Заповеди для воспитателя
классный час (4 класс) по теме

В этой статье предлагается подробная беседа о воспитании,приведены 10 основных заповедей,на которые следует опираться.Материал для классного руководителя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zapovedi_da_vospitatelya.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

- 2 -

ЗАПОВЕДИ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЯ

Во все времена (и в наше тоже) воспитателей условно можно было бы разделить на две большие группы. Одни считают залогом успеха жестокое руководство ребенком, его подчинение воле взрос лого и послушание. Другие видят основу воспитания в доброй отно шении к детям. И первым, и вторым удавалось успешно справляться ; с некоторыми (разными!) воспитательскими трудностями, но при . других (тоже разных!) одна лишь твердость и одна доброта не ре шали проблемы.

А не потому ли, что был не учтен еще один важный, универсаль ный критерий воспитательских действий - их современность?

Во все времена говорилось также, что в воспитании нет рецептов. Справедливо. И тем не менее во все времена и в коллективной | народной мудрости, и в сочинениях многих педагогов обнаруживаются ; правила, принципы, заповеди разумного воспитателя. Вот и в этой ' статье сделана попытка сформулировать правила для "своевременного I воспитателя", т.е. для человека, учитывающего в своих воздействи ях на ребенка их современность.

Если все эти заповеди вы сочтете разумными и подходящими, автор, может считать свою задачу полностью выполненной. Если за хотите пополнить их собственными,- что же, вам виднее, что важно j для ваших отношений с детьми.

Заповедь первая: никогда не предпринимайте воспитательских

воздействий в плохом настроении.

Основой основ эффективного стиля общения в семье является  положительная эмоциональная установка. Воспитание детей - это : одно из самых прекрасных занятий человека, и ему непременно  должны сопутствовать хорошее настроение, спокойствие, доброжела тельность, расположенность к общению. Убеждать в важности этого ! простого совета, пожалуй, нет смысла, все и так ясно. Где вам  уютнее - в компании друзей, расположенных к вам, радующихся вашей; . общности, или среди угрюмых, недоброжелательно настроенных

субъектов, занятых каждый своим делом? В каких условиях лучше работает человек - когда он спокойно делает свое дело либо когда в конце квартала в спешке, суете "гонит план"? Нравится ли вам, когда на вас кричат, либо вы предпочитаете нормальный тон разго вора?

Любой человек, находящийся в здравом уме, даст на эти вопро сы моментальные и однозначные ответы. Но почему-то не все роди тели, находясь в здравом уме, помнят эти простые истины в ежеднев ном общении с детьми. Или я не прав, и нет домов,' в которых об щение напоминает "заговор молчальников", организация быта отдает безалаберностью, а выяснение отношений происходит так громко, что все слышно соседям? Если я не прав, и таких семей не существует, а также для тех, кто не относит свою семью к домам такого рода, заповедь первая отменяется за ненадобностью.

Заповедь вторая: ясно определите, чего вы хотите от ребенка (и объясните это ему), а также узнайте, что он думает по этому поводу.

Дети не рождаются готовыми людьми. Если вы хотите, чтобы ваши дети были умными, добрыми, смелыми, веселыми, умелыми, силь ными, мужественными и т.д.,- воспитайте их такими. Однако роди телей многое в детях раздражает. Но чего они, собственно, хотят от детей, некоторые взросные не только не в состоянии четко сформулировать, но подчас и не осознают. Если же ваше отношение к ребенку сознательно и требования определенны, то не стоит настаи вать сразу же на готовом совершенстве - будьте терпеливы, поду майте, как к нему идти, растолкуйте ваши требования ребенку. И самое главное - вам надо убедить ребенка, что ваши воспитательные цели - это и его цели. Они могут быть достигнуты и иным путем, не так, как вам представляется: дети живут своею жизнью, а не повто ряют жизнь родителей.

Заповедь третья: предоставьте ребенку самостоятельность, воспитывайте, но не контролируйте каждый его шаг.

Дети стремятся до всего дойти сами, но сделать это они мо гут чаще всего лишь с помощью взрослого, с помощью тактичной,


своевременной и ненавязчивой, не перечеркивающей их самостоятель ности. Словом, чтобы это была именно помощь, а не выполнение того или иного дела вместо ребенка, за него.

Заповедь четвертая: не подсказывайте готового решения, а показывайте возможные пути к нему и разбирайте с ребенком его правильные и ложные шаги к цели.

При этом важна положительная обстановка, ваш немедленный одобряющий отклик на каждое решение ребенка. И здесь уместна

Заповедь пятая: не пропустите момента, когда достигнут первый успех.

Никогда не ждите особого случая - хвалите ребенка за каждый ! удачный его шаг. Хвалите последовательно и неукоснительно. Этим ■ самым вы эмоционально поддерживаете его ; ребенок чувствует, что его достижения не остались незамеченными, а значит, имеют важный общий, общественный, как сказали бы мы, взрослые, смысл для лю дей. Причем хвалите не вообще, а конкретно! Не: "Ты - молодец!", а обязательно: "Ты - молодец, потому что..." И обязательно дайте почувствовать свою радость и удовлетворение по поводу его успеха.

