Проектная деятельность в начальной школе
творческая работа учащихся (2 класс) по теме

Данный материал является основой для педагогов, начинающих работу с учениками над проектами в начальных классах. Здесь подробно раскрыты этапы работы над проектом. В разработке описано создание проекта "Наш класс -  самый здоровый".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod_proektov_2_na_mes.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Октябрьская средняя общеобразовательная школа № 2»

Применение метода проектов во внеурочной деятельности в начальной школе

Период формирования

и функционирования опыта:

2008-2012г.

Юращук Елена Владимировна

учитель начальных классов

МБОУ «Октябрьская средняя

общеобразовательная школа №2»

Устьянского района

Архангельской области

Адрес школы: ул. Ленина, 26а

п. Октябрьский 2012г.

Цель: описание опыта применения проекта во внеурочной деятельности младших школьников.

 

Задачи:

  1. Расписать этапы работы над проектом «Наш класс самый здоровый».
  2. Представить разработку проекта учащихся начальных классов во внеурочной деятельности.
  3. Формирование универсальных учебных действий учащихся при работе над проектом.

                     

       «Хотя чужое знание может нас кое-чему научить,

                              мудр бываешь лишь собственной мудростью.»

                                                                                              М.Монтень

Актуальность.

Наверное, каждый педагог задавал себе вопрос: как научить детей тому, что поможет им во взрослой жизни. Чтобы человеку стать успешным, ему просто необходимо развиваться, ставить перед собой цели и уметь достигать их. Но для этого нужно спланировать пути достижения этой цели, подобрать необходимые средства, освоить нужные методы и идти к намеченной цели, корректируя свои действия. Данный путь многие освоили «методом проб и ошибок», набив при этом немало шишек. Поэтому задача школы заключается в том, чтобы научить детей действовать другими, наиболее эффективными способами. Но как это сделать? Ведь учитель действует в строго ограниченных рамках классно- урочной формы обучения.

Я для себя нашла выход. Он нелёгок, но эффективен. Это применение метода проектов как в учебной так и во внеурочной деятельности.

И хочу представить свой опыт работы по данной теме.

Метод проектов - это система учебно-познавательных приёмов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных и коллективных действий учащихся и обязательной презентации результатов их работы. Это путь познания, способ организации процесса познания. Данный метод считаю универсальным средством развития человека. Он способствует реализации принципа связи обучения с жизнью, решает многие педагогические задачи. О методе проектов написано много книг и статей. Для меня настольными книгами являются: методическое пособие «Проектная деятельность в учебном процессе» составители: Брыкова О.В., Громова Т.В.. Салова И.Г.. Санкт-Петербург, 2005 г., и пособие для учителя «Метод учебного проекта в образовательном учреждении» Пахомова Н.Ю. 2008г.

Работу над проектами начала с детьми в 2008г. Главное – заинтересовать обучающихся и их родителей. Поэтому для родителей моих учеников подготовила и провела родительское собрание, на котором рассказала о предстоящей работе.

Этапы работы над проектом

1. Погружение в проект.

Мои ученики заинтересовались темой «Мы и наше здоровье» на уроках окружающего мира. В это время в школе проходил конкурс «Наш класс самый здоровый». Ребята решили поучаствовать и, рассказывая о себе, ответить на интересующие их вопросы.

Важность первого этапа в том, чтобы дети сами  были заинтересованы в нахождении решения по возникающей проблеме. И каждый ребёнок задал себе вопрос: «Почему это актуально для меня лично?»

Учащиеся на первом этапе  ставят перед собой проблему, выдвигают гипотезу, ищут пути решения проблемы, делятся на группы.

Деятельность учителя  в это время направлена на разъяснение детям технологии работы над проектом, на  формирование групп.

2.Организация деятельности.

Определили цель:

рассказ о здоровом образе жизни.

Необходимо, чтобы дети задумались над тем, зачем они делают  проект. Затем решили, что для этого нужно сделать.

