Программа дополнительного образования"В глубину родной культуры"
методическая разработка (2, 3, 4 класс) по теме

Валентина Сергеевна Шугова

Программа дополнительного образования патриотического направления для 2-4 класса. Воспитание в русских народных традициях, изучение быта русского народа. Знакомство с обрядами  и обычаями, праздниками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dubravushka_.doc122 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание

  1. Пояснительная записка ............................................................................. 4
  2. Учебно – тематический план .....................................................................8
  3. Содержание образовательного процесса....................................................9
  4. Методическое обеспечение образовательного процесса ........................12
  5. Список литературы  для педагога..............................................................14
  6. Список литературы  для обучающихся……………………………….…14

Пояснительная записка

Программа  дополнительного образования «Дубравушка» по содержательной, тематической направленности является культурно -эстетической, по функциональному предназначению –эстетически развивающей;  по форме организации – групповой;  по времени реализации  - годичной.

Актуальность. Одной из важнейших задач, стоящих перед нашим обществом в настоящее время является его духовное нравственно-патриотическое возрождение, которое невозможно осуществить, не усваивая культурно-исторический опыт народа.

Кризис ценностных ориентаций в современном обществе стимулировал процесс духовного поиска, обращение к культурному историческому наследию. Ученые, педагоги и социологи говорят о том, что подрастающее поколение все более и более удаляется от традиционной народной культуры, перестает  понимать язык классики, отрывается от нравственных и эстетических норм. Традиционная народная культура - неисчерпаемый кладезь мудрости, любви, доброты и бережного отношения ко всему, что окружает человека: к природе, её богатству, к людям. «Ведь все живое и неживое создано Творцом и дано нам в виде бесценного подарка. Так будем же, братии, беречь его» - так обращался к своей пастве Феофан Затворник, известный толкователь евангельских притч. Как же построить образовательный процесс, который способствовал бы осознанию школьниками лучших народных традиций? Как вернуть их к истокам родной культуры? Что надо сделать, чтобы они почувствовали привязанность к родной земле и гордость за неё? Поиск ответов на эти и многие другие вопросы стали содержанием  работы клуба «Дубравушка ».

Педагогическая целесообразность

Патриотическое воспитание детей связано напрямую с духовным достоянием предков, оно  поможет им расти не «Иванами, родства не помнящими», а личностями, сознающими свою причастность к тысячелетней богатейшей истории родного народа, а значит, и всего человечества, поможет впитать в себя высокие нравственные законы, лежащие в основе народной культуры, научить любить и ценить ум, талант  и мудрость народную.

В программу включены разделы , где обучающиеся познакомятся с особенностями жизни и быта наших предков, их мировоззрения, литературным и музыкальным фольклором, праздникам и обрядами, получат представление о труде, жилище, традиционной одежде русского народа.

Кроме того, дети получат возможность попробовать свои силы  в области народного декоративно – прикладного искусства, что будет способствовать развитию их творческого потенциала и творческому самовыражению.

Результатом программы «Дубравушка» станет восприятие детьми народной культуры как целостного мира, где главными являются идеи борьбы добра со злом и утверждение красоты и гармонии жизни. Приобщая ребенка с раннего возраста к культуре родного народа, мы будем способствовать  возрождение «генетической» и культурной памяти поколения, утверждению в сознании ребенка места своего «я» в системе «семья» - «род»- «народ»- «человечество».

Цель программы: сформирование  у младших школьников общее представление о народной культуре, ее богатстве и разнообразии, красоте и благородстве – и через приобщение и значимости культур других народов мира.

Задачи:

Обучающие:

  1. через развитие исторической памяти и творческих способностей учащихся дать первоначальное представление о народной культуре во всем ее синкретическом многообразии, определяемом материальными условиями жизни и мировоззрением человека.

Развивающие:

  1. способствовать формированию начального представления об историческом развитии человечества в целом и родного в частности, об особенностях формирования материальной и духовной культуры в их взаимосвязи, заложив основы для дальнейшего усвоения курса отечественной и мировой истории.

Воспитательные:

  1. способствовать воспитанию у младших школьников целостной эстетической культуры, художественных традиций и знакомство с традиционной системой «языка» народного искусства во всем его многообразии.

Отличительные особенности образовательного  процесса

В программе включены разделы направленные на комплексное изучение народного художественного творчества, охватывая устное народное творчество, музыкальный фольклор, народный костюм, народные игры, традиционные обряды, праздники, приближая детей к  пониманию необходимости изучать и знать историю своего народа. Максимальное приближение к патриотическому воспитанию.