Если же ребенок делает какое-то неверное действие, совершает ошибку, то стоит прислущаться к следующему совету.

Заповедь шестая: укажите ему на эту ошибку. Сразу дайте оценку поступку и сделайте паузу, чтобы ребенок осознал услышанное.

Любое замечание надо делать сразу после ошибки. При этом запомним главное, оно в следующем.

Заповедь седьмая: оценивайте поступок, а не личность. Сущность человека и отдельные его поступки не одно и то же.

К сожалению, именно здесь коренится самая распространенная и самая тяжелая родительская ошибка. "Ты-плохой! (оценка личности)

звучит очень часто вместо правильного "Ты поступил плохо!" (оценка поступка). И надо конкретно объяснить, в чем ошибка, по чему ребенок в том или ином случае поступил неправильно. Когди критикуется поступок, конкретная ошибка, а не личность, ребенок не переживает обиды, у него отпадает необходимость становиться ; в позу защищающегося, а с ней и ненужные страхи, боязнь наказа ния, вынужденная ложь и T^h. При строгом, но спокойном анализе ошибки укрепляется вера ребенка в справедливость воспитателя и  не исчезает вера в свои силы.

Немаловажное дополнение: ваше замечание по поводу ошибки < или проступка должно быть кратким. Для того чтобы указать ребенку, ; в чем он ошибся, вовсе не нужно вспоминать всю его и свою жизнь и все истории, которые подсказывает память и которые вам представляются в данном случае подходящими. Чем короче замечание, тем лучше. Избегайте неопределенных выражений. Сделав замечание, обязательно

: учтите, что бесконечно конфликт продолжаться не может.

Заповедь восьмая: дайте ребенку ощутить (улыбнитесь, при коснитесь), что сочувствуете ему, верите в него, хорошего мнения о нем, несмотря на его оплошность. Дайте понять (но не обязательно .это говорите), что когда этот непри ятный разговор будет окончен, то инцидент окажется исчер панным.

И ведите себя именно так. Странно видеть когда мать или отец дуются на своих детей, не разговаривают с ним, не глядят на них.        

Не поддавайтесь ложной мысли, согласно которой дети делятся ; на талантливых и неталантливых, хороших и плохих. Каждый ребенок ! может достигнуть многого. Но для этого он должен видеть конечную цель (см. заповеди вторую, третью и четвертую), Как футбол без ворот и правил превращается в бессмысленную беготню с мячом, так и жизнь без цели не более чем цепь неорганизованных действий и порывов. Как говорил А.С.Макаренко, личность есть производное от гармонического соединения ее перспектив - близкой, средней и даль ней. Если вы хотите быть действительным помощником в жизни своих детей, то не ждите, пока они сделают ошибку ("Ага, попался!"). Помогайте ребенку строить систему переспективных целей - от

дальней к средней и от нее к сегодняшней.

Заповедь девятая: воспитание - это последовательность целей.

Если вы приведете высокого, прыгучего, честолюбивого моло дого человека в сектор для прыжков в высоту, укажите ему на план ку на отметке мирового рекорда и скажете: "Прыгай!", то ничего путного не добьетесь. Планку надо поднимать постепенно. Так же постепенно, двигаясь от первой высоты к следующей, штурмует свои отметки человеческого роста ребенка. Задача воспитателя - своевременно и точно поднимать планку, руководствуясь системой переспективных целей ребенка. При этом на всех этапах пути - учтите следующее.

Заповедь десятая: воспитатель должен быть твердым, но добрым.

И в этом суть своевременности. Ведь, если, скажем, в отно шении дурного поступка ребенка проявить жесткость и бескомпромис ность - как он того и заслуживает, а одновременно дать понять, что "крест" на нем все-таки не ставится, то это даст хорошие ре зультаты в воспитании. Ни абсолютная твердость во что бы то ни стало, ни такая же безграничная доброта не годится в качестве единственного, основополагающего принципа воспитания. Все хорошо в свое время, и надо уметь применять разные методы в соответствии с конкретной ситуацией. Тогда воспитание будет своевременным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для родителей "Заповеди мудрого воспитателя"

В памятке содержатся  несколько важных правила воспитания ребёнка....

Заповеди воспитателя. Памятка для родителей.

Воспитателю.Заповеди для родителей....

Рекомендации для родителей "Четыре заповеди мудрого воспитателя"

Четыре заповеди мудрого воспитателя Ребенка нужно не просто лю­бить (этого мало!). Его нужно уважать и видеть в нем лич­ность! Не забывайте также о том, что вос­питание - процесс «долгоигра­ющий»...

Разработка занятия по курсу "Социокультурные истоки" для учащихся 2 класса по теме "Десять заповедей-основа жизни.Заповедь пятая."

В конспекте  отражено содержание занятия по данной теме. Тема "Семья в моей жизни" была мною рассмотрена с точки зрения 10 божьих заповедей, в частности, пятой  заповеди "Почитай отца твоего...