Эссе "Сердце отдаю детям"
статья по теме

Орехова Татьяна Николаевна

Приложение к эссе "Сердце отдаю детям"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon esse.doc262 КБ

Предварительный просмотр:

 

                    «Сердце отдаю детям…»

                         Орехова Татьяна Николаевна

                          учитель начальных классов

                         МОУ «СОШ№14»г.Воркуты

                                                               

                                                         

                                                                   

                                                           «Сердце отдаю детям…»

                                                                                                 

                                                                                               Для воспитания детей нужен не великий

                                                                                ум, а большое сердце - способность к общению, к

                                                                                признанию равенства душ взрослого и ребенка.

                                                                                                                                           С. Соловейчик.

21 век – век компьютеризации, инноваций, новых технологий. В стране идет образовательный бум, предлагают различные теории воспитания, апробируют новые системы воспитательного процесса. На лицо прогресс. Но проблема воспитания остается одной из самых важных проблем на данном этапе времени.

Общество испытывает духовно-нравственный кризис. Мир не справляется со своими детьми. Наблюдается рост детских домов, жестокое обращение с детьми, увеличивается количество родителей, лишенных родительских прав. Агрессия и безнравственность поглощает молодое поколение.

Родители не успевают приспособиться к постоянно меняющимся обстоятельствам жизни. Некогда лишний раз обнять ребенка, поинтересоваться его делами, почитать с ним книгу или просто обсудить насущные проблемы. Нам просто некогда любить своих детей!

Человек в нашем обществе привык жить в дефиците внимания. Дефицит любви приводит ко всем несчастьям: к жестокости, наркомании, алкоголизму, к тяжелым преступлениям.

Психологами доказано, что потребность в любви, в принадлежности, то есть необходимости другому, – одна из фундаментальных человеческих потребностей. Ее удовлетворение – условие нормального развития ребенка. И как здесь не согласиться с В. А. Сухомлинским, который писал: «Чтобы стать настоящим воспитателем детей, надо отдать им свое сердце».

Не сразу я поняла философию данного суждения. Мои знания, мой накопленный  опыт позволили мне со временем выстроить свое педагогическое кредо - всем  сердцем отдавать любовь детям. Нет половинчатой любви, есть полная необъятная любовь, которая позволяет раскрыть душу ребенка, вот только необходимо набраться терпения. Ведь любовь – это бескорыстная, безвозмездная отдача без ожидания возврата, компенсации сил, энергии, чувств. Радостно смотреть, как вокруг зажигаются сердца детей, как улыбками освещается пространство вокруг нас.

Гадкий утенок может стать волшебным лебедем, и чудовище может превратиться в доброго молодца после поцелуя, в этом смысл любви. Любовь преображает мир. И каждый раз  из года в год я иду первого сентября в школу и мысленно представляю себе, какие они, мои маленькие и уже дорогие моему сердцу ученики. Такие разные, непохожие друг на друга: у одного доверчивый  добродушный взгляд, у другого настороженный и тревожный, третий –  неугомонный непоседа.  Каждый из них со своим внутренним миром, который мне предстоит открыть для себя и понять.  

 Исходя из этого, целью моей работы стало

  1. моделирование и построение воспитательной системы, направленной на развитие  индивидуальности ребенка, любознательной, творческой, трудолюбивой личности, знающей историю и традиции родного края, ведущей здоровый образ жизни.

 В основу программы положена система работы академика РАО И. П. Иванова «Коллективно-творческая деятельность» (КТД).

  Основа программы: ориентация детей на общечеловеческие ценности – Человек, Семья, Мир, Знания, Земля, Отечество, Культура.

В процессе работы по данной программе я создаю условия для

  1. проявления самостоятельности;
  2. проявления активной общественной, гражданской позиции;
  3. саморазвития и самореализации;
  4. социализации личности в современных условиях.

Функции и содержание моей работы как классного руководителя:

  1. аналитическая (изучение учащихся, коллектива, анализ семейного воспитания, уровня воспитанности, анализ и оценка диагностики здоровья);
  2. организационно-координирующая (организация разнообразной деятельности детей, установление связи школы и семьи);
  3. коммуникативная (регулирование межличностных отношений между детьми; установление оптимальных взаимоотношений учитель-ученик; создание благоприятного психологического климата в коллективе, атмосферы сотрудничества, толерантности и поддержки).

Изучая социальный статус семей, я поняла, что мне предстоит сложная и непростая работа. Из 21 ученика – три человека из многодетных семей, двое опекаемые, 9 детей из неполных семей.  Есть дети, которые проживают с отчимом, где отношения очень сложные и дети требуют психологической поддержки. Есть семьи, где родители страдают алкоголизмом.

Мне предстояло изучить психологические и физиологические особенности каждого ребенка, особенности характеров, интересы и склонности.  Шаг за шагом, день за днем я начала открывать для себя каждого ребенка.

