Инновационный педагогический проект "Учимся жить вместе"
статья на тему
Цельпроекта: Развитие социальных, коммуникативных, и творческих компетенций младших школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 246.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Инновационный проект «Учимся жить вместе»
Руководитель проекта: Мельчаева Татьяна Юрьевна - учитель начальных классов.
Сфера реализации предлагаемого в проекте нововведения: Организация образовательного процесса обучающихся 2-Д класса..
База выполнения проекта: Обучающиеся 2-Д класса МАОУ СОШ № 40 г. Томска в количестве 31 человек.
Актуальность:
Формирование личности начинается с детства. Как указывают отечественные психологи: (Л.И.Божович, А.В.Вологодский, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев) младший школьный возраст – это особо ответственный период в психическом развитии ребенка, когда закладываются основные личностные механизмы деятельности и поведения, характерологические особенности человека: у ребенка возникают первые представления об окружающей действительности, формируется устойчивая структура мотивов, зарождаются новые социальные потребности, (потребность в признании сверстников, в уважении взрослого). Ребенок усваивает определенную систему социальных ценностей, моральных норм и правил поведения в обществе.
Как воспитать ребенка счастливым человеком, уверенным в себе, успешно решающим жизненные проблемы, приятным в общении, богатым дружескими и деловыми связями, любимым близкими людьми, друзьями? Несомненно, этот вопрос волнует всех педагогов. Не всегда дети могут легко наладить общение, ведь способность общаться со сверстниками и взрослыми – это проявление коммуникативных способностей, индивидуально-психологических особенностей личности.
Психическое развитие ребенка начинается с общения, оно формирует человека как личность, даёт ему возможность приобрести определённые черты характера, интересы, привычки, склонности, усвоить нормы и формы нравственного поведения, определить цели жизни и выбрать средства их реализации.
Наблюдая на протяжении многих лет процесс общения младших школьников, я пришла к выводу, что у детей не достаточно хорошо сформированы коммуникативные навыки. В общеобразовательной школе, как правило, класс многочисленен, и в нём всегда есть разные по эмоциональному уровню дети: умеющие общаться, уважающие товарищей, но есть и вспыльчивые, несдержанные, среди них зачастую возникают споры, некоторые дети выражают своё недовольство партнерами по игре или общению с помощью драк.
Неумение видеть и воспринимать сверстника, его переживания, желания, проблемы – основной источник трудных взаимоотношений в детском коллективе. Не секрет: многие дети настолько сосредоточены на себе, на своем «я», что сверстник для них лишь фон их жизни. Интерес представляет только собственная персона. Задача взрослых – научить младших школьников навыкам общения.
Моя задача – вооружить младших школьников необходимыми приемами общения, отвлечь внимание ребенка от фиксированности на собственном «Я», от сосредоточенности на отношении к себе сверстников, обратить внимание на товарищей вне контекста взаимоотношений.
В процессе реализации проекта учащиеся овладеют навыками творческого коммуникативного общения, мотивирующего их к совместной познавательной деятельности.
Идея проекта
Развитие познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей учащихся, определяющих формирование компетентной личности посредством интеграции учебной и внеучебной деятельности детей в рамках проекта «Учимся жить вместе».
Участие в проекте позволяет обучающимся не только получать знания, необходимые для совершенствования коммуникативных компетенций, но и способствует достижению личностных, предметных и метапредметных результатов образования, проект предполагает:
- понимать и осваивать новое;
- быть открытыми и способными выражать собственные мысли;
- позитивно относиться к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
- формировать представления о мире, истории, культуре, добре и зле, нравственности, толерантности;
- формировать уважительное отношение к родному краю, родной стране, семье, культуре, природе;
- осознавать целостность окружающего мира;
- уметь принимать решения и помогать друг другу;
- формулировать интересы и осознавать личные возможности,
Цель: Создание условий для развития познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей учащихся, определяющих формирование компетентной личности.
