Классный час. Тема: Что такое зависть?
методическая разработка (4 класс) по теме

Цели: 1. Раскрыть понятие нравственной категории «зависть»;

2. Воспитывать умение радоваться успехам окружающих людей;

3. Развивать речь детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chto_takoe_zavist.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час во 2 классе

Учитель: Пономарёваа Ольга Леонидовна

МБОУ гимназия №8 г.Можга

Тема: Что такое зависть?

Цели: 1. Раскрыть понятие нравственной категории «зависть»;

2. Воспитывать умение радоваться успехам окружающих людей;

3. Развивать речь детей.

Оборудование: пословицы, рассказ Л.Н.Толстого,  басня И.А.Крылова.

этапы

содержание

примечание

I.Орг.

момент

II. Сообщение темы

III. Чтение рассказа

IV. Беседа с ребятами

V. Чтение сказки Л.Н.Толстого.

 

VI.Беседа по сказке.

VII. Чтение басни

VIII. Итог

- Все красиво встали. Тихонечко садитесь.

- Сегодняшний час общения мы посвятим интересному и актуальному вопросу: что такое зависть?

-  Начнем мы с того, что я вам прочитаю рассказ А.Н.Толстого «Молния и Солнце».

-Кому из участников рассказы вы симпатизируете?  Почему?
-Какова основная мысль рассказа?

-Как вы понимаете значение слова «зависть»?

-Давайте прочитаем, какое понятие дается в словаре  Ожегова: «Зависть – это чувство досады, вызванное благополучием, успехом другого.»

- Ребята, как вы думаете, чему люди могут завидовать?

-Завидуют все без исключения, но не многие понимают этого, или не умеют наблюдать своих мыслей и душевных состояний. Мы боимся признаться в том, что испытываем зависть к кому-либо. Ведь признаться, что завидуешь – значит согласиться с тем, что другой человек лучше, интереснее, удачливее. Зависть родилась вместе с нами. Возникает она из-за соперничества с одноклассниками, братьями, сестрами. Всегда в жизни есть кто-нибудь красивее, сильнее, умнее, богаче. Возникает зависть, когда сравниваешь себя с кем-нибудь.

- Давайте вспомним сказку А.С.Пушкина «О рыбаке и рыбке». Ребята, как вы думаете в этой сказке встречается зависть?

- К чему привела старуху зависть сначала и потом?

- Какие сказки  вы еще знаете, в которых проявляется зависть?

- Молодцы, ребята, много сказок знаете, связанных с завистью.

-Ребята, а кто-нибудь из вас сможет объяснить, что именно является объектом зависти?

- Верно, объект зависти – это человек, который имеет что-то такое, чего нет у тебя. Например, когда едешь в автобусе  завидуешь тому, кто едет в такси, едешь в таски – завидуещь тому, кто едет в BMW.

- Русский народ не обошел вниманием, это человеческое чувство, создал много пословиц и поговорок:

Кто чужое желает, тот все потеряет.

Злой плачет от зависти, а добрый от жалости.

Где счастье, там и зависть.

Всех сластей не переешь, всего добра не переносишь.

Дай душе волю – захочется поболе.

- Ребята, подумайте, зависть – это положительное или отрицательное чувство? Почему?

- Наверняка вы от взрослых слышали такие выражения, как «черная зависть» и «белая зависть». Черная зависть самая страшная, это удел неудачников. Человек озлобляется, старается что-то предпринять, чтобы объект зависти потерпел неудачу. Эта зависть провоцирует драки, склоки, войны и ведет к смерти.

- А как вы понимаете «белая зависть»? (это зависть помогает приложить человеку немало усилий и труда, чтобы достичь того же успеха.)

- А сейчас я вам прочитаю сказку Л.Н.Толстого «Белка и волк». Вы внимательно послушайте, а потом скажите, какие чувства у вас вызывает эта сказка.

- На какие размышления наводит вас сказка? В чем поучительный смысл сказки?

-Чему завидует волк? Какой завистью завидует волк? Что бы вы посоветовали волку?

