СИСТЕМА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ С УЧАЩИМИСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
материал по теме

Цыганкова Юлия Геннадьевна

 Данная система воспитательной работы позволит классному руководителю комплексно подойти к построению всей воспитательной работы в классе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое учреждение «Новоярковская средняя общеобразовательная школа» Каменского района Алтайского края        

СИСТЕМА

ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

С УЧАЩИМИСЯ

НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

                                                                          Составила:

                                                                                             Цыганкова Ю. Г.-

                                                                                                 учитель начальных классов МКОУ

                                                                      «Новоярковская СОШ»

         

        

2011 год

     Сегодня, в связи с процессом гуманизации сферы образования, уделяется все больше внимания организации воспитательной работы школы, как в нашей стране, так и за рубежом.

             На мой взгляд, успех воспитания в семье, школе, классе зависит не только от четко поставленных цели и задач, но и от комплексного, системного подхода в воспитании, единства требований.  

Современные концепции деятельности классного руководителя ориентируют  его на применение продуманной воспитательной системы, на создание в классе условий для успешного усвоения базисной культуры и самореализации каждого ребенка.

      По определению Л. Н. Новиковой, воспитательная система – это целостный социальный организм, возникающий в процессе взаимодействия основных компонентов воспитания и обладающий такими интегративными характеристиками, как образ жизни коллектива, его психологический климат.

 Воспитательная система – это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и способствующий развитию личности и коллектива.

        В основу построения воспитательной системы были положены общечеловеческие ценности, использованы современные представления о развитии личности младших школьников, их индивидуальных психолого-педагогических особенностей.

Данная воспитательная система разработана в соответствии с  Конституцией   РФ, Конвенцией ООН о правах ребёнка, Уставом школы, Программой воспитания школы, Программой ДПО «Солнечная страна».

             Цель воспитательной системы: мобилизовать и направить деятельность  классного руководителя и представителей среды, на развитие личности учащегося, с устойчивым нравственным поведением, способным к самоопределению, самоорганизации, самоадаптации в социуме.

.

          Для достижения целевых ориентиров ставятся такие задачи:

  1. развитие познавательной активности учащихся;
  2.   воспитание самостоятельности, самодисциплины;
  3. формирование интеллектуального, нравственного, физического    потенциала личности ребенка;
  1. содействие  развитию творческих способностей;
  2. сплочение коллектива, создание  содружества детей, педагогов и родителей;
  1. воспитание любви и уважения к Родине, ее истории и культуре;
  1. воспитание уважения, любви и бережного отношения к своим родным и близким; взрослым, окружающим детям;
  1. формировать нравственную культуру учащихся;
  2. способствовать развитию коммуникативных умений, доброты и взаимопонимания в семье;
  3. создавать условия для сохранения и укрепления здоровья детей
  4. развивать у детей самоуважение и взаимоуважение.

        

Схема взаимодействия  классного руководителя

 в системе воспитательной работы

с учащимися начальной школы

        

  1. Классный руководитель – учитель-предметник

        Успешность воспитательного процесса в классе невозможна без сотрудничества с педагогами-предметниками, работающими в кол лективе. Классный руководитель и учителя обеспечивают целостность, целенаправленность педагогического процесса в классе. В работе с ученическим  коллективом и отдельными учащимися все педагоги решают общие образовательные и воспитательные задачи: развитие познавательной активности, творческих способностей, самостоятельности, ответственности и др..

     Центром координации и организации учебно – воспитательного процесса является классный руководитель, который во взаимодействии с учителями – предметниками решает следующие задачи:

  1. изучение личностных особенностей педагогов, их возможностей в организации воспитательной работы с детьми,
  2. изучение особенностей преподавательской деятельности учителя, его контактов, отношений с детьми,
  3. регулирование отношений между учителями класса, между учителями и детьми, между педагогами и родителями,
  4. определение общих целей, организация совместной деятельности по их достижению,
  5. педагогически целесообразное использование возможностей педагогов в организации воспитательной работы с детьми и родителями.

