Программа "Чудеса в Игроландии"
методическая разработка по теме

Щетнева Оксана Петровна

Программа летней оздоровительной кампании"Чудеса в Игроландии" разработана  для детей от7-11 лет в лагере с дневным прибыванием. В ней описана сюжетно-ролевая игра, предложены формы работы, а таже план-сетка на каждый день. Программа будет полезна и интересна организаторам летнего отдыха детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ploshchadka_-2012.docx480.01 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Начальная общеобразовательная школа № 14»

  Утверждаю:__________

                      Директор школы № 14

            Зильберман Н.А.

Программа летней оздоровительной компании

     

2 смена 2012 год

Автор программы:

 педагог – организатор

Оксана Петровна Щетнева

Игры детей - вовсе не игры, и правильнее смотреть на них как на самое значительное и глубокомысленное занятие этого возраста.

                                                М. Монтень

 Актуальность программы

  "Давай поиграем!" - как часто мы слышим эту просьбу от детей. И какую огромную радость они испытывают, когда мы соглашаемся. Мы можем побыть больным или продавцом, учеником или косолапым мишкой. Обычно, играя с ребенком, мы следуем за его желанием: он сам объясняет нам, что надо делать. А мы, если уж решили доставить ему удовольствие, послушно выполняем все его требования.

   Однако игра - это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно. В игре ребенок закрепляет навыки, которыми он недавно овладел, развивает важнейшие стороны своей психики. Дети в игре чувствуют себя самостоятельными - по своему желанию общаются со сверстниками, реализуют и углубляют свои знания и умения. Играя, дети познают окружающий мир, изучают цвета, форму, свойства материала и пространства, знакомятся с растениями, животными, адаптируются к многообразию человеческих отношений, и т.д.

      В игре у ребенка раскрываются такие его возможности, которые еще не реализуются в обыденной жизни. Это похоже на взгляд в будущее. В игре ребенок бывает сильнее, добрее, выносливее, сообразительнее, чем во многих других ситуациях. И это естественно.

  Ребенок должен соотносить свои желания с желаниями других детей, иначе он просто не будет принят в игру. Он может капризничать с родителями, воспитателями, но только не с партнерами в игре. Игра развивает у ребенка коммуникативные способности, он должен научиться устанавливать со сверстниками определенные взаимоотношения. Принимая ту или иную роль, ребенок усваивает и необходимые для исполнения этой роли нормы поведения, а не просто ведет себя так, как захотелось в данную минуту. Он должен быть нежным и заботливым в роли родителя, добрым и внимательным в роли доктора, вежливым и аккуратным в роли продавца.

     Игра формирует и познавательные способности, и речь, и произвольность поведения. Как иногда бывает трудно ребенку управлять собой.

      Ведущая деятельность в младшем школьном возрасте – учебная деятельность, которая сменяет игровую. Но дети остаются детьми, и игра занимает у них ещё много внимания и в младшем школьном возрасте. Игра для младших школьников является специфическим видом деятельности. Цель ее не в результате, а в самом процессе. Применение игровых методов в учебной и воспитательной деятельности даёт всегда положительные результаты. Любые виды игры моделирующие проблемные жизненные ситуации; создают условия для взаимодействия и взаимопомощи; открывают простор для фантазии, импровизации; способствуют более эффективному проявлению тех положительных качеств, которые не находят применения в повседневной жизни. Игра - это «дитя труда».

   Учитывая все психологические особенности и интересы детей младшего школьного возраста, а также заботясь о их физическом и психическом здоровье мы решили написать программу «Чудеса в Игроландии». Для реализации программы «Чудеса в Игроландии» на оэдоровительной площадке при МОУ «Начальная общеобразовательная школа №14» есть все условия (кадры, ресурсы и др.) для того, чтобы программа была удачно реализована и понравилась и детям, и взрослым.

   Цель данной программы: через различные виды игр  создание системы интересного, разнообразного по форме и содержанию отдыха и оздоровление детей в условиях лагеря.

Задачи:

  1. привлечение ребят к активному участию в мероприятиях в рамках программы;
  2. организация режима дня в соответствии с возрастными особенностями;
  3. организация полноценного отдыха и оздоровления детей;
  4. раскрытие творческих и коммуникативных способностей детей через различные виды игр;
  5. создание благоприятной эмоциональной атмосферы в лагере.