Задачи:
- Развивать связную речь и самостоятельность мышления;
- Формировать умение работать в коллективе;
- Формировать умение без коммуникативных затруднений общаться с людьми разных возрастных категорий, толерантности, эмпатию.
- Развивать уверенность в своих силах, умение и желание представить результат своей работы.
Участники проекта:
1. Мельчаева Татьяна Юрьевна, учитель начальных классов МАОУ СОШ № 40, руководитель проекта.
2. Карпухина Татьяна Геннадьевна, педагог – психолог, психологическое сопровождение проекта.
3. Учащиеся МАОУ СОШ № 40 (2-Д класс) - исполнители проекта.
4. Родители учащихся
5. социальные партнеры.
Этапы реализации проекта
№ | Мероприятия | Исполнители |
Организационный этап сентябрь 2009 -2010 учебного года. | ||
Разработка и обсуждение концепции проекта с обучающимися и родителями | Мельчаева Т.Ю. | |
Первичная диагностика мотивации детей к участию в проекте | Карпухина Т.Г. | |
Организационно-практический этап Сентябрь-октябрь 2009 -2010 учебного года | ||
Родительские собрания | Мельчаева Т.Ю. | |
Подбор литературы | Мельчаева Т.Ю. | |
Составление тематического плана | Мельчаева Т.Ю. | |
Привлечение социальных партнёров | Мельчаева Т.Ю. | |
Этап реализации проекта Октябрь 2009 года – май 2013 учебного года. | ||
Реализация программы проектной деятельности. .Обучающиеся 2-Д класса, классный руководитель, социальные партнёры. | Мельчаева Т.Ю. | |
Ежегодный анализ динамики участия обучающихся в проекте | Мельчева Т.Ю., Карпухина Т.Г. | |
Ежегодная рефлексия результатов работы | Мельчаева Т.Ю. | |
Ежегодная корректировка проекта с учётом полученных результатов | Мельчаева Т.Ю. | |
Аналитический этап Июнь 2012 - 2013 учебного года. | ||
Итоговый аналитический отчёт о результатах проектной деятельности | Мельчаева Т.Ю. |
Критерии оценки эффективности реализации проекта:
1. Положительная динамика участия обучающихся в проекте;
2. Повышение уровня развития …….- компетенций и образовательной инициативы у 100% обучающихся, участвующих в эксперименте;
3. Повышение уровня заинтересованности родителей в успешности ребёнка и степени участия родителей в совместной творческой деятельности
Основные принципы проекта:
Принцип нравственного воспитания
построение жизни на основе нравственного воспитания.
Гуманистическая направленность – реализуется путем формирования отношения к себе, к миру и с миром. (Отношение педагогов к воспитаннику как к ответственному субъекту собственного развития).
Природосообразность – воспитание должно основываться на научном понимании естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития человека сообразно его полу и возрасту.
Культуросообразность – воспитание должно строиться в соответствии с ценностями и нормами общества.
Принцип отбора содержания образования
научность и каноничность (сочетание современных достижений педагогики и психологии).
Многоуровневость. Учет возрастных особенностей детей.
Принципы организации занятий
наглядность, сознательность и активность, доступность, научность, учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей, систематичность и последовательность, прочность усвоения знаний, связь теории с практикой обучения и жизнью, воспитание в процессе обучения; вариативный подход.
Основные характеристики деятельности:
- Сочетание процесса образования с развитием навыков общения.
- Проект рассчитан на четыре года.
Для реализации проекта использовались следующие методы:
Наглядный метод.
Чтение художественной литературы, экскурсии, моделирование сказок, дидактические игры, наблюдения и др.
Словесный метод.
Художественная литература, беседы, с элементами диалога, проведение разнообразных видов игр, составление рассказов, разбор житейских ситуаций, классные часы, проведение викторин, праздников.
Практический метод
Организация продуктивной деятельности: экскурсии, составление с детьми кроссвордов, выпуск газет, поиск пословиц, поговорок, стихотворений, рассказов, написание сочинений, создание театрализованных сценок, миниатюр о дружбе, тематическое рисование, участие в городской программе «Учимся жить вместе».