Условия  реализации . Для проведения занятий необходим кабинет  с наименьшем количеством мебели, либо парты, которые можно отодвинуть в стороны, освободив место в центре, т.к. в ряде занятий предусмотрены подвижные игры. Для работы необходимы наглядные пособия по разным темам занятий  и наличие классной доски или место для их закрепления.

дополнительного образования 1 год, младший школьный возраст. Всего 72 часа. Недельная нагрузка – 1 час.

Формы и режим занятий. Наполняемость группы желательно не менее 8-10 человек , и не более 12-15 человек, так как при большом количестве эффективность занятий снижается. Организации учебных занятий – групповая. Занятия клуба проводятся 1 раз в неделю по 1 академическому часу.  Формой занятий являются: творческие упражнения, игра, беседа, рассказ, показ. Занятие разделено на несколько этапов: 1) мобилизующее начало , 2) повторение прошлого материала (творческое задание, теоретический материал).  3) изучение нового материала (теоретического, новое творческое занятие).

   Режим занятий соответствует санитарно - эпидемиологическим требованиям дополнительного образования и предусматривает на занятиях: динамические паузы, смену видов деятельности, различные упражнения здоровье сберегающего характера и т.д.

Ожидаемые результаты и способы их определения

В результате обучения  воспитанники приобретают определенные знания и умения.

Знания:

  1. знать праздники и обычаи, обряды русского народа.
  2. знать народные игры.
  3. знать устный народный фольклор.
  4. знать музыкальный фольклор.
  5. знать разные виды  декоративно-прикладного искусства.(гжель, хохлома, матрешка)
  6. знать и уметь различать виды народного театра: площадной, театр Петрушки, Лубок, Раек.
  7. знать устройство  быта русского народа.

Умения:

1. уметь разбираться в народных музыкальных инструментах.

  1.  уметь отличить народный крестьянский костюм и костюм зажиточного человека.
  2.  уметь отличать разные виды ДПИ.

Формы подведения итогов реализации образовательного процесса Подведение итогов по результатам освоения материала обучающимися осуществляется в формах:, викторин, игр- путишествий и т.д.

Учебно-тематический план.

Название раздела

Количество часов

всего

теорет

практич

1.

Народная культура, что это такое. Вводное занятие.

1

2.

Мифология в русской народной культуре. Мифы Древней Руси.

2

Тема №1 Древнеязыческие боги Руси.

2

3.

Традиционные календарные праздники и обряды.

8

Тема №1 Традиционные календарные праздники.

Тема № 2  Традиционные  русские обряды.

1

1

4

2

4.

Устное народное творчество. Частушки, патешки, пестушки, сказки и т.д.

2

Тема №1 Младенческий возраст и средний возраст (патешки, пестушки, колыбельные)

1

1

5.

Декоративно-прикладное творчество.

9

Тема №1 Вышивка.

Тема №2 Хохломская, Городецкая росписи.

Тема № 3 Матрешка.

Тема № 4 Дымковская игрушка.

Тема № 5 Лаковые миниатюры. Гжель.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

6.

Русский народный костюм. Быт русской семьи.

2

Тема № 1  Русский народный костюм.

Тема № 2 Быт русской семьи.

1

1

7.

Музыкальное и танцевальное творчество.

3

Тема № 1 Музыка и музыкальные инструменты. Танцевальное творчество.

1

2

8.

Народный театр(игры, ярмарки. Театр Петрушки)

7

Тема № 1  Народный театр.

Тема № 2 Народные игры.

1

1

1

4

Итоговое занятие

2

Итого часов

36

Содержание образовательного процесса

1. Введение  2ч

Тема № 1 Что такое народная художественная культура, ее значение.

Теоретический материал (1ч): Знакомство с возникновением народной культуры и её значение в жизни человека. Знакомство с различными направлениями народной художественной культуры: декоративно-прикладное творчество, устное – народное творчество, музыкальное творчество, культура быта и зодчества.

2. Мифология в русской народной культуре. Мифы Древней Руси.    

Тема № 1 Что такое миф. Древние Боги Руси

Теоретический материал (2ч): Знакомство с основными Древнерусскими Богами и их значение. Боги солнца, неба, женские богини. Нечистая сила: домовые, банники, лешие, русалки.

3. Традиционные календарные праздники и обряды

Тема № 1 Традиционные календарные праздники, посты. (Рождество, Святки, Масленица, Пасха и тд), знакомство с традициями и обрядами праздников.

Теоретический материал (4ч): Что в себя включает русский календарь праздников Масленица, Пасха, Иван Купала, Святки, Рождество, Новый год. Значение каждого праздника и его  традиции празднования  и обряды, проводимые в эти праздники.

