Инновационный педагогический проект "Учимся жить вместе"
статья на тему

 

Цельпроекта: Развитие социальных,  коммуникативных, и  творческих компетенций младших школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kopiya_innovacionnaya_karta_proekta.doc246.5 КБ

Предварительный просмотр:

Инновационный проект «Учимся жить вместе»

Руководитель проекта: Мельчаева Татьяна Юрьевна - учитель начальных классов.

Сфера реализации предлагаемого в проекте нововведения: Организация образовательного процесса обучающихся 2-Д класса..

База выполнения проекта: Обучающиеся  2-Д  класса  МАОУ СОШ № 40 г. Томска в количестве  31 человек.  

Актуальность: 

Формирование личности начинается с детства. Как указывают отечественные психологи: (Л.И.Божович, А.В.Вологодский, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев) младший школьный возраст – это особо ответственный период в психическом  развитии ребенка, когда закладываются основные личностные механизмы деятельности и поведения, характерологические особенности человека: у ребенка возникают первые представления об окружающей действительности, формируется устойчивая структура мотивов, зарождаются новые социальные потребности, (потребность в признании сверстников, в уважении взрослого). Ребенок усваивает определенную систему социальных ценностей, моральных норм и правил поведения в обществе.

Как воспитать ребенка счастливым человеком, уверенным в себе, успешно решающим жизненные проблемы, приятным в общении, богатым дружескими и деловыми связями, любимым близкими людьми, друзьями?  Несомненно, этот вопрос волнует всех педагогов. Не всегда дети могут легко наладить общение, ведь способность общаться со сверстниками и взрослыми – это проявление коммуникативных способностей, индивидуально-психологических особенностей личности.  

Психическое развитие ребенка начинается с общения, оно формирует человека как личность, даёт ему возможность приобрести определённые черты характера, интересы, привычки, склонности, усвоить нормы и формы нравственного поведения, определить цели жизни и выбрать средства их реализации.

Наблюдая на протяжении многих лет процесс общения младших школьников, я пришла к выводу, что у детей не достаточно хорошо сформированы коммуникативные  навыки.  В общеобразовательной школе, как правило, класс многочисленен, и в нём всегда есть разные по эмоциональному уровню дети: умеющие общаться, уважающие товарищей, но есть и вспыльчивые, несдержанные, среди них  зачастую возникают споры, некоторые дети выражают своё недовольство  партнерами по игре или общению с помощью драк.

Неумение видеть и воспринимать сверстника, его переживания, желания, проблемы – основной источник трудных взаимоотношений в детском коллективе. Не секрет: многие дети  настолько сосредоточены на себе, на своем «я», что сверстник для них лишь фон их жизни. Интерес представляет только собственная персона. Задача взрослых – научить младших школьников навыкам общения.

         Моя задача – вооружить младших школьников необходимыми приемами общения, отвлечь внимание ребенка от фиксированности на собственном «Я», от сосредоточенности на отношении к себе сверстников, обратить внимание на товарищей вне контекста взаимоотношений.    

В процессе реализации проекта учащиеся овладеют  навыками творческого коммуникативного общения, мотивирующего их к совместной познавательной деятельности.

Идея проекта

Развитие познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей учащихся, определяющих формирование компетентной личности посредством  интеграции учебной и  внеучебной деятельности детей в рамках проекта «Учимся жить вместе».  

Участие в проекте позволяет обучающимся не только получать знания, необходимые для совершенствования коммуникативных компетенций, но и способствует достижению личностных, предметных и метапредметных результатов образования, проект предполагает:

- понимать и осваивать новое;

- быть открытыми и способными выражать собственные мысли;

- позитивно относиться к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;

- формировать представления о мире, истории, культуре, добре и зле, нравственности, толерантности;

- формировать уважительное отношение к родному краю, родной стране, семье, культуре, природе;

- осознавать целостность окружающего мира;

- уметь принимать решения и помогать друг другу;

- формулировать интересы и осознавать личные  возможности,

 

Цель:  Создание условий для развития познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей учащихся, определяющих формирование компетентной личности.

