общения с родителями

http://festival.1september.ru/articles/412595/  Взаимоотношения учителя с родителями

http://ozreksosh.ru/files/file/pravila(3).doc  Правила педагогической этики во взаимодействии с родителями

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа № 100 им. С.Е.Цветкова»

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА

 ВО ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ С РОДИТЕЛЯМИ

(выступление на педагогическом совете)

                                                                      Минеева Р.А., учитель

                                                                  начальных классов

Новокузнецк, 2012


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическая этика

Педагогическая этика. Зарождение и развитие педагогической этики.Происхождение и сущность педагогической этики. Понятие о педагогической этике, её категории.     2. Этические...

Педагогическая этика

Педагогическая этика в школе - неглассный кодекс поведения, подразумевающий определённые требования к поведению педагога по отношению к себе, коллегам, администрации учреждения, учащимся, родителям, с...

Презентация:"Профессиональная педагогическая этика современного учителя"

«Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель» Фридрих Адольф Дистервег...

ПРАВИЛА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЭТИКИ ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С РОДИТЕЛЯМИ

Как привлечь  родителей  в школу?Как создать условия, чтобы им захотелось с нами сотрудничать?...

Доклад «Трудности при взаимоотношении с родителями и пути их преодоления».

Взаимоотношение родителей и воспитателя.Формулирование общих с родителями целей и ценностей, касающиеся ребенка....

Взаимоотношение с родителями

Рекомендации психолога....