Рабочая программа факультатива "Основы православной культуры"
календарно-тематическое планирование (3 класс) на тему

Захарова Светлана Павловна

Рабочая программа содержит пояснительную записку и календарно - тематическое планирование. Третий год обучения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opk.doc83.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

         Рабочая программа разработана на основе «Примерного содержания  образования по учебному    предмету «Православная культура»,  Приложение  к  письму  Минобразования России  от  22.10.2002 г. № 14-52876 ИН/16 , с  учётом  опыта  работы  первого  издания программы, по которой курс православной культуры ведётся в Курской области с 1997 года. Программа  одобрена Общественным советом по духовно-нравственному воспитанию детей и молодёжи Курской области 5 мая  2006 г., протокол №1.

Авторы: Л.П. Гладких, преподаватель,

                протоиерей Валентин Гребеньков, преподаватель,

                архимандрит Зиновий ( А.А.Корзинкин),

                кандидат педагогических наук, доцент,

                В.М. Меньшиков, доктор педагогических наук, профессор,

                С.Э. Наперстникова, преподаватель

 Для реализации программного содержания используются:

для обучающихся

1.С.Э.Наперстникова, Архимандрит Зиновий (А.А.Корзинкин), В.М.Меньшиков

Экспериментальное учебное пособие для начальных классов Общеобразовательных школ, лицеев, гимназий «Основы православной культуры» 3-ой год обучения. Курск,2007

2. С.Э.Наперстникова, Архимандрит Зиновий (А.А.Корзинкин), В.М.Меньшиков,Е.И.Стругаева, В.А.Федяев Рабочая тетрадь «Основы православной культуры» 3-ой год обучения., Курск,2007

для учителя

Н27 Основы православной культуры: методические рекомендации для учителей православной культуры / С.Э.Наперстникова, Архимандрит Зиновий (А.А.Корзинкин), В.М.Меньшиков; Курск. гос.ун-т. – Курск, 2006.

Количество часов в год; 34

Количество часов в неделю: 1

Количество часов по четвертям :

! четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

8 часов

7 часов

10 часов

9 часов

          Актуальность изучения православной культуры  в государственных и муниципальных образовательных учреждениях обусловлена насущной социально-педагогической потребностью обновления содержания образования, развития воспитательных функций светской школы в новых социокультурных условиях. В современной России во всех слоях общества растёт интерес к духовно-нравственному, культурно-историческому наследию и православной культуре как его существенной части.

          Требования российского законодательства к содержанию «образования устанавливают, что оно должно быть ориентировано, в частности, на обеспечение самоопределения личности, создание условий для её самореализации; оптимальное развитие общества;  укрепление и совершенствование правового государства, должно обеспечить адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества; формирование у обучающегося адекватной  современному уровню знаний, на  данной ступени обучения картины мира; формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование  этого общества…»(Закон Российской Федерации «Об образовании», ст.14)

          Изучение православной культуры  способствует реализации практически всех этих требований. Приобщение  детей и молодёжи к православным культурным ценностям, имеющим общенациональную значимость, является необходимым условием формирования человека и гражданина, интегрированного в современное российское общество.

         Цель курса:

- духовно-нравственное развитие ребёнка посредством его приближения к ценностям православной культуры.

         Основные задачи курса:

  1. Помочь каждому ребёнку обрести подлинное понимание смысла жизни человека, своего предназначения и места в жизни, способность освоению традиционного образа жизни.
  2. Раскрыть основные  религиозные понятия и представления православного христианства.
  3. Познакомить учащихся с историей Ветхого и Нового Завета, развитием христианской церкви, происхождением, развитием и особенностями других основных религий мира. Показать несовместимость тоталитарных сект с подлинной религией.
  4. Изучить историю Русской Православной Церкви, раскрыть культурно-образующую и государствообразующую роль Церкви в истории России. Способствовать формированию интереса к истортт православия, к образцам личного подвига благочестия. Воспитывать любовь и уважение к Родине, её культуре, святыням.
  5. Дать  знания о Православной Церкви и православном храме. Раскрыть содержание и смысл православного искусства: архитектуры, иконописи, музыки, литературы. Донести до детей  их смысловое и системообразующее значение для российской культуры. Приобщать  детей к освоению православного искусства.
  6. Приобщить  детей к нравственным идеалам, ценностям, нормам православной культуры на основе изучения текстов Священного Писания, фактов церковной истории,  примеров из жизни святых и конкретных исторических лиц, образцов церковного православного искусства. Помочь детям в раскрытии смысла высоких нравственных ценностей православного христианства, сформировать позицию неприятия циничного рационализма, жестокости, пошлости, алчности, хамства.

Дать  детям твёрдые нравственные ориентиры в образцах православной жизни  на     основе веры, надежды и любви. Научить быть отзывчивыми к сверстникам и старшим, развивать способность к сопереживанию, умению мирно решать конфликты.

  1. Изучить круг основных православных праздников. Показать их тесную и   органичную связь  с народной жизнью, народным искусством и творчеством.