Задачи:

- Развивать связную речь и самостоятельность мышления;

- Формировать умение работать в коллективе;

- Формировать умение без коммуникативных затруднений общаться с людьми разных возрастных категорий, толерантности, эмпатию.

- Развивать уверенность в своих силах, умение и желание представить результат своей работы.

Участники проекта:

1.        Мельчаева Татьяна Юрьевна,  учитель начальных классов  МАОУ СОШ № 40,   руководитель проекта.  

2.        Карпухина Татьяна Геннадьевна, педагог – психолог, психологическое сопровождение проекта.  

3.        Учащиеся  МАОУ СОШ № 40  (2-Д класс)  - исполнители проекта.  

4.        Родители учащихся

5.   социальные партнеры.

Этапы реализации проекта

Мероприятия        

Исполнители

       Организационный этап    сентябрь 2009 -2010 учебного  года.

Разработка и обсуждение концепции проекта с обучающимися и родителями

Мельчаева Т.Ю.

Первичная диагностика мотивации детей к участию в проекте

Карпухина Т.Г.

        Организационно-практический этап     Сентябрь-октябрь 2009 -2010 учебного  года

Родительские собрания

Мельчаева Т.Ю.

Подбор литературы

Мельчаева Т.Ю.

Составление тематического плана

Мельчаева Т.Ю.

Привлечение социальных партнёров

Мельчаева Т.Ю.

        Этап реализации проекта      Октябрь 2009 года – май 2013 учебного года.

Реализация программы проектной деятельности. .Обучающиеся 2-Д класса, классный руководитель, социальные партнёры.

Мельчаева Т.Ю.

Ежегодный анализ динамики участия обучающихся в проекте

Мельчева Т.Ю.,

Карпухина Т.Г.

Ежегодная рефлексия  результатов работы

Мельчаева Т.Ю.

Ежегодная корректировка проекта с учётом полученных результатов

Мельчаева Т.Ю.

        Аналитический этап     Июнь 2012 - 2013 учебного года.

Итоговый аналитический отчёт о результатах проектной деятельности

Мельчаева Т.Ю.

 

Критерии оценки эффективности реализации проекта:  

1.        Положительная динамика участия обучающихся в проекте;

2.        Повышение уровня развития …….- компетенций и образовательной инициативы   у 100% обучающихся, участвующих в эксперименте;

3.        Повышение уровня заинтересованности родителей в успешности ребёнка и степени участия родителей в совместной творческой  деятельности

Основные принципы проекта:

Принцип нравственного воспитания 

 построение жизни на основе нравственного воспитания.

Гуманистическая направленность – реализуется путем формирования отношения к себе, к миру и с миром. (Отношение педагогов к воспитаннику как к ответственному субъекту собственного развития).

Природосообразность  – воспитание должно основываться на научном понимании естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития человека сообразно его полу и возрасту.

Культуросообразность – воспитание должно строиться в соответствии с ценностями и нормами общества.

Принцип отбора содержания образования 

 научность и каноничность (сочетание современных достижений педагогики и психологии).

 Многоуровневость. Учет возрастных особенностей детей.

Принципы организации занятий 

 наглядность, сознательность и активность, доступность, научность, учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей, систематичность и последовательность, прочность усвоения знаний, связь теории с практикой обучения и жизнью, воспитание в процессе обучения; вариативный подход.

Основные характеристики деятельности:

  1. Сочетание процесса образования с развитием навыков общения.
  2. Проект рассчитан на четыре года.

Для реализации проекта использовались следующие методы:

Наглядный метод.

Чтение художественной литературы, экскурсии, моделирование сказок, дидактические игры, наблюдения и др.

Словесный метод.

