Программа кружка "Русский детский фольклор"
календарно-тематическое планирование по теме

Бобнева Оксана Александровна

В программе представлено планирование по данному кружку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon programma_kruzhka_russkiy_detskiy_folklor.zip22.83 КБ

Предварительный просмотр:

             Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №31» г. Курска

                                                 

                         Утверждено

                                                                                            методическим советом

                                                                                            МОУ «Средняя

                                                                                            общеобразовательная

                                                                                            школа № 31» г. Курска

                                                                                           «__»____________2010г.

                                                                                            Председатель

                                                                                            методического совета

                                                                                            ________И. Н. Киселева  

                                                                                             

                                                     

Программа кружка

«Русский детский фольклор»

                                      Выполнила: учитель начальных классов

                                                                                 Голобокова Оксана

                                                                          Александровна

Курск-2010 г.

Пояснительная записка.

                                                                         «Едва ли можно найти материал более близкий,                        затрагивающий интересы и  потребности детского      

возраста и потому самый занимательный, чем тот,

                                                                     который связан с детским бытом, с повседневной

                                                                жизнью, который возник, вырос и развился из

                                                                   исканий высокой радости детской народной массы.

                                    Это – детский фольклор.»

                                                                                                          Г.С.Виноградов.

Жизнь детей теснейшим образом связана с жизнью взрослых, но у ребёнка есть своё, обусловленное возрастными психическими особенностями видение мира.

В детском фольклоре находится ключ к пониманию возрастной психологии, детских художественных вкусов, детских творческих возможностей. Весь детский фольклор вызван к жизни «едва ли не исключительно педагогическими надобностями народа» (Г.С.Виноградов).

 Детский фольклор представляет собой специфическую область народного творчества, объединяющую мир взрослых и мир детей, включающую целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора.

Во многих детских песнях и играх воспроизводятся время и события, давно потерянные памятью народа. Детский фольклор помогает историкам, этнографам лучше понять жизнь, быт, культуру наших предков.

Многие забавы детей являются « шуточным подражанием серьёзному делу взрослых», средством подготовки детей к жизни. В них находят своё отражение производственно-хозяйственная деятельность, национально-психологические черты и социальная жизнь народа.

 К детскому фольклору как средству языковой характеристики народа обращались В.И.Даль, Д.К.Зеленин, П.Тихонов, А Мотовилов и другие знатоки языка.

  В современной России остро встала проблема культуры народа, его духовных богатств, вопрос об общественной значимости народной жизни, что обостряет интерес к народности, к народной поэзии. Фольклористика обретает общественно-политическое звучание.

 

Цель кружка: пробудить у обучающихся живой интерес к изучению русского   детского фольклора.

Задачи кружка:

образовательная: дать общее представление о содержании и объёме понятия «детский фольклор», о его классификации, основных жанрах, их функциях, генезисе и художественном своеобразии.

развивающая: развивать кругозор, интерес к народному слову, его истории.

 воспитательная: воспитывать чувство национальной гордости за свой народ, его культурное наследие, воспитывать внимательное отношение к слову, культуру речи.

Продолжительность кружка – 1 год.

1 четверть -  9 занятий

2 четверть – 7 занятий

3 четверть – 10 занятий

4 четверть – 8 занятий

Календарно – тематичекское планирование кружка

Тема занятия

Дата проведения

1

Введение. Русский детский фольклор.

2

Поэзия пестования. Колыбельные песни.

3

Колыбельные песни.

4

Пестушки.

5

Потешки.

6

Прибаутки.

7

Докучные сказки.

8

Бытовой фольклор. Детские народные песни.

9

Заклички и приговорки.

10

Детская обрядовая поэзия.

11

Прозвища и дразнилки.

12

Детские сказки, народные песни.

13

Страшилки.

14

Потешный фольклор. Словесные игры.

15

Молчанки и голосянки.

16

Поддёвки.

17

Сечки.

18

Скороговорки.

19

Небылицы – перевёртыши.

20

Загадки.

21

Подготовка к « Фольклорным посиделкам».

22

Знакомство с обрядовыми песнями.

23

Ансамбль народных инструментов.

24

Пляски – заигрыши.

25

Хороводные песни.

26

Народные обычаи.

27

Игровой фольклор. Формы ролевой игры без поэтически организованного текста.

28

Формы ролевой игры с игровыми припевами.

29

Формы ролевой игры с приговорками.

30

Игры – импровизации.

31

Жеребьёвые сговорки.

32

Считалки.

33.

Народный кукольный театр. « На весёлой ярмарке».

34

Заключительное занятие.

