Родители учеников - мои главные помощники
статья (4 класс) по теме

В статье описаны разнообразные формы и приемы работы учителя с родителями

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Из опыта работы с семьей.docx26.27 КБ

Предварительный просмотр:

РОДИТЕЛИ УЧЕНИКОВ – МОИ ГЛАВНЫЕ ПОМОЩНИКИ

Достичь успехов в воспитании наших учеников помогают нам наши родители, а для этого надо, чтобы они стали нашими союзниками во всех наших делах. И тогда мы вместе можем сделать жизнь наших детей интересной и содержательной.

Я часто размышляю о связи школы и семьи, потому что порой эта связь превращается в тонкую ниточку, которая может порваться, т.к. очень часто школа только информирует родителей о поведении и учёбе детей.

Ключевая идея моего опыта – взаимодействие, сотрудничество учителя, родителей и детей.

Семья и школа играют главную роль в жизни ребенка, и от того, как он себя в них чувствует, зависит его развитие как личности. Поэтому ни школа без семьи, ни семья без школы не способны справиться с тончайшими, сложнейшими задачами становления школьника. Школа должна пригласить семью к сотрудничеству, считаясь с её возможностями. Семья же должна рассматривать школу как своего друга в деле воспитания ученика. Сотрудничество школы и семьи - это результат целенаправленной и длительной работы, которая, прежде всего, предполагает всестороннее и систематическое изучение семьи, особенностей и условий семейного воспитания ребенка. Взаимодействие участников педагогического процесса должно быть спланировано и организовано. Суть взаимодействия учителя и семьи заключается в том, что обе стороны заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств.

В этом союзе нет мелочей, и чтобы учитель и родители понимали друг друга, необходим контакт. Я глубоко убеждена, что главным звеном в воспитании и обучении детей является работа в тесном контакте с родителями.

При хорошо организованном взаимодействии семья и школа становится реальными партнерами в воспитании детей, где каждый отвечает за свою часть работы и имеет вполне определенные задачи.

Мои задачи, как классного руководителя, совпадают с желаниями родителей, поэтому жду от них готовности к сотрудничеству. А перед собой ставлю цель:

объединить усилия семьи и школы, скоординировать их действия для решения поставленных задач, а также сформировать единое воспитательное пространство «семья-школа».

В содержании работы с семьей младшего школьника придерживаюсь трех основных направлений:

  1. Соблюдение преемственности между семейным дошкольным и школьным воспитанием, изучение особенностей семейного воспитания первоклассников  с целью изучения их уровня подготовленности к школе (Анкетирование, занятия с будущими первоклассниками)
  2. Педагогическое сопровождение родителей в организации учебной

деятельности учащихся

  1. Организация воспитательной работы в школе и классе с активным привлечением семей.

Реализация данных направлений требует разнообразных форм и приемов работы учителя с родителями.  

Своей работе использую

- родительские собрания

- индивидуальные и групповые консультации

 - работа творческих групп

- работа с родительским  комитетом

- Внеклассные мероприятия с участием родителей

- походы

- День открытых дверей

 Во всех этих формах осуществляется непосредственная взаимосвязь детей, родителей и педагогов.

Родительские собрания сближают учителя и родителей, приближают семью к школе, помогают определить наиболее оптимальные пути воздействия в воспитательном влиянии на ребенка. Классные родительские собрания могут быть построены различно. На своих родительских собраниях я использую самые разные формы проведения. Это - обмен мнениями, торжественные собрания,   семинар-практикум,  лекция,  собрание - праздник, беседы, час сердечного общения.

На учителе начальной школы лежит ответственность подготовки первого родительского собрания. Приводя ребенка в первый класс, родители и сами как бы вступают в новую жизнь. Для них начинается многолетнее постоянное общение со школой. От содержания, направленности этого общения будет зависеть результативность работы учителя с родителями.