Содержание деятельности и форма реализации в рамках программы 

«Чудеса в Игроландии»

     Спросите у ребят, кто из них не хочет отправиться в путешествие, и вырастет лес рук, заблестят глаза, вспыхнут улыбки – ветер странствий дорог каждому.
    И поэтому мы в лагере решили организовать путешествие для ребят.
Участники игры: дети, вожатые (старшеклассники МБОУ СОШ №5), воспитатели (педагоги школы) старшая вожатая, руководители кружковой работы, администрация лагеря.

 Сроки реализации: с 01 июля- 24 июля 2012 г.

Игровая модель смены:

   Город — «Игроландия», в котором дети совершают путешествие на поезде останавливаясь на станциях (каждый день) с красивыми интересными названии. Но где бы они не остановились их ждут определенные испытания. Эти испытания им готовят отрицательные герои сказок, мультфильмов, детских кинофильмов. Каждый отряд — это вагон под номером 1,2,3,4,5.   Дети — пассажиры, а воспитатели и вожатые -  вагоновожатые, которые помогаю им совершить круиз по городу «Игроландия». Победители, прошедшие различные испытания получают в подарок — РОМАШКИ, собирают в один букет победителя. У кого ромашек в букете на конец смены будет больше, то и станет победителем на смене и получит главный приз.

Педагогические принципы программы:

1.«Дойти до каждого» - это основной принцип работы лагеря. В отряде 25-30 человек, что является почти оптимальным для организации работы в творческих мастерских, и внутриотрядной жизни.

2. «Работа на творческий процесс и конкретный результат» - это принцип, по которому дети от пассивных поглотителей информации становятся творцами, созидателями. Работа мастерских завершается выставками, итоговыми показами. Руководители должны чётко представлять, над чем и ради чего они работают.

3. «Уважай личность ребёнка». Создаётся атмосфера  бережного отношения к личности ребёнка.

4.«Принцип открытых дверей». Все службы лагеря, доступны ребёнку (мастерские, спортивная площадка, библиотека) не имеют ограниченного режима работы в течение дня.

 5. «У каждого своё дело, а вместе мы команда». Каждый в лагере

занят своим делом, у каждого своя - ответственность, но общий результат.

Педагогические технологии, формы и методы работы по программе.

    Ведущей технологией игры "Чудеса в Игроландии" является – игровая технология.

   Сопутствующими технологиями являются коммуникативная, групповая, Т А Д (творчество, активность, действие) и др.

     Эти технологии обеспечат достижение поставленных организационных и методических целей.

    Игровая технология раскроет творческий потенциал ребенка, разовьет интеллектуальные, творческие и физические способности, сформирует навыки позитивного общения со сверстниками, привлечет ребят к сознательному выбору активного и здорового образа жизни.

  Активные методы работы различаются между собой как по своим целям и задачам, так и по степени их "приближенности" к личности. Наиболее глубоко проникающим в личностно-значимые сферы деятельности участников групповой работы является:

  1. СОЦИАЛЬНО - ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ. Именно эта форма позволяет работать с реальными жизненными ситуациями. Собственно и целью тренинга является не столько приобретение знаний, сколько формирование недостающих навыков и умений.
  2. СОВЕЩАНИЕ - это метод коллективной выработки решений или передачи информации, основанный на данных, полученных непосредственно от участников групповой работы.

Цель СОВЕЩАНИЯ - взаимная ориентация участников, обмен мнениями, координация планов, намерений, мотивов, жизненного и профессионального опыта.

  1. МОЗГОВОЙ ШТУРМ - групповое генерирование большого количества идей за относительно короткий отрезок времени. В его основе лежит принцип ассоциативного мышления и взаимного стимулирования. Этот метод ослабляет стереотипы и шаблоны привычного группового мышления и при этом никто не отмалчивается и "ценные мысли не сохнут на корню". Проводится он при остром дефиците творческих решений и новых идей.

Достоинства этого метода:

 снижается критичность и закрытость мышления, тем самым способствуя развитию творчества, оригинальности, формированию позитивной установки человека по отношению к собственным способностям;

 участникам предоставляется хорошая возможность проявить сочувствие, одобрение и поддержку друг другу;

 эффективно преодолеваются внутренние логические и психологические барьеры, снимаются предубеждения, осознаются стереотипы;

  1. СИТУАЦИОННО - РОЛЕВЫЕ И ДЕЛОВЫЕ ИГРЫ - позволяют моделировать, обсуждать и реально проигрывать по ролям различные ситуации из области профессиональной деятельности, включая процессы межличностного и группового общения.