Одним из ведущих методов моей работы - наблюдение, фиксация и его обработка, составление индивидуального плана работы с проблемными детьми.

Большинство детей оказались очень подвижными, непоседливыми, требующими к себе повышенного внимания, с нарушениями эмоционально-волевой сферы, психически неуравновешенные.

Здесь мне пришлось работать не только как классному руководителю, но и как психологу. В свою работу я включила уроки доброты, они носят преимущественно практический характер: беседы о дружбе, о вежливости, о равнодушии др., тренинговые занятия, всевозможные игры, направленные на развитие коммуникативных навыков, произвольности поведения, основных эмоциональных состояний, коррекции поведенческих навыков.

 Эту работу я проводила и провожу во время динамических пауз, на переменах, в группе продлённого дня, на классных часах.

Это принесло положительные результаты.  К концу 1-го класса дети стали более организованы, в процессе общения многие научились управлять своим поведением, контролировать свою речь и поступки. Начался процесс формирования коллектива.

В. А. Сухомлинский писал: «Воспитывает каждая минута жизни, каждый уголок земли, каждый человек, с которым личность соприкасается подчас как бы

случайно, мимоходом. Осмысливать многогранные воздействия окружающего мира – в этом как раз и заключается организующая воспитательная роль школы, педагога».

Организуя воспитательную работу в своем классе, я  выработала систему определенных правил, которых придерживаюсь при общении со своими воспитанниками:

  1. при контакте с детьми дарю как можно чаще приветливые взгляды и ласковые прикосновения;
  2. при общении с детьми чаще использую просьбу и поощрение, чем приказ и наказание;
  3. стараюсь быть предусмотрительной и справедливой в оценке поступков учеников;
  4. учу детей радоваться своим успехам и успехам своих товарищей;
  5. создаю воспитательные ситуации, которые позволяют ребятам чаще проявлять положительные эмоции, чем отрицательные.

Вся моя работа направлена на развитие индивидуальности личности, на раскрытие интеллектуальных и творческих способностей детей.

Вот  пример из моей практики.

Дима учился очень слабо, в классе бы изгоем, предметом насмешек и унижений, состоял на учете у психиатра. Мама забила тревогу. Дима отказывался ходить в школу.  К нам он пришел во второй класс. Мальчика окружили вниманием, заботой и участием. Дети быстро нашли с ним общий язык. Через полгода наметилась положительная динамика. Дима стал уравновешенным, активным. Мама отказалась от медикаментозного лечения. Повысилась мотивация учения, Дима стал учиться на «4» и «5». Стал посещать секцию по легкой атлетике, часто защищает честь школы на районных соревнованиях. Принимает активное участие в классных праздниках и школьных мероприятиях, хорошо поет. Я посоветовала родителям отдать Диму в музыкальную школу. Теперь он занимается по классу баяна. В коллективе занимает лидирующее положение, стал любимцем девочек. За всем этим стоит колоссальная работа.

Из-за дня в день я стремлюсь, чтобы дети в своем «нравственном портфеле»  несли не злобу, не стремление выместить обиды на ком придется – а наклонность к добру и миру. Стараюсь преобразить детскую агрессию в энергию добра. Этому способствуют частые беседы и дискуссии о нравственности  и безнравственности, о разных поступках людей. Стараюсь, чтобы каждый ребенок выносил из этих бесед положительный опыт.

Как мало надо маленькому ребенку, чтобы душа его засветилась благодатным светом – участие, любовь, и внимание. Душевный контакт с ребенком, богатое общение с ним, духовное единение – первая и последняя проверка, правильно ли идет воспитание. Есть контакт – все идет  хорошо, нет контакта – ничего нельзя предсказать.

В своей работе я опираюсь на простые постулаты:

  1. если ребенка подбадривать, он учится верить в себя;
  2. если ребенка хвалить, он учится быть благодарным;
  3. если ребенка поддерживать, он учится ценить себя;
  4. если ребенка окружить дружелюбием, он учится находить любовь в этом мире.

Вот уже третий год мы вместе. Могу смело заявить: мы дружная семья, где царит уважение и взаимопонимание. Мы вместе радуемся свом успехам, решаем сообща возникающие проблемы. В классе царит поддержка и взаимовыручка.

Наша классная комната превратилась в уютный дом, в котором тепло и красиво. Дети совместно с родителями превратили класс в цветочную оранжерею. Некоторые ребята собственноручно выращивали цветы, например, Кострикина  Ксения, вырастила пассифлору, написала  исследовательскую работу «Чудесный мир комнатных растений. Пассифлора». Защитила эту работу на школьной научной конференции и получила благодарность. Цымбалюк Настя  участвовала в городской конференции «Маленький исследователь» по теме «Лечебные свойства северных ягод». Её исследовательская работа заняла 3-е место.