Практический материал (4ч): Разыгрывание праздника «Пасхи» и  «Масленицы» по ролям во  классном мероприятии.

4. Устное народное творчество. Частушки, патешки, пестушки, сказки.

Тема № 1 Младенческий возраст и средний возраст.(патешки, пестушки, колыбельные песни).

Теоретический материал (1ч): Знакомство с  колыбельными песнями, пестушками, патешками, прибаутками, перевертышами, закличками, считалками, скороговорками, сказками. Значение их в  духовном развитии ребенка.

Практический материал (1ч): Разучивание колыбельных песен, пестушек, патешек. Разыгрывание бытовых ситуаций.

5. Декоративно - прикладное творчество.

Тема № 1 Вышивка.

Теоретический материал (1ч): Стили вышивки гладь (пышечка, дырочка, цветочек, узелки, прорезная гладь), Старинные русские швы  : роспись или полукрест, набор, крест, счётная гладь, козлик, белая мелкая строчка. Позже появившиеся  вырезы, цветная перевить, крестецкая строчка, гипюры, тамбурная вышивка, белая и цветная гладь.

Тема №2  Хохломская, Городецкая росписи.

Теоретический материал (1ч): Знакомство с росписью посуды. Хохлома, её  особенности в рисунке и цветовой гамме. Городецкая роспись, основные рисунки и цвет.

Практический материал (1ч): Роспись трафарета посуды. Роспись прялок

Тема № 3 Матрешка.

Теоретический материал (1ч): Знакомство с Семеновской, Полхово- майдайской матрёшкой. Основные стили и цвета в росписи матрёшек.

Практический материал (1ч): Роспись трафарета матрёшки.

Тема № 4 Дымковская игрушка.

Теоретический материал (1ч): Знакомство с возникновением росписи дымковской игрушки. Основные стили и цвета в росписи лошадок, петушков, барышень.

Практический материал (1ч): Расписываем игрушку трафарет.

Тема № 5 Лаковые миниатюры. Гжель. Палех.

Теоретический материал (1ч): Что из себя представляет лаковая миниатюра Палех(шкатулки). Гжельская роспись(посуда), основные рисунки растительные мотивы  и цветовая гамма. История возникновения гончарного дела на Руси.

Практический материал (1ч): Расписываем узор шкатулок и посуды (трафарет).

6. Русский народный быт и уклад жизни.

Тема  № 1 Русский народный костюм.

Теоретический материал (1ч):  История русского костюма, знакомство с женским костюмом(сарафан, опашень, венцы, рясы) и мужским  костюм(терлик, ферязь, ичетыги). Костюм крестьянина и зажиточного человека.

Тема № 2 Быт русской семьи.

Теоретический материал (1ч): Знакомство с семейными традициями в русской семье(обряд благословения, свадебный обряд), укладом жизни. Русское зодчество (деревянные дома, строения, церкви). Музей-заповедник «Кижи».

7. Музыкальное и танцевальное творчество.

Тема № 1 Музыкальное и танцевальное творчество.

Теоретический материал (1ч): Русская музыка, песни (обрядовые, и не обрядовые, лирические песни, частушки, семейные , шуточные песни). Музыкальные инструменты.(дудки, свистульки, трещотки, гусли, ложки, бубны и тд.) Танец - это самый древний и богатый вид искусства. Жесты,  мимика, позы, движения рук, головы, корпуса, ног – как главные составляющие русского танца. Хоровод, кадриль, пляска .

Практический материал (2ч): Изучаем частушки и шуточные песни и пробуем музыкальные инструменты (ложки, трещотки ).

8. Народный театр. Игры, ярмарки. Театр Петрушки.

Тема № 1 Народный театр.

Теоретический материал (1ч): Народный театр Петрушки, история появления, пьески с участием Петрушки и других героев. Скоморохи, русские первые актёры(осёдлые, бродячие, княжеские). Ярмарки- как один из способов народного гуляния.. Лубок. Народные драмы. Раек.

Практический материал (1ч): Разыгрываем театральные и ярмарочные пьески.

Тема № 2 Народные игры.

Теоретический материал (1ч): Ярмарочные игры, детские(салочки, «У медведя во бору», «Волк и лебеди», «Ворон и наседка», «Челнок», «Ленок», «Огородник»), молодетские потехи , медвежьи потехи.

Практический материал (4ч): учим игры и играем.