  Содержание курса.

  Основой содержания курса православной культуры выступают сведения из Библии и жизни Православной Церкви.  Причём в младшем возрасте предполагается практическое знакомство с литургическим годом, которое со временем должно перейти во внеклассную работу. На протяжении всего курса сообразно возрасту ребёнка изучается Библия как достоверное и духовное знание, а не как собрание мифов, сказаний и т.п.

 Содержание представлено в следующих разделах курса.

  1. Священная история Ветхого Завета.

1 Учёба – наш главный труд.

2 О святой Библии. Творение ангельского мира.

3.Творение видимого мира. Первый, второй, третий дни творения.

4.Четвёртый, пятый, шестой дни творения видимого мира.

5.История грехопадения.Ожидание Богом покаяния Адама. Изгнание человека как способ остановить распространение зла.

6.Всемирный потоп. Дети Ноя. Вавилонская башня. Расселение людей по земле.

7 Праведный Авраам – отец верующих. Явление Бога Аврааму в виде Трёх Странников. Гибель Содома и Гомморы – наказание за грех.

8.Авраам и Исаак. Понятие жертвы. Зачем Богу была нужна жертва Авраама? Любовь Божия к людям.

9. Исаак и его сыновья: Иаков и Исав.Дети Иакова. История Иосифа.Переселение семейства Иакова в Египет. Жизнь евреев в Египте.

10. Рождение пророка Моисея. Призвание его к освобождению  евреев из рабства египетского. Исход евреев из Египта.

11. Дарование десяти заповедей Закона Божия на горе Синай. Первые четыре заповеди Закона Божия.

12. Заповеди (5-7) Закона Божия. Нравственное поведение ребёнка.

13. Заповеди (8-10) Закона Божия. Нравственное поведение ребёнка.

14.Устроение скинии. Скиния – первый храм. Странствование евреев по пустыне. Вступление евреев в землю Обетованную.

15.Благочестивый Давид. Давид и Голиаф. Царствование Давида.

16.Празднование Светлого Рождества Христова.

17. Царствование Соломона. Нравственное падение царя Соломона и его последствия. Разделение царства еврейского на Иудейское и Израильское. Отступление от Бога как  причина падения царства.

18. Царство Израильское. Пророки царства израильского: Илия, Елисей, Иона.

19.Царство Иудейское и его разрушение. Пророки иудейского царства: Иеремия, Исаия.

20. Вавилонский плен. Пророк Давид и его друзья. Помощь Господа Своим верным сынам.

21.Возвращение иудеев из вавилонского плена. Построение второго Иерусалимского храма.Предсказание о пришествии Спасителя.

22. Иудея под властью греков. Перевод Священного Писания на греческий язык – распространение Заповеди по миру. Мученики за веру: Маккавеи.

23. Иудея под властью римлян. Всеобщее ожидание Спасителя.

 2. Православная культура.

24. Церковь.  Священник и его помощники.

25. Православный храм. Устройство храма.

26. Православный храм в традициях жизни  православной семьи. Традиции посещения  храма в воскресные и праздничные дни : участие в церковных таинствах. Крестины, венчание, отпевание.

27. Курские храмы. Знаменский кафедральный собор, Сергиево- Казанский кафедральный собор,. Храм нашего города или села.

28. О святых иконах. . Два мира в иконе: земной и небесный.

29. Молитвенная культура Православия. Молитва – защита в беде и опасности. Православный молитвослов, молебны.

30. Богослужение – небесные ступени. Всенощное Бдение.

31. Литургия, её составляющие. Участие в богослужении.

32. Святые сосуды и церковная утварь.

33. Колокола и колокольный звон. Крестные ходы и их роль в жизни русского народа.

34. Монашество, его смысл. Монастыри, Коренная  Пустынь. Паломничество.

Тематическое планирование курса «Основы православной культуры» 4 класс

Формы, методы и средства преподавания православной культуры.

Среди форм обучения, наряду с классно-урочными занятиями, должны быть и внеклассные занятия- посещение храмов, экскурсии в монастыри и храмы, посещение святынь, помощь нуждающимся людям, забота о младших и т.д.

Плодотворным в этом плане может оказаться использование таких форм проведения урока, как  путешествие в предмет, в историческую эпоху ( Крещение Руси), урок-портрет, посвящается выдающимся деятелям русского православия  Сергию Радонежскому, серафиму Саровскому и др., урок вопросов и ответов и т.п.

В изучении православной культуры используется вся система современных методов обучения, соответствующих сущности православия, содержанию образования и воспитания. Это предполагает не ограничиваться только словесным изложением материала, но продуктивно использовать активные метода обучения, включать детей в процесс изучения православной культуры, используя самые разные виды детского творчества: рисунки, пение, сочинение и т.п.