Воспитательная работа в моем классе многоплановая и разнообразная, направленная на развитие познавательных интересов, детского таланта, инициативы. По всем направлением деятельности я провожу разнообразные мероприятия – это классные часы, познавательные игры, экскурсии, поездки в театр, в цирк, прогулки в парк, соревнования, конкурсы, викторины, праздники.

Дети постоянно принимают участие в школьных олимпиадах  и   ни один год занимают призовые места, во всероссийских олимпиадах «Кенгуренок», «Русский медвежонок», международный молодёжный  чемпионат «Старт». В интеллектуальном школьном турнире «Умники и умницы» мы два года подряд занимаем 1-е место. Во 2-м классе  мы работали над информационным проектом «Природа в опасности!», успешно провели его презентацию  и получили высокую оценку.

В этом году мы вели поисковую исследовательскую работу по сбору материала о ветеране Великой  Отечественной войны, Морозовой Марии Григорьевне. Продуктом нашей деятельности стала проектная работа «Путешествие по дороге жизни» и выпуск альбома. Получили высокую оценку и благодарность от всего коллектива, а также благодарственные слова от Морозовой Марии Григорьевны.

Как и в любой дружной семье у нас есть  свои традиционные праздники: «День Знаний», «Осенины», «День именинника», «Новогодний огонек», «Праздник мам», «Прощай школа, здравствуй лето!».

Большая работа ведется по духовно-нравственному воспитанию. В этом учебном году мы провели открытое мероприятие «Традиции русского чаепития», гостями нашего праздника были администрация, учителя школы, родители.

Также мы частые гости Воркутинского краеведческого музея, где узнаем об истории, обычаях, традициях нашего родного края. Посещаем предприятия города, так поездка на молочный завод всем детям очень понравилась. Экскурсии по памятным местам нашего города расширяют  детский кругозор, а поездки в г.Великий Устюг в гости к Деду Морозу оставляют неизгладимые впечатления.

Огромное значение я уделяю укреплению здоровья детей. Стараюсь создавать максимальные условия, чтобы дети росли здоровыми и как можно меньше болели. Этому способствуют физминутки, подвижные перемены, прогулки на свежем воздухе, спортивные игры, занятия в бассейне.

Большинство детей ходят на секцию по  хоккею. Коваль Максим, Шибаев Серёжа играют в сборной города. Традицией нашего класса стало проведение спортивной игры «Папа, мама, я - спортивная семья». Интересно и увлекательно проходят у нас «День защиты детей, «Дни здоровья», «Зарничка».

 Мои ребята очень любят занятия, конкурсы, викторины по окружающему миру. Проявляют большую активность и показывают хорошие знания. Анисимов Рома, Кострикина Ксения, Антонова Влада получили Диплом  участника III Общероссийского конкурса детских проектов в области энергетики «Энергия детства». За  три года обучения мои ребята  стали публичны, свободно выступают в любой аудитории, отличаются  артистичностью и большой активностью.

К внеклассным мероприятиям относятся с большим интересом, с удовольствием готовят их. Особенно любят театрализованные представления, участниками таких празднеств бывают не только дети, но и родители, которые со всей ответственностью подходят к подготовке мероприятий. Они шьют костюмы, делают декорации. Без участия родителей не прошел ни один праздник, ни одна поездка, ни одна разработка проектов. Родители оказывают большую помощь в организации работы  класса. Родительский комитет работает очень хорошо.

Любой вопрос, любая просьба не остается без внимания, а тут же находятся пути их решения. Моя любовь, забота о них соединила меня невидимой нитью с их родителями, которые стали более терпимыми, внимательными, заботливыми. И я рада, что мне удалось сплотить не только детский коллектив, но и родительский. За этим стоит большой труд.

За четыре года мною проведена большая воспитательная и  просветительская работа.

В первую очередь я использую вариативные формы  для проведения родительских собраний, которые активизируют внимание родителей, способствуют более легкому запоминанию сути бесед, создают  особый настрой на откровенный и деловой разговор. Это дискуссии, тренинговые занятия, встречи за круглым столом, деловые игры. Провожу для родителей открытые уроки, даю творческие задания, которые они выполняют совместно с детьми.

Также родители принимают активное участие в жизни школы: выступают на общешкольных родительских собраниях, школьных научных конференциях, пишут статьи в газету.

Мне удалось найти не только общий язык, взаимопонимание со всеми  родителями моих воспитанников, но и раскрыть индивидуальные способности, творческий потенциал детей, заложить основы личности. Значит, я на верном пути, мое педагогическое кредо, моя выстроенная апробированная воспитательная система являются истинными.

 Я своей любовью объединила детей и взрослых, их души и сердца. А это ведет к сотрудничеству поколений, рождает в ребенке желание любить и действовать, заботиться о людях, о своей стране.