Применение здоровьесберегающих технологий в учебной деятельности и внеклассной работе ( из опыта работы)
статья (2 класс) по теме

Кузьмина Надежда Викторовна

В работе описала, как применяю здоровьесберегающие технологии на практике в процессе учебной деятельности и внеклассной работе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Применение здоровьесберегающих технологий

в учебной деятельности и внеклассной работе (из опыта работы)

 

Кузьмина Надежда Викторовна

учитель начальных классов

МБОУ СОШ №25

Г. Балаково

2012 год

        

Цель: создание условий для здорового образа жизни у детей и           подростков.

     Задачи:

  1.  Способствовать формированию устойчивой правильной осанки, укреплению зрительного анализатора, профилактика плоскостопия;
  2. Развивать психические процессы: память, мышление, воображение;

Развивать потребность в активной жизненной позиции, в отношении

к себе, к одноклассникам.    

       Цель современной школы - подготовка детей к жизни. Каждый школьник должен получить за время учебы знания, которые будут востребованы им в дальнейшей жизни. Достижение названной цели в сегодняшней школе может быть достигнуто с помощью технологий здоровьесберегающей педагогики, которые рассматриваются как совокупность приемов и методов организации учебно-воспитательного процесса без ущерба для здоровья школьников и педагогов. Педагог, владея современными педагогическими знаниями, в тесном взаимодействии с учащимися, с их родителями, с медицинскими работниками, с коллегами - планирует свою работу с учетом приоритетов сохранения и укрепления здоровья участников педагогического процесса.

     Здоровьесберегающие технологии - предполагают совокупность педагогических, психологических и медицинских воздействий, направленных на защиту и обеспечение здоровья, формирование ценного отношения к своему здоровью.

       Детей приняла в 2010 году. При анализе данных медицинских работников оказалось, что 22 из 27 учащихся имеют отклонения в здоровье: пониженное зрение, плоскостопие, сколиоз и т.д. Возникла необходимость в том, чтобы продумать условия и организацию учебно- воспитательного процесса.  От его правильной организации зависит функциональное состояние школьников, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления.

Мероприятия по здоровьесбережению школьников проводятся в соответствие с планом  воспитательной работы классного руководителя и планом БМОУ «СОШ №25» АНО «ДРОЗД - Балаково». Класс является участником экспериментальной программы АНО «ДРОЗД - Балаково».

Разработала комплекс утренней гимнастики с музыкальным сопровождением, которая проводится ежедневно перед первым уроком. Гимнастика до учебных занятий, решает воспитательные и оздоровительные задачи. Ежедневные упражнения благоприятно воздействуют на организм, способствуют формированию правильной осанки, воспитывают привычку регулярно заниматься утренней гимнастикой, спортом. Коллективное выполнение физических упражнений до начала занятий дисциплинирует, организует, сплачивает обучающихся, повышает их работоспособность.                      

          После 3 –го урока провожу  подвижные (динамические) перемены, которые помогают обеспечить детям необходимую для правильного развития растущего организма двигательную активность, позволяют отдохнуть после умственного труда на уроке; обеспечивают сохранение работоспособности на последующих уроках. Подвижные перемены проводятся на улице, в спортивном зале или детской рекреации.  

        Не забываю и о дыхании. Урок  начинаю с успокаивающего дыхания.  Дыхательные упражнения также включаю в утреннюю гимнастику, использую на уроках чтения, окружающего мира, когда материал на уроках устного характера. Такие регулярные упражнения способствуют профилактике заболеваний дыхательных путей, поскольку учат правильно дышать. Используемые на уроках скороговорки, упражнения дыхательного характера, позволили мне преодолеть моторно-закрепощенную и статическую позу у учащихся. Эти дыхательные упражнения обеспечивают, наряду с физкультминутками, высокую работоспособность в течение всех занятий, позволяют развивать слуховую память, а также снимают утомления и дают возможность избежать переутомления.

