«Экология души. Духовное и нравственное воспитание, развитие личности младших школьников на уроках литературы, изо и во внеурочной деятельности.»
статья на тему
Аннотация
В современном обществе мало времени уделяется духовному развитию личности. В данной статье рассматриваются методы и приёмы работы учителя начальных классов на уроках литературы, изобразительной деятельности и во внеурочной деятельности по развитию нравственных качеств личности и по обогащению души. Предлагаются темы занятий, творческих заданий, рассмотрены разные этапы работы. Есть высказывания известных людей, которые могут являться эпиграфами к занятиям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nravst_duhovnost_ekolog_kultura.docx | 19.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на педсовете
«Новые подходы к личностно-ориентированному обучению и воспитанию обучающихся, направленные на возрождение нравственной духовности, экологической культуры.»
учителя начальных классов Болотиной О.Ю.
Тема:
«Экология души. Духовное и нравственное воспитание, развитие личности младших школьников на уроках литературы, изо и во внеурочной деятельности.»
«Экология души и нравственное воспитание». 11 лет назад я выбрала тему для самообразования «Единство семьи и школы в воспитании младшего школьника». В то время взрослые стали отстраняться от детей потому, что стали больше работать и соответственно уставать, а дома хотелось покоя. Детям уделялось мало внимания и никто особо им не объяснял «что такое хорошо и что такое плохо». Стало понятно – падает духовная и нравственная культура. Какой человек и гражданин общества вырастит из маленького первоклассника? Мной была разработана тематика «Школы для родителей» на год. В процессе работы семьи строили «Пирамиды семейного счастья», о которых я уже рассказывала. Свои наработки я использовала и спустя 4 года, когда снова набирала первый класс. И сейчас я могу сказать о том, что полностью удовлетворена проделанной работой, глядя на выпускников своих классов. Сделала вывод: учёным можешь ты не стать, а ЧЕЛОВЕКОМ быть обязан. И в этом немаловажную роль играет семья.
Семья – это среда, где человек
должен учиться творить добро.
В.Сухомлинский
В круговороте повседневной жизни мы часто забываем, что семья – это главная и основная школа, в которой вместе с детьми должны учиться взрослые.
Сейчас свою работу я строю по книге Лопатиной Александры Александровны, которая называется «Беседы и сказки о семье для детей и взрослых». Книга включает 32 разработанных урока, в составе которых сказки, игры, задания и беседы. Они составлены таким образом, чтобы в работе участвовали не только дети, но и члены их семей.
Наряду с развитием нравственных взаимоотношений в семье на этих занятиях большое внимание уделяю творческому развитию личности ребёнка, формированию способности к восприятию добра, справедливости и красоты окружающего мира.
Цели занятий:
- Улучшение взаимоотношений в семье;
- Воспитание в детях ответственного отношения к созданию своей будущей семьи;
- Установление тесного сотрудничества между общеобразовательным учреждением, учителем и семьёй;
- Восстановление нравственно-этических норм и традиций семейного уклада;
- Развитие у детей творческого восприятия семейных ценностей;
- Воспитание гармоничного видения мира.
Содержание занятий выстраиваю блоками:
1) Роль отца.
2) Мамины руки.
3) Сердце матери.
4) Мудрость отца.
5) Наши родители.
6) Братья и сёстры.
7) Воспитание в семье.
8) Мудрая старость.
9) Чудеса детства.
10) Дерево семьи.
11) Школа семьи.
12) Опора семьи.
Занятия построены следующим образом:
- Работа по домашнему заданию.
- Беседа по теме занятия.
Перед беседой иногда использую цитаты известных людей. Например, к уроку по теме «Любовь мамы»:
Н. Островский «Есть прекраснейшее существо, у которого мы всегда в долгу, - это мать».
М. Горький «Вся гордость мира от матерей. Без солнца не цветут цветы, без любви нет счастья, без женщины нет любви, без матери нет человека».
В. Сухомлинский «Если ты с детства не научился смотреть в глаза матери и видеть в них тревогу или покой, - ты на всю жизнь останешься нравственным невеждой».
Тут же расширяем кругозор, знакомясь кратко с этими известными людьми и словами, значения которых неизвестны.
- Чтение сказки или стихотворения.
Можно прочитать учителю, может прочитать один подготовленный ученик или, распечатав текст, предложить прочитать самостоятельно.
- Вопросы и задания к сказке.
- Игра.
Приведу пример к этапу «Игра». На занятии по теме «Подвиг матери» я делю учащихся на группы и раздаю карточки со словами: небо, земля, солнце, гора, звезда, океан, река и т.д. и прошу детей от имени этих слов придумать волшебный способ помощи маме в какой-либо сложной ситуации, например : дети боятся темноты; дети ленятся и плохо учатся; дети говорят неправду; дети грубят родителям и не слушаются их.