        

        Годовой цикл взаимодействия

классного руководителя и учителей- предметников

Месяцы

Совещание классного руководителя с учителями – предметниками

Индивидуальные беседы с учителями предметниками

Приглашение учителей предметников на родительские собрания

Посещение уроков классным руководителем

Другое  \по необходимости\

 Август

Сентябрь

 

 

 

 

Октябрь

 

 

 

 

Ноябрь

 

 

 

 

Декабрь

 

 

 

 

Январь

 

 

 

 

Февраль

 

 

 

 

Март

 

 

 

 

Апрель

 

 

 

 

Май

 

 

 

 

Июнь

 

 

 

 

№ п\п

Предмет

ФИО учителя

Контактный телефон

1.

Музыка

2.

Иностранный язык \немецкий\

3.

Физическая культура

        

                                                                                                                           

  1. Классный руководитель – педагог - психолог

Взаимодействие классного руководителя и школьного психолога имеет своей целью совместное выявление причин возникающих у ребенка проблем и проведение социально – педагогической и психологической коррекционной работы для оказания помощи и предупреждения возможных проблемных ситуаций.

     Существует ряд проблем, которые классный руководитель решает вместе со специалистами:

  1. организация воспитательной работы с детьми, направленной на формирование общей культуры личности, адаптацию к жизни в обществе, изучение психолого – педагогических особенностей личности ее микросферы, условий жизни ребенка;
  2. выявление имеющихся у детей проблем и трудностей, с одной стороны, и их интересов и потребностей – с другой стороны;
  3. своевременное решение конфликтных ситуаций,
  4. оказание социальной помощи и поддержки учащихся;
  5. способствование реализации прав и свобод детей, создание конкретной и безопасной обстановки в школе;
  6. обеспечение охраны жизни и здоровья, пропаганда здорового образа жизни среди детей;
  7. развитие демократических основ жизни детских коллективов;
  8. поддержание партнерских отношений с семьей ребенка, совместное решение детских проблем;
  9. взаимодействие с учителями, родителями, специалистами социальных

служб в оказании помощи детям, нуждающимся в опеке  и

     попечительстве, а так же, попавшими в экстремальные ситуации;

  1. выявление случаев социального сиротства среди семей учащихся

Месяцы

Диагностика учащихся

Совместные консультации на основе диагностик

Посещение учебных занятий, наблюдения

Оказание помощи при подготовке к родительскому собранию

Пихолого – педагогические практикумы с детьми и их родителями

 Август

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Июнь

  1. Классный руководитель – детские объединения по интересам

         Процесс воспитания не может эффективно реализовать свои функции, если в него не будет включена деятельность клубных объединений, специфика организации которых позволяет создать благоприятные условия для развития творческих способностей ребенка, для удовлетворения его потребностей в общении, для самовыражения, самоутверждения, самоопределения в среде сверстников.

Досуговая  деятельность способствует развитию творческого потенциала учащихся; наклонностей, призвания, одаренности.

    По отношению к классному коллективу клубные объединения выполняют три функции: компенсаторную, стимулирующую и интегрирующую.

    Классный руководитель помогает определить школьнику свое место в коллективе, предоставляет ему поле деятельности для самоутверждения, для завоевания настоящего авторитета среди одноклассников.

      Роль классного руководителя – способствовать вовлечению всех учащихся класса во внеурочную деятельность, особенно детей, находящихся в СОП. Порою для таких ребят клубы и кружки являются единственным местом, где они могут проявить себя. А иногда классный руководитель выполняет контролирующую функцию, строго следя за посещением кружков учащимися, потому что, в некоторых случаях, лишь они могут спасти детей от вредных привычек, разгульной жизни.     Несомненно, одно: досуг детей должен быть обязательно занят, соответственно их интересам, потребностям, с пользой для самих себя и окружающих.

