Эссе « Мысли о воспитании в школьном коллективе»
статья по теме

Герасимова Лариса Александровна
Эссе "Мысли о воспитании в школьном коллективе"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon esse.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

Эссе

 « Мысли о воспитании в школьном коллективе»

работу выполнила

учитель начальных классов ГОУ ЦО 1989

Герасимова Лариса Александровна

Воспитывает всё: люди, вещи, явления,
но прежде всего и дольше всего – люди.
Из них на первом месте – родители и педагоги.
  А.С.Макаренко

В семье появляется ребенок, совсем крохотный. Первые шаги, первая улыбка, первые слова- какое это счастье! Его глазки смотрят на мир с интересом, его сердце умеет прощать.

Время летит и мы не успеваем оглянуться, как наш ребенок стоит на пороге первого класса, на пороге чего-то нового и неизведанного. Волнуется не только ребенок, но и родители, которые отдают самое дорогое в жизни неизвестному, пока еще, педагогу. «Как будут относится к ребенку? Сможет ли он влиться в коллектив? Не будут ли его обижать?» – эти вопросы задает себе каждый родитель. И мне, как первому учителю, доверено самое дорогое. Задача учителя не только научить писать, читать и считать, но и воспитать малыша настоящим ЧЕЛОВЕКОМ.

Мало кто знает, с какими трудностями приходится сталкиваться первому учителю.Не все дети сразу могут влиться в новый коллектив, кто-то только что  вырвался из под  родительского «крыла», и таким детям намного сложнее адаптироваться к новым условиям жизни. Кто-то плачет, кто-то дерется, кто-то вообще не понимает, зачем его мама отдала чужой женщине. К каждому нужно найти подход, выкроить время, чтобы поговорить, успокоить, направить и сделать так, чтобы каждому ребенку было комфортно учиться и находиться в новом коллективе, а ведь впереди еще 11 лет.

Поэтому главная задача классного руководителя в первые дни пребывания ребенка в школе – полюбить каждого малыша, как своего родного, чтобы каждый ребенок смог увидеть в вас  «маму», чтобы в классе он чувствовал себя как в своем доме, ведь «мой дом- моя крепость». И я всегда была против таких высказываний учителей, как :

« Учитель должен держать детей на расстоянии вытянутой руки. Мои дети дома, а это чужие дети, я их отучил и пошел домой, пусть ими занимаются родители»,-это неправильно.Я считаю, что с такими мыслями нет места педагогу в школе.Нет ничего плохого в том, что маленький ребенок может подойти и обнять своего первого учителя, довериться, рассказать о своих переживаниях,поплакать на плече у классного руководителя, быть понятым и услышанным. Ведь много примеров в жизни, когда педагог становиться ближе, чем родитель. И если вы в 4-м или 3-м  классе, когда наши дети становятся  взрослее,услышите: «Наша учительница-это многодетная мама, у нее  30 нас -детей!»,- то я считаю, что это большой успех в работе классного руководителя.Не нужно отталкивать детей, ведь чужих детей не бывает, ведь жизнь порой бывает жестока,еще много раз детям придется сталкиваться с несправедливостью, быть отвергнутыми и непонятыми, так не губите детские чувства на первых этапах новой жизни.

Помимо любви к детям, учитель должен видеть в ребенке маленькую ЛИЧНОСТЬ, уметь ценить и уважать его мнение и  интересы. Понятно, что маленькая личность еще несформирована до конца и направить, наставить на путь истинный-это вторая задача учителя. Как мы это будем делать? Ни в коем случае нельзя унижать,оскорблять детей, говорить, что учитель всегда прав- это абсолютно неправильный подход к воспитанию.Учитель должен уметь слушать и слышать, чего хочет каждый ребенок, уметь объяснить  «что такое хорошо и что такое плохо»,уметь подсказать и направить на правильный путь.

Каждое воспитание начинается с семьи. Поведение родителей, их характер, отношения к жизни, отношение между собой- все это отражается на поведении ребенка. Поэтому связь с семьей-это важнейшее звено в воспитании. Важно, чтобы каждый родитель, на первом же собрании  и при личных беседах понял, что пока ребенок еще мал, он нуждается в их поддержке, опоре и помощи, родитель должен быть рядом с ним и ни в коем случае не перекидывать все проблемы воспитания на школу и учителей.Сотрудничество с классным руководителем- важная задача родителей.

«Это школа во всем виновата. Мой ребенок ангел, а вы на него наговариваете!»- к  сожалению такие слова в наше время мы слышим  все чаще и чаще, и эта политика родителей абсолютна неправильна. Нужно объективно оценивать своего ребенка, стараться прислушиваться к мнению окружающих. Ведь родительская любовь порой бывает слепа и можно упустить время, а потом воспитывать свое чадо будет уже поздно.  