Ребёнок должен постоянно творить свой мир  своими руками. Для учащихся младших классов особое внимание следует уделять упражнениям для кистей и пальцев рук. Это обуславливается процессами формирования кисти у детей младшего школьного возраста. Установлено, что тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребёнка, и что не менее важно мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга.

Эти упражнения способствуют:

- стабилизация эмоционального состояния (снятие стресса, успокоение центральной нервной системы);
- развитие мелкой моторики и тактильной чувствительности, следовательно, ребёнок учится прислушиваться к своим ощущениям;
- влияние на развитие центра речи в головном мозге ребёнка;
- улучшение циркуляции крови;
- активизация нервных окончаний, находящихся на кончиках пальцев.

Одним из моментов моментом здоровьесберегающей деятельности является внеурочная занятость детей. Основными мероприятиями здоровьесберегающей деятельности по праву считаются: соревнования, игры, турниры, походы и конкурсы, содействующие физкультурному образованию, здоровью, и удовлетворяющие биологическую потребность детей в движении. Уроки здоровья, которые традиционны в школе,  помогают  воспитать потребность в здоровом образе жизни. Так как ребёнок должен быть здоров не только физически, но и психически,  Поэтому в работе с детьми я употребляю такие слова и выражения, которые не унизят ребёнка, а помогут ему поверить в себя. Не нужно забывать “Слово – лечит, слово и калечит.

 В условиях педагогики здоровьесбережения  использую следующие методы здоровьесберегающих образовательных технологий:

  1. фронтальный;
  2. групповой;
  3. практический метод;
  4. познавательная игра;
  5. ситуационный метод;
  6. игровой метод;
  7. соревновательный метод;
  8. активные методы обучения;
  9. воспитательные, просветительские и образовательные программы; метод индивидуальных занятий.

                Важным моментом здоровьесберегающей деятельности является урочная и внеурочная занятость детей. Основными мероприятиями здоровьесберегающей деятельности по праву считаются: уроки физической культуры, соревнования, игры, турниры, походы и конкурсы, содействующие физкультурному образованию, здоровью, и удовлетворяющие биологическую потребность детей в движении. Традиционными стали соревнования между классами «Вперед, мальчишки!», «А ну-ка, девочки!», «Веселые старты». 

Соревнования проводятся при поддержке АНО «ДРОЗД- Балаково»

Благодаря использованию здоровьесберегающих технологий во внеклассной работе учащиеся получают возможность расслабиться психологически и физически после интенсивной учебной деятельности, а также сблизить учащихся, раскрепостить их, помогли преодолеть комплексы в их непосредственной учебной деятельности, почувствовать радость пребывания в школе, классе. Этому способствовали мероприятия, отраженные в плане воспитательной работы.

Интересно прошел Новогодний праздник, где дети были активными зрителями и участниками.

        Посещение тематических концертов Саратовской и Балаковской филармоний вызывают огромный интерес, эмоции у детей, способствуют снятию умственной и физической нагрузки.      В плане воспитательной работы предусмотрены экскурсии в музеи города. Последняя экскурсия была в Дом- музей В.И. Чапаева. Рассказ Розовой Т.И. , директора музея, не оставил равнодушными ребят, вызвал огромный интерес и массу вопросов.

Обучающиеся и родители класса приняли активное участие в городской акции «Легкое дыхание», посвященной Всемирному дню борьбы с туберкулезом. Инициатором мероприятия стал центр «Забота». Дети учили и читали стихи о здоровом образе жизни, участвовали в конкурсе рисунков, разгадывали загадки. Родители прекрасно оформили классную комнату.

В рамках акции было несколько номинаций.

В номинации «Ромашковая страна» класс занял I место.

    В конкурсе рисунков в рамках предметной недели по ОЗОЖ «Я здоровье сберегу - сам себе я помогу» I место заняла Абдулаева Петимат, II место- Бобров Иван, III место- Малец Екатерина.

Наряду с учебными занятиями учащиеся занимаются в спортивных секциях и предметных кружках. Доля участия составляет 100%.

Внеурочная занятость учащихся 2 класса «в» 2011/2012 учебный год

№п/п

Ф.И. учащегося.