   

Спортивный клуб «Юный лыжник»

ИнтерКом

Витаминчик

ВИА «Мечта»

Хореографическая студия «Модерн»

Драматический кружок «Сказка»

Отделение ДПИ-класс художественное рисование

Отделение ДПИ-класс вокал

Отделение ДПИ-класс фортепиано

Циклограмма  совместных \с руководителями объединений\ действий

        

Месяцы

Реклама клубных объединений \совместно с руководителями\

Контроль за посещением занятий учащимися  

Индивидуальные беседы с руководителями объединений

Мониторинг достижений учащихся \отражать в портфолио\

 Другое  \по необходимости

 Август

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Июнь

  1. Классный руководитель – семья

     Огромное значение в работе родителями младших школьников имеет заранее продуманная и четко организованная система сотрудничества.

Смысл педагогического взаимодействия семьи и школы в создании условий для нормальной жизни ребёнка (комфортной, радостной, счастливой), для его индивидуальности в общем доме «школа-семья».

        Необходимость и важность сотрудничества с семьей никогда не ставились под сомнение. Воспитание будет успешным лишь в том случае, если просвещение семьи опережает просвещение ребенка, то есть используется предваряющая реакция.

      Все яснее становится понимание роли семьи в поддержании и развитии познавательных интересов ребенка. Поэтому работа  с семьей становится важнейшим компонентом учебно-воспитательного процесса школы.

       Воспитательная работа школы не может строиться без учета того, что индивидуальность ребенка формируется в семье. 

    Воспитательная функция семьи очень важна. Согласитесь, что ребенок, который приходит в коллектив, так или иначе, транслирует ценности, заложенные родителями. Если ребенка холят и лелеют по поводу и без повода, то ему достаточно сложно будет принять нормы коллектива, адаптироваться и реализовать социальные по требности.

          Сегодня наблюдается кризис семьи, детско-родительских отно шений. Это связано с переменами в политической и экономической жизни страны. Резкое расслоение (деление) общества на богатых и бедных обусловливает и характер внутрисемейных отношений. И в том, и другом случае родители вынуждены концентрировать внимание на материальном благополучии, а значит, меньше вре мени тратить на общение в семье. В результате из взаимодействия исключается эмоциональный компонент, связанный с пониманием близкого человека.

      Заметно потускнела сюжетно-ролевая игра, так как в семьях, как правило, один ребенок.

       Увеличивается число разводов, а воспитательная функция пе редается бабушкам и дедушкам. Одним из способов компенсации внимания к ребенку со стороны родителей являются подарки, ко торые отнюдь не укрепляют семью.

     Работа, направленная на развитие личности младших школьников, становится действенной и эффективной только в том случае, если в процесс обучения и воспитания вовлечены родители учащихся. Поэтому один из приоритетов в работе специалистов школы - это работа с родителями школьников.

Она осуществляется по следующим направлениям \по Декреклеевой Н. И.\

  1. Просвещение родителей по вопросам психологии и педагогики
  2. Формирование у родителей понимания их принадлежности к школьному образовательно- воспитательному пространству
  3. Диагностика
  4. Коррекционная работа

Формы взаимодействия классного руководителя и семьи

Формы работы

Задачи работы

Способы реализации

Коллективная

  1. Согласовать подходы педагогов и семьи к воспитанию детей.
  2. Объединить коллектив родителей.
  3. Проводить психолого-педагогическое просвещение родителей.
  4. Создавать атмосферу сотрудничества взрослых и детей.
  1. Родительские собрания.
  2. Организация и проведение праздников и классных мероприятий.
  3. Совместная трудовая деятельность.
  4. Участие в творческих делах класса.
  5. Анкетирования.
  6. Дни открытых дверей.
  7. Работа родительского комитета.
  8. Групповые и индивидуальные консультации.
  9. Беседы.
  10. Совместные праздники.
  11. Совместные походы.
  12. Посещение семей классным руководителем.
  13. Ведение родительских дневников, Летописи класса.

Групповая

  1. Координировать работу родителей, детей и учителей по разрешению различных проблем, возникающих в ходе образовательного процесса.
  2. Привлекать родителей к досуговой деятельности учеников.

Индивидуальная

  1. Обеспечить помощь родителям в решении проблем, возникающих в процессе воспитания и обучения.
  2. Оказывать помощь родителям в развитии индивидуальных способностей их ребёнка.