Поставили задачи:

 изучить литературу по проблеме здорового образа жизни, используя технологию книжки- раскладушки, создать классный проект о здоровье, представить работу перед родителями, учащимися школы, обосновав актуальность проблемы и  оптимальные пути её решения.

 Выдвинули гипотезу:

 если мы заинтересованы в сохранении своего здоровья на долгие годы, нужно вести здоровый образ жизни и заботиться о себе.

А затем предположили, что получится.

Ожидаемый  результат:

учащиеся, работая в группах, создадут проект «Наш класс самый здоровый», представят его родителям и учащимся школы, заинтересуют и докажут значимость здорового образа жизни для каждого человека.

Спланировали работу в группах. Тем самым постарались ответить на вопрос, как мы это будем делать.

Ребята сами выбрали разделы наиболее интересные и нужные для раскрытия темы проекта о здоровье. Это: режим дня школьника, движение, питание, профилактика  вредных привычек.

Каждая группа озаглавила свою страницу пословицей.

- С курами ложись, с петухами вставай.

- Болезнь человека не красит. Здоровому всё здорово.

- Быстрого и ловкого болезнь не догонит.

- Болен - лечись, а здоров - берегись.

Выбрали форму продукта в виде книжки- раскладушки и время для создания проекта-  1 месяц.

Приняли правила работы в группе

  1. Работай в группе дружно, помни - вы одна команда.
  2. Принимай активное участие в работе, не стой в стороне.
  3. Не бойся высказывать своё мнение.
  4. Уважай мнение других участников группы.
  5. Помни, что каждый человек имеет право на ошибку.

Соблюдение правил позволяет сделать работу в группе более слаженной и эффективной.

На этапе организации деятельности учащиеся сформулировали задачи, откорректировали план действий, распределили  роли в группе, выбрали и обосновали критерии успеха.

Учитель может помочь в распределении ролей и определении плана деятельности (по просьбе учащихся).

3. Осуществление деятельности.

 

Ребята в группах собирали нужную информацию, работая в библиотеках, с интернет - ресурсами, анализировали данные классного журнала о пропусках уроков учениками по болезни, узнавали о посещении спортивных секций детьми класса, проводили профилактическую работу вместе со стоматологом школы, искали рецепты приготовления блюд, писали письма папам.

Со страниц проекта

Наше решение: написать папам о том, какие они замечательные мужчины, что смогут бросить курить, а мы – дети будем очень рады.

 

Нуждались в лечении зубов- 8 человек. Уже пролечились 7 .

 Ура! Остался один зуб! Спасибо нашему стоматологу.

Все ребята в классе посещают спортивные секции, а наш классный руководитель ведёт факультатив «Час здоровья». Мы ходим в походы, катаемся на лыжах, проводим соревнования, игры на свежем воздухе во время поездок по родному Устьянскому краю.

Мы открыли журнал и узнали, что по сравнению с прошлым годом количество пропусков по болезни у нас уменьшилось. А вот Глеб стал чаще болеть. Наши пожелания ему: принимать  витамины, заниматься спортом, одеваться по погоде. ( В выходной день я встретила на лыжне Глеба вместе с мамой. Пожелания одноклассников мальчик принял как руководство к действию. Чему я была очень рада.)

Учащиеся  работают в группах над поиском фактов, аргументов, подтверждающих или опровергающих гипотезу.  Идёт самообразование и актуализация знаний. Дети обобщают результаты исследований и делают выводы.

В это время учитель наблюдает, консультирует, направляет деятельность учащихся.

4. Презентация результатов.