Название учреждения.

Название кружка, секции

1

Асеева Софья

МБОУ «СОШ № 25»

шахматы

2

Абдулаева Петимат

Школа искусств

рисование

3

Бельский Степан

МБОУ «СОШ № 25»

Матем. кружок

4

Трофимов Евгений

СК «Альбатрос»

плавание

5

Бобров Иван

МБОУ «СОШ № 25»

Дзюдо,  матем. кружок

6

Гурьева Анастасия

Школа искусств

рисование

7

Иванова Софья

МБОУ «СОШ № 25»

Волейбол, матем. кружок

8

Киселев Андрей

МБОУ «СОШ № 25»

плавание

9

Куделькина Анастасия

МБОУ «СОШ № 25»

Матем. кружок

10

Карпов Дмитрий

МБОУ «СОШ № 25»

Матем. кружок

11

Павленкова Екатерина

МБОУ «СОШ № 25»

Матем. кружок

12

Паславский Семен

Ледовый дворец

хоккей

13

Прасолова Юлия

Школа искусств

музыка

14

Плахтиенко Екатерина

МБОУ «СОШ № 25»

Волейбол, матем. кружок

15

Морозова Анастасия

ДЮСШ №1

гимнастика

16

Малец Екатерина

МБОУ «СОШ № 25»

шахматы

17

Мучкаев Александр

Школа искусств

музыка

18

Маринкина Анна

МБОУ «СОШ № 25»

Волейбол, матем. кружок

19

Мусихин Владимир

ДЮСШ №1

самбо

20

Немцева Ольга

МБОУ «СОШ № 25»

Матем. кружок

21

Следков Никита

МБОУ «СОШ № 25»

Дзюдо, матем. кружок

22

Силаева Вера

Школа искусств

рисование

23

Сикирицкая Дарья

МБОУ «СОШ № 25»

Волейбол, матем. кружок, танцев. кр-к

24

Тупикин Владимир

МБОУ «СОШ № 25»

Матем. кружок

25

Черняев Дмитрий

ДЮСШ №1

Кикбоксинг, борьба

26

Шестакова Екатерина

Школа искусств

рисование

      В октябре 2011 года был проведен первый мониторинг по программе «Народный Спорт Парк». Средний индекс физического здоровья составил 3,5 балла. Обследование детей, сравнение результатов будут  проводиться на протяжении трех лет.  Родители имеют возможность получить любую консультацию у специалистов по улучшению состояния  здоровья  детей.

     Как описывала выше: по данным медицинских работников из 27 первоклассников 22  (2010/2011 г.) имели отклонения в здоровье. В первом классе  доля таких детей составила 81%.  Благодаря использованию здоровьесберегающих технологий, во втором классе  показатели изменились в лучшую сторону. Доля составила- 66%. Таким образом, диагноз был снят  у четырех человек, что составило 15%.

   Снизился уровень простудными заболеваниями. В первом классе на одного обучающегося за год в среднем  составило 42 часа пропусков учебных занятий по болезни, на конец второго класса- 34 часа.

 Листок здоровья учащихся 2 класса «в», МОУ «СОШ №25», 2011/2012 уч. год

№п/п

Ф,И. учащихся

Год

рождения

Группа

Здоров.

 Физ-ая

группа

Простуд.

Заболев.

Инфекц.

Заболев.

травмы

Асеева Софья

2003

3

спец.

ОРЗ

Абдулаева Петимат

2003

2

основ.

Бельский Степан

2003

2

основ.

ОРЗ

Трофимов Евгений

2003

2

основ.

ОРЗ

Бобров Иван

2004

1

основ.

ОРЗ

Гурьева Анастасия

2003

2

основ.

Иванова Софья

2003

1

основ.

Киселев Андрей

2003

2

основ.

Куделькина Анастасия

2003

1

основ.

ОРЗ

Карпов Дмитрий

2003

2

подг.

Павленкова Екатерина

2003

2

основ.

ОРЗ

Паславский Семен

2003

3

основ.