Направления в работе с родителями

Основные направления

Темы для бесед

Срок

Индивидуальная работа

1. Приемы  запоминания.

2. Деятельность ребенка в коллективе.

3. Требования к орфографическому режиму ведения тетрадей.

4. Воспитание здорового ребенка.

5. Как организовать досуг ребенка в выходные дни.

6. Опасность пиротехники.

7. Приемы пересказа.

8. Культура поведения.

9. Успеваемость.

10. «Жизнь ребенка и его успехи в школе».

в течение года

Вовлечение родителей в подготовку и проведение внеклассных мероприятий

в течение года

Вовлечение родителей в творческую, проектную и исследовательскую деятельность младших школьников.

в течение года

Участие родителей в выпуске стенгазет, оформлении Летописи класса, портфолио учащихся, классных кабинетов.

в течение года

Посещение семей с целью изучения соблюдения школьниками режима дня, выполнения домашнего задания, изучения семьи ребенка.

в течение года

Участие родителей в благоустройстве и озеленении, ремонте и уборке помещений.

в течение года

Подготовка и вручение благодарственных писем родителям.

в конце года

  1. Классный руководитель – дети  

        Ученики начальной школы, как никто иные, находятся в постоянном контакте с классным руководителем, который ещё и является их учителем. Такое тесное сотрудничество обязывает классного руководителя строить процесс воспитания в целом очень чётко, грамотно, продуманно.

Внеклассная деятельность учащихся должна строиться на следу ющих принципах.

Принцип открытости. Младшие школьники планируют жизнь в классе совместно с классным руководителем, вносят коррективы и предложения взрослого с учетом своих интересов, потребностей и желаний. Классный руководитель должен чутко прислушиваться к мнению детей.

Принцип привлекательности будущего дела. Классный руководи тель должен увлекать учащихся конечным результатом выполняемого дела, им не интересны абстрактные и расплывчатые цели.

Принцип деятельности. Младшие школьники - это учащиеся, которые в школе переживают бум деятельности. Им хочется активно участвовать во всех мероприятиях, которые проводятся в школе, ими движет желание получить похвалу, выглядеть успешными в глазах учи теля и своих родителей. Ребятам интересны конкурсы, праздники, сорев нования, театрализации и т. д., поэтому классный руководитель должен предлагать учащимся разнообразные внеклассные мероприятия.

Принцип свободы участий. Предлагая ребятам участие во внеклас сном мероприятии, необходимо учитывать их мнение. Это может быть выражено в предоставлении учащимся возможности выбора задания с учетом своих интересов, личных качеств и возможностей. Такой под ход классного руководителя учит ребенка уже в младшем школьном возрасте ответственности за выполнение порученного дела.

Принцип обратной связи. Каждое внеклассное мероприятие, боль шое или маленькое, должно заканчиваться рефлексией. Совместно с учащимися необходимо каждый раз обсуждать, что получилось, а что не получилось, изучать их мнение, определять настроение и перспективу участия в будущих делах класса. Педагогу самому необходимо чествовать в мероприятиях. Это положительно сказывается на отношениях учащихся с классным руководителем.

Принцип сотворчества. В этом принципе соединяются два способа  сотрудничество и творчество. Работая с младшими школьниками, педагог должен предоставлять учащимся право выбора партнера по выполняемому делу. Это повышает результативность выполняемой учащимися работы, стимулирует ее успешность.

 Принцип успешности. И взрослому, и ребенку необходимо быть значимым и успешным. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к окружающим его людям, окружающему миру. Классный руководитель должен видеть участие каждого ребенка внеклассной работе и по достоинству ее оценивать. Если ученик видит, что его вклад в общее дело достойно оценивается, то в после дующем он будет еще более активен и успешен. Инструментом оценки успешности учащихся может служить слово педагога, его жесты, мимика, интонация. Очень важно, чтобы оценка успешности ученика была искренней и неформальной, она должна отмечать реальный успех и реальное достижение.