1 класс, первое собрание. Знакомство состоялось ещё в феврале  2009  года. Именно на этом собрании я призвала родителей к согласованной работе, предложила некоторые рекомендации. В свою очередь, они записали, какую помощь могли бы оказать классу, школе; высказали пожелания по организации школьной жизни детей. Добрая улыбка, приветливый взгляд зарождали успех нашим следующим встречам.

Именно на родительских собраниях решаются  основные задачи работы учителя с родителями первоклассников: систематическое, разностороннее педагогическое просвещение родителей, т.е. ознакомление их как с основами теоретических знаний, так и с практикой работы с учащимися; привлечение родителей к активному участию в учебно-воспитательном процессе; формирование у родителей потребности в самообразовании. В каждом наборе традиционно провожу такие родительские собрания: «Ваш ребенок становится школьником» «Как помочь ребенку учиться» «Первые оценки ребенка» «Стили семейного воспитания»,  «Режим дня в жизни младшего школьника», собрание-отчет по итогам года.

Исходя из плана работы, с родителями младших школьников, наблюдений за поведением детей в школе, подбираю материал для коллективных бесед, консультаций. Коллективные и групповые формы взаимодействия пронизывают индивидуальные формы. К ним относят беседы, задушевные разговоры, консультацию-размышление, выполнение индивидуальных поручений, совместный поиск решения проблемы, переписку. Индивидуальная работа с родителями требует от классного руководителя гораздо больше усилий и изобретательности, но и эффективность её значительно выше. Именно в индивидуальном общении родители усваивают требования, предъявляемые школой к учащимся, и становятся союзниками классного руководителя.

Индивидуальную беседу строю по алгоритму:

  1. Вводная беседа, в ходе которой устанавливаю доверительные отношения с родителями.
  2. Определение имеющихся проблем. Стараясь точно охарактеризовать возникшие у ребенка проблемы.   На этом этапе важно, чтобы у сторон было достигнуто одинаковое понимание проблемы.
  3. Определение возможных решений происходит в ходе выяснения и открытого обсуждения возможных альтернатив решения проблемы.  Совместно с родителями происходит поиск всех возможных вариантов и способов решения проблемы.
  4. Реализация плана. Помогаю родителям строить деятельность с учетом обстоятельств, времени, эмоциональных затрат. Родители должны усвоить, что частичная неудача еще не катастрофа и следует продолжать реализовывать план решения проблемы, стремясь к конечной цели.
  5. Оценка и обратная связь. Происходит совместное оценивание уровня достигнутого результата.

При возникновении новых или глубоко скрытых проблем необходим возврат к предыдущим стадиям.

Особенно важной формой взаимодействия с родителями является деятельность родительского комитета. Именно он – моя опора. Родительский комитет стремится привлечь родителей и детей к организации классных, школьных дел, решению проблем жизни коллектива.

В начале сентября выбираем родительский комитет. По желанию родители разбиваются на 4 творческие группы. Ими и руководит данный комитет, ну а я, как классный руководитель, только направляю процесс в нужное русло.

Очень нравится работа по проведению семейных праздников. Когда в школу идут все - и старшие, и младшие, идут не как зрители, а как участники. Родители готовят сценки, разучивают песни, готовят сюрпризы для детей и друг друга. Наши праздники включают в себя викторины, загадки, конкурсы, танцы, подарки, чаепитие.

Праздники и подготовка к ним дают много возможностей для общения детей и родителей. В это время выявляются способности детей, их привязанности. Считаю, что такая продуманная работа с родителями даёт хорошие результаты. Между нами рождается взаимное уважение, благодаря тому, что при первой встрече “мы отдали друг другу тепло”.

Вот такие праздники проводилось мною совместно с родителями.

Первая творческая группа готовила «Посвящение в первоклассники», втора – отвечала за совместный поход, третья – проводила праздник «Весна вместе с мамой», а четвертая приготовит и проведет собрание – отчет в мае месяце.