Воспитание нравственности-еще одна из важных задач педагога. Кто-то помог отстающему, кто-то пропустил девочку вперед, кто-то поделился конфетой с товарищем, кто-то хорошо отвечал на уроках. Все положительные поступки, все проявления заботы,доброты нужно омечать и уделять этому большое внимание. Ведь каждый ребенок на похвалу реагирует положительно и в следующий раз постарается сделать еще лучше.

Наказание! Без этого не обойтись. Наказывать нужно в пределах разумного. Иногда слово намного сильнее, чем ремень родителя. Любой отрицательный поступок не должен оставаться незамеченным. Сначала необходимо спросить у ребенка, зачем он совершил данный поступок и  выслушать его мнение, попросить дать оценку совершенному поступку. В большинстве случаев ребенок не знает, что сказать себе в оправдание, может начать сваливать вину на других. Нужно объяснить, что каждый должен отвечать сам за свои поступки, что Васю вы спросите потом. Если и это не помогает, то нужно четко, строгим тоном разъяснить ребенку, что он сделал неверно. С этой целью мы в классе проводим классные часы и   пятиминутки на уроке, если того требует случай. Да, жертвовать ценными минутами на уроке в воспитании школьников иногда приходится, если ты  учитель и классный руководитель в одном лице.

Умение работать в группе – одно из главных факторов успешного развития учащихся. Не так-то просто научиться работать сообща. Для этого я стараюсь не вмешиваться в конфликты  и отношения между учениками, стараюсь объяснить, что сначала нужно попробовать разобраться самим и если не получится, то обратиться ко взрослому, что нужно уметь слышать друг друга. К 4-му классу дети уже реже подходят к классному руководителю, если у них возникли проблемы между собой, а разбирают ситуацию сами и конфликтов практически  уже не бывает. Они становятся дружны и девиз нашего класса : «Один за всех, и все за одного!»

« Нельзя давать детям власть!» Кто это сказал? А как же воспитание самостоятельности и творческого потенциала? Авторитарный режим  уже в прошлом. Этот стиль может быть востребован на первых этапах становления коллектива, но к отрицательным качествам данного стиля относится то, что он способствует снижению творческой инициативы детей, ухудшает социально-психологический климат. Давать власть детям можно, но нужно постоянно наблюдать и направлять детей,делать с умом : вроде ты и не вмешиваешься и вся инициатива идет исключительно от них, но в свою очередь правильно их направляешь. У меня в классе, начиная со второго года обучения, проходят выборы старосты класса и совета класса путем голосования, вот втором классе уже видны явные лидеры. Разработаны обязанности данной ячейки класса. Дети сами выбирают, что им интересно, куда поехать на экскурсию, какой праздник можно провести, организовывают дежурства, проводят различные классные мероприятия, а начиная с 3 класса уже и репетиции. За советом и помощью всегда обращаются ко мне, все согласовывается, без этого никуда.

Исходя из вышесказанного, мы видим, что процесс воспитания личности-это сложный процесс, который включает в себя достатночно много аспектов и нюансов.От личности

учителя, его настроя,его отношения к детям, его профессионализма зависит воспитание наших детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мудрые мысли о воспитании

Общение с мудрыми людьми - праздник. Предлагаю подборку  замечательных высказываний о воспитании, семье. Полезный материал для педагогов и родителей....

Мысли о воспитании (эссе)

Воспитание – дело трудное, и улучшениеего условий – одна из священных      обязанностейкаждого человека, ибо нет ничего более важного,как образование самого себя и своих...

Эссе: "Мысли о воспитании гражданина-патриота Республики Казахстан"

В эссе описаны мысли о воспитании   гражданина_патриота Республики Казахстан, Речь идёт о том, чтобы представители более  100 национальностей, населяющих нашу стр...

Эссе: «Мысли о воспитании гражданина-патриота Республики Казахстан»

Нет сегодня ничего труднее, чем писать о патриотизме. Естественное, казалось бы для нормального человека чувство лю...

Мудрые мысли о воспитании.

Размышления известных людей о воспитании подрастающего поколения....

Статья "Мысли о воспитании"

Мои рассуждения на тему:"Что подразумевают под воспитательной работой в школе?"...

Нужен ли коллективизм в современном обществе? Воспитание коллективизма в школьном коллективе.

В данной статье рассматривается понятие коллективизма в обществе и способы воспитания коллективизма среди младших школьников....