Каждая группа рассказывает, не называя себя, как поможет маме в данной ситуации. Остальные кто предложил эту помощь маме.
- Письменная работа.
К уроку «Семейная драгоценность» - нарисуйте вашу главную семейную драгоценность и расскажите о ней.
К уроку «Наши родители» - мальчики пишут сочинение на тему: «Если когда-нибудь я стану папой, то…»; девочки пишут сочинение: «Если когда-нибудь я стану мамой, то…».
К уроку «Мамин портрет» - составьте портрет своей мамы по вопросам и вопросы предлагаются.
К уроку «Мудрость отца» - закройте глаза и представьте своего отца. Напишите всё, чем вы могли бы порадовать его.
К уроку «Дерево семьи» - подумайте, какие дары необходимы вашей семье. Напишите план улучшения жизни в своей семье с помощью этих даров.
- Рисунок.
Когда дети выполняют эту творческую работу ставлю музыкальное произведение.
Задание к этому этапу может быть таким: с какими красками ассоциируются у вас дети и взрослые? Большими буквами напишите слова «ДЕТИ» и «ВЗРОСЛЫЕ» и раскрасьте их этими красками.
Или нарисуйте цветок качеств хорошего отца. Каждый лепесток этого цветка – какое-либо качество характера.
Нарисуйте (добрые, светлые, волшебные, нежные) материнские руки.
- Задание на дом.
Понаблюдай за мамой и запиши всё, что её руки делают за один день.
Расспроси своих близких о том, как во время войны и другие тяжёлые моменты жизни их мамы приходили к ним на помощь.
Представьте, что вы корреспондент газеты «Дети и родители» Возьмите интервью у своего отца и запишите его. ( вопросы предлагаются)
Не все этапы могут входить в занятие. В урок может быть включён такой этап как «Творческое задание», когда ребята делятся на группы или работают в парах. Раздаются роли и ситуации для обдумывания и принятия решения. Например, на занятии «Счастливая семья» каждой группе из трёх человек (мама, папа и ребёнок) предлагается ситуация: в семье нет денег; в семье у кого-то неприятности; пропала собака; и т.д. Группа должна придумать, как в той или иной ситуации должны поступить члены семьи, чтобы в семье сохранилось счастье.
Некоторые этапы урока помогают учителю увидеть психологическую проблему ребёнка, атмосферу семьи и другие важные аспекты.
В воспитании духовно-нравственной личности я также использую и другую литературу. Например:
- «600 творческих игр для больших и маленьких» книга, которая включает в себя
познание себя; учимся доброте; красота природы; моя семья и другие темы.
- «Начала мудрости». 50 уроков о добрых качествах.
Для занятий с детьми среднего возраста рекомендую книгу «Ступени мудрости». А для занятий с детьми старшего возраста книгу «Вершины мудрости»
В результате данной работы улучшаются взаимоотношения в семьях; у родителей появляется более сознательное отношение к проблемам воспитания; наблюдается рост творческой активности детей. (Дети принимают участие во многих региональных и муниципальных конкурсах, занимают призовые места и в этом им помогают родители, бабушки и дедушки.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Гражданско-патриотическое воспитание на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности как основное направление духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников
Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников составляет основу учебно-воспитательного процесса. В формировании духовно-нравственного развития личности приоритетным направлением ...
Формирование коммуникативной компетенции младших школьников на уроках русского языка и во внеурочной деятельности путём использования разнообразных видов работ.
Человек всю жизнь совершенствует свою речь, овладевает богатствами языка. Каждый возрастной этап вносит что – то новое в его речевое развитие. Наиболее важные ступени в овладении речью приходятся на д...
Из опыта реализации методической темы "Духовно-нравственное воспитание современного младшего школьника во внеурочной деятельности."
Из опыта реализации методической темы "Духовно-нравственное воспитание современного младшего школьника во внеурочной деятельности."...
Статья « Воспитание духовно- нравственных качеств у младших школьников на уроках родного языка и литературы».
Уроки родного языка и литературы таят в себе неограниченные возможности воспитания у ребенка нравственных качеств....
Статья по чтению по теме: Гражданско-патриотическое воспитание на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности как основное направление духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников
Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников составляет основу учебно-воспитательного процесса. В формировании духовно-нравственного развития личности приоритетным направлением ...
« Воспитание духовно- нравственных качеств у младших школьников на уроках родного языка и литературы».
Уроки родного языка и литературы таят в себе неограниченные возможности воспитания у ребенка нравственных качеств....
Духовно-нравственное воспитание и развитие личности школьника через уроки ОРКСЭ и внеурочную деятельность
В статье описывается опыт работы с младшими школьниками по духовно- нравственному воспитанию. Главная цель опыта – это обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности обуч...