«Экология души. Духовное и нравственное воспитание, развитие личности младших школьников на уроках литературы, изо и во внеурочной деятельности.»
статья на тему

                                                    Аннотация

В современном обществе мало времени уделяется духовному развитию личности. В данной статье рассматриваются  методы и приёмы работы учителя начальных классов на уроках литературы, изобразительной деятельности и во внеурочной деятельности по развитию нравственных качеств личности и по обогащению души. Предлагаются темы занятий, творческих заданий, рассмотрены разные этапы работы. Есть высказывания известных людей, которые могут являться эпиграфами к занятиям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nravst_duhovnost_ekolog_kultura.docx19.47 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на педсовете

«Новые подходы к личностно-ориентированному обучению и воспитанию обучающихся, направленные на возрождение нравственной духовности, экологической культуры.»

 учителя начальных классов Болотиной О.Ю.

Тема:

«Экология души. Духовное и нравственное воспитание, развитие личности  младших школьников на уроках литературы, изо и во внеурочной деятельности.»

   «Экология души и нравственное воспитание». 11 лет назад я выбрала тему для самообразования «Единство семьи и школы в воспитании младшего школьника». В то время взрослые стали отстраняться от детей потому, что стали больше работать и соответственно уставать, а дома хотелось покоя. Детям уделялось мало внимания и никто особо им не объяснял «что такое хорошо и что такое плохо». Стало понятно – падает духовная и нравственная культура. Какой человек и гражданин общества вырастит из маленького первоклассника? Мной была разработана тематика «Школы для родителей» на год. В процессе работы семьи строили «Пирамиды семейного счастья», о которых я уже рассказывала. Свои наработки я использовала и спустя 4 года, когда снова набирала первый класс. И сейчас я могу сказать о том, что полностью удовлетворена проделанной работой, глядя на выпускников своих классов. Сделала вывод: учёным можешь ты не стать, а ЧЕЛОВЕКОМ быть обязан. И в этом немаловажную роль играет семья.

                                                                    Семья – это среда, где человек

                                                                             должен учиться творить добро.

                                                                                                         В.Сухомлинский

                                                                                     

     В круговороте повседневной жизни мы часто забываем, что семья – это главная и основная школа, в которой вместе с детьми должны учиться взрослые.

   Сейчас свою работу я строю по книге Лопатиной Александры Александровны, которая называется «Беседы и сказки о семье для детей и взрослых». Книга включает 32 разработанных урока, в составе которых сказки, игры, задания и беседы. Они составлены таким образом, чтобы в работе участвовали не только дети, но и члены их семей.

   Наряду с развитием нравственных взаимоотношений в семье на этих занятиях большое внимание уделяю творческому развитию личности ребёнка, формированию способности к восприятию добра, справедливости и красоты окружающего мира.

   Цели занятий:

  1. Улучшение взаимоотношений в семье;
  2. Воспитание в детях ответственного отношения к созданию своей будущей семьи;
  3. Установление тесного сотрудничества между общеобразовательным учреждением, учителем и семьёй;
  4. Восстановление нравственно-этических норм и традиций семейного уклада;
  5. Развитие у детей творческого восприятия семейных ценностей;
  6. Воспитание гармоничного видения мира.

  Содержание занятий выстраиваю блоками:

1) Роль отца.

2) Мамины руки.

3) Сердце матери.

4) Мудрость отца.

5) Наши родители.

6) Братья и сёстры.

7) Воспитание в семье.

8) Мудрая старость.

9) Чудеса детства.

10) Дерево семьи.

11) Школа семьи.

12) Опора семьи.

  Занятия построены следующим образом:

  1. Работа по домашнему заданию.
  2. Беседа по теме занятия.

Перед беседой иногда использую цитаты известных людей. Например, к уроку по теме «Любовь мамы»:

Н. Островский «Есть прекраснейшее существо, у которого мы всегда в долгу, - это мать».

М. Горький «Вся гордость мира от матерей. Без солнца не цветут цветы, без любви нет счастья, без женщины нет любви, без матери нет человека».

В. Сухомлинский «Если ты с детства не научился смотреть в глаза матери и видеть в них тревогу или покой, - ты на всю жизнь останешься нравственным невеждой».

Тут же расширяем кругозор, знакомясь кратко с этими известными людьми и словами, значения которых неизвестны.

  1. Чтение сказки или стихотворения.

Можно прочитать учителю, может прочитать один подготовленный ученик или, распечатав текст, предложить прочитать самостоятельно.

  1. Вопросы и задания к сказке.
  2. Игра.

   Приведу пример к этапу «Игра». На занятии по теме «Подвиг матери» я делю учащихся на группы и раздаю карточки со словами: небо, земля, солнце, гора, звезда, океан, река и т.д. и прошу детей от имени этих слов придумать волшебный способ помощи маме в какой-либо сложной ситуации, например : дети боятся темноты; дети ленятся и плохо учатся; дети говорят неправду; дети грубят родителям и не слушаются их.