 

Постаралась донести до детей, что нужно уметь грамотно защитить продукт своей деятельности так, чтобы убедить слушателей, что твоя точка зрения единственно правильная. Здесь нам помог план выступления:

  1. Название проекта.
  2. Проблемный вопрос (конечная цель).
  3. Актуальность темы (почему выбрал эту тему).
  4. Как ты добивался поставленной цели? (проводил опыты, эксперименты, собирал информацию, проводил опрос, анкетирование и т. д.)
  5. К какому результату ты пришёл? Какие выводы сделал?
  6. Как оформил презентацию своего проекта? (газета, книжка-раскладушка, альбом)

Защищая продукт своей деятельности перед родителями, ребята рассказали о том, как работали над проектом, о чём узнали, какие выводы они сделали, подтвердилась ли их гипотеза и постарались заинтересовать проблемой здоровья своих родителей, приготовив для них физкультминутку. Взрослые с удовольствием  выполнили упражнения. И признались, что дети советовались с ними и просили помощи при работе с интернетом. А как же иначе? Ведь работа над проектом не только предполагает, но и нацеливает ребёнка на обращение к взрослому как источнику информации и носителю определённых профессиональных и личностных компетенций.

 

Участвуя в школьном конкурсе, мы завоевали 1 место в защите проекта «Наш класс самый здоровый». (грамота)

После проведённого анкетирования я узнала, что больше всего ребятам нравится работать в группе и выступать перед зрителями.

На этом этапе учащиеся  защищают проект, формулируют предварительную оценку работы.

Учитель руководит проведением защиты продукта.

После выступления необходимо дать оценку проделанной работе. В этом ребятам помогал план:

  1. Понравился ли тебе доклад? Чем?
  2. Насколько понятным, убедительным и последовательным был ответ?
  3.  Достигнута ли цель проекта?
  4.  Как оформлена работа: аккуратно, интересно, красочно?

Учащиеся  проводят коллективную оценку, знакомят с оценкой учителя, вносят поправки в работу. Подводят итог.

 Учитель участвует в коллективном анализе, аргументирует оценку, участвует в подведении итогов.

Работая над проектом, учитель ставит перед собой свою цель.

 Мне было интересно оставит ли данная проблема след в сознании моих учеников? Наблюдая за ними из года в год, вижу, что прогулки в парк после уроков и в выходные дни стали традицией. Учась в 6 классе, они так же посещают спортивные секции, добиваясь высоких результатов на соревнованиях в школе и в районе. И с удовольствием ходят на уроки физкультуры, приобщая через игры во внеурочное время к здоровому образу жизни  теперь уже новых моих учеников.

В 2010 году я продолжила работу, применяя метод проектов во внеурочной деятельности с первоклассниками. Программа « Перспективная начальная школа» помогает научить ребёнка работать с источниками информации, организовывая работу в парах и группах прямо на уроках. На группе продлённого дня я организовала кружок, на котором мы работали над проектами.

В 2011г. – 2012г. создали проект «Детство Ломоносова в рисунках» и приняли участие в муниципальном этапе Всероссийской акции «Я – гражданин России». (Грамота).

Стали лауреатами заочного конкурса презентаций «Что бы я хотел рассказать своему ровеснику о М.В.Ломоносове». (диплом.)

Участвовали в областном конкурсе «Репортажи с кормушки». Ждём результат.

Работа над этими проектами превратилась в фильм, который помогли сделать родители моих учеников, используя наши фотографии.

        

Анализируя проведённую работу, хочу отметить, что занятия проектной деятельностью помогли достичь следующих результатов:

  1. возрос познавательный интерес детей
  2. повысилась мотивация учебной деятельности
  3. появился интерес к освоению компьютера, получены навыки работы с компьютером
  4. совместная деятельность ребят сплотила коллектив
  5. повысилась активность на уроках, исчезла боязнь неправильного ответа, излишняя застенчивость
  6. ребята стали более самостоятельными и коммуникабельными.

Работая над проектами с детьми младшего школьного возраста, я столкнулась и с определёнными трудностями:

- у младших школьников низкая техника чтения, что затрудняет работу с большими объёмами информации,

- ребята с трудом могут выбрать главную, значимую информацию,

- не всегда получается аккуратно оформить продукт своей деятельности (приходится прибегать к помощи учителя и родителей).