    Так же в работе будут использоваться следующие формы и методы работы по программе:

  1. тематические программы отрядов;
  2. познавательные игры и викторины;
  3. спортивные игры и соревнования;
  4. психологические игры; игровые тестирования, опросы, анкетирование;
  5. занятия в мастерских, студиях, секциях;
  6. концерты, фестивали, акции и др.

План –сетка смены «Чудеса в Игроландии»

1 смена

День

Мероприятия

1

Вокзал «Здравствуй, друг!»

Сбор детей. Игры, тренинги на знакомство. Распределение по отрядам.

Анкетирование.

2

Отправление поездов

Комплектование отрядов (название, девиз, отрядная песня)

Подготовка к открытию лагеря.

Разработка законов лагеря.

3

Станция «Законная»

Открытие лагеря «Солнечный путь»

Утверждение законов лагеря. Оформление отрядных уголков.

4

Станция « Спортивная»

Эстафеты. Соревнование «Большие гонки

Оформление личных достижений.

5

Станция «Флэш»

Конкурсы стихов, рисунков, мини- сочинений: «Мой город!»  Открытие кружков «Солнечные ручки»

Конкурс «Минута славы»

6

Станция « Веселенькая»

Кругосветка «Веселенькая»

Сценки, выступление агитбригад « Ералаш»

7

Станция « Эрудит»

Познавательная электронная игра «Своя игра»

Составление кроссвордов  «ЗОЖ».

8

Станция «Неожиданная»

Поиск клада (игра)

День наоборот.

Конкурс «Последний герой»

9

Станция «Родина»

 Беседа  «Моя Россия»

Конкурс рисунков на асфальте

Концерт  « Многоликая  Русь»

10

Станция «Олимп»

Шуточные малые «Олимпийские игры»

Ярмарка олимпийских игр: Пятиборье.

11

Станция «Цветная»

Конкурс колор-шоу «Радуга детства»

12

Станция «Песенная»

Конкурс «Угадай мелодию»

Игра по станциям « С песней по жизни»

13

Станция « Сюрпризная»

 Конкурсная программа «Шар-ах-шоу»

Игра «Пирамида»

14

Станция « Детская»

Кругосветка « Мир детства!»

Беседа по ЗОЖ сот рудников МЧС

15

Станция «Шоколадная»

Конкурс «Шоколадная лихорадка»

 Шоколадная спортэстафета

16

Станция «Танцевальная»

 Танцевальный конкурс «Стартинейджер»

Фестиваль: «Таланты – это мы!»

17

Станция «Солнечная»

Конкурс МиД

Эстафета

18

Вокзал «Прощальный»

Подведение итогов смены, заполнение личных достижений.

Праздничное закрытие  лагеря.

ПРИМЕЧАНИЕ: План работы дорабатывается в лагере, совместно с детьми и может изменяться с учетом погодных условий, предложений педколлектива и организации мероприятий с внешними службами торода. 

Ожидаемые результаты.

     Проанализировав личный опыт, изучив педагогические технологии других лагерей, имеющих схожую специфику, была разработана программа " Чудеса в Игроландии"( сюжетно-ролевая игра).

По итогам проведения программы предполагается, что у участников будут динамично развиваться творческое мышление, познавательные процессы, лидерские и организаторские навыки.

Использование и реализация предложенных форм работы послужит созданию условий для реализации способностей и задатков детей, что окажет существенное влияние на формирование интереса к различным видам социального творчества, к созидательной деятельности.

    По окончании смены у ребенка:

  1. будет реализована мотивация к собственному развитию, участию в собственной деятельности, проявление социальной инициативы;
  2. будет развита индивидуальная, личная культура, приобщение к здоровому образу жизни;
  3. будут развиты коммуникативные, познавательные, творческие способности, умение работать в коллективе;
  4. будет создана мотивация на активную жизненную позицию в формировании здорового образа жизни и получении конкретного результата от своей деятельности.

 Так же произойдет улучшение качества творческих работ, за счет увеличения   количества детей, принимающих участия в творческих конкурсах; увеличится количество детей, принимающих участие в физкультурно- оздоровительных и спортивных мероприятиях; у детей сформируются умения и навыки, приобретенные в секциях, мастерских,

   студиях, которые будут способствовать личностному развитию и росту ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Путешествие в Игроландии

развивающие 5 - минутки на уроках филологического цикла...