Многообразными должны быть и средства обучения. Так изчение книг Ветхого и Нового Завета вводит детей в мир вечных истин и всегда современных идей, высочайших нравственных идеалов, в художественной форме предлагает читателям увлекательные исторические и бытовые сюжеты, раскрывает сложные и неоднозначные ситуации, знакомит с историей, обычаями, образом мысли народов древнейших цивилизаций.

Важную роль играет изучение православного церковного и светского искусства: архитектура, иконопись, изобразительное искусство, художественная литература, предания, сказки, образцы музыкального и поэтического творчества. Знание праздников вводит в литургический православный круг, связывая воедино мир духовной и социальной жизни русского народа с миром русской природы.

Тематическое планирование курса «Основы православной культуры» 4 класс

№ п/п

 Дата проведения

Тема занятия

1.

  Учёба – наш главный труд. Трудолюбие

отрока Варфоломея.

2.

    О Святой Библии. Творение ангельского мира.

3.

Творение видимого мира. Первый, второй, третий дни творения.

4.

Четвёртый, пятый, шестой дни творения видимого мира.

5.

История грехопадения.Ожидание Богом покаяния Адама. Изгнание человека как способ остановить распространение зла.

6.

Всемирный потоп. Дети Ноя. Вавилонская башня. Расселение людей по земле.

7.

Праведный Авраам – отец верующих. Явление Бога Аврааму в виде Трёх Странников. Гибель Содома и Гомморы – наказание за грех.

8.

Авраам и Исаак. Понятие жертвы. Зачем Богу была нужна жертва Авраама? Любовь Божия к людям.

9.

 Исаак и его сыновья: Иаков и Исав.Дети Иакова. История Иосифа.Переселение семейства Иакова в Египет. Жизнь евреев в Египте.

10.

Рождение пророка Моисея. Призвание его к освобождению  евреев из рабства египетского. Исход евреев из Египта.

11.

. Дарование десяти заповедей Закона Божия на горе Синай. Первые четыре заповеди Закона Божия.

12.

Заповеди (5-7) Закона Божия. Нравственное поведение ребёнка

13.

. Заповеди (8-10) Закона Божия. Нравственное поведение ребёнка.

14.

Устроение скинии. Скиния – первый храм. Странствование евреев по пустыне. Вступление евреев в землю Обетованную.

15.

 .Благочестивый Давид. Давид и Голиаф.   Царствование Давида.

16.

Празднование Светлого Рождества Христова.

17.

Царствование Соломона. Нравственное падение царя Соломона и его последствия. Разделение царства еврейского на Иудейское и Израильское. Отступление от Бога как  причина падения царства.

18.

. Царство Израильское. Пророки царства израильского: Илия, Елисей, Иона.

19

Царство Иудейское и его разрушение. Пророки иудейского царства: Иеремия, Исаия.

20.

Вавилонский плен. Пророк Давид и его друзья. Помощь Господа Своим верным сынам.

21.

Возвращение иудеев из вавилонского плена. Построение второго Иерусалимского храма.Предсказание о пришествии Спасителя.

22.

Иудея под властью греков. Перевод Священного Писания на греческий язык – распространение Заповеди по миру. Мученики за веру: Маккавеи.

23.

. Иудея под властью римлян. Всеобщее ожидание Спасителя.

24.

2. Православная культура.

Церковь.  Священник и его помощники.

25.

Православный храм. Устройство храма.

26.

Православный храм в традициях жизни  православной семьи. Традиции посещения  храма в воскресные и праздничные дни : участие в церковных таинствах. Крестины, венчание, отпевание.

27.

. Курские храмы. Знаменский кафедральный собор, Сергиево- Казанский кафедральный собор,. Храм нашего города или села.

28.

 О святых иконах. . Два мира в иконе: земной и небесный.

29.

Молитвенная культура Православия. Молитва – защита в беде и опасности. Православный молитвослов, молебны.

30.

Богослужение – небесные ступени. Всенощное Бдение.

31.

.Литургия, её составляющие. Участие в богослужении

32.

Святые сосуды и церковная утварь.

33.

 Колокола и колокольный звон. Крестные ходы и их роль в жизни русского народа.

34.

Монашество, его смысл. Монастыри, Коренная  Пустынь. Паломничество.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по православной культуре для 3 класса

рабочая программв расчитана на второй год обучения (3 класс)...

Рабочая программа по православной культуре

Рабочая программы по учебному предмету "Православная культура"- 2 класс...

Рабочая программа по православной культуре 2 класс

Рабочая программа по православной культуре 2 класс...

Рабочая программа. "Основы православной культуры", 4 класс.

Рабочая программа. "Основы православной культуры", 4 класс. (Пояснительная записка, требования к полученным результатам, тематическое планирование)....

Рабочая программа по православной культуре 2 класс (ФГОС)

       Рабочая программа курса «Православная культура» разработана на основе авторской программы Л.Л.Шевченко. Данная программа соответствует образовательным стандартам нача...

рабочая программа Основы православной культуры

программа по основам православной культуры в начальных классах...

Рабочая программа "Основы православной культуры"

Содержит: планируемые результаты,содержание курса,ктп....