Ступени общения:
Модель взаимодействия школы с семьёй.
Совместная деятельность педагога с детьми.
Формы работы с родителями.
- родительские собрания;
- открытые мероприятия воспитательно - образовательного процесса;
- проведение совместных мероприятий;
- индивидуальные консультации специалистов;
- наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, выставки детских работ.
Предполагаемый результат:
- формирование у младших школьников необходимых навыков общения;
- создание альбома «Мы умеем дружить».
Способы диагностики:
1.Наблюдение.
2.Моделирование проблемных ситуаций.
3.Анализ проведённых мероприятий (КТД, классный час, театрализованные игры…)
4.Тестирование.
Диагностика в педагогическом проекте.
На начало реализации инновационного педагогического проекта в первом классе инициатором всех мероприятий, классных часов, конкурсов рисунков была я. Учащиеся выполняли поручения учителя без собственной инициативы. Во второй год реализации проекта на добровольной основе выразили желание принимать участие в городской программе только 10 человек. После первого выездного тура (ДТД и М «Факел»), группа учащихся поделилась опытом общения со своими сверстниками из других школ, своими впечатлениями с одноклассниками. На следующий тур выразили желание поучаствовать все остальные. В течении года дети защищали свои творческие проекты, вносили предложения в КТД, помогли организовать и провести открытое классное мероприятие для учителей и для родителей.
На третьем этапе к участию в проекте активно подключились родители. Они помогали нам составлять и оформлять кроссворд о дружбе на один из городских этапов программы «Учимся жить вместе». Родители помогли организовать итоговое выступление на областном семинаре.
Итоги:
1.Опыт проведения открытого мероприятия «Давайте дружить. Наша классная планета» опубликован в сборнике ДО г.Томска «Городская целевая программа по правам человека «Учимся жить вместе»»;
2.Методическая разработка заняла призовое второе место (Грамота ДО г.Томска от 29 апреля 2011г.);
3.Команда 2Д класса награждена за I место Дипломом за победу в конкурсной программе «Я, ты, он, она» ;
4.Обзор педагогического проекта представлен на областном семинаре «Формирование ключевых компетенций учащихся через реализацию педагогических проектов» в рамках курсов повышения квалификации;
5.В 2011 – 2012 г.г. продолжить реализацию проекта, вести подготовку к выпуску альбома.
Рисунок 1Динамика роста активности обучающихся и родителей в проекте
1 ряд – учащиеся
2 ряд - родители
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация педагогического проекта "Учимся жить вместе"
Создание условий для развития познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей учащихся, определяющих формирование компетентной личности....
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/17/picture-63387-1366207590.jpg)
"Общение - это умение жить вместе"
На доступных детскому восприятию примерах раскрыть сущность нравственных отношений между людьми, учить придерживаться правил общ...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/08/picture-89418-1510163657.jpg)
Программа воспитания: "Учимся жить вместе" (6-8 классы)
Семья и школа – это берег и море, на берегу ребенок делает свои первые шаги, получает первые уроки жизни, а потом перед ним открывается необозримое море знаний, и курс в этом море прокладывает школа.Л...
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/26/picture-226749-1572096280.jpg)
Публичное представление инновационного педагогического опыта "Применение современных педагогических технологий в обучении младших школьников"
В опыте представлены разные виды работ с учащимися...
![](/sites/default/files/pictures/2016/06/04/picture-794854-1465048609.jpg)
Инновационный продукт «Давайте жить дружно!».
Инновационный продукт «Давайте жить дружно!». Система педагогических мастерских, направленных на развитие коммуникативных способностей детей (консспекты занятий по внеурочной деятельности, сценар...
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/16/picture-625856-1573915998.jpg)
Воспитательная работа "Учимся жить вместе"
Программа воспитательной работы "Учимся жить вместе" 1-4 класс...