Я придерживаюсь “открытого” общения. Считаю, что родителей можно приглашать на уроки, классные часы. Эта работа вошла в мою практику. Пусть родители убедятся в том, как трудно обучать и воспитывать детей. А убеждать их в этом необходимо. Тогда у родителей будет правдивое представление об этом процессе. И я уже с лёгкостью нахожу с ними общий язык и вырабатываю единую стратегию.

Наши родители бывают в школе и на Дне открытых дверей. Открытые уроки обычно организую с целью ознакомления родителей с программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя. Необходимо давать возможность родителям присутствовать на открытом уроке. Это позволит избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями всей сложности и специфики учебной деятельности в сегодняшней школе. День открытых дверей проводила и на занятиях при подготовке к школе и в 1 классе. Кроме того каждый родитель знает, что для него двери открыты в любое время, на любом уроке.

Как и все мои коллеги, я стремлюсь дать детям всестороннее развитие. Но нам, педагогам, одним не справиться. А так как родители – мои помощники, то я обращалась к ним. Понимая это, они помогали и проявляли своё творчество во всём.

Например: вместе с детьми оформляли стенгазеты, оформление класса, готовили выступления на фестиваль «Моя семья», исследовательские работы.

Показателем результативности педагогической работы классного руководителя с родителями являются

1. Налаживание контакта, знакомство с детьми и родителями.

2. Формирование базы данных о ребенке и семье, проведение диагностики

3. Организация работы с родительским активом, постепенное вовлечение всех родителей в дела класса и школы.

4. Активизация интереса, поощрение неравнодушия со стороны классного руководителя

5. хорошее отношение ребенка к школе, желание учиться, быть активным участником школьных дел

6. Анкетирование и пожелания по организации школьной жизни детей на следующий учебный год.

Какова же результативность этой работы?

– 100% охват родителей во внеклассной работе.

– позитивное отношение их к школе.

– Активная деятельность родительского комитета и творческих групп.

А сейчас обратите внимание на диаграмму, которая отражает оценку родителей о совместно проделанной работе.

– 85% отметили сплочённость классного коллектива;

– 51% видят положительные результаты в повышении педагогического уровня самих родителей;

– 90% старались оказать помощь классному руководителю;

Перспектива

Нам предстоит работать вместе ещё 3 года. Во 2-ом классе жизнь коллектива будет ещё интересней. Осенью мы обсудим все предложения. Ну, а дети? Я уверена – они захотят участвовать во всех делах, и будут очень огорчаться, когда по каким-либо причинам занятия и мероприятия в школе будут отменяться. А это для нас самое главное!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Глаза - главные помощники человека (урок здоровья)

Архивы содержат конспект урока, музыкальный файл к презентации и презентацию....

Внеклассное занятие "Глаза - главные помощники человека"

Для того, чтобы быть здоровыми, нужно хорошо знать свое тело и любить его.Приобщение к здоровому образу жизни, выработка навыков гигиены зрения,выработка особого мнения о здоровом образе жизни чело...

Родители учеников - мои главные помощники

Кто главный в воспитании ребенка? Напрашивается ответ – родители. Но смогут ли они  одни воспитать ребенка без его желания прислушиваться к мнению родителей, подражать им?Представим родител...

Занятие по внеурочной деятельности. Школа здоровья. "Глаза - главные помощники человека"

Внеурочная деятельность. Школа здоровья. "Глаза - главные помощники человека"...

Урок: "Глаза - главные помощники человека".

Цель: изучить строение органа зрения и определить основные правила, которые помогут сберечь зрение.Задачи:  1. выявить главные причины ухудшения зрения;   2. разработать советы по улучш...

Глаза - главные помощники человека.

Классный час о сохранении здоровья обучающихся....

Проверочная работа №2 "Язык-главный помощник в общении", 3 класс

Проверочная работа №2 "Язык - главный помощник в общении", 3 класс УМК "Перспектива"...