ОРЗ

Прасолова Юлия

2003

1

основ.

Плахтиенко Екатерина

2003

2

основ.

Морозова Анастасия

2003

2

основ.

Малец Екатерина

2002

1

основ.

Мучкаев Александр

2002

2

подг.

Маринкина Анна

2002

2

основ.

Мусихин Владимир

2003

1

основ.

ОРЗ

Немцева Ольга

2003

1

основ.

Следков Никита

2003

2

основ.

Силаева Вера

2003

2

основ.

Сикирицкая Дарья

2003

3

спец.

ОРЗ

Тупикин Владимир

2004

2

основ.

Черняев Дмитрий

2003

2

основ.

ОРЗ

Шестакова Екатерина

2004

2

основ.

ОРЗ

Протопопова Кристина

2003

2

основ.

Итого:        физкультурная группа:

По списку -  27

1 гр. здоров. - 7ч.,       27%        основная – 22ч.,              80%

2 гр. здоров. - 18 ч.,    65%        подготовительная- 2 ч., 8%

3 гр. здоров. –  2 ч.,     8%        специальная -3 ч.,           12%

4 гр. здоров. - 0

 

Изучив и проанализировав суть данного вопроса, современную литературу по формированию здорового образа жизни учащихся младшего школьного возраста, я решила использовать те методы, приёмы, способы, формы занятий и  принципы которые направлены на организацию здорового образа жизни. Я убеждена в том, что здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье учащихся.

Ожидаемые результаты:

  1. Повышение приоритета здорового образа жизни;
  2. Повышение функциональных возможностей организма:
  3. Приобретение умений, навыков, позволяющих правильно вести себя в экстремальных ситуациях, формирующих устойчивую потребность быть физически и психически здоровым.

 Выводы: 

продолжить работу по данному направлению, т.к.  она способствует укреплению, сохранению здоровья. Формирует у школьника необходимые знания, умения, навыки по здоровому образу жизни, учит использовать полученные знания в повседневной жизни, почувствовать радость пребывания в школе, классе. Поставленные на учебный год цели достигли результатов.

                      

Использованная литература:          

  1. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. М.: «ВАКО», 2004, - (Педагогика. Психология. Управление).
  2. Кукушин В. С. Теория и методика обучения. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005.
  3. Менчинская Е.А. Основы здоровьесберегающего обучения в начальной школе: Методические рекомендации по преодолению пере грузки учащихся / Е.А. Менчинская. — М. : Вентана-Граф, 2008. —(Педагогическая мастерская).
  4. Наш выбор – здоровье: досуговая программа, разработки мероприятий, рекомендации/ авт.-сост. Н. Н. Шапцева. – Волгоград: Учитель, 2009. .
  5. Орехова В. А.Педагогика в вопросах и ответах: учебн. Пособие. – М.: КНОРУС, 2006. 
  6. Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. – М.: АПК и ПРО, 2002.

          


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта по теме" Применение здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе".

В данной статье я обобщила свой опыт работы по организации и применению здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе. Приглашаю коллег к сотрудничеству....

"Применение здоровьесберегающих технологий в учебном процессе"

научная публикация по теме "Применение здоровьесберегающих технологий в учебном процессе"...

Применение здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе коррекционной школы VIII вида

Рост числа заболеваний среди школьников за последние годы стремительно набирает темпы. Наряду с экологическими, социальными и наследственными факторами формированию этих заболеваний способствует больш...

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов по теме: "Применение здоровьесберегающих технологий в учебном процессе"

Здоровье ребёнка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живёт. Для ребёнка от 6 до 17 лет этой средой является система образов...

Применение здоровьесберегающих технологий в учебном проuессе

Опыт работы по применениюздоровьесберегающих технологий....

Презентация опыта работы «Формирование ценностного отношения младших школьников к здоровью посредством использования приёмов здоровьесберегающих технологий во внеурочной деятельности и внеклассной работе».

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в формировании ценностного отношения младших школьников к здоровью через использование в практике работы зборовьесберегающих технологий, кинезиологических...