Классному руководителю при организации процесса воспитания младшего школьника нужно также выполнять следующие условия:

Во-первых, формировать базовую культуру личности, культуру жизненного самоопределения: экономическую и политическую, де мократическую и правовую, нравственную и экологическую, худо жественную и физическую, культуру семейных отношений. Формируя базовую культуру личности младшего школьника, классному руководи телю необходимо создать широкое информационное поле для усвоения базовых культурных начал.

Во-вторых, совместно с учащимися необходимо заниматься поис ком нравственных образов духовной культуры и выработкой на этой основе своих собственных ценностей, норм и законов жизни, форми рующих активную личную позицию школьника.

В-третьих, формирование культуры личности предполагает воспи тание человека с твердыми убеждениями, демократическими взглядами и твердой жизненной позицией.

В-четвертых, целью воспитательной работы является не проведение самого мероприятия, не формы и методы, а сам ребенок, его склонности и интересы, отношение к жизни и самому себе.

В-пятых, воспитание должно строиться на добровольности участия учащихся в любом воспитательном мероприятии. Принудительный вос питательный процесс ведет к моральной деградации учащихся. Детей нельзя обязать «воспитываться». Свободная воля проявляется, если воспитатель в воспитании опирается на интерес, романтику чувство товарищеского и гражданского долга, творчество.        -

Правила эффективного взаимодействия классного руководителя и младших школьников \по Дереклеевой Н. И.\

Правило 1. Воспитывая учащихся, необходимо делать то, что го воришь. Младшие школьники очень сильно разочаровываются, если взрослый не выполняет то, что говорит, и перестают ему доверять, замыкаются. Они открыто высказывают свое разочарование. Это часто приводит к конфликтным ситуациям в общении взрослого и ребенка.

Правило 2. Учащиеся требуют от педагога постановки четких це лей и их практической реализации. Учащимся необходимы формули ровки следующего содержания: «Если мы это сделаем, то... Для того чтобы мы могли..., нам необходимо...» и т. д.

Правило 3. Педагогу необходима постоянная обратная связь с уче никами. Каждое достижение ребенка и поражение его на определенном этапе должно быть известно педагогу. Его анализ и оценка совместно с ребенком - основа обратной связи.

Правило 4. С первых дней существование детского коллектива в нем нужно запустить механизм успеха. Учащихся нужно научить по нимать разницу между их сегодняшними возможностями и. будущими целями, постоянно сокращая разрыв между ними. Чтобы «механизм успеха» действовал эффективно, ученики должны обучаться сравнению реалий текущего момента с поставленной ими целью. Классный руко водитель должен уметь определить количество творческого напряжения для каждого ученика.

Правиле 5. Педаг должен избегать резких суждений или устра шения, чтобы не манипулировать учениками .

Правило 6. Когда дети делают что-то неправильно или правиль но, им необходимо говорить об этом прямо при этом остерегаться расточать похвалу.

Правило 7. Все воспитательные мероприятия должны быть на правлены на развитие детской инициативы, вдохновения и позитивного мышления.

Правило 8. Педагог должен быть терпелив в воспитании учащих ся, ведь ему, как и детям, свойственны взлеты и падения, прогресс и регресс.

Правило 9. Педагог не должен допускать высмеивания и саркасти ческой констатации неудачности ребенка. В его арсенале должен быть юмор как средство снятия стресса и страха. Каждая встреча должна создавать светлую и радостную перспективу общения.

Правило 10. Педагог не вовлекает «Эго» ребенка в процесс позна ния. Искренне желая помочь своим учащимся достичь поставленных целей, педагог избегает проводить параллель между успеваемостью ученика и его личностными качествами.

Правило 11. Настоящий педагог старается, чтобы внеклассное ме роприятие учило ребенка ставить вопросы. Это дает ученику возмож ность заниматься самоисследованием и делать свои самостоятельные открытия.

Правило 12. Педагог стимулирует самосовершенствование уча щихся, ставит перед учащимися трудные задачи, не приукрашивает их достижения, щадя самооценку. Если педагог поступает иначе, он тем самым подрывает самосознание, порождая посредственность.