- Послушайте, теперь я вам прочитаю басню И.А.Крылова «Лягушка и Вол».

-Ребята, как вы думаете, о чем эта басня?

- Какое отношение автора к лягушке? А как вы относитесь к ней?

-Смогла ли лягушка добиться того, чего хотела? Какой вы сделали для себя вывод?

- Ребята, так что такое зависть? Завидуя другим людям, мы становимся лучше или хуже? Что в этом хорошего? Плохого?

Ребята слушают

Ребята отвечают

Ребята слушают сказку

Ребята отвечают.

Ребята слушают.

Дети отвечают.

Рассказ «Молния и Солнце».

Спросила Молния у Солнца:

-Скажи, почему люди любят тебя большое, чем меня, ведь я тоже очень яркая?
- Они любят тепло и ласку, - отвечало Солнце.

- От моих пожаров, бушующих на земле, много тепла, но это их не успокаивает!

- Всё дело в том, что добра в твоей душе хватает лишь на короткую вспышку. А все беды от зависти.

Сказка «Белка и волк»

Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на самого волка. Волк вскочил и захотел ее съесть. Белка стала просить:

- Пусти меня.

Волк сказал:

-Хорошо, я отпущу тебя, только ты скажи мне, от чего вы, белки, так веселы? Мне всегда скучно, а на вас посмотришь, вы там вверху все играете и прыгаете.

Белка сказала:

- Пусти меня прежде на дерево, я оттуда тебе скажу, а то я боюсь тебя.

Волк пустил, а белка ушла на дерево и оттуда сказала:

- Тебе от того скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжет. А мы веселы от того, что мы добры и никому зла не делаем!

Рассказы из «Азбуки» Л.Толстого.

Басня «Лягушка и вол»

Лягушка на лугу, увидевши Вола,

Затеяла сама в дородстве с ним сравняться:

Она завистлива была.

И ну топоршиться, пыхтеть и надуваться.

«Смотри- ка, квакушка, что буду ль я с  него?»-

Подруге говорит. «Нет, кумушка, далеко!» -

«Гляди же, как раздуюсь я широко.

Ну, какого?

Пополнилась ли я?» - «Почти что ничего».  –

«Ну, как теперь?» - «Все то ж».

Пыхтела да пыхтела

И кончила моя затейница на том,

Что не сравнявшися с Волом,

С натуги лопнула и околела.

(И.А.Крылов)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час. Урок вежливости. Тема: «Что такое хорошо, что такое плохо»

1.Обсудить с детьми, что значит быть вежливым человеком.    2. Формировать у детей нормы вежливости.   3. Воспитание ответственности за свои поступки....

Классный час на тему: что такое ДОБРО и что такое ЗЛО? 4 класс

учНа уроке ученики научатся совершать добродетельные поступки сознательно, добровольно, повседневно, бескорыстно, с чувством собственного достоинства;ученики смогут дать определение добра и зла, какие...

Классный час на тему: что такое ДОБРО и что такое ЗЛО? 4 класс

На уроке ученики научатся совершать добродетельные поступки сознательно, добровольно, повседневно, бескорыстно, с чувством собственного достоинства;ученики смогут дать определение добра и зла, какие к...

Личностно-ориентированный классный час Тема: «Что такое счастье?»

Личностно-ориентированный классный часТема: «Что такое счастье?» Цель: познакомить учащихся с понятием «счастье»;  помочь учащимся понять, когда же и почему человек б...

Классный час: ТЕМА : « ЧТО ТАКОЕ КОРРУПЦИЯ»?

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ: 1.Сформировать у учащихся представление о том, что такое коррупция, ознакомить с причинами возникновения коррупции, узнать какие меры принимаются правительством по борь...

Конспект классного часа. Тема: "Кто такой настоящий друг?" (Проект) (3 класс)

Цели: формирование представлений о дружбе как важнейшей нравственной ценности, о качествах, которыми должен обладать настоящий друг, формирование уважительного отношения к одноклассникам.Оборудование:...