 Каждая группа рассказывает, не называя себя, как поможет маме в данной ситуации. Остальные кто предложил эту помощь маме.

  1. Письменная работа.

К уроку «Семейная драгоценность» - нарисуйте вашу главную семейную драгоценность и расскажите о ней.

К уроку «Наши родители» - мальчики пишут сочинение на тему: «Если когда-нибудь я стану папой, то…»; девочки пишут сочинение: «Если когда-нибудь я стану мамой, то…».

К уроку «Мамин портрет» - составьте портрет своей мамы по вопросам и вопросы предлагаются.

К уроку «Мудрость отца» - закройте глаза и представьте своего отца. Напишите всё, чем вы могли бы порадовать его.

К уроку «Дерево семьи» - подумайте, какие дары необходимы вашей семье. Напишите план улучшения жизни в своей семье с помощью этих даров.

  1. Рисунок.

Когда дети выполняют эту творческую работу ставлю музыкальное произведение.

Задание к этому этапу может быть таким: с какими красками ассоциируются у вас дети и взрослые? Большими буквами напишите слова «ДЕТИ» и «ВЗРОСЛЫЕ» и раскрасьте их этими красками.

Или нарисуйте цветок качеств хорошего отца. Каждый лепесток этого цветка – какое-либо качество характера.

Нарисуйте (добрые, светлые, волшебные, нежные) материнские руки.

  1. Задание на дом.

Понаблюдай за мамой и запиши всё, что её руки делают за один день.

Расспроси своих близких о том, как во время войны и другие тяжёлые моменты жизни их мамы приходили к ним на помощь.

Представьте, что вы корреспондент газеты «Дети и родители» Возьмите интервью у своего отца и запишите его. ( вопросы предлагаются)

   Не все этапы могут входить в занятие. В урок может быть включён такой этап как «Творческое задание», когда ребята делятся на группы или работают в парах. Раздаются роли и ситуации для обдумывания и принятия решения. Например,  на занятии «Счастливая семья» каждой группе из трёх человек (мама, папа и ребёнок) предлагается ситуация: в семье нет денег; в семье у кого-то неприятности; пропала собака; и т.д. Группа должна придумать, как в той или иной ситуации должны поступить члены семьи, чтобы в семье сохранилось счастье.

   Некоторые этапы урока помогают учителю увидеть психологическую проблему ребёнка, атмосферу семьи и другие важные аспекты.

   

    В воспитании духовно-нравственной личности я также использую и другую литературу. Например:

  1. «600 творческих игр для больших и маленьких» книга, которая включает в себя

познание себя; учимся доброте; красота природы; моя семья и другие темы.

  1. «Начала мудрости». 50 уроков о добрых качествах.

    Для занятий с детьми среднего возраста рекомендую книгу «Ступени мудрости». А для занятий с детьми старшего возраста книгу «Вершины мудрости»

   В результате данной работы улучшаются взаимоотношения в семьях; у родителей появляется более сознательное отношение к проблемам воспитания; наблюдается рост творческой активности детей. (Дети принимают участие во многих региональных и муниципальных конкурсах, занимают призовые места и в этом им помогают родители, бабушки и дедушки.)      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гражданско-патриотическое воспитание на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности как основное направление духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников

Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников составляет основу учебно-воспитательного процесса.  В формировании духовно-нравственного развития личности приоритетным направлением ...

Формирование коммуникативной компетенции младших школьников на уроках русского языка и во внеурочной деятельности путём использования разнообразных видов работ.

Человек всю жизнь совершенствует свою речь, овладевает богатствами языка. Каждый возрастной этап вносит что – то новое в его речевое развитие. Наиболее важные ступени в овладении речью приходятся на д...

Из опыта реализации методической темы "Духовно-нравственное воспитание современного младшего школьника во внеурочной деятельности."

Из опыта реализации методической темы    "Духовно-нравственное воспитание современного младшего школьника во внеурочной деятельности."...

Статья « Воспитание духовно- нравственных качеств у младших школьников на уроках родного языка и литературы».

Уроки родного языка и литературы таят в себе неограниченные возможности воспитания у ребенка нравственных качеств....

Статья по чтению по теме: Гражданско-патриотическое воспитание на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности как основное направление духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников

Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников составляет основу учебно-воспитательного процесса.  В формировании духовно-нравственного развития личности приоритетным направлением ...

« Воспитание духовно- нравственных качеств у младших школьников на уроках родного языка и литературы».

Уроки родного языка и литературы таят в себе неограниченные возможности воспитания у ребенка нравственных качеств....

Духовно-нравственное воспитание и развитие личности школьника через уроки ОРКСЭ и внеурочную деятельность

В статье описывается опыт работы с младшими школьниками по духовно- нравственному воспитанию. Главная цель опыта – это обеспечение духовно-нравственного развития  и воспитания личности обуч...