Предполагаемые результаты освоения программы

Обучающиеся должны знать:

-специфику детского  фольклора;

- историю собирания и изучения детского фольклора;

- классификацию детского фольклора;

-жанры народной поэзии, их особенности.

Обучающиеся должны уметь:

-определять жанры народной поэзии;

-классифицировать жанры детского фольклора;

-использовать детский фольклор в учебной деятельности, общении со сверстниками, младшими братьями, сёстрами, детьми.

Учебно-тематический план

Разделы

Темы занятий

Всего часов

Беседы

Практика

Введение

Русский детский фольклор

1

1

Поэзия

пестования

Колыбельные песни

Пестушки

Потешки

Прибаутки

Докучные сказки

6

3

3

Бытовой

фольклор

Детские народные песни

Заклички и приговорки

Детская обрядовая песня

Прозвища и дразнилки

Детские сказки

Страшилки

6

3

3

Потешный

фольклор

Словесные игры

Молчанки и голосянки

Поддевки

Сечки

Скороговорки

Небылицы – перевёртыши

Загадки

7

3

3

Игровой

фольклор

Формальные ролевые игры без поэтически организованного текста

Формальные ролевые игры с игровыми припевами

Формальные ролевые игры с приговорками

Игры-импровизации

Жеребьёвые скороговорки

Считалки

6

2

4

« Фольклорные посиделки»

Подготовка к посиделкам

Знакомство с обрядовыми песнями.

Ансамбль народных инструментов

Пляски – заигрыши

Хороводные песни

Народные обычаи

6

1

5

Народный кукольный театр

« На весёлой ярмарке»

1

1

Заключительное занятие

1

1

Содержание программы

Тема 1. Вводное занятие (1 час)

Цели, задачи, содержание программы обучения. Специфика  детского фольклора, история собирания и изучения детского фольклора. Классификация детского фольклора.

Тема 2.Поэзия пестования (6 часов)

Тема 2.1., 2.2.  Колыбельные песни.

Понятие жанра. Генезис колыбельной песни. Внутрижанровая классификация. Художественный стиль колыбельной песни. Разучивание колыбельных песен.

Тема 2.3. Пестушки.

Понятие жанра. Жанровые черты. Физиологическое значение пестушек. Поэтизация текста пестушек. Анализ пестушек.

Тема 2.4. Потешки.

Понятие жанра.Жанровые черты. Функции потешек. Анализ пестушек, их разучивание.

Тема 2.5. Прибаутки.

Понятие жанра. История жанра. Процесс формообразования прибауток. Группы прибауток.

Анализ и разучивание прибауток.

Тема 2.6. Докучные сказки.

Понятие жанра. История жанра. Функции докучных сказок. Чтение и анализ докучных сказок.

Тема 3. Бытовой фольклор (6 часов)

Тема 3.1. Детские народные песни.

Понятие жанра. Классификация  детских народных песен. Своеобразие жанра. Значение жанра. Анализ и разучивание детских народных песен.

Тема 3.2. Заклички и приговорки.

Понятие жанров, их генезис. Особенности жанров, отличие их друг от друга.

Анализ и разучивание закличек и приговорок.

Тема 3.3. Детская обрядовая поэзия.

Формы духовного воспитания в старину. Генезис детской обрядовой поэзии. Традиции детской обрядовой  поэзии в современности. Чтение текстов детской обрядовой поэзии, их анализ.

Тема 3.4. Прозвища и дразнилки.

Понятие жанров, отличие их друг от друга. Поэтика, условия бытования прозвищ и дразнилок. Генезис жанров. Чтение, анализ прозвищ и дразнилок.

Тема 3.5. Детские сказки.

Генезис жанра. Классификация детских сказок. Педагогическая функция детских сказок. Сказки-импровизации. Чтение сказок.

Тема 3. 6. Страшилки.

Понятие жанра. Генезис жанра. Жанровое своеобразие. Классификация страшилок. Значение страшилок в жизни ребёнка. Чтение и анализ страшилок.

Тема 4. Потешный фольклор (7 часов)

Тема 4.1. Словесные игры.

Понятие жанра, его генезис. Поэтика игр. Жанровое разнообразие. Коммуникативная и эстетическая ценность жанра. Разучивание словесных игр.

Тема 4.2. Молчанки и голосянки.

Понятия жанров. Роль жанров в жизни ребёнка. Генезис жанров. Разучивание и анализ молчанок и голосянок.

Тема 4. 3. Поддёвки.

Понятие и генезис жанра. Педагогическая функция поддёвок. Поэтизация текстов поддёвок. Классификация поддёвок. Чтение и анализ поддёвок.

Тема 4. 4. Сечки.

Понятие и генезис жанра. Исследование сечек фольклористами. Особенности жанра. Разучивание сечек.