 Художественная литература, беседы, с элементами диалога, проведение разнообразных видов игр, составление рассказов, разбор житейских ситуаций, классные часы, проведение викторин, праздников.

Практический метод

Организация продуктивной деятельности:  экскурсии, составление с детьми кроссвордов, выпуск газет, поиск пословиц, поговорок, стихотворений, рассказов, написание сочинений, создание театрализованных сценок, миниатюр о дружбе, тематическое рисование, участие в городской программе  «Учимся жить вместе».

Ступени общения:

Модель взаимодействия школы с семьёй.

Совместная деятельность педагога с детьми.

 

Формы работы с родителями.

  1. родительские собрания;
  2. открытые мероприятия воспитательно - образовательного процесса;
  3. проведение совместных мероприятий;
  4. индивидуальные консультации специалистов;
  5. наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, выставки детских работ.

 

Предполагаемый результат: 

- формирование у младших школьников необходимых навыков  общения;

- создание альбома «Мы умеем дружить».

Способы диагностики:

1.Наблюдение.

2.Моделирование проблемных ситуаций.

3.Анализ проведённых мероприятий (КТД, классный час, театрализованные игры…)

4.Тестирование.

Диагностика в педагогическом проекте.

          На начало реализации инновационного педагогического проекта в первом классе инициатором всех мероприятий, классных часов, конкурсов рисунков была я. Учащиеся выполняли поручения учителя без собственной инициативы. Во второй год реализации проекта на добровольной основе выразили желание принимать участие в городской программе только 10 человек. После первого выездного тура (ДТД и М «Факел»), группа учащихся поделилась опытом общения со своими сверстниками из других школ, своими впечатлениями с одноклассниками.  На следующий тур выразили желание поучаствовать все остальные. В течении года дети защищали свои творческие проекты, вносили предложения в КТД, помогли организовать и провести открытое классное мероприятие для учителей и для родителей.

        На третьем этапе к участию в проекте активно подключились родители. Они помогали нам составлять и оформлять кроссворд о дружбе на один из городских этапов программы «Учимся жить вместе». Родители помогли организовать итоговое выступление на областном семинаре.

 Итоги:

1.Опыт проведения открытого мероприятия «Давайте дружить. Наша классная планета» опубликован в сборнике ДО г.Томска «Городская целевая программа по правам человека «Учимся жить вместе»»;

2.Методическая разработка заняла призовое второе место (Грамота ДО г.Томска от 29 апреля 2011г.);

3.Команда 2Д класса награждена за I место Дипломом за победу в конкурсной программе «Я, ты, он, она» ;

4.Обзор педагогического проекта представлен на областном семинаре «Формирование ключевых компетенций учащихся через реализацию педагогических проектов» в рамках курсов повышения квалификации;

5.В 2011 – 2012 г.г. продолжить реализацию проекта, вести подготовку к выпуску альбома.

 

Рисунок 1Динамика роста активности обучающихся и родителей в проекте

1 ряд – учащиеся

2 ряд - родители


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация педагогического проекта "Учимся жить вместе"

Создание условий для развития познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей учащихся, определяющих формирование компетентной личности....

"Общение - это умение жить вместе"

На  доступных  детскому  восприятию  примерах  раскрыть  сущность нравственных  отношений  между людьми,  учить  придерживаться  правил  общ...

Программа воспитания: "Учимся жить вместе" (6-8 классы)

Семья и школа – это берег и море, на берегу ребенок делает свои первые шаги, получает первые уроки жизни, а потом перед ним открывается необозримое море знаний, и курс в этом море прокладывает школа.Л...

Инновационный продукт «Давайте жить дружно!».

Инновационный продукт «Давайте жить дружно!». Система педагогических мастерских, направленных на развитие коммуникативных способностей детей (консспекты занятий по внеурочной деятельности, сценар...

Воспитательная работа "Учимся жить вместе"

Программа воспитательной работы "Учимся жить вместе" 1-4 класс...

Учимся жить вместе

Программа воспитательной работы...