9. Итоговое занятие        

Теоретический материал (2ч): Викторина

Методическое обеспечение образовательного процесса

Программа представляет собой интегрированный курс, имеющий целью ввести учащихся в мир истории и культуры наших предков начиная с древнейших времен. В организации учебно-воспитательного процесса используются следующие методы:

  1. Практический (роспись трафаретов посуды, матрешек)
  2. Игровые
  3. Наглядные  (иллюстрация, наблюдение)
  4. Словесные  (объяснение, рассказ)

     Содержание программы обуславливает выбор методов, видов и форм в работе с воспитанниками. В процессе обучения используются различные элементы современных педагогических технологий:

  1. Здоровье сберегающие;
  2. интегрированные (игровые и проектные).

    Для развития способностей и личностных качеств воспитанника на занятиях клуба «Дубравушка»  применяются различные методы обучения:

  1. объяснительно – иллюстративный;
  2. практический;
  3. проблемный;
  4. репродуктивный;

             дискуссионный  (ролевые и ситуативные игры и упражнения

Формы организации учебных занятий по программе разнообразны:

  1. занятия -  дискуссии;
  2. занятия – викторины;
  3. занятия – игры;

Список литературы  для педагогов

 

  1. Воспитание детей в русских традициях. [Текст]: /  Л. Соколова  М.- 2003
  2. Изобразительное искусство: каждый народ — художник [Текст] : /учеб. для 4 кл. нач. шк. / Л. А. Неменская; под ред. Б. М. Йе менского. — 7-е изд., дораб. — М. : Просвещение, 2007
  3. Методическое пособие к учебникам по изобразительному искусству под редакцией[Текст]: /  Б. М. Неменского : 1—4 кл. / Б. М. Неменский, Л. А. Неменская, Е. И. Коротеева и др.; под науч. рук. и ред. Б. М. Неменского. — М.: Просвеще ние, 2005
  4. Славянские традиционные праздники и ритуалы. [Текст] : / Ф.С.  Капица, М. -  2003
  5. Шаклина И.  Русские праздники от Святок до Святок. [Текст] : /  Спб-2007
  6. Якубовская Е.И. Традиционные праздники в образовательных учреждениях. [Текст] : / Спб-2005г.

        

Список литературы  для обучающихся

  1. Изобразительное искусство: ты изображаешь, украшаешь и строишь: учеб. для 1 кл. нач. шк. [Текст] : / Л. А. Неменская; под ред. Б. М. Немеиского. — 7-е изд. - М.: Просвещение, 2007. - 111 с.

  1. Изобразительное искусство: искусство вокруг нас : учеб. для 3 кл. нач. шк. [Текст] : / [Н. А. Горяева, Л. А. Неменская, А. С. Питерских и др.]; под ред. Б. М. Неменского. — 8-е изд. — М. : Просвещение, 2006. — 142 с.

 

  1. Изобразительное искусство : искусство и ты  [Текст]: /  учеб. для 2 кл. нач. шк. /Е. И. Коротеева ; под ред. Б. М. Неменского. — 10-е изд. — М. : Просве щение, 2007. — 144 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования "Мой край родной"

Содержание программы отражает комплексно-системный подход к родному краю как некой целостности, представленной во всём многообразии составляющих её процессов и явлений.  Основная цель программы:...

Программа дополнительного образования по физической культуре. Группа здоровья "Витаминка"

Одна из основных задач, стоящих перед образовательными учреждениями, -  воспитание здорового подрастающего поколения. По статистическим данным, только 10 % детей поступают в школу абсолю...

Программа дополнительного образования по лечебной физической культуре для детей младшего школьного возраста "Профилактика нарушений осанки и плоскостопия"

     Программа дополнительного образования по лечебной физической культуре предназначена для специалистов школьных учреждений в области физической культуры. Материалы программы м...

Программа дополнительного образования для обучающихся 2-4 классов "К тайнам родного языка"

Основная цель данного курса состоит в том, чтобы  вызвать интерес к изучению родного языка, способствовать более прочному и сознательному усвоению изученного на уроке материала; способствовать ра...

Программа дополнительного образования "Мой родной край"

Разработанная программа ориентирована на знакомство детей с обычаями, традициями, трудом людей, проживающих в данной местности, природой и своеобразием животного мира, знакомство с художниками, поэтам...

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО. ДЕТСКИЙ ФОЛЬКЛОР. Методический материал к учебным занятиям по дополнительной общеразвивающей программе "В глубину родной культуры"

В данной разработке содержитя материал по детскому фольклору, представлены тексты потешек, пестушек, загадок, скороговорок и т.д....

Программа дополнительного образования для начальной школы "Культура выпускного Бала"

      Выпускной вечер – праздник окончания начальной школы. Для учащихся 4-х классов, их родителей и педагогов – это школьный праздник, поэтому всем хочется виде...