Но все эти трудности ничто по сравнению с формированием в процессе проектной деятельности у ребёнка  универсальных учебных действий (УУД):

 - проектировочные – осмысливание задачи, планирование этапов работы, прогнозирование её последствий,

- исследовательские - выдвижения предположения, установление причинно- следственных связей, поиск вариантов решения проблемы,

- информационные - самостоятельный поиск необходимой информации (в энциклопедиях, по библиотечным каталогам, в Интернете), поиск недостающей информации у взрослых, структуирование информации, выделение главного,

- кооперативные – взаимодействие с участниками проекта, оказание взаимопомощи в группе в решении общих задач, поиск компромиссного решения,

- коммуникативные – умения слушать и понимать других, вступать в диалог задавать вопросы, участвовать в дискуссии, выражать себя,

- экспериментальные – организация рабочего места, набор необходимого оборудования, проведение собственного эксперимента, наблюдение, осмысление полученных результатов,

- рефлексивные – осмысление собственной деятельности, осуществление самооценки,

- презентационные – построение устного сообщения о проделанной работе, выбор средств наглядности при выступлении, навыки монологической речи.

Я уверена, что проведённая в начальной школе работа, поможет моим ученикам не только в дальнейшем обучении. Но и во взрослой жизни. Тем более что при разработке федеральных государственных стандартов второго поколения приоритетом начального общего образования становится деятельностно - ориентированное обучение, так как именно оно помогает решить задачу формирования общеучебных умений и навыков. А как показывает многолетний опыт зарубежных и российских школ решить эту задачу можно именно через организацию проектной деятельности. Так что выход  есть! Он непрост, но эффективен и интересен, как для учителя, так и для учеников.

Литература.

  1. Проектная деятельность в учебном процессе: методическое пособие /сост. Брыкова О.В., Громова Т.В.. Салова И.Г. – СПб., 2005
  2. Пахомова Н.Ю Метод учебного проекта в образовательном учреждении: пособие для учителя/ Н.Ю. Пахомова. - 2008
  3. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя / Поливанова К.Н. - М.: Просвещение, 2008
  4. Матяш Н.В.Проектная деятельность младших школьников: книга для учителя нач. классов /Матяш Н.В., Симоненко В.Д. – М.: Вентана- Граф, 2007
  5. Конышева Н.М Проектная деятельность школьников /Конышева Н.М. //Начальная школа.- 2006.- №1.- С. 17- 27.
  6. Горячев А.В. Проектная деятельность в Образовательной системе «Школа 2100» /Горячев А.В. //Начальная школа плюс До и После. – 2004. - №5. – С.3-8.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная задача как прообраз проектной деятельности в начальной школе

Презентация к МО по теме "Проектная задача как прообраз проектной деятельности в начальной школе"....

Инновационные технологии в практике внедрения стандартов второго поколения в начальной школе. Проектная деятельность в начальной школе.

«Я знаю, для чего мне надо всё, что я познаю; я знаю, где и как я могу это применить», - так можно сформулировать основной тезис метода проекта.По данной теме мы нашли очень много материала. « Проектн...

«Проектная задача как прообраз проектной деятельности в начальной школе»

Материал содержит объяснение: что такое проектная задача и чем отличается от проекта....

Выступление на педсовете "Начальная школа - фундамент в обучении и образовании. Подготовка учащихся к проектной деятельности в начальной школе".

Проектная деятельность в начальной школев рамках реализации ФГОС НОО«Единственный путь, ведущий к знаниям,  - это деятельность»....

Проектная деятельность в начальной школе в рамках реализации ФГОС. Общие рекомендации к урокам, содержащим проектную деятельность.

В настоящее время процесс обучения все больше связывают с деятельностным подходом к освоению детьми новых зданий. Одной из разновидностей такого подхода является проект­ная деятельность....

Проектная деятельность в начальной школе. Преемственность в проектной деятельности. Первый проект в пятом классе

В статье раскрывается суть метода проектов, обосновывается его применение в практике начальной школы и раскрывается преемственность в проектной деятельности на примере первого проекта в 5 классе....