Тема 4. 5. Скороговорки.

Генезис скороговорок. Публикации собраний скороговорок. Скороговорка – инструмент в работе логопеда. Бытование скороговорок в наши дни. Конкурс скороговорочников.

Тема  4.6. Небылицы-перевёртыши.

Понятие и генезис жанра.  Педагогическая ценность жанра. Классификация небылиц-перевёртышей, жанровое своеобразие. Чтение небылиц-перевёртышей.

Тема 4.7. Загадки.

Генезис жанра. Педагогическая ценность загадок. Классификация загадок. Приёмы составления загадок. Анализ и разгадывание загадок.

Тема 5. Фольклорные посиделки (6 часов)

Подготовка и проведение «Фольклорных посиделок»

Сбор материала и составление сценария мероприятия. Распределение ролей, составление заданий для участников посиделок. Репетиции мероприятия.

Знакомство с обрядовыми песнями.

Ансамбль народных инструментов. Знакомство с историей деревянной ложки,гармоники.

Пляски – заигрыши.

Хороводные песни. Разучивание песен.

Народные обычаи.

Тема 6. Игровой фольклор (6 часов)

Тема 6.1. Формальные ролевые игры без поэтически организованного текста.

 Особенности жанра. Педагогические функции игры. Поэтизация   текстов игр.

Разучивание игр.

Тема 6.2. Формальные ролевые игры с игровыми припевами.

Особенности жанра. Хороводные игры. Генезис жанра. Негативное влияние СМИ на формальные ролевые игры. Разучивание игр.

Тема 6.3. Формальные ролевые игры с игровыми приговорами.

Особенности жанра. Классификация жанра. Игры, заимствованные от взрослых. Жизнеспособность формальных ролевых игр с игровыми припевами. Разучивание игр.

Тема 6.4. Игры-импровизации.

Особенности жанра. Генезис жанра. Игры-импровизации – зеркало жизни народа. Педагогическая ценность игр-импровизаций.

Тема 6.5. Жеребьёвые сговорки.

Понятие и особенности жанра. Генезис жанра и его исследования. Поэтизация текстов сговорок.

Разучивание сговорок.

Тема 6.6. Считалки.

«Неувядаемые произведения». Жанровое своеобразие считалок. Генезис жанра. Вариативность считалок. Классификация считалок. Поэтизация текстов считалок. Композиция считалок. Популярность жанра в наши дни. Разучивание считалок.

Тема 7. Народный кукольный театр «На весёлой ярмарке» (1 час).

Генезис народного кукольного театра, его особенности. Герой-любимец публики – Петрушка Уксусов. Чтение сценки и его обсуждение.

 Тема 8. Заключительное занятие.

Сочинение на тему « Что мне дли занятия фольклорного кружка?» Подведение итогов.

 

Литература:

 1. Александрович Н.Ф. «Внеклассная работа по русскому языку». – Минск: Народная асвета, 1971г.

2.Мельников М.Н. «Русский детский фольклор»: учебное пособие для студентов пед. ин-тов – М: Просвещение, 1987г.

3.Стрельцова Л.Е. «Литература и фантазия» - М: Просвещение, 1992г.

 4.Ушаков Н.Н. «Кружковая работа по русскому языку»: (Сборник статей из опыта работы). Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1979г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа литературного клуба "Русский детский фольклор"

Программа литературного клуба «Русский детский фольклор» предназначена для детей начальной школы 8-9 лет. Данная программа прошла апробацию во 2 классе. Программа рассчитана на 1 час в неделю, ч...

Праздник - спектакль по мотивам зарубежного детского фольклора

Спектакль рассчитан на детей младшего школьного возраста, изучающих английский и немецкий языки. В спектакле  использованы английские и немецкие песни и стихи в переводе русских писателей, а такж...

Праздник - спектакль по мотивам зарубежного детского фольклора

Спектакль рассчитан на детей младшего школьного возраста, изучающих английский и немецкий языки. В спектакле использованы народные английские и немецкие песни и стихи в переводе русских писателей, а т...

«Башкирский детский фольклор»

На празднике показана самобытность народа,которая проявляется в устном народном творчестве....

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО. ДЕТСКИЙ ФОЛЬКЛОР. Методический материал к учебным занятиям по дополнительной общеразвивающей программе "В глубину родной культуры"

В данной разработке содержитя материал по детскому фольклору, представлены тексты потешек, пестушек, загадок, скороговорок и т.д....

Программа "Детский фольклор для начальной школы \факультативный курс\"

Сегодня в рамках школьного образования необходимо восстанавливать утраченные связи современного человека с культурой своего народа. Речь идет о фольклоре как основе основ воспитания детей. Этой универ...