Правило 13. Педагог дает возможность своим учащимся быть в роли учителя и воспитателя. Если учащиеся будут обучать других тому, чему научились сами, это будет способствовать поднятию их знаний на более высокий уровень-

Правило 14. Истинный педагог стимулирует игровое творчество. Игра дает простор воображению и стимулирует развитие интеллекта.

Правило 15. Истинный педагог любит своих учеников не на словах, а на деле. Это проявляется в девизе: «Если не умею, учусь сам. Если умею, учу других, совершенствую себя».

Меняется время. Становятся иными требования к школе, ученикам, педагогам. Однако значимость роли классного руководителя не снижается. Все более приоритетной становится индивидуальная работа с детьми, затрагивающая основы физического и психологического развития каждого ребенка. Происходит смещение акцентов и в работе класса в  целом.  

Формы  работы с классом

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ

ГРУППОВАЯ

  1. Формирование коллектива
  2. Диагностика изучения классного коллектива
  3. Формирование традиций коллектива
  4. Вовлечение в различные виды деятельности

1 этап – диагностические исследования личности ребёнка, установление дружеских контактов, определение направлений совместной деятельности

2 этап – вовлечение учащихся в разнообразные виды деятельности и использование различных методов и приёмов для изучения относительно устойчивых  свойств личности (способности, темперамент, характер) и неустойчивых (поступки, психическое состояние и действия учащихся)

        Литература

  1. Андреева В.А.  Педагогический совет. - «Педагогика поддержки ребенка и процесс его развития в системе личностно – ориентированного воспитания» \\ Классный руководитель. 2005. №4

2. Андреев А. А. - Методика для изучения удовлетворенности педагогов, учащихся и их родителей. \\ Классный руководитель. 2000.  № 2

3. Баке Е. Л., Баке А. А.   Исследование жизненных ценностей старшеклассников. \\ ЗДВ: научно – методический журнал. 2005. №1

4.  Бахирева Т.А Система воспитательной работы

5. Воспитательная система школы \\ Классный руководитель. 2001. №3

6. Дереклеева Н. И., Савченко М. Ю., Артюхова И. С.  Справочник классного руководителя 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2009

7. Диагностика и анализ воспитательной работы \\ Классный руководитель. 2001. № 2

8. Купряшина H. Д.         ОРГАHИЗАЦИЯ ПОМОЩИ ДЕТЯМ ИЗ HЕБЛАГОПОЛУЧHЫХ СЕМЕЙ

9. Рожков М. И. Классному руководителю. Учеб. метод. Пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001

10. Степанова Е. Н.  Планирование воспитательной работы в классе: Методическое пособие. – М.: ТЦ «Сфера», 2000

11. Фалькович Т. А. Нестандартные формы работы с родителями. – М.: 5 за знание,2005


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СИСТЕМА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ЧЕРНЫШЕВОЙ МАРИНЫ НИКОЛАЕВНЫ

В презентации представлен опыт внеклассной работы классного руководителя начальной школы с учащимися и  родителями...

СИСТЕМА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ С УЧАЩИМИСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Воспитательная система класса - это способ организа­ции жизнедеятельности и воспитания членов классного со­общества, представляющий собой целостную и упорядо­ченную совокупность взаимодействующих комп...

Программа воспитательной работы классного руководителя 4 класса коррекционной школы 8-го вида

Программа воспитательной работы классного руководителя 4 класса коррекционной школы 8-го вида...

Организация воспитательной работы классного руководителя с родителями учащихся 1х классов

     Важным звеном в построении воспитательной работы является взаимодействие педагога с родителями школьника. Семья – та естественная среда жизни и развития ребенка, в которой з...

План-сетка воспитательной работы классного руководителя в начальной школе во 2 классе.

Наша Программа включает в себя шесть разделов-направлений: «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ» (Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание). Ценности: родная земля; заповедная ...

Описание системы воспитательной работы классного руководителя. План работы воспитательной работы "Путь лидера"

Описание системы работы классного руководителя. Воспитатльная программа "Путь лидера"...